🍪
Чей Чокопай?
Есть две вечные истории: о Ромео и Джульетте и о двух Чокопаях. Некоторые не замечают, что на рынке есть два разных Choco Pie – один от Orion, другой от LOTTE. Кто-то спорит о том, какой из этих Чокопаев появился раньше и может считаться оригинальным. Кому-то даже известно о других Чокопаях, например,
от Crown. Наконец, в определённом возрасте человек задаётся взрослым вопросом:
почему до сих пор Orion и LOTTE не засудили друг друга?
Наливайте чай, время поговорить о бисквитиках.
Легенда гласит, что бисквиты под брендом Choco-Pie впервые были выпущены в 1974 году корейской компанией Orion, которая тогда называлась Tongyang Confectionery. Тогда же была подана заявка на
товарный знак «Choco-Pie» — правда, не в англоязычном, а в корейском варианте 오리온초코파이 («Orion Choco Pie»). Решение о регистрации было принято в 1976 году.
Другая корейская компания, Lotte, начала выпуск Чокопаев только в 1979 году, изменив название лишь символически (на корейском языке речь шла лишь о незначительном различии в чёрточках иероглифа). В том же году была подана заявка на регистрацию
товарного знака «Lotte Choco Pie» (тоже в корейском написании).
О том, что происходило с правами на бренд «Choco Pie» в Корее дальше, свидетельства немного разнятся.
Говорят, что Orion пыталась помешать LOTTE зарегистрировать свой знак, но патентное ведомство встало на сторону LOTTE в виду описательности обозначения «Choco Pie», которое переводится дословно как «шоколадный пирог». И это странно, учитывая, что заявку LOTTE в итоге зарегистрировали несмотря на описательность. Возможно, ведомство решило, что сильными элементами знаков являются слова Orion и LOTTE, а не Choco Pie.
Всё становится ещё страннее, если верить информации о том, что в 1999 году Orion проиграла иск против LOTTE о нарушении прав на бренд. Корейские медиа
пишут, что, по мнению суда, долгое время Orion не предпринимала меры против конкурентов, использующих обозначение «Choco Pie», что привело к общеупотребимости обозначения. Почему суд пришёл к таким выводам, если ещё с 1979 года Orion стремилась пресечь регистрацию товарного знака LOTTE? Остаётся загадкой. Для всех, кто не владеет корейским.
Самое удивительное – в итоге правовая охрана товарного знака Orion в Корее была прекращена, а товарный знак LOTTE действует до сих пор!
Однако то, что происходит в Корее, остаётся в Корее.
Во Вьетнаме, например, Orion
сумела сохранить права на «Choco-Pie» и может оставаться единственным Чокопаем. Товарный знак «Choco-Pie» принадлежит Orion и в некоторых других странах: Сингапуре, Японии, Украине и др.
В России Orion сначала получила правовую охрану для шоколадных бисквитов, но впоследствии утратила ее из-за описательности, возможно, как раз по возражению Lotte. Сейчас
знак действует для НЕшоколадных изделий, что, правда, не должно мешать Orion предъявлять требования к конкурентам на основании однородности. Однако у Lotte
есть собственный товарный знак в России, причем он охраняется вообще для всех кондитерских изделий, но обозначение "chocopie" дискламировано. Так что у Orion знак более ранний, а у Lotte более широкий. Вероятно, компании просто не хотят развязывать войну за знаки, т.к. последствия в такой ситуации достаточно непредсказуемы. Тем не менее, это не мешает Orion
защищать свой бренд, ссылаясь на копирование дизайна упаковки в целом, который
охраняется товарными знаками.
Это может быть эффективно против небольших новых конкурентов, но против LOTTE применить такой же трюк сложнее – за длительное время сосуществования на рынке трудно сказать, что и с чем может перепутать потребитель – LOTTE c Orion или Orion c LOTTE. Возможно, общие узнаваемые черты красной упаковки Чокопая когда-то будут признаны столь же типичными, как сине-голубой дизайн сгущёнки.
Какой же Чокопай вкуснее? А это надо спросить у вас :)