Size: a a a

2020 February 29
Games of Brands
Товарные запахи

О том, что нетрадиционными товарными знаками можно защищать запахи, в блогах по интеллектуальной собственности не рассказывал разве что ленивый.
#trademarksinreallife

Однако, как правило, при рассказе о них приводят, лишь несколько известных примеров: запах свежескошенной травы для теннисных мячей, «кожаный аромат»  для услуг по обучению (хотя, на самом деле, чисто запаховым знаком «кожаный аромат» не является – он комбинированный, где запах лишь один из элементов комбинации).

Сегодня мы подготовили для вас наиболее полную подборку действительно «запаховых знаков». В части знаков запах приводится как словесное описание, в другой части – это специальная хронограмма (как она выглядит, можно посмотреть пример тут) .

Попробуйте представить себе эти запахи во время просмотра!

Хороших выходных!)
источник
Games of Brands
#Копикаст 52 — Назад в будущее

Сегодня у нас 29 февраля 2020 года, а в Эфиопии — 19 амшира 2012 года, в Таиланде — всё же 29 февраля, но 2563 года. В день, который в наших григорианских краях случается лишь раз в 4 года (и то, как выясняется не всегда), Виктор и Антон отправляются в путешествие во времени и говорят о том, как календари и часовые пояса превращают весь юридический мир в Страну Чудес.

▫️ Как несовершенство календарей приводит к неравенству граждан?
▫️ Как получить исключительные права на обозначение, которое появится только завтра?
▫️ Как не пропустить срок на подачу апелляционной жалобы, если он уже пропущен?

Доступен на:
Apple Podcasts (для iOS), Google Podcastas (для Android), Castbox, Spotify, Яндекс.Музыка, Simplecast и здесь!
источник
2020 March 02
Games of Brands
Be a copyright lawyer they said…

На прошлой неделе издание Girls. Girls. Girls. опубликовало клип Синтии Никсон "Be a lady they said" (англ. "Будь леди, говорили они"), в котором актриса говорит о противоречивом понимании женской сексуальности и противоречащих друг другу физиологических стандартах, предъявляемых обществом к современной женщине:

"Они говорили быть леди. Не будь слишком толстой. Не будь слишком худой. Ешь с аппетитом. Не ешь так быстро. Похудей. Перестань столько есть. Закажи салат. Без углеводов. Пропусти десерт. Сядь на диету. О боже, ты выглядишь как скелет. Почему ты ничего не ешь? Ты выглядишь больной. Мужчины не любят кости".

Видео получило широкий общественный отклик.
Через несколько дней Анна Бей, блогер из Швеции, выпустила ремейк этого клипа, в котором сделала акцент на социальной роли женщины:

"Будь 50/50 леди. Почему ты не платишь? У тебя же есть работа? Почему мужчины всегда должны платить? Делай карьеру. Смотри за домом. Смотри за детьми. Смотри за своим мужчиной. Будь горяча. Будь привлекательна для него. Надо быть милой с ним, чтобы его удержать. Всегда предлагай заплатить за него. Заплати за него сама. Не будь старомодной".

Через некоторое время Анна получила от создателей оригинального ролика претензию  о нарушении авторских прав на музыкальное произведение.  

Как говорит сама Анна Бей, сначала она полагала, что её ролик подпадает под концепцию fair use, не требуя приобретения каких-либо прав. Затем, когда ей было предложено заключить лицензионное соглашение, она согласилась. Однако к моменту оформления сделки правообладатель передумал — в продаже прав ей было отказано, а ролик на YouTube был заблокирован за нарушение авторских прав.

По мнению Анны Бей, создатели оригинального ролика не согласились с её видением поднятой проблематики и используют авторские права в качестве средства цензуры.

Вероятно, Анна даже не представляет, что затронула чрезвычайно острую проблематику не только в области феминистского дискурса, но и в области авторских прав! Баланс между интересами правообладателей и общественными интересами — неизменно актуальный вопрос.

Попробуйте оценить клип Синтии Никсон (18+) и ролик Анны Бей (перезалитый на YouTube) самостоятельно и решить: кто, по-вашему, прав в этой ситуации?
источник
2020 March 03
Games of Brands
Спокойствие, Анна! Misuse Managed!
 
В конфликте между Синтией Никсон и Анной Бей допустимо поставить вопрос об использовании авторского права вопреки его назначению.

Но что это значит?

В российском праве это называется «злоупотребление правом». В США к спору может быть применена концепция Copyright misuse, рождённая в недрах права справедливости.  
Суть в том, что в удовлетворении требований истца может быть отказано, если они признаны «нарушающими публичное назначение авторского права».
Например, по мнению американского суда, в деле Video Pipline v. Buena Vista Home Ent., такое публичное назначение может заключаться в поощрении творчества и распространении креативности в обществе.
Если авторское право применяется вопреки и в ущерб своему назначению, в его защите может быть отказано. «В определенной ситуации публичный интерес может быть важнее потенциального ущерба обладателя авторского права»выразился суд в другом деле.

В случае с Анной Бей и Синтией Никсон предметом доказывания может быть вопрос о том, насколько правообладатель, блокируя ремейк на YouTube, действовал, что называется, «грязно», желая не допустить развития в аналогичном формате конкурирующего феминистского дискурса, то есть применяя авторское право вопреки его назначению. Если же он, наоборот, стремился добросовестно не допустить безвозмездного использования произведения, оставаясь феминистскому дискурсу индифферентным, авторское право вполне подлежит защите.

Думается, что при наличии у Анны Бей упомянутых ею доказательств — переписки о заключении лицензионного соглашения и последующем отказе от него — вероятность ее успеха в суде будет выше.
источник
2020 March 04
Games of Brands
#brandcтатистика
Пост к графику
Данные
источник
Games of Brands
Гендерные коды

Среди миллионов товарных знаков есть те, на которых изображены люди. Кого же на знаках изображают больше: мужчин или женщин? Как на это влияют общественные и экономические события?

Мы загрузили открытые данные из международной системы регистрации WIPO за период с 1975 по 2018 и систематизировали их в зависимости от кодов, которые присваивают эксперты при обработке заявок. Так, коды VC.02.01 и US.02.01 означают «Men», а VC.02.03 и US.02.03 – «Women».

Спорность всей ситуации в том, что ни в Венской, ни в Американской классификациях изображений нет отдельного кода, который присваивался бы для изображений человека без привязки к полу и гендеру (например, Human). Мы предполагаем, что эксперты могут сталкиваться с ситуацией, когда они не могут определить пол человека по изображению. В этом случае они вынуждены поставить какую-либо из указанных меток, которые имеют гендерный окрас.

Как видно на графике, в среднем, «Женские» коды присваивают в ≈2,5 реже, чем «мужские».

Товарные знаки — это не лакмусовая бумажка настроений в обществе. Уж слишком много факторов влияет на количество зафайленных заявок в мире, однако общие тренды отображены и здесь.

Отчетливо видно влияние лопнувшего пузыря доткомов в 2001 году, так же как и разразившегося в 2008 году Мирового экономического кризиса.

Можно проследить влияние четвертой волны феминизма в 2012 году – количество «женских» заявок непропорционально выросло в сравнении с «мужскими».

Ну и самое главное, что мы хотим вам показать – резкий рост «женских» заявок на фоне падения «мужских» после 2017 года. Это как раз совпадает с появлением движения #MeToo, но возможно, это не только его заслуга, и скачок был связан с некоторыми другими факторами.

Ну и как мы уже сказали, сложно связывать динамику подачи заявок и настроений в обществе. Поэтому на графике отмечены несколько точек, которые мы не можем объяснить. Если у вас есть идеи, напишите нам на @NikolayShevchenko.

Тому, кто предложит наиболее обоснованное предположение, будет полагаться специальный приз от Games of Brands.

Кстати, для любителей поработать со статистикой есть вот такая таблица (пример ниже), там вы можете найти данные с 1905 по 2020 год, графики с общим количеством заявок в год и разбивку по каждому коду. Наслаждайтесь!
источник
2020 March 05
Games of Brands
🧀 Halloumi vs Bbqloumi

Сегодня Суд ЕС отменил решения нижестоящих судов по спору о товарных знаках Halloumi и Bbqloumi. Суд встал на сторону кипрского фонда защиты традиционного сыра Халлуми - владельца коллективного товарного знака ЕС Halloumi.

Ключевой вывод суда (п. 69): низкая степень сходства обозначений компенсируется тождеством или высокой однородностью тех товаров, для которых знак регистрируется, и наоборот. При этом степень сходства между обозначениями усиливается, если ранее зарегистрированное обозначение обладает крайне высокой различительной способностью.

Такой вывод идет в развитие ранее принятых правовых позиций судов ЕС (1,2), а также во многом соответствует правовым позициям Верховного суда РФ в отношении анализа сходства товарных знаков, обобщенных прошлой весной.

Сегодняшнее решение подтверждает общий тренд на гармонизацию правовых подходов к товарным знакам в ключевых юрисдикциях.

А вам кажутся обозначения Halloumi и Bbqloumi сходными до степени смешения?
источник
2020 March 07
Games of Brands
Предупреждаем о вреде алкогольных напитков!

Наступают длинные выходные, и сегодня мы разбираем правовую охрану ключевых товарных знаков компании Diageo.

Black Label и Red Label, Gordon's и J&B. Пожалуй, эти бренды известны почти всему взрослому человечеству (как минимум, 21+).

Смотрим, восхищаемся отличными товарными знаками и с нетерпением ждем праздника!

Всех с наступающим 8 марта и отличных выходных!
источник
2020 March 10
Games of Brands
В ноябре Антон Ендресяк выступал  на конференции DevGAMM, где рассказывал разработчикам видеоигр о том, как они могли бы защитить свои релизы. Совсем недавно на YouTube выложили видеозапись выступления.

Как и обещали, делимся ей с вами!

https://www.youtube.com/watch?v=1rXkH0ijN2w
источник
2020 March 12
Games of Brands
Популярность не грозит Led Zeppelin

Все уже слышали новость о том, что суд в очередной раз подтвердил правоту Led Zeppelin в споре о том, не является ли их песня Stairway to Heaven плагиатом песни Taurus от группы Spirit (совпадает один небольшой, но запоминающийся фрагмент в гитарном соло – послушайте и сами поймёте).
Однако мало кто говорит о том, насколько важным является это новое решение суда для практики по авторским правам. Как минимум, в решении есть два примечательных момента.

1. Для охраны песни «Taurus» её депозитная копия в виде нотной записи была отправлена в Ведомство США по авторскому праву (U.S. Copyright Office). В связи с этим нижестоящая судебная инстанция исходила из того, что правовая охрана ограничивается тем, что можно увидеть из этих нотных записей, поэтому присяжным не давали прослушать саму запись «Taurus» (одно дело — читать ноты, другое — услышать конкретную запись).

Истец возражал против такого подхода, ведь если ограничить охрану музыкального произведения нотной записью, то в неудобном положении оказываются музыканты, не владеющие нотной грамотой. Был поднят важный вопрос о том, что благодаря современным технологиям, упрощающим запись музыки, ограничение правовой охраны нотной записью — рудимент авторского права.

Однако суд дал не менее резонный ответ. Во-первых, истец всё же предоставил нотную запись, так что ему-то грех жаловаться. Во-вторых, законодательство давно позволяет сдавать в качестве депозитной копии не ноты, а звукозапись, и если автор «Taurus» не сделал этого, это его проблемы. В общем, нет никакой проблемы смены эпох, о которой говорил истец.

2. Суд отказался от устоявшегося в США «принципа обратного соотношения». Его суть в том, что чем шире у аудитории доступ к произведению, тем меньше усилий должен приложить истец для доказывания сходства сравниваемых произведений. Конечно, и в этом деле истец ссылался на это правило: песня Stairway to Heaven настолько популярна, что даже малейшие намёки на сходство должны привести к признанию нарушения.

Однако суд решил, что… это правило просто противоречит логике. Да, раньше суды часто опирались на него, но оно не установлено самим законом об авторском праве и не кажется разумным. Действительно, копирование остаётся копированием независимо от того, сколько человек могут прослушать запись.

Стоит полагать, что тем самым суд вбил гвоздь в крышку гроба этого сомнительного правила.

А какой трек вам нравится больше?
источник
Games of Brands
Вниманию всех информированных потребителей прибалтийских шпрот!

Сегодня Суд Европейского Союза разобрался с тем, кого же можно к вам отнести, а кого нет.

Несколько лет назад один из латвийских производителей зарегистрировал в ЕС право на дизайн банки с прозрачной крышкой, через которую аппетитно выглядывали находящиеся в ней рыбки.

Конкурент оспорил регистрацию, отменил исключительные права на этот дизайн и сегодня праздновал победу.

Суд, между тем, сформулировал ряд важных правовых подходов к оценке оригинальности европейского дизайна (Community Design right, аналог промышленного образца в РФ), а также к отличию между «среднестатистическим» и «информированным» потребителем шпрот.

По мнению суда, защите в качестве сommunity design подлежит только такой дизайн, который является оригинальным для «информированного потребителя». При этом «информированным потребителем консервов» является некто средний между обычным среднестатистическим потребителем, приобретающим «любые консервы лишь для того, чтобы перекусить», и профессиональным экспертом по консервам (п. 37-41 судебного акта). «Информированный потребитель» разбирается в дизайнах имеющихся на рынке консервов, в продуктах различных компаний, он особенно избирателен и внимателен к тому, что планирует приобрести.
Несмотря на то, что именно рыбки под прозрачной крышкой привлекают среднестатистических потребителей при взгляде на спорный дизайн, информированный потребитель может мысленно отвлечься от них и определить, насколько является оригинальной собственно их упаковка, если сами шпроты из нее убрать.

Учитывая, что аналогичные упаковки с другими продуктами на рынке такому потребителю могли быть известными, включение собственно шпрот в изображение дизайна не позволяет обосновать его оригинальность и получить правовую охрану дизайна в отношении рыбной продукции.

Указанное, однако, не препятствует производителю использовать иные юридические инструменты противодействия конкуренту: нетрадиционные товарные знаки либо правовой институт недобросовестной конкуренции.

А вы какой потребитель шпрот?
источник
2020 March 13
Games of Brands
#trademarksinreallife
источник
Games of Brands
Что делать юристу во время эпидемии?

Сегодня к нам в офис приехала большая партия масок-респираторов от производителя 3M.

У обычного потребителя этот бренд не на слуху, но зато вы точно знаете то, что было изобретено этой компанией: скотч и желтые маленькие стикеры для записей Post it!

Давайте посмотрим, как защищены в мире продукты 3М,
которые так помогают юристам работать как в обычное время, так и при эпидемиях!

Тем юристам, которые, как и мы, планируют активно судиться и трудиться в ближайшие недели, мы подготовили небольшую памятку, которая поможет снизить риск заболеть:

(1) работайте удаленно из дома - отправляйтесь в офис или в суд, только если 100% здоровы, и не можете выполнить задание из дома. Устраивайте встречи с клиентами по видеосвязи!

(2) в местах скопления людей: в судах, в административных органах, в транспорте надевайте защитные маски. Но очень аккуратно (см. п. 3).

(3) часто мойте руки, мойте руки до того, как надели, и после того, как сняли маску.

(4) подайте ходатайства о проведении всех ваших ближайших судебных заседаний посредством видеосвязи (если повезет - вам не придется лететь в другой город).

(5) подайте ходатайство о проведении заседания Палаты по патентным спорам из вашего собственного дома по Skype (да! такое возможно, и очень даже удобно).  

(6) Помните, что эпидемия - это во многих случаях форс-мажор.

(7) Если, к несчастью, заболели, и не можете работать - слушайте «Копикаст»: лучший способ полезно и весело скоротать время.

Желаем вам не болеть и провести выходные в уютном месте, где вас никто не сможет заразить)
источник
2020 March 16
Games of Brands
#Копикаст 53 — Бесплатная консультация

Слушатель Копикаста спрашивает: смогли ли обмануть авторское право юрист Дэмиен Рил и программист Ноа Рубин, которые сгенерировали 68 млрд. мелодий?

Копикаст отвечает — при участии самого Дэмиена Рила.

Также отвечаем на другие вопросы:

◽️ Как защитить идею по переплавке пластиковых крышек в значки?
◽️ Что почитать по патентному праву?
◽️ Как вести себя с нарушителями интеллектуальной собственности?

Доступен на:
Apple Podcasts (для iOS), Google Podcastas (для Android), Castbox, Spotify, Яндекс.Музыка, Simplecast и здесь!
источник
2020 March 17
Games of Brands
В суд как в театр!

Многие из нас любят сериалы про судебных юристов. Но что может быть лучше сериала про судебных юристов? Конечно же, настоящие выступления юристов. Особенно если они происходят в Верховном суде!

Ближайшие недели многим придется работать из дома... а это значит, у нас появится свободное время, которое традиционно тратилось на дорогу до офиса и назад.

Предлагаем провести это время с пользой - изучить все дела по товарным знакам Верховного суда США за последние 10 лет.

Таких дел ровно 10!

Больше дел по товарным знакам Верховный суд за всю свою историю рассматривал только в 1920е годы (11 дел). Но тогда в США действовало еще старое законодательство, а не Lanham Act как сегодня.
Все материалы дел удобно изучать на сайте www.oyez.org .

Здесь доступны не только ссылки на тексты решений. Изюминка сайта - представление каждого заседания в интерактивном формате. Судьи, истцы и ответчики произносят свои реплики по ролям... почти как в настоящем театре!

Сегодня мы публикуем совсем недавнее дело, в котором верховный суд США признал неконституционной норму Lanham Act (закон США о товарных знаках), запрещающую регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, признаваемые аморальными или скандальными. Спор был инициирован относительно товарного знака FUCT. Кстати, мы разбирали это дело в подкасте.

Смотреть все дело целиком
Смотреть оглашение судебного решения

P.S. Cтатистику по количеству дел американских судов по товарным знакам можно посмотреть по нашей ссылке.
источник
2020 March 18
Games of Brands
Все уходят на карантин...курсы WIPO

Сегодня Верховный Суд Российской Федерации опубликовал постановление, в котором описал ряд мер, направленных на снижение распространения коронавирусной инфекции.

Если кратко:

Суды приостанавливают личный приём граждан -  рассматриваются только дела безотлагательного характера.

Теперь уже суд, а не только мы, настоятельно рекомендует заявителям подавать документы через электронные системы и участвовать в судебных заседаниях посредством видеоконференц-связи.

«Карантин» начинает действовать в полночь и по 10 апреля.

Роспатент отреагировал на вирус закрытием консультационных пунктов. Теперь разъяснения даются по телефону.

Борьба с вирусом отразилась на работе большинства IP ведомств в мире.

Вводятся специальные правила посещения: контроль температуры, обязательное ношение масок, соблюдение дистанции. Часть процессов переводится в онлайн-формат.

В Китае – CNIPA продлила сроки для всех граждан и юрлиц, которых затронул коронавирус: те, кто не успеет продлить товарные знаки в течение этого дополнительного периода времени, могут запрашивать ещё дополнительные два месяца.

В США USPTO закрыла все свои офисы еще 16 марта. Несмотря на это, оно продолжит работу в полном объеме «за закрытыми дверями». Признавая коронавирус форс-мажором, ведомство освободило от пошлин прошения о восстановлении пропущенных сроков. Заявители при этом должны указать, как именно вирус помешал ему подать вовремя документ.

В ЕС EUIPO продлило все сроки, которые истекали в период с 9 марта по 30 апреля, до 1 мая. Сотрудники переводятся на удалённую работу.

В вышедшей из ЕС Великобритании UKIPO намерено также продлить сроки, истекающие во время вспышки коронавируса, и что особенно важно, принять меры по защите интеллектуальных прав, которым был причинён урон по вине коронавируса.

WIPO существенно ограничила доступ в штаб-квартиру до лиц, присутствие которых обязательно для обеспечения функционирования организации. Процесс рассмотрения заявок, поданных через сервисы WIPO, пока не затронут коронавирусом и организация намерена приложить максимум усилий для сохранения довирусных темпов их рассмотрения.

Хорошие новости!! Онлайн-доступ к курсам WIPO по товарным знакам вирусом не затронут.

Всех приглашаем подписаться на них, чтобы с пользой провести ближайшие недели:
https://welc.wipo.int/index.php?lang=ru
источник
2020 March 19
Games of Brands
Патент или жизнь?

На прошлой неделе в больнице городка Кьяри под Миланом стали заканчиваться респираторные трубки для аппаратов искусственного дыхания больных коронавирусом. Склад производителя также к этому моменту оказался почти пустым, и оперативная поставка трубок в больницу оказалась невозможной. При этом производитель отказался предоставить чертежи и 3D модель этих трубок.

Находящийся неподалеку стартап Isinnova осуществил реверс-инжениринг продукции, создал собственную 3D модель, поставил 3D принтер прямо на территорию больницы и бесплатно распечатал 100 экземпляров, скопированных с оригинальной респираторной трубки. В тот же день как минимум 10 пациентов больницы начали их использование.

Себестоимость одной произведенной на 3D принтере трубки оценивается в 1 евро, в то время как оригинальная трубка «от производителя» на официальном рынке стоит в 10.000 раз дороже.

Производитель уже выразил свое недовольство и угрожает инициировать дело о нарушении его интеллектуальных прав на респираторные трубки.

Если судебный процесс по заявлению производителя будет инициирован (после того, как суды откроются по завершении эпидемии), какое решение по вашему мнению должен вынести суд?

1. Взыскать компенсацию в размере рыночной стоимости 100 трубок (~1 млн. ЕВРО).
2. Взыскать символическую компенсацию (от 1 евро до нескольких тысяч ЕВРО).
3. Отказать в иске: трубки были поставлены в больницу стартапом бесплатно.
4. Отказать в иске: здоровье пациентов важнее любой интеллектуальной собственности.
5. Отказать в иске: производитель злоупотребляет своим интеллектуальным правом.
Вынести иное решение (напишите, какое на  @NikolayShevchenko)
источник
2020 March 20
Games of Brands
Федерация против Республики: Эпизод 1

Необычный судебный спор на региональных просторах РФ. Если кратко, то два бюджетных учреждения — федеральное и региональное — спорили в башкирском суде, не нарушаются ли права федерального учреждения на фирменное наименование и товарный знак с элементом "Шульган Таш". Суд отказал федеральному учреждению в иске, потому что посчитал, что некоммерческие организации не могут защищать право на наименование, а еще потому что региональное учреждение пока не ведет никакой деятельности, а значит, не может вводить никого в заблуждение.

Однако партнёр CLAIMS Екатерина Проничева считает, что исходя из практики Верховного Суда РФ решение может быть отменено.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4293536
Автор материала: Булат Баширов

P.S. На фото — Екатерина в пещере (не Шульган Таш). Метафора юридической работы, если хотите.
источник
Games of Brands
UPD: С 23 числа Роспатент прекращает очный приём заявок. Заявки можно подать через электронный кабинет патентного поверенного или через Почту России.

Палата по патентным спорам тоже закрывается для посещений. Заседания, назначенные на период с 23 марта по 8 мая, могут быть проведены в режиме видеоконференции или перенесены (по желанию сторон).
источник
Games of Brands
Многие из нас собирали крышки, думая, что в постапокалипсис будут богачами, но мы ошибались.
#trademarksinreallife

Теперь понятно, что будет универсальным мерилом - туалетная бумага.

Давайте посмотрим, как сейчас защищены банкноты будущего, и насколько нам, людям не успевшим закупиться, будет сложно их подделать.
источник