🇺🇸⚜️5️⃣0️⃣⚜️🇺🇸
Queen of the Skies - 50: Часть 1.Как появился Jumbo jet, и почему он стал успешен.—
50 лет назад поднялся в небо Boeing 747 - революционный самолет,
на десятилетия вперед определивший облик дальнемагистрального пассажирского лайнера, задавший стандарты обслуживания в гражданской авиации.
Автором плодотворной дебютной идеи считается
Хуан Трипп - один из авторитетнейших людей в мире гражданской авиации, создатель авиакомпании PanAmerican. Он
захотел самолет, ни много ни мало,
вдвое вместительнее самого большого на тот момент Boeing 707, да еще с дальностью полёта более 9 тысяч километров.
Надо заметить, что в середине 1960-х такая смелая
инициатива выглядела далеко небесспорно. В те времена, на волне технократической эйфории, поднятой успехами в авиации и космонавтике, освоением атома, развитием вычислительной техники и прочими прорывными инженерными достижениями, бытовала точка зрения, что будущее межконтинентальных перевозок за сверхзвуковыми лайнерами, разработка которых уже велась и в Европе и в СССР. При этом сам Boeing работал над проектом 2707, еще более масштабным, чем Concorde и Ту-144.
Таким образом, взявшись за проект 747,
Boeing пошёл на немалый риск. Уже на этапе эскизного проекта было понятно, что это колоссальная инженерная задача. С ней предстояло работать
команде авиаконструктора Джо Саттера, переведённого корпорацией с проекта «737».
Действительность оказалась еще более суровой. Выяснилось, что для запуска в серию гигантского самолета у «Боинга» просто не было соответствующих производственных мощностей:
завод в Рентоне не справился бы с задачей, а возможностей для его расширения не имелось. Для строительства перспективного крупногабаритного самолёта необходимо было оснастить
абсолютно новый завод.
Несмотря на отсутствие железнодорожной инфраструктуры и необустроенность территории, таким местом был избран расположенный в тридцати пяти милях севернее
городок Эверетт. Эвереттский авиазавод - самое большое по площади и объёму рабочего пространства промышленное сооружение на планете (площадь - 51 га - завод, 283 га - промзона на момент запуска в эксплуатацию) - был возведен силами 2800 рабочих, на месте, где ими был вырублен лес и высушена водянистая болотистая почва, в суровых погодно-климатических условиях регулярного ливня весной, летом и осенью, снежного бурана зимой и грязи по колено круглый год.
Завод обошёлся компании в
двести миллионов долларов (по ценам конца 60-х гг.) плюс ещё пять миллионов долларов ушло на создание железнодорожного узла и подъездных путей. Директором завода был назначен
Мел Стампер, который в течение четырёх последующих лет практически жил в своём рабочем кабинете, учитывая напряжённый график работы и загрузку мощностей.
В итоге к запуску серийного производства
долги Boeing достигали астрономических размеров. И, если бы с проектом что-то пошло не так, вполне вероятно о компании сейчас бы вспоминали только историки авиации, как это случилось с некогда не менее громкими именами: Douglas, McDonnell, Convair и многими другими.
На карту
действительно было поставлено многое, но, как мы теперь знаем, у этой истории счастливый конец. Забегая вперёд, отметим, что колоссальная прибыль от реализации 747
окупила все затраты.
Продолжение следует.