Size: a a a

2021 June 03
Wild Field
Не отпускает меня ощущение, что перестановки в Израиле это тизер того, что скорее всего произойдёт в турецкой политике в ближайшие уже годы. Но это ощущение, не прогноз, конечно же.
источник
Wild Field
Пекин как современный аналог средневекового Багдада или Дамаска. Будет забавно, если на Западе когда-нибудь откроют заново Аристотеля и Платона через переводы с китайского и комментарии китайских ученых.

https://t.me/kamil_galeev/2240
Telegram
Галеев
Недавно прочитал две новости, которые хорошо друг друга дополняют:

1. Принстонский университет больше не будет требовать от бакалавров-античников (classics majors) изучать греческий и латынь. Официальное объяснение - борьба с системным расизмом. Неофициальное: классическую культуру и так мало, кто хочет учить - за последние десять лет количество classics majors в США упало чуть ли не вдвое. Поэтому университету нужно заполнить потоки хоть кем-нибудь. Поскольку желающих мало, приходится снижать требования.

2. В КНР греческий и латынь уже преподаются в одинадцати университетах. Так вот, еще двадцать китайских университетов набирают преподавательский состав, чтобы тоже открыть курсы по древним языкам.

В общем, пока в Штатах античную культуру сбрасывают с корабля современности, китайцы забивают этой самой античкой свои куррикулумы.

Тут надо сделать пояснение. Совершенно ошибочно представлять себе Китай как такую закрытую, замкнутую на себя общность. Это может быть и верно в отношении крестьян из горных деревень…
источник
Wild Field
Сталинское общество Пакистана
источник
Wild Field
источник
Wild Field
источник
Wild Field
"Смотрите сами - правым в последние десятилетия удалось добиться гегемонии в Израиле, маргинализовав левых и либералов. Однако потом от Нетаньяху откалывается Либерман и переходит в оппозицию к нему Беннет, после чего они создают коалицию с идейно чуждыми левыми и либералами и, чего еще недавно никто себе не мог представить, с арабами-исламистами.

А теперь поставьте на место Либермана и Беннета Гюля, Бабаджана, Давутоглу по отношению к AKP и Акшенер по отношению к MHP. По связке последней с партией Эрдогана сейчас бьет проект Седат Пекер, и недавний выпад Бахчели в адрес имама Айя Софии является тревожным симптомом в этом контексте.

Увы, ситуация в Турции сложнее и рискованнее, чем в Израиле. В последнем оппозиционные правые, создав правящую коалицию с левыми и арабами, все равно остаются в сильном положении. Ведь их партнеры по коалиции прекрасно понимают, что перегни они палку и эти правые перебежчики от Нетаньяху могут в любой вернуться к нему и снова создать единую правую коалицию. В Турции при неблагоприятном для правящей партии развитии событий могло бы быть так же, останься она парламентской республикой. Но в рамках президентской, к которой она перешла, победитель получает все, а проигравший почти все теряет. Поэтому, если Эрдоган не сможет выиграть президентские выборы 2023 года честно, вариантов остается не так много. "

https://telegra.ph/Izrailskie-vybory-palestinskij-vopros-Turciya-06-03
источник
2021 June 04
Wild Field
​​Балканский парадокс

Сегодняшний спор Анкары и Афин о том, кем же считать мусульманское население Западной Фракии (то ли турками, то ли эллинскими мусульманами) иллюстрируют интересную ситуацию в которой балканские мусульмане (и особенно турки) очутились в межвоенное время. Радикальный разрыв Турецкой Республики с османским наследием привел к тому, что для стран вроде Греции или Болгарии самым верным способом обезопаситься от турецкого национализма и ирредентизма было поддерживать старое османское наследие - мусульманское и консервативное. В Греции, Болгарии и Румынии (а также на подбританском Кипре) мусульманские турецкие общины разделились на условно османские и кемалистские фракции, и почти всегда власти предпочитали поддерживать фракцию "османистов" (большинство мусульман ее тоже поддерживали). Во-первых, потому что эта фракция почти всегда была лоялистской и политически инертной. Во-вторых, потому что именно националистический кемализм, а не исламизм какой-нибудь или нео-османизм, был очевидной угрозой для всех этих стран. Тем более, что его часто считали связанным с большевизмом.

Яркий пример такого балканского парадокса это противодействие болгарских властей, опиравшихся на консервативных уляма (в том числе тех, что бежали из Турции от кемалистов) попыткам перевести болгарский турецкий язык на латиницу после алфавитной реформы в 1928 году в Турции. До 1946 года болгарские турки и помаки использовали арабский алфавит, который стал своего рода гарантом коренного болгарского (а не ново-турецкого) характера общины.

Тоже самое с шариатскими судами и вакфами, фесом, хиджабом и паранджой. Новая модернизирующаяся Турция с ними боролась, а в Греции и Болгарии все это стало предохранителем против участия местных мусульман в турецком нацибилдинге.

Например, болгарско-турецкий критик кемалистских реформ Осман Нури бей, утверждал, что Турция находилась под прямым влиянием СССР. В письме к муфтию он писал, что Турция отвергла не только шариатские суды, но и всю религию и мораль, "как сегодня в большевистской России". Он проводил прямую связь между консерватизмом болгарских мусульман и отсутствием иностранного (читай, турецкого) влияния - "Болгария не должна терпеть материальные или националистические связи с чужой страной". Главный муфтий и другие мусульманские лидеры в то же время указывали на чуждость турецкой алфавитной реформы - "Мы не хотим иностранный алфавит и мы не хотим стать орудием иностранных интересов и догматизма. Мы хотим жить мирно и скромно на нашей родине и служить ее интересам" (цитаты по 'The Orient Within. Muslim Minorities and Negotiations of Nationhood in Modern Bulgaria' by Mary Neuberger).

Союз турко-мусульманских консервативных элит и болгарского режима продолжался до самого конца войны, причем в ходе самой войны болгарские консервативные уляма распространили свое влияние даже на мусульманское население оккупированной болгарами Македонии (что вызывало неудовольствие албанских националистов и итальянцев).

В сегодняшней Греции идеал мусульманского меньшинства это эллины-мусульмане (чтобы не говорили на турецком и албанском). А для Турции это консервативные кемалисты.

На фото: глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу с муфтием Комотини Ибрагимом Шерифом и муфтием Ксанти Ахметом Мете, во время недавнего визита в Западную Фракию. Портрет Мустафы Кемаля на стене в религиозной мусульманской организации имеет очевидно национальное значение.

это как картина, висевшая на стене в болгарском монастыре на Афоне, на которой языческий хан Крум убивал византийского царя Никифора. Для болгарских монахов она тоже имела национальное значение.
источник
Wild Field
​​Справедливости ради, ответ на вопрос выше ("турки или эллины-мусульмане") чаще всего зависел от состояния в отношениях между Турцией и Грецией.

В 1930-х, когда между Афинами и Анкарой началось потепление и даже союз, антикемалистские лидеры были задвинуты подальше, Западная Фракия перестала быть последним оплотом османистов, а людей вроде шейха Мустафы Сабри вежливо  попросили из страны.

На фото: турецкая начальная школа в Ксанти. Когда меньшинство было все же не мусульманское, а турецкое.

До 1972 года все греческое общество - правые, левые, роялисты, сторонники Венизелоса и т.д. - считали всех мусульман турками. В 1954 году это было официально закреплено президентом Папагосом. Турками считали даже помаков, которые соответственно учили в школах турецкий язык как "родной", хотя не разговаривали на нем. Лишь в 1972 году военная хунта (под влиянием событий на Кипре) стала говорить о мусульманском меньшинстве, вместо турецкого.
источник
2021 June 07
Wild Field
В 17 веке Моголы требовали дань с тибетского "заминдара Далай"
источник
Wild Field
Чем мне нравится классическая британская пропаганда, так это свои лаконичным и to the point стилем, безо всякого там пафосного пустословия.

Вот, например, агитационный плакат эпохи Первой мировой, предназначенный для того, чтобы рекрутировать на территории нынешнего Пакистана побольше туземцев и отправить их воевать за английские интересы в Танганьику, Ирак, Фландрию и далее по списку:

“Кто получит деньги, винтовку и униформу? Тот, кто пойдет в армию”.
источник
2021 June 09
Wild Field
Как атмосферно и круто выглядят старые улочки пакистанского Лахора, когда их почистили от обычного пакистанского треша. https://twitter.com/WCLAuthority/status/1379131802376232961
источник
2021 June 10
Wild Field
Собрала подборку экспертных и/или журналистских каналов, которые читаю сама и рекомендую всем, кто интересуется Ближним Востоком или отдельными его частями:

Ближний Восток

Kirill Semenov – главный русскоязычный эксперт по военным делам в регионе, в том числе во всем, что связано с участием в них России

Восточный синдром – арабист и бывший член израильского парламента Ксения Светлова

Усы Асада – авторский канал украинского эксперта Илии Кусы 

Фалафельная – канал одной из главных российских авторов, пишущих о Ближнем Востоке – Марианны Беленькой из «Коммерсанта»

Wild Field - исторические заметки и наблюдения за пост-османским миром

Q.E.D.  – новости арабского мира от исследователя ближневосточных конфликтов Антона Мардасова 

Мозаика залива – аналитика по странам Персидского залива

MiddleEAST – политика и конфликты на Ближнем Востоке

Junger Orientalist – незаслуженно маленький канал с академическим уклоном 

Hevale – канал о Курдистане; в последнее время не обновляется, но рекомендую почитать архив. 

Израиль

Балаган-ньюз – главные новости каждый день, со ссылками на источники на трех языках 

Дежурный по Израилю – кажется, главный израильский телеграмм-канал; я могу часто не соглашаться с оценками, но читаю с интересом

Wondering (non) Jew – житель Иерусалима; его записки очевидца во время недавней эскалации были глотком свежего воздуха на фоне других каналов, бьющихся в истерике. 

Обзиратель – обзоры израильской прессы от журналиста Цви Зильбера 

Еврейский вопрос – канал Семена Довжика не только об Израиле, но и о жизни еврейской диаспоры 

The Peacemaker – канал специалиста по безопасности, контртерроризму и работе спецслужб, бывшего оперативника Международного управления полиции Израиля Сергея Мигдаля

Турция

Повестка дня Турции – обстоятельный разбор новостей Турции от главреда МК-Турция Яшара Ниязбаева

Голос Турции – отличный канал с новостями и аналитикой 

Иран 

Дежурный по Ирану – канал иранского корреспондента ТАСС Никиты Смагина

Yuzik – Иранская власть – журналист Юлия Юзик, которая много занималась Кавказом, а теперь пишет про Иран, о котором знает больше многих – в 2019 году ее арестовали в Тегеране 

Иранизатор – независимый аналитик, эксперт РСМД Полина Василенко 

Другая международка 

Внешпол (Алексей Наумов) – журналист «Коммерсанта» – о том, что происходит в США, и как это влияет на всех нас 

Индия сегодня – что происходит в самой большой демократии в мире

Пшеничные поля Терезы Мэй – ироничный канал о британской политике

Африканистика – все о Черном континенте 

Африканский бегемот – заметки об Африке и Ближнем Востоке; сейчас автор живет в Ливане

А также 

Галеев  – канал историка и журналиста Камиля Галеева о любопытных поворотах истории Ближнего Востока, Китая и Великобритании 

RESSENTIMENT – наблюдения о постколониальном мире

И бонус

Antifada – новая и старая музыка со всего Ближнего Востока

Мой канал «Минареты, автоматы», где я слежу за тем, что происходит на Ближнем Востоке, не упуская и сопутствующие темы: безопасность и терроризм, религия и культура, сосуществование и расизм.
источник
2021 June 11
Wild Field
​​Османский принц Осман Фуад, внук султана Мурада V, в марте 1920 года женился на внучке египетского хедива. В числе приглашенных на свадьбу гостей был и Исмет-бей (Инёню). Будущий второй президент Турции прожил в доме Османа около восьми месяцев, и это очень сильно повлияло на его негативное отношение к Османской династии. Через несколько лет, когда Мустафа Кемаль предложит выслать всех мужчин Дома Османа из страны, Исмет будет настаивать на высылке всех членов семьи, включая женщин. Жизнь в доме Османа убедила его, что династия порочна и безнадежна, причем женщин это касается не меньше чем мужчин.

Кстати Осман Фуад позднее станет главой Дома Османов в изгнании, но был эпизод, когда он едва не стал амиром Триполи. В 1918 году триполитанские лидеры решили создать свое государство, но не смогли договориться о том, кто же станет его амиром. Предложили Осману Фуаду, который тогда командовал османской африканской группировкой, но он отказался, и и вместо эмирата была провозглашена Триполитанская республика с коллективным управлением четырех вождей. Позднее, в годы Второй мировой войны, когда принц жил в Египте, уже британцы предлагали ему возглавить ливийцев в войне против немцев. Но он опять отказался, заявив, что не хочет воевать против бывших товарищей по оружию (принц учился в военной академии в Потсдаме и был германофилом).
источник
Wild Field
Талибан против того, чтобы Турция осталась в Афганистане

"Отвечая на вопрос в текстовом сообщении, отклонили ли талибы предложение Турции сохранить силы в Кабуле для охраны и управления международным аэропортом после ухода других иностранных войск, представитель талибов в Дохе ответил, что турки также должны уйти.

"Турция была частью сил НАТО в течение последних 20 лет, поэтому они должны уйти из Афганистана на основании соглашения, которое мы подписали с США 29 февраля 2020 года", - сказал Reuters Сухайль Шахин.

"В остальном Турция - великая исламская страна. У Афганистана были исторические отношения с ней. Мы надеемся на тесные и хорошие отношения с ними, когда в будущем в стране будет установлено новое исламское правительство", - добавил Шахин.

https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/taliban-oppose-turkeys-offer-to-guard-kabul-airport

У многих турецких и протурецких наблюдателей, симпатизирующих борьбе талибов, есть какое-то наивное представление о том, что талибы как-то по особенному относятся к турецкому контингенту НАТО в Афганистане, разделяют турецких "миротворцев" и прочих "оккупантов", никогда не нападают на турок, и вообще в идеале согласны на турецкую базу с байрактарами под Кандагаром.
источник
2021 June 14
Wild Field
Мустафа Кемаль в своё время предлагал афганскому королю Аманулле отправить в страну турецкие войска для борьбы с повстанцами, которые были недовольны прозападными реформами короля. Теперь РТЭ тоже самое предлагает нынешнему правительству.
источник
Wild Field
🇦🇫🇹🇷 Реджеп Эрдоган прокомментировал планы оставить турецкие войска в Афганистане после вывода оттуда армии США:

«США, как известно, готовятся покинуть Афганистан. Турция является единственной надежной страной, которая будет продолжать мирный процесс»

@voice_of_turkey@voice_of_turkey
источник
2021 June 16
Wild Field
«Тысяча и одна ночь»: родоначальник жанра фэнтези

«Чувствуешь себя потерянным в «Тысяче и одной ночи», понимаешь, что, войдя в эту книгу, можно забыть о своей несчастной человеческой судьбе. Можно войти в мир, состоящий из архетипических фигур, но также и из личностей», – Хорхе Луис Борхес
источник
Wild Field
Оказывается переводчицей на встрече Эрдогана и Байдена была Фатма Кавакджи. Это дочь Мерве Кавакджи, посла Турции в Малайзии, известной тем, что вызвала лютый скандал в 1999 году, когда была избрана членом парламента и в момент присяги была одета в хиджаб, и внучка имама Юсуфа Кавакджи. Семья Кавкаджи тесно связана с США, куда имам Юсуф переселился, потому что его дочери не разрешали учиться в хиджабе на родине. Он был имамом в исламской ассоциации Северного Техаса и основал несколько исламских учебных заведений в Техасе, а Мерве и вовсе была консультантом конгресса США в делах мусульманского мира. Семья выбилась из грязи в князи, но сегодня оппозиция ее ненавидит за то, что она часть истеблишмента.
источник
Wild Field
Но с семьей всегда не просто. Бывший муж Мерве Кавакджи, депутат Джихангир Ислам (он сын Надира Латифа Ислама, бывшего депутата Сакарьи от консервативной Партии справедливости, и зять Айшенур Ислам, бывшего министра по делам семьи и социальной политики от АКР) недавно покинул исламистскую партию "Саадет" и стал членом кемалистской СНР.
источник
Wild Field
На счет семьи Кавакджи интересно, что еще имам Юсуф Зийя Кавакджи (отец Мерве и дед Фатмы) в раннем детстве почти не говорил на турецком языке. Он происходит из семьи грузинских мигрантов, и до 8-9 лет говорил лишь на грузинском.
источник