Антон Вагин у себя на
@popgodnota сетует, что многие музыкальные каналы любят постить лайнапы зарубежных фестивалей (ваша покорная не исключение!) и «складывается ощущение, что все только и делают, что ездят по загранкам на концерты». В связи с этим Антон проводит любопытный опрос своих читателей и
интересуется, ездили ли они хоть раз на фестивали вроде «Примаверы», «Сигета», «Флоу» и так далее. Пока соотношение ответов выглядит как 25/100, то есть пятая часть респондентов бывала на зарубежных концертах или фестах, а четыре пятых — только читают об этом у себя во френдленте, на специализированных сайтах или тех же Телеграм-каналах.
Тут велик соблазн допустить, что отчасти такие результаты обусловлены составом аудитории «Всякой годной попсы», о качестве которой, в свою очередь, хочется судить по контенту канала. Но такое допущение некорректно и даже противоречиво: с одной стороны, автор любого нишевого канала в Телеграме не может знать наверняка, кто его читает (едва ли не единственный достоверный источник данных о качественном составе «населения» любого канала — сообщения в личку). С другой — такого рода опросы позволяют измерить и в некоторой мере дать определение этой самой аудитории. Получается какой-то уроборос. Но вернемся к сабжу.
Я активно езжу на зарубежные фестивали года четыре, с тех пор как стала достаточно для этого зарабатывать. Далеко не всегда езжу по журналистской аккредитации: например, на барселонскую «Примаверу» в 2016-м ездила по билету. Нет, я не зарабатываю астрономические суммы. Более того, по московским меркам, у меня очень и очень средняя зарплата. Но в какой-то момент я поняла, что затраты на поездку не то что отбиваются, а с лишком перекрываются получаемыми в ней эмоциями и опытом. Топовые артисты (часто на пике формы и с хорошим/лучшим материалом), грамотная организация и невероятная атмосфера, отличные звук и свет — фестивали в Европе делаются в первую очередь для слушателя, а не для отбивки спонсорских. Да и если взять стоимость билета на ту же «Примаверу» с ее 200+ артистами — примерно 15 тыс. руб., — то это как 5 (всего 5!) концертов в Москве с танцполом за 3 тыс. руб. и с часто далекими от совершенства организацией и звуком. За год заядлый московский меломан ходит больше, чем на пять концертов 😏
В этом году украинский журналист Юра Береза (
@bbttjj) начал публиковать на
Live.karabas.com бюджеты путешествий на разные еврофесты. Он разбирает, какие траты вам предстоят, помимо заветного квитка на праздник музыки, и прикидывает, во сколько обойдется вся поездка. Почекайте — это не какие-то запредельные суммы. А если подойти к делу с умом и начать планировать все заранее, то можно съездить куда-то и за меньшие, чем в представленных обзорах, деньги. Скажем, купить early bird билет (до объявления лайнапа фестиваля), если вы всеядны в музыкальном плане и уверены в качестве феста, а также знаете, на что примерно ориентируются организаторы (тут можно посмотреть лайнапы прошлых лет). Поехать автобусом или лоукостером, а не прямым рейсом; жить в хостеле или найти хоста на каучсерфе, а не останавливаться в отеле и так далее. То есть чаще всего поездка на фестиваль упирается в банальное «если очень захотеть» ⏩
Фото с Primavera Sound 2016