Сегодня Саша Семёнов @
russiancamembert провёл экскурсию по капрому Васильевского острова, по маршруту, что войдёт в путеводитель по петербургскому капрому. Особо ценным этот маршрут для меня сделали многочисленные примеры неявного капрома, как раннего, так и позднего. Саша, как всегда, был на высоте. А вот творцы эпохи вызвали вопросы.
Так вот, идём мы значит, и Саша рассказывает про какое-нибудь здание, мол, это безвкусица только на первый взгляд, тут всё на самом деле продумано, и архитектор молодец. Это вот отсылка сюда, это туда, это овалы из палаццо (а нахуя? вот нахуя, скажите мне, овалы из палаццо на Макдаке в центре города в 21 веке?), это вот переосмыслено (опять таки, нахуя?), это ещё что-то. Я слушаю и ловлю дежавю: Айрат Багаутдинов использует похожую аргументацию относительно лужковского стиля, а я при этом задаюсь теми же нецензурными вопросами. И когда рассказывал Айрат, и когда рассказывал Саша, я слушал и думал: окей, это всё конечно интересно (и важно строчки зрения истории и искусствоведения), но мне, как обывателю, это к чему? Пожалеть бедного несчастного архитектора, которому годами не давали строить, что ему хочется, и вдруг разрешили блевануть радугой с блестками в центре города? Получается, архитектор накручивает проект не ради художественной необходимости, а просто потому. Потому что он так хочет, потому что ему теперь можно. Видимо, предполагается, что я только за это должен проникнуться к нему чувствами. Но какое мне, так подумать, дело до творческих проблем «гения», что терпел 20 лет и однажды просто не смог сдержаться? Все эти их переосмысления переосмыслений как копии, снятые с копии, снятой с копии — бессмысленны и бесполезны, ничего принципиально нового в них нет. И ценен тут один лишь контекст эпохи.
#капром