Чтобы турист приехал к какое то место оно должно его чем-то заинтересовать. Гуляя по Свободному в Амурской области задумался об этом и придумал классификацию достопримечательностей с точки зрения туриста. Не претендую на оригинальность, возможно я просто изобрел велосипед.
С точки зрения туриста есть три основных типа достопримечательностей. Остальные объекты в глазах туриста достопримечательностями не являются. У каждого человека список достопримечательностей и их ранжирование по типам отличается.
1) Якорные. Ради этих объектов турист собственно и приезжает куда-то. Для меня, как интересующегося общественным транспортом это трамвайные или троллейбусные системы, для фаната старых вывесок это сохранившаяся неоновая вывеска, и т.д. Якорными достопримечательностями могут выступать и фестивали.
2) Основные. В отличие от якорных, список этих достопримечательностей примерно одинаков для всех. И фанат вывесок и фанат троллейбусов и даже турист, приехавший на джазовый фестиваль скорее всего посетят в Питере Дворцовую площадь, Петропавловку, захотят посмотреть на развод мостов и т.п.
3) Второстепенные. Прочие объекты, которые турист может захотеть посетить "заодно" с основными и якорными. Сюда входят многие нераскрученные музеи, многие памятники, некоторые здания, выделяющиеся из средовой застройки и т.п. Для каждого человека этот список сильно отличается.
Есть ещё особый тип достопримечательностей: средовые, когда ценность представляет не конкретные здания, а сама городская среда. Такие достопримечательности сильно богаче и насыщеннее среди прочих основных достопримечательностей, если в городе есть средовые достопримечательности это очень круто и нужно это рекламировать и продвигать.
Приезжает ли турист в города без якорных достопримечательностей? Да, если основные достаточно раскручены и общепризнаны. Если же нет, то шанс, что турист посетит место без якорных достопримечательностей маловероятно. Если же в городе есть только второстепенные достопримечательности, то турист посетит такое место разве что если оно находится удобно логистически, является местом пересадки.
Некие итоги:
Большая часть экскурсий и туристического бизнеса ориентирована на основные достопримечательности, если якорные достопримечательности конкретного туриста не совпадают с основными, то туристу становится сложно их посещать.
Администрация городов не может создать с помощью пиара якорные достопримечательности, но может пиарить и развивать инфраструктуру основных достопримечательностей, привлекая в город больше туристов, в т.ч. тех, для которых город мало интересен (нет якорных достопримечательностей).
Под конец пример достопримечательностей города Свободный для меня:
Якорные - самая длинная в России ДЖД
Основные - несколько зданий в центре
Второстепенные - самая старая церковь города, мосты Транссиба через Зею.