Обзор Бийского трамвая.
Бийск хорошо охвачен трамваем, трамвай, не смотря на недофинансирование, является основным городских транспортом.
Особенностью сети является беспересадочная модель: не смотря на наличие в городе всего нескольких линий в городе больше 10 маршрутов. Номера состоят из буквы и цифры. Буква означает особенность движения на западе города, цифра - конечную в восточной части города. Система не до конца логична, плюс есть рейсы в депо, в нее не вписывающиеся, но работоспособна. Один из двух известных мне примеров успешно работающих беспересадочных систем НОТ (вторая в Торжке). В часы пик вагоны ездят в промзону, в остальные часы не доезжают до нее. С левого берега Бии в промзону трамвай ходит только в часы пик. Главным минусом всего этого является то что в последние годы фактические расписание движения трамваев перестало соответствовать выведенному на остановках. Найти расписание трамвая в интернете также сложно. Что не добавляет трамваю очков.
Трамвай практически везде проходит по обособленному полотну (кроме Коммунарского переулка и Коммунального моста). Местами на окраинах улицы выглядят так: посредине трамвай, а по краям тропинки.
В 2019 году трамвай в очередной раз обанкротили, переведя имущество в новый МУП. Новых вагонов не закупали уже лет 20. Самые последние поступления - это Дрезденский Татры, прошедшие КВР в Барнауле, являются самыми резвыми вагонами на сети. Основу парка составляют КТМ-5, есть немного КТМ-19. Пути в разном состоянии: есть линия на Лесозавод, где трамваи летают 60 км/ч, а есть прочие линии, где пути не очень, а трамваи ездят 20 км/ч, довольно громко гремя. Ходовая у вагонов в хорошем состоянии, а вот все остальные элементы не очень: сиденья продавлены, встретил в городе КТМ-19 с лежащей в салоне дверью (вагон ехал без пассажиров в депо).
Оплата проезда производится кондуктору, при этом существуют ещё и контроллеры, которые проверяют работы кондукторов. Видел такое ещё в Калуге. Стоимость проезда 20 рублей.
У Бийского трамвая есть два интересных с фанатской точки зрения места:
1) Однопутка на Коммунальном мосту, где трамваи ждут друг друга на светофоре, т.к. на мосту всего один путь. Зачем так сделали не очень понятно, т.к. ширины моста не хватает на 4 машины + трамвай, если бы на мосту была бы двухпутка, то его пропускная способность была бы выше.
2) Развязка на пересечении Коммунарского переулка и улицы Мухачева. Там на Т-образном перекрестке нет поворота с левого берега на запад, зато там есть петля, по которому проезжают трамваи с заводов на левый берег и обратно.