Fox Mulder
Виновата специфика бизнеса в россии - всем нужен гост и ворд.
Да и отношение к документации крайне печальное, большинство убирается в стол. Вся документация нужна только для сдачи проекта.
То есть у нас документация не нацелена на конечного пользователя, а используется исключительно как элемент сдачи проекта.
Например, недавно один наш коллега написал, что если вы хотите, чтобы документация вас развлекала, то идите к клоунам.
Наверное, Head of SUSE documentation представляющий себя на всех конференциях как мастер джедай - клоун.
===
Русский бизнес не рассматривает техписа как обязательный элемент команды, а документацию как элемент продажи продукта. Зачастую, документация пишется на коленке за день до релиза. И ввод практик doc-as-code не приветствуется, так как требует дополнительных затрат человеко-часов.
Особенно учитывая, что не смотря что код-как-документация не является рокет-сайнс, это не такое и просто дело, особенно при построении архитектуры документации.
===
Сложности в реализации, необходимость охватывать смежные области и как следствие повышение зарплатных ожиданий приводит даже к некому противодействию бизнеса.
Кто согласен за 50к рублей быть и техписом и девопсом и аналитиком и переводчиком?
Желающих мало, из тех, кто уже мыслит себя на уровне сеньора.
Сеньоры начинают требовать много $, часто, приближенно к зарплатам senior java, а бизнес у нас не готов и не будет.
====
Бизнес куда охотнее вложит $ в разраба, чем в документатора. Я точно знаю, что ряд крупных компаний (ИТ и не только) набирают студентов за копейки, организуя таким образом конвейер. В результате имеем, что продукты этих компаний имеют крайне плохую документацию, написанную крайне древним, скучным и формализированным языком.
====
Убедить бизнес, что документация это лицо продукта и первичное средство ознакомления пользователя с продуктом практически невозможно у нас. Инициация такого процесса со стороны техписателя очень часто упирается и в неадекватный менеджмент и в отсутствие свободного времени.
Стас, у меня и так-то пригорает от твоих подобных реплик, но сейчас пригорело прямо экстремально.
Щас будет длинная гневная отповедь, местами с переходами на личности.
Я сильно несогласен и с твоими тезисами здесь, и вообще с твоей постоянно транслируемой негативной позицией относительно «в России есть только ГОСТ» и «документация не нужна бизнесу». Более того, эта позиция видится мне очень токсичной и вредящей всему нашему профсообществу.
У Джерома в «Трое в лодке» был эпизод, когда герои испачкались в керосине, заправляя горелку, и им потом несколько дней казалось, что всё вокруг пахнет керосином — и еда, и лес, и речка, и сад. У тебя ровно такое же когнитивное искажение — в твоем профессиональном опыте и в твоей ближайшей окрестности бизнесу нужен только ГОСТ, а техписатели не ценятся, и ты от этого (что вполне резонно) страдаешь. Но почему ты решил, что во всей индустрии всё так же, как вокруг тебя?
Я за последние пять лет своей консультативной практики пообщался с десятками российских компаний, заинтересованных в документации. Эти бизнесы видят ценность хорошей документации, строят метрики ее эффективности, формируют документационные команды и процессы в них. Многие из этих компаний приходят ко мне за помощью, а к некоторым прихожу за инсайтами я, потому что уровень их процессов и знаний гораздо выше моего.
Еще за последние пять лет я пообщался с несколькими сотнями (а может быть, уже и с тысячами) российских техписателей — на конференциях, семинарах и курсах. В подавляющем большинстве это мотивированные люди, искренне любящие свою профессию, желающие наносить пользу своему бизнесу и успешно ее наносящие.
Мои статистический срез (и по компаниям, и по техписателем) довольно велик, но я не берусь судить, насколько он статистически репрезентативен. Тем не менее, в моем срезе документации по ГОСТ меньше, чем не по ГОСТ, а разочарованных в своей профессии техписателей меньше, чем довольных ей. Может быть, ты все-таки пал жертвой керосинового искажения?
Я вижу своей личной миссией повышение культуры документирования в российских IT-компаниях. Важной частью этой миссии является повышение престижа и популярности профессии техписателя: без сильного и насыщенного рынка труда техписателей у меня (и у нас) ничего не получится. Профессиональные сообщества, типа этого чата — очевидный инструмент формирования образа нашей професии и пополнения наших рядов.
Твои реплики и твоя позиция впрямую вредят этому. Твое нытье (сорри, не могу подобрать другого слова) не приносит никакой пользы. Оно нникак не улучшает ситуацию и не предлагает вариантов ее исправления, а только вносит негатив, портит всем настроение и, что гораздо важнее, отталкивает от професии тех, кто только хочет в нее войти или колеблется, оставаться ли в ней или нет.
Я (а) предлагаю тебе пересмотреть свою позицию относительно ситуации вокруг тебя и подумать о конструктивных мерах ее решения и (б) требую, чтобы дискуссии в таком тоне были прекращены.