Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 05
Научно-образовательная политика
Елена Кочеткова (НИУ ВШЭ СПб):

«Мы говорим про науки, но не гуманитарные. Гуманитарные науки в критичном состоянии. Качество русскоязычных гуманитарных наук – мы имеем дело со снижением грамотности. Эта проблема выходит за пределы концептуальности, это связано и с условиями, которые сегодня есть. И в случае студенческой науки может быть ещё более сложная ситуация, есть ли у Минобрнауки представление, что такая проблема есть, и как ее решить?

Валерий Фальков:

«У нас не только понимание, у нас есть тревога.

Первое, это недооценка гуманитарных наук. Я глубоко убеждён, что 21 век – век гуманитарных наук, и креативные индустрии не что иное, как сильная гуманитарная компонента в любом образовании. А без гуманитарной компоненты полноценной личности на будет. Может быть, будет профессионал, но не образованный человек. Мы стремимся увеличить количество грантов на поддержку гуманитарных наук. И стимулируем создание лабораторий не только в точных, но и естественных науках.

Второе, некоторая замкнутость гуманитарных наук. Если мы не будем рассказывать за рубежом о наших достижениях, об этом напишут без нас. Публиковаться надо, это возможность донести научно обоснованные выводы.

Третье, уровень владения русским языком. Это цивилизационный вызов, связанный с особенностью развития общества – читают меньше, утрачивают возможность держать мысль долго. Мы не имеем решения сейчас.

С одной стороны, это задача школы – абитуриент должен прийти подготовленным. Видимо, произойдёт то, что это будет уделом хороших университетов – излагать мысли на красивом русском языке.

Масштабно важно, чтобы у студентов были курсы по русскому языку в университетах, которые повышали бы общую культуру и грамотность. Здесь [необходимо] и знание литературы.

У нас падение уровня университетского образования по части формирования культуры мира. Выпускник вуза должен [быть способен] поддержать беседу по любой теме – это отличает человека образованного от необразованного. Это все – гуманитарная компонента».
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в ответе на вопрос о стратегии развития научных журналов:

«В готовом виде у нас нет. Мы запускаем Приоритет-2030, программы поддержки предпринимательства.

В ближайшее время доберёмся [и до журналов]. Здесь будет жарко, здесь большая палитра мнений: от «давайте откажемся от публикаций [в иностранных изданиях] вообще», до «давайте публиковаться [только] в иностранных журналах».

У нас есть русская полка [RSCI на платформе Web of Science], есть список ВАК - промаркированный список журналов.

Но понятной, объективной и справедливой оценки не существует. Хорошие журналы есть, но надо систематизировать [подходы к ним].

Чего хотим? Надо поддержать сильные российские издания и всю журнальную систему. Нужна прозрачная система входов-выходов. Плюс нужны наши журналы, которые бы воспринимались тоже как очень достойные на международной арене».
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков ответил на финальный двойной вопрос: «Как контролируется финансирование студентов и учёных от частных фондов? Как вы сохраняете своё спокойствие и здоровье при таком образе жизни?»:

Ответ на последний вопрос – с трудом (смеется). Как раньше сказал Никита [Марченков] – это, конечно, шутка.

По контролю – мы не вмешиваемся, действуем по запросу.
Чем больше ты общаешься с хорошими людьми, тем лучше себя чувствуешь. Вот я сейчас общаюсь с вами.

Умейте работать с негативными эмоциями. Хочешь управлять своими вузами – надо заниматься этим.

Такие встречи делятся на 2 категории – номер отбываешь или удовольствие получаешь. Вот я сейчас от общения с вами получил удовольствие».
источник
Научно-образовательная политика
Едва закончив диалог с молодыми учёными, Валерий Фальков уже отвечает на вопросы студентов-молодых журналистов.

Каждая из этих девушек на ПМЭФ помогала команде Министерства.

Валерий Фальков:

Екатерина (Толасова -прессек министра), всем девушкам обязательно надо объявить благодарность Минобрнауки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Первый вице-премьер Андрей Белоусов на ПМЭФ разъяснил про металлургов, которые "нахлобучили государство на 100 миллиардов":

История с металлургами, она же связана с простой вещью. У нас есть инвестиционные программы. Мы еще из ковида не вышли, экономика не восстановилась. Инвестиции, в том числе государственные - один из основных драйверов, которые это всё вытягивает.

На ПМЭФ в формате интерактивной игры прошла встреча первого вице-премьера Андрея Белоусова с участниками Международного молодежного экономического форума и ПМЭФ.Юниор.

Молодёжное предпринимательство - эта тема стала главной в разговоре, в котором приняло участие более 100 молодых предпринимателей.

#ЭксклюзивНОП
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Студенты – наука – общества

На стенде Министерства науки и высшего образования в рамках ПМЭФ-2021 состоялась важная научно-молодежная дискуссия. В фокусе внимания – студенческие научные общества.

Модерировал обсуждение Али Асадов, заместитель начальника отдела по работе с молодыми учеными профильного департамента Минобрнауки.

В этом формате, по замыслу сторонников СНО, заключается синергия между привлечением и удержанием в науку, с одной стороны, и формирования клубной культуры, с другой. Именно клубы – как неформальные объединения – формируют новое качество взаимосвязанности целых слоев и групп общества. Эта логика заложена в кадровую политику внутриполитического блока Кремля.

В фокусе внимания дискуссии – конкурс Минобрнауки на поддержку студенческих научных обществ. Его ранее уже анонсировал Валерий Фальков, министр науки и высшего образования. Очевидно, что профильное ведомство полностью правильно оценивает эффективность именно такого формата научной (само)организации студентов.

Был презентована Дорожная карта поддержки СНО, которая состоит из 18 пунктов. Сейчас в России существует не менее 459 СНО, отсутствует СНО в 52 организациях, в том числе в 12 подведомственных Минобрнауки.

В Год науки и технологий будет проведен конкурс СНО, на который запланировано выделить 100 млн рублей, в рамках конкурса будут разыграны гранты в виде субсидий.

Для формирования единого образовательного пространства и целостной системы научных объединений молодежи в образовательных организациях высшего образования планируется создать программы наставничества для СНО со стороны Советов молодых ученых и специалистов.

Тем не менее, в ходе обсуждения стали четко видны различия в позициях относительно СНО. Должны ли они самоорганизовываться или требуется выраженный стимул «с верху»? Ведь членами обществ являются студенты, то есть физические лица, но грант выделяется для СНО. Тут неизбежно включается университет как гарант доведения средств и достижения результата. Здесь четко прозвучала отсылка к более глобальному спору – о том, насколько должны соприкасаться наука и политика.

Нужна ли в принципе поддержка для СНО? Выступавшие апеллировали к советскому опыту, где по форме научные общества, по содержанию оказывались сугубо политическими. И указывали, что да, научные студенческие общества стимулируют появление большего количества «ломоносовых», но здесь важнее не поддерживать, а просто не мешать, то есть не разрушать управленческими «интервенциями» формирующееся множество моделей и форматов развития СНО.

В проблеме научных студобществ перекликаются сразу два мощных вектора – научной и молодежной политики. Сейчас активно выстраивается системная поддержка молодых ученых – в том числе, Минобрнауки инициировало гранты, которые сфокусированы на аспирантов. С другой стороны, студенческая наука все же остается прерогативой университета – федеральных и региональных грантовых линеек практически нет. Следовательно, СНО могут послужить важным стимулом для исследовательской работы студентов. А равно и выступить в качестве важного института для социализации и воспитания студентов. Тут-то как раз и проявляется дилемма пределов допустимого вмешательства.

В поддержку позиции Минобранауки стоит подчеркнуть – любые общества явно развивают soft skills у студентов. А формат работы и взаимодействия в СНО способствует более точной профориентации учащихся, выстраиванию и работе в проектных командах, апробации разных ролей.

Отдельно отметим глубокую идеологическую связь программы поддержки СНО с центрами компетенций, которые вместе с университетами создает президентская платформа «Россия – страна возможностей». Именно участие в работе студенческого научного общества может позволить более четко выявить и поддержать лидерские и управленческие навыки студентов.

По итогам дискуссии можно сказать однозначно – инициатива Минобрнауки правильна и своевременна. Ключевое требование – «не пересушить» административными процедурами живой процесс студенческой самоорганизации, в том числе и особенно – в науке.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов: «Задача государства, бизнеса и науки – создать условия перехода на низкоуглеродные технологии в интересах экономического развития страны»

При решении глобальных экологических вопросов университеты становятся важным звеном в проектировании и исследовании оптимальных путей в сохранении окружающей среды. Вузы обучают следующее поколение специалистов, которое будет управлять физическими, операционными и экономическими рисками, связанными  с изменением климата. Именно поэтому РЭУ им. Г.В. Плеханова инициировал проведение сессии «Экологические проблемы сегодня: кто заплатит завтра?» на XXIV Петербургском международном экономическом форуме.

Модерировал дискуссию ректор РЭУ Иван Лобанов.

«Вопросы изменения климата с каждым днем становятся все более актуальной темой, затрагивающей многие аспекты нашей повседневной жизни.

Если еще недавно казалось, что вопросы сохранения окружающей среды – это больше прерогатива специальных организаций, то сегодня мы все ясно осознаем, что это наша общая задача.

При этом, задача государства, бизнеса и науки – создать условия перехода на низкоуглеродные технологии в интересах экономического развития страны»
, – отметил Иван Лобанов.

В сессии участвовали представители власти, бизнеса, гражданского общества, образовательного и научного сообществ.

Спикеры — советник Президента РФ Руслан Эдельгериев, посол Евросоюза в РФ Маркус Эдерер, председатель комитета по энергетике и председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» Ассоциации Европейского бизнеса Эрнесто Ферленги.

Акцент в дискуссии — на снижении углеродных выбросов, методологии перехода к экологичным производствам, развитии «зеленых» технологий.

Отмечено, что правительства должны увеличивать инвестиции в исследования климата, а также разрабатывать механизмы стимулирования инвестиций в НИОКР со стороны корпораций.

При этом бизнес должен активно сотрудничать с научным миром.

Подход России к вопросам климата с момента присоединения к Парижскому соглашению изменился. Для борьбы с изменениями климата необходимо создать особые условия на международном уровне в рамках глобального климатического диалога.

«Главная задача России в климатической повестке мира – войти в глобальный торговый рынок углеродов. Это положительно скажется как на экономике страны, так и на экологической обстановке», – отметил Руслан Эдельгериев.

«Евросоюз придерживается принципа «Загрязнитель платит», который накладывает на него ответственность за нанесенный вред. Это значит, что те страны, в которых углеродные выбросы выше, должны платить больше. Однако наша задача сделать так, чтобы другие страны, не загрязняющие окружающую среду, помогали в борьбе с углеродными выбросами», – сказал Маркус Эдерер.

Большинство корпораций уже разработали стратегии бизнес-трансформации и планируют из нефтегазовых перейти в разряд энергетических.

«Переход, конечно, необходим: увеличение энергоэффективности повышает конкурентоспособность компании, а этого хотят добиться многие крупные организации. Здесь важна интеграция России и Европы», — прокомментировал Эрнесто Ферленги.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер и глава Республики Алтай Олег Хорохордин отметили, что в регионах активно развивается «зеленая» экономика.

«Нет отдельного российского, европейского, азиатского и американского климата. У всех наших стран общая ответственность за современный мир, за жизнь будущих поколений», – привел в заключение дискуссии слова Президента РФ Иван Лобанов.

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Президент РАН Александр Сергеев подвёл итоги третьего дня XXIV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021).

"Мне кажется, у нас сегодня была такая синергия, тот унисон, которые были и в подписании наших соглашений, и в обсуждениях", - говорит президент РАН.

Подробнее в видеосюжете на портале Научная РоссияНаучная Россия

@scientificrussia
источник
Научно-образовательная политика
Векторы науки: фреймы и союзы

В мае премьер-министр Михаил Мишустин посетил Курчатовский институт, где запустил ТОКАМАК Т-15МД, а также пообщался с научными сотрудниками и руководством Курчатника.

Это был явный дружеский и даже союзнический визит – и Михаил Мишустин, и Михаил Ковальчук лучились оптимизмом и были готовы всемерно решать общие для них вопросы в развитии науки.

Итоги премьер-министр подвел в перечне поручений.

Первое – по вектору мегасайенс, где Курчатовский институт является головной научной организацией (в ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований) и координатором. Минобрнауки и Минфину поручено до 15 июня подготовить «дорожную карту» модернизации опытных производств НИЦ «Курчатовский институт» и Института ядерной физики СО РАН в 2021–2023 годах, а также определить источники её финансирования. Здесь, в первую очередь, речь идет о синхротронных проектах (во главе с новосибирским СКИФом), а также о подготовке к запуску установки СИЛА (бывший ИССИ-4).

Второе – по созданию новых крупных центров компетенций. Михаил Ковальчук на встрече с главой правительства выразил консолидированное мнение: законсервированную установку из Зеленограда вывозить на остров Русский неразумно, лучше запустить ее на месте. Потому Михаил Мишустин и поручил Валерию Фалькову, Антону Силуанову и Сергею Собянину до 15 июля подготовить предложение по финансовому обеспечению созданию нового исследовательского и образовательного центра в Зеленограде (на выходе – своеобразная «Дубна 2.0»). Напомним, что этот проект сугубо выгоден всем трем ключевым участникам – премьер-министру, президенту Курчатника и мэру Москвы.

Третье – по генетике. Михаил Ковальчук смог придать итоговый импульс для оформления масштабного проекта информационно-аналитической системы хранения и обработки генетических данных «Национальная база генетической информации». Реализуется он в рамках ФНТП развития генетических технологий, где головной научной организацией также является Курчатовский институт. Напомним, что на генетическом «поле» он действует вместе с Роснефтью и Игорем Сечиным. По этой причине наука и технологии в области генетики явно испытают положительный эффект здоровой (но при этом уважительной и партнерской) конкуренции. Напомним, что на встрече с Михаилом Мишустиным была озвучена готовность ввести к 2024 году не прототип, а саму ИАС.

Четвертое – по природоподобным технологиям. Это один из флагманских научно-технических векторов работы Курчатовского института (реализуется также в формате НБИКС и конвергентных технологий), и для Михаила Ковальчука было принципиально важно ускорить подготовку доктринальных документов по этой теме. В итоге премьер-министр поручил Минобрнауки и Курчатнику (вместе с заинтересованными органами власти и организациями) в срок до 1 сентября доработать проект Стратегии развития конвергентных (природоподобных) технологий и внести его в Правительство. Способом реализации Стратегии может стать еще одна федеральная научно-техническая программа. Головной научной организацией и главным исполнителем, естественно, станет Курчатовский институт. В таком случае Михаил Ковальчук сосредоточит у себя в руках контроль над всеми фреймами развития наиболее интересующих его технологий: генетика и микробиологическая промышленность; сихнротронные и нейтронные исследования вместе со всей программой мегасайенс; природоподобные, конвергентные и НБИКС технологии.

Не стоит забывать и о ключевой роли Курчатовского института в развитии атомных технологий – здесь идет работа в рамках «двуединой атомной монархии» - Курчатника и Росатома.

Михаил Мишустин и Михаил Ковальчук – единомышленники. В научно-технологической области премьер-министр избрал себе цифровые сюжеты и микроэлектронику. При сохранении сотрудничества в рамках разделения «зон влияния» и понятной междисциплинарности всех прорывных направлений – глава кабмина и президент Курчатовского института работают в полном согласии.

Перечень поручений: http://government.ru/orders/selection/401/42421/
Telegram
Научно-образовательная политика
Токамак согласия

Премьер-министр Михаил Мишустин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Его сопровождали профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук провел гостям небольшую экскурсию и рассказал о токомаках. Затем вместе с Михаилом Мишустиным запустил термоядерную установку ТОКАМАК Т-15МД (что и было гвоздем программы визита).

«Это огромное событие не только для России, но и для всего мира. Появляется уникальная инфраструктура для научных исследований для того, чтобы управляемый термоядерный синтез создал неиссякаемый источник энергии. Об многие мечтают», – заявил в ходе церемонии Михаил Мишустин.

Новый токамак – это один из стержневых и «вытягивающих» проектов класса мегасайенс. Он, как отметил премьер-министр, также даст мощный толчок к развитию других отраслей науки и промышленности и поможет созданию чистого и надёжного источника энергии, о котором говорил Президент в…
источник
2021 June 06
Научно-образовательная политика
Одной из центральных дискуссий ПМЭФ по цифровизации стал разговор директора по цифровизации "Росатома" Екатерины Солнцевой и научного руководителя
"Научно- образовательной политики" Евгения Сжёнова.


Екатерина Солнцева - идеолог и руководитель Единой цифровой стратегии Росатома, вокруг которой строится цифровизация госкорпорации.
Екатерина настоящий амбассадор лидерства через цифру, а Росатом наработал эффективные решения для себя и масштабирования на уровне страны.

Поговорили о цифре в вузах и тех шагах, которые принимаются в системе по поручениям Чернышенко и Фалькова.

Обсудили барьеры, мешающие наращиванию темпов и объемов цифровизации как в отраслях, так и в стране в целом.

Отдельной темой дискуссии стал вопрос цифровой компетентностной модели и кадров, обеспечивающих процесс цифровизации, а также механизм по поиску "цифровых талантов", который внедрил  Росатом.

Екатерина согласилась принять активное участие в коммуникационных (включая большие тематические форумы) мероприятиях, организуемых НОП.
источник
Научно-образовательная политика
источник