Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 04
Научно-образовательная политика
Николай Морозкин, ректор Башкирского государственного университета, о молодежной политике университета для НОП:

Мы нацелены на то, чтобы не только дать студентам качественное образование, привить интерес к исследовательской деятельности, но и дать возможность раскрыть свой творческий и личностный потенциал.

Студенты задействованы в реализации практико-ориентированных проектов. Например, совместно с Башкортостанским отделением Ассоциации юристов России реализуется проект по оказанию бесплатной юридической помощи «Юридический доктор». Центр практической юриспруденции Института права БашГУ занимается разработкой и реализацией эффективных форм взаимодействия университета и профессионального юридического сообщества: проводит открытые лекции, мастер-классы, научно-практические мероприятия, конкурсы с привлечением юристов-практиков.

В нашем университете организуется множество мероприятий, направленных на развитие у студентов интереса к социальному проектированию и призыв к активной реализации их идей и задумок. Так, весной прошел форум студенческих инициатив «ПРО ГРАНТ», цель которого – поиск и отбор идей, проведение экспертизы и жизнеспособности проектов, анализ их актуальности и поиск финансирования. Мероприятие организовали Профком студентов и аспирантов и Совет молодых ученых БашГУ. Студенты представили много интересных проектов в разных сферах: от цифровых технологий до туризма, а некоторые из задумок уже находят свою реализацию (например, «Медиа-помощник «Бот-расписание БашГУ»).

Ребята участвуют в движении студенческих отрядов, работают на объектах республики и по всей России: путешествуют, находят новых друзей, пробуют себя в разных сферах деятельности. На V слете студенческих отрядов Республики Башкортостан штаб был признан лучшим среди штабов образовательных организаций и получил переходящее знамя.

Направлений работы в области молодежной политики много, и студенты их активно поддерживают.
источник
Научно-образовательная политика
Александр Ильин, проректор СВФУ по внеучебной работе и молодежной политике, о молодёжной политике университета для НОП:

Студенты СВФУ всесторонне развиты: есть те, кто занимаются общественной и научной работой, отличники, олимпиадники, спортсмены и так далее. Руководство университета хочет создать пространство, где желающие могли бы иметь площадку для реализации и генерации новых идей.

В этом году в СВФУ планируется открытие Центра студенческих инициатив. Он будет располагаться в одном из зданий университета на большой площади, почти в 500 кв.м. Это будет пространство для реализации и генерации новых идей, проектной деятельности, научной, образовательной, для активных студентов и совмещать отдых. Также там будет зона для культурно-массовых мероприятий.

Пока мы не анонсировали открытие этого центра, но он уже в разработке. Ректор поддержал этот проект. Идея создать такое пространство появилась давно, и сейчас мы уже согласовываем дизайн-проект, летом 2021 года начнется ремонт.

Еще один интересный проект, который будет реализован летом 2021 года – проект «Дай лапку», который стал победителем грантового конкурса Росмолодежи. Активисты проекта – магистранты института зарубежной филологии и регионоведения. «Дай лапку» направлен на помощь бездомным животным.

Отмечу, что студенты СВФУ давно уже занимаются такой деятельностью, но в первый раз приняли участие в конкурсе Росмолодежи и сразу выиграли.

Есть и другие молодежные проекты, которые участвовали в этом году в грантовом конкурсе Росмолодежи. Они не прошли, но, думаю, они креативные и перспективные. Например, наши студенты придумали концепцию коворкинг центра Максима Кировича Аммосова – его имя носит университет. Есть также проект по созданию 3D-музея Якутии. Сейчас мы думаем над тем, чтобы реализовать их через другие площадки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко посетил стенд Минобрнауки России на ПМЭФ-2021

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
По научным кадрам рекомендовано

Окончательно согласованы и представлены рекомендации по итогам парламентских слушаний «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста».

В целом рекомендации оставляют достаточно двойственной впечатление. Часть из них и ожидаема, и необходима к реализации – например, трансформации госзакупок.

Второй блок – это те меры, что уже находятся в различных стадиях проработки и реализации: определение понятия «молодой ученый», меры поддержки аспирантов и начинающих исследователей, расширение прав регионов по участию в поддержке развития научных институтов и университетов, масштабирование мер для решения «квартирного вопроса», поддержка отечественных журналов.

Третья часть – это достаточно громкие, популистские, но маловероятные в разрезе исполняемости рекомендации. Например, о квотировании публикаций в отечественных журналах для отчетов по грантам.

В сумме содержание рекомендаций представляют собой классический расклад: что надо сделать, что уже и так делается, что можно было бы еще теоретически сделать (причем неясно – во благо или во зло).

Подробнее: наш анализ рекомендаций, их перечень, стенограмма слушаний.
источник
Научно-образовательная политика
Началась главная пленарная дискуссия ПМЭФ с участием Владимира Путина.

Президент отметил, что это самое крупное международное публичное мероприятие самого высокого уровня после начала пандемии.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В числе первых инициатив, которые Владимир Путин поручил правительству России поддержать - запуск программу поддержки молодежной занятости и молодёжного предпринимательства.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин о рейтинге качества жизни:

"По развитию образованию в числе лучших – Республика Мордовия".

В этом большая заслуга и региональных властей, и управленческой команды Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва во главе с ректором Сергеем Вдовиным.

9 июня в Саранске команда НОП примет участие в открытии "Точки кипения" на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин на ПМЭФ-2021 об экологии и климате

Цель – чтобы объем эмиссии парниковых газов должен быть ниже, чем в Европе.

Первое – снижение выбросов в отраслях экономики. В энергетике – развиваем атомные, гидроэлектростанции, ВИЭ.

На базе атомной отрасли Россия создает производства водорода. Идет перевод общественного транспорта на электричество, газ и гибридные двигатели.

Речь о сквозном технологическом обновлении всей экономики и всей инфраструктуры.

Для углеродной нейтральности важен объем поглощения – нужно улавливать, хранить и полезно использовать углекислый газ от всех источников.

Второе – создается индустрия и новый рынок, где будут обращаться углеродные единицы. Россия обладает колоссальным потенциалом к поглощению – леса, тундра, болота. Значимость России для климатической стабильности мира – особая.

Главное – наладить мониторинг эмиссии и поглощения углекислого газа. Такая система с привлечением науки сейчас производится. В том числе, с использованием карбоновых полигонов.

Нужна прозрачная система климатической статистики, в том числе – совместные научные исследования. К такому сотрудничеству мы также открыты.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня на ПМЭФ состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Сколтехом и Аналитическим центром при Правительстве РФ (на стенде Минобрнауки России, при участии Председателя Фонда "Сколково" Аркадия Дворковича).

Второй документ был подписан ректором МГУ Виктором Садовничим и губернатором Тульской области Алексеем Дюминым (на стенде Тульской области).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
На ПМЭФ стенды Минобрнауки РФ и Росмолодёжи не только находятся рядом: в дни форума оба стенда стали одной большой общей дискуссионной площадкой, где федеральные руководители и ведущие эксперты обсуждают будущее науки, высшего образования и молодёжной политики России.

На фото: Руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева, заместитель Министра науки и высшего образования Елена Дружинина и Президент РАН Александр Сергеев.
источник
Научно-образовательная политика
Президент РАН @rasofficial Александр Сергеев и ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов @szhenov на ПМЭФ провели дискуссию о путях поддержки молодых учёных и важности укрепления коммуникационного диалога РАН, Минобрнауки России @minobrnaukiofficial и Росмолодёжи @rosmolodez.

Ещё одной темой разговора стала научная коммуникация, межэлитный диалог с целью поддержки научных проектов, специфика популяризации науки в молодёжной среде, в том числе - в социальных сетях.

Президент РАН Сергеев специально выделил миссию телеграм-каналов как площадки "думающей элиты", отметил ключевую роль НОП @scienpolicy в формировании и модерации этого диалога в России.@scienpolicy в формировании и модерации этого диалога в России.

Кроме этого, Александр Сергеев призвал активизировать вовлечение лидеров научно-образовательного сообщества в популяризацию и продвижение науки в социальных медиа и на дискуссионных площадках на базе университетов и научных организаций с активным участием глав регионов, промышленности и бизнес-сообщества.

https://scientificrussia.ru/articles/rosmolodezh-otkrytyj-razgovor-s-aleksandrom-sergeevym
источник
Научно-образовательная политика
Аккредитационный лед тронулся

Одна из самых горячих новостей в сфере управления высшим образованием – это анонсирование постепенного и частичного перехода к бессрочной аккредитации университетов.

Это решение вызрело уже сравнительно давно – оставалось только обнародовать его, а далее – что более важно – облечь в соответствующую регуляторику. Потому не стало сюрпризом, что новость о введении бессрочной аккредитации прозвучало не с высоких трибун, а во время заседания Общественного совета при Рособрнадзоре.

«С 1 марта 2022 года аккредитация у нас становится бессрочной. При этом мы должны контролировать образовательные организации, которым такая преференция предоставляется», – сказала заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.

Она рассказала, что новая модель предполагает переход от оценки соответствия образовательных программ ФГОС к оценке качества подготовки обучающихся. При этом деятельность образовательных организаций планируется оценивать на основе аккредитационных показателей.

Рособрнадзор предлагает при проведении процедуры аккредитации оценивать качество подготовки обучающих с помощью фондов оценочных средств, рекомендованных на федеральном уровне для оценки универсальных и общепрофессиональных компетенций, и собственных фондов оценочных средств вузов при оценке профессиональных компетенций. Также при проведении аккредитации предлагается оценивать профессорско-преподавательский состав вуза (квалификацию, стаж работы, наличие ученых степеней и званий), организацию практической подготовки для студентов. Еще один показатель, который может учитываться, – средний балл ЕГЭ поступающих в динамике. Также в качестве аккредитационного показателя может использоваться оценка трудоустройства выпускников.

Это объявление не стоит воспринимать как сенсацию – пока что Рособрнадзор только объявил о сроке. Однако, впереди – сложный процесс разработки конкретных требований, затем проведение определенных замеров и определение тех вузов, что могут получить бессрочную аккредитацию.

На этом пути предстоит преодолеть множество затруднений и проблем. В частности – разработка фонда оценочных средств для универсальных и тем более – общепрофессиональных компетенций. Делать это в формате «ЕГЭ для студентов» вряд ли будет разумно. В частности, если говорить о выпускниках – их уже не будут столь сильно волновать результаты подобных тестирований (а иные формы избыточно сложны для введения). Включать подобные замеры в успеваемость студентов – также будет затруднительно, тем более, что трактовки компетенций отличаются часто не только между различными университетами, но и между отдельными кафедрами и образовательными программами.

Внутренние же оценки профессиональных компетенций – в значительной степени, это уже реализуется в формате государственных экзаменов, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Не забудем о все более широком распространении модели «стартап как диплома».

В общем, именно этот блок вызывает наибольшие вопросы. С остальным проблем меньше – ЕГЭ и так замеряется, как и проводится оценка успехов и результативности работы преподавателей.

Безусловно, показатель трудоустройства выпускников крайне важен. Однако, здесь (как и сейчас) возможны вольные трактовки. Неизбежно также возникает вопрос – для чего готовят университеты: исключительно для работы по специальности или в целом для успешности выпускника? Стоит ли замерять hard skills в отрыве от soft?

На эти и другие дискуссионные вопросы предстоит найти ответ в выработке критериев для бессрочной аккредитации. Важно, что этот диалог Рособрнадзор намерен вести в тесном сотрудничестве с профессиональным и экспертным сообществом. Объявление новости именно на заседании Общественного совета – лишнее тому свидетельство.

Подробнее: http://obrnadzor.gov.ru/news/obshhestvennyj-sovet-pri-rosobrnadzore-obsudil-pokazateli-dlya-provedeniya-akkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti/
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:
Пандемия заставила осознать роль науки и высоких технологий.
источник
Научно-образовательная политика
На ПМЭФ состоялось подписание соглашения между АНО "Россия-страна возможностей" @stranavozmojnostey и Санкт-Петербургским политехническим Университетом.

По итогам подписания прошёл открытый разговор с участием
Алексея Комиссарова, генерального директора РСВ, ректора Политеха Петра Андрея Рудского и ведущего эксперта Инобра ВШЭ Евгения Сжёнова @szhenov.

Активный предметный диалог РСВ и ведущих университетов - это важный фактор успешности и стабильности всей высшей школы.

Чем теснее вузы будут вовлечены в реалицию проектов президентской платформы, тем они будут более конкурентоспособны, а значит больше подготовлены к эффективной реализации крупных сетевых проектов (включая НОЦ мирового уровня, Приоритет 2030 и др.). Проекты РСВ отлично вписываются в логику третьей миссии университета, а для самого вуза это возможность развития экосистемы поддержки талантов как среди студентов, так и сотрудников.
источник
Научно-образовательная политика
источник