Аккредитационный лед тронулся
Одна из самых горячих новостей в сфере управления высшим образованием – это анонсирование постепенного и частичного перехода к бессрочной аккредитации университетов.
Это решение вызрело уже сравнительно давно – оставалось только обнародовать его, а далее – что более важно – облечь в соответствующую регуляторику. Потому не стало сюрпризом, что новость о введении бессрочной аккредитации прозвучало не с высоких трибун, а во время заседания Общественного совета при Рособрнадзоре.
«С 1 марта 2022 года аккредитация у нас становится бессрочной. При этом мы должны контролировать образовательные организации, которым такая преференция предоставляется», – сказала заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.
Она рассказала, что новая модель предполагает переход от оценки соответствия образовательных программ ФГОС к оценке качества подготовки обучающихся. При этом деятельность образовательных организаций планируется оценивать на основе аккредитационных показателей.
Рособрнадзор предлагает при проведении процедуры аккредитации оценивать качество подготовки обучающих с помощью фондов оценочных средств, рекомендованных на федеральном уровне для оценки универсальных и общепрофессиональных компетенций, и собственных фондов оценочных средств вузов при оценке профессиональных компетенций. Также при проведении аккредитации предлагается оценивать профессорско-преподавательский состав вуза (квалификацию, стаж работы, наличие ученых степеней и званий), организацию практической подготовки для студентов. Еще один показатель, который может учитываться, – средний балл ЕГЭ поступающих в динамике. Также в качестве аккредитационного показателя может использоваться оценка трудоустройства выпускников.
Это объявление не стоит воспринимать как сенсацию – пока что Рособрнадзор только объявил о сроке. Однако, впереди – сложный процесс разработки конкретных требований, затем проведение определенных замеров и определение тех вузов, что могут получить бессрочную аккредитацию.
На этом пути предстоит преодолеть множество затруднений и проблем. В частности – разработка фонда оценочных средств для универсальных и тем более – общепрофессиональных компетенций. Делать это в формате «ЕГЭ для студентов» вряд ли будет разумно. В частности, если говорить о выпускниках – их уже не будут столь сильно волновать результаты подобных тестирований (а иные формы избыточно сложны для введения). Включать подобные замеры в успеваемость студентов – также будет затруднительно, тем более, что трактовки компетенций отличаются часто не только между различными университетами, но и между отдельными кафедрами и образовательными программами.
Внутренние же оценки профессиональных компетенций – в значительной степени, это уже реализуется в формате государственных экзаменов, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Не забудем о все более широком распространении модели «стартап как диплома».
В общем, именно этот блок вызывает наибольшие вопросы. С остальным проблем меньше – ЕГЭ и так замеряется, как и проводится оценка успехов и результативности работы преподавателей.
Безусловно, показатель трудоустройства выпускников крайне важен. Однако, здесь (как и сейчас) возможны вольные трактовки. Неизбежно также возникает вопрос – для чего готовят университеты: исключительно для работы по специальности или в целом для успешности выпускника? Стоит ли замерять hard skills в отрыве от soft?
На эти и другие дискуссионные вопросы предстоит найти ответ в выработке критериев для бессрочной аккредитации. Важно, что этот диалог Рособрнадзор намерен вести в тесном сотрудничестве с профессиональным и экспертным сообществом. Объявление новости именно на заседании Общественного совета – лишнее тому свидетельство.
Подробнее:
http://obrnadzor.gov.ru/news/obshhestvennyj-sovet-pri-rosobrnadzore-obsudil-pokazateli-dlya-provedeniya-akkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti/