Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 03
Научно-образовательная политика
🎓 Сергей Куликов возглавил набсовет Национального исследовательского Университета ИТМО (@itmoru).

Нового председателя представил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ. По его мнению, Сергей Куликов - достойный выбор, а РОСНАНО станет сильным партнером ИТМО, — и это придаст университету дополнительный импульс развития.

💬 На заседании Сергей Куликов подчеркнул, что компания высоко оценивает научный потенциал университета. Он также отметил важность матмоделирования и работ с алгоритмами и массивами данных для развития проектов корпорации.

«ИТМО — место, где фундаментальные исследования трансформируются в deep tech технологии и новые продукты. РОСНАНО намерены активно использовать инвестиционные ресурсы для коммерциализации наиболее перспективных разработок вуза. Кроме того, мы продолжим развивать совместные проекты», — прокомментировал он.

☝️ В новый состав набсовета вошли: Андрей Белевцев, директор дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть», Александр Галицкий, управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners, Елена Исинбаева, председатель Ассоциации студенческих спортивных клубов России, Алексей Медведев, заместитель министра науки и высшего образования РФ, Вадим Медведев, директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ, Андрей Стыскин, генеральный директор ООО «Яндекс.Технологии», Елена Федорова, руководитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Санкт-Петербурге.

В набсовете также приняли участие: Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ, Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО.

#РОСНАНО #ИТМО
источник
Научно-образовательная политика
А я сяду… в кабриолет?

Минобрнауки опубликовало «декларации о доходах и имуществе» руководителей подведомственных университетов, научных институтов и ФГУПов. Считать чужие деньги нехорошо, хотя и очень увлекательно. Раз уж это не совсем корректно, обратим свои взоры на движимое имущество.

Мы решили не вычислять, у кого «мерин» новее, а решили детально изучить, какие отечественные машины есть во владении управленцев научных и образовательных организаций. А также взглянули на спецтехнику – от лодок до тракторов. Кажется, получился интересный срез.

Хотите узнать, сколько «козликов» у директоров НИИ? А у кого целых две «полуторки»? Или самолет? Кто главный байкер среди ректоров?

Конечно, список неполон, да и не все ректоры в нем – «правительственные» вузы не входят, там придется исследовать отдельно. Тем не менее, приглашаем всех покопаться в гаражах у тех, кто возглавляет российские университеты, профильные ФГУПы и научные институты.

Сразу оговоримся – мы лишь собрали вместе информацию по нескольким критериям, никаких намеков или коварных выводов наш текст принципиально не содержит.

Добро пожаловать в гараж!

https://telegra.ph/A-ya-syadu-v-kabriolet-05-31
источник
Научно-образовательная политика
В рамках ПМЭФ на стенде Росмолодёжи состоялась дискуссия с участием Светланы Ячевской, заместителем Председателя ВЭБ.РФ и Михаила Алашкевича, старшего вице-президента ВЭБ.РФ.

Создание университетских кампусов по лучшим мировым стандартам, при поддержке ВЭБ.РФ: центром дискуссии стала недавняя стратсессия Минобрнауки РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и министра Валерия Фалькова. Кампус вуза как центр роста города и региона - эта важная для ВЭБ.РФ тема сегодня будет звучать и в наших "губернаторских" разговорах.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Кузьминов.
Знание
источник
Научно-образовательная политика
Во время Петербургского международного экономического форума Российская академия наук и Агентство стратегических инициатив заключили соглашение о сотрудничестве Во время Петербургского международного экономического форума Российская академия наук и Агентство стратегических инициатив заключили соглашение о сотрудничестве

Соответствующий документ подписали глава АСИ Светлана Чупшева и президент РАН Александр Сергеев.

«Ключевая цель соглашения – обеспечить связку между бизнесом, вузами, технологическими стартапами и молодыми людьми, которые хотят идти в науку. Мы будем сотрудничать по несколько направлений, в том числе в рамках НТИ. Мы готовы задействовать партнерскую сеть и инфраструктуру в регионах, «Точки кипения». Потенциал РАН и ее исследования нам очень востребованы, считаем, что благодаря этому в рамках наших пилотных проектов могут возникнуть новые продукты и проекты», - заявила Светлана Чупшина.

На площадках АСИ и участников партнерской сети будут проводиться лектории членов и профессоров РАН. Академия будет способствовать продвижению «Точек кипения» и технологических конкурсов агентства в рамках научной дипломатии за рубежом.

«Крупный бизнес должен вкладывать средства в науку, чтобы она как можно быстрее становилась производительной силой экономики. Этот вопрос мы должны продвинуть в рамках соглашения. Мы видим, что крупные компании и бизнесмены готовы идти на контакт, но для того, чтобы была основа для новых проектов, нам нужно дружить с АСИ», - сказал Александр Сергеев.

Стороны планируют готовить предложения по изменению российского законодательства в научной, инновационной и научно-технической сферах.

@rasofficial
источник
Научно-образовательная политика
МГСУ: воссоздание попечительского совета

2 июня 2021 года в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ) состоялось заседание воссозданного после долгого перерыва попечительского совета в новом составе. В мероприятии приняли участие Марат Хуснуллин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации , Максим Орешкин, помощник Президента РФ, Ирек Файзуллин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, представители строительного комплекса Москвы, руководители ведущих организаций отрасли, отраслевых и межотраслевых объединений работодателей.

Участники заседания обсудили актуальные вопросы деятельности попечительского совета вуза, а также подготовку и проведение мероприятий, связанных со 100-летним юбилеем НИУ МГСУ. Одним из основных вопросов заседания стали выборы нового руководства попечительского совета.

Председателем попечительского совета НИУ МГСУ был единогласно избран заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, заместителями председателя попечительского совета НИУ МГСУ — министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин и помощник Президента РФ Максим Орешкин.

«Президент поставил серьёзные задачи по развитию страны и строительной отрасли. В ближайшие 10 лет необходимо построить миллиард квадратных метров жилья. Решить такие задачи без кадров невозможно. И здесь, безусловно, ключевая роль у Московского государственного строительного университета, он всегда был лидером, на которого ориентировались. Сейчас стоит задача этот опыт и знания распространить на всю страну. Мы должны не только собрать строительные вузы, мы должны построить вертикаль образования: вузы и профессиональное образование, от науки до практической реализации», — подчеркнул заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.

Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, специально для НОП прокомментировал достижения и планы вуза: «По существу весь последний год наш университет готовится к участию в анонсированной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», мы сформировали пул весьма амбициозных проектов в рамках разрабатываемой новой программы развития вуза. Подготовлены предложения по совершенствованию развитию образовательной политики, научно-исследовательской политики, политики в области трансфера знаний и технологий, коммерциализации разработок, молодежной политики, кадровой политики, политики в области цифровой трансформации и в области открытых данных, а также кампусной политики.

Надеюсь, что текущий 2021 год науки и год 100-летия НИУ МГСУ поможет придать новый импульс развитию нашего университета. В рамках празднования юбилея нам предстоит реализовать обширный план общественно-значимых мероприятий. Важнейшая роль при этом принадлежит Попечительскому совету университета, который должен связать практику производства строительных работ и профессиональное образование, обеспечить эффективное взаимодействие с организациями строительного комплекса нашей страны»


Участники заседания отметили, что также в НИУ МГСУ при активной поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации был учрежден отраслевой консорциум «Строительство и архитектура», участниками которого стали все архитектурно-строительные вузы России, объединения работодателей, ряд профильных научных организаций.

Следует отметить, что работы по воссозданию попечительского совета вуза и привлечению в его состав представителей государственных структур, ведущих предприятий крупного и среднего бизнеса строительной отрасли были начаты в 2020 году ректором НИУ МГСУ Павлом Акимовым.

См. также: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=34920
источник
Научно-образовательная политика
Триада российского общества 2.0

Дискурс общественного развития за последние годы претерпел существенные изменения – из мобилизационного он все больше превращается во вдохновляющий. Строится он вокруг трех концептов.

Мечта
Сергею Кириенко, ключевому архитектору внутренней политики и общественно-государственного развития, не впервой обращаться к идее мечты. Раз за разом на крупных форумах он призывает дерзать мечтать. Особенно громко это звучит при общении с молодой аудиторией. Так было и на встрече с участниками конкурса «Большая перемена», посвященному фестивалю «Алые паруса».

«Самое главное, чтобы вы почувствовали – мечта безгранична. И главное, что я хотел бы вам пожелать – почувствуйте этот масштаб мечты и масштаб возможного. На самом деле возможно всё.

Я хочу пожелать вам мечтать. Потому что от того, насколько масштабны ваши мечты, зависит не только ваша судьба. От вашей мечты зависит будущее нашей страны. Потому что это будущее в ваших руках. Мечтайте, ребята!»,
- призвал Сергей Кириенко.

Возможности
Функционал государства в рамках «нового общественного договора» окончательно перемещается из области «равной поддержки» в сторону обеспечения равенства возможностей. В этом и Владимир Путин, и Сергей Кириенко с Алексеем Комиссаровым видят главную задачу государства: на это нацелена система поиска и поддержки талантов, с той же логикой запущены социальные лифты.

Именно об этом говорил президент в видеообращении к участникам фестиваля «Большая перемена»:

«У каждого из вас есть свои таланты и способности. Понимаю, что не все ещё определились со своими пристрастиями. И у школьников нашей страны должны быть широкие возможности для того, чтобы понять, почувствовать своё призвание. Задача взрослых, государства – везде, на всей территории России создавать необходимые условия для того, чтобы вы могли раскрыть, проявить свои способности, найти собственный путь в жизни. Дерзайте, мечтайте, ставьте перед собой большие, амбициозные цели и смело, решительно достигайте вершин в своём деле».

Свобода
На ПМЭФ Сергей Кириенко коснулся другого измерения триады новых ценностей общественного развития: «Главная особенность сегодняшнего времени заключается в том, что решения люди могут принимать совершенно свободно. Люди могут не только перемещаться между городами, вузами, регионами, странами. Они могут перемещаться между профессиями, поэтому главное – свободный выбор человека и конкуренция, очевидно, за самых талантливых, самых креативных, самых творческих, конкуренция будет только увеличиваться. Единственная возможная конкуренция в таком случае – это создание условий для того, чтобы человек мог реализовать себя максимально».

Государство предоставляет возможности, но многое зависит и от человека – именно поэтому мечта становится ключевым требованиям к гражданину. Россиянин 2.0 не должен ждать от государства, что оно его «реализует», нужно искать и получать поддержку в рамках самореализации. При этом равенство условий не означает ни равенства результатов, ни их гарантий, но стимулирует здоровую конкуренцию – и между гражданами, и между условными «потребителями» человеческого капитала.

Именно через создание равных условий для самореализации трактуется социальная миссия государства. Потому Сергей Кириенко сделал акцент на расширении системы социальных и управленческих лифтов: от госслужбы к иным областям (что видно по трекам «Лидеров России»), за границы страны (международный трек), вверх и вниз по возрастной шкале (от серебряного возраста до детского сада).

Синергия смыслов
«Будьте мечтателями – используйте возможности – испытайте свободу в самореализации» - такова одна из главных формул «нового общественного договора» между Россией 2.0 и россиянами 2.0.
источник
Научно-образовательная политика
@szhenov для @scienpolicy

В рамках "ректорского часа" на ПМЭФ обсудил с ректором РАНХиГС Владимиром Мау достижение национальных целей в диалоге "государство-население" через клиентоцентричность.

Обсудили что же должно измениться как результат этого диалога и как сделать клиентоцентричность основой мышления на любых уровнях принятия решений.

Хорошо поговорили о подготовке "цифрового десанта" (по Чернышенко) и о том, какие цифровые компетенции нужны чиновникам всех уровней.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Образование будущего сейчас

Сегодня на ПМЭФ 2021 @roscongress обсуждали «Новые смыслы и ценности в образовании»,
@roscongress обсуждали «Новые смыслы и ценности в образовании», где в рамках дискуссии должны были посмотреть на образовательные технологии будущего, которые уже сейчас реализуются в России.

Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех»:

Сириус – это возможность встретить наставника, он развивается за счет всех своих партнеров и самых сильных педагогов, которые разрабатывают те самые методики, что могут быстро и эффективно дать предметное знание.

Соединение экспертного знания, наставника, человека, который принял какую-то задачу, дает уникальный, и тоже очень быстрый результат. Они означают вхождение в решение задач, которые заложены в стратегию научно-технологического развития.

Мы работаем с каждым человеком и талантом, потому что задача – не создать условия для небольшого количества людей, развивать экономику, а создать условия беспрецедентные для того, чтобы развивалась та мотивация, которая не выгорает. Задача соединить и мотивировать так, как это комфортно в каждом возрасте.

Сам Сириус – это среда, которая мотивирует, попадая в которую как раз появляются наставники, следующие шаги – стать наставниками для тех, кто идет за вами.

Мы создавали платформу Сириус.Курсы, разрабатывая программу не только очную, но и дистанционную. С учетом тех особенностей образовательного процесса, который у нас был уже полтора года, мы на платформе Сириуса открыли все курсы для ребят, которые хотят приехать в Сириус. Ребята учатся, приезжают в Сириус и остаются на программу сопровождения там. С этого года мы по нашим предметам: математика, физика, химия, информатика, биология и география, запускаем Асероссийскую олимпиаду школьников, школьный этап на этой платформе. Это беспрецедентная возможность сориентировать ребят в каждом субъекте на региональные центры, которые создаются по модели Сириуса.

Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка:

Мы получили интересный опыт, развивая всего 2 года наш продукт для школы - проект «СберКласс». В пандемическую ситуацию мы откликнулись на обращения губернаторов и осуществили запуск платформы в 23 субъектах РФ в 2,5 тыс. школ. Продуктом пользовались как коммуникатором: для того, чтобы провести урок с использованием ВКС, назначить задание. Является это цифровыми технологиями? Да. Так будет выглядеть образование будущего? Нет.

Без учителей, без наставников, без тьюторов качественное образование невозможно. В силу этого 100% онлайн не будет работать никогда. Что мы можем сделать, и как на мой взгляд будет выглядеть образование будущее? Самое важное здесь – это персонализация.

О чем Елена Владимировна рассказывала, это самая идеальная система образования, какая может быть. Когда у каждого ребенка есть супер-профессионал педагог, у него есть эксперт. К сожалению, это невозможно обеспечить на территории такой страны как Российская Федерация. Мы слишком большие. Поэтому селективный подход – для чистого офлайна.

Потому для обеспечения персонализации массовой приходят на помощь цифровые технологии. В какой-то момент, когда мы анализировали big data, мы увидели, что в 6-м классе по конкретной теме у девочек достижения ниже на 20%, чем у мальчиков. Мы выдвигали разные гипотезы, и в итоге пришли к продукту, когда все задачи по этой теме были сделаны в формате семантики и лексики, которые ближе девочкам в 6 классе – принцессы, кареты, лошади, и их достижения выросли на 20%. Это и есть персонализация. Без метаслоев, метаданных это невозможно.

С 1 сентября на нашей платформе под каждый уникальный вход ученика будет генерироваться уникальное задание. Самое главное, чтобы за технологиями стояли данные, которые позволяют улучшать и персонализировать по отношению к каждому ребенку. Мы собираем данные для сферы образования очень критично. В первую очередь, это технология фабрики данных, она должна быть единой и может передаваться любым игрокам, которые приходят, чтобы персонализировать образование и улучшить каждый трек детей.
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Стриханов, ректор НИЯУ МИФИ, о молодёжной политике университета для НОП:

В середине мая этого года в Нижнем Новгороде состоялся форум «Молодежь и наука» на котором еще раз было подчеркнуто, что работа с молодёжью, которая видит свое будущее в науке, - важный приоритет государственной научной и образовательной политики.

Молодежная политика НИЯУ МИФИ, помимо работы по воспитанию гармоничной личности с прочным нравственным фундаментом, основанном на традиционных ценностях нашего государства и уважении к его истории, нацелена, прежде всего, на максимальное вовлечение молодежи в реализацию миссии нашего университета - генерацию, распространение, применение и сохранение научных знаний в интересах решения глобальных вызовов 21 века.

Работа команды университета с молодежью это не только вовлечение ребят в занятие научной, исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью, но и выявление лидеров для подготовки кадрового резерва управленцев в недрах студенческого самоуправления, привитие им чувства ответственности за свою страну через участие в совместной социально-значимой деятельности.

С 2013г мы развиваем проект
«Студенческое научное общество (СНО) НИЯУ МИФИ» который стал значимым элементом системы передачи традиций университета новым поколениям, подготовки исследователей с широким кругозором, будущих управленцев научной сферы. Члены СНО активно участвуют как в популяризации науки и научных знаний, так и в поиске и апробации новых форм и форматов практических занятий, создании научных кружков, вовлечении школьников в реальные научные проекты и, конечно, сами занимаются наукой. За 8 лет существования проекта он неоднократно был отмечен как лучший на всероссийском конкурсе студенческих научных обществ и среди СНО Москвы.

Программа подготовки кадрового резерва студенческого самоуправления НИЯУ МИФИ «Ядерное лидерство» это еще один проект, развивающийся в университете более 8 лет. Он прошел путь от адаптационного мероприятия для первокурсников «МИФИ: инструкция по применению» до круглогодичной циклической программы по поиску, выявлению и подготовке лидеров студенческого самоуправления. Участники проекта прошлых лет сегодня занимают ряд значимых позиций в университете, руководят собственными компаниями, вошли в число финалистов конкурса «Лидер России», успешно развиваются в структурах ГК «Росатом».

Через проект
студенческого благотворительного фестиваля в помощь детям «От сердца к сердцу», который студенты-мифисты проводят каждую осень на территории парка «Коломенское» с 2012 года, в качестве организаторов и волонтеров прошли более 1500 студентов нашего университета. Идея фестиваля оказалась настолько успешной, что ее подхватили более 25 вузов не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и в других городах. Партнерами фестиваля стали 9 благотворительных фондов. Команда проекта дважды была отмечена первым призом международной премии Eventiada среди молодежных проектов как лучший социальный проект.

Названные проекты, возможно, и не являются уникальными по своей сути, но занимают значимое место в большой университетской системе работы с молодежью.
источник
Научно-образовательная политика
Прикладная сила фундаментального знания

Сегодня в рамках ПМЭФ 2021 @roscongress@roscongress состоялась дискуссия «Знание - сила?». В ходе диалога эксперты академического сообщества, бизнеса и популяризации науки поделились своим видением этой формулы. Все спикеры единогласно подтвердили, что знание является силой. Однако каждый из них по-разному характеризовал ценность знания. Наметилось 3 подхода - знание как продукт, знание - как миссия, знание - как тренд.

Знание как продукт
В фокусе бизнеса оказалось потребление знания как продукта. Отсюда возникают спрос и предложение на производство наукоемких технологий и конкуренция между ними. При таком весьма прагматичном и сухом подходе представители бизнеса особенно подчеркивают значимость расширения сотрудничества с академическим и научным сообществом для производства нового прикладного знания, которое способно дать конкурентные преимущества.

Владимир Евтушенков, председатель совета директоров, АФК «Система» отметил, сейчас в тренде передовые и цифровые технологии, а рынок очень чувствителен к их развитию.

Юрий Оленин, Заместитель генерального директора по науке и стратегии, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» подчеркнул, что работа корпорации напрямую зависит от науки. Организация тесно, глубоко и по широкому фронту задач сотрудничает с РАН, НИЦ Курчатовский институт, ОИЯИ.

При том что наука - это продукт, он должен модернизироваться в соответствии с запросами рынка, а также учитывать современные реалии, включая негативные последствия производства.

Знание как миссия
И даже более - как своего рода сакральное убеждение о глобальных целях и задачах науки для всего человечества - о чем не раз говорили ученые.

Президент РАН Александр Сергеев отметил важность правильного применения и направления силы знания. Поскольку именно от этого зависит безопасность всей планеты. То есть в данном случае мы говорим уже о социальной нравственности самих ученых.

По мнению ректора СПбПУ, академика РАН Андрея Рудского, у знания 2 составляющие - образование и наука. Именно поэтому вузы и Академия наук - 2 равновесных плеча, 2 опоры, которые позволяют развиваться всему в мире. При этом миссия образования и науки дать молодому поколению, получив образование через науку, познавать. В этом и есть сила.

Необходимо помнить о негативных последствиях и учитывать их в исследовательской деятельности. Особенностью современного состояния науки является ее мультидисциплинарность. Акцентируя внимание на том, что знания - это фундамент существования любой цивилизации, Андрей Рудской воскликнул: «Слава знанию!».

Знание как тренд
Развитие научных достижений формирует запрос общественности на их популяризацию и соответствующее информационное сопровождение. Это послужило основой для возрождения общества «Знание». Как рассказал Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», в СССР общество было одной из самых мощных просветительских организаций, позже длительное время оно находилось в упадке, а сейчас после перезагрузки начался подъем. Это показывает интерес общества к знаниям.

Важно отметить, что популяризаторы науки видят в знании основу не только научно-технологического прорыва, но и идеологического - формируется новый менталитет.

Александр Сергеев как глава РАН - одного из главных хранителей и созидателей знания - принял участие в дискуссии со вступительной и с заключительной речью, словно подчеркивая, что все начинается со знания и заканчивается им, потому что имеющееся знание неизбежно порождает новое. Таким образом, знание - сила, потому что оно бесконечно.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/business-programme/91398/
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас на ПМЭФ-2021 происходит открытый разговор с губернаторами регионов-участников НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего».

Участники:
Дмитрий Азаров, Губернатор Самарской области;
Олег Мельниченко, врио Губернатора Пензенской области;
Олег Николаев, Глава Чувашской Республики.

Модератор: Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Темы:
Укрепление сквозных межрегиональных связей в рамках НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего».
Развитие молодёжного крыла НОЦ в целях вовлечения молодёжи в науку и удержания кадров в регионах.

#ВместеМыСоздаемБудущее #ПМЭФ21
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник