Образование будущего сейчас
Сегодня на ПМЭФ 2021 @roscongress обсуждали «Новые смыслы и ценности в образовании»,@roscongress обсуждали «Новые смыслы и ценности в образовании», где в рамках дискуссии должны были посмотреть на образовательные технологии будущего, которые уже сейчас реализуются в России.
Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех»:
Сириус – это возможность встретить наставника, он развивается за счет всех своих партнеров и самых сильных педагогов, которые разрабатывают те самые методики, что могут быстро и эффективно дать предметное знание.
Соединение экспертного знания, наставника, человека, который принял какую-то задачу, дает уникальный, и тоже очень быстрый результат. Они означают вхождение в решение задач, которые заложены в стратегию научно-технологического развития.
Мы работаем с каждым человеком и талантом, потому что задача – не создать условия для небольшого количества людей, развивать экономику, а создать условия беспрецедентные для того, чтобы развивалась та мотивация, которая не выгорает. Задача соединить и мотивировать так, как это комфортно в каждом возрасте.
Сам Сириус – это среда, которая мотивирует, попадая в которую как раз появляются наставники, следующие шаги – стать наставниками для тех, кто идет за вами.
Мы создавали платформу Сириус.Курсы, разрабатывая программу не только очную, но и дистанционную. С учетом тех особенностей образовательного процесса, который у нас был уже полтора года, мы на платформе Сириуса открыли все курсы для ребят, которые хотят приехать в Сириус. Ребята учатся, приезжают в Сириус и остаются на программу сопровождения там. С этого года мы по нашим предметам: математика, физика, химия, информатика, биология и география, запускаем Асероссийскую олимпиаду школьников, школьный этап на этой платформе. Это беспрецедентная возможность сориентировать ребят в каждом субъекте на региональные центры, которые создаются по модели Сириуса.
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка:
Мы получили интересный опыт, развивая всего 2 года наш продукт для школы - проект «СберКласс». В пандемическую ситуацию мы откликнулись на обращения губернаторов и осуществили запуск платформы в 23 субъектах РФ в 2,5 тыс. школ. Продуктом пользовались как коммуникатором: для того, чтобы провести урок с использованием ВКС, назначить задание. Является это цифровыми технологиями? Да. Так будет выглядеть образование будущего? Нет.
Без учителей, без наставников, без тьюторов качественное образование невозможно. В силу этого 100% онлайн не будет работать никогда. Что мы можем сделать, и как на мой взгляд будет выглядеть образование будущее? Самое важное здесь – это персонализация.
О чем Елена Владимировна рассказывала, это самая идеальная система образования, какая может быть. Когда у каждого ребенка есть супер-профессионал педагог, у него есть эксперт. К сожалению, это невозможно обеспечить на территории такой страны как Российская Федерация. Мы слишком большие. Поэтому селективный подход – для чистого офлайна.
Потому для обеспечения персонализации массовой приходят на помощь цифровые технологии. В какой-то момент, когда мы анализировали big data, мы увидели, что в 6-м классе по конкретной теме у девочек достижения ниже на 20%, чем у мальчиков. Мы выдвигали разные гипотезы, и в итоге пришли к продукту, когда все задачи по этой теме были сделаны в формате семантики и лексики, которые ближе девочкам в 6 классе – принцессы, кареты, лошади, и их достижения выросли на 20%. Это и есть персонализация. Без метаслоев, метаданных это невозможно.
С 1 сентября на нашей платформе под каждый уникальный вход ученика будет генерироваться уникальное задание. Самое главное, чтобы за технологиями стояли данные, которые позволяют улучшать и персонализировать по отношению к каждому ребенку. Мы собираем данные для сферы образования очень критично. В первую очередь, это технология фабрики данных, она должна быть единой и может передаваться любым игрокам, которые приходят, чтобы персонализировать образование и улучшить каждый трек детей.