Наследние дистанта: университеты (интервью министра)
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал о том, как дистант изменил высшее образование:
Итоги учебного года только подводятся. Я бы так сказал, что с одной стороны мы привыкли, поскольку первый шок был в прошлом году, когда в середине марта буквально в 1 день было принято решение о переходе всех вузов на онлайн обучение. В очередной раз хочу повторить, что это было вынужденное решение, и в очередной раз поблагодарить наши университеты, потому что достойно ответили на этот вызов.
Мы завершили учебный год в прошлом году, выдали несколько сот тысяч дипломов, вручили их выпускникам и организовали в сжатые сроки приемную кампанию.
В этом году, как вы знаете, у нас был смешанный формат обучения. В начале года мы занимались очно, затем – дистанционно. Сейчас мы решаем вместе с ректорами одну очень сложную задачу: мы пытаемся, используя хорошие научные методы, основательные и проверенные, понять, как нам восполнить пробелы в знаниях. Поскольку так или иначе у студентов возникали сложности, это касается и иностранных студентов, и студентов россиян, кто учился по инженерным специальностям и ряду других направлений, не имел доступ к оборудованию и так далее. Мы серьезно анализируем и думаем, как нам восполнить эти пробелы в знаниях. Я думаю, в ближайшее время мы опубликуем результат этого исследования.
Университеты наверстывают упущенное, ставят дополнительные занятия, либо проводят те дисциплины, которые по каким-то причинам нельзя было провести.
Есть такое правило, что в престижных вузах практически все специальности и направления пользуются популярностью. А если брать в целом выборку, то очень популярные: все, что связано со здравоохранением, образованием, я имею в виду подготовку учителей школ, информационные технологии и по гуманитаристике отдельные специальности и направления, например, медиакоммуникации очень востребованы сегодня у молодежи.
В университетах, конечно, становится больше цифрового начала в организации работы самих университетов. Раньше классический формат образования подразумевал 100 процентов присутствие студентов в университете. Сегодня, университеты начинают понимать, что без ущерба для образования при определенных условиях можно включать элементы онлайн образования. Допустим, консультации удаленные, по-другому выстраивать расписание, логистику, особенно это актуально для крупных городов.
Когда студент по полтора-два часа тратит на дорогу, то это откладывает отпечаток на восприятие им образования. В этой связи закономерный вопрос, может часть все-таки разумно скомпоновать и один из дней сделать удаленное обучение – это сегодня уже становится нормой.
Приходит важное осознание, студенты стали понимать, что преподаватель не тот, кто работает в университете, а тот, кто может тебе интересные знания дать, даже если он не работает в твоем университете. То есть, ты можешь брать курсы от преподавателей других вузов, и это совершенно меняет представление об университете. Современный университет имеет другие границы и заканчивается там, где пожелает студент, в каком-то смысле. Потому что наряду с обучением в своем родном вузе, ты можешь какую-то часть курсов посещать очно и удаленно в другом вузе, не в одностороннем порядке слушать, а общаться, получать обратную связь от преподавателей даже из других регионов. Это важная история, мы ее еще пока не конца ценим, хотя зачастую у нас дефицит качественного образования в регионах. Но это будет набирать обороты, это такие последствия долгосрочной пандемии.
Запись интервью:
https://youtu.be/hPRpcY2jXa4