Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 05
Научно-образовательная политика
Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского о молодежной политике вуза для НОП:

В 2021 году вместе с Росмолодёжью мы делали совместные большие проекты и выиграли грантовую поддержку как персональных (в номинациях «Спорт, ЗОЖ, туризм» и «Развитие социальных лифтов»), так и общеуниверситетских молодёжных инициатив (в номинациях «Молодёжные медиа», «Студенческое самоуправление», «Профилактика негативных проявлений в молодёжной среде и межнациональное взаимодействие» и ряде других).

Нам очень нравится, что Росмолодёжь так широко занимается молодёжной политикой, охватывая все возможные направления от патриотизма и творчества до здоровьесберегающих технологий.

И очень важно, что в этом году поддержку получило и научное направление деятельности студентов. С 15 по 17 мая на площадке Университета Лобачевского прошёл Российский форум «Молодёжь и наука», ставший одним из центральных событий Года науки и технологий в России.

Именно на форуме прозвучали столь важные слова о том, что наука – это часть молодёжной политики в нашей стране, и привлечение молодых, талантливых, целеустремленных людей к научным разработкам, к передовым исследованиям – важнейшая государственная задача. Решать её можно только совместными усилиями власти, образовательных учреждений и молодёжных организаций.

Вместе с научным форумом Нижний Новгород принял в мае и финал XXIX Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». В наш город съехались 3500 талантливых студентов со всей страны.

Я думаю, что это идеальная ситуация, когда одновременно молодёжи предоставляется возможность проявить себя в творчестве или в науке. А, возможно, одновременно и в том, и в другом. И мы должны создавать максимум условий для этого.
источник
Научно-образовательная политика
Глава Росмолодежи Ксения Разуваева не только предложила ускорить движение к цифре в сознании каждого конкретного начальника и отказаться (наконец) от бумажных визиток, но также призвала избавиться и от одноразовых масок, которые заполнили планету.

По нашей информации, экологическая повестка Росмолодежи также станет одной из ключевых в диалоге с университетами и Российской академией наук.

https://t.me/rian_ru/101150
источник
Научно-образовательная политика
«Большая перемена» + кружковая Олимпиада

Всероссийский конкурс «Большая перемена» - проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» - и Олимпиада Кружкового движения НТИ договорились о взаимной интеграции. Соглашение о бесшовном переходе участников из одного конкурса в другой и совместном развитии образовательных проектов подписали руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов и генеральный директор АНО «Большая перемена» Валерий Моргуновский на Петербургском международном экономическом форуме 4 июня.

Сделать бесшовным переход школьников из «Большой перемены» в Олимпиаду Кружкового движения НТИ предложил победитель Олимпиады Кружкового движения НТИ (2021) Андрей Пронин на фестивале «Большая перемена» 1 июня. Идею школьника поддержал первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко.

«Президент Владимир Путин уделяет особое внимание работе со школьниками, раскрытию талантов молодежи. Интеграция двух популярных конкурсов позволит вовлечь в технологическую сферу еще больше школьников, открыть им мир технологий будущего, познакомить с перспективными направлениями, связать их с технологическими компаниями и включить в решение реальных задач, подготовить команду для технологического рывка», – отметила глава Росмолодежи Ксения Разуваева. Ее можно поздравить с удачным стартом на посте главы молодежного ведомства – сразу же оформлено платформенное соглашение с бесшовным переходом. Напомним, именно эти качества заложены в реформу институтов развития и создание единой системы поиска и поддержки талантов.

В 2021 году конкурсанты «Большой перемены», которые будут выполнять кейсы в технологических треках «Создавай будущее!» и «Меняй мир вокруг!», автоматически попадут в первый тур Олимпиады Кружкового движения НТИ, минуя пригласительный этап. Для этого планируется также интегрировать IT-систему платформы «Большой перемены» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ – это позволит формировать цифровой след школьников и выстраивать дальнейшие траектории развития. Далее участники олимпиады будут собираться в команды, решать реальные задачи по технологическим профилям и бороться за победу и 100 баллов ЕГЭ при поступлении в вузы.

Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», подчеркнул для НОП:

«Мы видим, что участникам «Большой перемены» очень интересны технологии будущего – это было заметно и по аншлагу на фестивале в День защиты детей, где Кружковое движение НТИ вместе с партнерскими вузами знакомили ребят с прорывными направлениями, и во время стримов и лекций наших экспертов на конкурсе 2020 года. Теперь все, кому интересна робототехника, искусственный интеллект, геномное редактирование, VR, космическая инженерия и т.д., могут сразу параллельно с «Большой переменой», без дополнительных шагов, стать участниками Олимпиады Кружкового движения НТИ и побороться за 100 баллов ЕГЭ».

«Для «Большой перемены» Кружковое движение НТИ является главным партнером в работе с технологически ориентированными школьниками,
– отметил генеральный директор АНО «Большая перемена» Валерий Моргуновский. – Рассчитываем, что благодаря этому [сотрудничеству] еще больше школьников заинтересуются технологической сферой и выберут эту траекторию развития».

Важно, что поддержка становится сквозной – из одного конкурса участники легко интегрируются в другой. Сопряжение конкурсов также будет способствовать популяризации и их самих, и технологического творчества как такового. Не менее важно отладить систему сопровождения. Чтобы наставничество и кураторство могли быть сквозными либо осуществлялась «передача» талантливых участников и победителей «из рук в руки».

Соглашение «Большой перемены» и Кружкового движения НТИ – это как раз и есть важная основа в создании единой сквозной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи в области инженерно-технического творчества и технологического предпринимательства.
источник
Научно-образовательная политика
Забота об окружающей среде – один из ключевых интересов у современной молодежи. Это универсальный и глобальный тренд. А для эффективной молодежной политики требуются новые лидеры, умеющие думать и действовать на «новой волне».

Глава Росмолодежи Ксения Разуваева призвала использовать многоразовые медицинские маски, поскольку ежедневный выброс огромного числа одноразовых масок губит природу.

Специально для НОП Ксения Разуваева пояснила свою инициативу:

«Я сама не без греха, нет-нет, и забываю маску, приходится пользоваться одноразовой. Но масштабные мероприятия постепенно возвращаются в нашу жизнь, в то время как некоторые ограничения и рекомендации еще не сняты. Здесь, на ПМЭФе, - тысячи людей - я наблюдаю, как раз за разом они берут новые и новые одноразовые медицинские маски, все урны заполнены ими.

Экологам по всему миру еще только предстоит оценить такой эффект от пандемии. Но сейчас, пускай и с запозданием, именно молодые люди могут стать проводником такой экологически ответственной идеи как отказ от использования одноразовых масок в пользу многоразовых».

Пожалуй, именно такой и должна быть что молодежная, что экологическая политика – идущая от собственного опыта и благих глобальных целей. В самом деле – зачем в России нужна Грета Тунберг? У нас есть очень талантливая Ксения Разуваева – а ее инициативы значительно более конкретны, детальны и выполнимы.

https://ria.ru/20210605/maski-1735773321.html
источник
Научно-образовательная политика
Популяризация науки - герои и истории (1/2)

Сегодня в рамках ПМЭФ 2021 @roscongress состоялась дискуссия «Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых ученых?». Эксперты научного сообщества и креативной сферы поделились своим взглядом на задачи, которые ставит общество, желающее знать больше о современной российской науке и научных достижениях. В ходе дискуссии определелись несколько инструментов, которые смогут завести этот коммуникатор и наладить его работу.

Ревитализация
Необходима ревитализация научных пространств, создание современных точек коммуникации и демонстрации, которые смогут привлекать своими программами и возможностями. Возможно, эту процедуру необходимо применить не только к пространствам, но сделать комплекс уколов и сообществу, чтобы разморозить границы.

Сергей Люлин, заместитель президента РАН: «Научное сообщество и сообщество креативных индустрий – находятся в башне из слоновой кости, они герметичны. Необходимо размораживать границы, должны появляться площадки для диалога, нужна социогуманитарная инфраструктура для популяризации науки и научных достижений».

По
данному вопросу дискуссия между наукой и сферой креатива в принципе вестись не должна была бы. Однако, пока что в России доминирует отношение к исследованиям как к производственному процессу. В таких рамках обе башни из слоновой кости не рухнут - следовательно, важно оживлять популяризацию через внедрение ключевого смысла: наука - процесс творческий. На этом поле и произойдет ее синергия с креативными индустриями.

Теория большого сериала
Известные во всем мире физики-теоретики 21 века: Стивен Хоккинг и Шелдон Купер – вымышленный персонаж, который (вместе с друзьями) более 10 лет популяризировал профессию ученого в популярном сериале. Молодежи необходимы такие доступные истории, которые создадут представление о профессии. Это одна из главных возможностей стыковки креативной и научной сферы, и для этого необходимо использовать один из самых современных и популярных инструментов.

Юлия Голубева, заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг»: «Без эффективной коммуникации с широкой аудиторией, экспертизы, опыта и ресурса, которые сосредоточены у государства и медиахолдингов, ничего не получится. Но в процесс должны быть вовлечены популяризаторы науки, ученые, научные сообщества, как профессионалы, иначе процесс не будет эффективным и результативным».

Отсюда еще один вывод - креативные индустрии и наука: это про дискурс, про образы, вдохновение. Чтобы стать привлекательным и сфера исследований и разработок, и любая creative industry должны рассказать историю, создать мифическое пространство открытий и возможностей.
источник
Научно-образовательная политика
Популяризация науки - герои и истории (2/2)

Образ ученого
Для любой истории нужен герой, с которым человек сможет ассоциировать себя. Люди мыслят образами, поэтому каждый представляет себе науку и научное сообщество, исходя из своих знаний и представлений, которые они получили из СМИ, интернета, в ходе своего обучения в школе и вузе, кто-то из книг. Здесь важно понять, какой образ ученого должен быть сконструирован, чтобы привлечь людей в науку, а всю жизнь (экономическую, общественную, политическую) к самой науке.

Никита Марченков, исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, НИЦ «Курчатовский институт»:
«Очень важно показывать образ ученого как человека, который способствует формированию облика человечества завтрашнего дня. Необходимо наращивать присутствие в СМИ, телевизоре и интернете».

В словах Никиты Марченкова важный сигнал - стратегия не может быть единой, требуется гибкий подход работы с длинным метром, сериалами, видео-сообщениями, постами в соцсетях. Для формирования "научной культуры" нужно со всеми аудиториями говорить на их языке, а присутствие должно идти рука об руку с полифонией образов и смыслов. Но при этом требуются очень жесткие базовые установки - лишь тогда из этой многоголосицы и сформируется искомый дискурс популярной, привлекательной и нужной науки.

Денис Секиринский, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике: «Если мы хотим, чтобы молодые люди шли в науку, мы должны показывать, что ждет их там. Молодой ученый сегодня это востребованный молодой человек, имеет достойное положение в обществе и имеет доступ к ограниченным ресурсам. Ограниченные ресурсы – знание, роскошь общения среди коллег».

А Денис Секиринский сосредоточился на не менее важном компоненте - на сокровищах, которые ждут героя на его пути. Здесь принципиально важно, что не только в конце ученый может получить почет и признание, но и каждая ступень исследовательской карьеры дает все больше уникальных бонусов. Герои должны показывать, что они получают только в науке и нигде более.

Ошибка 404
Интернет-платформы, порталы и ресурсы соревнуются с социальными сетями, в которых люди проводят время и потому, что им комфортно и интересно там находиться благодаря работе алгоритмов, а также удобному дизайну, user-friendly интерфейсу и соответствию современным трендам. Такие же платформы и ресурсы нужны и научному сообществу, чтобы популяризировать науку, быть проще и ближе в донесении информации. А равным образом - представители сообщества должны сами выходить онлайн в соответствующих форматах.

Александр Соколов, старший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского стационар ИЭРиЖ УрО РАН: «К огромному сожалению, подавляющее большинство сайтов наших организаций – скукотищная скука, даже заходить на них не хочется, от них, кажется, даже пахнет дурно через монитор. Но последние 1-2 года начинается работа по этому, но не нужно ждать результатов завтра, еще несколько лет и все будет хорошо».

Креативные индустрии и научные сообщества фундаментально родственны друг другу, в каждом из них есть набор путей, средств и сокровищ, которые нужно транслировать широкой аудитории. Обе стороны могут сделать немало для популяризации науки, польза от которой однозначно будет и для индустрии, и для социально-экономического развития.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
От грантов до мышления

На ПМЭФ-2021 состоялась одна из ключевых «научно-молодежных» дискуссий: «Меры поддержки молодых ученых: от фундаментальных исследований до решения социально-экономических задач регионов». Тематика неслучайно была сфокусирована на работу Российского научного фонда. Фактически происходила публичная защита (по аналогии с диссертацией) функционала РНФ как ключевого института научного развития (в рамках «фондовой перестройки» он получил все грантовые линейки от РФФИ), а также системообразующего элемента единого, уровневого и сквозного механизма поддержки исследователей, особенно – молодых.

Вместе с тем, статус главного (и единственного) научного грантового фонда в стране означает не какую-то «победу» РНФ над РФФИ, но серьезный вызов для Российского научного фонда. Теперь его функции стали экосистемными – а это требует изменения институционального мышления, осознания и реализации платформенного функционала. Неслучайно за дискуссией в качестве зрителей наблюдал Андрей Фурсенко (крестный, а то и родной отец РНФ) и Никита Марченков (в качестве эмиссара Михаила Ковальчука).

Каждый выступающий озвучивал свою «боль», но все эти элементы – части складываются в общую системную проблему. Наука и бизнес – это два берега, которые слабо понимают друг друга, достаточно плохо умеют выстраивать мосты над пресловутой «долиной смерти» этапа трансфера технологий. Исследователи не всегда способны упаковать результаты в качестве потенциального продукта, а бизнес часто не представляет, где искать ученых, как находить и отбирать лучшие исследовательские решения.

Для интеграции науки и бизнеса есть три известных способа: «заказать» - когда бизнес четко формулирует свои запросы, а ученые проводят прикладные исследования и ОКР; «приказать» - когда государство напрямую или через механизмы финансового стимулирования буквально принуждает к «дружбе» (и тут проявляются все издержки «брака по расчету», который редко бывает счастливым). Третий способ – «договориться». Это самый желательный вариант, поскольку здесь равноправные партнеры действуют в формате «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Именно на его реализацию нацелены основные стимулирующие усилия государства – по векторам технопарков и технологических долин либо НОЦ.

И у науки, и у государства, и у бизнеса есть свои программы развития – в идеале их надо формулировать и реализовывать в сопряжении друг с другом, но на данном этапе не менее насущна проблема поиска точек соприкосновения.

Андрей Фурсенко, помощник президента, сформулировал «болевые точки» развития науки в ее интеграции с бизнесом, а также попытался нащупать эффективные «лекарства» от них. Он акцентировал внимание на разных, можно даже сказать «идеологических», подходах: «Инновации – у нас это то, что это есть «замечательная идея». Ценность идеи на порядок важнее, чем возможность заработать, как показали исследования по России. В свою очередь, инновации – это про деньги. Из-под палки не заставишь заниматься инновациями, это особенный образ мышления».

Выход из противоречий двух парадигм: ценности денег и самоценности идеи – Андрей Фурсенко видит в необходимости приспосабливаться двух сторон к друг другу. В частности, ученые должны понимать и принимать необходимость часть времени и сил уделять конкретике – часто рутинной. При этом важно сохранить российское конкурентное преимущество – традиционную свободу выбора, которая намного шире, чем в других странах.

Не менее важно создание общих коммуникационных площадок, а также синхронизировать форматы и образы мышления предпринимателей и ученых.

Один из основных выводов – ученых и представителей технологических компаний нужно «сшивать» на уровне идей для стратегического партнёрства через диалог, диалог интерационный (через многоступенчатую и ориентированную на результат коммуникацию).

Ключевой результат дискуссии – состоялась встреча и диалог науки и бизнеса. Российский научный фонд смог показать – он действительно функционирует в парадигме общегосударственной задачи стимулировать взаимодействие в рамках полного инновационного цикла.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас на ПМЭФ 2021 начинается открытый разговор Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с молодыми учёными

Модератор:
Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

Подробнее: «Роль молодёжных научных сообществ в реализации Стратегии научно-технологического России»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Никита Марченков обратил внимание министра Валерия Фалькова на большую работу, которая проводится с студенческими научными обществами, отметив недавнюю дискуссию в Нижнем Новгороде (НОП выступал соорганизатором форума):

"Совсем недавно мы говорили о СНО в Нижнем Новгороде, на форуме "Молодёжь и Наука", и продолжим этот диалог".
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор «Роль молодёжных научных сообществ в реализации Стратегии научно-технологического России» с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым начался с обсуждения опыта МИСиС. В университете нет поддержки именно студенческих научных коллективов, зато реализовано много мер, направленных на сотрудников. Тем не менее, опыт оперирования с СНО есть и весьма позитивный: 1,5 года назад университетское студенческое научное общество с помощью эндаумент-фонда реализовал возможность защиты проектов – был проведен конкурс, и опыт показал, что такая мера поддержки актуальна.

Валерий Фальков отметил: «Бытует мнение, что студенческой науки не существует, что это удел аспирантов. Однако, есть большое количество удачных кейсов когда бакалавры и магистры имеют хороший научный результат.

В этом году впервые мы проводим конкурс на поддержку СНО – общим объемом 100 миллионов рублей. Гранты будут выданы университетам.

Прозвучали слова о роли РНФ, но вы не делаете скидку, что это – студенческая наука. Вы не делаете скидку – и это хорошо – что тут имеется в виду настоящая наука у студентов.

Есть неправильное представление о том, что такое наука. Я против студконференций без серьёзных научных результатов, потому что тогда у студентов формируется представление, что [именно] это [и есть] наука.

Важна не просто поддержка СНО, важно, чтобы люди понимали: наука благородное, но сложное дело. Это конкуренция и особая творческая атмосфера.

У нас не так много успешных практик. Мы готовы обобщить лучшие и выдать университетам рекомендации. Лучшие практики, где есть результаты, надо описать и представить.

У нас все хорошо у 30-40 вузов. У многих вузов вообще нет студенческих научных обществ. В идеале у каждого из них должна быть площадка, чтобы студенты могли самореализоваться.

Пока не хватает таких практик, которые можно [тиражировать,] внедрять и показывать хороший результат».
источник
Научно-образовательная политика
Представитель СПбГУ Александр Крылатов отметил:
«Усилиями координационного совета произошло осмысление и институционализация СНО – были определены принципы, рамки и т.д.

Настал момент для грантовой поддержки молодых учёных. Есть запрос на гранты по «третьей миссии» университета. Но есть вопрос, будут ли они реализованы на системном уровне.

Валерий Фальков в своем ответе подчеркнул:

«Сложность в том, что гранты даются юридическим лицам. СНО в лучшем случае – общественные объединения без юрлица.
Получателем гранта является университет, потому что есть сложности бухгалтерии и документооборота. После объявления конкурса мы посмотрим, как это будет устроено.

Я не думаю, что это хорошо – перевести СНО в формат юридических лиц. Появятся те же сложности.

Мы предложим давать автономность руководителям СНО – по формированию повестки и расходованию средств гранта, также на проведение мероприятий в университете.

Третья миссия – все, что не противоречит целям СНО, может и должно проводиться. Но не забывайте, наука несколько противопоставлена третьей миссии. Там много культурных, социально-экономических и спортивных мероприятий. Это возможность выхода коллективов, чтобы они были интересны. Важно не подменить науку формами, которые имеют к ней опосредованное отношение.

Однако на популяризацию науку в рамках третьей миссии можно было бы средства гранта направить. Важно на доверии давать на местах возможность развития науки и привлечения молодёжи туда».
источник
Научно-образовательная политика
Эдуард Ибрагимов (МГУ):

«Мы развиваем университетскую среду и СНО. Президент уделил этому внимание. Как вам идея, чтобы СНО получили площадку для межрегионального и междисциплинарного взаимодействия чтобы делиться лучшими практиками?»

Валерий Фальков:

Поддерживаем. [Особенно], если у вас появится некая ассоциация под эгидой координационного совета [по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию]. Мы с Никитой [Марченковым, председателем координационного совета] люди рефлексивные, обмениваемся тем, что [и как] случилось.

Но нужно, чтобы это было хорошо организовано, нужна содержательная коммуникация. Мы должны создавать условия. Вообще творчество нельзя ограничивать. Рамки должны быть заданы вами. В организации – да мы можем участвовать».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Анна Полякова (Сибирский государственный университет науки и технологий) задала вопрос про привлечение и закрепление молодых кандидатов и докторов наук, в том числе через «конструкторские бюро» (по поддержке) и гранты.

Валерий Фальков:

«Мы считаем, надо подходить системно, чтобы студенты оставались и шли в науку. Надо чтобы университеты были интересными местами, чтобы наши институты были реализованы как лучшие мозговые институты, чтобы была среда. Мы над этим работаем.

Сейчас мы анонсируем проект Приоритет-2030 и меры поддержки внутри него. Большую часть средств специальной части гранта, мы бы хотели, чтобы ушли на поддержку молодых исследователей.

Также мы анонсировали создание 100 лабораторий для молодых исследователей, которые состоят в НОЦ, лабораторий с хорошей заработной платой. Плюс затраты на расходные материалы, оборудование, расходники.

По конструкторским бюро приоритетов нет, но в 2030 будут. Аспирантуру и докторантуру пересматриваем, в том числе за счёт грантов. Смотрим, чтобы расширить социальные меры поддержки, в первую очередь жилищные сертификаты, снизить ряд формальных требований.

Делаем много, но можно и нужно делать больше.

Важно, чтобы в науке занимались исследованиями, а не шли из личных соображений – это наследие 1990-х».
источник
Научно-образовательная политика
Тихонов Максим:

Мы идём в рамках программы импортозамещения, встраиваемся в гражданские продукты, но это искусственные меры. Почему бы нам не пойти туда, где кипят инновации и жизнь, в вузы?

Валерий Фальков:
Мы готовы приходить в вузы, брать проекты, брать эти команды. Нам не нужны гранты, нам нужны эти проекты для ВПК.

Мы приветствуем это желание. В [программе] Приоритет-2030 предусмотрены консорциумы, но также [подразумеваются] и отдельные треки, в том числе по ВПК.

Это ещё и территориальная привязка. Мы сейчас в постоянном диалоге, например, с Питерской корабелкой, Ростехом. Руками все не сделать: важно создать условия, важно меняться университетам, чтобы говорить с бизнесом на одном языке.

У университетов очень специфическое восприятие себя. Это позиция Ждуна, что ко мне должны прийти. Надо проявлять активность и реализовывать механизмы сотрудничества. Нам важно, чтобы во всех регионах и крупных центрах, где расположены университеты и предприятия ВПК, выстроились сильные кооперационные связи, были сильные фундаментальные и прикладные результаты.

Может быть, мы даже запустим отдельную программу с ВПК. [ФЦП] «Кадры для оборонно-промышленного комплекса» закончилась, сейчас вам больше нужны исследовательские компетенции.

Есть программа [Постановление Правительства] №218 о кооперации вузов с промышленными предприятиями, ВПК туда попадают и тоже неплохо работают.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в ответ на вопрос о том, что даст молодому ученому законодательный статус:

«Нет категории молодые учёные. Здесь нет идеального решения. Мы дали наши предложения, установили базовый возраст – 35 лет.

Должен иметь молодой учёный статус?
По мне – так нет.

Мы приветствуем получение степеней и званий, но наукой можно заниматься и без них.

Наука так сегодня организована, что она сложна, нужно много данных.
Каждый может что-то полезное делать, и в этом смысле – это не наука.

Но смотрите как шагнул мир, раньше наукой занимались избранные, сейчас наука стала междисциплинарной и массовой – она требует больших коллективов. Понятие привязки молодых учёных к званиям неправильно.

Нужно, чтобы у молодого ученого был свой правовой статус и свои права, и, соответственно, привилегии. Когда закон закрепит, все встанет на свои места, вся другая нормативная рамка после этого и на основании этого отстроится».

Льготы выступят мощным триггером чтобы привязать молодежь к науке, есть мощные преференции, как очевидные так и нет.

Разные точки зрения по поводу степеней и знаний. Но когда будет статус молодого ученого – тогда вы будете под защитой государства».
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в ответ на вопрос о перспективном создании новых возможных инструментов сотрудничества между вузами и промышленными компаниями для стимулирования научных исследований:

«Для начала вам нужно поближе сесть друг к другу для кооперации. Конкурсов может быть много – дело не в них, а в желании в них участвовать. Нам надо разбудить значительную часть институтов и научных центров для этого.

Наука сосредоточена в маленьком количестве университетов и очень неоднородна в ландшафте научных организаций.

Когда вы будете понимать, что никто не будет вам приносить госзадание, тогда будете мотивированы на сотрудничество. Надо понимать запросы индустрии и продвигать все то лучшее, что у них  есть.

Разные ценности: компании созданы для прибыли, цели у научных университетов и научных институтов другие – статьи, студенты.  

[Изменить ситуацию - ] это сложная работа – нужны тектонически сдвиги, иная культурная матрица у университетов, люди с другим мышлением. Нужно понимание, что результат – не статьи, а конкретный продукт на рынке.

Существующих мер достаточно для тех, кто хочет сотрудничать. Расширять надо будет, когда появится больше игроков, которые переосмыслили себя. Нужен не просто выпуск студентов – это [лишь] пассивный вклад в экономику от вузов.

[Получается:] Кто за изменения? – Все! Кто хочет измениться? Желающих нет».
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков о пересмотре перечня научных специальностей и исчезновении направления «механика»:

«По итогам прошлогоднего заседания Совета при президенте по науке и образованию, было поручение главы государства: пересмотреть и укрупнить перечень специальностей.

Второе, это очень болезненный всегда вопрос, потому что он касается предметной идентификации людей. Складывается впечатление, что без этого рухнет все и развития не будет.

Механика ушла внутрь – появилась фундаментальная и прикладная математика. Никто не говорит, что этот раздел не нужен. Никто не собирается закрывать кафедры.

Мы укрупняем специальности, потому что мир меняется. Узкие направления не позволяют удовлетворять запросы рынка. Сегодня нет, например, генетиков – это биолог? информатик? айтишник? физик?

Сегодня нужен специалист на стыке предметных областей. Мы должны сохранить классическую линейку специальностей. С другой стороны, работодатели просят перестать готовить по архаичным программкам. Выход в укрупнении специальностей, и внутри давать самоопределение для студентов.

На общественном обсуждении проект приказа мы общественность слушаем, и это – дорога с двусторонним движением. [Прозвучала позиция] не менять ничего нельзя, мы отстанем. Надо решать задачу, в которой заложена диалектика. Мы обдумано подходим к этим вещам».
источник