Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 02
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, дискуссия «Инвестиции в кадры: партнерство бизнеса и образования в креативных индустриях» на ПМЭФ 2021 @roscongressroscongress:

Всегда очень странно, когда на сессии про креативные индустрии мы говорим про такие олдскульные форматы, как сотрудничество образования и бизнеса.

Креативные индустрии это то, где вы создаете новое. Но, как правило, мир убегает быстрее. В этом смысле всегда важен вопрос - кого вы готовите? Если вы готовите специалиста, который будет для середины рынка болтаться, то ок - тут работает закон больших чисел зачастую.

Если вы научитесь выпускать на выходе готовые команды с лидером и готовыми продуктами, где каждый участник команды звезда, тогда я скажу, что образование догнало индустрию и современность. Тогда это дошло хотя бы до состояния модернистки в философском смысле. Пока это всё - старые базовые практики, предстоит менять очень многое.

Чему сегодня надо учиться?
Первое - дизайн-мышление и инновационный подход. Я помню, что он был инновационным еще лет 12 назад, когда я пришел
. ЭтоЭто должно меняться. Тут должен появиться метод Data design thinking - креативное мышление, основанное на данных.

Второе -  creative finance, чего практически нет сегодня - это, в первую очередь, про токенизацию культурного наследия и наследия креативного мира. И в этом гигантский вызов для всех креативных индустрий сегодня - создание не хайповых, а работающих NFT моделей. Это по-настоящему круто и может быть применено к любой сугубо консервативной отрасли.

Третье - это логистика. В какой-то момент должно прийти осознание, что компании могут и должны масштабироваться. Любое масштабирование - это работа с логистикой.

Что касается развития корпоративных университетов, их модель по определению абсолютно ущербна, а вдолгую невозможна. Если вы компания, то никогда не обеспечите той скорости обновления кадров для рынка, чем если вы работаете в широком партнерстве.

Взлет, в том числе онлайн-университетов, произошел во многом благодаря тому, что корпоративные университеты полностью провалились, этот рынок проиграли и с него де-факто ушли. У корпоративных университетов есть встроенный конфликт интересов - ты покупаешь у себя не потому что преподаватель лучший, а потому что это твой преподаватель.

Будущее за широкими сетевыми гибридными онлайн-оффлайн программами, где есть глубокие компетенции, где надо работать с руками, и ты их получаешь. Все остальное - командная работа, работа с риском - все то, что надо получать на рынке и в рамках открытых онлайн-программ.

В части развития экосистемы подготовки креативных специализаций - первое - разделение на онлайн и оффлайн искусственно, будущее исключительно за гибридными форматами. Второй тезис - 30% охвата это невероятно много для этой отрасли сегодня.

В онлайне идет стремительный рост сложности: если раньше были только массовые онлайн-курсы, то сейчас самые консервативные мировые университеты выводят на рынки программы онлайн-магистратуры и онлайн-бакалавриата. Онлайн неизбежен, в креативных индустриях тем более. Но самые качественные специалисты будут появляться на стыке онлайна с оффлайном, где есть серьезная фундаментальная подготовка.

В этом году в Санкт-Петербурге открылась первая в России магистратура с серьезной фундаментальной подготовкой по Fashion Tech на базе нескольких вузов Питера - это самая лучшая связка.

В вопросах лидерства в креативных индустриях стоит отметить, что вдолгую эпоха случайных людей проходит. Глубокая фундаментальная подготовка дает более высокое качество результата. Неважно, какое у вас образование, если вас научили мыслить. В этом случае у вас есть система мышления, которая позволяет порождать новые феномены. Сегодня не так много университетов и специальностей, которые относительно гарантировано ставят вам мышление. В подавляющем большинстве университетов это случайная выборка студентов.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/creative-business-forum/89960/
источник
Научно-образовательная политика
Елена Дружинина, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, дискуссия «Инвестиции в кадры: партнерство бизнеса и образования в креативных индустриях» на ПМЭФ 2021 @roscongressroscongress (1/2):

Минобрнауки является учредителем госуниверситетов. Наше Министерство во взаимодействии с другими ФОИВами определяет политику в сфере высшего образования [и науки] в нашей стране.

Барьеры возникают тогда, когда идут изменения, когда они нужны и они назрели. Внутри коллективы понимают, что надо менять образование. Все сходятся в одной точке. Самый большой вызов для креативных индустрий - это изменение образования, как в целом, так и в частности высшего. Об этом задумались давно. Поэтому у нас в стране были запущены программы развития - [национальные исследовательские университеты], федеральные университеты, опорные вузы, 5-100.

Сейчас мы подошли к новому витку развития - запускаем программу «Приоритет 2030». В предыдущей программе 5-100 был всего 21 университет. Они смотрели на себя со стороны и меняли систему изнутри. Сейчас мы видим результаты этих изменений - новые программы бакалавриата и магистратуры; креативные индустрии задействованы во всех образовательных программах.

В новую программу войдут более 100 университетов. Сейчас они вместе с губернаторами пишут заявки - это очень важно, что они вступили в коммуникацию с органами власти, а органы власти активно участвуют в этом и поддерживают.

Отдельный блок программы направлен на совершенствование творческих вузов, определены критерии их вхождения в программу.

Почему вузы идут - это обмен опытом, открытые коммуникации, взаимодействие, создание новых образовательных программ, возможности.

Если говорить о кадровой политике, мы понимаем, что государственные вузы очень консервативны. Любые изменения, которые задумываются сейчас, имеют отражение через 10-20 лет. И если ничего не делать сейчас, то мы не увидим результата в будущем. Мы поймем, что будем только отставать.

Сегодня университеты пересматривают свои кадровые политики, становятся открытыми, приглашают иностранных преподавателей, выходят на коммуникацию с зарубежными вузами. Самое главное для взаимодействия - это проекты. Это главный тренд. Вузы это поняли и активно в свои программы внедряют.

Сейчас в России идет Год науки и технологий. Он совпал с Годом креативной экономики в мире. Наука не стоит на месте. Есть передовые достижения. Ученые такие же творческие люди, которые находятся в постоянном поиске, постоянной неопределённости и ищут нестандартные подходы для решения задач и преодоления новых вызовов.

План Года науки и технологий в России верстался с прицелом на креативные индустрии. Запланированы большие мероприятия - в сентябре пройдет международный форум «Техносреда» на ВДНХ, где будут представлены передовые достижения нашей страны.

Отдельно выделен в план кибертурнир «Битва за науку». Мы уделяем большое внимание креативным индустриям и развитию творческих способностей - видеоигры заняли почетное место в творческой среде. Кибертурнир будет посвящён науке.

«Артмастерс» - большой конкурс, он был запущен в прошлом году. Мы понимали что те, кто за кадром, делают всю картинку. Во взаимодействии с Министерством культуры многие вузы изъявили желание выступить площадкой для проведения конкурса.

Отдельно выделен юниорский трек с 14 до 17 лет, куда можно приглашать школьников и развивать таланты.

Подробнее: https://forumspb.com/programme/creative-business-forum/89960/
источник
Научно-образовательная политика
Елена Дружинина, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, дискуссия «Инвестиции в кадры: партнерство бизнеса и образования в креативных индустриях» на ПМЭФ 2021 @roscongressroscongress (2/2):

Что касается интеграции частных университетов и структур с вузами-подведами Минобрнауки, то здесь стоит учитывать такую закономерность - последствия 1990-х годов. Общество с осторожностью в регионах относится к частным университетам. Мы посмотрели распределение контингента в части креативных и творческих профессий по государственным и частным университетам - примерно 50/50 - это хорошая пропорция.

Если смотреть на распределение бюджетных мест, от которых ментально зависят родители ребенка, мы увидим следующее. Несмотря на то, что бюджетных мест по творческим направлениям примерно 14 тысяч в этом году и увеличение идет, на инженерные профессии выделяется порядка 250 тысяч мест. Государство понимает зачем эти места - отрасли развиваются, нужны творческие люди с инновационным мышлением.

Система образования очень инертна и имеет консервативные взгляды, а молодежи нужна практика, нужны люди из отрасли. Частным вузам легче это сделать. Но возникает другая проблема - у них преподаватели практики, но у них нет методической подготовки и системного преподавания своего предмета - здесь у нас и есть точка соприкосновения. Государственные вузы помогают выстраивать частным методику их преподавания.

Мы работаем в плотной связке с Минпросвещения. Есть поручение президента по программе 2+2+2, она предусматривает индивидуализацию образования. Это сложная система взаимодействия всех, нормативная рамка которой не определена. Сейчас в проработке система академической мобильности, а также возможность перехода из одного вуза в другой с сохранением бюджетного места.

Молодежь меняется, надо смотреть, как она меняется. Сейчас навязать сверху невозможно - они голосуют ногами. Связка «школа-университет» и выстраивание траектории проходит по линии довузовского образования - это подготовительные курсы. В этом году мы выделяем места на довузовскую подготовку.

У вузов есть и отрицательные, и положительные примеры - все индивидуально. Сейчас говорить о системности сложности. Что касается проявления лидерских качеств в креативных индустриях, за лидером идут, когда он умеет рисковать и берет на себя ответственность. И не только в креативных индустриях. При этом не стоит забывать о роли фундаментального образования.

Более 60% студентов хотят и готовы заниматься предпринимательской деятельностью. Это важно учитывать, потому что это наше будущее.
источник
Научно-образовательная политика
Открыты к молодежному предпринимательству или это не точно

В рамках форума малого и среднего предпринимательства, который проходит в стартовый день ПМЭФ 2021
@roscongressroscongress прошла дискуссия «Молодежное предпринимательство в вузах:опора на бизнес-объединения»

Татьяна Селиверстова
, заместитель начальника управления молодежных проектов и программ Росмолодежи:

Есть вузы, есть студенты, которые хотят развиваться в сфере предпринимательства, но нет выстроенной системы. Главные факторы неуспеха развития предпринимательства на территории вузов: вузы сами по себе закрыты и не вовлекают бизнес-сообщества, будущих заказчиков на те услуги и продукты, которые могут продуцировать и создавать студенты; отсутствие наставничества – все это связывается в одну систему недостаточности коммуникаций студентами с бизнес-сообществом, бизнес-наставниками. Безусловно, есть ведущие вузы, которые развивают молодежное предпринимательство, есть успешные практики, но, к сожалению, они не масштабируются в пределах нашей страны.

В этом году мы, Федеральное агентство по делам молодежи, совместно с Минобрнауки и РСВ запустили всероссийский студенческий конкурс под названием «Твой ход». Уникальность его заключается в том, что мы начали исследовать кто вообще сегодня студент, какие у него запросы и насколько у него велик гражданственный интеллект.

Определение гражданственного интеллекта ввели в МГУ им. Ломоносова, разработали под конкурс «Твой ход» уникальное тестирование. На платформе зарегистрированы уже больше 400 тысяч студентов, и из них повышенный гражданственный интеллект выявлен у более чем 70% студентов. Второй главный показатель, что более 50% студентов предрасположены к предпринимательской деятельности.

Вероника Ефремова, ректор Тюменского индустриального университета:

Мне опыт и должность позволяют сказать следующие вещи: складывается впечатление, что в эпоху развития перестройки страны мы создали очень много площадок, институций, идей, реализовали их в инфраструктурные проекты. И все они разрозненные по причине еще той, что не учитывали в этой институциональной гонке за новым вузы как институции. И все к нам апеллируют как к закрытым организациям. Мы говорим: «Да, мы закрытые организации, мы вторые после церкви» – так вузы себя позиционируют. Но вузы тоже этот институциональный слом пережили.

Тюменский индустриальный – это вуз, который был создан когда-то для развития совершенно новой технологической площадки - Западно-Сибирской, обязан был быстро готовить специалистов для разработки сначала идей, как это сделать в сложных условиях сибирской тайги – добычу нефти, газа, а потом решить все обязательства, наращивать добычу. Нет предпринимательства в основе этого вуза, но когда вуз рос, развивалась наша Тюменская область и задачи ставились совершенно другие. Теперь мы понимаем, что создали свою инновационную площадку, готовим ребят, мыслящих по-государственному. Не секрет, что для технологических вузов студенты – часто династийная история. И это рамки, которые поставил не работодатель, не вуз, а родители: если я нефтяник – ты нефтяник. А нефтяник хочет петь или фотографировать, и эту проблему должен вуз снять.

Вячеслав Шоптенко, директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС:

Вузы закритиковали за закрытость, я хотел бы этот стереотип сломать.

Говоря о важности профориентации, я бы зашел дальше, надо давать возможность попробовать новые форматы. Либо в формате виртуального моделирования управлять компанией, понять, что это такое и как работает. Многие студенты после такого опыта открывают собственный бизнес. И реальные проекты – крайне важная история, чтобы сделать за академический год свой стартап. Это то, что работает. У нас 5-8% студентов участвуют в предпринимательских проектах по всей нашей филиальной сети.

Социальное предпринимательство [также] крайне важно.

Эти два формата должны во всех вузах реализовываться. Мы открыли возможность это сделать через проекты совместно с РСВ, Кубок «Управляй», акселератор акселератора социальных инициатив, студенты могут в этом принять участие.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Цифра, индивидуализация, развитие

Цифровизация образования и индивидуальные образовательные траектории – этому посвящено вышедшее сегодня приложение Review к газете Коммерсантъ. Специалисты, конечно, прочитают материалы от корки до корки. Мы же решили выделить ключевые смыслы, представить дискурс цифры и ИОТ в образовании.

ИОТ – вызовы и модель
Базовой парадигмой сейчас является прорывное развитие – образовательная спираль (наравне с научной, цифровой и инновационной) является основой научно-технологического прорыва. Высшее образование должно гибко реагировать на общие системные вызовы.

Самым эффективной является модель индивидуальных образовательных траекторий: конструктор, в котором сам студент собирает свою программу получения знаний, умений и навыков. Вместе с возможностью выбора приходит ответственность за свои решения, усиливается междисциплинарность подготовки, а также прививаются навыки командной работы. Конкретным выражением является модель 2+2+2.

Приоритет-2030: развитие, цифра, ИОТ
Ключевым компонентом системного развития универистетов является программа «Приоритет-2030». В ней должны быть обеспечены не только взаимодействие науки-образования-бизнеса-региона, но и их синергия.

Как и в случае с НОЦ, консорциумы Приоритета-2030 и взаимоотношения между ними усилят сетевую взаимосвязанность разнообразных участников, территорий и пространств. Вуз должен стать эффективным драйвером комплексного социально-экономического развития – отраслевого, регионального, муниципального, федерального. Особый акцент – на региональное развитие, от губернаторов, местных университетов, науки и бизнеса зависит не только прогресс в качестве жизни, но и успешность общего движения всей страны.

Уже в ходе подготовки к запуску программы должно начать формироваться желаемое будущее: в центре внимания студент, у него широкие возможности для индивидуальной подготовки, вузы становятся полноценными элементами и институтами развития социально-экономических систем различных уровней и видов.

Для формирования и развития человеческого (кадрового) капитала нужны методики оценки компетенций, структуризация запросов работодателей, инструменты поддержки и стыковки.

Университет сохранится как важный социальный институт, но открыто пространство вариантов – кого, как и для чего готовить.

Платформы и спецназ
Этот комплекс вызовов и стратегических направлений развития требует наличия уникальных специалистов, а также технических возможностей. Ответом на первую часть вызова является запуск «цифрового проректорского спецназа». На вторую – создание и развитие ИОТ-платформ.

Цифровые проректоры должны сочетать в себе компетенции архитекторов стратегий развития, бизнес-технологов, системных аналитиков, бренд-менеджеров и мн. др. Это уникальные специалисты, но путь уже понятен – его ранее прошел бизнес. Оттуда можно заимствовать кадры, компетенции и решения.

Наиболее эффективной и передовой платформой является Modeus. Она позволяет системно перезагрузить все процессы в вузе, чтобы запустить новый формат – со студентом в центре внимания и его возможностью выстраивать индивидуальные образовательные траектории, формат с учетом запросов регионов, отрасли или конкретного работодателя.

Платформы и ИОТ: успехи, развитие и будущее
Уже сейчас есть успешные кейсы внедрения индивидуальных образовательных траекторий: например, СПбПУ, ТюмГУ, Астраханский госуниверситет. Самые эффективные – как раз с импользованием платформы Modeus.

Важно, что развитие предполагает сетевое взаимодействие – функционируют консорциумы по ИОТ: «генеральный» и региональные. Вузы обмениваются опытом, выстраивают траектории сотрудничества.

Сами платформы не должны стоять на месте – требуется более полная интеграция различных модулей по направлениям развития, учет и тиражирование успешных кейсов параллельно с индивидуализацией работы с вузами. При этом возможно появление нескольких платформ, но все они должны быть основаны на базовых метаплатформенных установках, чтобы обеспечить их бесшовную стыковку.

Полный текст приложения Review о цифровизации и ИОТ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В рамках совместного проекта Росмолодёжи и НОП на ПМЭФ состоялся "Ректорский час" с ректором СФУ Максимом Румянцевым, ректором МЭИ Николаем Рогалёвым, ректором РХТУ Александром Мажугой и Евгением Сжёновым @szhenov.

Говорили о развитии кампусов и стратегии университета будущего. Отдельно обсудили миссию проектов НОЦ мирового уровня, программу "Приоритет 2030", а также проекты поддержки молодёжи (включая молодых учёных) от Минобрнауки, Росмолодёжи и РСВ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ @madi_universitymadi_university, для НОП по итогам XI Международной конференции «Транспорт.Инвестиции.Логистика» (ТРИЛОГИЯ) на ПМЭФ 2021 @roscongress:

Убежден, что ТРИЛОГИЯ – одна из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая способна объединить во имя развития транспортной отрасли всех ее ключевых игроков. Это действительно важно, потому что вызовы, стоящие сегодня перед отраслью, требуют консолидации усилий и выработки эффективных решений, которые «устраивают» всех – эксплуатационников, промышленников, конструкторов, перевозчиков, дорожников, логистов, чиновников, исследователей и, конечно, общественность.

Именно поэтому основной мыслью моего выступления стала необходимость объединения усилий профессионального сообщества в рамках единого транспортного консорциума, которая нашла на форуме поддержку коллег.

Я увидел сегодня полное понимание того, что мы можем развивать транспорт России только комплексно. Только совместными усилиями удастся насытить отрасль грамотными кадрами, которые «вдохнут» в нее инновации. Усилиями консорциума мы будем работать над обеспечением безопасности, экологичности и экономичности перевозок, достигать связанности территорий и комфортного передвижения людей.

Но и этого мало. Мы должны выстроить легко управляемую, гибко подстраивающуюся под изменяющиеся внешние условия транспортную систему, грамотно сопряженную с аналогичными системами других стран. В этом я вижу залог успешного развития отечественной экономики, роста трансконтинентальных перевозок. Ведь, как известно, все великие цивилизации возникали на пересечении торговых путей!
источник