Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 21
Научно-образовательная политика
Академия идет в регионы

Российская академия наук продолжит расширять сеть своих региональных представительств. Об этом на заседании Президиума 18 мая объявил президент РАН Александр Сергеев.

Уже сейчас представительства Академии действуют в Башкирии, Ульяновской, Белгородской и Самарской области. Основная их задача – координация научно-методического руководства, которым занимается РАН по отношению к научным и образовательным организациям регионов, ведущих фундаментальные и поисковые научные исследования на средства федерального бюджета, а также координация направлений научных изысканий и сопряжение между собой различных уровней научно-технологической повестки. Помимо этого, на представительства Академии автоматически ложится задача по работе с Базовыми школами РАН.

Вице-президент РАН Андрей Адрианов добавил, что сейчас уже есть договоренности высокой степени готовности с четырьмя регионами, а всего ведутся переговоры об открытии представительств с 10 регионами.

Какие субъекты федерации открывают у себя представительства Академии, достаточно понятно. Это развитые в научном и технологическом отношении регионы, который видят необходимость в большей координации между своей работой и федеральной повесткой. Дополнительным измерением являются научно-образовательные центры мирового уровня – из 4 действующих представительств 3 открыты в регионах, которые выступают «точками сборки» НОЦ.

Региональная политика РАН за последние годы стала комплексной и многосоставной. Представительства и Базовые школы – самые успешные проекты. Они реализуются совместно с тремя традиционными региональных отделениями – Сибирским, Уральскоим, Дальневосточным – которые осуществляют свои функции в рамках своих макрорегионов.

Именно с региональной политикой связана одна из самых горячих научно-политических тем – создание более высокого уровня интеграции научных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Принято решение о создании центра РАН – причем в формате практически регионального отделения.

Вообще с региональными научными центрами есть некоторая терминологическая путаница. Под ними часто подразумеваются федеральные исследовательские или федеральные научные центры, которые были образованы путем реальной интеграции научных институтов по географическому признаку.

Академия наук сейчас говорит об ином измерении – о научных центрах как координационных, консультативных и экспертных структурах. То есть о региональных центрах в масштабах одного субъекта федерации.

Процесс распространения региональной сети головной РАН, конечно, может поставить вопрос о соотношении компетенций и полномочий с региональными отделениями – если таковое пересечение возникнет.

Отдельно стоит отметить, что самое крупное – Сибирское – региональное отделение Академии само постепенно переходит к более диверсифицированной региональной политике. Образуя еще один ее уровень – например, был запущен Иркутский научный центр СО РАН. С полномочиями и функционалом – приблизительно такими же, как и представительства головной Академии, но по отношению к самому Сибирскому отделению.

Важным фоном для развития региональной сети представительств является недавнее решение Министерства науки и высшего образования в рамках оптимизации госаппарата ликвидировать три своих территориальных управления, которые были выстроены в соответствие с региональными отделениями РАН.

Вообще, создание представительств должно помочь Академии насытить каналами взаимодействия условное пространство «Центрального отделения» - то есть тех регионов, что не входят в СО, УрО или ДВО РАН, а подчиняются непосредственно самой Российской академии наук.

А как раз в этих регионах идут очень активные процессы внутри- и межрегионального сотрудничества – что видно на примере НОЦ, а также формирующихся консорциумов для участия в программе «Приоритет-2030».

На пути региональной политики у РАН есть много вызовов, но не меньше возможностей. Избранный Александром Сергеевым курс дает надежду на эффективный и достаточно скорый результат.

См. напр.: https://nauka.tass.ru/nauka/11403575
источник
Научно-образовательная политика
Битвы за Победу

Продолжает свой ежегодный круговорот цикл Победы. От радости со слезами на глазах 9 мая идеологически через общероссийскую минуту молчания идет переход к более трагической дате – 22 июня. В рамках передачи эстафеты под председательством президента Владимира Путина состоялось 43-е заседание Российского организационного комитета «Победа».

Наибольшее внимание в медиапространстве получили слова главы государства о «вирусе беспамятства», инспирируемой из-за рубежа «промывки» мозгов у молодежи, а также о «выбивании зубов» у недоброжелателей.

Однако, на заседании обсуждались более системные вопросы. Президент выстроил четкие формулы: «правда о Второй мировой войне = сильная Россия» + «искажение памяти = попытка сдержать Россию».

В рамках единой исторической политики Владимир Путин призвал сосредоточиться на ежедневном труде в этой сфере, для чего требуется выработать единую методологию и координировать усилия всех участников.

Эта политика исторической памяти должна основываться на двух столпах. Первый – сила источника. Сам Владимир Путин задал тренд на то, что история является отражением реальности в документах и подтвержденных фактах. Так можно зафиксировать важный сигнал для научного – и особенно исторического – сообщества: проходит эпоха «науки мнения», где для власти индикатором служило выражение исследователем своей позиции. Теперь наступает эра «науки фактов» – и основная тяжесть переносится в отбор самих источников. Исследователь, если он хочет войти и закрепиться в официальном дискурсе, должен ответственно отбирать сведения, но проводить их анализ требуется на высоком профессиональном уровне. Особую благосклонность, что очевидно, будут получать те ученые, которые станут придерживаться консервативно-охранительных позиций.

Второй столп исторической политики – просветительство. Особый акцент на работе с молодежью: «Развивать такие проекты, как проект «Без срока давности», который вносит большой вклад в выявление фактов о злодеяниях нацистских преступников против мирного населения нашей страны, реализует значимые просветительские программы. Они должны быть шире представлены и в наших школах, вузах».

На этом поле есть несколько ключевых игроков. Во-первых, это перезагруженное общество «Знание», которое становится основной просветительской платформой и координационным центром между обществом и государством в вопросах развития научной культуры.

Во-вторых, это Российское историческое общество, которое уже традиционно культивирует различные тематики, связанные с Великой Отечественной войной.

В-третьих, это Минобороны и тесно связанное с ним Российское военно-историческое общество. У оборонного ведомства есть важное преимущество – Юнармия для трансляции смыслов в молодежной среде.

В-четвертых, не будем забывать про активность митрополита Тихона (Шевкунова) в вопросах исторического просвещения и образования.

Битвы за историю теперь ведутся не только за право интерпретации, сколько за право транслировать спектр позиции в рамках четко задаваемого «сверху» русла. А сама «Великая Историческая война» явно вышла на мировой театр «военных действий». Особый акцент во время заседания был сделан на памятники и мемориалы советских воинов – как физических маяков зоны влияния российской внешней исторической политики и мягкой силы.

Примечательным для научной политики стало подтверждение статуса РАН как ключевой экспертной организации страны. Александр Сергеев выступал третьим – после главы государства и Андрея Турчака. Он представил 12 кандидатов на звание «Город трудовой доблести». Конечно, президент РАН представил коллегиальную позицию – но важно, что он попросил президента присвоить звание именно дюжине городов (включая Чебоксары), а не 11, как это прозвучало у Андрея Турчака. Президент поддержал позицию Академии в своем указе.

Краткие выводы: история в политике становится категорией вечности, битвы за историю выходят на новый профессиональный уровень, через нее тесно связываются внутренняя и внешняя политика, РАН укрепляет свои экспертные позиции.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/65618
источник
Научно-образовательная политика
В гостях - Министр науки и высшего образования РФ

«Специальным гостем» еженедельной программы с Тиной Канделаки стал Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ. Он рассказал о наиболее актуальных вопросах высшего образования и поделился планами на ближайшую перспективу.

Подробнее:

https://telegra.ph/V-gosti-k-Ministru-nauki-i-vysshego-obrazovaniya-RF-12-05-21

https://telegra.ph/V-gosti-k-Ministru-nauki-i-vysshego-obrazovaniya-RF-22-05-21
источник
Научно-образовательная политика
Маск и дети

Сегодня продолжается просветительский марафон «Новое знание»,  на смену вчерашнему - школьному - дню пришел студенческий. Главным хедлайнером выступил Илон Маск.

Символично, что он выступал после Дмитрия Пескова, пресс-секретарь президента РФ представил Илону его слушателей:

«Илон, это российская молодежь, молодые люди России, будущее нашей страны. Они любят знания, и они здесь потому, что у нас идет марафон знаний».

Отвечая на вопрос журналистки, почему Илон участвует в марафоне знаний для российской молодежи, директор Теслы похвалил российские технологии:

«Я считаю, что в России много талантов, я думаю, что должен быть диалог и коммуникации между Россией и США, господин Песков предложил мне это сделать и я согласился на предложение. Мне кажется, что это замечательно, что у нас есть такие контакты, расширяющие коммуникации между странами. Я считаю, что в России очень творческая история технологий, и Россия сильна в сфере технологий, я очень восхищаюсь российскими достижениями и достижениями Советского Союза в ракетных науках, это очень впечатляет. Я считаю, что эта энергия сохранится в будущем.

И я хочу призвать людей, чтобы они боролись, чтобы в будущем было лучше, чем в прошлом, были более оптимистичными по поводу будущего. Есть такая цитата, что лучше быть оптимистом и быть неправым, чем  быть пессимистом и оказаться правым».

Комментарий редакции НОП:
Надеемся дожить до светлых времён, когда ключевым спикером российского просветительского форума «Новое Знание» будет достоин стать лидер мнения из России.
К слову, Маск не был бы собой, если бы не получал постоянную мощную системную поддержку своей страны (например, от NASA).

Подробнее
источник
Научно-образовательная политика
Единая историческая политика: институты

О системности действий в области исторической памяти и об интеграции политики с историей президент Владимир Путина много говорил в последнее время.

На заседании Российского оргкомитета «Победа» глава государства зафиксировал новые «правила игры» в пространстве соприкосновения истории как области профессиональной работы исследователя и общественно-политической практики. Однако, в настоящее время идет не только общемировая «битва за историю», где формируемые образы исторической памяти все больше расходятся между разными странами. Определенное соперничество ведется и внутри страны – за приоритетные права в интерпретации истории, а также за выгодный и статусный функционал главного ретранслятора основных установок в этой сфере.

Претендентов действительно много: профессиональное сообщество, где значительные полномочия продолжает собирать Александр Чубарьян на фоне постепенного трансфера сообщества историков к пост-Чубарьяновской эпохе. Также – два исторических общества: РИО и РВИО. Последнее – тесно связано с интересами Минобороны. Добавим сюда перезагруженное общество «Знание», которое через образовательные и просветительские проекты тесно входит в повестку исторической политики. На том же поле активен митрополит Тихон (Шевкунов) с его историческими парками «Россия – моя история» и интеграцией в школьное образование через подготовку на их базе к профильному ЕГЭ. Не стоит упускать из виду и крупных общественных деятелей – того же Никиту Михалкова, которые не упускает случая представить свою авторскую трактовку исторических событий.

Решить проблему арбитража в «исторических играх» решено с помощью отдельной структуры. Президент Владимир Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям поручил: «Правительству Российской Федерации с учетом ранее данного указания подготовить совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» при участии Ассоциации «Российское историческое общество», Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» и представить предложения по созданию национального центра по изучению истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов для обеспечения координации исследовательской и просветительской деятельности различных организаций». Срок – до 1 октября 2021 года.

Примечателен перечень исполнителей: Михаил Мишустин (Правительство, а значит – Минобрнауки как ключевая структура в науке), Александр Сергеев (президент Российской академии наук), Сергей Нарышкин (глава Службы внешней разведки и председатель РИО), Владимир Мединский (помощник Президента и председатель РВИО).

Формат новой структуры указан в поручении обтекаемо «национальный центр по изучению истории ВОВ 1941–1945 годов». Основной функционал – координация. Понятно, что отсюда будет задаваться тон в том, на какие события, с помощью каких источников и как наводить «исторический фокус».

Вопросы – а с ними и очередной этап «битв за историю» внутри российского политикума – вызывают буквально все компоненты. Национальный центр – это отдельный научный институт или некая общественно-государственная структура как гибрид «исторических обществ» и оргкомитетов? Как можно отделить ВОВ от Второй мировой войны? Нельзя же игнорировать подготовительный период, события 1939–1941  гг., действия советских войск против Японии после мая 1945 г.

Отдельный вопрос – координация столь комплексного события как ВОВ означает интеграцию усилий институтов: по отечественной и всеобщей истории, региональных, отраслевых. И появление подобной структуры «национального центра» накладывается на идею об интеграции всех исторических институтов под единую организационную и оргуправленческую крышу.

В предвыборный год, на фоне Большого Трансфера, в такой чувствительной теме – «битвы за историю» будут жаркими. Остается надеяться, что в них сильно не пострадают ни ученые, ни общество, ни историческая правда.

Поручения Президента: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65624
источник
Научно-образовательная политика
В Сарове открыт памятник Андрею Сахарову

Сегодня, в день 100-летия со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, в Сарове прошла торжественная церемония открытия памятника выдающемуся физику, академику АН СССР, трижды Герою Социалистического Труда, лауреату Нобелевской премии мира.

Памятник ученому, который внес колоссальный вклад в обеспечение обороноспособности страны и уже в 32 года стал Героем Социалистического Труда и академиком АН СССР, установлен в городе, где Сахаров работал в КБ-11 (ВНИИЭФ) с 1950 по 1968 год.  Этот период был отмечен для него большими успехами в оборонной тематике, а также в фундаментальных исследованиях в области физики высоких плотностей энергии. При его непосредственном участии и прямом руководстве в КБ-11 разработаны первая  советская водородная бомба РДС-6с, известная как «Слойка Сахарова», и самая мощная термоядерная авиационная бомба АН602, знаменитая  «Кузькина мать».

Великие ученые 20 века – Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Яков Зельдович отмечали, что Андрей Сахаров «достиг крупнейших результатов, поставивших его на первое место в Советском Союзе и во всем мире в важнейшей области физики».

С инициативой создания монумента выступил Российский федеральный ядерный центр - ВНИИЭФ.  Предложение было поддержано Российской академией наук, Госкорпорацией «Росатом» и руководством муниципалитета. Из нескольких предложенных эскизов художественным советом при РФЯЦ-ВНИИЭФ был выбран проект Бориса Сергеева, почетного члена Российской академии художеств, члена Градостроительного совета Санкт-Петербурга. По замыслу автора Сахаров изображен молодым человеком, в характерной для него позе - погруженным в размышления.

В церемонии приняли участие президент РАН Александр Сергеев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик РАН Радий Илькаев и другие руководители ядерного центра и города. Почетным гостем церемонии стал Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

«Андрея Сахарова ценят не только коллеги-ученые – за труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации, космологии. Его знают и помнят люди, далекие от науки. По результатам опросов, Сахаров вошел в десятку самых выдающихся ученых отечественной науки, наряду с Дмитрием Менделеевым и Михаилом Ломоносовым. Для меня фигура Андрея Дмитриевича – знаковая как с точки зрения развития физики, так и с точки зрения истории нашей страны. Истинный ученый не может существовать в вакууме, именно это всю жизнь доказывал Сахаров, и для меня эта аксиома бесспорна», - отметил Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев.

@rasofficial
источник
Научно-образовательная политика
В добрый путь

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная итогам заявочной кампании конкурса «Лидеры России», который организует президентская платформа «Россия – страна возможностей».
Первыми итогами и статистикой, которая уже сейчас спустя пару дней после окончания подачи заявок демонстрирует значимость и масштабность проекта, поделился Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ:

«Мы провели заседание наблюдательного совета, подвели итоги подачи заявок на все треки, кроме международного. Это осознанное решение, потому что о его открытии объявлялось позже, надо дать больше возможностей для подачи заявок. Также мы понимаем, что возможность доступа к информации о России в других странах, она посложнее, чем у нас благодаря вашей работе. На сегодняшний день заявки подали люди с гражданством 127 стран, а проживают они в 132 странах. То есть это в 2 раза больше, чем в прошлые годы, пока не было отдельного трека».

Сергей Владиленович рассказал и об изменениях в конкурсе, который с каждым годом трансформируется, расширяет свои возможности для участия: «Напомню, что мы отказались от общего, объединенного трека и пошли по специализации, переход на профессиональные треки позволяет включить и отраслевых наставников, появился и отдельный трек «Студенты».

Конкурс становится транслятором закона гендерного равенства в любых своих направлениях, предлагает бороться со стереотипами о том, кто может быть управленцем. Сергей Кириенко подчеркивает, что это один из вопросов, над которым постоянно работает Наблюдательный совет: «Все время обсуждаем, что надо выравнивать гендерное неравенство, у нас в управленцах меньше девушек традиционно, мы с этим бьемся. У нас в этом году 29% представителей прекрасной половины человечества. Хотя есть различия по трекам. В треке «Культура» женщины победили безоговорочно, 62% участников-девушек, и в треке «Студенты» 51%. Прекрасные дамы, мы ждем вас в конкурсе, у вас есть возможности и точно есть потенциал, мы это точно понимаем».

Конкурс расширяет свой формат, выходя за рамки конкурса, потому что не каждый готов стать участником конкурса по различным причинам, но хотели бы развиваться и заниматься своими компетенциями. Все это стало возможно благодаря внеконкурсному треку «Развитие»:
«Мы запускаем трек «Развитие», в котором могут принять участие любой желающий, где тесты, задания, похожи инструментам конкурса, но не идентичны, а соответствуют принципам, критериям конкурса. В качестве результата – проверка себя, получение обратной связи, информации о том, как стоит развиваться дальше, чему стоит поучиться, какие навыки добрать. Просто возможность самосовершенствования. И в этой платформе не будет никаких возрастных ограничений, потому что развитие доступно в любом возрасте», - анонсирует Сергей Кириенко впечатляющий проект по развитию компетенций, который не имеет аналогов у нас в стране.  

Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей», объявил и о новом направлении конкурса для участников прошлых сезонов:

«Те, кто доходил до полуфиналов и финалов конкурса «Лидеры России» говорили, что главное, что они получили – это нетворкинг, возможность узнать людей с такими же взглядами на жизнь. Они переживали, что не могут больше принимать участие в конкурсе, поэтому в этом году мы запускаем специальный проект «Битва сезонов», в которой смогут принять участие все полуфиналисты и финалисты прошлых лет. Мы сможем посмотреть, какой сезон у нас был успешным и сильным, дать участникам прошлых лет возможность проверить себя».

Флагманский проект АНО «Россия – страна возможностей» несколько лет назад стал воплощением меритократии у нас в стране. Каждый год мы наблюдаем за его развитием и видим настоящие итоги – назначения финалистов и победителей на руководящие должности, одним из треков стал трек «Наука», который органично вошел в экосистему конкурса, теперь «Лидеров» ждет международный прорыв, который обязательно состоится.

Подробнее
источник
Научно-образовательная политика
Наша оборона

Сергей Шойгу,
на марафоне «Новое знание» рассказал о Знании и Вооруженных Силах Российской Федерации, уделив особое внимание современным переменам и тому, как Вооруженные Силы под твердым руководством верховного главнокомандующего и его (как министра обороны) следуют всем трендам 21 века:

«Нужна эффективная система образования, которую надо выстраивать по-новому, не разрушая старое. Конечно, нужна оптимизация в управлении. В чем она заключается: у нас есть возможность не только декларировать узкие места, но и расширять. Все в наших руках.

Если за забором Вооруженных Сил, сейчас многие обсуждают: «7 учебников истории, зачем они нужны в системе образования?», у нас взяли – провели конкурс, выбрали учебник, у нас один учебник истории и мы на эту тему не спорим. У нас понятный и ясный учебник истории, потому что здесь надо преподавать то, что говорит история нашей страны, а не то, чем обросла историческая наука.

Дальше пошло все, что связано с созданием единой электронной библиотеки, библиотечный фонд всех Вооруженных Сил. Мы этому большое внимание уделили, приобрели оборудование для оцифровки, а с учетом, что у нас есть открытая часть и закрытая, надо каким-то образом сделать, с одной стороны, доступной для того, кому она должна быть доступна, а с другой стороны, чтобы все это было оперативно.

Сейчас мы находимся от стадии ухода от больших портфелей с учебниками и тетрадками, занимаемся тем, чтобы у нас у всех слушателей был ноутбук, во многих учебных заведениях это уже сделано. Конечно есть сложности и трудности, но все это – решаемо».

Тесная интеграция Вооруженных Сил с научно-образовательной сферой за последнее время прозвучала не раз - в частности, на всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов — новые возможности и перспективы»

Сама по себе «оборонка» четко обозначена Владимиром Путиным как один из локомотивов научно-технологического прорыва. Вкупе с заданием на диверсификацию продукции ОПК это должно стимулировать развитие исследований и разработок как в военной, так и в гражданской жизни.

Научные роты, военные учебные центры про гражданских вузах, а также военный технополис ЭРА, помимо традиционной научно-исследовательской инфраструктуры Минобороны - основные направления деятельности ведомства. Напомним, что за научную часть проектов в технополиса ЭРА отвечает Михаил Ковальчук.

В общем, свой День Рождения, с которым мы поздравляем Сергея Шойгу, он провёл в соответствии с трендами: в диалоге с молодёжью, презентуя системную стратегию в области исследований, разработок и подготовки кадров.
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, в 14:00 смотрите крутейшую дискуссию от НОП&Skyeng

https://educationweek.ru/program/events/ekonomicheskie-modeli-vzaimodeystviya-universitetov-s-edtech
источник
2021 May 22
Научно-образовательная политика
Приоритет-2030
Опубликовано долгожданное Постановление Правительства о программе "Приоритет-2030"! Поздравляю команду #Минобрнауки, все университетское сообщество.
@psalchannel, @scienpolicy
Отдельные поздравления лично Наталье Гвоздевой, директору департамента проектной деятельности МОН.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040?index=0&rangeSize=1
источник
Научно-образовательная политика
«Приоритет-2030»: ключевые параметры

Опубликованы ключевые документы по программе «Приоритет-2030».

Двухуровневая модель: участие в программе как таковой (базовая часть гранта), а также опционально два трека (специальная часть гранта): исследовательское лидерство и территориальное (субъект или федеральный округ) и(или) отраслевое лидерство. Формируется пояс кандидатов на участие в программе. Могут подаваться заявки на изменение своего статуса: вхождение в Программу или в специальную часть.

Базовая часть – не менее 100 млн руб. в год.

Доктринальное позиционирование: программы развития должны быть направлены на достижение национальных целей (нацпроектов), учитывать Стратегии научно-технологического и пространственного развития, стратегии развития регионов, отраслевые документы стратегического планирования.

Консорциумы добровольны и опциональны.

Критерии отбора – необходимо удовлетворять одной из четырех групп:

(а) студентов-очников более 4000; финансирование из всех источников более 1 млрд руб.; доходы от НИОКР – не менее 5%.
(б) для творческих вузов: более 60% первокурсников зачислены на творческие специальности; письмо от учредителя. Таких вузов может быть отобрано не более 5.
(в) 2 из 3 критериев группы (а); обязательство за 2 года достичь всех критериев; гарантии от региона, учредителя или системообразующей компании о софинансировании в размере не менее базовой части гранта до выполнения обязательств блока (а).
(г) 2 из 3 критериев группы (а); запуск процедуры слияния с другими вузами и(или) научными институтами; гарантии завершить это за два года.

Критерии оценки: амбициозность и соответствие доктринальным документам; академическое признание и потенциал (в т.ч. с учетом результатов 5-100); степень програботанности программы; реализация «третьей миссии» (творческих и социально-гуманитарных инициатив с регионом, органами МСУ, работодателями, организациями реального сектора экономики); модернизация системы управления участника и реализация сетевых программ и проектов; слияние и объединение; обеспечение условий для формирования цифровых компетенций.

Участие возможно только в рамках одной из программ: обновления приборной базы или Приоритете-2030.

Основных показателей результативности два: численность лиц, прошедших обучение по ДПО, в т.ч. посредством онлайн-курсов; количество реализованных проектов (в т.ч. с участниками консорциума) по каждому из мероприятий программы развития. Дополнительные показатели эффективности: затраты вузов на НИОКР, привлечение внебюджетного финансирования, результативность научной деятельности, инновационный потенциал и экономическая отдача, качество образования, влияние на развитие региона.

Регионам рекомендовано оказывать поддержку победителям на образование, науку, инфраструктуру и реализацию программ развития без конкурсных процедур.

Две структуры управления программой: комиссия Минобрнауки и Совет.

Комиссия: формирует подкомиссию для творческих вузов; рассматривает отчеты по базовой части и специальной части, финансирование которой идет по федпроекту «Кадры для цифровой экономики»; рассматривает отчеты кандидатов; дает рекомендации для участников (кроме получающих спецчасть) и кандидатов; осуществляет рассмотрение заявок для допуска к отбору.

Минобрнауки вырабатывает порядок экспертной оценки и организует ее. Также оно направляет программы развития в РАН, предоставляет результаты академической экспертизы в комиссию.

Совет принимает решения по всему, связанному со специальной частью гранта: рассматривает проекты программ развития и отчеты, проводит рейтингование, готовит рекомендации. Состав – не менее 10 человек из АП, Правительства, РАН, ФОИВ, ведущих ученых. Председатель Совета и Президиума – профильный вице-премьер (Дмитрий Чернышенко), заместитель – министр науки и высшего образования (Валерий Фальков).

Совет состоит из Президиума и двух комиссий: по исследовательскому лидерству, по территориальному и(или) отраслевому лидерству.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
И эти группы "отказавшихся" от платного обучения всё больше будут осваивать возможности онлайн-курсов от ведущих вузов (они в т.ч. дешевле "обычных" ). В свою очередь, победители Приоритета 2030 стимулируют и сфокусируют (на себе) спрос на более дорогое, элитарное образование.

https://t.me/vakasamara/2378
источник
Научно-образовательная политика
EdTech и университеты

Интеграция новых образовательных проектов и форматов в в университетскую среду - крайне сложный процесс. Есть и идейные и бюрократические противоречия предпринимателей и университетов.

При этом неизбежно то, что новые форматы и проекты будут внедрятся в образование.

Дискуссия об этом с участием нашего проректора Натальи Барбашиной уже скоро можно будет посмотреть онлайн.

Организотры дискуссии SkyEng и НОП @scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
Фундаментальные знания - критерий успеха

Михаил Мишустин,
премьер-министр Российской Федерации, выступил перед участниками марафона «Новое знание», рассказав о необходимости доверия к наставнику, важности достоверной информации и силе фундаментальных знаний:

Широкий кругозор – это важнейшее качество человека.

Данные – это новая нефть, платина, золото XXI века.

Только фундаментальные знания всегда достоверны. Обладание точными, фундаментальными знаниями – один из важнейших критериев успеха в современном мире.

Очень важно узнавать о новых подходах и технологиях раньше других. На технологии будущего нужно смотреть сегодня и делать соответствующие предиктивные аналитические исследования: а что будет важным в будущем?

Все успешные современные решения рождаются на стыке использования многих технологий. Лучших результатов достигает тот, кто раньше узнаёт об их существовании, понимает, как они работают, а главное – придумает, как их объединить и использовать для того, чтобы создать более удобный продукт для людей. Добиться этого можно, только если вы обладаете фундаментальными знаниями, кругозором и используете надёжные источники информации, где их получать.

Мир меняется – идёт активная цифровая трансформация всех сфер экономики. Сегодня знания становятся активом.

Умение убеждать и представлять свои идеи – это очень важные качества. И этому обязательно нужно учиться. Особенно людям, которые хотят изменить мир, предложить ему что-то новое.

У нас по-прежнему самая сильная инженерная школа. Сегодня у российских инженеров есть большие возможности для реализации своей технологической мечты. Поэтому смело идите в науку, у этой сферы огромные перспективы.

Важно уметь выбирать источники, которым можно доверять. От качества информации зависит эффективность решений, которые вы будете принимать.

Понимание оптимального баланса [между «знать» и «знать, где посмотреть] можно получить только на основе хороших знаний, фундаментальных знаний. С опорой на них, можно понять, когда и к каким источникам стоит обращаться, насколько достоверной будет информация.

Учиться надо всю жизнь. Для этого, кстати, в России созданы все условия.

В мире нет универсального пути к успеху. Только постоянно совершенствуясь, узнавая что-то новое, приобретая те самые новые знания, можно быть успешным в этом мире.

Самое важное – когда между наставником и его учеником возникает доверие. Я уже говорил, что главный наставник для меня – Президент России Владимир Владимирович Путин.

Каким я вижу идеальный государственный сервис? Это сервис, который предоставляется в проактивном режиме. Просто потому, что у человека изменился статус: окончил школу, вступил в брак, стал родителем и так далее. Не нужно будет никого и ни о чём дополнительно уведомлять.

В своём послании Президент чётко обозначил приоритеты поддержки инновационных проектов, которые имеют важнейшее государственное значение. Это создание российских технологий производства вакцин, лекарственных средств следующего поколения. Это разработка новых подходов в атомной и водородной энергетике, возобновляемых источников энергии, а также её накопителей, формирование национальной системы высокоточного мониторинга и утилизации климатически активных газов, обеспечение экологической трансформации отраслей нашей экономики.

Правительство готовит специальную систему управления для реализации этих проектов, формируется комиссия по научно-техническому развитию РФ.

О сферах, где возможны технологические прорывы. Во-первых, это медико-биологическое направление, назову сферу IT, особенно учитывая традиционную силу России в математических дисциплинах. Ещё одна перспективная область – это квантовые вычисления и связь. Также хорошие возможности есть в области фотоники, радиофотоники, химии и технологии биологически активных соединений для таргетной терапии. Мы обладаем серьёзным потенциалом в области ядерной и водородной энергетики.

Об использовании дистанта как единственной формы обучения речь не идёт. У нас таких планов нет.
Точно мы не будем переводить всю систему образования на дистант.

Подробнее 1, 2
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин обратился с видеоприветствием к участникам онлайн-марафона «Новое знание»

Сегодня вы даёте старт большому знаковому проекту – запускаете работу онлайн-площадок обновлённого общества «Знание».

Многие десятилетия оно было настоящим флагманом массового просвещения и сыграло важную, во многом уникальную роль в жизни нескольких поколений граждан нашей страны. Именно через доступные программы лекториев общества «Знание» люди в самых отдалённых уголках СССР узнавали об истории, актуальных достижениях и перспективах отечественной и зарубежной науки, культуры, политики, производства.

Напомню, что общество «Знание» было учреждено сразу же после Великой Отечественной войны, в 1947 году. Страна возвращалась тогда к нормальной жизни, восстанавливала разрушенное хозяйство, и везде нужны были молодые, целеустремлённые, образованные люди.

Общество «Знание» взяло на себя непростую, огромную просветительскую миссию: оно давало молодёжи, подросткам ориентиры в выборе жизненного пути, сделало знание, стремление к нему признанной ценностью общества и, по сути, воспитало тысячи блестящих учёных, исследователей, инженеров, рабочих, которые обеспечили технологическое и научное лидерство нашей страны, в том числе в таких сферах, как мирный атом и космос.

Сегодня перед нами стоят задачи сопоставимого масштаба. Их определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а ещё быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний, которые прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом.

Знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества, притягательной и доступной, и это ключевая цель обновлённого общества «Знание».

Оно ориентировано на все возрасты и самые разные интересы, призвано продвигать актуальную информацию по всем сферам жизни страны и мира, показывать истории успеха врачей и военных, учителей и бизнесменов, госслужащих и спортсменов, учёных и деятелей культуры.

И здесь подчеркну, что при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остаётся самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков.

В связи с этим принципиально важно, чтобы постоянными участниками программ общества «Знание» стали не только ведущие эксперты, но и руководители, первые лица государственных структур и крупных компаний, признанные мастера в области науки, искусства.

Их опыт и, главное, личный пример – лучшая мотивация всего того, чего мы добиваемся для молодых людей, лучшая мотивация получать знания, развиваться, расширять кругозор и формировать свою гражданскую позицию, реализовать себя, свои идеи, планы.

Для активного талантливого человека Россия – страна уникальных возможностей, а вы, каждый из вас, безусловно, талантлив. Главное – определить свой дар, свои сильные стороны и начать действовать, идти только вперёд.

Уверен, общество «Знание» поможет вам найти себя, встать на свой путь к успеху в учёбе, в работе, в жизни, во всех добрых делах.

Удачи вам, ребята!

Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65632
источник
Научно-образовательная политика
Будущее уже здесь

Валерий Фальков
, министр науки и высшего образования РФ, выступил на марафоне «Новое знание», рассказав о будущем высшего образования, каким его видят через 10 лет и с чем связаны все изменения, которые уже сейчас происходят в системе университетов:

«Будущее высшего образования неразрывно связано с понятиями современной культуры, науки, университета. Я бы хотел ответить на вопрос: зачем вообще нужно высшее образование?

Это интеллектуальный фундамент, как минимум, на 20-30 лет. Сегодня у нас настолько динамичная жизнь, что вам не единожды придется переучиваться, получать дополнительное образование или второе высшее образование, но все-таки первое высшее образование – это интеллектуальный фундамент. Здесь очень важно, какой фундамент вы заложите.

Высшее образование и его будущее неразрывно связано с рынком труда. Он трансформирует высшее образование, разрушая границы между областями деятельности.

Высшее образование все больше будет становиться междисциплинарным. Вам уже стоит задуматься над тем, чтобы не только делегировать право давать вам ту или иную программу, но и самим участвовать в составлении своего собственного уникального образовательного пути.

Фундаментальное образование делает вас лучше подготовленным к неопределенности, не зная каким будет будущее, вы легко ориентируетесь, опираясь на тот фундамент, который получаете.

Университет – это не просто передача информации, это попытка постановки сложных вопросов и коллективного поиска сложных ответов на эти вопросы. В Средневековье задача университета была достаточно простой – передать знания. Профессор был центром вселенной для студента, передавал ему знания. Затем появилась база университета, основанного на знаниях, на приращении знания, исследованиях. Здесь задача профессора взять за руку студента и подвести к передней границе знания, ты можешь пойти и заняться особым типом деятельности – сделать шаг вперед и прирастить знания.

Сегодня роль университетов изменилась. Преподаватель не обладает монополией на передачу знаний. Но все больше вопросов родители и студенты задают вопросы с точки зрения того «кем я хочу быть, куда я хочу пойти». Это вопрос мотивации и целеполагания.

Задача университета и преподавателя – это не столько передача знания, сколько организация уникальной среды, диалога с вами. Это – миссия.

Только человек с широким кругозором, культурная личность способен поставить задачу в условиях неопределенности и чувствовать себя комфортно.

Задача современного высшего образования нелинейная, не столько и только подготовить к работе на конкретном рабочем месте, то есть, дать профессию, но и формирование культурной личности.

Я хочу посоветовать вам не выбирать легкие и скучные университеты, учиться в трудных и интересных.

Мне часто задают вопрос, как высшее образование изменилось в условиях коронавируса. В условиях пандемии мы поняли, что невозможно создать среду вне университета. Университет – это не просто стены. Это сообщество преподавателей и студентов, которые едины в поиске себя и истины.

Университеты сейчас и будущем становятся интеграторами образовательных инструментов. И главная их функция: работа с мотивацией, целеполаганием, их развитием. Для того, чтобы была должная мотивация, важен контакт.

В условиях коронавируса мы поняли, что университет не обладает монополией на знания и можно построить свою образовательную траекторию не только во взаимодействии с тем преподавателем, который работает в этом университете.

Мы стали осознавать, что университеты должны быть открыты стране, региону, городу. В будущем частью высшего образования всегда будет блок, связанный с общением удаленно».

Подробнее
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник