Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 19
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ученые защитят «Умный город» от киберугроз

Санкт-Петербург, как и другие города России, активно участвует в формировании программы «Умный город», которая будет предоставлять новые услуги для жителей мегаполисов, повышая безопасность граждан. Неотъемлемой частью такой системы являются цифровые сервисы.

Благодаря системам Интернета вещей (IoT) окружающая среда способна самостоятельно адаптироваться под желания человека. Для такой инфраструктуры особенно актуальны угрозы кибербезопасности. Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали методику оценки киберрисков в интеллектуальных системах умного города. Апробация разработанной методики проведена на испытательном стенде «умный перекресток» (компоненте интеллектуальной транспортной системы умного города). Результаты работы опубликованыопубликованы в научном журнале «Machines» издательства MDPI.
 
Ученые отмечают, что у киберпреступников появились новые цели – нарушение процессов функционирования крупных предприятий и городской инфраструктурой, а также перехват управления над ними. Злоумышленники, использующие беспроводные каналы, могут удаленно вторгаться в целевую подсеть или в устройство (группу устройств), перехватывать трафик, запускать атаки типа «отказ в обслуживании» (в том числе распределенные) и захватывать управление над устройствами Интернета вещей для создания бот-сетей.

Василий Крундышев, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбПУ, для НОП:
 
«В настоящее время традиционные стратегии анализа киберрисков не могут быть напрямую применены при построении и оценке цифровых инфраструктур умного города, так как новая сетевая инфраструктура является неоднородной и динамической. Цель нашего проекта – обеспечить уровень защищенности информационных активов умного города с учетом специфики современных киберугроз». 
 

Виталий Сергеев, проректор по научной работе СПбПУ, для НОП:

«Наш вуз специализируется на работе с киберфизическими системами. Цифровизация может состояться только там, где уже обеспечена кибербезопасность и защита от угроз. Поэтому сейчас именно это научное направление выходит на первые позиции, и потребность в таких кадрах испытывают все ведущие компании, которые занимаются цифровыми технологиями и IT».
источник
Научно-образовательная политика
Драйвер без ручки?

Роль науки в развитии общества и государства – тема вечная. В России наука за последние десятилетия была перемещена из технологического сектора в «социальный», что можно видеть хотя бы по названиям главных координирующих органов. Это дало свой вклад в восприятие исследовательского сектора как «соцнагрузки». Задача же эпохи научно-технологического прорыва и нацпроектов – сделать из нее движущую силу экономики.

Соцопросы и замеры настроений чиновников показывают – наука воспринимается как следствие развития государства, а не как его причина. Еще несколько лет назад на «социальный чемодан без ручки» деньги выделялись со скрипом и по остаточному принципу. И даже сейчас далеко не каждая прорывная инициатива находит полную поддержку со стороны Минфина. Михаил Ковальчук, президент Курчатовского института, даже пожаловался премьер-министру Михаилу Мишустину, что в ведомстве в свое время отклонили заявку на финансирование создания Национальной базы генетической информации.

Помимо своего дрейфа в сторону «социалки» научная сфера прошла через серию оргуправленческих трансформаций: реформа РАН, создание ФАНО, формирование Министерства науки и высшего образования. Мнения на этот счет высказываются разные и порой полярные.  

Здесь же стоит упомянуть избрание на пост президента РАН Александра Сергеева – оно ознаменовало окончание эпохи «осажденной башни из слоновой кости» и переход к эффективному встраиванию в существующие управленческие механизмы научной политики.

История не терпит сослагательного наклонения, но обозначает судьбоносные развилки. Выделим две и поставим вопрос: «А что было, если бы?..».

В свое время Академия, подспудно понимая, что это ее лебединая песнь, а она сама – далеко не феникс, «прокатила» Михаила Ковальчука с избранием в академики. Практически единодушно все комментаторы отмечают – он это воспринял как оскорбление и унижение. Сейчас, конечно, президент Курчатовского института руководствуется другими соображениями, но те трансформации и сдвиги, что были запущены тогда – продолжают формировать русло развития научной политики страны.

Стоила ли этого минутная слава «несгибаемой Академии»?

Понятно, что, став академиком, Михаил Ковальчук поступательно шел бы к посту президента РАН. Задним умом все крепки – и многие в академическом сообществе понимают: даже в таком случае роль Академии сейчас была бы совсем иной, скорее всего – более влиятельной и значимой для развития страны.

Но Рубикон был перейден. И этот шаг породил вторую развилку – реформу РАН. Очевидцы и участники часто пишут о «формате спецоперации» – решения действительно готовились непублично. Здесь Владимир Фортов повел всех за собой в последний и решительный бой за сохранение Академии. Собственно, саму битву-то в итоге выиграли, но войну проиграли. Функционал РАН сейчас приблизительно соответствует как раз тому формату «клуба ученых», который предполагался изначально, а судят РАН по эффективности ее работы. Отличается лишь форма – Академия отстояла свой юридический статус. Чем, кстати, продолжает тяготиться и сегодня – застряв в прокрустовом ложе ФГБУ.

Изначально сторонники реформы предлагали следующий статус: «общественно-государственная организация». Явление в нашей стране редкое, но встречающееся – его представляют ОСАВИАХИМ, Российское движение школьников, а также общество «Знание» (недавно полноценно перезагруженное).

Осмелимся задать крамольный вопрос – представим, что «отбить» реформу не получилось. Можно ли с уверенностью говорить, что позиции РАН в настоящий момент были бы хуже?

Вернемся к науке как таковой. Раз за разом и сторонники реформ, и ее противники говорят об одном и том же: наука – это инвестиции, а не «социальная черная дыра». Все в один голос ратуют за то, чтобы наука стала движущей силой экономики. Первые лица государства раз за разом говорят о прорывах и полном инновационном цикле. А раз так – настолько ли принципиально было делать именно тот выбор на каждой из развилок?
источник
Научно-образовательная политика
ЕГЭ: хайп и изъяны социологии

Приближается время Единого госэкзамена, а вместе с ним – время хайпа на теме ЕГЭ. Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Михаил Зайцев выразил уверенность в отмене Единого госэкзамена. В этом году он успел первым среди политиков. Впрочем, близость выборов не оставляет надежд – громкие заявления, причем большей частью безосновательные, будут продолжать поступать и далее.

В тему сработал и Исследовательский центр портала Superjob.ru, который провел опрос об отношении к ЕГЭ. Результаты его неудивительны – противников ЕГЭ среди представителей экономически активного населения сегодня 68%.

Однако, за флером хайпа, кроются более глубокие проблемы. В принципе опросы про ЕГЭ не могут отражать настроения общества. И вот почему: те, кто сдавал экзамены в таком формате, имеют собственный опыт – часто негативный – связанный именно с недоработками ЕГЭ. Но они никогда не сдавали обычные вступительные экзамены.

Тут есть еще один важный нюанс – среди респондентов «поколения ЕГЭ» хорошо было бы отдельно опросить тех, кто сдавал дополнительный экзамен уже в конкретном вузе – а лучше, сразу в нескольких. Есть ощущение, что после них к формату Единого госэкзамена несколько изменилось.

Часть населения, что поступала в вузы достаточно давно (или видела как поступают их дети, друзья, знакомые, родственники), никогда не сдавала сам ЕГЭ.

Примечательно, что в возрастной группе до 24 лет – это и есть «поколение Единого госэкзамена» – положительно к нему относится 30%, а негативно – 45%. Разрыв, конечно есть, но не такой разительный, как в целом по всем респондентам (16% на 68%).

В вопросах возраста кроется еще один интересный нюанс. Исследуемая совокупность в опросе: экономически активное население России старше 18 лет. То есть, выпадает значительная часть 10 и 11-классников. А вот их мнение было бы особенно интересным.

Примечательно и то, что вопросы о ЕГЭ традиционно задаются в духе: за или против. При этом респондентам не объясняют альтернативы. Да и в принципе многие противники ЕГЭ о них не задумываются.

А опция простая: либо формат ЕГЭ, либо 3-4 выпускных в школе + в каждом вузе и по отдельным программам (а дьявол всегда крылся именно в этих, казалось бы, несущественных отличиях) по тем же 3-4 предметам.

Почему-то нет уверенности, что старшеклассники так горят желанием идти этим тернистым путем.

Если копнуть глубже простого за или против, то выясняется – претензии не к самой идее ЕГЭ (как совмещенных выпускных и вступительных экзаменах), но скорее к содержанию. И над этим уже давно ведется работа. Тестовых заданий становится меньше, аналитических – больше.  

Давайте представим, что ЕГЭ отменили. Внезапно, разом, навсегда. Что тогда? Каждый вуз опять будет принимать по-своему. А как именно? Тесты – снова проблемы в натаскивании. Устный или письменный экзамен с развернутым ответом – куда деть субъективный фактор при проверке? Коррупция расцветет пышным цветом – а ведь борьба с ней была одной из целей введения ЕГЭ.

Экзамены в различные университеты будут накладываться друг на друга: иногда фатально, иногда – вынуждая абитуриента проходить день за днем по несколько испытаний. Доступ к столичным вузам для выпускников школ из регионов снова будет затруднен.

Есть расхожее и весьма дилетантское мнение: чиновники делают все, чтобы уничтожить отечественное образование. То же, кстати, говорят и по поводу науки. Но как мы видим, значительно хуже будет, если тот же ЕГЭ теперь отменить.

При этом, Единый госэкзамен необходимо улучшать и развивать. Например, логичным выглядит его обязательность для тех, кто поступает в университеты. Но параллельно можно сделать трек «школа – СПО – вуз» как раз без ЕГЭ. В содержании и формах заданий рано или поздно будет найдет баланс между знанием фактов и умением ими оперировать.

Потому не стоит обращать слишком большое внимание на заявления политиков или громкие результаты соцопросов. Выборы приходят и проходят, а многие критики не испытывали на себе либо самого ЕГЭ, либо его альтернатив.

Опрос Superjob.
источник
Научно-образовательная политика
Битва за НОЦ: третий тайм

Под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и помощника президента Андрея Фурсенко прошло заседание Совета научно-образовательных центров мирового уровня. Уже стартовал отбор третьей пятерки НОЦ. Также было озвучено, что состав 15 центров не будет постоянным – предусматривается ротация по весьма жестким правилам. Традиционно продолжают циркулировать мнения о том, что состав НОЦ нужно расширить.

Андрей Фурсенко четко обозначил задачи НОЦ в контексте синергии научно-технологического и социально-экономического вектора прорыва: «На государственном уровне создание НОЦ – это шанс вывести региональную экономику, а вместе с ней и экономику всей страны на новый уровень».

Изначально было предусмотрено, что объем поддержки каждого из центров будет определяться в соответствии с его успехами в реализации программы развития. Однако, сложный 2020-й год внес свои коррективы. Не только коронавирус оказал влияние на развитие центров, но и перезагрузка всего подхода по работе с ними. Исходя из этого, министр науки и высшего образования Валерий Фальков предложил справедливый механизм: не пересматривать объёмы финансирования центров в 2021 году и распределить грант между всеми НОЦ равными долями. Отметим, что вторая пятерка НОЦ также была отобрана только в 2020-м году, потому не смогла пока продемонстрировать полноценной динамики развития.

Тем не менее трудности не стали препятствием для реализации программ деятельности центров. В марте Минобрнауки провело оценку деятельности НОЦ за 2020 год. Общий объём показателей центрами был выполнен. Впрочем, сохраняется и ряд проблем. Среди них Валерий Фальков обозначил слабую интеграцию регионов и проблемы по привлечению кадров, в том числе – молодых исследователей.

Ключевые результаты не только количественные, но и качественные. «Создание НОЦ оказало положительное влияние на развитие научно-технологической деятельности в регионах России, заставило вузы и научные организации посмотреть на себя с другой стороны. Главное, что научно-образовательные центры стали узнаваемым брендом, на который активно реагирует бизнес», – сказал Валерий Фальков.

Для справедливого отбора, качественной оценки результативности и запуска ротации центров необходима соответствующая методология.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил для НОП, что процессы управления НОЦ мирового уровня всё больше переходят в цифровой формат:

«Мы запускаем единую шкалу оценки к 1 августа, а Минобрнауки совместно с Минцифры разработают информационную цифровую платформу. По принципу открытости и публичности регионы будут загружать в неё первичные данные. Это даст возможность равняться на чемпионов, подтягивать свои показатели при необходимости. И видеть картину в целом по всем НОЦ. Так мы сможем понять, какие механизмы нуждаются в доработке».

Тесно связана с платформой и модель рейтингования, которую начнут применять с 2022 года и для распределения объемов поддержки, и для ротации НОЦ.

Второй важный момент, на который обратил внимание вице-премьер – привлечение и подготовка молодых ученых, предложив сконцентрировать мероприятие по созданию молодежных лабораторий именно на площадках НОЦ: «В 2021 году мы запланировали создание 100 новых лабораторий в российских научных организациях и вузах. Предлагаю сделать это в рамках НОЦ. Возглавлять лаборатории будут молодые перспективные учёные в возрасте не старше 35 лет. В таком же возрасте должны быть не менее 70% от общей численности работающих в ней. На эти цели в 2021–2023 годах мы выделим около 1,8 млрд рублей ежегодно».

Важно, что при этом фокус будет сделан именно на формате, а не только на победителях отборов – молодежные лаборатории также будут создаваться на площадках кандидатов, показавших высокие результаты на конкурсах. Таким образом, НОЦ в полной мере реализует себя как парадигма «пересборки» научно-образовательного и инновационно-технологического пространства.

Третий «тайм» битвы за НОЦ плавно перетекает в борьбу за сохранение в высшей лиге «мирового уровня». Это должно еще больше стимулировать и победителей, и кандидатов.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ-2020: результаты и стратегии развития (1/2)

На состоявшемся заседании Совета НОЦ мирового уровня были подведены итоги 2020 года и поставлены ориентиры на будущее. Мы попросили представителей нескольких центров прокомментировать их.

Ольга Михеева, советник Губернатора Самарской области, генеральный директор Института регионального развития – управляющей компании НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», для НОП:

«Работа с молодёжью сегодня — это приоритетное направление всего российского научного сообщества в целом, и «Инженерии будущего» в частности. Сто новых молодёжных лабораторий — настоящий прорыв, огромная поддержка для начинающих учёных!

Мы, со своей стороны, будем продолжать делать всё, чтобы молодые умы могли работать в комфортных условиях, раскрывать свои таланты и реализовывать свои проекты. «Инженерия будущего» создаёт молодёжный НОЦ — уникальный, беспрецедентный для России проект. Мы будем внедрять систему наставничества, со школьной скамьи воспитывая талантливых учёных. Берем на себя их защиту в правовом поле. Наше отношение к научно-ориентированной молодёжи можно выразить в одной фразе: мы хотим, чтобы они доверяли нам, и видели, что мы верим в них».

Иван Романчук, ректор Тюменского госуниверситета:

«На совещании в правительстве прозвучала тема создания в рамках НОЦ молодёжных научных лабораторий.

Мы в ТюмГУ ориентированы на создание особых условий поддержки для успешной работы молодых исследователей и постдоков.

Только в непростом 2020 году в университет приехали для постоянной работы молодые ученые, получившие научные степени в Копенгагенском университете, СПбГУ, Томском политехническом университете, Институте цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) и других известных научных центрах.  

Для них стали важными наши  возможности по работе в международных научных сетях,  стажировки в российские научные центры и зарубежные вузы-партнёры, поддержка грантами и стипендиями.

Нам важно, что именно молодые уже показывают результаты работы в рамках знаковой для ЗапСибНОЦ темы  биобезпасности человека, животных и растений».


Латышев Андрей, проректор Тюменского госуниверситета, специально для НОП:

«Задача по созданию лабораторий под руководством молодых ученых в рамках НОЦ является, на мой взгляд, совершенно логичной и стратегически важной. Центр развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий Западно-Сибирского НОЦ, действующий в двухъядерном формате в г.Тюмень и г.Сургут, с 2019 года активно решает задачу по профессиональному и управленческому развитию молодых руководителей научных и научно-технических проектов «новой генерации».

За 2019–2020 год только в рамках флагманских программ ЦРК мы выпустили более 300 человек, часть которых уже возглавили научные проекты и влились в состав проектных команд. Всего через различные программы развития в рамках НОЦ прошло на порядок больше сотрудников организаций-участников.

В 2021 году, при поддержке правительств регионов ЗапСибНОЦ, эта работа продолжается и масштабируется на федеральном уровне. Одним из примеров является проект
ЗИМА 21 – Научно-технологический акселератор по 6 тематическим направлениям, открытый для талантов и команд из всех регионов РФ». – Научно-технологический акселератор по 6 тематическим направлениям, открытый для талантов и команд из всех регионов РФ».
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ-2020: результаты и стратегии развития (2/2)

Александр Просеков, ректор Кемеровского госуниверситета («точка сборки» НОЦ) отметил для НОП:

«Мы рады высокой оценке нашего НОЦ и продолжим укреплять лидерство. Так, уже завтра Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев презентует главе ВЭБ.РФ Игорю Шувалову и его команде идею создания двухъядерного кампуса КемГУ в Шерегеше (горнолыжный курорт мирового уровня) и Кемерово, под который выделена земля (10 га).  Концепцию кампуса совместно с Ленгипрогором разрабатывает Центр умных городов КемГУ».ВЭБ.РФ Игорю Шувалову и его команде идею создания двухъядерного кампуса КемГУ в Шерегеше (горнолыжный курорт мирового уровня) и Кемерово, под который выделена земля (10 га).  Концепцию кампуса совместно с Ленгипрогором разрабатывает Центр умных городов КемГУ».

Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова также поделилась мыслями о НОЦ:

«ННГУ является основным участником Нижегородского НОЦ. Более трети показателей результативности НОЦ обеспечены Университетом Лобачевского. Поэтому мы с удовлетворением восприняли то, что Нижегородский НОЦ в рейтинге центров первой волны занял лидирующую позицию.

В то же время мы поддерживаем инициативу по введению единой системы оценки деятельности НОЦ, которая позволит сохранить элемент состязательности, обеспечить движение в направлении объединения усилий НОЦ и достижения синергетического эффекта от сотрудничества университетов, НИИ, организаций реального сектора экономики.

В 2021 году запланировано создание 100 новых лабораторий под руководством молодых исследователей – это очень хорошая инициатива, которая будет способствовать обновлению кадрового потенциала участников НОЦ – университетов, научных организаций и предприятий. В ННГУ уже есть хороший опыт создания таких лабораторий, у нас успешно работают молодёжные исследовательские команды. И мы надеемся, что новые лаборатории, объединяющие перспективных исследователей, позволят решать глобальные задачи мирового масштаба».
источник
2021 May 20
Научно-образовательная политика
Туризм и Приоритет

Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции совещание по вопросам реализации отдельных положений Послания Президента Федеральному Собранию. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко детально доложил о ходе реализации ряда задач, которые непосредственно связаны с научно-образовательной сферой.

Первая часть связана со стимулированием внутрироссийского туризма. Работа здесь ведется по двум направлениям.

Одно из них – компенсация части туристических затрат для победителей конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Реализовать это планируется на особой платформе, которая позволит поощрить примерно 200 тыс. талантливых ребят.

Другое направление – это непосредственно студенческий туризм. Дмитрий Чернышенко рассказал, как продвигается реализация поручения президента, по которым студенты смог жить в кампусах вузов во время своих турпоездок.

Работа здесь ведется системная – вместо директив происходит стимулирование вузов. Так предлагается выделять дополнительные средства именно тем университетам, что захотят принять у себя студентов. В том числе, целевым образом на ремонт – таким образовательным организациям, которые не только смогут разместить путешественников, но также организуют им культурную программу – экскурсии, лекции и другие активности. Также в стадии разработки вопрос о бесплатном проезде для лучших студентов. В итоге будут сформированы комплексные туристические продукты от университетов для студентов. Поддержка государства и выделение дополнительных средств значительно повысят привлекательность таких решений.

Второй важный блок работы по поручениям – программа «Приоритет-2030». Премьер-министр Михаил Мишустин во вступительном слове сообщил: «Университеты из всех регионов страны смогут претендовать на гранты в размере от 100 миллионов рублей. В этой программе примут участие не менее 100 вузов, а в лаборатории, технопарки и бизнес-инкубаторы придут молодые энергичные люди, готовые создавать и продвигать новые прорывные проекты».

Дмитрий Чернышенко доложил: «Это поручение практически выполнено, Михаил Владимирович на прошлом [совещании в] Правительстве уже подписал. Эта программа предоставляет не менее ста образовательным организациям гранты в размере от 100 миллионов рублей, в том числе и на создание студенческих технопарков, бизнес-инкубаторов, обновление лабораторной базы. В рамках Вашего поручения мы запустили уже эту программу, и Михаил Владимирович, как я уже сказал, подписал эти постановления.

Важно, что в этой программе участвуют все вузы без исключения, то есть не столичные, какие-то большие, а именно и региональные, отраслевые. Как результат, это обеспечит укрепление кадрового потенциала и даст возможность этим вузам как раз обеспечить работу передовых студенческих прорывных объединений».

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/65607
источник
Научно-образовательная политика
Нашими молитвами или как Кужановские лиственницы зацвели

В Башкирии на особо охраняемой природной территории «Урочище Ултык-Карагас» зацвели Кужановские кудрявые лиственницы. По счастливому совпадению сразу после публикации в НОП – мы писали о них 15 мая. Напомним, в октябре 2020 года 11 уникальных деревьев были подпилены вандалами.

Осенью 2020 года, когда деревья были повреждены, неравнодушные жители Абзелиловского района установили распорки, чтобы деревья не упали. И тогда было принято решение, что основные работы по восстановлению деревьев будут производиться весной, когда начнется сокодвижение, что и было сделано.

Сейчас Кужановские лиственницы цветут, но работа по восстановлению продолжается. Доступ к деревьям пока закрыт, ходить можно только по периметру загороженного участка, чтобы деревья находились в покое.

Михаил Кривошеев, уфимский биолог, заведующий зоологическим музеем БашГУ, для НОП:

«В апреле биологи подсадили деревьям донорские вставки обычной лиственницы, которые должны точно войти в раны и помочь «кровеносной» системе пострадавших деревьев. Однако еще предстоит много дополнительных работ – снижение активности кроны, повышение впитывающей силы корней, обработка от вредителей. Есть и дальние планы – постараться сохранить генофонд уникальных деревьев, размножить их искусственным путем. Все это требует серьезных финансовых, физических и умственных затрат. Если работы не провести, то деревья погибнут. После операции вероятность их выживания повышается кратно. Надеемся на успех и живучесть лиственниц. А они хотят жить – из последних сил распускают почки».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Наука молодых: из первых рук

«Российская газета» взяла интервью у Сергея Макарова. В 29 лет он возглавил лабораторию в ИТМО, в 31 – получил премию президента, а в 33 – стал деканом. Его история уникальна, а вот наблюдения за особенностями развития науки в стране – скорее универсальны.

Наука – это особая среда, во всяком случае, здесь достаток не самое главное. Есть другие ценности. Уже одно то, что ты первым обнаружил что-то, чего до тебя никто никогда не знал, дает мало с чем сравнимые чувства. Как говорится, это сильный драйв. Это ни за какие деньги не купишь. Впрочем, каждому свое.

Я выбирал между знаменитым ФИАНом и аналогичными лабораториями за границей, в частности в США, Великобритании. Пошел в ФИАН. Я знал, что в институте было вполне современное оборудование, хорошие гранты и, что очень важно, остались научные школы мирового уровня. Есть у кого учиться.

А второй раз думал о работе за границей уже после защиты диссертации. В это же время в ИТМО появилась программа «5-100». Предлагаемые там условия и уровень исследований были ничем не хуже, чем в Вене. Я выбрал ИТМО.

Согласен, что 1 процент [ВВП на науку] – удручающая цифра, непонятно, как нам соперничать с ведущими странами. Но надо смотреть детали. У нас есть грантовая система, скажем, по конкурсам РНФ можно выиграть очень приличные деньги, до 30 миллионов рублей, вполне сопоставимые с тем, что имеет ученый за границей. И что очень важно – если подадите хорошую заявку, с высокой вероятностью вы грант выиграете. Могу это утверждать, так как знаю много таких примеров. То есть ничто на запрещает увеличивать бюджет лаборатории до бесконечности, были бы идеи. И, конечно, надо искать коллаборации с зарубежными учеными. Такие связи позволяют намного эффективней вести исследования на самом передовом уровне.

Вообще выскажу для многих, может быть, парадоксальную мысль: считаю, что для того, кто много и активно работает, в России ситуация может быть и более благоприятной, чем за границей. Почему? Здесь конкуренция пока не такая острая, как за рубежом. Вообще надо ясно понимать, за чем ты идешь, понимать все плюсы и минусы. Понимать, что успех, признание – там редкие исключения. Конечно, вам могут сразу предложить позицию с неплохим окладом, но она в большинстве случаев временная – на несколько лет. Что будет дальше, продлят ли контракт – неизвестно. Это зависит не только от вашей работы, а от многих причин. То есть ваша ситуация нестабильна. А чтобы стать профессором на постоянной позиции, надо выдержать серьезнейшую конкуренцию. У нас пока даже близко нет ничего подобного, хотя открытых конкурсов на интересные научные позиции в России становится все больше.

Словом, если сравнивать нашего ученого, который здесь выигрывает хорошие гранты, работает в международных коллаборациях, и его коллегу за рубежом, то, скорей всего, у россиянина условия для самореализации лучше. Хотя по некоторым организационным вопросам ситуация в российской науке остается критической.

Многие ученые, сделавшие хорошие работы, ждут, что к ним придет бизнес и сам выделит миллионы на внедрение их разработки. Так не бывает. Надо идти в «люди», учиться разговаривать с директорами компаний, убеждать и доказывать, что твое открытие применимо в технологиях. Это очень непросто, но так сегодня жизнь устроена. Тогда к одному проценту на науку из ВВП прибавится еще один из индустрии. И мы выйдем на уровень стран, где бизнес вкладывает в науку не 25 процентов, как у нас, а более половины.

У нас в вузе наметилась интересная тенденция: лаборатории под руководством молодых заведующих сотрудничают с нашими мэтрами, которые работают за границей. Такие коллаборации позволяют нам использовать последние достижения мировой науки.

Мы помогаем нашим молодым выпускникам найти хорошее место для работы в России или за границей.

Моя позиция такая: хочешь – оставайся, хочешь уехать, я помогу. Тут важно, чтобы уехавшие напитывались новыми знаниями, создавали с нами новые коллаборации. Оставались в нашей команде. Все это работает на развитие науки.

Полный текст интервью.
источник
Научно-образовательная политика
Русский Курчатник

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук станет научным руководителем Института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ. Такое решение позволит консолидировать усилия в развитии синхротронных исследований и создании установки класса «мегасайенс» на острове Русский - одного из ключевых элементов наукоемкой экосистемы макрорегиона. Стратегическим партнером ДВФУ в реализации программы мегасайенс выступает Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Новое научное и образовательное подразделение в структуре университета формируется в рамках программы развития ДВФУ и является ответом на вызовы мировой научно-технологической повестки. Институт наукоемких технологий и передовых материалов займется подготовкой специалистов мирового уровня через исследование природы вещества, новых материалов и развитие наукоемких технологий, которые определят будущее развитие человечества.

Приоритетами института станут следующие научные направления: цифровая электроника, квантовые материалы и технологии; новые материалы и технологии для зеленой энергетики; технологии глубокой переработки нефтепродуктов и минерального сырья; природоподобные технологии материалы, биоминерализация.

С целью опережающей подготовки специалистов уже в 2021 году ДВФУ проведет набор на три образовательные программы магистратуры, реализуемые совместно с НИЦ «Курчатовский институт» и Дальневосточным отделением Российской академии наук. Это «Современные интеллектуальные и суперкомпьютерные технологии», «Прикладная физика», «Перспективные материалы и технологии материалов». Подготовка высококлассных специалистов в области мегасайенс для синхротрона на острове Русский обеспечит в будущем эффективное использование уникальной установки для прикладных исследований и выполнения работ в интересах промышленности и бизнеса Дальнего Востока и всей России.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ, специально для НОП:

«Дальневосточный федеральный университет и Курчатовский институт связывают общие цели и задачи развития мегасайенс. При личном участии и поддержке Михаила Валентиновича Ковальчука создаем в ДВФУ научно-образовательный центр мирового уровня в области наук о материалах, материаловедения и синхротронных исследований, привлекающий талантливую молодежь не только со всей России, но и других стран мира. Убежден, вместе мы способны совершить настоящий прорыв в развитии Дальнего Востока России!»
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Русский: наука, технологии, инновации

В Приморском крае на острове Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета продолжает формироваться один из самых сильных на территории страны научно-образовательных и инновационно-технологических центров.

Здесь уже функционирует ДВФУ – один из флагманов российского образования, и форпост российской «мягкой силы» в АТР. Для парадигмы развития был избран формат «технологической долины» (ИНТЦ «Русский»).

Как раз вопросам развития технологической долины было посвящено совещание, которое прошло под председательством Заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева.

О реализации проекта по созданию инновационного научно-технологического центра доложила проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ, генеральный директор Фонда развития ИНТЦ «Русский» Елена Харисова: «Мы делаем ставку на то, что здесь, на острове Русский, рядом с университетом могут прорасти высокотехнологичные компании, конкурентные во всём мире не только сегодня, но и послезавтра. Используя своё географическое положение, ИНТЦ «Русский» станет центром для нашей страны в вопросах продвижения технологий, бизнесов, стартапов и обеспечит выход на капиталы, а также технологии не только стран АТР, но и всего мира. В этом и заключается наша миссия – объединить российские технологии с глобальными рынками для обеспечения отечественного технологического присутствия в центре мирового развития».

Мастер-плана территории ИНТЦ практически готов и будет представлен через несколько месяцев на Восточном экономическом форуме.

В 2022 году планируется запустить пилотную площадку с участием первых резидентов. Ядром станут компании, которые уже являются лидерами в области науки и технологий, экспортируют свою высокотехнологичную продукцию на рынки АТР, создают или имеют производства на Дальнем Востоке. Они зададут тематику исследований и разработок, создадут очаг деятельности для решения реальных задач. Вокруг таких компаний и будет формироваться пул стартапов и пилотных образовательных программ.

«Россия может завоевать новые ниши на мировом рынке, особенно учитывая сильные стороны Приморья и сильные стороны Дальнего Востока в изучении экономики Мирового океана, биотехнологиях, информационных технологиях. К Восточному экономическому форуму мы сможем представить первых резидентов, которые будут формировать его ядро», – подчеркнул Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Именно эти научно-технологические направления также планируется развивать в рамках научно-образовательного центра мирового уровня – на его создание нацелен ДВФУ.

По итогам совещания вице-премьер поручил Минвостокразвития и Минобрнауки в кратчайшие сроки обеспечить финансирование проектно-изыскательских работ на объекты ИНТЦ.

Ежеквартально вице-премьер намерен проводить совещания о реализации проекта ИНТЦ «Русский»: «Мы хотим создать на базе инновационного центра венчур, мы хотим, чтобы это был эффективный, работающий венчур, чтобы он помогал молодым учёным внедрять свои идеи, добиваться результата. Работа предстоит большая».

На площадке ИНТЦ «Русский» не только формируется гравитационный центр прорыва – регионального и федерального масштаба – но и отрабатываются те механизмы, которые в дальнейшем станет возможно использовать для научно-технологической пересборки геостратегических пространств. В частности – в Арктике.

Сам Дальневосточный федеральный университет поступательно развивает не только инфраструктуру, но и научно-политические отношения. В вузе создан Институт наукоемких технологий и материалов. И недавно было зафиксировано значимое достижение ректора Никиты Анисимова и его управленческой команды – свое согласие стать научным руководителем ИНТМ дал президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.

Можно поздравить ДВФУ и ИНТЦ «Русский» с такими значимыми успехами. В условиях повышенного внимания им удается развиваться – эффективно и высокими темпами.

Подробнее: http://government.ru/news/42239/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Астраханский образовательный потенциал

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ проходят Дни Астраханской области, где обсуждают важнейшие задачи, которые ставит перед регионом Президент России.

Особое внимание уделено сфере культуры и образования. На заседании Комитетов по международным делам и по науке, образованию и культуре с докладами выступил ректор Астраханского госуниверситета, президент Консорциума вузов Астраханской области Константин Маркелов.

Константин Маркелов, ректор АГУ, для НОП:

«Для решения глобальных задач в целях обеспечения мирового лидерства России необходимо создание российской площадки для технологического и инновационного старта в Каспийском макрорегионе. Такой площадкой может стать Астраханская область через усиление научно-технологических и образовательных процессов в российском Прикаспии, включая экспорт российского образования в Каспийские страны, кооперацию российской и международной науки и координацию международных проектов.

Что касается экспорта образования, то учебные заведения Астраханской области исторически занимались подготовкой высококлассных специалистов не только для юга России, но и для стран Прикаспия. Астраханская область входит в топ-5 в стране по численности обучающихся иностранных студентов на платной основе.

Мы ставим для себя амбициозную задачу формирования научно-образовательного кластера мирового уровня. Для этого объединились всеми вузами и научными организациями Астраханской области в территориальный консорциум. Он позволит снизить уровень обособленности участников региональной научно-образовательной сферы и сформировать единую площадку кооперации в исследовательской деятельности.

Во взаимодействии с научно-образовательными организациями республики Калмыкия и республики Дагестан при поддержке Правительств Астраханской области и республики Калмыкия начата реализация проекта по консолидации усилий научной и образовательной элиты регионов российского Прикаспия в научно-образовательный центр перспективных исследований Каспийского макрорегиона. Для получения значимых результатов в научно-технологической сфере определены научные фронтиры, соответствующие стратегии научно-технологического развития России, по которым ведут исследования наши ученые. Это робототехника, информационные технологии, биотехнологии, молекулярная селекция и другие.

Активному продвижению научных исследований препятствует отсутствие уникальной приборной базы для ведения исследовательской деятельности мирового уровня, отсутствие комфортных условий для проживания молодых исследователей и приглашенных ведущих мировых ученых.

В Совете Федерации в рамках Дней региона представил проект создания современного кампуса вузов Астраханской области. Он позволит сформировать многофункциональное коммуникационное пространство - как центр поддержки и обеспечения инновационного экономического развития региона посредством концентрации в нем интеллектуального и современной научно-образовательной инфраструктуры и их приближения к бизнесу.

Проект предусматривает отведение больших площадей под научные лаборатории и макетные мастерские, снабженные необходимым для научного творчества оборудованием, а также строительство общежитий для студентов с учетом наращивания числа иностранных студентов. Также планируется строительство комфортного жилья для молодых исследователей, профессорско-преподавательского состава, в том числе для приглашенных ведущих ученых России и зарубежья.

Реализация проекта создания кампуса будет способствовать увеличению контингента иностранных студентов, обучающихся в вузах Астраханской области. Росту доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте. Повышению доли исследователей в возрасте до 39 лет и созданию не менее 100 новых высокотехнологичных рабочих мест ежегодно.

Представленный проект получил полную поддержку со стороны участвовавших в заседании сенаторов и представителей Министерств науки и высшего образования и культуры РФ».
источник
Научно-образовательная политика
Профессорский экономический форум 2021

Принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий», Советом и Президиумом Российского профессорского собрания было принято решение о проведении Профессорского экономического форума.

Профессорский экономический форум 2021 «Экономическое образование для экономического роста: постпандемическая перезагрузка» состоится 25 мая.

Цели форума:
- развитие университета в условиях социально-экономической реальности;
- определение перспективных тем исследований в области экономического образования с учётом мирового опыта;
- выявление актуальных компетенций в подготовке экономиста и внедрение инновационных образовательных технологий;
- развитие сетевого взаимодействия университетов, формирование предложений по устранению административных барьеров, препятствующих использованию сетевой формы реализации образовательных программ.
- укрепление академической коллаборации ученых, практиков, политиков, работающих в сфере образования разных стран мира.

К участию в работе форума приглашены руководители и представители органов законодательной и исполнительной власти, научного, ректорского и академического корпуса, государственные и общественные деятели, лидеры бизнес-сообществ.

Среди участников форума заявлены:
- Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
- Иван Лобанов, ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова;
- Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
- Максим Решетников, министр экономического развития РФ;
- Михаил Эскиндаров, ректор ФУ при Правительстве РФ и другие.

В рамках форума будут рассмотрены вопросы:
- содержательная перезагрузка/переформатирование экономического образования под новые вызовы глобальной и национальной экономики: баланс фундаментальности и практикоориентированности.
- экономические профессии будущего и новые модели компетенций: как раздвигать рамки профессиональных и образовательных стандартов?
- оффлайн и онлайн в экономическом образовании: как найти баланс и минимизировать риски?
- как вырастить талантливого экономиста: экосистема университета будущего.
- потенциал экономических вузов в инновационной деятельности: возможен ли экономический Университет 3.0?
- экономическое образование в целях устойчивого развития (кадры для зеленой экономики, вклад в устойчивое развитие территорий, повышение качества и уровня жизни, финансовая грамотность и др.).
- экономическое образование в ведущих университетах на благо всей страны: развитие и тиражирование лучших практик в регионы.
- сколько нужно готовить экономистов: сокращать нельзя наращивать?

Ознакомиться с программой Форума и пройти регистрацию можно по ссылке: https://profsobranie.ru/224.htmlhttps://profsobranie.ru/224.html
источник
Научно-образовательная политика
Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова, для НОП о профессорском экономическом форуме 2021:

«В рамках Форума необходимо уделить особое внимание обсуждению очевидного тренда, определяющего возникновение экономических профессий будущего на стыке отдельных профессиональных сфер. Новая модель экономического образования должна подразумевать переход от узкой профессиональной специализации и стандартизации к междисциплинарности и персонализации.

Все более будут востребованы знания в области поведенческой экономики. В тоже время все, что не будет автоматизировано в условиях цифровизации, уйдет в сектор креативной экономики. А это абсолютно новая междисциплинарная сфера. Кстати, именно для подготовки таких специалистов РЭУ открывает Высшую школу креативных индустрий».
источник
Научно-образовательная политика
ДПО - образование будущего

Петр Щедровицкий: «В ближайшее время в результате формирования новых технологий производства и обучения кардинально изменятся требования к работникам, а значит – к обучению и системе образования в целом. С распространением искусственного интеллекта, робототехники будет расти производительность труда. И, следовательно, вынужденные конкурировать с техникой и другими людьми специалисты будущего обратятся к дополнительному образованию. Оно сможет обеспечить личностный рост и индивидуальный подход. Дополнительное образование — это образование будущего».

Из лекции «Разработка содержания открытого/дополнительного образования: методологический и предметный аспект» в рамках «Недели образования». «Недели образования».

Все лекции проекта доступны здесь https://clck.ru/UvYJp
источник