ЕГЭ: хайп и изъяны социологии
Приближается время Единого госэкзамена, а вместе с ним – время хайпа на теме ЕГЭ. Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Михаил Зайцев выразил уверенность в отмене Единого госэкзамена. В этом году он успел первым среди политиков. Впрочем, близость выборов не оставляет надежд – громкие заявления, причем большей частью безосновательные, будут продолжать поступать и далее.
В тему сработал и Исследовательский центр портала
Superjob.ru, который провел опрос об отношении к ЕГЭ. Результаты его неудивительны – противников ЕГЭ среди представителей экономически активного населения сегодня 68%.
Однако, за флером хайпа, кроются более глубокие проблемы. В принципе опросы про ЕГЭ не могут отражать настроения общества. И вот почему: те, кто сдавал экзамены в таком формате, имеют собственный опыт – часто негативный – связанный именно с недоработками ЕГЭ. Но они никогда не сдавали обычные вступительные экзамены.
Тут есть еще один важный нюанс – среди респондентов «поколения ЕГЭ» хорошо было бы отдельно опросить тех, кто сдавал дополнительный экзамен уже в конкретном вузе – а лучше, сразу в нескольких. Есть ощущение, что после них к формату Единого госэкзамена несколько изменилось.
Часть населения, что поступала в вузы достаточно давно (или видела как поступают их дети, друзья, знакомые, родственники), никогда не сдавала сам ЕГЭ.
Примечательно, что в возрастной группе до 24 лет – это и есть «поколение Единого госэкзамена» – положительно к нему относится 30%, а негативно – 45%. Разрыв, конечно есть, но не такой разительный, как в целом по всем респондентам (16% на 68%).
В вопросах возраста кроется еще один интересный нюанс. Исследуемая совокупность в опросе: экономически активное население России старше 18 лет. То есть, выпадает значительная часть 10 и 11-классников. А вот их мнение было бы особенно интересным.
Примечательно и то, что вопросы о ЕГЭ традиционно задаются в духе: за или против. При этом респондентам не объясняют альтернативы. Да и в принципе многие противники ЕГЭ о них не задумываются.
А опция простая: либо формат ЕГЭ, либо 3-4 выпускных в школе + в каждом вузе и по отдельным программам (а дьявол всегда крылся именно в этих, казалось бы, несущественных отличиях) по тем же 3-4 предметам.
Почему-то нет уверенности, что старшеклассники так горят желанием идти этим тернистым путем.
Если копнуть глубже простого за или против, то выясняется – претензии не к самой идее ЕГЭ (как совмещенных выпускных и вступительных экзаменах), но скорее к содержанию. И над этим уже давно ведется работа. Тестовых заданий становится меньше, аналитических – больше.
Давайте представим, что ЕГЭ отменили. Внезапно, разом, навсегда. Что тогда? Каждый вуз опять будет принимать по-своему. А как именно? Тесты – снова проблемы в натаскивании. Устный или письменный экзамен с развернутым ответом – куда деть субъективный фактор при проверке? Коррупция расцветет пышным цветом – а ведь борьба с ней была одной из целей введения ЕГЭ.
Экзамены в различные университеты будут накладываться друг на друга: иногда фатально, иногда – вынуждая абитуриента проходить день за днем по несколько испытаний. Доступ к столичным вузам для выпускников школ из регионов снова будет затруднен.
Есть расхожее и весьма дилетантское мнение: чиновники делают все, чтобы уничтожить отечественное образование. То же, кстати, говорят и по поводу науки. Но как мы видим, значительно хуже будет, если тот же ЕГЭ теперь отменить.
При этом, Единый госэкзамен необходимо улучшать и развивать. Например, логичным выглядит его обязательность для тех, кто поступает в университеты. Но параллельно можно сделать трек «школа – СПО – вуз» как раз без ЕГЭ. В содержании и формах заданий рано или поздно будет найдет баланс между знанием фактов и умением ими оперировать.
Потому не стоит обращать слишком большое внимание на заявления политиков или громкие результаты соцопросов. Выборы приходят и проходят, а многие критики не испытывали на себе либо самого ЕГЭ, либо его альтернатив.
Опрос Superjob.