Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 18
Научно-образовательная политика
Студенческое предпринимательство: Башкирский кейс

Как уже неоднократно отмечалось ранее, сегодня много внимания уделяется развитию молодежного и студенческого предпринимательства. Университеты по-разному развивают это направление, акцентируя внимание на наиболее сильных школах вуза. Обратной связью эффективности предпринимаемых мер может стать рейтинг. Своим кейсом с НОП поделился БашГУ.

Университет вошел в число 20 вузов-лидеров, реализующих программы, в которых выпускные работы засчитываются в формате стартапов, заняв 7-ю строчку среди российских организаций высшего образования в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов», инициированного агентством «Интерфакс».

К примеру, большой интерес защита ВКР в форме стартапа вызвала у студентов Физико-технического института, имеющего базовые кафедры на предприятиях и тесную связь с индустриальными партнерами в образовательной и научной сферах. Так, среди разработанных тем:  «Моделирование притока жидкости в слоистом низкопроницаемом пласте с плохой связанностью геологических тел», «Разработка приложения для определения и контроля геолокации сотрудников для мобильных устройств на базе ОС Android» и др.

Николай Морозкин, ректор БашГУ, профессор, для НОП:

«Необходимо создавать условия для реализации предпринимательских талантов в ходе учебного процесса. На мой взгляд, в университетах важно развивать дух предпринимательства, поэтому вопрос организации нашими выпускниками стартапов чрезвычайно актуален. Стартап воспитывает будущих предпринимателей. Это необходимо и науке, и производству. Науке сегодня очень нужны такие люди, которые не просто разрабатывают хорошие проекты, но и способны довести их до практической реализации. С этой точки зрения стартап – идеальный вариант для того, чтобы подготовить специалистов, которые могли бы реализоваться и как предприниматели, и как научные работники, то есть смогли найти себя в любой сфере. Ведь когда люди знают, как инвестировать свое время, силы, энергию, знания, они будут постоянно пытаться улучшать жизнь на территории своего региона».
источник
Научно-образовательная политика
Научная молодежь: как растить и привлекать (1/2)

На Российском форуме «Молодежь и наука» один из фокусов внимания был сосредоточен на подготовке молодых специалистов.

В преддверии 300-летия РАН, которое будет в 2024 году, круглый стол «Академия молодых ученых: на пути к 300-летию РАН» был посвящён обсуждению роли молодых учёных в реализации целей и задач Российской академии наук.

Александр Сергеев, президент РАН, представил результаты опроса ВЦИОМ, которые продемонстрируют отношение российской нации к науке, исследовательской деятельности и ученым. Интересные и важные показатели – родительские, где взрослые говорили о потенциальной возможности ребенка стать исследователем и желательности такой карьеры. Исходя из них, можно понять перспективы развития и Академии, и самой науки. 64% респондентов хотят видеть своих детей в сфере науки. Позитивные оценки ожиданий респондентов удивляют, потому что они противоречат результатам других заданных вопросов. Аналогичные противоречия присутствуют и в результатах иных соцпоросов.

Разговор о молодых ученых вновь сместил фокус внимания участников на общие проблемы и вопросы финансирования. Александр Сергеев предложил посмотреть на проблему со стороны ВВП:

«Сейчас, если говорить об ученых, у нас около 350 тысяч исследователей, и 400 тысяч, если смотреть по экономическим категориям с полной занятостью. Много это или мало?

Если говорить по занятым в экономике, обычно считается на 10 тысяч, то у нас сейчас 56 ученых на 10 тысяч занятого населения. Это уже результат плохой.

Понимаете, мы все-таки живем в капиталистической системе, надо сравнивать с другими странами. То тогда мы не сильно и отличаемся, если брать процент ВВП на науку в стране и брать процент занятых в науке. Если брать тех, с кем мы привыкли себя сравнивать, там число ученых на 10 тысяч около 100 человек, а процент ВВП, который тратится на науку – от 2 до 3%.  В этом смысле, имея 1,1% ВВП, мы это соотношение и получаем.

Как нам Вячеслав Алексеевич [Никонов] встал и сказал: «Наука недофинансирована». Вот на науку у нас 1,1% ВВП идет, и хватает нам для того, чтобы эта наука у нас была, на то количество ученых, которое есть, оно просто адекватно соответствует.

Пока у нас не увеличится процент ВВП, идущий в науку, не надо нам больше ученых. Потому что будем больше готовить, а они за границу уезжать. И чем лучше будем готовить, тем больше будет уезжать. Проблема заключается в том, как нам увеличить этот процент.

Я считаю, что ничего особенного с кадрами не происходит, а надо, чтобы процент ВВП поднялся. Все, что может, государство дает. Попросим больше у государства, тогда 10 тысяч на ребенка не получат родители в августе этого года. Мы должны понимать, что бюджет нерезиновый, поэтому: бизнес, бизнес и еще раз бизнес»
.

Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС» подчеркнул, что кадровые проблемы необходимо решать, причем структурными переменами:

«Когда мы говорим о привлечении молодежи в науку, большое значение придаем величине заработной платы молодых ученых. Безусловно, это важный фактор, так как уверенность в стабильном финансировании будет способствовать увеличению числа аспирантов и постдоков в вузах и институтах РАН. Однако, на мой взгляд, не менее важны инфраструктурные изменения, направленные на улучшение качества жизни в регионах. После их проведения кадровая проблема, которая существует не только в науке, не будет стоять настолько остро.

Сегодня, безусловно, существует мода на науку и отношение общества к ученым за последние годы сильно изменилось. Во многом этому способствует система, сформированная в школах, когда учащихся вовлекают в проектную деятельность, приобщают к исследовательской деятельности в том числе через множество совместных проектов с вузами. Очень важна и популяризация научного знания, чем должны заниматься и ведущие университеты, и институты РАН».
Telegram
Научно-образовательная политика
Парадоксы восприятия: россияне о науке

РАН решила выяснить, как россияне относятся к науке. Сегодня опубликованы основные выводы из опроса общественного мнения.

Пока что РАН находится в «цифровом переходе», потому на старом сайте Академии рассмотреть детали в размещенных картинках – дело крайне сложное, а значит, ориентироваться будем на те сведения, что вынесены в текст как основные.

Наука предстает как достаточно интересная сфера жизни – достижениями интересуется 2/3 от всех респондентов, причем среди людей с высшим образованием или старше 45 лет доля доходит до 3/4.

Хотя интерес оказывается совсем не связан с конкретикой – более 85% не смогли назвать кого-либо из живущих знаменитых российских ученых мирового уровня, а 42% уклонились от ответа на вопрос о крупных достижениях науки последних 10 лет.

Впрочем, на уровень доверия незнание деталей влияет не особенно сильно – 3/4 респондентов доверяют или скорее доверяют той информации, которую представляют российские ученые.

Работу ученого считают престижной…
источник
Научно-образовательная политика
Научная молодежь: как растить и привлекать (2/2)

Продолжение дискуссия получила на круглом столе, где эксперты обсуждали кризис российской аспирантуры.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, представил исследование, в котором факторами кризиса стали очевидные недостатки, требующие системных изменений: финансирование, слабость академической поддержки аспирантов, низкое качество исследовательской подготовки, рассогласование исследовательских задач аспирантов и большой научной повестки, а, следовательно, неясность перспектив.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, предложил внимательней обратить внимание на целевую аспирантуру, которая особенно актуальна для отраслевых вузов:

«Когда мы оцениваем укомплектованность научными кадрами институтов РАН и ведущих университетов, которые реализовывали программы развития – это одна история. Когда мы говорим об институтах, университетах, которые не были включены в федеральную повестку – там вопрос смены поколений и закрытия ниш проваленного среднего возраста очень актуален.

Пример даже моего университета [МАДИ], который входит в когорту ведущих 100 университетов: средний возраст ВАКовского профессора – 71 год. И это – очень существенный провал. А средний возраст заведующего кафедрой – 65 лет.

Соответственно восполнение, подпорка молодыми в течение ближайших 10 лет встанет достаточно остро. Здесь аспирантура является одним из инструментов, кроме того, что привлекать из других вузов, а также использовать инструменты «России – страны возможностей» и трека «Наука».

Второй момент – целевая аспирантура для региональных университетов, особенно в узких отраслевых тематиках. Если взять область компетенций Московского автомобильного дорожного института – это автомобильный транспорт во всем его жизненном цикле от разработки до утилизации и дорожное строительство. Эти направления есть в каждом регионе, но не являются системообразующими. В результате затруднительно обеспечить профессорско-преподавательский состав качественно исследовательскими кадрами. Ведь эти научные направления – неглавные для данного университета.
И тогда сосредоточение подготовки по таким узким местам в ведущих университетах целевой аспирантуры и дальнейшее возвращение на должности профессорско-преподавательского состава аспирантов, успешно закончивших аспирантуру, станет подпоркой для региональных вузах в виде научных кадров, прошедших подготовку в ведущих научно-образовательных центрах».

Очевидно, что уже давно назрела та реформа аспирантуры, которая проводится в настоящий момент – с возвратом к обязательной защите, активным внедрением грантового формата, специальных конкурсных программ поддержки аспирантов. Аспирантура находится в зоне пересечения научного и кадрового прорыва, она должна стать частью парадигмы развития научных и научно-образовательных центров мирового уровня и программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
источник
Научно-образовательная политика
(Мега)наука: синхротроны, стратегии и программы (1/2)

Помимо запуска токамака 18 мая в стенах Курчатовского института состоялась встреча Михаила Мишустина с научной общественностью. Разговор был насыщен научно-политическими смыслами.

Программа мегасайенс – это не только научные проекты мирового уровня, но и вопрос того, является ли нация технологически великой. По сути, именно так обозначил расклады Михаил Ковальчук во вводном слове.

Основной фокус его выступления был направлен на Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований, что вполне объяснимо – Курчатовский институт в ней является головной научной организацией.

Затем Михаил Ковальчук кратко пробежался по ключевым объектам меганауки. Про КИСИ (апгрейд Курчатовского синхротрона) и новосибирский СКИФ все наслышаны, как и про коллайдер NICA – любимое детище директора ОИЯИ Григория Трубникова или реактор ПИК. Его выводил на энергетический режим работы лично Владимир Путин в начале последнего заседания Совета при Президенте по науке и образованию.

ИССИ-4 официально подтвержден как СИЛА (или «СуперСИЛА» –  тут и сам Михаил Ковальчук до конца не уверен) – то есть уникальная комбинация синхротрона и лазера на свободных электронах. Эта уникальная загоризонтная по своему формату и возможностям машина будет сконструирована в Протвино.

Первоначально хранящиеся в Зеленограде еще с советских времен компоненты синхротрона планировалось перевезти на Дальний Восток и на острове Русский собрать РИФ. Однако, после изучения и совещаний принято еще более эффективное решение. Михаил Ковальчук предложил, а Михаил Мишустин поддержал идею о создании в Зеленограде Московской технологической долины – Центра новых технологий на базе синхротронного источника.

А на РИФ (для которого зеленоградские блоки, как выяснилось, не совсем подходили) будут использоваться те элементы, которые станут высвобождаться при модернизации установок Курчатовского института. Концептуально в проекте РИФ ничего не меняется, более того Михаил Ковальчук пообещал уложиться с созданием до конца 2024 года. В некотором смысле Дальний Восток и Дальневосточный федеральный университет (который координирует развитие экосистемы острова Русский) даже выиграют – поскольку «рабочую лошадку» будут собирать уже из действующих элементов, а значит и монтаж, и настройка займут меньше времени. Кроме того – эксперты Курчатовского института смогут более деятельно помогать своим дальневосточным коллегам.

Зона научно-технологических интересов премьер-министра Михаила Мишустина концентрируется в области цифровых технологий и микроэлектроники. Собственно, на это ранее планировалось нацелить РИФ, но теперь – в рамках Московской технологической долины данными вопросами займется зеленоградский синхротрон. Здесь – точка синергии интересов и Михаила Мишустина, и Михаила Ковальчука. Впрочем, добавим к этому явные дивиденды, которые получит от запуска нового центра мэр Москвы Сергей Собянин, которому остро не хватает научно-технологических проектов именно «московской» (не исключительно «федеральной») окраски.

На этом меганаучная программа, по сути, завершается, но синхротронная имеет множество иных измерений. В частности, все, что связано с ядерной медициной. Михаил Ковальчук обозначил планы: «У нас практически пять или шесть позиций установок под ядерную медицину. Создаётся протонный комплекс протонной терапии, причём это будет установка коммерческого использования для оснащения клиник. Затем, создаётся единственная в стране установка [мирового уровня для ионной терапии] которая используется для лечения резистивных опухолей в качестве другого вида излучений. <…> Затем, помимо этого создаётся коммерческая установка – синхротрон, который будет использоваться для тиражирования, для ионной терапии, чего в мире ещё нет. Кроме того, мы запускаем ещё центр онко-офтальмологии в Гатчине и центр по производству радио-фарм препаратов».

Подробнее: http://government.ru/news/42227/
источник
Научно-образовательная политика
(Мега)наука: синхротроны, стратегии и программы (2/2)

В своих рассуждениях и планах Михаил Ковальчук поступательно отстаивает идею научно-технологического суверенитета страны. Он обращает внимание на необходимость импортозамещения и независимости России при создании мегаустановок и синхротронов: «Мы производили всё сами, все компоненты от начала до конца. И сейчас у нас это есть, но это требуется перевести на современный уровень».

Идея в том, чтобы модернизировать производственную базу опережающим и упреждающим образом. Этот вопрос-просьбу озвучил заслуженный физик-ядерщик Николай Тюрин. Михаил Мишустин живо отреагировал, напомнил, что к 15 июня должна быть готова «дорожная карта» модернизации производственных мощностей Института ядерной физики им. Будкера, а также еще раз обратил на это внимание вице-премьера Дмитрия Чернышенко и министра науки и высшего образования Валерия Фалькова.

Михаил Мишустин вообще выглядел очень довольным и готовым содействовать реализации всех планов. Он подчеркнул, что на ФНТП развития синхротронных и нейтронных исследований будет выделено 138 млрд руб., из которых 132 даст федеральный бюджет. Также премьер-министр сосредоточился на уникальности не только установок, но и компетенций: «Самое главное, кроме опережающего эффекта, который, конечно, должен наступать в случае таких системных разработок, нужно ещё и создать центр компетенций, привлечь сюда и молодёжь, и учёных, что вы и делаете. Это уникальная среда Курчатовского института и вообще, которую создают физики».

Не обошли вниманием на встрече и другую ФНТП – развития генетических технологий, где роль головной научной организации также поручена Курчатовскому институту. В связи с созданием Национальной базы генетической информации от Курчатника прозвучало предложение (его озвучил ученый секретарь института Илья Яремин) пропустить стадию создания макета и сразу приступить к запуску промышленной системы. Тогда ее старт удастся назначить на 2024-й год. Премьер-министр поддержал эту идею и пообещал выдать поручения по открытию финансирования. Ранее ююКурчатовский институт уже ходил с данной идеей в Минфин, но тот финансы не выделил. Минобрнауки пришлось изыскивать собственные средства в рамках профильного нацпроекта. Зато теперь, с поддержкой главы кабмина, процесс явно пойдет быстрее.

С генетикой связано еще одно пространство синергии интересов Михаила Мишустина и Михаила Ковальчука – это цифра и весь комплекс сопредельных технологий. Илья Яремин лишний раз подчеркнул digital и IT-компетенции Курчатовского института: «Необходимо отметить, что в Курчатовском институте сосредоточены уникальные компетенции по обработке, созданию информационных технологий и работе с большими данными. Впервые интернет в Российской Федерации вышел из стен Курчатовского института. В нашем распоряжении уникальный суперкомпьютер. Мы являемся центром обработки и хранения данных, получаемых с Большого адронного коллайдера. Сегодня мы умеем оперировать и ежедневно оперируем таким объёмом данных, который сопоставим в мировом масштабе вообще со всей генетической информацией, депонированной в международных базах данных».

И в заключение встречи Михаил Ковальчук поднял вопрос о еще одном приоритетном научном направлении – природоподобных технологиях. Он попросил Михаила Мишустина поддержать стратегию в данной области, а тот поручил президенту Курчатовского института и Валерию Фалькову доложить по вопросу до 1 сентября. Так что природоподобной стратегии, а с ней – возможно, и профильной ФНТП, – быть.

Редко, когда при обсуждении столь масштабных инициатив, можно встретить такой уровень взаимопонимания и единомыслия, как продемонстрировали сегодня Михаил Мишустин и Михаил Ковальчук. Первый получил полную поддержку по интересующим его направлениям, а президент Курчатовского института продвинул все идеи, которые составляют костяк научно-технологического прорыва.
источник
2021 May 19
Научно-образовательная политика
Дальневосточный старт

Студенты Дальневосточного федерального округа, участники второго модуля университетской образовательной программы «Дальневосточный старт» продемонстрировали 15 лучших бизнес-проектов на финальном Demo-day. Всего за полгода в Технопарке «Русский» ДВФУ ребята научились создавать с нуля  высокотехнологичные стартапы, привлекать инвестиции и выводить свой продукт на реальный рынок.

«Дальневосточный старт» — это интерактивная образовательная программа по развитию технологического предпринимательства и проектной деятельности среди студентов Дальнего Востока.

Дмитрий Боровиков, директор Технопарка «Русский» ДВФУ, специально для НОП:

«Второй модуль Дальневосточного старта - уникальный акселератор, который объединил в себе технологическую разработку проектов и их развитие с точки зрения бизнес-продвижения. Проект показал, что на Дальнем Востоке много действительно талантливых ребят, у которых есть все шансы стать известными предпринимателями в сфере высоких технологий. За два месяца они выполнили почти нереальный объем работы, защитив готовые к выпуску на рынок продукты. Несколько проектов уже оформили первые продажи и скачивания в онлайн-магазинах.

Но главное, что получили студенты, - бесценный опыт. Они увидели, как формируется предпринимательская среда, научились генерировать идеи, создавать команду, разрабатывать продукты и тестировать их на рынке. Впервые мы провели отдельный трек по работе со Сколково, на котором они научились заполнять заявки на статус резидента. Навыки привлечения инвестиций участники смогут использовать для всех своих будущих технологических проектов и стартапов.

Все призеры смогут представить свои проекты на молодежной площадке Восточного экономического форума. Команды, занявшие первое и второе место, получат две менторские консультации от вице-президента Veb Ventures Дмитрия Политова и руководителя направления «Проекты развития» Николая Долгих. Этот опыт позволит им и дальше развивать собственные проекты, делая их привлекательными для инвесторов и потребителей.

За время второго модуля «Дальневосточного старта» студенты посетили практические воркшопы, а также сделали прототипы своих продуктов и протестировали их на реальных пользователях. Весь период обучения каждую команду сопровождал собственный трекер от Академии наставников «Сколково». Кроме того, две команды во время обучения вышли на первые продажи, а некоторые проекты получили предзаказы.

Технопарк «Русский» открыт Дальневосточным федеральным университетом совместно с фондом «Сколково» в 2017 году как центр координации и поддержки технологических проектов на Дальнем Востоке. Задача технопарка — формировать эффективную экосистему технологического предпринимательства для инновационного развития макрорегиона и помогать российским компаниям выйти на перспективные рынки АТР. С 2019 года технопарк «Русский» выступает региональным оператором фонда «Сколково».
источник
Научно-образовательная политика
Спасибо за совместную работу!
К новым результатам!
источник
Научно-образовательная политика
Молодежная политика: конфликт отцов и детей (1/2)

В рамках форума «Молодежь и наука» прошел круглый стол «Подготовка кадров сферы молодежной политики и поддержка молодежных инициатив». В центре внимания дискуссии оказались вопросы: как работать с молодежью, и кто должен это делать? Очевидно, что проблема сама по себе не нова, однако это именно тот предмет обсуждений, который с течением времени постоянно смещается в сторону быстро меняющихся трендов.

Примечательно, что состав участников беседы был разнородным:
– Денис Аширов - директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России;
– Александр Вайно - руководитель Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив;
– Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО «Россия –страна возможностей»;
– Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И.Лобачевского;
– Ольга Михеева - советник губернатора Самарской области, генеральный директор ИРР – управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего».
Валерия Касамара, проректор, Директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, выступила модератором круглого стола.

Таким образом, круглый стол смог включить в себя представителей разных поколений – тех, кто имеет многолетний стаж работы с молодежью и является общепризнанным экспертом в своей профессиональной области, а также саму молодежь, кто уже сам занимается политикой в данной сфере, также являясь профессионалом в данном вопросе. В ходе совместного обсуждения представители органов власти в сфере науки и высшего образования, некоммерческих организаций, НОЦ и университетов пришли к следующим выводам:

«Кто виноват?»

Основным традиционным вопросом является дилемма: кто именно должен заниматься молодежной политикой. Проблема лежит на стыке профессионализма и умения отвечать на «молодежные вызовы». С одной стороны, есть профессионалы с многолетним опытом работы, с другой стороны, есть молодежь, которая хочет принимать решения для молодежи, которые целиком и полностью будут соответствовать ее актуальным запросам. И если у первых зачастую давление опыта не позволяет полностью погрузиться в молодежную атмосферу и прочувствовать ее, то у вторых как раз может не хватать опыта для того, чтобы молодежная политика гармонично встраивалась в общую канву политических решений в государстве.

Денис Аширов, в определенном смысле выступая связующим звеном между университетами и студентами, на протяжении всего выступления тонко и дипломатично обозначал важность государственной политики в молодежной сфере через системность мер в рамках профильных подразделений. Не отрицая огромной роли Минобрнауки, речь шла о том, что инициативы должны идти скорее «снизу вверх», нежели «сверху вниз», как это обычно распространено. При этом важно, чтобы данная работа велась, в том числе, на местах.

В свою очередь, Антон Сериков обозначил важность того, чтобы в управлении молодежью присутствовала молодежь. Она готова брать на себя ответственность и получать руководящие позиции – в этой логике проходит большинство конкурсов АНО РСВ, подчеркнул Антон Сериков. Соглашаясь с Денисом Ашировым относительно необходимости комплекса мер, он отметил также авторитет и роль лидера, ответственного за молодежное направление в профильных структурах.

Подробнее: https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/program/podgotovka-kadrov-sfery-molodezhnoy-politiki-i-podderzhka-molodezhnykh-initsiativ-1
источник
Научно-образовательная политика
Молодежная политика: конфликт отцов и детей (2/2)

Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, человек науки, эксперт с многолетним стажем, поделилась кейсом университета. Она обратила внимание на то, что костяк людей, ответственных за реализацию молодежной политики сформировался, однако нет того, кто координирует все виды активности и является лидером «сверху».

Самый молодой участник дискуссии Александр Вайно сразу обозначил проблемы существующей молодежной политики. Соответственно, тот, кто работает с молодежью должен обладать следующими компетенциями:
– активно внедрять практику стажировок, чтобы на практике оценить и отобрать лучших молодых ребят;
– использовать новый формат коммуникаций;
– вести открытый диалог с молодежью.
Без учета этих факторов работа с молодежью будет сведена на работу со старшим поколением, уверен Александр Вайно.

«Что делать?»

В первую очередь, необходимо сосредоточиться на том, чтобы инициатива шла «снизу вверх», не забывая – нужно создавать условия для многостороннего развития личности молодого человека. Здесь должны быть и предпринимательство, и спорт, и патриотика, и воспитательная работа.

Так среди планов Министерства в сфере реализации молодежной политики:
– создание 35 студий технологического предпринимательства для вовлечения и трудоустройства молодежи;
– в области спорта – создание студенческих клубов и национальных студенческих лиг;
– смена патриотической парадигмы – в дополнение к патриотической работе, построенной на Великой Отечественной войне, есть цель добавить любовь к родине, вузу и своему делу, в частности, планируется создание ассоциации патриотических клубов «Я горжусь»;
– воспитательная работа – на ней Денис Аширов сделал особый акцент.

Ранее под эгидой министерства был проведен ряд семинаров по организации воспитательной работы. РГГУ выступил ответственным университетом по сбору лучших практик. В июне состоится еще один семинар, и, как заверил глава Департамента, он будет кардинально отличаться от предыдущих, потому что была найдена золотая середина по реализации подходов к воспитанию, где университеты самостоятельно будут вырабатывать эффективные механизмы.

Одну из приоритетных целей молодежной политики Денис Аширов видит в создании крутого менеджера по работе с молодежью.

Антон Сериков призвал общаться с молодежью на языке реализации проектов, чтобы была возможность отвечать за весь процесс: от задумки до реализации. При этом одна из теоретических идей АНО РСВ – внедрить систему грантов на основе краудфандинга, чтобы те проекты, которые попадают на платформу уже имели какие-то показатели своей востребованности и актуальности.

Кроме того, президентская платформа хочет расширять аудиторию – более интенсивно задействовать учащихся из системы СПО.

Елена Загайнова поддержала идею системы воркшопов и обучения специалистов по работе с молодежью. Она видит задачу министерства в том, чтобы брать лучшие практики и транслировать их всем руководителям молодежной политики.

Ольга Михеева выделила 2 аспекта:
– вовлекать в проблематику и формировать кадровый резерв;
– учить и растить, передавая бесценный опыт.

Подводя итоги разговора, можно отметить, что в молодежной политике по-прежнему сохраняется конфликт отцов и детей. В то время как одни норовят бесконечно контролировать и «перекладывать» свой жизненный опыт, другие желают свободы и возможности самовыражения. Можно бесконечно подвергать критике составы тех, кто ведет дискуссии на предмет молодежной политики. Однако это не отменяет того, что решение все равно требует диалога.

Валерия Касамара отметила патерналистский запрос современной молодежи, однако с большой долей вероятности можно утверждать, что то же самое молодежь может сказать и про старшее поколение, которое порой навязывает свои правила игры не «за», а «вопреки». Вопрос, кто виноват в том, что молодежная политика остается местами недомолодежной и что с этим делать – остается открытым.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в МГУПП на Глобальном продовольственном форуме начинается пленарное заседание.

Среди вопросов для обсуждения:
• Состояние обеспечения продовольствием населения планеты.
• Продовольственная независимость (обеспеченность) – важнейший фактор экономической стабильности.
• Нормативно-правовое обеспечение продовольственной безопасности.
• Национальный диалог и его влияние на развитие науки и обеспечение продовольственной безопасности человека.
• Квалифицированные кадры – гарантия стабильного функционирования и развития продовольственных систем и другие.

В числе участников заседания:
- Иван Лебедев, статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства РФ;
- Пётр Кучеренко, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Михаил Балыхин, ректор МГУПП;
- Ирина Донник, вице-президент РАН и другие.

Модератор:
- Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Подробнее: http://globalprodforum.com/gf2#prog
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Перезагрузка: Просвещение и учебники

Учебники – это в принципе одна из больных тем современного российского образования. Еще на слуху многие жаркие и жесткие дискуссии по отбору базовых линеек для школ, а президент Владимир Путин недавно еще раз поставил вопрос о качестве содержания обучающих пособий.

Учебная литература явно нуждается в перезагрузке, которую сейчас проходит все образование – от школьного до высшего.

Рассуждая об изменении функций и задач учителя или школьника в новой образовательной реальности, нельзя упускать из виду фундаментальное измерение – это учебники. Именно они должны формировать основное русло изучения того или иного предмета, служить ориентирами в метатекстах и клиповых форматах контента.

Многие эксперты отмечают, что «Просвещение» уже достигло потолка своих компетенций – основной оборот состоит из огромных по тиражу заказов на ограниченную номенклатуру учебников, а качественный цифровой контент практически отсутствует.

Проблема здесь, судя по всему, в том, что само издательство нуждается в той самой цифровой перезагрузке. Именно тогда и учебники смогут превратиться в полноценные цифровые продукты. Иначе они так и останутся «аналоговыми», которые лишь механически перенесены в онлайн.

К этому нужно добавить и возросшую конкуренцию со стороны сектора дополнительного образования – энергичные цифровые платформы предлагают совсем иную «упаковку» обучающих материалов и начинают конкурировать как с традиционным школьным или университетским образованием, так и с учебниками, имея их в виду как «дорожные карты» или платформы для обретения знаний и компетенций.

В этом контексте позитивно воспринимается новость о том, что Сбер, ВЭБ.РФ и РФПИ стали акционерами АО «Просвещение». Именно их активное вовлечение дает уверенность в том, что «Просвещение», а с ним – и выпускаемые учебники, будут «перезагружены». Ведь все три новых акционера – активные игроки и лидеры цифрового образования.

Более того, все они сторонники экосистемного и платформенного подхода к своим продуктам – а ровно те же самые требования выдвигаются сейчас к учебникам. Невозможно впихнуть в него все знания, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни, но можно дать ученику и учителю необходимую «карту», обозначить четкие «координаты» и «ориентиры».

Здесь же рельефно обозначена еще одна задача – разумная индивидуализация обучения. В традиционных форматах и с применением обычных учебников она просто невозможна: страница за страницей школьники (в меньшей степени – студенты, но и они тоже) следуют за логикой автора. Такой подход не обеспечивает гибкость и совершенно не стимулирует ни ученика, ни педагога. Именно персонализация также является сильной стороной всех трех новых акционеров «Просвещения» – это дает сигнал к тому, что новые образовательные продукты действительно будут обеспечивать индивидуализацию траекторий и персонализацию обучения.

Более того, новое качество учебников, а также их грамотная «упаковка» дадут возможность упрочить (а точнее – отвоевать) позиции на мировом рынке учебной литературы. Не секрет, что качественные советские учебники до сих пор ценятся за рубежом – потому есть все шансы у новых цифровых образовательных продуктов занять достойное место на мировом рынке.
источник