Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 20
Научно-образовательная политика
Q1: формула успеха
 
Сегодня научная периодика — это важный, регулярно обновляющийся и развивающийся сегмент издательского рынка.  В России выпускается более 3300 тысяч рецензируемых научных журналов. Как известно, наиболее востребованные и цитируемые журналы получают квартиль Q1, далее следуют категории Q2, Q3, и замыкает перечень Q4. Авторитетный журнал с качественным контентом может стать эффективным инструментом продвижения ученых и их идей. 

Научный журнал Russian Journal of Linguistics, учредителем которого является Российский университет дружбы народов (RUDN University), вошел в топ-лист и получил заслуженный высший приз - квартиль Q1, по данным международного рейтинга Scimago, которые были опубликованы 18 мая 2021. На сегодняшний день это самый высокоцитируемый российский лингвистический журнал.  
   
История Russian Journal of Linguistics насчитывает почти четверть века. Особенно интенсивное развитие он получил с 2013 года, а в 2017 году журнал вошел в наукометрическую базу Web of Science, а через год перед редколлегией открываются двери в Scopus. В июне 2020 г. журналу присваивается импакт-фактор, по которому он сразу попадает в категорию Q2, а год спустя в Q1.

Юлия Эбзеева, заведующая кафедрой иностранных языков филологического факультета РУДН, директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций, советник Ректора по глобальным партнерствам, уверена, что университету удалось составить формулу успеха: Q1= качественный контент + широкая география авторов + увлеченный коллектив + вера в свои силы и немного удачи.

Олег Ястребов, ректор РУДН, для НОП:

«Наукометрические показатели являются хорошим индикатором развития науки в университете. К их объективности можно относиться по-разному, однако это не отменяет того факта, что они отражают степень интенсивности научно-образовательной деятельности в вузе.

Для РУДН всегда было важно сохранять высокие позиции в мировых рейтингах и быть узнаваемыми, в том числе потому, что у нас обучается много иностранных студентов. Наличие научных журналов первого квартиля поможет нарастить привлекательность университета.

Мы рады и гордимся тем, что наши лингвисты достигли таких высоких показателей и официально еще раз подтвердили свою квалификацию и профессионализм. Надеемся, что эта тенденция будет только укрепляться».
источник
Научно-образовательная политика
Продовольственный полигон

В рамках Глобального продовольственного форума вчера прошла сессия «Научно-образовательный полигон продовольственных систем». Научные знания и практические решения, в целом ряде аспектов становятся актуальными для достижения Целей Устойчивого Развития, рационального использования природных богатств планеты и их сохранения. Поэтому участники обсуждали различные темы, которые должны стать трансфером ЦУР:
• Наука, образование и бизнес на пути устойчивого развития продовольственных систем и обеспечения безопасности продуктов питания;
• Приоритетные направления международного научно-образовательного сотрудничества в АПК и формирование инфраструктуры их поддержки;
• Повышение качества подготовки специалистов для АПК;
• Цифровизация образования, науки и продовольственной индустрии и другие.

Сессию открыл Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета:

«Сегодня на заседании много говорилось о мерах обеспечения продовольственной безопасности. Негативные факторы включают рост населения, изменение климата, деградацию земель, повышение уровня благосостояния и связанные с ним изменения в структуре потребления населения,  ставят перед вопросом способности нашей продовольственной системы обеспечивать достаточное количество продовольствия.

Сегодня понятно, что продовольственные системы должны перейти от простого обеспечения достаточным продовольствием к обеспечению разнообразными, питательными и полезными пищевыми продуктами, качественным и здоровым рационом питания для всех, чтобы избавиться от всех форм неполноценного питания.

Требуется системный подход, охватывающий широкий подход и различного уровня сложности для комплексного и устойчивого решения этой проблемы. Университеты, научные организации в данном направлении должны быть фронтиром в разработке новых технологических решений, центром подготовки кадрового потенциала, для всех сфер промышленного комплекса, обеспечивать трансфер знаний в производство. То есть, в полном смысле быть научно- образовательным полигоном для обеспечения продовольственной устойчивости.

В рамках нашей секции можно выделить приоритетные направления исследований, сформировать конкретные проекты для ответа на глобальные вызовы».

В сессии принял участие Вугар Багиров, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования. Тезисы его выступления:

Кадры у нас с вами все. Наука и образование - фундамент нашего развития. При этом кадры нам нужны 21 века, нового образца. Нам нужны монекулярные генетики, биотехнологи и далее.

Продовольственная безопасность - ключевая задача. Если кормить нечем, вы зависимы от других. В прошедшем году вышел Указ Президента N 20 «Доктрина продовольственной безопасности». Одна из его основ - селекционно-генетический материал, 75% которого в зоне ответственности, в ведении Минобрнауки России.

Происходит изменение климата. Без кооперации науки, бизнеса и власти мы не можем двигаться дальше. Выходит на повестку и умение обрабатывать земли на Севере России.

Сохранение и биоразнообразие генетических ресурсов - этому направлению Министерство науки и высшего образования уделяет особое внимание. Сегодня создание новых селекционных форм - это новый этап развития.

Со стороны государства созданы все условия для этого: Минобрнауки и Минсельхоз подготовили 18 подпрограмм. 3 из них уже утверждены, ещё 4 на подписании. Полученные научные знания будут трансформироваться в прикладную плоскость. Будет создано 35 земноводческо-селекционных центров, а также обновлена приборная база в рамках нацпроекта.

Со стороны государства все инструменты есть. Нам необходимо общими усилиями работать. Науки нет без образования, как и образования нет без науки. Наши наработки должны быть востребованы бизнесом, тогда будет эффект.

Итогом работы Глобального продовольственного форума стала разработка проекта Резолюции, которую представят на Саммите ООН по продовольственным системам, который пройдет в Нью-Йорке в сентябре 2021 года.
источник
2021 May 21
Научно-образовательная политика
В этом году на ПМЭФ насыщенная повестка по научно-образовательной сфере.

Одна из центральных дискуссий "ЗНАНИЯ - СИЛА?" пройдёт с участием Нобелевского лауреата Риккардо Валентини, президента РАН Александра Сергеева, глав РФПИ Кирилла Дмитриева, Росатома Алексея Лихачёва и АФК "Система" Владимира Евтушенкова, а также ректора Питерского политеха Андрея Рудского.

Все дни на ПМЭФ будет работать студия НОП, где нашими собеседниками станут самые яркие лидеры сферы научно-образовательной и молодёжной политики.
источник
Научно-образовательная политика
Платформа «Россия – страна возможностей» проведет мастер-классы и дискуссии на просветительском марафоне «Новое Знание»

▪️ 21 мая в 15:00 — дискуссия «Россия – страна возможностей. Истории успеха в лицах». Модератором выступит генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, во встрече примут участие «Лидеры России»,  главы регионов, заместители министров и др.

▪️ 21 мая в 18:00 — генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров и изобретатель, инженер-электронщик и программист, соучредитель компании Apple Computer Стив Возняк обсудят тему «Центр знаний – человек. Заменит ли искусственный интеллект человеческий разум?»

▪️ 22 мая в 16:30 — состоится мастер-класс генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексея Комиссарова.

«Новое Знание» — это форум для всех, кто интересуется новыми технологиями, знаниями и актуальными проектами.  
Участие бесплатно, трансляции будут доступны онлайн.

Узнать больше о событиях

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Марафон Знания

Марафон «Новое знание» - всероссийское масштабное событие, которое сразу после перезагрузки проводит российское общество «Знание».

Сегодня второй день марафона начался с приветственных слов Валерия Фалькова, министра науки и высшего образования:

«Современный мир – удивительный. Давайте посмотрим, каким был университет много веков назад. Средневековый университет – это особая корпорация, студенту попасть туда было достаточно сложно. Средневековый университет - это место, где профессора отбирали студентов и студент шел за знаниями. Средневековые студенты ходили от одного города к другому, чтобы попасть к лучшему профессору.

Как изменился мир? Современный университет совершенно другой. Студент – центральная фигура, и сегодня университет находится там, где находится студент. Ведущие университеты не ограничиваются рамками своего кампуса. Студент в праве выбирать траекторию своего развития и профессора, либо человека, которого он хочет послушать, популяризатора науки, известного деятеля: это и есть современное университетское образование.

Все вы учитесь в университетах или планируете поступить туда, в отличие от того, что было много веков назад, современное общество, технологии представляют совершенно другие возможности. Базовые, ключевые знания вы безусловно будете получать в университетах, у тех преподавателей, которые там работают, но не ограничиваете себя только рамками того учебного заведения, куда поступаете. В нашей стране огромное количество мероприятий, которые позволяют получить вам знания из открытых источников. И этот марафон – лучшее тому подтверждение.

За эти несколько дней вы сможете познакомиться с удивительными, яркими людьми и получить те знания, которые востребованы. Таким образом, университет сам придет к вам. Вы получите актуальные знания, необходимую для вас информацию, это и будет современное университетское образование. Поздравляю вас с началом этого марафона, желаю успехов, очень рассчитываю, что вы напитаетесь новыми идеями, обменяетесь со сверстниками, и в конечном итоге это выведет вас на интересную стезю исследователей.

В завершении хочу сказать, мир удивительный, в нем много неизведанного, в Год науки и технологий я всех вас призываю смотреть в будущее и ставить себе интересные исследовательские задачи».

Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=--q7oGBFHYM
источник
Научно-образовательная политика
Индивидуальные образовательные траектории: стратегическое партнёрство

Соглашение о стратегическом сотрудничестве в области управления индивидуальными образовательными траекториями подписано сегодня между ЯГТУ и IT-компанией Custis (Платформа Modeus).

ЯГТУ намерен провести ряд консультационных и диагностических мероприятий для определения готовности входящих в него институтов к переходу на индивидуализацию образования студентов. Изменения в организации образовательного процесса особенно востребованы в связи с региональными планами развития индустрий и потребности в гибкой подготовке кадров.

В Ярославской области планируется создание новых высококлассных рабочих мест, и шаги университета направлены на сохранение приоритета по замещению компаниями и производствами престижных вакансий за счёт ярославских выпускников. ЯГТУ - один из самых активных технологических вузов Центрального федерального округа, традиционно его студенты занимают верхние строчки в профессиональных конкурсах и тестированиях.

Елена Степанова, ректор ЯГТУ, для НОП:

«Мы с большим интересом относимся к опыту вузов, начавших процесс перехода на ИОТ раньше нас. И в то же время нам есть, что привнести в этот «общий котёл». Про Modeus мы знаем уже несколько лет, не так давно ближе подошли к теме ИОТ на программе обмена опытом в ТюмГУ, и сейчас пора начать работать с платформой для решения наших задач. В том, что будущее за индивидуальным подходом к компетенциям и способностям выпускаемых специалистов, мне кажется уже ни у кого сомнений нет».

Владимир Рахтеенко, генеральный директор Custis, для НОП:

«В деле цифровой трансформации вузов ещё очень много слепых зон. Но уже есть живые результаты, доказанная эффективность, понимание, что вузы и регионы, внедряющие ИОТ, начинают сохранять у себя сильных абитуриентов. Даже те студенты, которые шли на определённые факультеты, хотят сейчас получать комбинированные компетенции. Раньше они им были недоступны по причине того, что преподавались на других курсах или специальностях. Мы видим динамичный подход команды ЯГТУ, у них сформировались новые внутренние запросы, которые требуют цифровых решений и, главное, есть проактивная команда изменений».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новые условия для башкирского гостеприимства

Федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование» предполагает расширение спектра стран и увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в университете не менее чем в два раза.

Башгосуниверситет понимает, что материально-техническая база для проживания студентов не соответствует современным требованиям, тем более европейским стандартам, так как последние 50 лет у нас в республике не строились новые корпуса общежитий для проживания студентов, поскольку для этого не было необходимости.

Выдающимся событием для республики стала сдача в эксплуатацию нового современного общежития для студентов на 560 мест. В нем предполагаются просторные коворкинг-зоны, учебные кабинеты и комфортабельные социально-бытовые условия. Для Башкортостана данное событие знаковое.

Официальную церемонию открытия посетил заместитель министра науки и высшего образования РФ Пётр Кучеренко. Он отметил: «Это слаженная работа команда Главы Республики, его команды, депутатов ГосДумы, принимавших поправки в бюджет и, конечно же, руководства Башгосуниверситета, который развивается в ногу со временем и является открытым и гостеприимным к иностранным студентам, а также дает все возможности для получения качественного высшего образования».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Кириенко, Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ, подвел итоги регистрационной кампании конкурса «Лидеры России»

⚡️ Более 173 тысяч  человека из всех 85 регионов России и 127 стран мира зарегистрировались на четвертый сезон проекта.

Всего за все 4 сезона проведения конкурса на него подано более 833 тысяч заявок.

Подробнее — в видео.

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
Впервые в этом году будет запущен проект «Битва сезонов», в нем смогут принять участие все финалисты и полуфиналисты конкурса  «Лидеры России» прошлых лет

«Мы сможем, с одной стороны, посмотреть на то, какой сезон был самым успешным, самым сильным, и с другой стороны, дать возможность участникам прошлых лет еще раз проверить
себя
», — рассказал генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
Родной олимпиадный язык

По поручению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре СВФУ станет одним из организаторов олимпиады по родным языкам.

Гаврил Торотоев, директор Института языков и культуры народов северо-востока РФ СВФУ, для НОП:

«Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, ЮНЕСКО включены около пятидесяти языков народов России, в том числе эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский, и даже наш якутский – около 500 000 носителей. На данный момент 17 языков народов России находятся на грани исчезновения. Таким образом, многие являются уязвимыми, в том числе государственные языки национальных республик: калмыцкий, бурятский, хакасский, алтайский и другие. В некоторых регионах преподавание родных языков ведется только на уровне начальных классов, что говорит об отсутствии перспектив у данных языка.

В процессе сохранения и развития родных языков определяющее значение имеет качество школьного образования. Именно на основе родного языка или на родном языке человек более глубоко проникает в суть изучаемого предмета. Необходимо уделить особое внимание качеству преподавания родных языков на всех уровнях образования, начиная с общего среднего образования до вузовского, считает он. 

Олимпиада по родным языкам будет служить действенным инструментом в сохранении и развитии миноритарных языков, повышении их роли в общественной жизни и расширении сферы их функционирования. Она будет большим стимулом для абитуриентов при поступлении в вузы страны, а также поднимет статус учителей родных языков – хранителей и трансляторов культурного кода нации».
источник