Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 16
Научно-образовательная политика
Анатолий Николаев, ректор СВФУ имени М.К. Аммосова», на «Ректорском часе» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Для каждого региона и университета свои вызовы.

Университеты должны стать драйверами и работать на уровне школ, иначе мы до конца не доработаем, чтобы студент потом остался в науке.

Мы можем проекты делать, лаборатории открывать, но если мы не научим их мыслить, думать, то в науке у студентов ничего не получится.

Мы хотим супер-профессоров дать, 10-15 человек - такие проекты могли бы быть и на федеральном уровне.
источник
Научно-образовательная политика
Антон Конаков, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, на дискуссии «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Зачем СНО руководству?
Зачем СНО студентам?
И зачем СНО самому СНО?

Опыт ННГУ: был создан единый орган, координирующий научную молодёжь, оно пошло сверху — это нужно было руководству. Было много маленьких разрозненных структур. Требовалось, чтобы был некий орган или человек, которому можно было бы давать поручения. Возникла идея создать координирующий орган.

По итогу создания такого единого совета в Университете, что произошло за 5 лет?

Недостаток студенческих научных обществ: науки там, как правило, довольно мало. Это некие event-агентства – люди из научных отделов студсоветов. Среди них выделяются ребята, которым хочется сделать что-то интересное.

Некоторые мудрые деканы здорово используют такие общества – они их привлекают к организации научных конференций. Ребята становятся полезны и чувствуют свою реализацию.

Поколение управленцев через 10 лет мы можем ожидать [что оно придет] из СНО или студенческого самоуправления.  

Но нет настоящей науки. Молодой учёный уже может поставить научную задачу. Однако, стиль event-агентства остался. Но чуть более старшие коллеги делятся опытом с более младшими. Люди 30-35 лет способны поставить задачи на малую рабочую группу.

Недостаток – управление становится сложнее.

Мотивация [должна быть] к тому, чтобы быть в обществе, где есть наука. Это [служит] некой системой отбора: если человеку просто что-то важно организовывать, это не про СНО.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Салихов, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», на «Ректорском часе» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Мы начинаем говорить о молодых и скатываемся к вопросам вообще: о финансировании всей науки. Сложно выдержать повестку.

В МИСиСе всегда бурлила жизнь, важно очень создавать среду и проводить структурные изменения, чтобы людям было комфортно в университете.

Наука для меня - это молодежь и международность. Наука чуть-чуть постарела, но это пройдет.

Главную роль в науке всегда будут играть молодые, а для нас важно создавать комфортную среду. Это не только про пространства, но и про документооборот, и комфортные закупки.

Мы всегда открыты и готовы делиться, но иногда слушаешь коллег и думаешь: у нас таких проблем нет, и мы [словно] на разных планетах живём.
источник
Научно-образовательная политика
Тимур Джававов, РГУ им. Косыгина, на дискуссии «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Наш университет особенный: джаз, хореография, текстильный – очень интересная синергия и люди творческие.

Для вовлечения в исследовательскую деятельность – ввели кураторов по науке с 1 курса. Они начинают собирать студентов с момента зачисления. У них осуществляют коммуникацию, что помогает вовлечь в проектную работу.

Есть опыт развития event-направления. Но группа всегда разнородна, поэтому у кураторов большая работа. Ещё важно - подготовка этих кураторов. У нас есть школа для них. Спрос на возможность стать куратором по науке большой.

Эта работа должна выстраиваться системно. Любая учебная группа привязана к кафедре. Куратор и завкафедрой позволяют эффективно выстраивать эту работу.
источник
Научно-образовательная политика
Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И.Лобачевского, на «Ректорском часе» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Затащить студента в аспирантуру можно армией, об этом сегодня никто не сказал.

Но есть и другие студенты, которые могут делать науку. Их надо холить и поддерживать, даже хантить талантливых ребят из других университетов.

Без персоналий и ярких личностей мы не привлечем молодых в науку.
источник
Научно-образовательная политика
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, на «Ректорском часе» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Наша задача сделать экосистему в регионе. Родители покупают квартиры рядом с хорошими школами. Остается решить,как вовлечь ребят в науку.

Мы сегодня неоднократно обсуждали систему наставничества, например, как интеграция с РАН, другими научными школами.

У нас бум, 170 человек прием в такую школу [Базовую школу РАН], 275 подали заявления.

Школьников не мотивировать какими-нибудь стипендия, им достаточно иногда выступить на защите проекта.

Поэтому нужно создать образовательную экосреду  возможно при комплексном взаимодействии и интеграции.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Воронин, директор Центра стратегических инициатив МИСиС член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, на дискуссии «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Студенческие научные общества - странная конструкция. С одной стороны, это студенческое объединение - самоорганизующееся сообщество. Мы 10 лет назад начали воссоздавать СНО в Университете. Важно найти точку поддержки в университете, чтобы не закончилась эта инициатива с выпуском конкретных студентов.

У СНО 2 задачи: первая – дать узнать и попробовать, что такое наука; вторая – поддержать.

Science Slam - один из известных проектов. Это все об учёных университета, которые в режиме стендапа рассказывают о своих научных исследованиях. Как правило, это проходит в барах. Развлекаемся, как можем. Любим такой формат.

Университет наш известен многими различными проектами в области просвещения. Они приземляются в Университете через СНО. Сами для себя студенты и энтузиасты делают открытые лектории. Это помогает реализовать «третью миссию».

День квантовой физики – ещё один проект. Инициативы по поддержке – это Дни науки, в этом году мы их проводим в 76-ой раз.

В прошлом году наши студенты придумали междисциплинарный конкурс проектов. В мае будет отбор.

Студенты сделали Школу молодого ученого. Сейчас это доступно онлайн.

Мы как университет поддерживаем эти инициативы. Важно не растерять таких ребят.

У нас есть Точка кипения «Коммуна», и СНО – один из основных заказчиков этого пространства.

Отдельно - активности в соцсетях, хороший лозунг: «ИнтереСНО – сделай».

Посольство Швейцарии с СНО - проект по раздельному сбору мусора, скоро планируется открытие.

Наш проект СНО победил в конкурсе СНО. Важно, чтобы это поддерживалось. И правильно, что это в руки Минобрнауки сейчас перейдёт. Министерство оказывает поддержку.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», на «Ректорском часе» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Ситуация в регионах улучшается, и есть уже вузы не хуже московских, надо набраться терпения и продолжать работать. Яму 90-х мы проходим.

Молодежь в науке - это непрерывность, чтобы студент поступил и защитил диссертацию.

Молодые ученые сами являются продавцами и знают, что они делают.
источник
Научно-образовательная политика
Борис Коробец, Первый проректор - проректор по научной работе и стратегическому развитию МГТУ им. Н.Э. Баумана, Член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, на дискуссии «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

Почему СНО нужно студентам? Чтобы каждый студент был членом СНО? Я в этом не уверен. Каждый выбирает свою дорогу и свои приоритеты.

В Бауманке много СНО, они междисциплинарные. Потому что студенты занимаются наукой в лабораториях, на кафедрах, и становится сложнее, когда они придумывают что-то, что выходит за пределы их кафедры. Новые знания рождаются на стыке.

Как выйти из замкнутого социума? Сейчас есть проект, который будет выпускаться как реальный продукт. Из студенческой игрушки перешли на уровень реального продукта. Это инициатива по болиду. Студентам помогал университет. Ребята реализовали свой потенциал, потому что хотели. Они вышли за пределы своего круга, потому что в нем не могли реализовать свои проекты.

На что можно дать деньги студенческому научному обществу? Можно ли и нужно ли давать деньги на зарплату. Надо делать так, чтобы молодёжь могла проводить научные исследования.

Единая платформа СНО – хорошая инициатива, чтобы люди могли общаться друг с другом. Возможно [будет реализовано] через ScienceID.

Администрация университетов не должна принимать решения, на что вы будете тратить деньги. Эти решения должны принимать вы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Байков, Проректор по научной работе, декан факультета Международных отношений МГИМО МИД России, на дискуссии «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы» в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

У нас это общество называется «Научное студенческое общество». Есть 3 аспекта.

Первое. НСО должно быть обязательным элементом студенческого маршрута. Говоря об индивидуальном научно-образовательном маршруте, без этого невозможно полноценное образование сегодня.

Научное сообщество – это продолжение образования другими средствами. Без этого невозможно трансформировать школьника в студента, объяснить как происходит приращение научного знания.

Нужно создать систему трехмерной поддержки студентов: академическая группа, научное общество, спорт.

Общий подход к образованию становится более насыщенным.

Второе. Мы повышаем качество человека. Потому что наука – это особый вид мировоззрения. Международные отношения сейчас выстраиваются на приоритете интеллектуального господства. Практически нет у студентов опыта погружения в науку другого кроме этого [НСО].

Ещё важно третье. Повышение качества взрослой университетской науки . Возвращаем [преподавателей и профессоров] в практическую каждодневную научную работу со студентами. Мы синхронизируем научную повестку студенческого общества и университета в целом. В итоге – единый синергетический эффект.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В феврале 2020 года был принят многострадальный и долгожданный профессиональный стандарт специалиста по молодёжной политике. Сегодня с коллегами обсудили как на практике используется нормативное поле (включая закон о молодёжной политике) для подготовки кадров сферы молодёжной политики, которые и создают каркас для реализации всех многочисленных федеральных инициатив, конкурсов и проектов.

Кроме того, в нашей стране есть огромное количество ребят, которые не чувствуют на себе касаний молодёжной политики. Получается, что специалист сферы МП должен уметь всё: и реализовывать успешные проекты, и расширять воронку вовлечения, и мобилизовать молодёжный актив, и научить патриотизму, и “сидеть на пороховой бочке” (как бы чего не случилось), и ещё много всего. Плюс, повышение возраста до 35 лет увеличило число молодых на 12 млн человек, на которых тоже надо настраивать фокус.

Где искать и чему учить таких уникальных (иначе этих людей и не назовёшь) специалистов? Тем более, что в регионах зачастую даже нет профильных структур, молодёжная политика часто на “третьем” месте, а в муниципалитетах - вообще один человек, который отвечает за всё, - культуру, образование, науку, туризм, и, наконец, молодёжь.

Смотрите нашу открытую дискуссию, в которой приняли участие коллеги:
Денис Аширов, директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России;
Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО ”Россия –страна возможностей”;
Александр Вайно, руководитель Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив;
Елена Загайновой, ректор Университета Лобачевского;
Ольга Михеева, руководитель НОЦ “Инженерия будущего”.
источник
Научно-образовательная политика
Последние из могикан - 16 мая завершил работу второй день форума «Молодёжь и наука», открытый разговор «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы».
источник
Научно-образовательная политика
источник