Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 04
Научно-образовательная политика
Рейтинг ректоров по МедиаИндексу ТОП-40

1. МАЖУГА Александр Георгиевич 6381,10 РХТУ им. Д. И. Менделеева
2. ТУЛЕЕВ Аман Гумирович 6233,00 Кузбасский региональный институт  развития профессионального образования
3. ЦИСКАРИДЗЕ Николай Максимович 5864,00   Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
4. ЛИТВИНЕНКО Владимир Стефанович 1576,00 Санкт-Петербургский горный университет
5. САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович 1484,00 МГУ им. Ломоносова
6. ЛИВАНОВ Дмитрий Викторович 1226,00 врио ректора МФТИ
7. ФИЛИППОВ Владимир Михайлович 1115,00 президент Российского университета дружбы народов
8. КУЗЬМИНОВ Ярослав Иванович 890,10 НИУ ВШЭ
9. МАУ Владимир Александрович 778,10 РАНХиГС
10. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Александрович 777,00 МГТУ им. Н. Э. Баумана
11. ЗАСЛАВСКИЙ Григорий Анатольевич 582,00 ГИТИС
12. ДОМАЩЕНКО Денис Викторович 565,00 заведующий научной лабораторией «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ им. Г.В. Плеханова
13. РУСЕЦКАЯ Маргарита Николаевна 529,00 Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
14. ЧЕРНИКОВА Алевтина Анатольевна 521,00 НИТУ «МИСиС»
15. КУДРЯВЦЕВ Николай Николаевич 349,10 МФТИ
16. ЗЕРНОВ Владимир Алексеевич 336,00 РосНОУ
17. РОМАНЧУК Иван Сергеевич 326,00 ТюмГУ
18. РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович 315,00 Московский городской педагогический университет
19. ПИНЧУК Андрей Юрьевич 281,00  МГТУ «Станкин»
20. КУДЖ Станислав Алексеевич 275,00 РТУ МИРЭА
21. КОЛМАКОВ Владимир Владимирович 268,00 доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова
22. КРОПАЧЕВ Николай Михайлович 247,20 Санкт-Петербургский государственный университет
23. ПОЧИНОК Наталья Борисовна 226,00 РГСУ
24. ВАСИЛЬЕВ Владимир Николаевич 204,00   Университет ИТМО
25. РОГАЛЕВ Николай Дмитриевич 196,50 НИУ «Московский энергетический институт»
26. ГРУЗДЕВ Михаил Вадимович 176,00 Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
27. ГРЯЗЕВ Михаил Васильевич 155,00 бывший ректор ТулГУ
28. ИГНАТЕНКО Виктор Васильевич 132,00 Байкальский государственный университет
29. ЛОБАНОВ Иван Васильевич 131,00 РЭУ им. Г.В. Плеханова
30. МАРКЕЛОВ Константин Алексеевич 126,00 Астраханский государственный университет
31. ГЛЫБОЧКО Петр Витальевич 120,00 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
32. БЛАЖЕЕВ Виктор Владимирович 115,00 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
33. ПОЛУХИН Олег Николаевич 113,00 НИУ БелГУ
34. РУМЯНЦЕВ Максим Валерьевич 106,00 Сибирский федеральный университет
35. ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич 101,20 МГИМО
36. КУЛЕШОВ Александр Петрович 97,20 Сколковский институт науки и технологий
37. МАЛЫШЕВ Владимир Сергеевич 92,00 Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова
38. МЕСХИ Бесарион Чохоевич 91,00 Донской Государственный Технический Университета
39. РУДСКОЙ Андрей Иванович 89,00 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
40. ШЕСТАКОВ Александр Леонидович 83,00 Южно-Уральский государственный университет
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинг ректоров по количеству публикаций ТОП-40

1. ТУЛЕЕВ Аман Гумирович 272 Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
2. ЦИСКАРИДЗЕ Николай Максимович 237 Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
3. МАЖУГА Александр Георгиевич 212 РХТУ им. Д. И. Менделеева
4. САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович 110 МГУ им. Ломоносова
5. ЛИТВИНЕНКО Владимир Стефанович 98 Санкт-Петербургский горный университет
6. МАУ Владимир Александрович 75 РАНХиГС
7. РОГАЛЕВ Николай Дмитриевич 54 НИУ «Московский энергетический институт»
8. КУДРЯВЦЕВ Николай Николаевич  47 МФТИ
9. КУЗЬМИНОВ Ярослав Иванович 46 НИУ ВШЭ
10. ФИЛИППОВ Владимир Михайлович 40 президент Российского университета дружбы народов
11. ГРЯЗЕВ Михаил Васильевич 34 бывший ректор ТулГУ
12. ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич 32 МГИМО
13. ЗАСЛАВСКИЙ Григорий Анатольевич 29 ГИТИС
14. ГЛЫБОЧКО Петр Витальевич  25 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
15. ЛИВАНОВ Дмитрий Викторович 23 врио ректора МФТИ
16. РУМЯНЦЕВ Максим Валерьевич 20 Сибирский федеральный университет
17. КРОПАЧЕВ Николай Михайлович 19 Санкт-Петербургский государственный университет
18. БЛАЖЕЕВ Виктор Владимирович 17 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
19. ДОМАЩЕНКО Денис Викторович 16 заведующий научной лабораторией «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ им. Г.В. Плеханова
20. ВАСИЛЬЕВ Владимир Николаевич 16 Университет ИТМО
21. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Александрович 15 МГТУ им. Н. Э. Баумана
22. РУСЕЦКАЯ Маргарита Николаевна 15 Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
23. МАРКЕЛОВ Константин Алексеевич 15 Астраханский государственный университет
24. ЗЕРНОВ Владимир Алексеевич 14 РосНОУ
25. КУДЖ Станислав Алексеевич  14 РТУ МИРЭА
26. ЛОБАНОВ Иван Васильевич 14 РЭУ им. Г.В. Плеханова
27. КОЛМАКОВ Владимир Владимирович 13 доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова
28. ПОЧИНОК Наталья Борисовна 12 РГСУ
29. МАЛЫШЕВ Владимир Сергеевич 12 Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова
30. РОМАНЧУК Иван Сергеевич 11 ТюмГУ
31. МЕСХИ Бесарион Чохоевич  11 Донской Государственный Технический Университета
32. РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович 10 Московский городской педагогический университет
33. ИГНАТЕНКО Виктор Васильевич 10 Байкальский государственный университет
34. КУЛЕШОВ Александр Петрович 10 Сколковский институт науки и технологий
35. ШЕСТАКОВ Александр Леонидович 9 Южно-Уральский государственный университет
36. ЧЕРНИКОВА Алевтина Анатольевна 8 НИТУ «МИСиС»
37. ГРУЗДЕВ Михаил Вадимович 7 Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
38. РУДСКОЙ Андрей Иванович 6 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
39. ПИНЧУК Андрей Юрьевич 6 МГТУ «Станкин»
40. ПОЛУХИН Олег Николаевич 3 НИУ БелГУ
источник
Научно-образовательная политика
Приоритет и поручения

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам послания Федеральному Собранию.

В нем, напомним, достаточно много было сказано о науке, высшем образовании и их синтеза с инновационно-технологической сферой. Аналогично серьезное внимание этим темам было уделено и в поручениях.

Ключевой является программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Напрямую поручено развернуть ее уже с 2021 года, предоставив поддержку не менее 100 университетам в размере от 100 млн руб. Причем – независимо от ведомственной или отраслевой принадлежности.

Отдельное внимание уделено педагогическим вузам. До 2023 года они получат не менее 10 млрд руб. на капитальный ремонт и оснащение.

Особый акцент сделан на поддержке молодежи. Ключевым здесь является поручение включить в каждый национальный проект (программу) мероприятий, направленных на поддержку молодежи.

Заметим, что отдельное «окрашивание» средств в рамках нацпроектов уже было применено в вопросах информационного сопровождения – соответствующие разделы в значительной степени вместе с финансами были переданы в ведение АНО «Национальные приоритеты».

Есть основания полагать, что целевая работа с молодежью также потребует концентрации компетенций и полномочий, иначе будет сложно добиться единой системной работы по данному вектору. В этом свете у Росмолодежи и Александра Бугаева может открыться уникальная возможность выйти на тот уровень системной и сквозной молодежной политики.

В числе прочего Правительство должно обеспечить возмещение части трат на туризм финалистам и победителям олимпиад, конкурсов, добровольческих (волонтерских) и творческих инициатив, в том числе проводимых АНО «Россия – страна возможностей».

Для студентов – особые преференции. Тем, кто путешествует по России в период каникул будет предоставлена возможность проживать в кампусах и общежитиях университетов и иных образовательных организаций.

Повышение технологической культуры было поставлено в качестве задачи еще в Стратегии научно-технологического развития. Сейчас же в рамках поручений указано пространство соприкосновения сфер науки и культуры. Будет создан Президентский фонд культурных инициатив, через механизм которого будет осуществляться поддержка деятельности Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российской общество «Знание».

Собственно оно, помимо множества других функций, может взять на себя составление и ведение специализированной просветительской платформы. Это частично является ответом и на опасения научно-образовательного сообщества, связанные с проектом Положения о просветительской деятельности за авторством Минпросвещения, которое подверглось резкой критике.

В числе поручений также содержится перечень их четырех «важнейших инновационных проектов государственного значения». Напомним, это верхняя ступень в иерархии из трех видов проектов, администрирование которых будет происходить в рамках трансформации всей оргуправленческой структуры научной политики.

Условно 4 ВИП можно сформулировать следующим образом:
1.  Фарма и генетика.
2.  Энергия – атом, водород, ВИЭ, накопление и хранение энергии.
3.  Климат – система мониторинга и утилизации климатически активных газов (в частности, это программа «карбоновых полигонов»). Отдельно президент поручил добиться к 2050 году меньше эмиссии, чем в ЕС.
4.  Биобезопасность – включая сверхбыстрое создание тест-систем и вакцин.

Также в фокусе внимания оказался школьный уровень образования – профильные поручения даны по обновлению парка школьных автобусов (в 2021-2024 гг. не менее 4000 машин отечественного производства), а также строительства школ – с 2019 до 2023 гг. в сумме не менее 1300 шт.

Ликвидирована не справедливость в отношение классных руководителей (кураторов) в СПО – с 1 сентября они станут получать доплату, как и их коллеги в школах.

С политической точки зрения важно, что мониторинг реализации поручений целевым образом поручен ОНФ.

Перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/65524
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Олимпиада Кружкового движения НТИ профиль «Искусственный интеллект» - мнения

29 апреля состоялась церемония награждения победителей олимпиады Кружкового движения НТИ по профилю «Искусственный интеллект», своим мнением о важности конкурса и развития ИИ поделились спикеры мероприятия.

Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», проректор ДВФУ, специально для НОП
@scienpolicy@scienpolicy:

«В этом году коллеги-участники Олимпиады решали очень сложные задачи по анализу естественного языка. В следующем году задачи будут еще сложнее, это скорее всего будут задачи, связанные с анализов нескольких естественных языков. Стратегически мы считаем, что в России уже есть очень сильный задел, сильнейшая в мире математическая школа. И те ребята, которые сегодня участвуют в Олимпиаде НТИ, мы рассчитываем, что вместе с ними и их сверстниками мы создадим лучшую в мире систему выявления талантов в сфере IT-технологий. В этом году, в Год науки и технологий включена Национальная технологическая Олимпиада. Мы рассчитываем, что таким образом создадим лучшую в мире кадровую платформу для наших высокотехнологичных программ».

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка:
«Вы знаете, это начало нашей большой совместной работы с Правительством России, с институтами развития и с вузами по подготовке поколения, которое должно будет сделать технологический прорыв в стране, поколения, которое должно будет вернуть Россию в число стран, которые определяют технологическую и научную повестку в мире. Я абсолютно убежден, что это возможно.

Если говорить о будущем, то это конечно, в первую очередь, это цифровые технологии и искусственный интеллект. И Россия находится в числе, я бы сказал, пяти стран мира, которые в эти ключевых технологиях как искусственный интеллект, кибербезопасность, облачные технологии находится на передовых рубежах. Все, что мы сейчас делаем, это подготовка к новой парадигме развития российской экономики: диверсифицированной экономики, опирающейся на исследования и инновации.

Мне кажется, что задача нас всех - крупных компаний, институтов развития страны, органов внешней власти и вузов способствовать всячески тому, чтобы эти ребята были глобально конкурентноспособными. Собственно, этому посвящены все наши усилия».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС: «Для университета МИСиС, как для любого ведущего университета страны, крайне важно набрать талантливых, привлечь талантливых студентов. Этот конкурс нацелен на поиск и развитие талантов. Концентрация талантливых молодых людей в этом здании [церемония награждения победителей олимпиады] просто зашкаливала, потому что те идеи, которые они высказывали, они совсем не детские. Именно нам в университетах надо постараться, чтобы достойно предложить им дальнейшие образовательные траектории, потому что именно им предстоит выстраивать наше будущее».
источник
Научно-образовательная политика
Как проводите "майские праздники"?
Анонимный опрос
22%
Как посоветовал президент - отдыхаю. И думаю о Родине
29%
Как посоветовало министерство - вроде отдыхаю. Но думаю о работе
14%
Как опытный чиновник - не отдыхаю и не работаю
23%
Как сказал ректор - вроде работаю. Но думаю об отдыхе
13%
Как сделал ректор - точно отдыхаю, и не думаю о работе
Проголосовало: 422
источник
Научно-образовательная политика
СТАНКИН. Памяти ректора Катаевой

Четыре месяца назад ушла из жизни наш друг, ректор СТАНКИН Елена Катаева.

С момента того трагического события команда НОП не комментировала обстановку в университете, но сейчас мы просто обязаны это сделать по ряду причин.

Елена Катаева была нашим товарищем, коллегой и человеком, который очень переживал за СТАНКИН. Последний год жизни ректора мы практически каждый день были на связи, советовались по массе вопросов развития университета.

До самой смерти Елена Георгиевна, уже глубоко больная, старалась поддержать университет, защитить его, сформировать крепкую команду, которая будет укреплять лидерство вуза, исторически зависимого от двух министерств - Минобрнауки и Минпромторга.

Последним, важным для ушедшего ректора проектом, была программа стратегического академического лидерства, ныне получившая название «Приоритет-2030».

Уже уходя, она просила НОП поддержать СТАНКИН и его команду.

Приведём цитату из письма одного из членов учёного совета СТАНКИН ввиду типичности и схожести (в письмах других респондентов) обозначенной проблемы.

«Новый врио ректора с коллективом никак (он «свой» для элиты, ему простят). Самое плохое, чему очень огорчены и разочарованы наши ученые и члены учёного совета - что тормозятся очень нужные начинания, которые позволят вузу подготовиться к участию в Приоритете-2030. И очень многое делается не благодаря, а вопреки».

Скажем честно, мы не знакомы с Алексеем Капитановым, врио ректора МГТУ «СТАНКИН». Возможно, он замечательный руководитель.

Но де-факто за весь 2020 год в адрес НОП не поступило ни одной жалобы от представителей вуза.

За прошедшие месяцы 2021-го года таких жалоб всё больше - они стали еженедельными. Причём это не «кляузы», а очень искренние переживания за университет.

Мы абсолютно убеждены, что игра в ворота одного ведомства для СТАНКИН (альма-матер Мишустина и Чернышенко, на минуточку) - путь краха.

Надеемся, Алексей Вячеславович услышит свой коллектив и найдёт с ним общий язык и общий путь успеха.

Этого точно хотела бы Елена Катаева, ректор МГТУ СТАНКИН.

https://t.me/scienpolicy/13952
Telegram
Научно-образовательная политика
Регионы и отрасли

В безусловном фокусе внимания Минобрнауки России – обеспечение синергии при взаимодействии университетов, исследовательских центров и реального сектора экономики для реализации проектов полного инновационного цикла. Это видно и по механике реализации проектов НОЦ и по подходу к стимулированию научно-образовательной кооперации в целом.

Ключевым для обеспечения эффективной трансформации является поиск баланса между региональными и отраслевыми контекстами.

Наиболее сложная ситуация складывается в случае со «сквозными» направлениями, такими как приоритет «А» Стратегии научно-технологического развития, в котором объединено развитие по векторам машиностроения, роботизации и цифровизации, новых материалов и технологий. В том или ином виде оно фигурирует в программах развития большинства НОЦ, при этом в каждом из них формируются свои центры силы.

Верную стратегию в этом смысле выбрал МГТУ «СТАНКИН» - нишевый университет, отвечающий за инновационное развитие станкоинструментальной отрасли и цифровую…
источник
Научно-образовательная политика
Защитная кооперация Юга

ДГТУ вошел в состав совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по научной специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством».

Объединённый диссертационный совет создан на базе трех вузов: Донского государственного технического университета, Самарского государственного технического университета, Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Бесарион Месхи, ректор ДГТУ, специально для НОП:

«Создание диссертационных советов позволяет молодым ученым Юга России защищать диссертации, проводить исследования по таким важным направления, как региональная экономика, менеджмент, управление инновациями.

Именно на это был сделан акцент в подготовке документов для открытия диссертационного совета. ДГТУ в настоящий момент выбрал стратегию формирования консорциумов устойчивого развития в рамках научно-технологического и образовательного направления. Мы делаем ставку на кооперацию с научно-исследовательскими организациями и вузами-партнерами по Южному НОЦ.

Высшая аттестационная комиссия сейчас приветствует кооперации крупных вузов. Благодаря работе совета мы сможем подготовить кандидатов и докторов мирового уровня.

Защиты будут проходить поочередно во всех трех вузах. В состав ученого совета вошли доценты и профессора, которые имели публикации за последние пять лет в ВАК, Scopus, Web of Science. Председателем диссертационного совета стал директор Института экономики и управления КФУ, профессор Виктор Реутов».
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 May 05
Научно-образовательная политика
География: образование, наука, политика

На Всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов – новые возможности и перспективы» обсуждались вопросы взаимодействия Министерства обороны и Минобрнауки в области «производства» кадров, отбора и продвижения талантов (особенно в исследовательских и инженерных вопросах, рационального «использования» человеческого капитала.

Речь шла о форматах военной подготовки молодежи и сквозных траекториях, которые необходимо выстраивать – в том числе, касательно научно-исследовательских векторов: от центров «Авангард» и Юнармии до научных рот и военного технополиса ЭРА.

В рамках конференции произошло весьма знаковое политическое событие, тесно укорененное в научно-образовательных процессах. Русское географическое общество и Министерство науки и высшего образования России 30 апреля 2021 года заключили соглашение о сотрудничестве.

Соглашение предусматривает формирование и развитие условий для изучения географии России в высших учебных заведениях и научных организациях, повышение качества высшего географического и экологического образования. Кроме того, продолжится взаимодействие по расширению перечня обязательных вступительных испытаний при приёме на обучение профильных специалистов в области географии. Запланировано совместное проведение научно-исследовательских экспедиций и популяризация географии и смежных наук.

Напомним, что Сергей Шойгу является не только министром обороны, но и председателем РГО. Тем не менее, граница между этими двумя ипостасями весьма условна, если вообще присутствует.

Формально подписано достаточно дежурное соглашение между отраслевым ведомством и одной из общественных организаций. Однако, стоит копнуть глубже и обнаружится насыщенный политическими смыслами пласт.

Тема географии сама по себе очень активно представлена в политическом дискурсе. Создание НОЦ – особенно межрегиональных, строительство стержневых автомобильных и железных дорог – все это напрямую связано с географическим знанием.

Отдельно отметим Стратегию пространственного развития, которая предлагает иные подходы к районированию страны, формированию геостратегически значимых территорий и их развитию.

Тесно связана проблематика географии c изучением и освоением территории страны – в частности, ее Арктической зоны, а также с ее связанностью.

Неслучайно упомянуты и экологические вопросы – данная повестка является сейчас самой «горячей» в научно-технологическом измерении. И у Минобрнауки, и у РГО, и у Минобороны есть четко выраженное желание играть первые роли в данных процессах.

От классической географии можно и нужно переходить к географии ментальной – какой образ страны, региона, малой Родины присутствует в сознании россиян. Как эти картины влияют на общественное, экономическое и политическое поведение. Ответы на эти вопросы лежат в области географии в не меньше степени, чем в социологии. Отсюда один шаг до очень сложной проблемы национальной политики – включая политические (вспомним споры Ингушетии и Чечни) и экономические (конфликты вокруг разработки башкирских шиханов) аспекты.

Соглашение между РГО и Минобрнауки – это официальное подтверждение статуса министра Валерия Фалькова. Теперь он однозначно входит в высший эшелон научно-образовательных и общественных структур, среди которых особенно выделяются как раз РГО, РИО и РВИО.

Не раз звучавшие на конференции положительные характеристики сотрудничеству Минобрнауки и Минобороны также подчеркивают возросший политический вес Валерия Фалькова – диалог ведется на равных, а значит силовая корпорация признала и главу ведомства, и его весомый вклад в технологическое и кадровое обеспечение безопасности и суверенитета России.

Для развития географии во всех ее проявлениях важно взаимодействие не только между Минобрнауки и РГО, но активное включение в этот процесс научных институтов, университетов, экспертного сообщества, а также Российской академии наук.

Подробнее: https://www.rgo.ru/ru/article/minobrnauki-rossii-i-rgo-zaklyuchili-soglashenie-o-sotrudnichestve
источник
Научно-образовательная политика
Политех помнит

Студенты и сотрудники Петербургского Политеха вместе с представителями Комитета по науке и высшей школы Санкт-Петербурга (КНВШ) высадили за 3-м корпусом восемь саженцев красных дубов, привезенных из Холомков, из музея-усадьбы первого директора Политехнического института князя Андрея Гагарина. Акция посвящена Дню Победы. Каждый из восьми молодых дубов получит имя политехника – Героя Великой Отечественной войны. В ближайшее время здесь будут установлены таблички, напоминающие о том, чему посвящено это памятное место.

Политех присоединился к международной акции «Сад памяти», которая впервые была проведена в 2020 году и теперь проводится ежегодно.

Примечательно, что накануне празднования Дня Победы состоялась встреча Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и Министра обороны РФ Сергея Шойгу с ректорским сообществом в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов - новые возможности и перспективы». Встреча стала своеобразным напоминанием того, как важно сохранять мир и безопасность. При этом именно наука и образование являются теми бесценными направлениями, которые способствуют развитию государств сегодня и повышению их конкурентоспособности.

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН, для НОП: «Особое внимание во всех рассматриваемых вопросах совместного пленарного заседания было направлено на качественное развитие военного образования как на базе военно-учебных заведений Министерства обороны, так и военных учебных центров при гражданских вузах, уже существующих на данный момент  и вновь сформированных. По итогам научно-практической конференции будут определены пути решения задач, в том числе и по межвузовской военной подготовке. В Военном учебном центре Петербургского Политеха успешно и своевременно заканчивается обучение в этом семестре и продолжается подготовка к убытию на очередные учебные сборы в уже определенные и назначенные воинские части и подразделения Западного военного округа наших нынешних выпускников в конце июня этого года».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко @firstzam - руководитель с уникальным жизнелюбием и пониманием задач сферы образования - от дотошного вгрызания в проблемы первоклашек и их учителей до метауровня логики наццелей.

С днём рождения,ПервыйЗам!

https://t.me/bpshkola/10023
источник
Научно-образовательная политика
Парадоксы восприятия: россияне о науке

РАН решила выяснить, как россияне относятся к науке. Сегодня опубликованы основные выводы из опроса общественного мнения.

Пока что РАН находится в «цифровом переходе», потому на старом сайте Академии рассмотреть детали в размещенных картинках – дело крайне сложное, а значит, ориентироваться будем на те сведения, что вынесены в текст как основные.

Наука предстает как достаточно интересная сфера жизни – достижениями интересуется 2/3 от всех респондентов, причем среди людей с высшим образованием или старше 45 лет доля доходит до 3/4.

Хотя интерес оказывается совсем не связан с конкретикой – более 85% не смогли назвать кого-либо из живущих знаменитых российских ученых мирового уровня, а 42% уклонились от ответа на вопрос о крупных достижениях науки последних 10 лет.

Впрочем, на уровень доверия незнание деталей влияет не особенно сильно – 3/4 респондентов доверяют или скорее доверяют той информации, которую представляют российские ученые.

Работу ученого считают престижной и уважаемой (более половины опрошенных), хотя не прибыльной – высокооплачиваемой ее считают только 20%. С другой стороны, в сумме почти 60% безусловно или скорее всего хотели бы видеть своего ребенка ученым. Эта разница свидетельствует о том, что в сознании общества произошел перелом – в прошлом (первый вопрос) наука не ассоциировалась с большим заработком, но сейчас (в результате усилий государства) многие желали бы видеть будущее детей в сфере исследований и разработок. Что было бы невозможно, продолжай граждане считать труд ученого хоть и почетным, но низкооплачиваемым.

Об Академии наук те же возрастные группы осведомлены в 2 раза лучше, чем молодежь (18-34 года), но в целом среди всех респондентов почти 90% знают или что-то слышали о РАН. Судя по всему, громкие события вокруг реформы Академии и последних выборах его главы, пусть и в весьма спорном ключе, но повысили осведомленность общества о существовании и работе РАН.

Очень интересен блок вопросов о доверии. Всего доверяют РАН 65% респондентов, а безусловно – 38%. С другой стороны, ученым как таковым доверяет чуть больше – 3/4 опрошенных. Здесь стоит сделать важную ремарку. Формально РАН не является научным учреждением в строгом смысле слова – равно как и научные институты сейчас являются подведами Минобрнауки. Впрочем, общество не слишком разбирается в перипетиях оргуправленческих систем и потому за Академией в массовом сознании продолжает быть закреплен статус «рупора науки».

Контрастом с высоким уровнем заинтересованности (пусть и в основном – поверхностной) и доверия служит мнение о том, от чего, в первую очередь, зависит будущее России. Науку выделили лишь 5% респондентов, в то время как качество госуправления почти половина (47%).

Аналитики Академии сделали очень важный вывод – «в массовом сознании развитие науки и технологий является следствием, а не причиной благополучия государства».

Также они заключают, что высокий кредит доверия к ученым может быть использован для более активного донесения публичной позиции РАН и научного сообщества по наиболее актуальным социальным проблемам. При этом важно не только информировать о научных достижениях, но и показывать, как именно развитие науки влияет на различные сферы жизни российского общества.

Если говорить отстраненно, наука – это что-то хорошее, чему можно доверять, но в деталях знать необязательно. Именно потому в отношении и РАН, и науки можно говорить не только (а возможно, и не столько) о «кредите доверия», сколько о «кредите веры». Учитывая это, Академии стоит быть аккуратной в своих коммуникациях – например, население может легко поверить в то, что с наукой и ее финансированием (а такую позицию транслируют некоторые представители РАН) у нас все в стране совсем плохо.

Также стоит иметь в виду, что общество (к слову – и многие журналисты) не делают различий между официально позицией Академии и высказываниями отдельных ее членов.

Подробнее: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=5d258b54-7eb4-420f-b9a0-b36dafb0a941#content
источник
Научно-образовательная политика
Атомно-строительная кооперация: РОСТАТОМ укрепляет вузовский вектор

В рамках деловой программы Международного строительного чемпионата 21 апреля 2021 года учреждён Научно-технический совет Института инжиниринга и строительства объектов использования атомной энергии (ИИС ОИАЭ) Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ).

Институт был создан Госкорпорацией «Росатом» и НИУ МГСУ для развития кадрового и научного потенциала стройкомплекса атомной отрасли, углубления научно-технического сотрудничества высшей школы и предприятий Росатома. Отраслевым директором ИИС ОИАЭ и руководителем Научно-технического совета (НТС) был избран директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе Госкорпорации «Росатом» Геннадий Сахаров. 

Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, специально для НОП:

«В НИУ МГСУ на высоком научно-образовательном уровне реализуются программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, ориентированные на кадровое обеспечение атомной отрасли, проводятся соответствующие фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, Госкорпорация «Росатом» традиционно является одним из важнейших партнеров университета.

Вместе с тем, в конце 2020 года был, по существу, придан новый мощный импульс нашему сотрудничеству. В тот день была подписана Дорожная карта развития взаимодействия между нашими организациями, а месяц спустя Ученый совет НИУ МГСУ принял решение о создании Института инжиниринга и строительства объектов использования атомной энергии.

Мы рассматриваем созданный Институт как «единое окно» взаимодействия НИУ МГСУ с предприятиями атомной отрасли по следующему комплексу вопросов:
1. Проведение совместных научных исследований; управление стратегией инновационного развития строительного комплекса Госкорпорации «Росатом»
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников отраслевых предприятий Госкорпорации «Росатом»
3.Целевая подготовка специалистов для строительных организаций атомной отрасли; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
4. Развитие движения студенческих строительных отрядов.

Сейчас было принято решение об учреждении Научно-технического совета Института, мы утвердили персональный состав НТС, перечень секций НТС и их руководителей, рассмотрели перечни актуальных тематик НИР и НИОКР, инициированных в том числе организациями строительной отрасли. К работе НТС будут привлекаться ведущие специалисты и ученые в области строительных наук из различных организаций, в том числе члены-корреспонденты и академики Российской академии архитектуры и строительных наук.

Удалось также обсудить и вопросы образования. В частности, были утверждены перечни программ высшего и дополнительного профессионального образования, которые будут разрабатываться и актуализироваться в НИУ МГСУ в интересах Госкорпорации «Росатом». В целом, мероприятие прошло в исключительно конструктивном ключе, я хотел бы поблагодарить коллег за содержательный, благожелательно-требовательный и очень профессиональный подход».
источник
Научно-образовательная политика
Циркуляция мозгов: в России лучше (2/2)

О зарплатах
Ещё три года назад мы в Сколтехе могли привлечь к себе на работу любого талантливого учёного. Наши зарплаты были намного выше. Сейчас это уже не работает, потому что институты и академии наук подняли ставки, вернее, не ставки, а надбавки, там хитрая система.

Такие зарплаты [как у нас] хорошо работающий сотрудник любого хорошего института академии наук спокойно получает.

[Они] в Москве или вообще в России обеспечат вам качество жизни не хуже, чем на Западе. Интересный проект, интересная работа.

Надо развиваться дальше. Понимаете, надо было их поднять хотя бы до этого уровня. Будем дальше поднимать.

О циркуляции
Я считаю, что [возвращать наших ученых из-за рубежа] очень нужно, потому что Мюнхгаузен себя из болота вытащить не может. Если вы хотите поднять науку, то для этого вам нужно приглашать учёных извне. В замкнутой системе ничего хорошего не растёт. К счастью, у нас сейчас открытая система.

Если система работает только в одну сторону, отдавая мозги, рано или поздно в ней мозгов станет критически мало. Нам нужно придумать что-то, что бы привлекало массово людей в российскую науку. Возвращение уехавших идёт. Приезд иностранцев идёт.

Я бы очень хотел видеть какую-то национальную программу, какую-то активную, инициативную такую движуху по привлечению и возвращению.

О прорывах
Конечная цель [Сколтеха] — воспитать новое поколение учёных, новое поколение инженеров, которые бы смогли вывести российскую экономику на новый уровень, более инновационный уровень. Чтобы российская экономика питалась всё в большей и в большей степени высокими технологиями, чтобы экономика была более умной.

Главное — захотеть.

Я хочу. Мы хотим. Я думаю, что мы хотим. Но мы очень часто хотим вещи половинчато. Мы хотим, но мы тянем время, пропуская конкурентов вперёд. Мы хотим, но мы не готовы вкладываться. Или мы хотим, но мы хотим результат сегодня, здесь и сейчас, не понимая, что какие-то вещи требуют терпения. Если хотите — потерпите. Или не начинайте вообще.

О РАН и реформах
Российская академия наук — это мощная организация, которая производит большую часть российской науки. Система управления Российской академии наук, в общем-то, хромает на обе ноги. Можно сомневаться в том, как проходят выборы в академию наук, по каким принципам. Можно сомневаться в компетенции многих руководителей многих институтов, а многие являются выдающимися людьми. В общем, система достаточно архаична. В этой системе много выдающихся, даже гениальных людей, но система достаточно архаична, и, конечно, она требует существенного улучшения.

Для меня достаточно очевидно все эти годы, что руководство страны с академией наук фактически борется. И этой борьбой пытается вынудить академию наук к собственным внутренним реформам, поставив фактически перед выбором: либо вы сами меняетесь к лучшему, либо придёт хирург.

И, конечно, академия наук, как организация, отдающая, повторюсь, большую часть выхлопа российской науке, конечно, не заслужила такого отношения. А с другой стороны, академия наук, как организация, в которой средний уровень управления достаточно низкий и архаичный, заслужила такое.

Когда человек занимается тем, о чём вы сказали, сдаёт в аренду помещение института или земли и получает деньги, которые кладёт в карман, за такое, конечно, надо в тюрьму, если по-честному. Но это не претензия ко всей академии наук.

В каких-то отделениях выборы проходят достаточно чисто, а в каких-то превращаются в клановую такую… [историю].

О рейтинговых успехах
Наши университеты поднимаются в рейтингах, но гораздо медленнее. Россия тратит деньги на науку гораздо более гомеопатическими дозами. Ну и денег меньше, это понятно.

О выборе
Трудно сказать, но вряд ли [я бы согласился стать президентом РАН]. Это всё-таки расстрельная должность. На этой должности сгорел академик Фортов. Ему очень-очень много нервов попортили на этой должности. Я не хочу погрязнуть в бумажках.

Артём Оганов прочитает лекцию на Российском форуме «Молодёжь и наука». «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) – один из организаторов Форума.@scienpolicy) – один из организаторов Форума.
источник
Научно-образовательная политика
Циркуляция мозгов: в России лучше (1/2)

Антон Красовский в программе «Антонимы» поговорил с Артемом Огановым – о стимулах возвращаться, об изменениях в российской науке и о передовых исследованиях. Интервьюер известен своими острыми суждениями и каверзными вопросами, а потому предоставим слово Артему Оганову.

Дома лучше
Я достаточно быстро после своего отъезда из России для себя сформулировал принцип. Принцип такой: если при прочих равных выбор жить у себя дома и не у себя дома (вот я могу здесь заниматься передовой наукой и здесь, я могу и здесь иметь нормальный уровень жизни, и здесь), так вот выбирать нужно всегда свой дом.

Потому что только у себя в стране ты являешься гражданином первого сорта, наделённым всеми правами, и только у себя в стране ты не будешь испытывать культурного трения никогда и нигде, потому что эту культуру ты знаешь вдоль и поперёк.

Я не буду защищать Соединённые Штаты Америки с оружием в руках. [А Россию защищать] буду. Правда, от моего оружия толку мало, потому что я плохо стреляю, но всеми доступными способами буду защищать. Потому что это мой дом. Страна, где я сформировался.

Вы знаете, человек, который является профессионалом, переезжать в другую страну, включая свой собственный дом, по идеологическим причинам редко когда будет. Я люблю Россию, можете назвать меня патриотом.

Переехал я в Россию <…> потому что как профессионал я увидел, что здесь у меня есть возможности для самореализации. И учитывая, что это мой дом, отказаться я не мог.

Возрождение и возможности
В районе 2004 года я понял, что в России наука начинает подниматься. Начинают наши печатать научные книжки нормальные, научно-популярные журналы появились. Всё то, что гибло в 1990-е, добили или почти добили, вдруг начало подниматься. Появился бешеный интерес к науке, к популяризации науки.

Я мечтал посвящать своё время науке и работе с учениками. Вот в России у меня такая возможность появилась. И я вырос как учёный существенно здесь. Многие вещи, которые мне когда-то казались невозможными, мы сдвинули с места. Многие вещи ещё и в карьерном смысле получаются. Например, три года я был в президентском Совете по науке и образованию.

Это особенные ощущения, когда вы знаете, что можете изменить к лучшему науку во всей стране. В Америке никто вам такой возможности не даст, а здесь есть такая возможность. Сейчас мне предлагают много разных интересных возможностей и создание новых лабораторий, даже чуть ли не факультетов. Очень интересно. Там, конечно, ничего такого бы не было.

Об экспертизе
Первую заявку [на мегагрант], кстати говоря, отфутболили. Отзывы были настолько профессионально сделаны, что я стоя рукоплескал людям, которые убили мой проект. Такое случалось в моей жизни несколько раз. Я понял, что в России появилась объективная и, кстати, международная экспертиза. То, чего раньше не было. Раньше ведь решалось всё звонком. Теперь дядя Вася по телефону не решает.

О смене эпох
На смену малиновым пиджакам 1990-х пришли гламурные тётеньки. Тётеньки тоже куда-то делись. А сейчас я вижу: люди работают. Просто работают, просто живут, как и надо.

О молодежи
Сейчас ребята идут, которые хотят заниматься наукой. По крайней мере флагманские университеты. Там ребята мотивированны и очень талантливы.

Об образовании
У нас лучше образовательная система. Среднее образование, я думаю, хотя мне трудно сравнивать. Но вот высшее образование [у нас лучше], хотя, видимо, скоро это будет уже не так. Китай очень быстро прогрессирует. У наших студентов есть часто проблемы с мотивацией.

О сотрудничестве
По большому счёту, изолировать науку какой-либо страны невозможно, оставив её при этом полноценной.

Полный текст интервью: https://russian.rt.com/russia/article/857836-antonimy-krasovskii-oganov-nauka
источник
2021 May 06
Научно-образовательная политика
Крым министерский: сюжеты и проблемы

В эти дни министр науки и высшего образования Валерий Фальков проводит поездку по Крымскому полуострову. Цель визита – получить непосредственно с мест информацию о том, как проходит научно-образовательное и научно-технологическое развитие Республики Крым и города Севастополь.

В ходе рабочего визита в город Севастополь глава Минобрнауки России Валерий Фальков посетил Севастопольский госуниверситет, Институт биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН и Морской гидрофизический институт.

СевГУ является точкой концентрации научно-образовательной и инновационно-технологической жизни Севастополя – именно поэтому ректор университета Владимир Нечаев постарался максимально широко осветить спектр работ, которые ведутся в вузе. У Крыма есть ряд однозначных конкурентных преимуществ – это экология и климат, исследование морей, виноградарство и виноделие, археология. Однако, для того, чтобы побеждать в конкурентной борьбе консорциумов (в рамках создания НОЦ или в Приоритете-2030) необходима более широкая междисциплинарность. Именно поэтому в ходе визита в Севастополь Валерию Фалькову презентовали очень разные наработки – от буев и беспилотников до генетики винограда.

Аналогичная ситуация складывается и в Республике Крым. Точкой сборки по идее здесь должен выступать Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Однако, в реальности ситуация здесь тоньше и интереснее с научно-политической точки зрения. Во многих смыслах содержание научно-технологического прорыва концентрируется на пространстве Никитского ботанического сада. Неслучайно именно он был в центре визита Валерия Фалькова.

Одним из ключевых научных и научно-политические партнеров Никитского ботсада является Курчатовский иинститут. Совсемстно с ним ведутся генетические исследования для восстановления автохтонных сортов винограда. Совсем недавно в эфир как раз вышел именно этот выпуск «Картины мира», где Михаил Ковальчук беседовал с директором Никитского ботанического сада Юрием Плугатарем. В целом на полуострове очень высоко присутствие и влияние Курчатовского института – причем в достаточно широком спектре форм.

Фоном для визита Валерия Фалькова на полуостров является третий этап «гонки за НОЦ». Уже стартовал конкурс на определение последней (хотя здесь есть некоторые варианты) пятерки научно-образовательных центров мирового уровня. И с самого начала относительно Крыма и Севастополя существовал некоторый, пусть и не самый твердый, консенсус – если уж мы говорим о развитии регионов, то на Крымском полуострове НОЦ вроде бы должен быть. Эти разговоры еще более усилились, когда было объявлено, что при определении победителей будет особенно внимательно учитываться статус геостратегической территории согласно Стратегии пространственного развития. А Крым и Севастополь как раз таковым статусом обладают. Так, ректор СевГУ Владимир Нечаев акцентировал тезисы геостратегической научно-образовательной важности Севастополя на мартовском форуме НОП в Якутске (в СВФУ).

Однако, есть существенная проблема – полуостров один, а субъектов федерации здесь два. Понятно, что археология, санаторно-курортная тематика, АПК и виноградарство, морские исследования – это те темы, где уникальность Крыма не ставится под сомнение. Более того – тот же Михаил Ковальчук не раз фактически «благословлял» Крым на НОЦ. Но увы, до сей поры Республика Крым и город Севастополь так и не смогли создать единую заявку на научно-образовательный центр мирового уровня.

Именно эта разобщенность мешает и самим субъектам федерации, и их научно-образовательным и исследовательским организациям. Изучению этих противоречий и попытке отыскать соломоново решение, возможно, также посвящен визит министра в Крым.
источник