Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 30
Научно-образовательная политика
Инспекция механизмов

На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 прошла сессия «‎Изменение спроса на высшее образование и технологии подготовки»‎, в рамках которой специалисты из Высшей школы экономики, НИТУ МИСиС, World Bank и РАНХиГС представили свои доклады о различных составляющих образовательной системы.

Специалисты из НИТУ МИСиС подготовили анализ описаний способов работы в сложных условиях становления нового вида обучения - гибридного, которое, по мнению исследователей, в будущем станет неотъемлемой формой организации занятий. Гибрид в данном контексте представляет собой синхронное смешанное образование, которое, в отличие от уже устоявшегося синхронного или асинхронного смешанного обучения, подразумевает наличие части студентов в аудитории и части – онлайн.

Не самым очевидным фактором влияния на высшее образование смело можно назвать сокращение срока срочной службы и эффект от военной реформы, которая была проведена в 2007-2008 годах. В ряде работ, в которых анализируется влияние призыва на участие в образовании, установлено, что призыв на службу в армию сокращает спрос на образование, а отказ от призыва в армию его, соответственно, повышает. Исследователи из НИУ ВШЭ подводят не радужный итог: реформа оказала демотивирующий эффект на мужчин. Но снижение привлекательности высшего образования для армейцев может объясняться другими социально-экономическими процессами, которые происходили в этот период.

Отдельного внимания заслуживает проблема построения системы управления рисками для снижения административной нагрузки в контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании, которую поднимают эксперты из РАНХиГС. Исследования показываю, что дисциплина вуза в отношении исполнения обязательных требований может зависеть от множества его характеристик, таких как численность обучающихся, степень вовлеченности вуза в систему непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации, наличия научной деятельности в вузе, распределения доходов вуза между образовательной и научно-исследовательской деятельностью, а также источников финансирования деятельности вуза и распределения между ними. А при моделировании внедрения риск-ориентированного подхода по всем видам контроля исследователи отмечают положительные эффекты на нагрузку системы контрольно-надзорной деятельности.

Значительным пластом в современном образовании многих стран является репетиторство. В России последние несколько лет ведется дискуссия о том, как следует регулировать рынок репетиторства, учитывая его теневую специфику. По некоторым оценкам, теневой рынок репетиторства достигает 30 млрд. рублей. Уже некоторое время предпринимаются попытки урегулировать этот сегмент, но система не совершенна, практически не охватывает многие важные с образовательной и юридической точек зрения аспекты. Например, используемые в России механизмы никак не касаются вопросов лицензирования и сертификации репетиторской деятельности. Поэтому репетиторство имеет очень низкий порог входа: частным преподавателем в России может быть любой человек, предложивший свои услуги по любой из дисциплин. Не менее важно обозначить правовой статус репетитора - в действующем законодательстве понятие «‎репетитор» отсутствует. Реализация данных мер в России смогла бы существенно улучшить действующую систему регулирования рынка репетиторских услуг и позитивно повлиять на его качество.

Актуальные исследования, подготовленные специалистами, могут значительно повлиять на всю экосистему высшего образования, сделать ее максимально удобной и личностно-ориентированной, повысить качество знаний, получаемых у репетиторов и частных преподавателей. Образование не стоит на месте, а новые явления требуют свежих разработок и даже смелых взглядов.
источник
Научно-образовательная политика
Парадокс успешного

Помощник президента Андрей Фурсенко, выступая на саммите «Большие вызовы для общества, государства и науки», поставил очень серьезный вопрос об искажениях, которые возникают относительно темы эмиграции российских ученых:

«Когда мы говорим о том, что люди хотят куда-то уехать, то мы, как правило, говорим о том, что они состоялись. Мы говорим о тех, кто не просто состоялся, а оказался успешным. Но я знаю целый ряд примеров, когда люди, уехавшие в другие страны, они не состоялись. Вполне приличные люди. Жесткий американский капитализм имеет свои плюсы и минусы. Не каждый человек может состояться в этой жесткой атмосфере».

Андрей Фурсенко добавил, что эти ученые могли бы проявить себя в более комфортных условиях, задачей государства является предоставить им такую возможность.

Действительно, рассуждая в парадигме, что «мозги утекают за лучшей жизнью», мы попадаем в классическую ловушку «парадокса (или – системной ошибки) выжившего». Мы знаем достаточно много примеров, как российские ученые становились мировыми величинами после эмиграции. Также очевидны различия в оплате труда аспирантов и постдоков за границей и в России.

Однако, Андрей Фурсенко абсолютно прав в том, что на одну историю успеха наверняка найдутся десятки, а то и сотни совершенно иных сюжетов. Нигде не ведется статистика того, сколько эмигрантов из числа отечественных ученых вообще ушли из профессии. Причем по совершенно разным причинам.

Заметим, что сторонники массовой «утечки мозгов» также попадают в другую ловушку – ведь всегда проще рассуждать «по накатанной», нежели искать признаки смены тренда.

В действительности ситуация за последние 5-10 лет достаточно серьезно изменилась. Конечно, разрывы между оплатой труда ученых в России и за рубежом остались. Но они стали меньше. Больше внимания и средств уделяется поддержке молодых ученых – для них формируется полноценная система поддержки.

Много говорится о том, что ученые и их коллективы вынуждены конкурировать за гранты, а базового финансирования хватает далеко не на все. Это действительно так. Но конкурентность российской научной среды не идет ни в какое сравнение с жесткими условиями полностью «рыночной науки», где «сожрать» могут твои собственные коллеги.

В рассуждениях об «утечке мозгов» или «циркуляции умов» не стоит акцентировать внимание на звездах – те уже стали полноценными космполитами, способными руководить несколькими коллективами в разных странах. Стоит говорить о «типичном» ученом – ведь именно этот класс создает тот базовый уровень науки, на котором только и возможны полноценные прорывы.

Аналогичным образом стоит попытаться понять, кто же в наши дни уезжает из страны за лучшей исследовательской долей? Подобные исследования редки. Росстат не ведет учет именно по кагорте ученых, а индивидуальные наблюдения грешат искажениями. Считать любого выехавшего на сколь-нибудь длительный срок за рубеж эмигрантов – неверно, ведь многие возвращаются после стажировок или некоторого срока работы за границей.

Мы не можем с точностью сказать, сколько реально эмигрировавших отечественных исследователей сейчас сожалеют о сделанном выборе – да и сами они не факт что захотят рассказать об этом.

Но что мы можем знать точно – в России действительно улучшаются условия для занятий наукой. А в региональных центрах – в первую очередь, университетских – есть уникальные возможности для быстрого карьерного роста.

Осмелимся предположить, что при всех недостатках отечественной системы поддержки ученых, она все-таки дает большую стабильность на фоне «дикого капитализма» евро-атлантических моделей. И у России однозначно есть конкурентные преимущества – мы говорим не о целевой поддержке звезд, а как раз о массовой поддержке науки.

Эта проблема очень важна – ведь ошибки в рассуждениях приводят к неправильным решениям. Не стоит совершать «ошибку успешного эмигранта-ученого», то есть попадать в «парадокс выжившего».

См. также: https://nauka.tass.ru/nauka/11263387
источник
Научно-образовательная политика
Пищевая цепочка: диалог без границ

МГУПП вошел в ТОП 10 московских вузов по результатам международного рейтинга университетов «THE Impact Ranking 2021» и занял в нем 22 место среди российских университетов, улучшив позиции на 14 пунктов в сравнении с 2020 годом. В этом году университет вошёл в рейтинг по всем 17 целям устойчивого развития, определённых ООН.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП, специально для НОП:

«Резкий скачок показателей обусловлен постоянной и настойчивой работой всего коллектива, а также четким понимаем, для чего нам нужны эти результаты и в каком направлении мы развиваемся.

МГУПП продолжает придерживаться целей устойчивого развития и улучшать свои показатели в этой сфере. При этом огромное внимание мы уделяем развитию научных исследований, новым формам реализации образовательных программ, в том числе и международным. Это несомненная победа профессионалов университета: руководства, педагогов, научных сотрудников и, конечно, студентов.


Уже 19 мая у нас пройдет Глобальный продовольственный форум, который направлен на объединение усилий мирового сообщества для выявления и предотвращения внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, для выработки общих конструктивных решений по совершенствованию продовольственных систем, по достижению прогресса с использованием силы продовольствия, по всем 17 целям устойчивого развития ООН для устойчивого воспроизводства здоровой и полноценной жизни.

Глобальный продовольственный форум «Диалог без границ» проводится с 18 по 21 мая по согласованию с ФАО ООН.

9 мая на площадке МГУПП пройдет пленарное совещание «Драйверы устойчивого развития АПК: Диалог власти, бизнеса, образования и науки». Для нас это ключевая тема. Только объединив усилия, только выработав единые цели и прозрачные для всех участников диалога подходы к решению задач, мы можем не только определить пути развития агропромышленного комплекса страны, но и сформировать инструменты обеспечения демографической и социальной стабильности, и продовольственной безопасности России».
источник
Научно-образовательная политика
Референтная активность

Президент Российской академии наук Александр Сергеев создал Референтную группу РАН. Это междисциплинарный и консультативный орган Академии, который функционирует при ее президенте.

Основная цель – содействие в оперативной научно-консультативной и экспертно-аналитической поддержке принятия решений по поручениям президента РФ, правительства, иных органов и организаций, запросам президиума и (или) президента РАН.

Основными задачами являются участие в общественных обсуждениях, предоставления сопровождения и поддержке деятельности РАН, в том числе по вопросам: обсуждения и выработке предложений по научно-технической политике, обсуждения проектов нормативных актов, подготовки докладов и решений по сфере ответственности Академии, содействия популяризации науки и пр.

Состав Референтной группы формируется президентом РАН из членов и профессоров Академии. Свою деятельность РГ осуществляет по запросам и поручениям президента и (или) президиума РАН.

В данном решении очень много политической и оргуправленческой мотивации.

Первое, что обращает на себя внимание – Референтная группа создана именно при президенте Академии. Здесь четко видно стремление жестко замкнуть на себя некоторые важные процессы со стороны Александра Сергеева.

Отсюда – важное значение РГ для внутриакадемической политики. Она, судя по всему, будет служить органом прямого президентского наблюдения и контроля за многими процессами. Напомним, что состав Референтной группы будет формироваться лично президентом. И есть ощущение, что это будут целиком и полностью «люди Сергеева».

Также статус «при президенте» демонстрирует, что органы при Президиуме РАН не функционируют должным образом. В первую очередь, речь о Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований, превратившуюся в «рупор Диссернета» и постоянно втягивающую Академию в различные скандалы.

Второе – работа с позицией Академии. Александр Сергеев хорошо в курсе ситуации, которая сейчас сложилась и в журналистском сообществе, и в более широких массах – заявление любого члена РАН, тем более – ее Президиума, воспринимается и транслируется как мнение всей Академии, как ее официальная позиция. Именно перехватом информационных потоков, реагирования и координацией информационной работы будет заниматься Референтная группа. Стоит ожидать ее высокой коммуникационной активности. Да простят нам читатели каламбур, но «ждем РГ в Тг».

Третье – проактивность. Содержание цели и задач Группы позволяет констатировать – ее работа будет ориентирована на проактивное реагировать. Александр Сергеев четко понимает функциональный подход к работе органов власти (а к ним в целом относится и РАН) – поддержка и полномочия напрямую зависят от эффективности работы. Следовательно, нет смысла ждать, пока Академию спросят напрямую – нужно быстро и качественно выражать мнение РАН. И лишь тогда к нему будут прислушиваться. Причем делать это нужно оперативно, не замыкаясь в длительных процедурах формулирования позиции Президиума.

Четвертое – широта полномочий. Референтная группа может заниматься практически любыми сюжетами, входящими в полномочия РАН. Масштаб целей и задач позволит Группе выступать в качестве главного коммуникационного шлюза в работе с Комиссией по научно-технологическому развитию при Правительстве. Аналогичным образом именно РГ сможет выступать главным звеном во взаимодействии с Советом при Президенте по науке и образованию.

Практика покажет, насколько эффективной будет Референтная группа. Но уже по самому факту ее создания и наделенным полномочиям можно сделать вывод – РАН в лице ее Президента готова оперативно встроиться в новую конфигурацию научной политики и работать в соответствии с требуемыми скоростью и эффективностью.

Дополнительно к этому Группа – оправдывая свое название – должна будет стать центром компетенций и лучших практик в области взаимодействия РАН с внешним миром.

Текст распоряжения о создании Референтной группы.
источник
Научно-образовательная политика
На образовательной платформе «Наука.Территория героев» доступен новый инструмент профориентации для старшеклассников и студентов первых курсов - карьерный тест «Какой ты ученый?».

Проект разработан АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минобрнауки России при участии представителей научно-исследовательских организаций.

Цель теста - популяризировать профессию ученого и рассказать широкой аудитории о новых возможностях, которые созданы в университетах и научных институтах России, благодаря национальному проекту «Наука и университеты».

София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты», для НОП:

Этот тест мы запустили не для того, чтобы оценить компетенции или определить чей-то уровень знаний. Главная задача теста - рассказать человеку то, что он о себе еще не знает. «Открыть глаза» на науку, дать набор подсказок и ключей, которые позволят открыть нужную дверь и найти свое место в жизни. И даже если ты пока не планируешь связать свою судьбу с наукой, у тебя есть уникальная возможность примерить на себя образ современного ученого, узнать, кто ты и где можешь применить свои таланты и способности.

http://наука.национальныепроекты.рф/карьерныйтест/
источник
2021 May 01
Научно-образовательная политика
Университет, фабрика, кадры: успех Мордовии

Эффективность развития региона в наши дни зависит от множества причин, среди них одними из важнейших являются: наличие высококлассного университета, подготовка кадров, а также активность региональных властей. Все эти условия прорыва – научно-образовательного, кадрового, научно-технологического – сошлись в Мордовии. Ее по приглашению врио главы республики Артема Здунова посетил гендиректор WorldSkills Russia и одно из главных лиц в СПО Роберт Уразов.

Главные пункты программы территориально и идеологически были сконцентрированы на площадке Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Гости познакомились с работой Фабрики процессов , организованной в МГУ им. Н.П. Огарева, и провели встречу с представителями региональных предприятий по вопросам реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Специалисты Регионального центра компетенций объясняют, как действия сотрудников одного подразделения влияют на экономику компании в целом. Обучение и получение новых квалификаций доступно для предприятий - участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Гостям показали конкретные примеры тренингов, которые прошли уже более 700 специалистов предприятий республики.

Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарева, специально для НОП рассказал о значении «Фабрики процессов» для развития региона:

«Национальные проекты открывают новые возможности не только для реального сектора экономики, но и для учебных заведений. Конечно, главная целевая аудитория «Фабрики процессов» - сотрудники предприятий, которые сегодня участвуют в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Однако возможности данной образовательной площадки намного шире

Благодаря тому, что «Фабрика» размещается на базе Мордовского университета, мы можем вовлекать в ее деятельность студентов еще на этапе обучения. Уже сейчас огарёвцы узнают о методах и способах повышения организации и производительности труда на том же материале, на котором учатся управленцы и специалисты действующих производств. На предприятия республики наши выпускники придут подготовленными, с базовыми знаниями и практическими навыками, позволяющими обеспечить организацию бережливого производства».

Идея «Фабрики процессов» – это рационализация производства и переход к бережливому ведению деятельности. Данные идеи получили развитие в ходе совещания с участниками нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Роберт Уразов подчеркнул, что сама идея возрождения рационализаторства на предприятиях очень правильная: «Мы хотим стимулировать компании, чтобы таких людей носили на руках, чтобы их вклад в экономическую деятельность компании, в общее дело, оценивался, чтобы им нормально платили за то, что они приносят экономический результат».

«Фабрика процессов», как и другие образовательные и научно-технологические инициативы должны быть масштабированы в масштабах России. Такое мнение выразил Роберт Уразов по итогам визита.

У Мордовии очень светлые перспективы развития, а одним из фундаментальных факторов является наличие активного Мордовского госуниверситета. Напомним, что он уже стал значимым членом НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», а также активно формирует консорциум для участия в программе «Приоритет-2030».

Подробнее.
Telegram
Научно-образовательная политика
Фабрика процессов – оффлайн и онлайн

11 марта на базе Мордовского государственного университета им Н.П. Огарева открылась «Фабрика процессов» Республики Мордовия – учебная площадка, которая позволит на практике осваивать принципы и инструменты бережливого производства.

Это учебно-методическая площадка с имитацией производственных и офисных процессов. С одной стороны, она помогает понять, в чем суть «бережливого производства» и что нужно делать на рабочем месте, с другой стороны, показывает, как действия сотрудников предприятия влияют на экономику всей компании.

В церемонии открытия приняли участие Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности, науки и новых технологий РМ Александр Седов, ректор МГУ им. Н.П. Огарева Сергей Вдовин, директор Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия Юрий Левашкин, Заместитель министра социальной защиты, труда и занятости населения РМ Алексей Сальников, директор Фонда развития промышленности РМ Алексей Кудашкин и руководитель Регионального центра компетенций…
источник
Научно-образовательная политика
Битва за НОЦ: третий сезон (1/2)

Стартовал отбор последних (на данный момент) пяти научно-образовательных центров для получения статуса «мирового уровня» и поддержки в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, подчеркнул, что первая пятерка НОЦ справляется хорошо, а со второй пока что нечего спрашивать – свой статус они приобрели совсем недавно.

Одновременно с этим запускается механизм ротации научно-образовательных центров. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что каждый год будет меняться состав НОЦ мирового уровня – отстающие покинут этот пул, а их место займут наиболее достойные и активные кандидаты.

Научно-образовательные центры мирового уровня созданы для развития регионов – еще в момент отбора второй пятерки было объявлено, что будет приниматься во внимание геостратегический статус тех или иных субъектов, которые участвуют в проекте НОЦ. В рамках этой логики был запущен арктический центр: НОЦ «Российская Арктика» на без архангельского САФУ. С другой стороны, в рамках программы центров речь явно идет не только о стратегических территориях, но и ключевых отраслях экономики – в частности, в прямом сопряжении с ОПК статус мирового уровня получила НОЦ «ТулаТЕХ» Тульской области, где недавно также запущена «технологическая долина».

Можно порассуждать о претендентах и фаворитов последнего третьего этапа «гонки за НОЦ». При этом стоит иметь в виду возможность расширения количества центров (о чем регулярно слышны оговорки от многих высших администраторов научной политики), а также фактора геостратегичности территорий.

Дальний Восток
Поручения президента и председателя-правительства прямо предусматривают создание отдельного НОЦ в геостратегическом Приморье. Единственный и самый логичный кандидат для «сборки» центра – это Дальневосточный федеральный университет. Он активно формирует уникальную научно-образовательно-технологическую экосистему на острове Русский, а также демонстрирует успехи в международной деятельности, представляя собой форпост российской «мягкой силы» в АТР.

Уже создан ИНТЦ («технологическая долина»), которая является комплиментарной как к функционированию экосистемы инжинирринговых центров высокотехнологичных компаний и госкорпораций, а также самое модели НОЦ. Именно на острове Русский разместится синхротрон РИФ, ориентированный в большей степени на решение практических и прикладных задач.

Красноярский край
И региональные власти, и Сибирский федеральный университет уже давно претендуют на НОЦ мирового уровня. Сейчас проведена некоторая корректировка ключевых направлений центра – он станет эколого-климатическим. Это прекрасно вписывается в аналогичную повестку, которая активно развивается на самых разных площадках. Более того – в подобном центре заинтересован не только регион или вуз, но и более широкий спектр игроков – в частности, РАН и Минэкономразвития. Также не стоит забывать, что проект активно поддерживает замминистра финансов Михаил Котюков.
источник
Научно-образовательная политика
Битва за НОЦ: третий сезон (2/2)

Якутия
Формально в поручении президента речь идет об одном НОЦ в Арктической зоне РФ. Однако, стоит помнить об уникальности заявки межрегионального НОЦ «Север – территория устойчивого развития» во главе с якутским Северо-восточным федеральным университетом. По составу участников он гибридный – и арктический, и дальневосточный. А его уникальные в мировом масштабе компетенции также могут позволить России надежно закрепиться на передовых рубежах мировой науки. Стимулом к развитию этого проекта также послужил недавний визит в Якутию президента РАН Александра Сергеева, а также проведение форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России». Очков якутской заявке добавляет межрегиональный состав участвующих регионов: сама Республика Саха, Камчатка, Чукотка и Магаданская область.

Татарстан
Республика Татарстан и университет «Иннополис» сконцентрировали у себя уникальный набор компетенций в области цифрового развития – исследовательских, научных, инженерно-технологических. Это значительно увеличивает шансы НОЦ «Циркулярная экономика».

Новосибирская область
Традиционно всегда в числе претендентов упоминается «третья научная столица» России – Новосибирск. Он опирается на всю мощь Сибирского отделения РАН и серьезные связи с «поясом внедрения». Впрочем, Новосибирск может стать жертвой собственной «особости» - ведь уже разработан и внедряется программа «Академгородок 2.0», а также создается синхротрон СКИФ.

Томская область
У «третьей студенческой столицы» России очень много конкурентных преимуществ. Помимо мощи ведущих университетов – ТГУ, ТПУ, ТУСУР, ТИУ, СибГМУ – это запуск и эффективная работа Консорциума научно-образовательных и научных организаций области, а также «Большого университета». Так что здесь идеи консорциумных взаимодействий науки-образования-бизнеса-власти, которые составляют идеологический заряд НОЦ, уже реализован, причем значительно глубже.

Другие претенденты
Напомним, что НОЦ не предполагают возможность создания в агломерациях Москвы и Санкт-Перербурга. Однако, дополнительные шансы есть у соседних с ними регионах – достаточно сильны позиции Псковской и Новгородской области.

Известно, что серьёзные планы есть у Тамбовской области, где губернатор Александр Никитин всерьёз развивает и поддерживает науку.

Пока что без НОЦ остаются геостратегически значимые Северный Кавказ, Крым с Севастополем, юг России, Каспий.

На Северном Кавказе уже запущен профильный НОЦ по проблематике безопасности, Юг России претендует на «аграрный НОЦ» (соперничая здесь с Новосибирском), Крым с Севастополем хотят сосредоточиться на морских исследованиях, археологиях, сельском хозяйстве, но пока не могут сформировать единую заявку.

Всегда стоит помнить о Сириусе - НОЦ вполне органично дополнит инфраструктуру федеральной территории вместе с университетом и ИНТЦ.

Очень интересен проект Астраханской области НОЦ «Каспий» с точкой сборки в Астраханском госуниверситете. Значимость региона сложно преувеличить, при этом он получает сравнительно мало поддержки, если сравнивать, например, с Северным Кавказом или Крымом.

Постоянно в числе кандидатов фигурирует Калининградская область – и в связи со своим геостратегическим (эксклавным) статусом, и в результате развития Балтийского федерального университета.

Итог
Третий «сезон» «битвы за НОЦ» будет жарким. Однако теперь ясно – работу нужно будет продолжать при любых исходах. Пятнадцать отобранных центров должны будут демонстрировать хорошие результаты, а у претендентов всегда будет шанс войти в эту группу лидеров, заменив отстающих.
источник
Научно-образовательная политика
Медицинская цифровая весна - 2021

В Сеченовском университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская весна», в которой приняли участие студенты медицинских вузов и факультетов.

Конференция прошла уже в пятый раз, однако этот год стал особенным: впервые активно обсуждалась тема цифровой трансформации медицины.

Именно этому были посвящены и приветственные слова участникам-студентам, и пленарная сессия.

«Нам нужно находить площадки, на которых мы будем совместно общаться и понимать друг друга, потому что язык врача, язык инженера, язык айтишника – это своеобразные языки, и люди должны погрузиться в эту тематику, чтобы понимать друг друга и потом эффективно взаимодействовать, рождая что-то новое, – подчеркнул проректор по научно-исследовательской работе Сеченовского университета Д.В. Бутнару. – Мир движется вперед. Развиваются искусственный интеллект и персонализированная медицина, носимые устройства, роботические технологии… Всё это требует того, чтобы врач, айтишник, инженер, математик, физик, материаловед, биолог, химик объединялись на одной площадке и создавали группы, которые могли бы генерить новые идеи, решения и технологии».  

На пленарной сессии доклад «Цифровая трансформация: вызовы и перспективы» представил Директор Института системного программирования, академик Арутюн Аветисян. Он отметил:

«Без цифровых технологий никакая современная наука развиваться не может – в том числе, медицина.

С этого года мы ведём совместный проект с Сеченовским университетом по созданию Научного центра мирового уровня, и в ближайшие несколько лет мы будем активно вовлекаться в медицину.

Вы, студенты-медики, тоже можете совместно создавать творческие коллективы. А мы готовы подключить к этой работе студентов из МГУ, Физтеха и других вузов, потому что междисциплинарность – это сейчас самое основное».  


Идея вовлечения студентов-медиков в междисциплинарную деятельность уже обрела практическое воплощение. Во время конференции Сеченовский университет и ИСП РАН договорились провести конкурс исследовательских проектов «IT-технологии в медицине» – специально для студентов и аспирантов университета.

Видео-запись пленарной сессии: https://youtu.be/QLnkAF0HYNg?t=691
источник
Научно-образовательная политика
Наши партнёры ВК на днях выпустили иссследование про дистанционное обучение.

На вопросы ответили более 1 600 респондентов в возрасте от 14 до 22 лет.

- Девушки чаще сталкиваются с проблемой потери мотивации на дистанционном обучении, чем молодные люди: 39% против 33%
- Москвичи жалуются на плохую связь во время обучения больше, чем жители Санкт-Петербурга: 29% против 24%
- Самым первым мотиватаром для учёбы у детей яляется хорошая заработная плата в будущем. Так ответили 34% опрошенных. При этом в Санкт-Петербурге это самый сильный мотиватор (43%), в то время как в регионах, так ответили всего 34%.
- Девушек поступление в хороший вуз мотивирует гораздо больше, чем парней: 35% против 22%.

Владимир Алёшин, Директор Департамента образовательных инициатив ВКонтакте, для НОП:

Сейчас мы исследуем аудитории ВКонтакте с точки зрения того, что их волнует в онлайн-образовании. В пул опрашиваемых попадают учащиеся, родители, люди нацеленные на саморазвитие и самообразование, а так же репетиторы, онлайн-школы, крупный образовательный бизнес, которые строят образовательный процесс и продвигаются ВКонтакте.

Нам важно сделать эти процессы бесшовными и эффективными. Как показывают результаты, образователям не хватает удобных, бесплатных и русифицированных инструментов. Учащимся необходимо помогать в вопросах мотивации.


Подробнее https://m.vk.com/press/sitepage-1001936057_41668850
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

В этом году мероприятие проходит в рамках проведения Года науки и технологий и празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Поэтому специально для Студенческой весны разработана научно-образовательная программа Весна открытий: наука, технологии, искусство...
Также на площадке фестиваля будет организован Российский Форум молодых ученых «Молодежь и Наука».на площадке фестиваля будет организован Российский Форум молодых ученых «Молодежь и Наука».

Среди спикеров Форума:Среди спикеров Форума:

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель  Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).

МИА РОССИЯ СЕГОДНЯ
https://ria.ru/20210428/forum-1730336349.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Портал НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/rossiyskiy-forum-molodezh-i-nauka-otkroetsya-v-nizhnem-novgorode-15-maya
ТАСС
https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/obschestvo/11217407
Сайт Минобонауки РФ
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=32913
Сайт Минобрнауки Нижегородской области
https://minobr.government-nnov.ru/?id=257673

Программа форума и регистрация участников до 13 мая:Программа форума и регистрация участников до 13 мая:

https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
источник
2021 May 02
Научно-образовательная политика
Удивительные неизвестные люди в ночь Воскресения Христова предприняли бот-атаку на НОП.

Нам такого счастья не надо.
Чистим иранских ботов всей редакцией.

Христос Воскресе!
источник
Научно-образовательная политика
Руководителям пресс-служб, PR и GR вузов

Нина Ванина, начальник управления по связям с общественностью Самарского государственного медицинского университета, для НОП:

Есть небезосновательное мнение, что медицинские вузы самые консервативные в академической среде. СамГМУ в их числе. Однако мы понимаем: в условиях конкуренции за каждого абитуриента и пациента, необходимо меняться. Ректор поддерживает и своим примером показывает необходимость и важность информационной открытости: Александр Колсанов общается с подписчиками в Facebook и поддерживает наши идеи по продвижению университета.

СамГМУ стремительно оцифровывает все процессы: от документооборота до дистанционных форматов обучения там, где это возможно. Меняясь, необходимо говорить об этом со своей целевой аудиторией. А она широка: абитуриенты и их родители, студенты, ординаторы и аспиранты, настоящие и потенциальные сотрудники, партнеры, органы власти, институты развития. Мы ищем для коммуникации с каждой из них свои каналы, пробуем новое. Выйти на площадку, которую запрещает Роскомнадзор, с университетским каналом пару лет назад казалось бредовой затеей. Сейчас, когда споры на счет легальности Telegram стихли, нельзя упускать возможность оперативной коммуникации.

Соцсети давно стали одним из основных способов получения обратной связи. Мы не боимся негатива, наоборот, готовы услышать конструктивную критику, помочь в решении проблемы, где требуется помощь команды PR-управления.

t.me/samsmu
источник
2021 May 03
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Университеты и возможности

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей».  

Первый блок поручений касается озвученной на заседании идеи давать в упрощенном порядке вид на жительство и гражданство финалистам и победителям «Лидеров России». Президент пошел дальше и поручил Правительству разработать механизмы выдачи ВНЖ в упрощенном порядке победителям и финалистам всех конкурсов РСВ из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как выдавать гражданство победителям подобных состязаний поручено разобраться Администрации Президента, МВД и МИД.

Оба решения должны позволить привлекать и удерживать в России талантливых людей – в каком-то смысле это переосмысленное «инвестиционное гражданство», только в разрезе человеческого капитала. Причем содержание инвестиций человека – он сам, с его талантами и навыками.

Продолжает расширяться спектр общероссийский акций, особенно связанных с Днем Победы – министру просвещения Сергею Кравцову и губернаторам поручено обеспечить участие школ в «Саду памяти».

Важность медийного продвижения четко укоренилась в сознании Владимира Путина – потому совсем не забытой оказалась его инициатива по поводу конкурса «Учитель года». Минпросвещению и РСВ поручено разработать и представить новую концепцию конкурса, «предусмотрев в том числе, что этот конкурс проводится в течение всего года и широко освещается в средствах массовой информации».

Подобный проект сможет однозначно еще больше повысить имидж учителя, а также дополнительно стимулирует интерес к этой карьерной траектории среди молодежи. Не менее важен функционал «банка компетенций», которые будут демонстрировать участники.

Логика подсказывает, что на ведущие каналы конкурсу пробиться вряд ли удастся, но и комбинация «Культуры» и «России-24» может дать очень хорошие результаты.

Значительное количество поручений связаны с университетами. Продвигается внедрение сетевых образовательных технологий – Министерству науки и высшего образования поручено представить план мероприятий и обеспечить его реализацию. В итоге должен быть отработан механизм освоения образовательных программ в сетевой форме.

Искусственный интеллект все более наращивает свою значимость в качестве сквозной технологии и точки сопряжения науки, бизнеса и образования. Президент поручил Минобрнауки с участием заинтересованных организаций из «Альянса в сфере искусственного интеллекта» расширить набор ведущих организаций в этой области, участвующих в подготовке профильных кадров.

Продолжает развиваться и усиливаться взаимодействие президентской платформы «Россия – страна возможностей» с университетами и Минобрнауки в целом. В развитие идеологии «Центров компетенций» президент поручил АНО РСВ и Минобрнауки провести в ближайшие два учебных года пилотный проект по оценке универсальных управленческих компетенций студентам, а также представить предложения – стоит ли включать эти сведения в диплом и если да, то как.

Напомним, официальный запуск этого механизма состоялся на форуме «На одной волне с университетами», который состоялся в Сочи в середине апреля.

По содержанию поручений видно – президентская платформа «Россия – страна возможностей» во главе с Алексеем Комиссаровым все более глубоко интегрируется в образовательную сферу. Здесь стоит отметить качественное взаимодействие с Минобрнауки и его главой Валерием Фальковым. В принципе, социальные лифты в основном рассчитаны на молодежь, а студенты являют собой самую энергичную ее часть.

Полный перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/65481
источник
Научно-образовательная политика
Церковь – выбор и выборы

Пасха по своему духовному значению для христиан неизмеримо выше всех возможных мирских забот и страстей. Вместе с тем верующие, прихожане и сами священнослужители глубоко погружены в тот профанный контекст, которые влияет на их жизнь не менее, чем традиционный цикл православного года. И это мирское измерение сейчас всерьез насыщено предвыборными и трансферными процессами.

Первого мая, на Первом канале в традиционном «Слове пастыря» была показана запись проповеди, произнесенной Патриархом Кириллом в Вербное воскресенье.

Слушая его, сложно отделаться от мысли, что мы имеем дело с общественно-политическим выступлением, сдобренным православной риторикой, нежели чем с проповедью священника. Патриарх Кирилл говорил о смыслах предпасхальных событий. Он акцентировал внимание на том, что чудеса Христа продемонстрировали Израилю – появился некто, кто может исполнить их «политическую (sic!) мечту», то есть освободиться от владычества римлян. А израильтяне видели в этой «внешней оккупации» (sic!) надругательство над их верой и святынями.

Ключевая идея Патриарха Кирилла крайне примечательна именно в этот предвыборно-трансферный год: он поступательно проводит мысль об отделении Веры от Политики. Христос в его словах отказывается от всех знаков лица, обладающего властью, а изгоняя торговцев из храма, подчеркивает – что он мессия духа, но не этно-религиозного освободительного движения.

Основной темой проповеди Патриарха стал «соблазн власти». Критика обрушилась на Западную Европу, где происходила борьба двух властей – религиозной и государственной. Глава РПЦ настаивает на том, что это два совершенных разных типа власти, которые не могут и не должны соперничать друг с другом.

А далее Патриарх Кирилл вызвал в памяти самое сложное и неоднозначное общественно-политическое событие новейшей истории России – октябрь 1993 года. Тогда, по его словам, к нему пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. Он нашел только одни слова: вся история церкви свидетельствует о том, что если церковь получает политическую власть, она становится участником политической борьбы. «А значит, Церковь, борясь за власть, становится фактором разделения народа, – акцентировал Патриарх. – Церковь никогда не должна отождествлять себя ни с одной человеческой силой».

Глава РПЦ призывает ко смирению: «Я имею в виду всех. И церковную власть, и светскую власть. И духовенство, и мирян. И всяких начальников — больших и малых. Исполнение начальственных функций, которые требуют в том числе иногда ограничения свободы других, не может сопровождаться личной гордыней и превозношением, тогда власть становится тиранией».

Патриарх Кирилл делает ударение на духовном объединении народа, на функционале церкви как нейтральной и универсальной площадки для всех противоборствующих сил. Он делает ставу на универсализм – и тут четко видны претензии на значение его предшественника Алексия II, который во многих смыслах стал гарантов первого Большого Трансфера в современной истории страны.

На этом фоне продолжает развиваться и усиливаться союз Дивеево и Пскова. Дополнительный стимул был совершен 24 апреля, когда вице-премьер Дмитрий Чернышенко и губернатор Нижегороской области Глеб Никитин заложили капсулу с закладной грамотой в основание строящегося Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского духовно-просветительского центра имени преподобного Серафима Саровского. Взаимодействие на пересечении Атома и Веры становится все более насыщенным – напомним, что формируется паломническо-туристический кластер «Арзамас – Дивеево – Саров», который патронируется Росатомом. В духовном, идеологическом и политическом ключе идет тесное взаимодействие с митрополитом Тихоном (Шевкуновым).

Запрос на универсальную роль РПЦ действительно есть, но идея отделения церкви от государства сейчас однозначно не находится в фаворе. Скорее востребована общественно-культурная активность – не менее консенсусно- универсальная по месседжу, но достаточно интегрированная с внутренней политикой и реализацией философии президента России.
источник
Научно-образовательная политика
https://t.me/scienpolicy/16834

Ну почему же "мы имеем дело с общественно-политическим выступлением, сдобренным православной риторикой, нежели чем с проповедью священника"?

Жанр проповеди ведь не ограничивается только лишь рассуждениями о личной духовной жизни слушающих... сравните с некоторыми из гомилий святителя Иоанна Златоуста.

Собственно из Вашего же изложения следует, что проповедь Святейшего была не общественно-политическим выступлением, а, наоборот, напоминанием о внеполитическом измерении Церкви, а также о том, что главное для любого человека, относящего себя к Церкви, — это и в личной, и в общественной, и в политической жизни "иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего".
Telegram
Научно-образовательная политика
Церковь – выбор и выборы

Пасха по своему духовному значению для христиан неизмеримо выше всех возможных мирских забот и страстей. Вместе с тем верующие, прихожане и сами священнослужители глубоко погружены в тот профанный контекст, которые влияет на их жизнь не менее, чем традиционный цикл православного года. И это мирское измерение сейчас всерьез насыщено предвыборными и трансферными процессами.

Первого мая, на Первом канале в традиционном «Слове пастыря» была показана запись проповеди, произнесенной Патриархом Кириллом в Вербное воскресенье.

Слушая его, сложно отделаться от мысли, что мы имеем дело с общественно-политическим выступлением, сдобренным православной риторикой, нежели чем с проповедью священника. Патриарх Кирилл говорил о смыслах предпасхальных событий. Он акцентировал внимание на том, что чудеса Христа продемонстрировали Израилю – появился некто, кто может исполнить их «политическую (sic!) мечту», то есть освободиться от владычества римлян. А израильтяне видели в этой «внешней оккупации» (sic!)…
источник
2021 May 04
Научно-образовательная политика
WORKing CODE!

Дальневосточный федеральный университет проводит CODE WORK CHALLENGE 2021. 28 апреля стартовала регистрация на первый сетевой турнир по спортивному программированию среди студентов. Сами соревнования состоятся 16 мая в очном формате на базе шести вузов Дальнего Востока, Сибири и Урала.

Свои силы могут попробовать как новички в программировании, так и более опытные учащиеся. Правила составлены на основе крупнейшего международного чемпионата по спортивному программированию 1/8 ICPC в Северной Евразии. В течение 5 часов команды без использования интернета и вспомогательных средств будут решать предложенные задачи на платформе Яндекс.Контест.

Турнир по спортивному программированию является примером того, как ДВФУ укрепляет свои позиции в области IT-образования. Университет формирует на острове Русский уникальную среду, где студенты еще в процессе обучения имеют возможность оттачивать навыки на чемпионатах, соревнованиях и хакатонах различного уровня, а также стажироваться в крупных технологических и IT-компаниях страны, работая над реальными проектами в области «больших данных», искусственного интеллекта, информационной безопасности, виртуальной и дополненной реальности.

Виктор Науменко, руководитель Дирекции развития университетской среды ДВФУ, организатор турнира, для НОП:

«Наш университет становится настоящим центром притяжения для будущих IT-специалистов, развития их профессиональных навыков и компетенций. Сеть “Точек кипения” из других городов России активно подключилась к проведению турнира, поэтому мы рассчитываем на продолжение партнерства. Планируем сделать турнир ежегодным событием и в дальнейшем расширить список регионов в рамках сетевого сотрудничества».

Регистрация: https://leader-id.ru/events/201636
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Настоящий рейтинг ректоров. ТОП-40

Для оценки медиаактивности руководителей российских вузов мы использовали систему мониторинга "Медиалогия".
Исследуемый период: апрель 2021 года.

В рейтинг медиаактивности руководителей российских вузов за апрель точечно вошли не только ректоры, т.к. некоторые представители вузов для СМИ сыграли роль тематических ньюсмейкеров больше, чем первые лица (например, в СТАНКИН, где участник рейтинга Андрей Пинчук еще в январе ушёл с должности проректора).

Лидер рейтинга по МедиаИндексу - ректор РХТУ Александр Мажуга. Его решение участвовать в осенних выборах в Государственную Думу не прошло без особого внимания СМИ и соцсетей.

Высокие позиции Дмитрия Ливанова (МФТИ) обусловлены неувядающим интересом к первым новым шагам "министра-ректора".

Нахождение в рейтинге еще одного "министра-ректора", президента РУДН Владимира Филиппова связано с прошедшим юбилеем и большим вниманием к этому факту СМИ и руководителей научно-образовательной сферы.

Традиционно в топ-10 Владимир Мау и Ярослав Кузьминов.
В РАНХиГС в апреле была масса ярких событий, из которых главное - очень успешное заседание Набсовета во главе с Антоном Вайно.

В Вышке, в свою очередь, прошла знаменитая Апрельская конференция, а также в СМИ был опубликован ряд статей Ярослава Кузьминова, позитивно оцененных сообществом (например, недавняя статья про аспирантуру в Ъ).

Оба рейтинга показывают системную работу со СМИ/соцсетями команд ряда ректоров, что радует. Это СФУ, МИРЭА, РЭУ им.Плеханова, ТюмГУ, ДГТУ, МИСиС, РГСУ, Питерский политех.

Высокая позиция в рейтинге ректора Кузбасского регионального института развития профессионального образования Амана Тулеева обусловлена постоянно высоким уровнем количества публикаций (в основном от СМИ в Кемерово), обычно начинающихся с "бывший губернатор Кузбасса").

В свою очередь, который месяц в числе лидеров рейтинга Николай Цискаридзе, но более половины инфоповодов с его упоминанием - светского характера.
источник