
На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 прошла сессия «Изменение спроса на высшее образование и технологии подготовки», в рамках которой специалисты из Высшей школы экономики, НИТУ МИСиС, World Bank и РАНХиГС представили свои доклады о различных составляющих образовательной системы.
Специалисты из НИТУ МИСиС подготовили анализ описаний способов работы в сложных условиях становления нового вида обучения - гибридного, которое, по мнению исследователей, в будущем станет неотъемлемой формой организации занятий. Гибрид в данном контексте представляет собой синхронное смешанное образование, которое, в отличие от уже устоявшегося синхронного или асинхронного смешанного обучения, подразумевает наличие части студентов в аудитории и части – онлайн.
Не самым очевидным фактором влияния на высшее образование смело можно назвать сокращение срока срочной службы и эффект от военной реформы, которая была проведена в 2007-2008 годах. В ряде работ, в которых анализируется влияние призыва на участие в образовании, установлено, что призыв на службу в армию сокращает спрос на образование, а отказ от призыва в армию его, соответственно, повышает. Исследователи из НИУ ВШЭ подводят не радужный итог: реформа оказала демотивирующий эффект на мужчин. Но снижение привлекательности высшего образования для армейцев может объясняться другими социально-экономическими процессами, которые происходили в этот период.
Отдельного внимания заслуживает проблема построения системы управления рисками для снижения административной нагрузки в контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании, которую поднимают эксперты из РАНХиГС. Исследования показываю, что дисциплина вуза в отношении исполнения обязательных требований может зависеть от множества его характеристик, таких как численность обучающихся, степень вовлеченности вуза в систему непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации, наличия научной деятельности в вузе, распределения доходов вуза между образовательной и научно-исследовательской деятельностью, а также источников финансирования деятельности вуза и распределения между ними. А при моделировании внедрения риск-ориентированного подхода по всем видам контроля исследователи отмечают положительные эффекты на нагрузку системы контрольно-надзорной деятельности.
Значительным пластом в современном образовании многих стран является репетиторство. В России последние несколько лет ведется дискуссия о том, как следует регулировать рынок репетиторства, учитывая его теневую специфику. По некоторым оценкам, теневой рынок репетиторства достигает 30 млрд. рублей. Уже некоторое время предпринимаются попытки урегулировать этот сегмент, но система не совершенна, практически не охватывает многие важные с образовательной и юридической точек зрения аспекты. Например, используемые в России механизмы никак не касаются вопросов лицензирования и сертификации репетиторской деятельности. Поэтому репетиторство имеет очень низкий порог входа: частным преподавателем в России может быть любой человек, предложивший свои услуги по любой из дисциплин. Не менее важно обозначить правовой статус репетитора - в действующем законодательстве понятие «репетитор» отсутствует. Реализация данных мер в России смогла бы существенно улучшить действующую систему регулирования рынка репетиторских услуг и позитивно повлиять на его качество.
Актуальные исследования, подготовленные специалистами, могут значительно повлиять на всю экосистему высшего образования, сделать ее максимально удобной и личностно-ориентированной, повысить качество знаний, получаемых у репетиторов и частных преподавателей. Образование не стоит на месте, а новые явления требуют свежих разработок и даже смелых взглядов.