Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 28
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НТУ «Сириус» – образовательная инаугурация

В научно-технологическом университете «Сириус» вчера стартовал третий ежегодный саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».

Это первое столь массовое (хотя и далеко не первое значимое) мероприятие, проводимое на федеральной территории «Сириус». Оно демонстрирует, что это будет полноценный регион талантливой молодежи.

Отдельно отметим, что саммите участвуют не только ученые, но и инженеры. Вообще инженеры давно находятся в фокусе внимания высших уровней координации научно-образовательной и научно-технологической политики. Преодолеть «долину смерти» между исследованиями и производством – то есть на деле осуществить «технологический трансфер» – может только полноценный союз ученых, инженеров и технологических предпринимателей (как вариант – инновационного бизнеса).

На фоне создания единой сквозной системы поддержки молодых ученых продолжает оставаться острой проблема интеграции аналогичных мер, ориентированных на инженеров. Дополнительные сложности создают «родовые травмы» «майских указов» - инженерно-технический персонал не подпадает под действие указаний о повышении зарплаты.

С нуля не получится вырастить целый класс «коммуникаторов» и «брокеров», способных замыкать инновационный цикл именно на этапе трансфера технологий. Поэтому сейчас значительное внимание уделяется развитию навыков технологического предпринимательства у студентов, а в пространстве ученых и инженеров создаются форматы, где могли бы появиться талантливые специалисты с набором компетенций из обеих областей.

Самой громкой новостью с саммита «Большие вызовы для общества, государства и науки» на настоящий момент стало объявление об открытии в НТУ «Сириус» программ аспирантуры и магистратуры. Их направления четко соотнесены с приоритетами Стратегии научно-технологического развития, а также с имеющимися тесными связями большого «Сириуса» с индустриальными партнерами.

С осени 2021 года «Сириус» планирует открыть пять программ очной магистратуры и трех программ аспирантуры. Всего доступно пять актуальных направлений: «Генетика», «Биоинформатика», «Финансовая математика», «Робототехника» и «Когнитивные исследования».

Учебный процесс предполагает широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Студенты смогут начать работать в составе научных групп под руководством всемирно известных ученых, а так как университет сотрудничает с профильными высокотехнологичными компаниями, планируется, что научные исследования будут направлены на решение существующих технологических и медицинских задач.

Сближению теории и практики в рамках открытых образовательных программ будет способствовать продолжающая создаваться и развиваться «технологическая долина» – ИНТЦ «Сириус».

Аспирантские и магистрантские программы – это первые «ласточки» замыкания сквозных образовательных траекторий в «Сириусе». Напомним, что уже сейчас действуют дошкольный и школьный уровни подготовки. Для школьников и студентов проводятся тематические сессии, представляющие собой некий гибрид интенсива профильной подгтовки и дополнительного образования.

После запуска аспирантур и магистратур остается самая сложная задача – открыть программы бакалавриата, что позволит замкнуть полный цикл подготовки кадров.

«Сириус» и его глава Елена Шмелева поступательно наращивают свое влияние научно-образовательной политике. Также стоит помнить, что «Сириус» - один из личных проектов президента Владимира Путина. Редко о чем он говорит с таким участием, любовью и радостью как о «Сириусе». Все это означает – впереди еще много образовательных, научных, инженерно-технологических успехов первой федеральной территории и ее уникальной экосистемы.

Подробнее: 1 и 2.
источник
Научно-образовательная политика
Турбулентность и жизнь

На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 провели в рамках секционной программы «Экономика и социология образования‎»‎ сессию «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19‎»‎, обсудив влияние 2020 года на систему образования.

Одним из ключевых тезисов стало обсуждение адаптативности системы образования к вызовам, ее способности меняться, подстраиваясь под стремительно меняющиеся внешние условия, которая также может проявить себя как возможность для развития и как средство защиты. В условиях пандемии 2020, перехода на дистанционное обучение обнаружилось очень разное поведение институтов школьного образования, которое и стало предметом исследования с целью выявления их потенциала, позволяющего сохранить качество образования в условиях турбулентности.

Исследователями была поставлена задача найти ответы на вопросы, которые могут быть интересны специалистам и экспертам разных направлений, действующих в образовательной сфере: сумели ли российские институты школьного образования обнаружить свою адаптивность и в чем это проявилось; какие факторы оказали влияние на адаптивные способности институтов, и какие ресурсы им потребовались для того, чтобы проявить свою адаптивность; что мешало изменениям, какие барьеры ограничивали адаптивные способности институтов (инерционность, сопротивляемость).

Невозможно оставить без внимания и вопрос изменения баланса работы и личной жизни педагогов: последствия перехода школ на дистанционное обучение. Об этой проблеме известно всем, но в чем кроются ее причины?

В докладе конференции  отмечается, что 84% учителей почувствовали увеличение рабочей нагрузки во время дистанционного обучения. В мае-июне 2020 года авторами доклада были проведены опросы педагогов школ о том, что их волнуют в связи с переходом на дистанционное обучение, и угрозах, которые для них возникли в сложившейся ситуации. В уточняющих интервью педагоги отмечали, что границы трудового времени фактически исчезли, коммуникация с родителями у многих не имела временных пределов. Таким образом, проблема ухудшения баланса рабочего и личного времени педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение вышла на первый план.

К основным причинам увеличения объема работы педагогов в период пандемии относят: увеличение методической работы, увеличение коммуникации с родителями и увеличение обратной связи с учениками.
Всеми участниками сессии было отмечено положительное влияние пандемии на самообразование учителей, благодаря изменениям  перед которыми оказалась система образования: многие отмечали большой потенциал горизонтального обучения, но до сих пор его не удавалось запустить, а в том году учителя наконец поняли, что можно и нужно учиться друг у друга.

Специалисты по-разному смотрят на перспективы развития образования в постковидном мире, но невозможно построить дальнейшую продуктивную работу, не учитывая весь опыт, который был получен в итоге этого сложного периода. Уроки пандемии нужно учитывать, разрабатывать вопросы и решать проблемы, перед которыми оказались разные участники системы.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (1/3)

Весна 2021 года ознаменовалась возвращением в большую научно-образовательную политику Дмитрия Ливанова. В своем интервью РБК он поделился своей программой – ока касается не только развития МФТИ, но и более широкого спектра вопросов.

Сразу бросается в глаза важное свойство Дмитрия Ливанова – это его системное визионерское мышление. Это качество крайне редко встречается в научно-образовательной политике.

Если описать идеологические позиции нового ректора МФТИ – он «либерал-государственник». Дмитрий Ливанов сторонник четкой ориентации на развитие, практически на laissez-faire, но с жесткой фокусировкой на необходимые направления и постановкой соответствующих рамок.

Одним из самых ценных качеств Дмитрия Ливанова является ориентация на эффективность и прагматизм. К слову, это то самое качество, которое сейчас в наибольшей степени востребовано при формировании кадрового состава высшей управленческой страты страны. В частности, четкая позиция ректора МФТИ в том, что процедуры не всегда являются самоценными: «если мы говорим об интенсивном развитии, здесь модель выборов может и не сработать».

Речь, конечно, шла о процедуре его назначения на пост ректора, однако, разве политическая система не действует сейчас в той же логике: жесткая фокусировка на государственный подход и эффективность при четких рамках выборных процедур и значительной доли «вертикальности» во властных процессах.

В этой связи неудивительна позиция Дмитрия Ливанова – для развития необходимо сотрудничество, никакое замыкание в себе не позволит продвинуться вперед. Привлекать и удерживать ярких талантов – на этом поле, по его мнению, есть масса еще не использованных возможностей.

Аналогичная прагматика звучит в словах нового ректора МФТИ и относительно других сюжетов: финансирования науки, а также ее интеграции с бизнесом. Дмитрий Ливанов подчеркивает – в целом денег на науку выделяется все больше, зарплаты растут, что не означает возможностей конкретных казусов (здесь явно идет отсылка к кейсу Анастасии Проскуриной). По поводу взаимодействия образования и экономики у Дмитрия Ливанова своя прагматичная и достаточно свежая позиция – у университетов и бизнеса свои интересы, когда они совпадают – то нужно сотрудничать, если же точек соприкосновения нет – стоит не принуждать участников к «дружбе», но дать им развиваться по самостоятельным траекториям.

Та же логика относится к процессу слияния вузов и их интеграции с научными институтами – имеют смысл только эффективные шаги, но «объединение ради объединения не нужно».

Очень примечательна жесткая позиция Дмитрия Ливанова: если есть возможности, ты обязан их использовать максимально качественным образом. Сложно не вспомнить в этой связи слова мастера Йоды – «Делай. Или не делай. Не пытайся».

Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/interview/society/28/04/2021/60757cf09a79477da21f6d93.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (2/3)

Отдельным интересным сюжетом стал разговор о том, кем может стать физик или лирик. Здесь Дмитрий Ливанов согласен со многими другими высшими администраторами научно-образовательной политики: от фундаментального образования возможен эффективный трансфер в иную профессиональную сферу, а вот обратное невозможно. Физик может стать экономистом или историк актером, но не наоборот.

Новый ректор МФТИ акцентирует внимание на важности фундаментального образования. В его словах слышна идея о важнейшей группе навыков – fundamental skills – фундаментальных, которые во много являются глобально «ментальными». На самом деле они во многих смыслах даже ближе к soft skills. Как тут не вспомнить известные слова Владимира Легойды (@vladimirlegoyda): «человек, читавший «Братьев Карамазовых», всегда будет руководить тем, кто не читал».

Фигура Дмитрия Ливанова тесно связана с реформой Российской академии наук. Его мнение в этих вопросах прагматичное – основной проблемой России, унаследованной от СССР, было разделение науки и высшего образования. Существовали барьеры, которые необходимо было разрушить.

Сейчас много говорится о необходимости формирования треугольников: наука-образование-бизнес – и даже тетраэдров, включающих регионы и отрасли. Однако, идеологически это как раз наследие большой эпохи министров Фурсенко и Ливанова.

Это четко прозвучало в словах Дмитрия Ливанова о двух направлениях подобной интеграции. Первое – объединение научных институтов и университетов под одной управленческой крышей. Собственно, корни решения о формирования Минобрнауки в нынешнем формате как ведомства высшего образования и науки, уходят еще в эпоху «битвы за РАН» и создания ФАНО. «Все, что я делал, когда был министром, как раз и состояло в том, чтобы сделать это возможным, чтобы административный барьер между вузами и научными организациями исчез», - подчеркивает Дмитрий Ливанов.

Второй трек – большие вложения в университетскую науку. Именно в эпоху Ливанова было запущено множество крупных программ поддержки науки в высшей школе. По образу мышления именно на них базируются многие новейшие форматы – вплоть до НОЦ.

«Цель тех изменений, которые произошли, — создание новых возможностей», - резюмирует Дмитрий Ливанов.

В этом смысле реформа РАН была необходима именно с точки зрения придания динамике исследовательскому сектору, поскольку в ином случае он бы не в какой-то момент практически потерял бы возможность интегрироваться с университетами. Напомним, что долгое время на университеты возлагался функционал именно по прикладным исследованиям, а на фундаментальную науку бюджетные средства не выделялись. Именно вузам предстояло создать мосты через «долину смерти» - от научных институтов к бизнесу. Отголоски этого подхода можно найти даже в Федеральных научно-технических программах.
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (3/3)

Дмитрий Ливанов демонстрирует тот самый «функциональный» подход в отношении к Академии, который сейчас доминирует в научной политике: «Функция научной экспертизы в России крайне важна. И очень здорово, что у нас есть такой мощный, самый авторитетный экспертный орган в сфере науки и развития технологий. В той степени, в которой РАН будет эту функцию выполнять, она будет востребована, и ее значимость будет повышаться».

В связи с этим Дмитрий Ливанов однозначно поддерживает «клубную культуру», которая должна стать «сгустками» социального клея России 2.0: «Я не вижу в словах «клуб ученых» ничего обидного или предосудительного. Если кому-то не нравится, можно его не произносить».

Последний пассаж особенно интересен – действительно этот термин уже успел обрасти огромным количеством негативных коннотаций. При этом надо помнить «РАН – клуб ученых» - это не Волан-де-Морт, а лишь вербализация того самого функционального подхода, в рамках которого сейчас и функционирует Академия под руководством президента Александра Сергеева.

Новый ректор МФТИ сделал изящный реверанс в сторону РПЦ. Он считает, что нет ничего зазорного в привлечении священников к преподаванию основ религиозной культуры и светской этики, если те соответствуют требованиям.

В вопросах соприкосновения политики и образования Дмитрий Ливанов против жесткого разделения. Он полагает, что с детьми можно и нужно говорить обо всем. Иначе как раз будет исчезать воспитательная функция. Тут важен ракурс, с которым обсуждаются сложны вопросы в школе: запретить что-то детям сейчас невозможно, ведь любая информация легко доступна. Однако, «взрослые должны вести этот разговор ответственно, а если они работают в школе — еще и профессионально».

В интервью детальный разговор шел о двух форматах развития – специальных программах поддержки конкурентоспособности (5-100 и Приоритет-2030), а также «технологических долинах». Дмитрий Ливанов, что неудивительно, горячо поддерживает оба этих механизма. Напомним, что сама модель ИНТЦ была внедрена достаточно давно и является плодом интеллектуальных усилий как раз команды Ливанова.

Примечательными стали и рассуждения ректора МФТИ о предельности в занятии руководящих должностей – Дмитрий Ливанов предлагает перейти к определению предельного количества лет на том или ином посту, отойдя от практики «отсечек» по возрасту.

Сложно не заметить, что в активной научно-образовательной политике становится больше людей, у которых есть не просто опыт в одной из отраслей, но уникальные комбинации компетенций. Эти люди – эксклюзивный и штучный кадровый ресурс. Речь идет о таких управленцах как Валерий Фальков, Григорий Трубников, Михаил Котюков, Александр Сергеев и Дмитрий Ливанов. Последний обладает очень сильными визионерскими компетенциями, что роднит глубину и масштаб его размышлений с Дмитрием Песковым (технологическим и цифровым спецпредставителем президента). Впрочем, Дмитрий Ливанов трезво оценивает свой нынешний потенциал – он знает, в каких сферах наиболее силен и не претендует на лишнее. Это делает его очень эффективным партнёром и актором в рамках нынешней кадровой политики на государственном уровне.
источник
Научно-образовательная политика
Новый регионализм

Вчера вице-премьер Марат Хуснуллин буквально взорвал политикум, высказав свое (исключительно персональное и ни с кем не согласованное мнение – о чем он несколько раз оговорится) личное мнение: «85 регионов нам не нужно».

Он далеко не первый, кто озвучивает подобные идеи – «перекройка» региональной карты уже давно находится в повестке и государства, и ключевых элитных групп. Теме этой уже не один год.

Подход к понятию «успешный регион» постепенно меняется. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, недавно поставил вопрос жестко: если в субъекте федерации нет достойного университета, то регион стоит куда-то присоединить.

Если мы попытаемся понять, почему регионы в России выделены именно так, а не иначе – как правило, мы упремся в единственную причину: так исторически сложилось, причем весьма давно.

Формировалась эта региональная «нарезка» страны – особенно за Уралом – в то время, когда социально-экономическая формация была абсолютно другой. И вопрос – действительно ли сейчас в делении на регионе традиции, история и привычки обеспечивают эффективное развитие территорий?

Уже действует несколько парадигм регионального деления страны – пока, правда, на уровне макрорегионов. Самый явный пример – федеральные округа.

С принятием Стратегии пространственного развития возникло еще более дробное деление. В ней говорится о городских агломерациях, различного типа центрах, геостратегических территориях. Выделены 12 макрорегионов – впрочем, деление тоже не слишком дробное, но уже демонстрирующее потенциал к выравниванию территориального развития. Именно территориального, а не регионального – поскольку во главу угла поставлено повышение качества жизни каждого конкретного гражданина. И весьма странно, что оно – при всех усилиях федерального центра – столь сильно зависит от региональных дисбалансов.

Однако, в Стратегии пространственного развития выделены уже 20 перспективных центров экономического роста с вкладом более 1% в год. Определены геостратегические территории в рамках 8 макрорегионов.

Также стоит добавить «федерализацию» как тренд регионального развития. В первую очередь, в подобных рассуждениях стоит упомянуть первую федеральную территорию «Сириус». Уже сейчас идут дискуссии о том, где будут образованы еще несколько.

Но не стоит забывать об ином – некоторые регионы уже сейчас с финансовой точки зрения координируются из федерального центра. Говорить о полноценности развития в данном случае уже не приходится.

Марат Хуснуллин привел весьма яркие примеры того, насколько жизнь отличается буквально в паре десятков километров – и между регионами, и внутри одного субъекта. Межрегиональные различия давно и всем очевидны – даже «майские указы» попались в эту ловушку: в двух соседних городах учителя или ученые могут получать зарплату, отличающуюся в 1,5-2, а то и более раза. Поскольку таковы социально-экономические реалии двух соседних регионов.

В повседневной жизни складывается ситуация, когда полноценное территориальное развитие всего пространства России тормозится тем, что экономический потенциал регионов разительно отличается – в ряде случаев на порядки.

Во внутренней политике уже давно фиксируется процесс дерегионализации – перевода части функционала на федеральный уровень с траекторией на усиление муницпального уровня власти, причем одновременно он включается в единую систему публичной власти. С другой стороны, есть и тренд постепенного «поднятия» полномочий с муниципального уровня на региональный.

Конечно, до выборов в Госдуму вряд ли будут серьезные трансформации регионально-территориального деления России, а вот затем – это может стать очень важным направлением Большого Трансфера. Хотя здесь уже ожидаемо сильным оказалось сопротивление губернаторов. Также требуется консенсус ключевых элитных групп, которые должны согласиться на уменьшение числа «вакантных кресел» в своих раскладах, с учетом повышения статуса и возможностей новых постов.

https://t.me/dimsmirnov175/21375
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков официально утвердил изменение режима работы учреждений высшего образования в период с 4 по 7 мая 2021 года
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Чемпионаты как инструмент популяризации инженерного образования

Сегодня в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого на базовой кафедре индустриального партнера АО «Балтийская Промышленная Компания» прошёл завершающий этап отборочных соревнований для участия в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по международной компетенции «Командная работа на производстве».

Мероприятие организуют Правительство Санкт-Петербурга и Петербургский Политех. Отборочные соревнования начались 26 апреля. За право быть лучшим в России по компетенции «Командная работа на производстве» боролись команды из шести регионов: Москвы, Мурманской и Ростовской областей, Красноярского края, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, который представляют студенты Политеха. Все конкурсные задания выполняются на российских станках производства Балтийской промышленной компании и станкостроительного завода «Саста».

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, специально для НОП:

«Проведение региональных и национальных чемпионатов по компетенции «Командная работа на производстве» стало одним из важных способов популяризации инженерного образования и позволило привлечь промышленных партнеров. Петербургский Политех поддержал инициативу создания тренировочной площадки по этой компетенции, так как обладает современной базой оборудования и опытом проектного обучения команд».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Превосходная степень

Сессия «‎Р‎азвитие университетов: текущая политика академического превосходства» прошла на ‎ Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021, где докладчики смогли обсудить эффект от вклада программы «‎5-100» на вузы и систему, а также международную мобильность и публикационную активность молодых ученых.

Ученые из Казанского федерального университета предлагают взглянуть на последствия Программы «‎5-100», благодаря которой КФУ прочно укрепился в своем статусе‎ федерального университета.

Программа «‎5-100» закончилась в 2020 году, основные итоги ее работы уже подведены, осталось закрыть статистику и провести качественную аналитику, чтобы лучшие решения программы можно было масштабировать, преобразовав под типовой вуз.

К прямым эффектам от реализации Программы «5-100» следует отнести рост рейтинга университетов в международных рейтингах, увеличение количества иностранных студентов, рост публикационной активности университетов. Традиционным направлением молодежной миграции является образовательная миграция, когда переезд в другой населенный пункт продиктован мотивом получения образования.

Перераспределение молодежных мигрантов по территории России исследователи относят к косвенным эффектам Программы «5-100», поскольку она позволяет привлечь наиболее талантливую молодежь в университеты, а, следовательно, и на территорию его нахождения. Поэтому анализ последствий влияния программы «5-100» на образовательную миграцию населения представляется достаточно интересным и, самое главное, актуальным.

Авторы исследования «Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники?» из НИУ ВШЭ подвели первые итоги международной мобильности молодых российских ученых и той роли, которую обучение или работа за рубежом играют в их дальнейшей научной карьере (на примере публикационной активности). Уже сейчас можно заявить, что выявлено, что масштабы участия молодых российских ученых в международном научном сотрудничестве на протяжении всех последних лет являются сравнительно низкими. При этом данные подтверждают наличие положительной взаимосвязи между мобильностью и научной продуктивностью российских ученых.

Особенно важным кажется вопрос академической мобильности на фоне развивающейся пандемии, которая может быть как и препятствием, так и верным спутником. И у исследователей, у научного сообщества возникает потребность в поиске механизмов, которые могут хотя бы отчасти компенсировать сниженный уровень мобильности научных кадров.

Интересную работу в рамках секции предлагает Всемирный банк, чье исследование направлено на изучение разрозненных электронных платформ, не объединенных в одну базу данных. Основная цель одного из них - предоставить потенциальным студентам и их семьям точную информацию о перспективах выпускников каждого из университетов или колледжей. Подобные решения стимулируют внедрение искусственного интеллекта в систему.

Те глобальные вызовы, которые встают перед современными университетами, должны становиться не препятствием для развития, а выходить в роли настоящих мотиваторов, которые вдохновляют. Это может быть и эффект от программы «‎5-100», и академическая мобильность, и ‎публикационная активность. Только такие истории способны приводить вузы к академическому превосходству и лидерским позициям, позволяющим реализовывать весь свой мощностной потенциал.

Апрельская конференция
источник
2021 April 29
Научно-образовательная политика
Культурный форпост на Востоке России

Исследователей истории искусств, специалистов музейного дела, сотрудников культурных центров и арт-менеджеров, обладающих знаниями цифровых инструментов в области искусства, подготовит Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Третьяковской галерей. Соглашение о сетевой образовательной программе для магистров по направлению «Культурология» подписали ректор ДВФУ Никита Анисимов и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Обучение начнется уже в 2021/22 учебном году. Образовательный процесс будет реализован силами преподавателей Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ и специалистов Третьяковской галереи. Часть дисциплин будет посвящена инструментам и приемам цифровизации искусства.

Обучения будет смешанным: часть лекций пройдет дистанционно, часть — в кампусе ДВФУ на Русском острове, куда пригласят для очных занятий специалистов Третьяковской галереи. Практика для студентов запланирована в региональных учреждениях культуры Дальнего Востока. Выпускники войдут в кадровый резерв филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.

Сотрудничество ДВФУ и Третьяковской галереи началось в феврале 2019 года. В том же году на Восточном экономическом форуме стороны заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого договорились о запуске совместной программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) «Арт-менеджмент». Часть выпускников продолжили обучение в магистратуре ДВФУ, часть трудоустроились в сфере культуры и искусства, реализовала собственные культурные проекты. Старт новой образовательной программы выводит на новый уровень партнерские отношения ведущего вуза Дальнего Востока и главного музея национального искусства России.

Никита Анисимов, ректор ДВФУ, специально для НОП:

«Дальний Восток — область стратегических приоритетов России на весь ХХI век. Во Владивостоке проходит много культурных событий, развиваются региональные музеи, строится новый культурный центр. ДВФУ как драйвер развития всего макрорегиона обеспечивает кадровый резерв не только для технологически емкого сектора, но для сферы культуры. Ведь общество можно назвать развитым, когда от высоких экономических показателей не отстает и уровень общей культуры населения».

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи,, специально для НОП:

«Магистерская программа с ДВФУ — абсолютно необходимая инициатива для того, чтобы сформировать полноценный коллектив филиала Третьяковской галереи на Дальнем Востоке, опираясь в том числе на местный кадровый резерв. Образовательные программы в области культуры — невероятно важны для страны. Мы рады, что нам удается открыть такую программу во Владивостоке. Верим, что на Дальнем Востоке у нас всё получится».
источник