
«Битва за историю», а точнее – единую историческую политику – ведется Россией не только внутри страны, но и на международной арене. «Способность определять прошлое – это возможность моделировать будущее» - именно эта формула является основной и в вопросах формирования национальной идентичности, и в «битвах за трактовки», которые пронизывают сейчас многие сюжеты международных отношений.
История подсказывает, что формирование исторического самосознания молодежи – это один из наиболее эффективных способов сформировать и нацию, и народ. В этом нет ничего зазорного – историю во всех странах пытаются преподавать именно так, чтобы у молодых людей сформировался позитивный взгляд – не столько на сами события прошлого, сколько на будущие перспективы. Естественно, чем больший объем образования получает человек – тем выше должен быть уровень анализа и рефлексии к событиям прошлого. Максимальным он должен быть у профессиональных историков.
В философии Путина история занимает важное место – основной фундамент национальной идентичности России формируется на основе Великой Отечественной войны, а значит – в рамках образования, воспитания и молодежной политики необходимы более-менее едины подходы к рассуждениям о ней.
«До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать», - заявил глава государства в Послании Федеральному Собранию.
С этого момент стало ясно – учебники подвергнутся ревизии. Причем основной удар традиционно примут на себя история и обществознание. Впрочем, достанется также и литературе.
Вообще у «учебниковых войн» давняя традиция – идущая еще со времен «Краткого курса истории ВКП(б)» и отнюдь не иссякшая в современной России. Дикая демократия, свойственная учебникам 1990-х достаточно быстро сменилась в 2000-10-х трендом на унификацию и кодификацию.
Если обратиться к истории – именно по поводу учебников были отработаны ключевые приемы: например, обращение общественников, широкая дискуссия, запрет (ограничение). Профессиональное сообщество историков и учителей легко вспомнит громкие кампании против некоторых учебников истории и их авторов. Напомним, что именно «историческая рефлексия» вызвала жесткую ответную реакцию государства против телеканала «Дождь».
С университетской историей ситуация более благоприятная. Профильный курс вроде бы входит во многие (если не все) учебных планы. Но для профильных направлений – конечно, исторический блок намного более подробен. А для непрофильных – рассматривается как обычный «проходной» предмет, на котором главное – получить зачет или не лишиться стипендии.
А вот в школах ситуация наиболее острая. Если говорить обобщенно (эксперты могут поправить нас): есть блок консенсусный, а есть дискуссионный. В первый входят те сюжеты, о которых споры если и идут, то в высоко профессиональной среде. Вокруг этих событий широкие общественные дискуссии случаются редко.
Второй блок – это остро дискуссионные сюжеты, каждый из которых имеет серьезное методическое обеспечение. К ним относится широкий круг событий: опричнина, церковный раскол, восстание декабристов, революции, большой террор, ВОВ и собственно все сюжеты, начиная с перерстройки. Последним, кстати говоря, стараются вообще не уделять особого внимания.