Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 27
Научно-образовательная политика
Исп. и доп.: еще раз об учебниках истории (1/2)

«Битва за историю», а точнее – единую историческую политику – ведется Россией не только внутри страны, но и на международной арене. «Способность определять прошлое – это возможность моделировать будущее» - именно эта формула является основной и в вопросах формирования национальной идентичности, и в «битвах за трактовки», которые пронизывают сейчас многие сюжеты международных отношений.

История подсказывает, что формирование исторического самосознания молодежи – это один из наиболее эффективных способов сформировать и нацию, и народ. В этом нет ничего зазорного – историю во всех странах пытаются преподавать именно так, чтобы у молодых людей сформировался позитивный взгляд – не столько на сами события прошлого, сколько на будущие перспективы. Естественно, чем больший объем образования получает человек – тем выше должен быть уровень анализа и рефлексии к событиям прошлого. Максимальным он должен быть у профессиональных историков.

В философии Путина история занимает важное место – основной фундамент национальной идентичности России формируется на основе Великой Отечественной войны, а значит – в рамках образования, воспитания и молодежной политики необходимы более-менее едины подходы к рассуждениям о ней.

«До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Всё что угодно там написано, и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое. Просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать», - заявил глава государства в Послании Федеральному Собранию.

С этого момент стало ясно – учебники подвергнутся ревизии. Причем основной удар традиционно примут на себя история и обществознание. Впрочем, достанется также и литературе.

Вообще у «учебниковых войн» давняя традиция – идущая еще со времен «Краткого курса истории ВКП(б)» и отнюдь не иссякшая в современной России. Дикая демократия, свойственная учебникам 1990-х достаточно быстро сменилась в 2000-10-х трендом на унификацию и кодификацию.

Если обратиться к истории – именно по поводу учебников были отработаны ключевые приемы: например, обращение общественников, широкая дискуссия, запрет (ограничение). Профессиональное сообщество историков и учителей легко вспомнит громкие кампании против некоторых учебников истории и их авторов. Напомним, что именно «историческая рефлексия» вызвала жесткую ответную реакцию государства против телеканала «Дождь».

С университетской историей ситуация более благоприятная. Профильный курс вроде бы входит во многие (если не все) учебных планы. Но для профильных направлений – конечно, исторический блок намного более подробен. А для непрофильных – рассматривается как обычный «проходной» предмет, на котором главное – получить зачет или не лишиться стипендии.

А вот в школах ситуация наиболее острая. Если говорить обобщенно (эксперты могут поправить нас): есть блок консенсусный, а есть дискуссионный. В первый входят те сюжеты, о которых споры если и идут, то в высоко профессиональной среде. Вокруг этих событий широкие общественные дискуссии случаются редко.

Второй блок – это остро дискуссионные сюжеты, каждый из которых имеет серьезное методическое обеспечение. К ним относится широкий круг событий: опричнина, церковный раскол, восстание декабристов, революции, большой террор, ВОВ и собственно все сюжеты, начиная с перерстройки. Последним, кстати говоря, стараются вообще не уделять особого внимания.
источник
Научно-образовательная политика
Исп. и доп.: еще раз об учебниках истории (2/2)

Отдельно напомним, что учебники – это огромный рынок. И за лидирующие позиции на нем идут очень жесткие «разборки», отголоски которых весьма часто долетают до широкого медиа пространства. В частности, как это было в серии скандалов вокруг экспертизы учебников. Ведь чем меньше линеек учебников – тем выше тиражи, а отсюда один шаг до явных претензий игроков на монополию в этом сегменте книгоиздательского рынка. Тем более, что учебники быстро изнашиваются и списываются.

Понятна мотивация написать «одну правильную историю» и доносить ее гражданам. Но проблема здесь в том, что даже внутри большого правящего слоя согласия нет – либералы видят события под одним ракурсом, консерваторы – под совершенно иным.

Да и сами острые события до последнего времени не получали широкой общественной рефлексии. На примере восстания декабристов это видно особенно хорошо – «Звезду пленительного счастья» многие из молодого поколения просто не смотрели, а иных паттернов восприятия у них не было. Напомним, что эта как раз одна из острых тем, которую многие учителя истории в школах предпочитают проходить сжато и формально. И лишь недавно в фильме «Союз спасения» была представлена попытка отрефлексировать эти события.

Аналогичная ситуация и с Февральской революцией. Советская трактовка всем была хорошо известна, она во многих смыслах продолжала «прорастать» и сквозь учебники современной России. У либералов была своя точка зрения – диаметрально противоположная. Примирить два подхода было невозможно. И лишь в этом году – неслучайно именно в год выборов в Госдуму и на фоне Большого Трансфера – общество получило и новый ракурс, и почву для размышлений. Речь идет, в частности, о документальном цикле митрополита Тихона «Гибель империи. Российский урок».

Другие сложные и спорные периоды истории также постепенно получают свои преломления – традиционно по ним снимаются дорогие сериалы, например, «Грозный».

Сложность с формированием «одной верной истории» заключается также и в меняющемся формате работы с информацией новых поколений. Найти ответ в интернете для них не представляет никакой проблемы – в пару запросов они могут получить текст практически о любом историческом событии или процессе.

Вопрос заключается в другом – какова при этом роль учителя и учебника. Очевидно, что наставник должен рассказать и показать, что делать с этой информацией, как оценить ее истинность и актуальность. А здесь мы неизбежно сталкиваемся с проблемой эталона.

Именно таковым должен быть курс школьной истории. Требований, на самом деле, к нему немного. Совсем необязательно заставлять зубрить даты – это будет нужно только на ЕГЭ. Скорее требуется задать настрой. Он однозначно должен быть позитивным и в достаточной степени прогосударственным. В этом значительная доля воспитательной работы. Нельзя в школе растить пессимистов и нигилистов.

Есть и более тонкий момент – рассуждают об учебниках истории для детей и молодежи, как правило, люди взрослые – чаще всего умудренные опытом, а то и всерьез убеленные сединами. И сложность трактовки исторических сюжетов для них – с багажом опыта, политических предпочтений, конъюнктуры – совсем необязательно соотносится с тем, что необходимо школьникам.

Вместо итога
Рассуждая об учебниках по гуманитарным и общественным наукам вообще сложно говорить об однозначно верной трактовке событий. Скорее, учебник должен выполнять функцию ориентира – где можно почерпнуть ответ на вопрос. А уж усложняющие обстоятельства – это пространство для работы учителя и интеллектуальных усилий самих учащихся.

Учебники, воспитательная работа, массовые общественные проекты (от кино до парков «Россия – моя история») являются инструментами исторической политики государства, но ею не исчерпываются. Очевидно, что самые одиозные суждения не должны находить отражения на страницах учебников, однако вечная проблема состоит в том, чтобы определить – что нужно, что можно, что необходимо рассказывать школьникам.
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: отчет и планы РНФ

Российский научный фонд оказался в центре широкой общественной дискуссии, вызванной реформой институтов развития. Дня научной сферы она означает концентрацию функционала по грантовой поддержки в рамках одной организации – РНФ.

Заметим, что в ходе споров очень много говорилось о возможных неудобствах для научного сообщества, о будущем РФФИ, но крайне мало говорилось о том, что и для Российского научного фонда расширение грантового спектра также является существенным вызовом.

О работе в ковидную годину, о новых конкурсах и форматах функционирования в интервью Indicator.ru рассказали заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов и председатель Экспертного совета фонда по научным проектам академик Александр Макаров.

COVID науке не помеха
Отчетные кампании РНФ провел без существенных сюрпризов. Ни на успешность реализации проектов, ни на востребованность грантов коронавирус существенного влияния не оказал. Представители фонда утверждают, что был избран максимально льготный подход для получателей поддержки: главы коллективов и так пользовались серьезный автономией в вопросах перераспределения работ по этапам работы; в экспертные анкеты был внесен пункт об оценке влияния COVID; для тех, кто был вынужден прервать грант или не достиг намеченных показателей – не применялась санкция с невозможностью руководителя в течение трех лет участвовать в конкурсах.

Тезисы долой
Фонд принял решение о том, что теперь в качестве отчетных публикаций не будут приниматься тезисы конференций – «meeting abstracts» в классификации WoS CC. Впрочем, его представители подчеркивают – этот тип публикаций и так составлял всего 5% в публикационной отчетности.

Для конкурсов, не предполагающих международной экспертизы, было сокращено число полей в заявке на английском языке.

Гибкость поддержки
Представители РНФ подчеркивали открытость и гибкость процедуры принятия решений – не раз прозвучали слова о том, что объемы средств регулярно перераспределяются между различными конкурсами в зависимости от уровня поданных заявок и востребованности той или иной линейки.

Эта ситуация двоякая. С одной стороны, позволяет гибко реагировать на запрос «рынка». С другой, возникает опасность в результате постоянных перераспределений столкнуться с «эффектом Матфея» - поддержку будут получать только сильные, а отставание от них даже «середняков» будет лишь нарастать.

Новые старые конкурсы
Одной из ключевых тем стал запуск бывших конкурсов РФФИ в обновленной форме на площадке РНФ. Здесь четко прозвучала мысль о том, что не только сохранением был озабочен Фонд, но и встраиванием в существующие принципы и форматы работы.

РНФ старается четко держать курс на формирование комплексной, уровневой и сквозной системы поддержки – именно этим вызваны трансформации конкурсов, перешедших от РФФИ.

Об отличиях нового конкурса «а» уже много говорилось, а вот в региональной линейке принципиально важным изменением стало проведение одного единого конкурса для всех регионов вместо мириады отдельных, как то было в РФФИ.

Все хорошо?
РНФ уверен, что со всем справится – благодаря цифровизации и отлаженным механизмам экспертизы.

О недостатках и критике, что естественно, в интервью говорилось очень мало. Хотя есть ряд весьма серьезных претензий к РНФ. Первая – это непрозрачность процедуры принятия решений. На этапе экспертизы всё более-менее понятно для заявителя, но вот итоговые суждения экспертного совета далеко не всегда понятны – причем, как проигравшим, так даже и победителям. Основная проблема в том, что для научного сообщества до конца неясно, какими критериями руководствуются в совете для определения заявок, получающими поддержку. Есть опасения, что помимо формальных – действует мощный блок неформальных мотиваций.

Вторая претензия – это малое количество общедоступной информации. Очень давно научное сообщество выразило заинтересованность в максимально полном доступе и к заявкам, и к отчетам. Однако, на данный момент эта информация остается закрытой.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Предвыборная химия (1/2)

Ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева Александр Мажуга выступил с программным интервью для ТАСС. В нем выделены все ключевые болевые точки российской научно-образовательной реальности и политики, также предложены механизмы решения проблем с понятной опорой на опыт Менделеевского университета.

Наибольший резонанс в информационном пространстве вызвала одна из идей Александра Мажуги. Представляем ее с некоторым контекстом:

«Сейчас каждый вуз бьется за контакты и сотрудничество с бизнесом. А я считаю, что государство должно закрепить патронаж бизнеса для каждого конкретного вуза.

В российском бизнесе пока еще очень слабо выражена культура поддержки науки. Нет такой привычки.

Я считаю, что необходимо обязать крупный бизнес финансировать научные разработки. Мы не можем ждать, пока такая традиция сложится сама по себе».

Специально для НОП Александр Мажуга более подробно остановился на данном сюжете:

«Зачастую проблема взаимодействия бизнеса и науки связана с тем, что результаты научных исследований находятся на уровне, когда бизнес не может их напрямую внедрить в свои производственные процессы. Требуются дополнительные вложения, чтобы «докрутить» разработку, но такие вложения обладают высоким риском. С другой стороны, существует проблема «рассинхронизации повестки», то есть ученые занимаются разработками, которые представляют только фундаментальный интерес в узкой области знаний, а бизнесу нужны решения его технологических задач.

Эти проблемы в РХТУ мы решаем через коммуникацию ученых и бизнеса, через создание научно-технологических центров, которые используют научные разработки для решения реальных задач «с рынка». Для коммуникации отлично подходит формат стратегических сессий, куда мы приглашаем ведущих ученых и представителей промышленности, к примеру мы проводили такие сессии с нашим партнером – ГК «Росатом», их результатом стала дорожная карта развития ряда научно-технологических проектов и сегодня эти проекты находятся в активной стадии реализации.

Наличие материально-технической база – важнейшее условие, при котором можно «докрутить» результаты лабораторных исследований до уровня, когда они могут быть интересны бизнесу. Здесь ярким примером является фарминдустрия, для многих российских компаний очень сложно содержать свои R&D центры, поэтому мы заняли эту нишу, создав Менделеевский инжиниринговый центр. В нем мы решаем прикладные задачи бизнеса – от разработки новых фармсубстанций, до создания технологии их производства в больших реакторах.

Считаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы бизнесу было выгодно работать с конкретными вузами, чтобы запрос на инновации в науке был неотъемлемой частью их бизнес-модели. Для этого в том числе нужно создавать дополнительные возможности для стажировок на предприятиях, внедрять инновационные разработки в федеральные и городские программы развития».

Полный текст интервью: https://tass.ru/interviews/11245379
источник
Научно-образовательная политика
Предвыборная химия (2/2)

Предложение «обязать» бизнес поддерживать науку – громкое и весьма примечательно своей политической заряженностью. Напомним, с аналогичной программой в свое время шел на выборы президента РАН Александр Сергеев.

У Александра Мажуги ситуация схожая – в настоящее время он выступает не только как ректор главного химического вуза страны, но и в качестве претендента на выдвижение на выборы в Государственную Думу.

Примечателен одномандатный округ – Тушинский (№206). Понятно, почему выбран именно он – в Северном Тушино располагается одна из площадок РХТУ, а на ней базируется ИНТЦ «Долина Менделеева».

«Связь с землей» очень важна для кандидата-одномандатника, далеко не все могут ей похвастаться. Однако, Тушинский избирательный округ – очень сложный. Здесь на прошлых выборах в Госдуму развернулось острое соперничество. Даже западные СМИ признавали, что это один из немногих образцов серьезной и реальной конкуренции. Победителем в тот раз вышел человек также совершенно свой для науки и образования – Геннадий Онищенко, который сейчас является заместителем Вячеслава Никонова в Комитете по образованию и науке ГД.

Именно в свете предвыборной кампании интервью Александра Мажуги выстроено скорее как политическая программа, нежели как рассуждения о стратегическом развитии одного конкретного университета. Аналогичным свойством, судя по всему, теперь будут обладать все (или почти все) заявления ректора РХТУ.

Впрочем, помимо высоких научных материй нашему коллеге придется разбираться с конкретными проблемами собственного избирательного округа. Напомним, что именно здесь разворачивается одно из самых острых противостояний жителей и мэра Москвы Сергея Собянина. Градоначальник хочет построить канатную дорогу через канал им. Москвы, а жители не хотят уничтожения половины недавно приведенного в порядок бульвара, нового громадного торгово-делового центра со станцией, а также болтающихся на уровне верхних этажей кабинок.

Ожидаемо в программном интервью по научным сюжетом появление и внешнеполитической повестки:

«Экспорт образования — это не только большие доходы. Это надежный и долгосрочный вклад в имидж нашей страны в мире. Я считаю, что именно экспорт российского образования, а не только сырья, должен определять геополитическое влияние нашей страны в мире. Иностранные студенты, которые изучают русский язык, вникают в традиции, по-настоящему привязываются к русской культуре, создают положительный образ России за рубежом.

Мы должны разработать и начать активно продвигать в мире программу «Учись в России!» для иностранных граждан. Нам, определенно, есть что предложить миру».

Отметим, что все идеи и предложения Александра Мажуги аргументированы и действительно нацелены на развитие научно-образовательной сферы. Они хороши и как предвыборная программа, и как стратегические направления развития РХТУ.

Однако, выборы предстоят сложные – например, о своем намерении снова баллотироваться по 206-му округу заявил Дмитрий Гудков. Свои коррективы могут внести и другие факторы. Желаем нашему товарищу и коллеге профессору РАН Александру Мажуге удачи, а окончательный выбор примут сами тушинцы.
источник
Научно-образовательная политика
2+2+2: тюменская арифметика

В рамках стратегической сессии Западно-Сибирского межрегионального НОЦ Тюменский госуниверситет (точка сборки центра) и Тюменской индустриальный университет договорились о единых принципах перехода на модель, которую мы условно называем «2+2+2». Это позволит студентам выбирать курсы и профессиональные школы вне зависимости от университета, куда он поступил. Так, например, студент поступил в ТюмГУ, прошел ядерную программу, выбирал элективные курсы из общего пространства НОЦ, и имеет возможность уйти в профессиональную школу ТИУ.

Таисья Погодаева, проректор ТюмГУ для НОП:
«Опыт ТюмГУ в индивидуализации позволил сформировать абсолютно новый подход к образованию в регионе. Чем образовательное пространство Западно-Сибирского НОЦ отличается от обычного университетского? Оно гибкое, открытое, модульное и объединяет разных поставщиков компетенций. А это значит, что под любую задачу региона может быть собран образовательный продукт с использованием ресурсов всех участников НОЦ».

Вероника Ефремова, ректор ТИУ для НОП:
«Наш университет силён общеинженерными и инженерными компетенциями. Мы видим, как они будут развиваться в постиндустриальную эпоху и формироваться у обучающихся с запросом на инновационную инженерную деятельность через деятельностную и личностно-ориентированную образовательные парадигмы. В то же время, надо признать, наблюдается некоторый дефицит в развитии soft skills. За этим мы и идём к нашим партнёрам. У которых аналогичный дефицит складывается в общеинженерной направленности».
Telegram
НОП — ТМН I ХМАО I ЯНАО
В Тюмени (технопарк) стартует стратегическая сессия Западно-Сибирского НОЦ. Продлится с 19 по 25 апреля. В ходе сессии запланированы:

▪️анализ реализуемых научно-технологических проектов Западно-Сибирского НОЦ, в том числе получивших меры государственной поддержки;

▪️подготовка аналитических докладов (презентаций) по достигнутым результатам и подробным планам дальнейшей реализации каждого такого проекта с формированием соответствующих финансовых моделей и взаимных обязательств заинтересованных участников;

▪️обсуждение и оценка находящихся в стадии разработки идей и проектов с точки зрения перспектив включения в Программу Западно-Сибирского НОЦ по основным тематическим направлениям;

▪️анализ реализуемых проектов Западно-Сибирского НОЦ образовательной и социально-гуманитарной направленности.
Расписание 1 дня здесь.

Прямая трансляция:
https://youtu.be/GWffKGF6hDc
источник
Научно-образовательная политика
Предвыборные правила игры

Сегодня, 27 апреля – в День российского парламентаризма, президент Владимир Путин встретился с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании. В своем обращении он затронул много тем – но главный политический месседж был посвящен предстоящим выборам в Государственную Думу.

Еще раз глава государства обозначил ключевую ценность для Системы – ориентация исключительно на национальные интересы. Именно она станет мерилом «системности» в новый цикл Большого Трансфера. Все политические силы и элитные группы должны не только четко постулировать приверженность целям прорыва и развития, но и деятельным образом доказывать это.

Владимир Путин послал однозначный сигнал: «рассчитываю … на постоянный, настойчивый, без всяких поблажек парламентский контроль – чрезвычайно важная часть нашей совместной работы». За Госдумой и Советом Федерации закреплена ключевая роль «контрольно-надзорной силы» в реализации нацпроектов и других общегосударственных инициатив.

На федеральном уровне это закрепляет триединую «контрольную» систему: Парламент, Счетная палата, «общественники» (в первую очередь – ОНФ и в зоне своей ответственности – АСИ).

В региональном измерении – местные парламенты будут функционировать как балансир для губернаторов, формируя еще одну систему сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем сам формат встречи предполагает активизацию парламентского межуровневого взаимодействия – когда региональный законодательный орган может и должен в своей работе контактировать с депутатами Госдумы и сенаторами.

В этой связи президент четко дал понять – Совет законодателей становится одной из ключевых коммуникационных площадок и пространств согласования позиций: «многое зависит от того, как вы организуете работу на площадке Совета законодателей. Нужно скоординировать и чётко увязать друг с другом законотворческие планы Федерального Собрания и региональных парламентов, выстроить конструктивный диалог с Правительством Российской Федерации, с главами субъектов Федерации и их командами».

Региональным парламентам также предстоит координировать и контролировать реализацию новых инфраструктурных бюджетных кредитов. Лишний раз глава государства подчеркнул, что именно парламентарии в своих субъектах федерации должны напрямую контактировать с гражданами, учитывать их интересы при распределении кредитов, а также жестко контролировать социальную поддержку. Это еще один механизм реализации нового «общественного договора» и Национальной социальной инициативы.

В тех же рамках региональным парламентариям поручено оказывать контроль по всем новым социальным выплатам и реагировать индивидуально на проблемы каждого конкретного гражданина.

Та часть обращения президента, что касалась непосредственно выборов в Государственную Думу, еще раз зафиксировала значимую трансформацию философии Путина: опорой должны являться и закон, и этика: «Прошу вести конкурентную борьбу, уважая всех своих оппонентов, честно, прозрачно и в строгом соответствии с нормами закона и политической этики».

Также президент четко и недвусмысленно указал на недопустимость «популистского поворота», который претерпела политика многих ведущих стран мира, призвав «избегать пустословия и дешёвого, ничем не обеспеченного популизма».

Это серьезное предупреждение – президент дал понять, что подобная практика все еще встречается. Он предостерег от пустых обещаний, снова обратившись к негативному образу 90-х годов.

Еще раз глава государства подчеркнул – выборы, как и весь политический процесс, суверенное дело страны: «уверен, что … граждане России сами сделают свой выбор без услужливых и зачастую опасных, несущих раздор в обществе подсказок извне».

Особенную символическую значимость словам Владимира Путина придало его поздравление парламентариям «с нашим общим главным праздником страны – с Днём Победы».

По итогам сегодня президент обозначил главные правила игры в период предвыборной думской кампании – и всем ее участникам необходимо их соблюдать.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Завтра утром, 28 апреля, в "Точке кипения" в Астрахани пройдёт рабочее совещание профильных руководителей консорциума астраханских вузов по текущей повестке возможностей управления индивидуальными образовательными траекториями на базе платформы Modeus.

Напомним, что в консорциум вузов Астраханской области, созданный в марте 2021 года, входят вузы и научные организации региона: Астраханский государственный университет (АГУ);
Астраханский государственный медицинский университет (АГМУ);
Астраханский государственный технический университет (АГТУ);
Астраханская государственная консерватория (АГК);
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (АГАСУ);
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);
Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук;
Институт развития образования. В совещании примут участие генеральный директор компании Custis Владимир Рахтеенко, замгендиректора по развитию Ирина Гордина и главный архитектор системы Павел Музыка.

Мероприятие будет транслироваться на платформе Leader-ID, и к нему можно присоединиться из любого города и университета по заявке:

https://leader-id.ru/events/202614
источник
Научно-образовательная политика
«Центры компетенций» — помощь вузам, студентам и работодателям

О том, что такое «Центры компетенций», зачем нужен этот проект и  как он будет развиваться рассказал в беседе с НОП Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»:

• О проблеме плохо развитых soft skills у студентов и недавних выпускников вузов: https://t.me/scienpolicy/16702
• Новая система работы со студентами, ее цели и задачи: https://t.me/scienpolicy/16703
• Как открыть такой центр на базе вашего вуза: https://t.me/scienpolicy/16705

@stranavozmojnostey
источник
2021 April 28
Научно-образовательная политика
Интенсивно и конкретно

Образование – одна из тех областей, где вряд ли возможно добиться совершенства. Любая образовательная система – это результат не только целеполагания, исторических особенностей, социально-экономических обстоятельств.

Отечественное образование – не исключение. С самого начала своей современной – российской – истории всегда звучали призывы к комплексной «перезагрузке». Причем консенсуса в вопросе, куда двигать процесс обучения, достигнуть никогда не удается.

Коронавирус, вызвал не только экстренную эвакуацию образования в дистант, но и настоящий цифровой «взрыв»: в школе – как средней, так и высшей – оказались востребованы совершенно иные технологии и компетенции.

Крайне важно, что и практики, и эксперты, и администраторы образовательной политики воспринимают коронавирус как окно возможностей. Сейчас, когда жизнь постепенно входит в нормальное русло, уже можно на основе анализа практики вычленять лучшие приемы и делиться ими с коллегами.

Вполне естественной стала конкуренция регионов и университетов – кто предложит самую удобную и полезную «упаковку» процессу обмена опытом. На фоне многих инициатив выделяется ITMO.OPEN: Educational Practices — это двухдневный очный интенсив для сотрудников российских вузов, которые находятся в поиске инструментов, идей и вдохновения для трансформации образования.

Он ориентирован на управленцев университетов: начальников, разработчиков учебных программ, специалистов по учебно-методической работе. На интенсиве будет происходить живой обмен мнениями и опытом – о том, каким стало наше вузовское образование и что за тренды определяют его конкурентоспособность.

Организаторы хотят рассказать в деталях о том, какие решения считают наиболее успешными в ИТМО. Важная особенность интенсива – разговор будет идти в большей степени не о том, что надо сделать (а этим грешат многие конференции и круглые столы), а про то – как этого добиться: с конкретикой управленческих механизмов, методических решений и эффективных лайфхаков.

Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО, поделилась с НОП подробностями грядущего события:

«На интенсиве будут рассмотрены актуальные практики и тренды в области образования: активное и смешанное обучение, использование геймификации, работа с обратной связью. Важным критерием для оценки образовательного процесса в 2020 году стала прозрачность и качество — студенты могут подключаться онлайн к занятиям, а значит, сравнивать и оценивать.   Произошло очень много технологических изменений, мы больше не конкурируем только с другими вузами за внимание студентов – мы конкурируем с платформами, онлайн-играми. И как выигрывать эту конкуренцию, мы поделимся своими идеями. Важно понимать, что на передний план выходят интерактивные форматы обучения, проектирование новых интердисциплинарных программ, прямой диалог со студентами, коммуникация как инструмент продвижения и развития вуза и наращивание научного потенциала.

Конечно, мы обсудим IT-решения для индивидуальных образовательных траекторий, и, разумеется, не забудем про Soft и Hard Skills — как обеспечить подготовку студента по выбранному профилю и развивать гибкое мышление и эмоциональный интеллект. Пойдет речь и пространствах нового типа для университетов 21 века, перевернутых классах – как правильно их спланировать, использовать, как обеспечить безопасность».

Все участники интенсива также приглашаются на масштабное мероприятие – конференцию Университета ИТМО в области образования Open Education, которое состоится 21 мая года в Санкт-Петербурге.

Ознакомиться с тематиками и зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте https://edpractices.itmo.ru/. Регистрация продлится до 18 мая.

Санкт-Петербург все больше приковывает внимание в научно-политическом измерении – здесь происходят очень интересные процессы, связанные, например, с созданием Санкт-Петербургского центра РАН.

Не менее важно, что университеты северной столицы активно претендуют на то, чтобы стать одними из ключевых центров компетенций в пост-ковидной «перезагрузке» высшего образования.
источник
Научно-образовательная политика
IT + медицина: новый формат

28 мая 2021 года в Санкт-Петербурге состоится первая международная научно-практическая конференция «Анализ данных в медицине».

Она организована ведущими медицинскими центрами России, в числе которых – НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой и ряд других. Кроме того, одним из организаторов стал Институт системного программирования РАН – ведущий центр компетенций в области ИТ в России, который уже участвует в ряде крупных медицинских проектов, в частности, по созданию научного центра мирового уровня вместе с Сеченовским университетом.

Цель конференции – организовать постоянную площадку, где представители врачебного сообщества смогут обсуждать актуальные задачи в области цифровой медицины и транслировать свои запросы разработчикам программных продуктов.

Современная медицина – одна из наиболее наукоёмких отраслей, и её цифровая трансформация – серьёзный долгосрочный вызов, как организационный, так и технологический. В отличие от разметки изображений, разметку медицинских данных не могут проводить обычные люди – требуется участие профессиональных врачей.

Как убеждены организаторы конференции, необходимо создание междисциплинарных команд. Только совместная работа специалистов в области ИТ и медицины способна обеспечить качественную цифровую трансформацию отрасли – не автоматизацию процессов, а реализацию принципиально нового подхода на основе анализа медицинских данных из разных источников (так называемых больших данных) с применением передовых методов искусственного интеллекта.

Это стало одним из тезисов выступления директора ИСП РАН Арутюна Аветисяна на пленарном заседании IV Международного конгресса «Фундаментальная и клиническая электрофизиология. Актуальные вопросы аритмологии», посвященного А.Ф. Самойлову.

Конференция «Анализ данных в медицине» пройдёт в НИИ Акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта. В частности, планируется обсудить методы искусственного интеллекта при анализе данных в пренатальной диагностике и в моделировании ангиогенеза.

Будущее медицины однозначно цифровое – тем важнее максимально плотное соединение компетенций от медицины и цифры. Анализ данных – это то поле, где для грамотного применения нынешних технологий все равно требуется большой вклад конкретных медиков с их богатым опытом. В итоге на конференции объединятся сразу несколько приоритетных трендов развития России – цифровой, человекосберегающий, медицинский.

Подробнее о конференции: https://digital-med.ru/
источник
Научно-образовательная политика
РТУ МИРЭА-Samsung: недетские возможности

Samsung Electronics и РТУ МИРЭА сотрудничают с 2017 года. Университет стал одним из первых партнеров «IT Академии Samsung», и это единственный вуз в Москве, на базе которого проходит обучение студентов по всем трем образовательным трекам программы: «Искусственный интеллект», «Интернет вещей» и «Мобильная разработка».

В 2019 году компания стала первым официальным индустриальным партнером Детского технопарка «Альтаир» РТУ МИРЭА и запустила в нем программу «IT Школа Samsung».

«IT Школа Samsung» – это федеральная социально-образовательная программа по подготовке будущих IT-специалистов. Ежегодно в рамках проекта более 1500 старшеклассников проходят бесплатное обучение.  
В декабре 2019 года «IT Школа Samsung» стала победителем конкурса благотворительных программ «Лидеры корпоративной благотворительности в парадигме устойчивого развития 2019» как лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в её связи со стратегией бизнеса и в контексте устойчивого развития.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:

«Цифровые навыки сегодня– одни из самых востребованных у работодателей, и мы ставим перед собой задачу со школьной скамьи воспитывать новое поколение разработчиков, образование которых отвечало бы всем требованиям современности.

Детский технопарк РТУ МИРЭА «Альтаир» второй год подряд реализует образовательную программу проекта «IT Школа Samsung» и занимает одну из лидирующих позиций среди других площадок проекта по числу слушателей и образовательным результатам. Мы высоко ценим партнерство с компанией Samsung и дополнительные возможности, которые открываются для наших учащихся благодаря нашим совместным усилиям».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️ Ректорам, проректорам, молодым учёным

Российский форум «Молодёжь и наука» пройдёт с 15 по 17 мая в Нижнем Новгороде.

Форум станет одним из центральных событий Года науки и технологий в России.

Среди спикеров:

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель  Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).

Организаторы: Минобрнауки РФ, РАН, Росмолодёжь, Российский союз молодёжи, Правительство Нижегородской области, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».

Партнёры: АНО «Россия – страна возможностей» и ММСО.

Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/ )
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:

Дорогие друзья!

Для Нижегородской области большая честь провести такое мероприятие как Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.

Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.

Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса.  В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.

Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.

Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!
Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.

Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.

Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса.  В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.

Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.

Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!

Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
НИТУ «МИСиС» - хорошая репутация

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» ректоры ведущих вузов обсудили результаты большого международного исследования – рейтинга, представленного агентством Round University Ranking (RUR). В этом году 95 российских вузов вошли в рейтинг, что составило 10% от мировой выборки, и 15 университетов попали в топ-500 лучших вузов.

Своими достижениями с НОП поделился НИТУ «МИСиС». Университет вошёл в топ-10 вузов России и продемонстрировал в группе лидеров заметный рост. Университет поднялся на 82 балла по сравнению с прошлым годом, заняв 309 место в мире. В субрейтинге по качеству исследований НИТУ «МИСиС» вошел в топ-5 среди российских участников рейтинга, показав рост по четырем из пяти составляющих.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:

«Позиции университета в международных рейтингах – важный показатель его репутации, независимая оценка образовательной, научно-исследовательской  и инновационной деятельности вуза. С 2018 года НИТУ «МИСиС» демонстрирует только положительную динамику в Round University Ranking, поднявшись за 4 года на 204 позиции и занимая по итогам 2021 года 309 место среди лучших вузов мира.

Это стало возможным, в том числе, благодаря начатой в 2013 году работе по развитию научно-исследовательской инфраструктуры, привлечению ведущих учёных России и мира, увеличению объема научных исследований. За это время в НИТУ «МИСиС» создано 37 лабораторий и инжиниринговых центров мирового уровня, сформировано 32 научных коллектива, возглавляемых ведущими учеными из лучших университетов России и мира.

Концентрация усилий на прорывных научных направлениях повлияла на увеличение объема научных исследований и рост числа НИОКР в интересах бизнес-сообщества. Ежегодно НИТУ «МИСиС» реализует более 500 договоров с российскими и зарубежными компаниями, объем НИР вырос с 1,6 млн рублей на 1 НПР в 2013 году до 3,9 млн рублей в 2020 году».
источник