Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 07
Научно-образовательная политика
Препод-день

Министерство науки и высшего образования предлагает учредить новый профессиональный праздник - День преподавателя высшей школы.

Отмечать его предлагается 19 ноября - в день рождения Михаила Ломоносова.

Инициатива однозначно правильная и похвальная - преподаватели и профессора университетов до сего момента несколько обделены своим особым днём. 1 сентября чествуют школьных учителей, 8 февраля - ученых. Логично, что педагоги высшей школы вносят не меньший вклад в образование и воспитание молодежи, чем их коллеги из школ.

Дата 19 ноября тоже выбрана вроде бы логично - Михаил Ломоносов является «отцом» российской высшей школы.

Однако, есть и другие обстоятельства. Например, именно на 19 ноября ООН назначила Международный мужской день. Ещё в этот день профессиональный праздник работников стекольной промышленности. Но все это меркнет перед Всемирным днём туалета. И нет, мы не иронизируем - проблема санитарных условий крайне важна. Но избежать ассоциаций вряд ли удастся.

Отдельно хочется напомнить о педагогах и мастерах системы среднего профессионального образования. Их обычно забывают, когда речь идёт или о школах, или об университетах. Хотелось бы, чтобы и у них был свой профессиональный праздник - отдельный либо совместный с преподавателями университетов.
источник
Научно-образовательная политика
На «Тихоокеанскую проектную школу» в ДВФУ съехались старшеклассники со всей России. Две недели они работали по трем направлениям: инженерное, естественно-научное и IT. Наставниками выступали ведущие ученые и преподаватели ДВФУ,  эксперты отраслевых предприятий.

Одним из приглашенных участников стал Евгений Кутин — победитель конкурса «Наука. Территория героев», проведенного АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минобрнауки в рамках нацпроекта «Наука».

Елена Харисова, проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ специально для НОП:

«Юбилейный пятый год Тихоокеанской проектной школы подошел к концу. Именно с этого проекта взяли начало множество программ Департамента довузовского образования ДВФУ. Участникам удалось разработать идеи, которые смогут принести реальную пользу Дальнему Востоку, и по-другому взглянуть на развитие территории. Мы точно знаем: все эти ребята еще не раз вернутся в стены ДВФУ участниками других проектов, экспертами, преподавателями, интеллектуальными лидерами».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Наследие Алферова: угасание или развитие

Жорес Алферов – одна из тех глыб, на которых многие десятилетия стояли и отечественная наука и российская научная политика. После себя он оставил множество идей и проектов, в которых традиции тесно сплелись с инновациями.

Одним из своих важнейших достижений Жорес Алферов считал Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет, который известен именно как Алферовский университет.

Это компактное заведение, где тесно интегрируются школа и вуз, обучение и исследовательская работа. К преподаванию традиционно привлекаются ведущие ученые, а весь процесс происходит в небольших компактных группах с постоянным контактом наставника и студента.

К сожалению, как и в других подобных начинаниях, очень многое держится исключительно на личности и масштабе заслуг инициатора. Когда Жорес Алферов покинул нас, университет его имени – нет, не стал подвергаться нападкам – но просто вошел в ту же систему требований, что и остальные вузы страны.

Уникальность Алферовскому университету придавала компактность и индивидуализация, а также высокий уровень приборной оснащенности – ведь в фокусе внимания точные и естественные науки. Но вузы такого формата не могут существовать без постоянной серьезной финансовой подпитки.

В первую речь идет о государстве – но оно не может просто отдельной строкой выделять большие суммы исключительно Алферовскому университету. Это было бы исключительно несправедливо.

Следовательно, у вуза есть только два пути – активно наращивать внебюджетное финансирование (для этого нужно оборудование и платные студенты), а также претендовать на расширение госзадания (опять же – это студенты, но уже бюджетные). Однако, уже и сейчас университет находится в очень стесненных финансовых условиях – строить новые корпуса, общежития, закупать оборудование ему попросту не на что.

Руководство Алферовского университета прекрасно понимает, что выхода два – затянуть пояса и неистово бороться за жизнь (а в итоге все равно исчезнуть) либо войти в состав другого, более крупного вуза. Учитывая ответственность перед студентами и преподавателями, был избран второй путь.

В качестве «новой Родины» после долгих консультаций был выбран Питерский Политех (СПбПУ). Оба вуза сфокусированы примерно на одних и тех же образовательных и научных процессах, да и расположены они по соседству.

Вот что сообщает руководство Алферовского университета: «Вхождение в состав Политехнического университета в первую очередь предусматривает сохранение существующей автономности научно-образовательной структуры и традиций Академического университета, заложенных академиком Ж.И. Алферовым.

Вхождение в Политехнический университет предполагает создание новой структурной единицы – Академического института им. Ж.И. Алферова. Для этого планируется:

- сохранение территории, инфраструктуры и лабораторий;
- сохранение принятой в Политехническом университете автономности институтов в части образовательного процесса, управления ресурсами и кадровой политики;
- привлечение его инфраструктуры для образовательных целей, и широкого спектра дополнительных возможностей, которые этот университет предоставляет студентам;
- создание условий для развития научной школы;
- развитие до Национального центра электроники, наноэлектроники и нанотехнологий.
- расширение АУ за счет присоединения научных коллективов из Политехнического университета;
- развитие Лицея «Физико-Техническая Школа» за счет его вхождения в Программу создания национальных специализированных центров подготовки школьников, организации интерната для иногородних школьников».

Питерский Политех – это лучший выбор для подобной интеграции. Его ректор Андрей Рудской и вся его управленческая команда обладают той самой системной широтой мышления, которая позволит сохранить лучшие качества Алферовского университета, предоставив тому великолепные возможности и для развития, и для сохранения своей идентичности.

Подробнее: заявление руководства Алферовского университета и новость на сайте СПбПУ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новая номенклатурная эпоха

Окончательно завершен процесс формирования и принятия новой номенклатуры научных специальностей. Вчера Минюст зарегистрировал соответствующий Приказ министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Напомним, что именно по ним проводятся защиты кандидатских и докторских диссертаций, формируется Перечень ВАК, создаются и функционируют диссертационные советы. Также Номенклатура тесно связана с системой присвоения ученых званий доцента и профессора.

В новой номенклатуре сократилось количество и самих специальностей, и их групп. Были добавлены новые – в соответствии с исследовательскими реалиями и Стратегией научно-технологического развития.

Одной из ключевых характеристик, которой хотели добиться авторы – интегративность. В частности, новая Номенклатура достаточно хорошо и полно стыкуется с классификатором Организации экономического сотрудничества и развития, Российского научного фонда, а также с рубрикаторами ведущих баз данных – Web of Science и Scopus.

Также предполагается максимально возможная бесшовность переключения на новую Номенклатуру как диссоветов, так и диссертаций. Об этом подробнее рассказал «Российской газете» Владимир Филиппов, председатель ВАК: «Более половины (почти 1000 из 1700) диссертационных советов будут переутверждены автоматически. Другая часть диссоветов трансформируется постепенно, в период до 1 октября 2022 года. До этой даты планируется обеспечить функционирования всей ныне действующей сети диссертационных советов по прежней номенклатуре научных специальностей.

Это означает, что все подготовившие диссертацию по научным специальностям, не вошедшим в новую номенклатуру, смогут представить результаты своих исследований в рамках вновь введенных специальностей. Такое станет возможным благодаря паспортам научных специальностей. Они сейчас создаются, и в них должны быть сосредоточены все нюансы конкретной специализации, в том числе пересечения со смежными научными направлениями».

Вступает в силу новая Номенклатура не мгновенно – впереди полтора года на спокойный и вдумчивый переход. Стыковка новой и старой номенклатуры потребует не меньших усилий, чем сама разработка нового перечня – и в паспортах научных специальностей, и в самих таблицах соответствия нужно будет учитывать также и сформировавшуюся практику. Необходимо, чтобы ни диссоветы, ни соискатели ученых степеней, ни журналы не проходили ненужных и лишних бюрократических процедур.

Необходимость новой Номенклатуры назрела уже давно – при этом важно, что в ее разработке активно участвовали представители научно-образовательного сообщества, в том числе Российской академии наук. Итоговый вариант не идеален – как не идеальны любые классификации, но важно, что он консенсусный.

Подробнее: Приказ Минобрнауки и новость «Российской газеты».
источник
Научно-образовательная политика
Фаблаб ищет таланты
 
5 апреля СПбПУ стал основной локацией VIII Всероссийской конференции Центров молодежного инновационного творчестваVIII Всероссийской конференции Центров молодежного инновационного творчества, которая проходит с 4 по 8 апреля в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мероприятие организуется ежегодно в разных регионах РФ и проводится по инициативе Фонда содействия инновациям при поддержке Министерства экономического развития РФ и Ассоциации ЦМИТ.
 
В 2013 году ЦМИТ «Фаблаб Политех» был единственным в Санкт-Петербурге. В «Фаблаб Политех» появился Клуб технического яхтинга, из которого сформировался Центр технологических проектов СПбПУ под руководством Алексея Майстро.

Один из проектов ребят – многофункциональный роботизированный учебный комплекс на базе безэкипажной платформы «Кадет-М», реализуется совместно с Фондом содействия инновациям.

Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ специально для НОП:
 
«”Фаблаб Политех”– это площадка для технически мыслящей молодежи, для нас он стал одним из важных инструментов для формирования студенческих инженерных команд внутри вуза и школьных смешанных команд. Задачи, которые учащиеся ставят в своих исследованиях, весьма значимые и зрелые. Нам нужны сильные, талантливые студенты. И особенно важно, чтобы ребята определяли свои способности и делали правильный выбор будущей профессии уже в раннем возрасте».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Регистрацию на семинар по реализации ДПО в вузе прошли кураторы непрерывного образования из более чем 250 университетов.

Методологическое лидерство Инобра Вышки в очередной раз подтверждено профессиональным вузовским сообществом.
Завтра с 12:00 (Мск) будет горячо!

https://t.me/scienpolicy/16081
источник
Научно-образовательная политика
Научный призыв

В самый разгар заявочной кампании на участие в треке «Наука» конкурса «Лидеры России», которая продлится до 26 апреля, асы науки и образования обратились с призывом принять участие в проекте к талантливым лидерам научно-технологического развития государства.

Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ:

«Во время недавно прошедшего совета по науке и образованию Президент сказал: «Российская наука, которая достигла уже очень многого, сегодня становится одним из определяющих составляющих успеха не только самих научных исследований, но и вообще жизни всей страны». И я очень надеюсь, что тот конкурс, который мы продолжаем, который, наверное, должен в этом году быть более интересным, более насыщенным – это сообщество лидеров, сообщество людей, которые берут на себя ответственность за будущее не только вот этой очень важной сферы, но и страны в целом. Я надеюсь, что количество этих людей увеличится и их понимание того, как мы должны двигаться дальше – мы все, не только в науке. Поэтому я призываю тех людей, которые видят в себе силы, готовность взять на себя вот эту ответственность, поучаствовать в этом конкурсе, проверить себя и одновременно внести посильный вклад в развитие страны».

Алексей Комиссаров, генеральный директор президентской платформы «Россия - страна возможностей»:

«2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий. Наша страна обладает большим интеллектуальным потенциалом. И главная задача – предоставить новые возможности талантам и направить внимание на научно-технологическое развитие страны. Трек «Наука» в конкурсе «Лидеры России» призван отобрать ключевых исследователей, учёных, популяризаторов науки, профессиональных лидеров-администраторов, готовых добиваться результатов, совершать научные открытия, развивать научные центры, образовательные учреждения и, конечно, повышать престиж страны на международной арене».

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»:

«Реализация научно-технологического и социально-экономического развития России требует подготовки лидеров нового поколения, способных ставить амбициозные цели, объединять и вдохновлять научные коллективы. Сформировать сообщество лидеров, готовых брать на себя ответственность за управление научно-технологическим прорывом – основная цель трека «Наука». Участие в конкурсе – это уникальный шанс прокачать свои профессиональные знания и компетенции, найти наставника, пообщаться с единомышленниками и развить навыки, необходимые для поиска эффективных ответов на вызовы, которые встают перед страной в условиях перехода к цифровой экономике».

Александр Самардак, проректор по научной работе ДВФУ:

«
После конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука» мне была предложена должность проректора по научной работе в Дальневосточном федеральном университете. Конечно же, конкурс здесь мне очень помог, он позволил перепрыгнуть несколько ступеней на пути к этой должности. Везде нужно работать на максимум».

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ:

«Конкурс «Лидеры России» дал мне очень много, прежде всего, в плане развития управленческих компетенций, soft skills, персонального потенциала и эффективных коммуникаций с единомышленниками. Трек «Наука» необходим, чтобы открывать талантливых управленцев, что будет способствовать развитию научных исследований и открытий в России, а также внедрению их в экономику страны».
источник
Научно-образовательная политика
8 апреля на базе НИУ ВШЭ пройдет заседание Ассоциации «Глобальные университеты», на которое приглашены заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов и ректоры российских вузов.

Ассоциация «‎Глобальные университеты» была создана участниками Проекта 5-100, сейчас в нее входит 21 университет.‎  Поэтому одной из главных тем заседания станет обсуждение результатов и эффектов Проекта 5-100. По этому вопросу выступят председатель Совета Ассоциации, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор ДВФУ Никита Анисимов, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор СПбПУ Андрей Рудской, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов и ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко. Почетный член Совета Ассоциации, научный руководитель, директор Института общественных стратегий МШУ СКОЛКОВО Андрей Волков расскажет об экспертном мнении международного Совета 5-100.

В заседании Ассоциации «Глобальные университеты» также примет участие представитель рейтингового агентства QS.
По вопросу развития науки в российских университетах, включая интеграцию научных институтов с университетами, выступит вице-президент РАН Алексей Хохлов. Помимо этого ректор КФУ Ильшат Гафуров, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и ректор ННГУ им. Лобачевского Елена Загайнова поделятся своими кейсами кооперации с РАН.
источник
Научно-образовательная политика
Мотивация учиться как фактор успешности

Сегодня в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная приемной кампании 2021 года.

Традиционно перед началом приема в вузы был представлен обновленный «Навигатор абитуриента», который, по словам составителей, в этом году будет принципиально отличаться от предыдущих версий и отвечать на главный вопрос современных старшеклассников: «Где я буду работать?».

Представленные данные, составленные на основе собранной информации по профессиям и зарплатам за 2020 год, помогут абитуриентам сориентироваться, какие требования предъявляют работодатели к выпускникам, где можно получить востребованную профессию, с какими бизнес-партнерами работают вузы. Это поможет поступающим сделать более осознанный выбор своей профессиональной траектории.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:

«Для подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда необходима системная работа с бизнес-партнерами, которая позволяет отвечать на запросы работодателей. Чтобы оставаться востребованным в быстроменяющемся мире, специалист должен быть мотивирован на постоянную самореализацию и готовность учиться непрерывно, обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами компании, широко использовать возможности цифровых технологий.

Сегодня невозможно один раз получить образование и потом всю жизнь конвертировать его в опыт.  Важная задача университета – сформировать у студентов мотивацию к непрерывному самообучению и самообразованию. Это одна из ключевых компетенций для современного профессионала в любой области, ее роль со временем будет только возрастать
».

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20210407/953161646.html
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник