Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 05
Научно-образовательная политика
Нацпроектное доверие

Сегодня состоится совещание, в рамках которого будут подведены итоги реализации нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» в первом квартале 2021 года.

За короткий период своего существования обновлённый нацпроект успел стать зеркалом научно-образовательной политики России, вобрав в структуре федпроектов значительное количество побед команды министра Валерия Фалькова, но не успев (пока) стать полностью компромиссным для всех участников сферы.

Редакция НОП третий год наблюдает за динамикой доверия населения страны, в т.ч. экспертного сообщества и элит, к ходу реализации и результатам профильных нацпроектов. Кривая доверия и поддержки всегда растёт, когда ответственные команды (Минобрнауки, Минпросвещения, Минцифры, АСИ и т.д.) проводят общественные обсуждения, проектные и экспертные группы, формируют постоянно действующие экспертные чаты и zoom-встречи, позволяющие вузовскому и академическому «народу» почувствовать сопричастность и обоснованность принятых «нацпроектных» решений.

Вместе с тем, в случаях, когда ответственные администраторы нацпроектов «двигают» ход реализации кулуарно-кабинетно, возрастает экспертная критика (часто, абсолютно обоснованно).

По информации НОП, совещание состоится под председательством Григория Трубникова, директора Объединенного института ядерных исследований и пройдёт на площадке НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
Синхротронные векторы

В рамках программы мегасайенс, реализуемой в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» и нацпроекта «Наука и университеты», сихротроны занимают особое место. В них осуществляется стыковка и синергия указанных форматов с Федеральной научно-технической программой развития синхротронных и нейтронных исследований.

Кроме того, именно синхротронный вектор отличается от иных мегасайенс направлений – если остальные установки будут сооружены в единственном экземпляре, то современных синхротронов для научно-технологического прорыва нужно несколько. И на каждом – много разнообразных исследовательских станций, заточенных под определенные задачи.

Важным требованием является равномерная географическая распределенность синхротронов по территории страны – это один из инструментов подъема региональной науки.

В этой логике, сочетая идея двух стратегий – пространственного и научно-технологического развития – в России предполагается построить три новых синхротрона. Самый громкий проект на сегодняшний день – Сибирский кольцевой источник фотонов (синхротрон СКИФ), который должен стать установкой поколения 4+.

Помимо этого, в Протвино в структуре Курчатовского института будет создан синхротрон 4 поколения – это проект ИССИ-4. Это будет комбинация собственно синхротрона и лазера на свободных электронах. Наравне со СКИФом – ИССИ-4 станет флагманом научного прорыва, закрепив за Россией лидерские позиции в мировой науке.

Дальний Восток получит свою установку – РИФ, который будет создан на острове Русский в рамках развиваемой там инфраструктуры под руководством Дальневосточного федерального университета. Данный синхротрон планируется как «рабочая лошадка», собирать его планируется, в том числе из блоков, которые были произведены некоторое время назад. На выходе – это будет установка для прикладных исследований и работ в интересах промышленности и бизнеса.

Однако, развитие синхротронной программы также подразумевает не только строительство новых установок. Изначально предполагалось, что будет модернизирован Курчатовский источник синхротронного излучения (КИСИ) с поколения 2+ до 3.

Сам «спрос» на синхротроны, а он сегодня в мире очень велик, нужно удовлетворять не только установками высочайшего класса, но и «рабочими лошадками». И как раз таких синхротронов «среднего уровня» необходимо достаточно много.

Именно поэтому модернизация КИСИ не менее востребована, чем сооружение СКИФ или ИССИ-4. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Постановление Правительства, по которому предполагается выделить на модернизацию КИСИ 13 млрд рублей. В 2021 году планируется завершить проектные работы, а в 2025-м – ввести обновлённую установку в эксплуатацию. За это время будут полностью заменены узлы и системы ускорительно-накопительного комплекса.

Напомним, что в настоящее время также функционирует синхротронный комплекс Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН. Хотя по своей сути это все-таки электрон-позитронный коллайдеры, где сихротронное излучение не является самоцелью. ИЯФ – это ключевой носитель компетенций, который будет задействован по всем направлениям сихротронной программы.

Синхротронов много не бывает – и именно с ними связано развитие очень большого спектра научных направлений – от кристаллографии до археологии, от медицины до создания новых уникальных материалов.

России предстоит решить очень важную дилемму – для прорывных исследований и разработок нужны уникальные синхротроны поколений 4 и 4+. Тут у СКИФа и ИССИ-4 конкурентов не будет, на таких параметрах любая установка уникальна и однозначно востребована в мировом масштабе. Но бизнесу не меньше, а то и больше нужны «рабочие лошадки» - а тут в мире есть значительная конкуренция. Следовательно, параллельно с развитием синхротронов нужно всерьез поднимать технологическую культуру бизнеса, демонстрировать, как работа на данных установках может привести к ощутимой практической выгоде. И тогда российские синхротроны будут работать без перерыва на российскую промышленность.
источник
Научно-образовательная политика
Профсоюзные «звёздочки»

В конкурсе профбюро, который прошёл при поддержке Росмолодежи и Московской городской организации Профсоюза, при активном участии экспертов МАДИ, первенство одержали автодорожники.

Андрей Келлер, ректор МАДИ, о победе профбюро университета специально для НОП:

«Участие в работе студенческих профсоюзов играет важную роль в формировании профессиональных и личностных качеств студентов.
Как известно, университетское образование нацелено, в первую очередь, на подготовку востребованных специалистов, на формирование их профессионализма. Это правильно, но, как правило, жизнь намного сложнее.

Но выпускник, выходя из стен университета и развивая свою карьерную траекторию, часто сталкивается с задачами, лежащими за пределами его профессиональных компетенций. Он должен уметь быть лидером изменений – в экономике, в науке, в бизнесе. Объединить вокруг себя единомышленников. Эффективно коммуницировать с людьми. Построить свое дело и сделать это грамотно.

Все это актуализирует формирование надпрофессиональных компетенций, воспитание всесторонне развитых специалистов. Лидеров, умеющих нести ответственность, принимать решения в условиях неопределенности, работать с людьми. Найти и вырастить таких «звездочек» помогают студенческие профсоюзы.

МАДИ уделяет большое внимание работе студенческой профсоюзной организации. В нашем университете она одна из лучших в Москве. Ребята активно участвуют не только в столичной, но и федеральной повестке. Я очень рад их победе и от души желаю им новых успехов!»


Подробнее: http://www.madi.ru/5371-studencheskoe-profbyuro-madi-priznano-luchshim-na-regionalno.html
источник
Научно-образовательная политика
ПРИОРИТЕТный старт

Сегодня, 5 апреля, заканчивается общественная экспертиза ключевых документов программы «ПРИОРИТЕТ-2030». Краткий обзор новаций представляет «Российская газета».

«Программа направлена на усиление роли вузов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии регионов и страны в целом, – отметил министр и высшего образования Валерий Фальков. – Для этого мы объединим ресурсный потенциал университетов и научных организаций в консорциумы с предприятиями реального сектора экономики».

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного федерального университета, рассказал: «Мы уже давно работаем в такой логике. Например, Центр компетенций НТИ по нейротехнологиям, виртуальной и дополненной реальности в ДВФУ создан на базе консорциума, в который входит около 40 организаций. Действует консорциум ДВФУ с Севастопольским госуниверситетом и Балтийским федеральным университетом – это научно-исследовательский и образовательный кластер мирового уровня в области изучения Мирового океана и прибрежных зон. Или, например, консорциум «Рубежи России» – сетевой центр исследований и экспертизы в сфере современной геополитики и приграничного регионоведения. Такая модель сотрудничества позволяет нам преодолевать расстояния между вузами, усиливать исследовательские коллективы, создавать сетевые образовательные программы».

Программу «Приоритет 2030» отличает то, что участвовать в ней могут не только столичные вузы, акцент делается в первую очередь на развитии региональных университетов, а также «опорных» – для отрасли и(или) (макро)региона.

«Теперь студенту, чтобы получить качественное образование будет необязательно уезжать в Москву, или Санкт-Петербург, или другие региональные центры, – говорит Нина Яныкина, гендиректор Университета 20.35. – Получить качественное высшее образование по месту жительства будет гораздо проще».

Сетевое взаимодействие вузов – сегодня один из ключевых аспектов развития системы высшего образования, многие крупные проекты направлены именно на это. По мнению Нины Яныкиной, в программе «Приоритет 2030» очень важны два новых (в сравнении с Программой 5-100) критерия отбора вузов. Это амбиции и опыт в реализации третьей миссии университета: его интеграция с бизнесом, обществом и властью, а также цифровое развитие университета.

В то же время, при очевидной прорывной логике проекта для укрепления сильных вузов (кстати, возможно, он сменит название, например, включив термин «ведущие университеты») во всех без исключения регионах России продолжат работать и другие государственные вузы, те что «попроще». Часто это главные вузы своего субъекта.

Они, конечно же, ждут поддержки от государства (не обязательно, финансовой), многие из них не захотят мириться с попаданием в группу «не ведущих». И над этой задачей надо думать уже сейчас.

Подробнее: статья «Российской газете» и анализ документов.
источник
Научно-образовательная политика
Пост-COVID: цифровизация и адаптация

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и Google представили результаты совместного исследования «‎Цифровой поворот: экономические последствия пандемии и новые стратегии развития страны».

«Ситуация с пандемией показала, что новая реальность диктует свои условия. Онлайн форматы ведения бизнеса, удаленные сервисы и госуслуги, технологии искусственного интеллекта – как никогда продемонстрировали актуальность. У нас был серьезный стимул для перевода на цифровой формат взаимодействия граждан с государством. Многие из этих направлений мы разворачивали, что называется «с колес», за считанные недели и даже дни. В совместном исследовании РАНХиГС и Google дана не только оценка влияния пандемии на государственный и частный сектор, но и предложены конкретные решения и рекомендации. Уверен, результаты сегодняшней дискуссии будут содействовать эффективному экспертному сопровождению и ускорению процесса цифровизации» - прокомментировал проект заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в обращении к участникам круглого стола в ТАСС, на котором были представлены результаты работы.

Исследование показало, что основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений. Кроме этого отмечаются и позитивные изменения, например, 19% респондентов отмечают, что стали уделять больше внимания самообразованию, а 10% освоили новые навыки, получили дополнительное образование, освоили новую профессию. Из опроса следует, что потенциал активизации населения вынужденный: большинство людей боится лишиться существующих источников доходов. Уверенность в освоении цифровых технологий напрямую связана с чувством безопасности в будущей экономической среде.

Онлайн-образование и предоставление образовательных услуг вошли в топ-10 индустрий, которые выиграли от последствий пандемии. Пандемия стала настоящим двигателем процессов цифровизации. Вовлечение в них влияет на уровень оптимизма представителей бизнеса: те, кто уже запустил процесс цифровизации, считают, что ситуация уже не ухудшится.

Анализируя результаты исследования, Владимир Мау, ректор РАНХиГС, отметил: «‎Кризис, который произошел, он же не экономический. Мы имеем экономические последствия внешнего шока аналогичного войне или природного катаклизма, который ускоряет определенные трансформации. Он имеет серьезные экономические последствия, но в нем нет структурных проблем как таковых. В этом смысле, восстановление экономики может идти гораздо быстрей с точки зрения занятости - у меня более оптимистичный вариант.

Мы должны различать плохие и хорошие институты: далеко не все, что возникло, будет способствовать эффективности или справедливости. Сегодня важно понять, как отрасли и организации будут работать с учетом накопленного в 2020 году опыта. Мы должны решить очень сложную задачу – понять, какие из возникших в пандемию институтов будут обеспечивать рост благосостояния, а от каких лучше отказаться.

Правительство активно предпринимает необходимые шаги для преодоления последствий пандемии: в первую очередь, это обеспечение макроэкономической устойчивости и недопущение макроэкономических дисбалансов.

Правительством определены основные стратегические направления, которые будут формировать контуры посткризисной структуры. Это инфраструктура, инновации, клиентоориентированное государство, инвестиции в человеческий капитал. В условиях высокой неопределенности государство должно взять на себя функции «инвестора последней инстанции», сосредоточиться на инвестициях в транспортную, цифровую и социальную инфраструктуру. Это и есть источники повышения факторной производительности, то, что создает условия для дальнейшего экономического роста и, главное, роста благосостояния»
.

Подробнее: https://tass.ru/press/12907
Исследование «‎Цифровой поворот: экономические последствия пандемии и новые стратегии развития страны»: https://cdto.ranepa.ru/digital_turn_research
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Путин подписал закон о просветительской деятельности

▪️ просветительской признается деятельность вне образовательных программ, направленная на распространение знаний и навыков

▪️ запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания розни, "в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов"

▪️ заниматься просветительской деятельностью смогут госорганы и местные власти и уполномоченные ими организации, люди и предприниматели

▪️ международное сотрудничество образовательных организаций будут координировать федеральные ведомства, чтобы не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс

▪️ образовательные организации смогут заключать договоры с иностранцами и зарубежными организациями только после одобрения Минобрнауки или Минпросвещения

▪️ закон вступит в силу 1 июня
источник
Научно-образовательная политика
Белоруссия и «Приоритет»

О приоритетах научно-образовательного сотрудничества с Белоруссией и об открытых дверях «Приоритета-2030» для всех университетов рассказал в своем интервью РИА Новости министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Форматы
В 2020 году и в 2021 году, несмотря на ограничения, которые существуют из-за пандемии, интенсифицировались контакты. По линии [Минобрнауки] мы сотрудничаем с коллегами из министерства образования Республики Белоруссии, государственного комитета по науке и технологиям и с Национальной академии науки Республики Белоруссия. По всем направлениям у нас гораздо больше стало и визитов, и разного рода проектов. Но что больше всего нас радует – стало больше возможностей обучения для российских и белорусских студентов, возможностей для обучения в России и в Белоруссии.

Пути поступления
Во-первых, у [белорусов] такие же права, как и у наших граждан, и белорусские студенты могут поступить на общих основаниях, сдав ЕГЭ, во все российские вузы, в том числе на бюджетные места.

Вторая возможность – это квоты на поступление на бюджетные места, квоты правительства Российской Федерации, которые каждый год дает Россия для поступления белорусских студентов. В этом году будет 700 бюджетных мест – в два раза больше, чем в предыдущие годы.

И третье – это возможность обучаться, в том числе на бюджетных местах, в самой Белоруссии. Там находятся филиалы двух ведущих российских вузов – РЭУ имени Г.В. Плеханова и Российского государственного социального университета. В этом году – по 50 бюджетных мест в каждом из филиалов выделено для белорусских студентов.

Экзамены
Во-первых, приехать можно в Россию и сдать ЕГЭ. Но в этом году мы пошли навстречу и <…> рекомендовали российским вузам принимать на обучение, в т.ч. на бюджетные места, абитуриентов из Белоруссии по результатам централизованного тестирования – это некий аналог ЕГЭ, который сдают выпускники белорусских школ. Так что в этом году еще проще будет выпускникам из Белоруссии поступить в российские вузы.

Расширено и дополнительно
В этом году мы впервые запускаем уникальный проект, который называется «Летний университет 2021». Более 700 студентов из Белоруссии смогут на интенсивных курсах, это как раз дополнительное образование, пройти обучение, побыть в России в летний период.

У нас во всех семи федеральных округах на базе 16 университетов – в самых разных университетах: от Псковского государственного до Дальневосточного федерального университета – будут организованы соответствующе летние школы под общим названием.

Наука
Вот сейчас в эти дни как раз находится делегация Национальной академии наук Белоруссии. Мы встречались с руководством позавчера, обсуждали самые разные проекты. Больше, конечно, это по линии конкретных университетов и научных институтов такие проекты. Их не один десяток, потому что связям, исторически сложившимся, уже много десятилетий – это и защиты диссертаций совместные, и совместные гранты, это и совместные проекты, инициированные обеими сторонами.

У нас есть премия Союзного государства в области науки и технологий. И каждый год такая премия присуждается лучшим коллективам из России и Белоруссии.

ПРИОРИТЕТ-2030
Все вузы, независимо от ведомственной принадлежности, от формы собственности имеют право [участвовать в программе], и мы приветствуем такое участие.

У нас есть ряд сильных частных вузов. К сожалению, в силу ряда причин общее представление зачастую не в пользу частных вузов, поскольку в прежние годы ряд частных вузов ставили коммерческую цель выше общественного блага. А все-таки образование – это общественное благо, и в первую очередь университет должен не зарабатывать деньги, а давать качественное образование. Но ситуация значительно изменилась благодаря усилиям государства, в том числе и со стороны тогдашнего министерства образования и науки, и те частные вузы, которые остались, они достаточно крепкие и дают хорошее образование. Я знаю, что часть из них хотели бы участвовать в программе «Приоритет-2030» и мы их ждем с удовольствием.

Полный текст интервью.
источник
Научно-образовательная политика
Главный продюсер АНО "Национальные приоритеты" Глеб Федоров для НОП:

"Последний год показал, насколько общество нуждается в информации, основанной на научных знаниях. Такая информация помогает принимать сложные решения, в особенности когда речь идет о здоровье и благополучии людей.

Цель проекта "100 вопросов ученому" - помочь в выстраивании прямого диалога между учеными и широкой аудиторией, насытить интернет качественной верифицированной информацией и открыть новые имена популяризаторов науки"


https://t.me/npnauka/185
Telegram
Год науки и технологий
⚡️Задай вопрос ученому!

АНО «Национальные приоритеты» и сервис экспертных ответов Яндекс.Кью запустили совместный проект «100 вопросов ученому» в рамках проведения в России Года науки и технологий.

Тема апреля — космос! Чтобы участвовать, просто задайте вопрос нашим ученым по ссылке, и — вы в игре! Итоги мы подведем 30 апреля и подарим участнику, задавшему самый интересный вопрос, Яндекс.Станцию (уведомление об этом придет победителю на электронную почту).

А если вы профессор, ученый или студент, чья специализация связана с космосом, и хотите сами отвечать на вопросы — напишите нашему космическому куратору Анастасии Сваровской и поучаствуйте в отдельном конкурсе на лучший ответ.

Участникам предстоит рассказать о самом большом космическом мифе, в который люди продолжают верить.

Чтобы быть в курсе последних новостей проекта, а также не пропустить лучшие ответы экспертов, подпишитесь на сообщество "Год науки и технологий" на Кью!

#ГодНауки #100вопросовУченому
источник
Научно-образовательная политика
In vino

В минувшее воскресенье Михаил Ковальчук представил винную «Картину мира» – разговор шел о виноградорстве и виноделии. Разговор шел между своими – собеседником президента Курчатовского института стал заведующей лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Курчатника Дмитрий Федосов.

Тема беседы была поистине элитная – вхождение Крыма в состав России и последовавшие за этим санкции привели к настоящему «винному возрождению». Причем участниками стали многие представители элитной страты страны.

Это не первая «винная» «Картина мира» – почти два года назад очень много о вине (конкретно – в контексте Крыма) Михаил Ковальчук беседовал с Дмитрием Киселевым (кстати, тоже одним из виноделов).

Виноградарство и виноделие справедливо позиционируется Михаилом Ковальчуком как сфера импортозамещения, а также в качестве наукоемкой и высокотехнологичной отрасли.

Примечательно, что президент Курчатовского института все более часто и все более отчетливо проговаривает смысловые связки между различными направлениями научно-технологического прорыва – в очередной раз прозвучала целая система исследований и инноваций, состоящая из Курчатовского геномного центра мирового уровня (а он сфокусирован на микробиологическую промышленность и АПК), нацпроекта «Наука и университеты» и Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Кстати, виноград вполне может стать одной из подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства – благо вопросы изучения автохтонных или новых конкурентных сортов, внедрение генетического анализа и технологий являются общими для обеих программ.

Еще и еще раз Михаил Ковальчук рассказывает краткую историю отечественной генетики: Лысенко и разгром, приют генетики в Курчатовском институте, отделение сформировавшихся отраслевых институтов, обратная интеграция их в состав НИЦ. Коронавирус дал четко понять, что существует определенная дисперсия центров компетенций мирового уровня во многих генетических вопросах и близких к ним. Именно поэтому Михаил Ковальчук раз за разом проговаривает основополагающую роль Курчатовского института в генетике, которая подтверждена тем, что именно НИЦ назначен президентским указом головной научной организацией профильной ФНТП.

Вино – одна из сфер интересов, где Михаил Ковальчук хочет застолбить свое преимущество. Именно этим обусловлено тесное взаимодействие Курчатовского института с «Магарычем», а также подчеркивание наукоемкости этой сферы (вплоть до выделение отдельного направления в рамках НБИКС-платформы Курчатника).

Виноградарство и виноделие – это одна из тех областей, которые однозначно трансдисциплинарны (от почвоведения до генетики), но при этом объединяют в себе полный цикл – от посадки до бокала. Это особенно важно для сельского хозяйства, где присутствуют известные трудности с выводом «в поля» новых и улучшенных сортов. Хотя и там, конечно, генетика и цифра (особенно в виде беспилотников и цифровых двойников) постепенно начинают задавать тон.

Особый политический акцент теме вина придают слова президента Владимира Путина, прозвучавшие в рамках общения со студентами университетов в Татьянин день: «Я заинтересовался только одним, но не бизнесом, не как бизнесом, а как видом деятельности – это виноделием.  Очень хороший вид деятельности, мне кажется, благородный. <…> Не как бизнесом, а как видом деятельности я бы, наверное, когда-нибудь этим позанимался. <…> Когда я работу [президентом] закончу, может, пойду работать советником к нему [Борису Титову, владельцу «Абрау-Дюрсо»], но не как бизнесмен, а как специалист хотя бы в области права. Сейчас, повторяю, мы закон приняли, я в этом кое-что начинаю понимать».

Отдельно заставляет задуматься термин, который то ли оговорившись, то ли сознательно употребил Михаил Ковальчук, говоря о виноградарстве и виноделии – это «глубинная наука». И тут хорошее поле для размышлений – только ли «фундаментальность» науки имеется в виду.

Видео: https://smotrim.ru/video/2284712
источник
Научно-образовательная политика
Научно-образовательно-футбольный синтез

Сегодня было подписано соглашение между Петербургским Политехом и Региональной спортивной Федерацией футбола Санкт-Петербурга.

Ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской отметил, что для Политеха как одного из крупнейших вузов в городе развитие спорта является одной из главных задач. Из года в год вуз занимает лидирующие позиции по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов. Для этого создана большая сеть спортивных сооружений – у Политеха 14,5 тысячи квадратных метров только крытых площадей, 6 малых и один большой стадион, и вуз готов предлагать свои объекты для проведения соревнований и спортивных сборов различного уровня.

Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ специально для НОП:

«Все знают, что для петербуржцев футбол – больше, чем игра, а «Зенит» – больше, чем команда, с которой в октябре 2018 года мы подписали соглашение о сотрудничестве. Основные задачи мы выполняем и сейчас готовы включиться в реализацию новых проектов.

Чтобы вывести наш мини-футбол на новый уровень, нужны квалифицированные тренерские кадры и преподаватели физкультуры, и здесь без вашей поддержки нам не обойтись. Соглашение позволит объединить наши усилия с огромными возможностями, имеющимися у вас. Я уверен, что наука, спорт и культура должны идти рука об руку – в этом синтезе залог величия страны. Подписанием этого соглашения мы вставили правильный элемент в этот паззл, и наша совместная работа на благо развития этого вида спорта будет плодотворной».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 April 06
Научно-образовательная политика
Тюменский приоритет 2030

Концепцию основных направлений развития Тюменского государственного университета до 2030 года рассмотрели члены Наблюдательного совета вуза, заседание которого провел Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.

«Тюменский госуниверситет стоит на трех столпах: высокое качество образования, исследования мирового уровня, эффективная передача новых знаний и технологий обществу. Мы уже научились собирать эффективные научные коллективы, инициировать исследовательские проекты, запускать новые образовательные программы и, наконец, выводить на рынок инновационные научно-технологические разработки. Опыт нашей работы в Проекте 5-100 научил нас мыслить и действовать амбициозно. Теперь наша главная задача на 10 лет – стать драйвером развития тюменского региона», – подчеркнул для НОП ректор ТюмГУ Иван Романчук.

Реализация намеченных планов позволит ТюмГУ закрепиться в группе лидеров российского образовательного пространства, превратиться в национальный центр создания конкурентоспособных технологий для агропромышленного комплекса, биоиндустрии, нефтегазодобычи, современного образования.

«Тюменский госуниверситет является системообразующим научно-образовательным центром и важной составляющей позитивного имиджа региона. Мы намерены и дальше осуществлять всестороннюю поддержку университета. Я уверен, что ТюмГУ при наших совместных усилиях продолжит двигаться вперед и внесет свой вклад в достижение национальных целей в сфере высшего образования и науки»,отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.

В работе совета также приняли участие председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов, академик РАН, главный ученый секретарь СО РАН, директор Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Дмитрий Маркович, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков, председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев.

Члены Наблюдательного совета единогласно решили принять концептуальный документ за основу, а также одобрили участие университета в конкурсном отборе на программу по повышению эффективности системы высшего образования России «Приоритет-2030».
источник
Научно-образовательная политика
Премьер-поддержка

Вчера состоялась успешная защита стратегии "Необходимые решения для ускоренного инновационного развития". В роли экзаменатора был премьер-министр Михаил Мишустин. Стратегию представлял и защищал министр Валерий Фальков.

Стратегия состоит из разделов-подстратегий "Платформа университетского предпринимательства", "Передовые инженерные школы", "Университеты 3.0", "Делаем науку в России". Защищённая Стратегия - фактически "дорожная карта" для Минобрнауки РФ до 2030 года и в целом отражает все ключевые приоритеты развития высшей школы и науки.

В числе ожидаемых эффектов:

1. Россия в ТОП-5 стран по численности исследователей
2. 0,5 млн студентов будут вовлечены в исследования и разработки
3. Рост доли внебюджетных доходов вузов до 50%
4. 100 технических вузов используют наработки передовых инденерных школ для подготовки инденеров
5. 30 тысяч новых студенческих стартапов.

Наши источники в аппарате правительства РФ сообщают, что в рамках защиты была оживленная дискуссия по стратегии техпредпринимательства: у премьера возникли вопросы.

Что касается программы поддержки ведущих университетов - она в рамках фронтальной стратегии не обсуждалась, т.к.будет выделена в отдельную программу.

Можно поздравить Валерия Фалькова с успешной защитой!

Из возможных минусов, которые волнуют профессиональное сообщество - в стратегии (по мнению НОП) не заметна акцентированная поддержка массовых вузов.

А это означает, что большинству университетов придётся очень серьёзно подойти к пересмотру своей идентичности и сфокусироваться на анализе прочности и укреплении партнёрских связок, включая важнейшие - с промышленностью и бизнесом, академической наукой, губернаторскими командами.

Ключевое место в жизни "массовых" вузов в ближайшие годы в условиях жесткой борьбы за абитуриентов и лучшие кадры будет занимать и умение выстроить СМИ/PR/GR - коммуникацию. Об этом и многом другом пойдёт речь на Семинаре "На одной волне с университетами", который проводит АНО "Россия - страна возможностей" при участии НОП в Сириусе 9 и 10 апреля.
источник
Научно-образовательная политика
Центр вкусных компетенций

Прямо сейчас в Петербургском Политехе идёт открытие Центра компетенций «Поварское и кондитерское дело, ресторанный сервис». В церемонии открытия приняли участие Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ, Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга и Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ.

В центре компетенций планируется подготовка участников чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, организация профессиональных конкурсов и олимпиад. Кроме того, в планах краткосрочные программы обучения, без лимитированных сроков приема и  возрастных ограничений.

Андрей Рудской, академик РАН, ректор СПбПУ:

Это будет профессиональная площадка для WorldSkills разных областей. Мы будем планировать разные направления, которые будут участвовать в становлении молодёжи как профессионалов. Мы вложили 150 млн рублей и понимаем выгоду от этих вложений.

Ирина Потехина, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

Вчера начались отборочные соревнования на WorldSkills. СПбПУ имеет практически все профессии, которые нужны городу. Петербург сегодня очень быстро развивается. Мы живем в стратегии «Комфортный город». Город умный, и это в полной мере олицетворяет собой Политехнической университет, который собирает в себе технологии. По всем направлениям, по которым идёт развитие, городу нужны профессионалы. Поэтому мы сейчас переоборудуем город. В настоящее время идут бесшовные переходы и в функциональном, и в идеологическом смысле. Мы рады, что появилось ещё несколько площадок, где выковываются профессионалы.

Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ:

Санкт-Петербург - это центр будущего, научный, производственный центр. Независимо от ведомственной принадлежности и уровня - вся система работает на развитие Петербурга, на развитие школьников и их талантов. Это системная работа, когда каждый работает на развитие талантов юного петербуржца.

Разрезая ленточку на открытии, Андрей Рудской отметил, что в его кабинете таких узелков уже 30-40, этот также пополнит коллекцию и станет узелком на счастье и успех.
источник