Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 22
Научно-образовательная политика
Организаторы проектной сессии «Консорциум вузов в модели Цифрового университета» рассказали об итогах мероприятия.

Андрей Волков, директор Института общественных стратегий МШУ «Сколково» специально для НОП:

Внутри темы ИОТ и современных моделей организации учебного процесса сложилась группа университетов, заинтересованных быть лидерами в этом направлении. У них в чём-то разные, в чём-то сходные процессы и задачи развития. Понятно, что в одиночку ни один вуз весь объём трансформационной работы не потянет. За очень короткий срок мы договорились и уже разработали первичную повестку содержательной работы. Каждый участник будущего консорциума предварительно обозначил свои зоны ответственности и наибольшей компетенции. К 1 мая, полагаю, мы сможем выйти с закреплёнными договоренностями по совместной работе

Владимир Рахтеенко, генеральный директор Custis (платформа управления индивидуальными образовательными траекториями MODEUS) специально для НОП:

Подобное объединение лидеров, которые готовы работать и усиливать друг друга, необходимо, чтобы российские университеты развивались по экспоненте. Мы собрали интересную аудиторию и сделали первые не очень робкие шаги, которые, как мне кажется, должны окончиться плодотворным и стратегическим сотрудничеством большей части университетов, которые сюда приехали. С методологией МШУ «Сколково» и нашей организационной компетенцией в ИОТ это просто обязано зажить.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Иностранным студентам из эпидемиологически благополучных стран разрешено вернуться в Россию 

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.03.2021 №639-р иностранным студентам, аспирантам, ординаторам, слушателям подготовительных факультетов разрешено вернуться в Россию для продолжения обучения. Порядок въезда студентов из-за рубежа разработан Министерством науки и высшего образования РФ. 

📍Следует учитывать, что въехать в Россию для обучения смогут иностранные граждане только тех стран, которые рекомендованы Роспотребнадзором как страны с безопасной эпидемиологической обстановкой. В настоящее время въехать в Россию могут иностранные студенты из Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Вьетнама, Греции, Египта, Индии, Казахстана, Катара, Киргизии, Кубы, Мальдивской Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Сейшельских островов, Сербии, Сингапура, Танзании, Турции, Финляндии, Швейцарии, Эфиопии, Южной Кореи, Южной Осетии, Японии.

Список государств, открытых для въезда в Россию иностранных студентов, регулярно обновляемый Роспотребнадзором, будет доводиться университетами до обучающихся, в том числе через личные кабинеты на сайтах университетов, а также через официальные страницы в социальных сетях и мессенджерах.

📍Перед приездом в Россию иностранные студенты должны не менее чем за 10 дней уведомить по электронной почте университет о дате въезда в РФ. После отправки письма на электронную почту придет информация о въезде.

Не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия в Россию учащемуся необходимо сделать тест на COVID-19 методом ПЦР и, если результат отрицательный, получить в своей стране соответствующий документ на русском или английском языке. 

📍В течение 72 часов после въезда на территорию России иностранные обучающиеся должны сдать повторный ПЦР-тест. До получения результатов теста им необходимо соблюдать режим самоизоляции по месту проживания. В период изоляции обучение проходит в онлайн-формате. Без повторного теста иностранные студенты не допускаются к очному обучению.

В случае если в период самоизоляции у прибывших в Россию иностранных студентов появляются первые симптомы острого респираторного заболевания (повышенная температура, боли в горле, насморк, кашель), обучающемуся нужно незамедлительно сообщить об этом в университет и вызвать врача. 

📍Пошаговая инструкция о том, что делать иностранным студентам, аспирантам, ординаторам, слушателям подготовительных факультетов до приезда в Россию и в первые недели после, будет направлена им по электронной почте, размещена на сайтах университетов и в социальных сетях. 

При возникновении дополнительных вопросов следует обращаться в специально созданный Ситуационный центр Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по телефону +7(495)198-00-00 или по электронной почте scminobr@mail.ru.

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
Будущее белка

Прежде чем иронизировать над инициативами FoodNet НТИ коллегам стоило хотя бы поверхностно изучить проблему.

Да, звучит это не слишком вкусно – что же это, россиян хотят кормить тараканами? Но на самом деле, речь о системных процессах.

Население Земли в очень своем большом сегменте голодает. Реально голодает и умирает от голода. Сотни миллионов системно недоедают или серьезно страдают от перекосов в своем питании.

Насекомые – самый выгодный источник белка. Они быстро плодятся, требуют значительно меньше ресурсов, чем животноводство. И именно белок из насекомых видится ООН единственным реальным способом справиться с проблемой голода на планете.

FoodNet и НТИ нацелены на рынки будущего – и у России есть все шансы занять там достойное место.

И отдельно – хочется пожелать аналитикам, чей мир ограничивается пределами МКАД, взглянуть на структуру питания очень многих людей в регионах. В том числе – детей. Мясо (рыба, курица) там бывает далеко не каждый день. Сейчас на государственном уровне решается это проблема в виде обязательного горячего питания младшеклассников. Оказываются меры поддержки малоимущим и многодетным семьям.

Но систематически решить проблему того, что добрая половина (а то и больше) страны питается картошкой, макаронами и дешевыми сосисками – пока не получается. А ведь именно питание является одним из условий здоровья и долголетия.

Конечно, нельзя отрицать и возможную финансовую ангажированность критиков. Вряд ли кто-то из грандов российского АПК пожелает пустить в свободный оборот дешевые и качественные продукты. Но именно потому важно участие государства и ученых – они все же стараются смотреть на вещи более широко.

Так что, будь то «деликатес» или «масс-сегмент», но насекомые действительно являются практически безальтернативным вариантов для системных прорывов. Очень хорошо, что в России этой теме уделяется должное внимание.

https://t.me/obrazbuduschego2/4588
источник
Научно-образовательная политика
Семена суверенитета и безопасности

Научное и технологическое развитие все больше интегрируются в тематику обеспечения безопасности и суверенитета страны. Все эти сюжеты, которые имеют глубокий научный фундамент, находятся среди самых актуальных тем не только научного, но и более широкого политического дискурса. Происходит осмысление отраслевых и исследовательских процессов в рамках концептов самообеспечения, независимости, импортозамещения.

В логичном переходе от «энергетической сверхдержавы» к «научно-технологической сверхдержаве» все больше агрегируются научно-исследовательские сюжеты. Это видно не только по содержанию профильных мероприятий по отраслям знаний и инноваций, но и по более формальным признакам.

Распоряжением Правительства России от 18 марта 2020 года №663-р в «дорожную карту» по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности РФ был внесен пункт 17: «Обеспечение повышения уровня самообеспечения страны семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции». Ответственные исполнители – Минобрнауки и Минсельхоз.

Этот новый пункт «дорожной карты» еще больше интегрирует реализацию Федеральной-научно-технической программы развития сельского хозяйства и Доктрины продовольственной безопасности.

Сельское хозяйство не получило своего профильного национального проекта, потому прорыв в АПК совершается на базе конгломерата стратегических установок: отраслевой госпрограммы, ФНТП РСХ, ряда мероприятий других нацпроектов.

Вопросы «семенного и селекционного суверенитета» явным образом проявляются в создании селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров по нацпроекту «Наука и университеты». Также тематика АПК ярко представлена в работе научных центров мирового уровня – Курчатовском геномном центре и НЦМУ «Агротехнологии будущего». Это также интегрирует как две профильных ФНТП (вторая – развития генетических технологий, где головной научной организаций также является Курчатовский институт), так и дискурсы «генетического» и «сельхоз» суверенитета.

Работа первого из них также географически и содержательно тесно взаимосвязана с деятельностью НОЦ мирового уровня «Инновационные технологии в АПК» Белгородской области.

В рамках прорывного развития АПК особое внимание уделено генетическим технологиям. Именно их активное внедрение позволяет всерьез ускорить инновационный цикл в создании и внедрении новых сортов и пород.

Ярким примером является работа сибирских селекционеров из «Института цитологии и генетики СО РАН». Они занимаются выведением новых сортов пшеницы для средней полосы России. В работе лаборатории молекулярной генетики и цитогенетики растений ИЦиГ СО РАН удачно сочеталось получение гранта РНФ и совместная работа в рамках Курчатовского геномного центра. Важно, что реализации гранта Российского научного фонда происходит совместно с бизнесом – партнером выступила компания «ЭФКО».

Тема пшеницы – одна из самых острых как в научной, так и в сельскохозяйственной сфере. Напомним, что международный гигант Bayer открыл в России Центр трансфера технологий НИУ ВШЭ. Это было условием для получения согласия России на поглощение компанией своего конкурента Monsanto. Ведутся жаркие споры – во благо или во вред это событие «пшеничному суверенитету» страны.

Тем временем Bayer в рамках того же соглашения с ФАС на базе Сколтеха запустил учебно-научный центр биотехнологии растений. На этой площадке кристаллизуются различные форматы сотрудничества ведущих агроцентров страны.

На примере АПК – в частности, пшеницы – можно увидеть, что прорыв, как и вопросы обеспечения безопасности и суверенитета – это комплексные, системные, сквозные задачи. И в них научные сюжеты являются одними из ключевых – в том числе, в политическом измерении.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Рудской, ректор Питерского Политеха, академик РАН о формировании у обучающихся цифровых компетенций специально для НОП:

В рамках подготовки кадров для цифровой экономики формирование цифровых компетенций, направленных на комплексное позиционирование творческой личности в новой цифровой среде, является обязательным результатом освоения всех образовательных программ университета.

Например, в структуру программы бакалавриата входит сквозной «Модуль цифровых компетенций (digital)», направленный на формирование компетенций по работе в цифровой среде, с новыми цифровыми продуктами, сервисами и технологиями.

Цифровые компетенции интегрированы во все образовательные программы СПбПУ на различных уровнях:
- универсальные компетенции (сквозные). Обязательные дисциплины для всех обучающихся: «Цифровая грамотность», «Технология цифровой промышленности», «Цифровой практикум»;
- общепрофессиональные компетенции (по направлениям подготовки). Обязательные дисциплины: «Цифровая культура», «Цифровые технологии в профессиональной деятельности»;
- профессиональные компетенции по профилю (направленности).

Используемые онлайн-курсы «Цифровая грамотность», «Цифровая культура», «Когнитивные системы управления», «Основы нейроинформатики и машинного обучения», «Киберфизические системы: теория и приложения», «Компьютерный инжиниринг в цифровом проектировании и производстве» были разработаны в 2020 году при поддержке гранта Минобрнауки России, ФП «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и доступны вузам на портале Современной цифровой образовательной среды: https://online.edu.ru/.
https://online.edu.ru/.
источник
Научно-образовательная политика
Победители и вакцина (1/2)

Сегодня президент Владимир Путин провел совещание по вопросам наращивания производства вакцин и ходе вакцинации против COVID-19 в России.

Настроение у главы государства было превосходное – в глаза бросалось не только глубокое удовлетворение от того, что растут масштабы вакцинирования, но и явный азарт.

Триады
В ходе совещания ярко показали себя «тройки» игроков. В первую очередь, это три отечественные вакцины – «Спутник V» от Института Гамалеи (НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Минздрава), ЭпиВакКорона от ГНЦ вирусологии и биотехнологии («Вектор») Роспотребнадзора и «КовиВак» от Института Чумакова (ФНЦ исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова РАН – подведомственен Министерству науки и высшего образования). Все три вакцины основаны на разных подходах.

Далее – три ведомства. Минздрав и Михаил Мурашко, Минпромторг и Денис Мантуров, Минобрнауки и Валерий Фальков. Это те самые три ключевых министерства (среди служб, безусловно огромное значение Роспотребнадзора), которые и ковали щит и меч против коронавируса.

Три «драйвера» антиковидного прорыва – это Росатом, РФПИ, Ростех.

На встрече также присутствовали представители всех крупнейших и наиболее высокотехнологичных отечественных фармкомпаний – «Р-Фарм», «Фарстандарт», «Биокад», «Биннофарм групп», «Генериум», «Нанолек». Особенно примечательным было выступление Петра Родионова из «Герофарма». Владимир Путин отдельно просил передать наилучшие пожелания его отцу – Петру Родионову-старшему, весьма примечательной личности российской политики 90-х – начала 2000-х.

Собственно, сам термин «триада» прозвучал в словах Владимира Путина. Президент сказал о принципиальной важности синтезировать три стороны прорывного развития: науку (академические институты РАН) – образование (продуцента талантливой молодежи) – бизнес. А также – три стадии инновационного цикла: исследовательские результаты – технологический трансфер – масштабное производство.

Вакцина – дело молодых
Про заслуги молодых сотрудников и ученых говорили все представители науки. Раз за разом от Института Чумакова, Института Гамалеи, «Вектора» звучали одни и те же слова: основной массив работ вытянули на себе именно молодые ученые возраста 25-35 лет.

Эти заявления значимы не только тем, что сделаны в присутствии первого лица государства. Намного важнее, что задел, который частично достался еще от СССР, наконец-то нашел благодатную почву, был переосмыслен новым поколением и воплощен в той самой синергии поколений, которая необходима для любого развития.

«Ставка на молодых оправдалась», - так резюмировал позднее в своем комментарии Валерий Фальков.

Ступени развития
Участники встречи обозначили те векторы, которыми развивается «вакциннная семья»: переход к однокомпонентным и более «теплолюбивым» вакцинам (уже создаются те, которым подходит температурный режим +2…+8); новым формам (Институт Гамалеи готовит вакцинные носовые капли) и форматам (разлив в шприц-дозы).

Все эти направления развития значительно облегчат и упростят саму вакцинацию и всю логистику, сделают ее широкодоступной, включат новые возрастные группы. В итоге вакцинация от COVID вполне может стать таким же сезонным и обыденным явлением, как и вакцинация от гриппа. С новыми нетребовательными к условиям транспортировки и хранения вакцинами удастся развернуть по всей стране плотную сеть пунктов вакцинации.

Управление
В выступлениях «от науки» содержались очень глубокие оргуправленческие наблюдения. Александр Гинцбург (директор Института Гамалеи) рефреном к его диалогу с Михаилом Ковальчуком доложил о важном позитивном значении сопряжения науки и государственной регуляторики. А Айдар Ишмухаметов (директор Института Чумакова) лишний раз подчеркнул значение глубокого сотрудничества с академическими научными институтами и оперативную помощь и поддержку со стороны Минобрнауки.

Стенограмма совещания: http://kremlin.ru/events/president/news/65181
источник
Научно-образовательная политика
Победители и вакцина (2/2)

Вакцинная дипломатия и гуманитарная миссия
Вакцина «Спутник V» стала самым главным проявлением «мягкой силы» России за минувшие годы. Уже сейчас, по словам Владимира Путина, разрешение на ее применение выдали 55 стран. Соглашений с иностранными производителями (кто будет выпускать «Спутник V» у себя) уже накопилось на 700 миллионов человеко-доз.

Представители и науки, и фарминдустрии, и власти в один голос говорили о том, что необходимо расширить технологический трансфер на иностранные площадки. Но при этом очень четко прозвучал президентский наказ: «безусловным приоритетом, как и прежде, должны быть наши внутренние потребности, обеспечение вакцинами российских граждан».

Вакцина – это действенный инструмент «мягкой силы», которая не принуждает иностранцев хорошо относиться к России, но побуждает к этому. Итальянцы никогда не забудут помощи российских военных медиков, они максимально открыты к сотрудничествц, которое со стороны России будет возглавлять Институт Гамалеи. Образцы, переданные итальянскими коллегами, помогут установить эффективность вакцин к огромному количеству мутаций вируса.

Не менее важно и то, что «Спутник V» – это наиболее сконцентрированное выражение гуманитарной миссии, с которой Россия выступает на международной арене. Владимир Путин напомнил, что мы с самого начала фундаментально деполитизировали этот вопрос – переговоры о вакцине мы готовы вести со всеми странами, независимо от того, друзья они нам или соперники.

И конечно, сложно не согласиться с президентом – лишь недоумение могут вызвать заявления, что «Спутник V» не нужен Евросоюзу или каким-то отдельным странам. Ведь, по сути, власти этих государств делают собственных граждан заложниками своих политических и финансовых интересов, а также доходов международных фармацевтических гигантов.

Здесь, конечно, всей России обидно. Не потому, что кто-то опять выступает против нас – а потому, что мы хотим спасать жизни. Любой врач и волонтер (в «красной зоне» или поисковом отряде) скажет – это самое гадкое ощущение. Когда ты можешь помочь, а тебе не дает глупость и скудоумие каких-то людей с синдромом вахтера или банковским счетом вместо сердца.

Победа
В каждом выступлении и тем более в словах президента Владимира Путина была слышна радость – от того, что мы вместе смогли совершить перелом в войне с коронавирусом. Это действительно было совещание победителей – не зря глава государства раз за разом просил назвать ему те самые ключевые фигуры, что стояли за созданием трех вакцин. И более того – в конце он прямо поручил Минздраву (а думается – также Минобрнауки и Роспотребнадзору) представить максимально полные списки тех, кто создал три наших вакцины. Поощрение также будет иметь материальное измерение – на этом сделал акцент президент.

Из уст главы государства и выступавших звучали слова благодарности – ученым, фармпроизводителям, да и самому государству, которое смогло и создать условия (ту самую регуляторику), и оказать столь необходимую поддержку.

Шаг и нерв
Самое громкое заявление сделал в своем вступительном слове сам Владимир Путин – он намерен 23 марта привиться одной из трех российских вакцин. Это значимый шаг, который явно стимулирует вакцинацию еще большего числа россиян. При этом важно, что президент отметил – это дело исключительно добровольное.

А пронзительнее всего было краткое выступление Татьяны Голиковой почти в самом конце совещания. После слов благодарности коллегам, «которые сделали практически невозможное» и рассуждений о коллективном иммунитете в преддверии отпускного сезона она сказала просто и от всего сердца: «Искренне, Владимир Владимирович, хочу поблагодарить вас за ту поддержку и веру в наших ученых, в нашу науку и в наше производство – что мы можем. А мы реально смогли и сможем еще и [многое] другое».
источник
2021 March 23
Научно-образовательная политика
Наука за МКАД

В Государственной Думе РФ состоялись слушания по теме «Проблемы региональной науки России и пути их решения» с участием представителей Сибирского отделения РАН. Некоторые думские фракции и депутаты используют Год науки и технологий как тонкий предвыборный инструмент, а ученые из регионов получают высокую трибуну.

Выступление главного ученого секретаря СО РАН академика Дмитрия Марковича началось с уточнения терминологии: «Нет науки региональной и национальной. Есть наука в регионах России, причем зачастую на высшем мировом уровне, и есть региональные задачи». Проблемы, десятилетиями копившиеся при их решении, он предложил решать системно, с распределением по иерархическим уровням. Ряд изменений требуется внести в федеральное законодательство: начиная с того, что наука по бюджетной классификации фигурирует в разделе «услуги». «Такое определение дезориентирует разработчиков бюджета, уводя  науку на второстепенный план», — отметил руководитель аппарата СО РАН, предложив выделить науку в обособленный, приоритетный класс и максимально упростить анализ экономических показателей как самой научной деятельности, так и направлений, зависящих от трансфера знаний: инжиниринга, разработок, высокотехнологичного производства.

Второе предложение, связанное с бюджетной сферой, касается координации затрат на науку. «В настоящий момент большое число федеральных органов исполнительной власти, госкомпаний, нацпроектов в своих планах имеет разделы «наука», обеспеченные солидным бюджетным финансированием, — напомнил Дмитрий Маркович. — Однако не существует единого полномочного надотраслевого органа, координирующего как планы НИОКР, выполняемых в разных ведомствах, так и приоритеты, требующие концентрации средств для обеспечения ускоренного развития». Соответственно, такой орган должен быть конституирован федеральным законом, прописывающим его функции, возможности и ответственность.

Главный ученый секретарь СО РАН подчеркнул длительное отсутствие единой государственной политики по пространственному распределению интеллектуального потенциала. «В  условиях сегодняшней мобильности кадров это приводит к интенсивной утечке наиболее креативных представителей отечественной науки, в том числе за рубеж,» - подчеркнул Дмитрий Маркович. Академик предложил «…создать законодательную мотивацию к более равномерному распределению центров компетенций, экономически драйверов по территории страны и размещению научно-технологического потенциала в ее регионах».

Прозвучали предложения о наращивании в российских регионах количества институтов развития: инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) и научно-образовательных центров (НОЦ). В правилах учреждения ИНТЦ следует кардинально смягчить требования к участникам. Количество ИНТЦ и НОЦ, по его мнению, обязательно должно войти в критерии оценки эффективности работы глав субъектов Федерации, равно как и успехи в опережающем развитии социальной инфраструктуры (особенно медицинской) наукоградов, академгородков и других научно-образовательных локаций.

В связи с объявленным упразднением территориальных управлений Минобрнауки РФ Дмитрий Маркович возникает потребность расширения координирующих функций региональных отделений РАН с внесением соответствующих дополнений в госзадания.

«Ученым важно чувствовать себя частью большого целого, — обобщил Дмитрий Маркович. — Как бы высокопарно это ни звучало, место работы должно вызывать гордость. Для этого нужно существенно скорректировать научную политику в стране. Важнейшей задачей при этом является восстановление статуса и престижа Российской академии наук».
источник
Научно-образовательная политика
РЭУ-Иннополис: распаковка поручений

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова специально для НОП:

Задача университета подготовить управленца будущего, молодого специалиста, способного самостоятельно производить цифровой продукт и обладающего скиллами разработчика высокого уровня. Сегодня руководителям приходится принимать решения по цифровизации деятельности их подразделений и управлять разработчиками, не имея, к сожалению, достаточных практических навыков в этой сфере.

Мы понимаем важность этой проблемы, поэтому РЭУ двукратно увеличит контингент обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области информационных технологий, а также в области создания и применения стратегических прорывных технологий, определенных программой «Цифровая экономика Российской Федерации
».

Сегодня университет совместно с Российской академией наук реализует направление подготовки «Высшая школа Форсайт», где производится подготовка кадров с углубленными компетенциями в области it-технологий. Выпускники факультета – аналитики, менеджеры it-сферы, понимающие специфику производства digital-продуктов, способные генерировать и осваивать инновации, решать наиболее сложные социально-экономические и естественно-научные задачи с использованием современных, в том числе, цифровых методов анализа.

Факультет создан при Научно-исследовательском объединении Университета совместно с Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова РАН, Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Институтом экономики РАН - благодаря этому выпускники сочетают в себе высокий практический опыт аналитиков и it-разработчиков.

Для достижения высоких практических результатов в учебные планы программы включены специальные дисциплины: облачные вычисления, обработка больших массивов данных, программирование на языках высокого уровня Python, семантические модели данных, математический анализ, платформы для интеллектуального анализа. Предусмотрены стажировки в научных лабораториях и научных центрах РАН. Заключены соглашения с исследовательскими организациями и бизнесом в сфере развития высоких технологий.

Данное направление подготовки особенно актуально для реализации федпроекта «Кадры для цифровой экономики». Оно способно обеспечить системную работу по выпуску цифровых экономистов в соответствии с запросами рынка.

Востребованность такого рода специалистов особенно явно продемонстрировала пандемия, которая значительно ускорила цифровизацию всех сфер деятельности.

Стоит отметить, что, согласно недавнему поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, университеты должны обеспечить наличие штатной единицы цифрового проректора. РЭУ, опережая тенденции своего времени, уже не первый год ведёт подготовку цифровых управленцев, способных соответствовать актуальным запросам и отвечать на большие вызовы.
источник
Научно-образовательная политика
История и воспитание

Организаторы «‎Диктанта Победы» на онлайн-брифинге рассказали о том, как пройдет акция в этом году 29 апреля, каким событиям будет уделено внимание в вопросах, как подготовиться к участию в «‎Диктанте».

Одним из достижений в организации акции станет проведение «‎Диктанта» не только в больших городах, но и на площадках в малых населенных пунктах.

Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки Российской Федерации, отметил: «‎Главная цель акции - отстоять незыблемость исторической правды, способствовать формированию твердых и глубокий знаний о Великой Отечественной войне, о значении победы Советского Союза, советского народа над фашистской Германией. В последнее время интерес к диктанту заметно растет. И я вижу в этом стремление людей разного возраста, разных национальностей, профессий отдать дань памяти поколению победителей, и принять участие в большом и благородном проекте».

Эксперты Российского исторического и Российского военно-исторического обществ, в том числе сотрудники Российского Государственного Гуманитарного Университета, совместно разработали вопросы «‎Диктанта Победы» в этом году, на которые предстоит ответить участникам акции по всему миру. ‎

Также Сергей Нарышкин добавил, что 20 марта в Елабуге завершилась вторая часть зимней исторической школы Российского исторического общества для иностранных студентов из 36 стран, обучающихся в российских высших учебных заведениях. «‎Должен напомнить, что современное место нашей страны в глобальном мире во многом обусловлено итогами Второй мировой войны и решающим вкладом советского народа в победе над гитлеровской Германией. Поэтому для нас важно, чтобы не только российская молодежь, но иностранные студенты, молодые люди из других стран владели знаниями об этой ключевой странице мировой истории и пополняли свои знания из надежных достоверных источников».  

Сергей Кравцов, министр просвещения Российской Федерации, поделился своим мнением о значимости акции, которая с каждым годом привлекает все больше участников и волонтеров: «‎По итогам прошедших  «‎Диктантов Победы», мы проанализировали результаты и посмотрели, как можно улучшить и преподавание истории, проведение информационной работы по Великой Отечественной войне, тем событиям, которые навсегда останутся в нашей памяти. Отвечая на вопрос, почему же этот «‎Диктант» отзывается в сердцах наших людей, не только граждан России, но и тех, кто чувствует себя частью страны по всему миру, ответ очевиден: первостепенное здесь - это любовь и понимание важности истории нашей страны. Прошедший год все это наглядно показал, прежде всего через отношение людей к вопросам воспитания, возрождения воспитательной составляющей нашей системы образования. Эти вопросы нашли свое отражение и в поправках к системообразующему документу - Конституции нашей страны. Безусловно, история играет ключевую роль в воспитании патриотизма и формирования у молодого поколения национальной идентичности».‎

Александр Хинштейн, заместитель секретаря Генерального совета партии «‎Единая Россия», активно вовлечен в процесс организации «‎Диктанта Победы» и рассказал, что в этом году победители могут получить не только ценные призы, но и дополнительные баллы к поступлению, и главный приз, конечно, пригласительный на Парад Победы на Красной площади.

«Преимущество при поступлении в вузы, на призы и поездку на Красную площадь на Парад Победы получают только участники «‎Диктанта»‎ офлайн. Мы считаем, что это справедливо, потому что когда ты пишешь диктант в помещении под взглядом волонтеров - это одна история, когда ты наедине с компьютером, интернетом - это другая история. Не хочу никого обижать, но возможность для злоупотребления участников онлайн, безусловно, существует. Поэтому блоки вопросов разбиты: для офлайн дальневосточной зоны, для офлайн европейской зоны и третий для онлайн,» - отметил он.

Подробнее:‎ http://pressmia.ru/pressclub/20210322/953137870.html
Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня»
Онлайн-брифинг организаторов международной патриотической акции "Диктант Победы"
Участники:
- председатель общественного совета федерального партийного проекта "Единой России" "Историческая память", директор Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей НАРЫШКИН;
- министр просвещения Российской Федерации Сергей КРАВЦОВ;
- заместитель секретаря Генерального совета партии "Единая Россия", координатор проекта "Историческая память", председатель Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр ХИНШТЕЙН;
- председатель Центрального штаба Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы" Ольга АМЕЛЬЧЕНКОВА.
Организаторы дадут старт акции, расскажут о ее основных этапах, предполагаемом количестве стран-участниц и площадок, на которых будет написан "Диктант Победы".
источник
Научно-образовательная политика
Защитные нововведения

Правительство внесло изменения в процедуру научной аттестации – то есть защиты работ на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Ключевые изменения были понятны еще на этапе обсуждения и согласования документа.

В числе публикаций к защите теперь будут учитываться статьи из Russian Science Citation Index, а также патенты, промышленные образцы, селекционные достижения и т.п.

Переподаваться журнал на включение в перечень ВАК может через 2, а не 3 года.

Детализировано понятие «гуманитарные науки» - оно заменяется совокупностью следующих наук: исторические, педагогические, политические, психологические, социологические, филологические, философские, экономические, юридические, а также искусствоведения, культурологии и теологии.

Для докторской по ним необходимо минимум 15 публикаций, по остальным наукам – 10. Для кандидатской – не менее 3 и не менее 2 соответственно.

Вводится защита «по совокупности» - в виде научного доклада. По «гуманитарным наукам» требуется не менее 50 публикаций в первом, втором и третьем квартиле. По остальным не менее 30, но только в Q1 и Q2. Для защиты по докладу публикации считаются за последние 10 лет. Зато в этом случае можно не делать и не печатать автореферат.

Также закрепляется практика проведения заседаний диссоветов в интерактивном (удаленном) режиме. Это большой плюс – поскольку и членам диссовета, и оппонентам будет значительно проще выйти на видео-связь, чем физически присутствовать на защитах. Голосование остается тайным.

Также с 5 до 4 уменьшено требование по присутствии в диссовете докторов наук по каждой научной специальности защищаемой докторской диссертации. Для кандидатских сохранено требование в 3 профильных доктора наук.

Основной массив вносимых изменений касается детализации процедуры подачи и рассмотрения заявлений о лишении ученой степени, формата предоставления и рассмотрения аргументов. В целом, они стали более прозрачными.

Новая редакция Порядка присуждения ученых степеней делает процесс более гибким – в том числе, полные права получают дистанционные форматы. Напомним, что ряд ведущих университетов и научных институтов имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней – там уже действуют свои требования, условия и процедуры.

Защиты «по докладу» явно будут единичными, поскольку поставлены явно заградительные требования по количеству и качеству публикаций.

Нерешенной остается проблема для гуманитариев, которые хотят защищаться по докладу, применительно к Web of Science – в их профильном индексте Arts&Humanities Citation Index квартили не определяются. Частично эта проблема решается перекрестным вхождением этих журналов либо в Social Sciences Citation Index самого Web of Science либо в Scopus. Также квартили отсутствуют и в ESCI (часть Core Collection), и в RSCI. Однако, для «ядра гуманитариев» - например, историков, ситуация все равно остается напряженной. Впрочем, количество тех гуманитариев, что даже потенциально имели бы необходимое (крайне высокое!) количество публикаций и при этом не были бы уже докторами наук, исчезающе мало.

Текст Постановления Правительства.
источник
Научно-образовательная политика
Вузы Северо-Кавказского федерального округа подписали в Железноводске соглашения о создании Консорциума университетов.

Инициатором выступил Северо-Кавказский федеральный университет. Создание Консорциума университетов «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов» поддержали ректоры 17 вузов, представляющих все субъекты СКФО.

Вузы планируют обмениваться студентами, преподавателями, практиками и знаниями. По мнению ректора СКФУ Дмитрия Беспалова, взаимодействие вузов в таком формате поможет приостановить отток молодежи с Северного Кавказа.
источник
Научно-образовательная политика
Действительно, в институтах развития, начиная с ВЭБ.РФ, проводится кадровая оптимизация.

Старшим вице-президентам предложено стать просто "вице", а вице-президентам - директорам по профилям, а далее по нисходящей.

Конечно же, с сокращением размера з/п, хотя, наши источники сообщают, что к концу весны Игорь Шувалов лично будет рассматривать размер вознаграждения для отдельных топ-менеджеров, готовых к сокращению.

Те кто не согласится с понижением -  уйдут с "золотым парашютом", составляющим, по информации НОП, для разных топ-менеджеров размер годовой и полуторагодовой зарплаты.

ВЭБ.РФ, подконтрольные институты развития и организации справятся с задачами и после сокращения менеджеров. Но проблемой станет снижение мотивации руководителей и возможный уход эффективных "связок", которые отвечали за реализацию конкретных проектов в диалоге с правительством РФ и ФОИВ.

https://t.me/skolkovoleaks/4533
Telegram
Skolkovo Leaks
Институтам развития Правительство РФ поставило новую задачу «создания рационального штата компетентных специалистов». «В соответствии с этим подходом сокращаются расходы на оплату труда высшего менеджмента госкорпорации. Аналогичное требование установлено к контролируемым организациям ВЭБ и институтов развития». То есть и к Фонду «Сколково». Как мы и говорили, возможно уменьшение количества сотрудников из категории среднего менеджмента.

«С 1 апреля меняются условия оплаты труда, подписываются новые трудовые договора. Рассчитываем, что новые условия оплаты труда, как того и ожидало правительство, вступят в силу до конца апреля. Мотивация сотрудников установлена в соответствии с рекомендациями правительства с дисконтом к оплате труда по сопоставимым должностям в коммерческих банках с государственным участием». Здесь, конечно, интересно как решится вопрос с «сопоставимыми» должностями в банках. Например, некоторые позиции в банке из трёх букв ничуть не ниже тех, что в Фонде «Сколково».

Ну и в Фонде «Сколково»…
источник
Научно-образовательная политика
По мнению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, направившего письменное приветствие участникам форума, в России есть ряд регионов, имеющих ключевое значение для государства. Он назвал государственным приоритетом создание возможностей для образования жителей этих территорий и их профессионального развития в регионах и улучшения качества их жизни. Социальное, демографическое благополучие геостратегических территорий – «фундамент, обеспечивающий целостность страны».

Инновационное развитие замедляется дефицитом квалифицированных кадров, не хватает около миллиона профессионалов. Ситуация требует скоординированных университетов, органов власти и бизнеса для  подготовки IT-специалистов. Для их обучения необходимо формирование цифровых компетенций у преподавателей, назначение проректоров, ответственных за цифровую трансформацию каждого вуза, - отметил вице-премьер.

https://www.hse.ru/news/community/454132467.html
источник
Научно-образовательная политика
Общежития-общие инициативы

C 18 по 21 марта в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский форум студенческих советов общежитий, организованный студенческим координационным советом Общероссийского Профсоюза образования. Его целью стало создание площадки для активного взаимодействия представителей студенческих советов общежитий образовательных организаций высшего образования всех федеральных округов.

Мероприятие объединило 180 человек из 8 федеральных округов, для которых была подготовлена обширная образовательная программа по актуальным вопросам проживания в студенческих общежитиях. Были проведены круглые столы по обмену опытом организаций деятельности студенческих советов, а по итогам форума принята резолюция, которая будет направлена в соответствующие органы власти.

В рамках форума прошел Конкурс студенческих советов общежитий. По итогам конкурсных испытаний победителем стала команда студенческого совета общежития Сибирского федерального университета из Красноярска.

Организаторами конкурса выступили, в том числе, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство Просвещения РФ, Общероссийский Профсоюз образования, Федеральное агентство по делам молодежи, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко.

Внимание к теме студенческого самоуправления существенно повысилось на фоне поправок к закону «Об образовании» в части воспитания, а также закона «О молодежной политике в РФ». Общежития же вообще относятся к фокусу внимания на самых высоких этажах власти - в том числе, в недавних поручениях Президента. А форум стал ярким примером инициативы «снизу», которая способствует реализации политики в данном направлении.

Роман Шаклов, Брянский государственный инженерно-технологический университет, председатель студенческого совета общежитий специально для НОП:

Данный форум стал отличной площадкой для обмена опытом лидеров студенческого самоуправления в общежитиях. Мы узнали о положительных практиках в разных вузах, и самое главное, что иногда не надо «изобретать велосипед», а можно использовать появившиеся знания на практике у себя в вузе, что собственно, мы, например, и будем делать у себя в университете! И очень надеюсь, что такой форум станет ежегодной площадкой, и все предпосылки, уверен, к этому есть!
источник
Научно-образовательная политика
Сложности восприятия: уровни и отрасли (1/3)

Сегодня на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке удалось полностью отразить его название. В гостях были два министра – Валерий Фальков и Сергей Кравцов. Председательствовал, правда, не Вячеслав Никонов, но его заместитель – Геннадий Онищенко.

Содержание выступлений обоих министров не явилось неожиданностью. Более того – Валерий Фальков уже не первый раз за последнее время держит ответ перед парламентариями. Несколько дней назад он на «правительственном часе» общался с сенаторами.

На данном заседании одного конкретного комитета очень рельефно показали себя некоторые особенности дифференциации полномочий по уровням и отраслям. А также проблемы с восприятием этих дефиниций.

Регионы

«Россия – это регионы», - сформулировал Валерий Фальков. И действительно – основной массив нацпроектов реализуется именно на местах. Даже «Наука и университеты», не имея межбюджетных трансфертов, почти во всех мероприятиях всерьез замкнута на регионы.

Но с уровневым взаимодействием по научно-образовательным векторам есть свои сложности.

Система школьного и среднего профессионального образования в России отнесена к муниципальному уровню. Правам и свободам директора школы вполне могут позавидовать даже ректоры ведущих университетов. Сергей Кравцов несколько раз приводил примеры, когда трансфер полномочий на региональный уровень смог бы повысить качество услуг и усилить их мониторинг. В первую очередь, в вопросах горячего питания для младшеклассников. Но на заседании звучали и иные сюжеты – от охраны школ до формирования меню диетического питания. Все выступавшие депутаты были едины в одном – уровень поведомственности нужно повышать. Где-то до региона, в иных случаях – даже до федерального.

И здесь мы должны вернуться на несколько лет назад, когда главой единого Министерства образования и науки была Ольга Васильева. Это и был один из ее флагманских проектов – передать школы в ведение регионов и сформировать логичную «вертикаль власти». Однако, после ее ухода процесс заморозился.  

Сергей Кравцов четко свою позицию обозначать не стал. Видимо, держа в уме также и формирование единой системы публичной власти – именно в рамках этой парадигмы предполагается свести в одну систему три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Также немало говорится о необходимости «муниципального возрождения» с передачей в него и части полномочий, и части бюджетов. Однако, пока что кардинального сдвига не получается – органы местного самоуправления часто не имеют ни прав, ни денег. А на уровне, например, директоров школ ситуация еще больше усугубляется.

Система высшей школы в этих вопросах находится в более выигрышном положении. Почти все университеты являются подведами Минобрнауки или других федеральных ведомств – потому вводить единые требования значительно проще. Заметим, что не так уж много говорится о недостаточности прав директоров школ – значительно больше подобных рассуждений применительно к университетам.

Заметим, что Минпросвещения все равно является оператором той модели, что сейчас реализуется в Минобрнауки – в ведомстве Сергея Кравцова есть и федеральные лагеря, и школы федерального подчинения. Не так давно там появились и педагогические университеты.

Однако, раз за разом парламентарии (что сенаторы, что депутаты) умудряются задавать министрам вопросы, которые находятся на совершенно ином уровне компетенций. Вопросы про школы от депутатов-одномандатников или об участии региона в работе вуза от сенатора – интересный образец традиционной для СССР и постсоветской России привычки решать все «через Москву». Хотя у делегатов от различных территорий довольно полномочий, чтобы поговорить с губернатором или своими коллегами в региональных органах законодательной власти. Явно больше шансов на решение проблемы, чем у федеральных министров.
источник
Научно-образовательная политика
Сложности восприятия: уровни и отрасли (2/3)

И Минпросвещения, и Минобрнауки ориентированы на «подтягивание регионов». Здесь и вопросы питания младшеклассников, и распределение бюджетных мест.

Валерий Фальков сделал, пожалуй, сенсационное заявление. Да, он подтвердил, что все дополнительные бюджетные места сейчас идут в регионы. Но говоря о структуре распределения этих мест не смог продвинуться дальше уже привычной триады: медики, учителя, IT. И в том не вина министра. Глава Минобрнауки открыто сказал – новая система распределения бюджетных мест (включая и целевой набор) ориентировалась на то, что регионы будут делать прогнозы – кто и в каких количествах нужен будет через 4-6 лет учебы – а на базе этих сведений уже будут выделяться средства (т.е. места и госзадание).

Проблема оказалась в том, что далеко не все регионы способны провести такой анализ и предоставить данные.

И здесь встает вопрос, который более масштабен, чем конкретика образования и науки – А кто вообще в курсе, что происходит в регионах? Кто может транслировать информацию с муниципального уровня на региональный или оттуда на федеральный? Судя по вопросам депутатов и сенаторов, многие не до конца понимают, как вообще функционирует исполнительная власть разрезе области политики и конкретной «домашней» для них территории. Да и часть вопросов кочуют из одного заседание в другое – как обязательная программа. Тут-то и начинает буксовать «контрольная» функция законодательной власти – в первую очередь потому, что далеко не каждый парламентарий, даже заседая в профильном комитете, понимает – что и как устроено все в разрезе регионов и ведомств.

В итоге на многие вопросы министры не могут дать ответ – это полномочия региона или другого ведомства. Но ритуалы с вопросами не по адресу продолжаются из раза в раз, из года в год. Примечательно и другое – парламентарии имеют свойство спрашивать о том, над чем они сами с профильным ведомством уже поработали или трудятся в настоящий момент. Или то, на что уже сто раз и в разных аудиториях был дан обстоятельный ответ.

Отрасли

Немало вопросов, поступающих от депутатов, требуют межведомственного взаимодействия. Например, вопрос о школьных автобусах – требуются они в школах муниципального уровня, запросы собирает федеральное Министерство просвещения, а закупает их Минпромторг. И все равно некоторые парламентарии начинают задавать вопросы федеральному министру, у которого нет ни власти над школами, ни полномочий выдавать субсидии на закупку транспорта.

Для справедливости отметим – конструктивных вопросов и предложений на заседании Комитета было много. Одно из них касается как раз отраслевого деления высшей школы. Краткая предыстория – на фоне трансфера педагогических вузов под крыло Минпросвещения активизировались «околополитические» слухи о грядущем переходе профильных вузов в ведении профильных федеральных министерств. Якобы для улучшения подготовки специалистов для отраслей.

Но на заседании Комитета от представителя ЛДПР прозвучала совсем иная идея – раз только у Минобрнауки есть системное видение – что и как развивать – так не логичнее ли будет передать все университеты в одно ведомство? В принципе, это и было трендом российского высшего образования на протяжении многих лет – собирание высшей школы и науки. Объединение трех академий под эгидой РАН, передача подведомственности научных институтов в начале в ФАНО, затем в Министерство науки и высшего образования – это и был поступательный процесс в рамках системной государственной политики. В тех же рамках сейчас запускаются те мероприятия, что рассчитаны на участие любых университетов и научных институтов в любых комбинациях. И даже все ассигнования на исследования и разработки смогли хотя бы аналитически посчитать в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».

Здесь отдельно стоит упомянуть создание правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию с надведомственными полномочиями, а также Госсовет и две его комиссии – по образованию и по науке.
источник
Научно-образовательная политика
Сложности восприятия: уровни и отрасли (3/3)

Сеть и соотношения

Валерий Фальков в своем выступлении очень четко обозначил – одно из ключевых достижений 2020 года – это установление добрых и продуктивных отношений с РАН. На что были направлены усилия и самого министра, и президента РАН Александра Сергеева.

В дискуссии прозвучало еще одно измерение научно-образовательной политики – сетевое. И здесь ответ Валерия Фалькова также был достаточно неожиданным. Рассуждая о том, насколько строго нужно закрепить в законодательстве понятие консорциума, он рассказал о главной проблеме – «насильно мил не будешь». Очень многие региональные вузы совсем не желают интегрироваться (даже в свободной и не юридической форме) с ведущими университетами. Мешают где-то откровенная косность мышления, но во многих случаях – опасения. Небольшие региональные или отраслевые вузы боятся поглощения со стороны сильных партнеров либо того, что те станут работать как «кадровый пылесос», переманивая к себе лучших.

А строго задавать рамки Минобрнауки тоже не хочет – потому что тут же начнутся стоны об очередном этапе принуждения со стороны чиновников.

В своем выступлении Валерий Фальков отметил, что с 2006 года только 20% вузов пользовались различными форматами поддержками (часто – несколькими сразу). И в рамках программы «Приоритет-2030» предстоит сфокусировать меры поддержки не только на ведущих (которым она необходима для продолжения поступательного развития), но и на тех, кто ранее не был включен в подобные мероприятия. И это опять же ориентация на региональные и отраслевые университеты.

Итог

Обоим министрам – и Валерию Фалькову, и Сергею Кравцову – приходится филигранно выстраивать свою работу так, чтобы несмотря на все пересечения уровней власти или отраслей социально-экономического развития достигались качественные сдвиги в лучшую сторону.

Научно-образовательная сфера обнажает многочисленные смешения и в полномочиях, и в восприятии сложных процессов. Явно назрела необходимость более четкой систематизации научно-образовательной политики в разрезе уровней и ветвей власти. Это одно из самых главных ожиданий нашей сферы от единой системы публичной власти.
источник