Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 19
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️В России создадут кадрово-управленческий резерв педагогов

В рамках финала конкурса «Учитель будущего» состоялся круглый стол на тему «Может ли школа с традициями стать школой для учителей будущего?»

Участие в мероприятии приняли министр просвещения РФ Сергей Кравцов, Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, Вице-губернатор Санкт Петербурга Ирина Потехина, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов и др.

В ходе дискуссии они обсудили цифровизацию образования, роль Единого государственного экзамена, новые тренды в педагогике и другие актуальные темы.

«Мы хотим развивать конкурс «Учитель будущего», сделать его конкурсом управленческих команд, чтобы в нем участвовали и учителя, и директора школ и представители муниципальных органов управления образованием. По итогам конкурса будет формироваться кадрово-управленческий резерв, в который войдут победители и финалисты», – сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас!

В рамках форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 19 марта в 10:00 по московскому времени участники сессии обсудят тему: «Цифра в образовании эпохи поспандемии».

Напомним, форум проводится 18-19 марта в Северо-Восточном федеральном университете при поддержке Минобрнауки РФ, Российской академии наук и Правительства Якутии. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Портал Научная Россия ведёт прямую трансляцию. Присоединяйтесь!

@scientificrussia
источник
Научно-образовательная политика
Отражение Новосибирска: поручения премьера

Премьер-министр Михаил Мишустин сформулировал поручения по итогам своей рабочей поездки в Новосибирскую область. Всего их 12, причем 11 из них относятся к сфере ответственности Министерства науки и высшего образования (чаще – в союзе с другими ведомствами).

Основные смысловые блоки поручений:

СУНЦ
Продолжает укрепляться связка «школа-вуз», которая в свое время несколько ослабла после введения ЕГЭ. Одним из самых эффективных форматов являются специализированные учебно-научные центры. В несколько волн конкурсных отборов осуществляется развитие целой сети СУНЦ.

В этой связи Михаил Мишустин поручил завершить согласование федерального закона в части нормативно-правового регулирования таких центров, а также представить предложения по более серьезному учету индивидуальных достижений выпускников СУНЦ при поступлении на программы высшего образования.

В следующем блоке поручения, которые нацелены на формирование комфортных условий для обучения, жизни и занятия наукой.

Квартирный вопрос
Премьер-министр поручил представить предложения по созданию кампуса мирового уровня Новосибирского государственного университета. Неудивительно, что именно НГУ станет базой для одного из трех проектов строительства и запуска подобного кампуса мирового уровня, о чем говорится в недавних поручениях Президента.

Следующее поручение в блоке «квартирного вопроса» - повысить доступность жилищных сертификатов для молодых ученых. Также премьер-министр поручил расширить возможности получения молодыми учеными кредитных средств на приобретение жилья – это «научная ипотека».

Приборы и инфраструктура
Обновление приборной базы – это основа для развития научно-технологической сферы. Михаил Мишустин поручил сосредоточить внимание на соответствующие мероприятия и механизмы их финансирования.

Помимо НГУ в фокусе внимания оказался Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН. Его также посещал Михаил Мишустин в ходе своего новосибирского визита. Премьер-министр поручил выделить 200 млн рублей в этом году на ремонт, а также подготовить предложения по поддержки обновления приборной и экспериментальной базы

Отдельное и очень долгожданное (хотя, оно и не первое среди поручений первых лиц государства) поручение связано с изменением подходов к приобретению расходных материалов (например, реактивов), а также создания собственных отечественных производств. Напомним, в рамках разработки Стратегии инновационного развития, которая сейчас разрабатывается в рамках создания общей Стратегии социально-экономического развития, уже поставлена крайне амбициозная задача сократить срок ожидания реактивов буквально до пары суток.

Привлечение и удержание
Как президент, так и премьер-министр сформулировали поручения по содействию трудоустройства выпускников. Михаил Мишустин сфокусировал внимание на устройство выпускников на научно-исследовательские позиции в университеты и научные институты. Этим меры однозначно позволят более активно привлекать молодежь в сектор исследований и разработок.

Спорт
Последним в дюжине поручений идет вопрос о завершении строительства «Ледовой арены» в Новосибирске.

Итог
Поручения первых лиц государства представляют собой очень интересное явление для изучения. В 2021 году все они (начиная с первого блока президентских поручений) отражают общие системные усилия, которые реализуются в рамках работы над Стратегией инновационного развития и реализации нацпроекта «Наука и университеты».

Именно смысловые связки и логические пересечения между различными блоками поручений подтверждают, что существуют и поступательно реализуются стратегические направления развития сферы науки, технологий и высшего образования. На эту единую канву ложатся более частные и дробные ситуативные поручения, которые, тем не менее, все равно в той или иной мере отвечают тем магистральным направлениям, что четко осмыслены и уже реализуются.

Перечь поручений Михаила Мишустина: http://government.ru/orders/selection/401/41771/
источник
Научно-образовательная политика
Многопутье молодежи (1/2)

На сессии «Ответственность, воля, усердие» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» участники и модераторы искали те инструменты, которые бы позволили установить «замковый камень» в здание молодежной политики.

В фокусе внимания выступавших оказался очень интересное и многогранное пространство пересечений молодежной политики, soft skills, воспитания и (само)развития студентов. Здесь сплетаются в единый клубок и обучение, и воспитательная работа, и развитие личности студентов.

Одного ответа на все вопросы просто не существует, потому на многочисленных распутьях спикеры выбирали каждый свои пути и направления, предполагая, что все они ведут в общем-то в одну и ту же точку. То самое пространство, где находится Грааль молодежной политики.

Сверху вниз
В самом конце 2020 года вступил в силу долгожданный федеральный закон «О государственной молодежной политике». Это рамочный документ, который вводят единое понятийно-смысловое поле всему направлению работы.

Проблема с этой «дорогой» в том, что для реальной работы закона требуется огромная пачка поясняющих и детализирующих документов. Все они нужны и важны – этим сейчас как раз занимается Минобрнауки, о чем рассказал Денис Аширов. Однако, баланс в регламентации нащупать всегда бывает сложно. А значит, есть возможность серьезного «обрубания» необычных, но эффективных практик, «втискивания» работы в заданные методичками рамки. Также есть опасность буквально «задушить» активность университетов и самих студентов, причем в ряде случаев – в самом зародыше.

Снизу вверх
Студенческое самоуправление находится в фокусе внимания администраторов и идеологов научно-образовательной политики. Предполагается, что университеты должны создавать условия для появления и проявления всего многообразия форм студенческой культуры – особенно, клубной.

В студентах это движение должно в первую очередь заложить ответственность – в том числе, за собственные инициативы. Основное препятствие заключается в том, что необходимы равноправные отношения между студентами с одной стороны и преподавателями, а также администрацией с другой. Нынешние студенты уже демонстрируют, что они воспринимают своих педагогов или руководство университетов скорее как партнеров (и необязательно «старших»), но никак не с точки зрения непререкаемых авторитетов. И смена мировоззрения на самом деле нужна именно у преподавателей и администрации вузов, к чему готовы далеко не все.

Вширь
Многие выступающие делились своими лучшими практиками. И не раз возникала очевидная идея – собирания и тиражирования самых успешных из них. Подобная работа, например, в механике организации дистанционного обучения, действительно хорошо зарекомендовала себя.

Однако, воспитание, soft skills, в принципе работа на уровне личности и идентичности студента – это поле во многом более эмоциональное, чем рациональное. Все кейсы университетов глубоко практичны – это и дает подтверждение их эффективности, и затрудняет механический перенос в другие регионы или вузы.

Тем более, что воспитание начинается в школе, которая погружена в социально-культурный контекст значительно больше вузов. В итоге нужно «идти в школьный народ», потому что на студенческом уровне воспитывать часто уже поздно, нужно перевоспитывать, да и то не всегда возможно.

Вглубь
Президентская платформа «Россия – страна возможностей» демонстрирует иной подход. Будучи системным актором и носителем универсальных практик и компетенций, как рассказал Дмитрий Гужеля, РСВ хочет создать в каждом вузе единую точку входа. А университеты должны сформировать «одно окно» для профессионального и личностного роста студентов, причем в своей работе дойти до каждого обучающегося. Это продуктивный, но сложный в реализации подход – пока что мы в самом начале этого пути.

Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/otvetstvennost-volya-i-userdie
источник
Научно-образовательная политика
Многопутье молодежи (2/2)

Извне
Весь блок гибких навыков, воспитания, молодежной политики, профессиональной и личной самореализации – это системная задача, которая имеет множество измерений и преломлений.

Но все эти процессы помещаются в более широкий контекст. У молодежи есть ясно запрос на справедливость, результаты «здесь и сейчас», реальные дела с быстрой, понятной и практической отдачей.

Справедливость проявляется, в первую очередь, на равный, свободный и недискриминационный доступ к различным благам – например, к социальным лифтам. На этом поле успешно работает президентская платформа «Россия – страна возможностей».

В области soft skills нужно продемонстрировать молодежи быструю отдачу их освоения. Не менее важен акцент, который сделала Мария Афонина – необходимо учить учиться. Образование становится непрерывным, потому нужно научать людей трезво оценивать свои компетенции, предлагаемую информацию или пути развития как профессионального, так и личностного.

Политические обстоятельства привели к тому, что образовательно-воспитательное сообщество клюнул, выражаясь словами Валерия Легойды, «не жареный, а сгоревший петух» - и начался поиск решений. Часто сумбурный и суетливый. Волонтерство – один из реальных механизмов ответа на эти вызовы. Но явно и внутри университетов должна формироваться среда, где молодежь сможет реализовать свои эмоции, а не только амбиции.

Владимир Легойда раз за разом говорит о формировании эмоционального интеллекта, о непреходящих ценностях, о мировоззренческих установках. Это и есть тот более широкий контекст, на котором можно и нужно работать, чтобы создать условия для решения задач более низкого, но все равно системного уровня. И именно такая работа даст самой молодежи ориентиры, чтобы не заблудиться на тех дорогах, что создаются для нее.

В части воспитания (особенно патриотического), как отмечали многие спикеры, важна именно гражданская составляющая. Здесь ключевой ценностью должна стать ответственность – на то направлено и волонтерство, и стимулирование студенческого самоуправления.

Платформы и институты
В ходе дискуссии не раз звучали слова о необходимости как можно большего числа площадок для общения молодежи. С этим связана инициатива создания крупных кампусов мирового уровня – они должны стать вместилищем того самого «креативного бульона», что будет генерировать и инноваторов, и патриотов.

Личности
Инфраструктура и экосистемы – это характеристики условий для реализации молодежной политики, воспитания, наработки soft skills. Однако, есть и иное измерение – личностное. Об этом особенно глубоко рассуждал в ходе дискуссии Владимир Легойда – задача в формировании отношений наставничества. Нужно научиться учиться всех – и учителей, и учеников. Но первых особенно важно наставлять в том, как выучить таких детей и молодых людей, чтобы те почитали за ключевую моральную установку – не разочаровать учителя.

В воспитании студентов скорее речь идет о самостоятельном поиске нравственных ориентиров, потому и востребована работа на этих тонких материях – мировоззрения, идентичности, отличения допустимого и недопустимого, добра и зла. Важно создавать условия для самовоспитания, скорее чем для формализованной административной работы.

Очень предварительный итог
«Из точки А в точку Б вышел поезд» - примерно в этой парадигме многие бы хотели видеть работу в молодежной политике, воспитании, soft skills или социальных лифтах. На самом же деле мы имеем дело с «принципом неопределенности Гейзенберга» - стремясь оценить, в каком положении мы находимся в вопросах ответственности, воли и усердия, теряем понимание, куда происходит движение. Установив же его направление (реальное или желаемое), часто не имеем представления о действительном положении вещей.

Чтобы формировать личность «россиянина 2.0» – а речь идет именно об этом в контексте молодежной политики, компетенций молодежи и ее воспитания – нужно всем участникам процесса пройти ту же эволюцию и скорректировать мировоззрение. Для того и нужны ответственность, воля, усердие.

На этом пути двигаться нужно по всем доступным дорогам.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Русский как образ развития

Инновационный научно-технологический центр на базе Дальневосточного федерального университета позволит сконцентрировать во Владивостоке усилия по разработке и выводу на рынок новых технологий, заявил глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков. До 2024 года ИНТЦ примет больше 100 резидентов, работающих и по трем направлениям: мировой океан, биотехнологии, информационные технологии.

О преимуществах создания такого центра на Дальнем Востоке специально для НОП рассказала проректор по перспективным проектам и новой инфраструктуре ДВФУ и генеральный директор Фонда развития ИНТЦ Елена Харисова:

«ИНТЦ появится на острове Русский по инициативе Дальневосточного федерального университета и станет площадкой, объединяющей студентов, ученых и представителей бизнеса. Это обеспечит развитие инновационных проектов и образовательных программ для наукоемкого производства, а также предоставит возможность для реализации амбициозных проектов талантливым ученым и технологическим предпринимателям с Дальнего Востока и со всего мира. Здесь будут создавать инновационные цифровые платформы, тестировать передовые разработки и запускать пилотные проекты. А благодаря своему уникальному местоположению Центр станет связующим звеном между Россией и странами АТР в вопросах проведения исследований и взаимной интеграции в рыночное пространство.

Создание ИНТЦ «Русский» — это, в том числе, уникальный проект территориального развития, один из наиболее масштабных градостроительных проектов Дальнего Востока, направленный на создание многогранной экосистемы для формирования новых сообществ, способных менять мир».

Напомним, что именно формат технологической долины (ИНТЦ) был избран для развития уникальной научной, образовательной и технологически-инновационной инфраструктуры под эгидой ДВФУ на острове Русский. В рамках этой парадигмы функционирует сам университет, цифровой центр, инжиниринговые центры высокотехнологичных госкорпораций и компаний с государственным участием.

Комплиментарным технологической долине является НОЦ, с которым ДВФУ со всеми основаниями претендует на статус мирового уровня при отборе третьей тройки центров по нацпроекту «Наука и университеты».
источник
Научно-образовательная политика
Что такое цифровая зрелость высшего образования (1/2)

Ответ на вопрос искали в ходе дискуссии «Цифра в образовании эпохи постпандемии». О состоянии цифрового образования, табу, перспективах для вузов и общества есть разный взгляд от экспертов, рынка и участников образовательных процессов. Это разные истории, которые должны найти общие точки и не смотреть друг на друга с расстояний противоположных полюсов.

Дефекты цифровой трансформации
Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», председатель совета директоров компании «Наносемантика»:
«Движение в сторону цифрового образования имеет несколько очевидных дефектов. Есть такой азарт, что нужно делать все цифровым, потому что это правильно, стильно, модно, молодежно.  Я ни разу не слышал аргументов почему это нужно делать, кроме того, что на западе уже делают, это тренд. Все, что ‎я видел про цифровое образование говорит о том, что о правах граждан и о том, что будут риски, что законы о цифровом образовании будут приниматься, пока никто в голову не берет. Например, часто говорят траектория, образовательная траектория, это история  с попыткой получить цифровую власть над обучающимся и определять по какому коридору его надо вести.

Очень небольшой процент того, что можно услышать, придумано здесь. В основном, нам рассказывают кальки с иностранного. Сами императивы что надо сделать так, должно быть так, ничем не подкреплены кроме копирования чужих мыслей. Я не видел никаких изобретений в области цифрового образования, сделанных в России. Широким фронтом мы начинаем заимствовать внешние технологии, повышая цифровую зависимость.

Право человека на отказ от цифрового мира и цифрового обучения никто не рассматривает. Конечно, высшее образование во многом штука добровольная, а когда это касается школьников, особенно несовершеннолетних, это прямо сейчас вопиющее нарушение прав граждан. Но и с траекториями и навязыванием цифрового обучения молодым людям тоже не все просто. Поэтому такие слова типа «‎траектория» лучше бы не употреблять, потому что они токсичны». ‎

Цикличная цифровая реинкарнация
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента АНО «Россия – страна возможностей»:
Я бы по-другому назвал состояние российского высшего образования: цикличная цифровая реинкарнация. Никакой зрелости цифровой в российском высшем образовании нет, есть постоянное открытие дивного нового мира. Каждый раз, когда что-то происходит на уровне университета, на уровне региона, на уровне министерства, на уровне постановлений правительства, каждый раз открывается новый дивный мир: создаются новые целевые программы по цифровой трансформации образования.

О цифровой зрелости я бы говорить не стал, потому что отсутствует цифровая преемственность, постоянное воспроизведение одних и тех же идей, и эти идеи не доводятся до логического конца.

За счет этих постоянных возобновлений, постоянных подходов к снаряду, получаются очень интересные вещи. База большая, наработок много, специалистов много, но почему-то их регулярно вымывает из этой области куда-то в сторону, а на их место приходят другие люди, тоже профессионалы, но с другими компетенциями и начинают с нуля, нового велосипеда.

Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
источник
Научно-образовательная политика
Что такое цифровая зрелость высшего образования (2/2)

От слов к практике, но нет дидактики
Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета:
«Цифровая зрелость - это не только зрелость цифры. Это зрелость методики и методологии работы с цифровой. Для меня вопрос о цифровой зрелости не только образовательных организаций, но и всей системы образования, это вопрос о том, признаем ли мы, что методическая, методологическая часть этих технологий является для нас пространством развития, что мы должны заниматься развитием методики и методологией, и что мы не можем судить об эффективности цифровых образовательных технологий в тот момент, когда методика и методология еще не развиты.

Цифровая зрелость - это готовность, признавая, что цифровые технологии существуют, вкладываться в новую дидактику, в развитие методики и методологии этого типа образования. Глупо и неакадемично судить по неготовой технологии о качестве, о применимости этой технологии в сфере образования. Цифровая зрелость должна включать в себя не только зрелость цифры, но и зрелость подходов методики развития этой цифры».

Метрики цифровой зрелости
Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:
«Цифровая зрелость, с точки зрения термина, это состояние, в котором находятся организации отрасли. Когда мы говорим о цифровой зрелости мы должны подумать, какими метриками померить эту зрелость. Термин цифровая зрелость в отношении системы образования, должен идти в паре с еще двумя понятиями, состояниями системы, которые крайне важны не только с точки зрения человека, но и с точки зрения системы, государства и общества. Эти два состояния - цифровое превосходство и цифровой суверенитет. Все шаги к цифровой зрелости в конечном итоге должны нас вести к этому самому превосходству и определенному суверенитету.

Цифрово зрелым мы можем назвать университет в том случае, если решения принимаются на основании данных. Когда люди, принимающие решения, умеют с этими данными работать. Это ключевой фактор потенциальных метрик цифровой зрелости. Мы можем говорить о таких метриках как доля процессов с искусственным интеллектом, с цифрой, в электронном виде в университете».

Метафора цифровой зрелости
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова:
«Главное, какой степени зрелость. В любое время, любой этап развития это какая-то степень, какой-то горизонт развития.

В 2020 году мы приняли план цифровой трансформации нашего университета, достаточно амбициозный в образовательной части, в части управления университетом. Надо внедрять кадры, технологии и так далее. Например, проректор по хозяйственной части сидит, думает, каким же образом с пульта управления будут управлять всеми нашими объектами: тепло, свет и так далее. То с этой точки зрения, мы еще не созрели. Но в прошлом году мы за 1 день перешли на дистанционное обучение, без срывов. Значит, в какой-то мере мы созрели. В какой-то мере мы должны не только созреть, но и не перезреть, не пропустить момент сбора урожая. В этом вообще смысл университета».

Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifra-v-obrazovanii-epokhi-postpandemii
источник