Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 19
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Главное - человек

В рассуждениях об образовании и системе образования, об изменениях, которые происходят с ними, часто забывают о главном - о человеке, который проходит обучение, развивается и является ключевым элементом всей системы. Обсуждая  «Цифровую трансформацию и формирование интеллектуальной экономики университета», спикеры форума говорили о людях, которые в современном мире становятся главным ресурсом, новой нефтью, и о том, какое развитие компетенций пора предложить новому человеку 21 века. Именно это и обязывает строить цифровую трансформацию университетов на больших данных.    

Нина Яныкина, ректор «Университета 20.35»:
«‎Модель «‎Университета 20.35», которую мы реализуем совместно с нашими партнерами, единомышленниками, которые вместе с нами верят в то, что существует дополнительная или альтернативная, дополнительная к существующей уровневой системе подготовки модель образования‎, и которые вместе с нами хотят развивать кадровый потенциал страны для национальной технологической инициативы и достижения технологического прорыва.

Эта модель основывается на индивидуальном подходе к решению и удовлетворению образовательных потребностей человека и на том, что мы ориентируемся на работу человека в деятельности. Мы понимаем, что у каждого человека могут быть разные варианты профессиональных траекторий. И эти разные варианты нам необходимо учесть в его образовательной траектории, чтобы дать возможность каждому попробовать себя в разных вариантах деятельности и принять решение о том, в какой профессиональный путь пойти на том, или ином шаге развития.

Именно по этой логике построена система «‎Университета 20.35», внутри которой человек, проходя диагностику, изучая тот или иной развивающий контент, запуская свои проекты в цифровой среде, далее переходит к конкретной деятельности, и получает возможность использовать все сервисы и возможности национальной технологической инициативы, для того, чтобы реализовать свой бизнес или реализовать себя в чьем-то другом проекте.

Эта логика самая важная - что любая цифровая трансформация, наша попытка перенести процесс обучения, развития человека в логику на данных, она должна строиться на том, что человеку в будущем и настоящем необходимо дать те навыки и компетенции, которые ему нужны для осуществления практической деятельности.

Все цифровые инструменты университета должны быть нацелены ровно на это: чтобы каждый конкретный человек имел возможность реализовать себя и через это имел возможность развивать новые рынки, новые бизнесы, новые технологии и таким образом обеспечивал конкурентоспособность страны».  

Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета:

«‎Мы огромное внимание уделяем развитию компетенций студентов и преподавателей. Но пока есть дублирование документации электронной и бумажной, развитие цифровых технологий просто невозможно.

Пора менять всю линейку связи школа-колледж-вуз-работодатель. РГСУ уже много лет инвестирует в развитие цифровой инфраструктуры внутри и на сегодняшний день цифровизованно 100% процессов внутри, связанных с образованием и наукой. Мы уже много лет не покупаем бумажные зачетки, студенческие, все ведем в рамках цифровой системы.

Главное, что у нас реализованы цифровые профили, которые подают информацию об индивидуальных траекториях обучения с самого первого дня. Студент может передавать с него данные работодателю или ключевым стейкхолдерам. Мы видим развитие компетенций каждого студента, его способности, и к моменту завершения вуза он уже попробовал себя в разных практиках».

Подробнее: https://svfu.mmco-expo.ru/program/tsifrovaya-transformatsiya-i-formirovanie-intellektualnoy-ekonomiki-universiteta
источник
Научно-образовательная политика
Старый новый клуб

В новосибирском Академгородке после долгого перерыва возобновил деятельность Клуб межнаучных контактов Дома ученых СО РАН. Заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Сверчков, открывая сессию, вспомнил его историю и предысторию: «По сути, едва ли не впервые в нашей стране, зашла речь о создании искусственного интеллекта, но такой подход сильно противоречил марксистско-ленинской теории, и первое обсуждение стало последним, клуб разогнали».

Тема прошедшего заседания была сформулирована как «Экология и здоровье». Основным спикером выступил председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон. Не удивительно, что его доклад был посвящен инициативам СО РАН в экологической сфере. «Большая Норильская экспедиция уже вошла в историю», — констатировал он. При всем накале страстей вокруг разлива топлива на норильской ТЭЦ-3 в мае прошлого года, СО РАН и оперативно организованный им полевой отряд оказались вне критики. А успех породил последствия на перспективу. «Поскольку последствия норильской аварии будут проявляться не один год, — подчеркнул глава СО РАН, — мы продолжаем долговременное сотрудничество с “Норникелем”, что обеспечило организацию Научно-исследовательского центра “Экология” в структуре Сибирского отделения». По словам Валентина Пармона, появились аналогичные запросы и от других крупных российских компаний, имеющих схожие с «Норникелем» проблемы.

Другими начинаниями СО РАН в сфере экологии были названы консорциум под стомиллионный грант Минобрнауки РФ на создание цифрового двойника озера Байкал и учреждение Научного совета по проблемам экологии Сибири и Восточной Арктики как стратегического штаба и мозгового центра. Валентин Пармон выделил две целевые линии: сохранение природного разнообразия и трансформацию окружающей среды «в дружественную для человека». В Научном совете предполагается несколько тематических секций: по экологии городов, наземным экосистемам, водным ресурсам.

Особый тон на клубной сессии стали задавать математики, поскольку без моделирования сегодня не представимы ни климатология, ни эпидемиология. В первом контексте рассказывали, в основном, о мониторинге и коррекции состава воздуха в городах. Что же касается моделирования эпидемий, то эта проблема является одной из наиболее приоритетных.

Для дальнейшего развития работы Клуба Валентин Пармон предложил аккумулировать опыт близких инициатив и форматов свободного интердисциплинарного общения.
источник
Научно-образовательная политика
От лица организаторов и участников Форума редакция НОП благодарит Дениса Аширова, директора Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России, за активное участие в дискуссии «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И УСЕРДИЕ».

https://rsv.ru/portal/news/1/2102?mView=detail
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
@edstats@edstats для НОП @scienpolicy@scienpolicy

☝️Срочно все в Telegram!

Редакция @edstats обращается к руководству и пресс-службам вузов, которые ещё не завели Telegram-каналы, не занимаются активно рекламой и почти не развивают коммуникационную экосистему вокруг университета.

Как показало последнее исследование «Медиапотребление в России — 2020» от компании Deloitte, Telegram подобрался близко к Viber/WhatsApp и на голову обошёл их в динамике по отношению к прошлому году. Сложные, неудобные сайты, агрегаторы, рассылки, да и Facebook с ВК медленно уступают пальму первенства мессенджерам. А Telegram активно набирает аудиторию за счёт своей экосистемы каналов.

Молодые люди, относящиеся к поколения Y и Z сегодня являются главными потребителями и заказчиками услуг высшего образования. Как показывают исследования они чаще обходятся мобильным устройством и практически не используют десктоп в повседневной жизни.

На российском рынке популяризировались и развились прямые коммуникации с пользователями (push-уведомления в приложениях, каналы и боты в Telegram, аудиоподкасты и даже нашумевший Clubhouse. С точки зрения медиапотребления — это шанс для университетов завоевать внимание читателей с помощью «журналистики взгляда», давая пользователю новые слоты времени и форматы потребления контента.

Например, с помощью Telegram удобно прочитать все накопившиеся новости за день, а находясь за рулём, в спортзале или на прогулке узнать что-то новое с помощью подкастов. Согласно исследованиям, на момент медиапотребления у современного пользователя остается менее 30 секунд. Это формирует особую культуру подачи материала — кратко, по делу и не больше одного экрана смартфона.

Учитывая активное внимание к развитию мессенджера и планам руководства Telegram внедрить в 2021 году инструменты монетизации для каналов, можно точно сказать, что ключ к сердцу зумеров и миллениалов лежит через Telegram.

Если вы видите нас впервые и не попали в наш мартовский рейтинг, не переживайте, то просто напишите @valkochetkova и приложите название вуза и ссылку на официальный Telegram-канал.
источник
2021 March 20
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В МШУ Сколково проходит проектная сессия «Консорциум вузов и модели Цифрового университета» под руководством  директора Института общественных стратегий МШУ Сколково Андрея Волкова. В сессии участвуют руководители московских и региональных вузов, которые представили свои практики трансформации вузов, и в то же время, готовы поделиться своими проблемами и задачами.

В общей сложности, более 50 представителей из управленческих команд МИФИ, ДВФУ, ТГУ, МИРЭА, 1-го меда, СФУ, УРФУ, ЛЭТИ, ДГТУ, ИРНИТУ и ТюмГУ за два дня выработают общую повестку работы консорциума. В качестве базы для сетевого проектирования  рассматривается платформа управления индивидуальными образовательными траекториями MODEUS, возможностями которой пользуются ТюмГУ и УрФУ и ещё ряд вузов.  Планируется, что эта первая встреча определит правила и точки взаимодействия, а затем консорциум станет открытым для других участников, с общим уровнем организационной зрелости и готовности к сетевым программам.
источник
Научно-образовательная политика
Компетенции профессионалов.

Последние дни не успевал читать итоги обсуждений и диалогов:
- сводки НОП с полей прошедшего в Якутии форума об университетах и развитии территорий
- обобщение итогов исследований Вышки у Валерии Александровны.

Соединяя это с мыслями по итогам оценочных дней финала «Учителя будущего» в Питере, который был вдохновляющими и содержательным от общения с командами учителей, получается этакий образ групп компетенций, фактически обязательных всем, кто работает с молодым поколением.

Практика. Строит свою деятельность вместе с молодыми как взаимное обучение, основанное на постоянном взаимодействии и соавторстве. Вместе с молодыми ошибается и рефлектирует по принципу «Лучше учиться вместе и вместе работать над ошибками, чем регулярно попадать в ситуации оправданий».

«Цифра». Цифровой специалист. Точнее пионер. Пробует сервисы. Не боится агрессивной цифровой среды. Со своим цифровым аватаром/образом. Формирует цифровую культуру и семантику.

Микромасштаб. Решает задачи и взаимодействует для улучшения самой близкой окружающей реальности вместе с молодыми и населением в целом. Помогает молодым пережить ситуацию успеха и применения себя в соразмерных их жизненному опыту локальных условиях.

Вдохновлённость. Умеет из каждого шага или пункта плана мероприятий сделать вдохновляющее событие с вовлечением различных групп. Управляет впечатлениями и формирует лояльность к системе с помощью лояльности к себе.

«Вкусность». Изначально относится к дизайну людей, событий и процессов как к важнейшей составляющей. Пробует и применяет современные и красивые форматы упаковки всех элементов своей работы. Сам воплощает собой естественный образ жизни с мобильностью, любовью и хорошим настроением, которым другие захотели бы жить вместе с ним. Интересен как человек, в первую очередь.

«Результативность». Внятно понимает, четко планирует, вшивает в любые свои события и процессы, контролирует достижение молодыми одного или нескольких из ключевых результатов:
⁃ метапредметные компетенции для жизни «здесь и сейчас»;
⁃ актуальные знания об окружающем мире про «сегодня»;
⁃ устойчивые связи и контакты;
⁃ интеграция в устойчивые локальные сообщества и тусовки.

Как-то так. Вот это и попробуем завтра пообсуждать уже в Казани.

Про ценности и воспитание напишу чуть позже. А пока хорошей вам пятнички, котятки.
Telegram
Научно-образовательная политика
Многопутье молодежи (1/2)

На сессии «Ответственность, воля, усердие» форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» участники и модераторы искали те инструменты, которые бы позволили установить «замковый камень» в здание молодежной политики.

В фокусе внимания выступавших оказался очень интересное и многогранное пространство пересечений молодежной политики, soft skills, воспитания и (само)развития студентов. Здесь сплетаются в единый клубок и обучение, и воспитательная работа, и развитие личности студентов.

Одного ответа на все вопросы просто не существует, потому на многочисленных распутьях спикеры выбирали каждый свои пути и направления, предполагая, что все они ведут в общем-то в одну и ту же точку. То самое пространство, где находится Грааль молодежной политики.

Сверху вниз
В самом конце 2020 года вступил в силу долгожданный федеральный закон «О государственной молодежной политике». Это рамочный документ, который вводят единое понятийно-смысловое поле всему направлению работы.
источник
Научно-образовательная политика
В Санкт-Петербурге Министр встретился с председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым и посетил Центр цифровой трансформации «Цифергауз».

Научно-образовательный центр «Искусственный интеллект в промышленности» объединяет разработчиков из цифровых подразделений «Газпром нефти» и проектные команды университетов. Компания сотрудничает с 24 российскими университетами из 13 регионов.

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков #газпромнефть
источник
Научно-образовательная политика
Soft skills в университеты (1/2)

Soft skills как часть воспитательной и образовательной среды университетов - экспертные мнения участников форума «Университеты и развитие геостратегические территорий России» в Якутске:

Денис Аширов, директор департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ:

Мы понимаем, что цель воспитательной работы – это создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения и самореализации для максимального удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии. Понимая это, министерство активно работает над созданием инструментов регулирования системы воспитания в образовательных организациях высшего образования.

Андрей Платонов, заместитель руководителя Росмолодежи:

Согласно закону о молодежи, возрастная категория расширена до 35 лет, поэтому подходы взаимодействия должны быть разными и выверены с точки зрения психологического возраста человека. Побеждая в грантовом конкурсе Росмолодежи, молодой человек берет ответственность за ресурс, выполнение проекта, дальнейший отчет – это хорошая школа, которая дает возможность воплотить свои идеи в жизнь». Андрей Платонов добавил, что «для работы с молодыми специалистами в 2020 году при Общественной палате Российской Федерации был создан Координационный совет по развитию сообществ молодых специалистов. Со стороны Росмолодежи данное направление ведется подведомственным ему Центром содействия молодым специалистам.

Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей:

Мы понимаем, что сегодня много людей работают не по специальности, а мировая экономика теряет огромные деньги из-за несоответствия квалификации кадров. Для вузов сегодня становится важным научить студентов учиться, чтобы в случае устаревания знаний, смены работы, они могли быстро и качественно освоить и далее поддерживать у себя должный уровень знаний. Но для развития карьеры нужен еще целый набор надпредметных навыков – soft skills, которые не сформируешь за один день или даже за время учебы в вузе. Сегодня из так называемых «мягких навыков» наиболее востребованы умение принимать решения и выносить собственные суждения, критическое мышление, креативность, адаптивность, эмоциональный интеллект. Крайне важно, чтобы современный вуз, выпускники которого отвечают требованиям работодателя, стал местом, где молодой человек не только осваивает профессию, но и раскрывает свой потенциал через научную деятельность, социальную активность, межпоколенческие коммуникации, практики, институты наставничества.

Подробнее: https://rsv.ru/portal/news/1/2102?mView=detail
источник
Научно-образовательная политика
Soft skills в университеты (2/2)

Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии президентской платформы «Россия – страна возможностей»:

Мы постараемся, чтобы в каждом университете появилась наша «точка» – «Центр компетенций». Возможно, это будет физический центр, возможно – виртуальный. Это делается для того, чтобы каждому студенту дать возможность осознанного движения по его личной траектории – социальной, карьерной, образовательной. И без помощи университетов нам будет сложно это сделать. Мы всех зовем в Сочи на проектный семинар президентской платформы, где будем обсуждать детально работу по созданию центров. Если вы не сможете присутствовать очно, можно присоединиться к нам онлайн.

Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО, член общественной палаты РФ:

Воспитывать ответственность в студентах уже поздно, если они не приходят с чувством ответственности. Что делать? Готовить учителей! Образование – основа всего: если мы это упустим, ракеты перестанут летать, пшеница не будет собираться. Это самое главное, а не просто работа с молодежью. От этого зависит, будет у нас будущее или нет. Не воспитаем учителя – все тихо и спокойно будет разваливаться. Образование – это отношения: «учитель – ученик», подготовите учителя, и он подготовит вам учеников. Я со своими ребятами читаю Данте – это эмоциональный интеллект. Я не знаю, как студентам пригодятся «Братья Карамазовы» Достоевского, но точно знаю, что это является конкурентным преимуществом и те, кто читал «Братьев Карамазовых» всегда будут управлять теми, кто не читал, и это обязательно каким-то образом «выстрелит», потому что формирует те самые skills.

Павел Красноруцкий, председатель Российского союза молодежи:

Есть технология, и мы уже в активном диалоге с ректорским сообществом. Эта тема получила свой отдельный блок в рамках Совета при Минобрнауки России по государственной молодежной политике. Мы ощущаем поддержку со стороны Российского Союза ректоров, о развитии ССУ мы говорим с нашим активом в университетах. То есть все базовые условия для запуска обновленной унифицированной системы студенческого самоуправления уже созданы. Причем эффект от работы ССУ нами видится не только на ограниченный период студенчества, но и как создание объединяющей платформы и для выпускников, молодых специалистов, и молодых лидеров уже после выпуска.

Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ:

Ваша ценность и ценность компании, в которой вы работаете, – это навыки, которые вы применяете в профессиональной и повседневной жизни, чтобы быть нужными людям. Ответственность, воля, усердие – это навыки не менее важные и более сложные в развитии, чем профессиональные.

Александр Ильин, проректор по внеучебной работе и молодежной политике Северо-Восточного федерального университета:

Мы в 2020 году это почувствовали сами. Мы должны создать такую систему, которая будет учитывать мнение всех студентов. Мы сейчас прорабатываем механизм, чтобы создать цифровую систему, но лучше живого общения ничего нет. Поэтому в приоритете у нас создание площадок, где студенты собираются и общаются друг с другом. Например, «Точка кипения».
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Мишустин утвердил правила выделения грантов на образовательные проекты

Правительство РФ утвердило правила предоставления грантов на господдержку некоммерческих организаций (НКО) для реализации образовательных проектов.


«Волонтёрские и молодёжные организации смогут получить гранты от государства и направить их на реализацию образовательных проектов. Правила предоставления такой поддержки утвердил председатель правительства Михаил Мишустин», - сообщается на сайте правительства.

В список получателей субсидий включены: волонтёрская организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей», АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», детско-юношеская организация «Российское движение школьников»,
АНО «Россия – страна возможностей», общественное движение «Юнармия»,
АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды».

‼️В федеральном бюджете на эти цели уже распределено финансирование: в 2021 году – 4,8 миллиарда рублей, в 2022 году – 4,4 миллиарда рублей, в 2023 году – 4,1 миллиарда рублей.
источник
Научно-образовательная политика
Глава Якутии Айсен Николаев встретился с заместителем председателя Госкорпорации развития ВЭБ.РФ Светланой Ячевской и старшим вице-президентом ВЭБ.РФ Михаилом Алашкевичем. 

Стороны обсудили проект социального воздействия в сфере образования, который уже реализуется в Хангаласском улусе, а также проект социального обслуживания населения, соглашение о реализации которого подписано 17 марта. 

В рамках визита в Якутию, Михаил Алашкевич также принял активное участие в работе форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России», встретившись с руководителями (ректорами и проректорами) всех федеральных университетов.

https://t.me/vebrf/895
источник
Научно-образовательная политика
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, эксперт Финала конкурса «Учитель Будущего», специально для НОП:

Сегодня в Петербурге завершился первый сезон конкурса «Учитель Будущего» президентской платформы АНО «Россия - страна возможностей». 99 команд дошли до финала. 30 команд победителей! И одна из них команда из Нижегородской области - команда школы 10 г. Павлово. Поздравляем коллег!

Надо верить в свои силы и никогда не бояться использовать открывающиеся возможности! Верю, что во следующем сезоне конкурса будет ещё больше команд из нашего региона, ибо это конкурс, как и все конкурсы «Россия - страна возможностей» развивает и убеждает, что невозможное возможно!
источник
Научно-образовательная политика
источник