Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 17
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валентин Пармон, академик, председатель СО РАН специально для НОП о своём участии в форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России», об ожиданиях от предстоящего визита в Якутск и главных задачах на серии встреч с руководством республики Саха (Якутия) и Красноярского края:

В Якутске состоится очень важное событие, которое должно объединить все точки «тетраэдра Сибирского отделения»: региональную власть, бизнес, образование и науку.

Речь пойдет о комплексном развитии российской Арктической зоны, где территория Якутии занимает доминирующую часть.

Делегация СО РАН предполагает участвовать в проведении нескольких круглых столов. Одна из важнейших задач для нас – обратить внимание руководства Якутии и прилегающих регионов (в частности, Красноярского края) на то, что реальный успех в освоении Арктических территорий возможен только при взаимодействии нескольких субъектов федерации.

В частности, мы рассчитываем подробно обсудить один из проектов, который активирован Указом Президента «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации». В Указе упоминается Попигайское месторождение технических алмазов, о котором давно говорят геологи Сибирского отделения РАН.

Специфика территориального расположения этого объекта в том, что он находится на границе Якутии и Красноярского края. Поэтому реальный экономический успех проекта может быть достигнут только в случае, если месторождение, основная часть которого находится в Красноярском крае, будет использовать логистические возможности Якутии, где расположены, например, ближайшие порты.

Мы ожидаем, что состоится продуктивный разговор и о дальнейшем использовании уникального сырья – природных технических алмазов, не имеющих аналогов в мире. В переговорах также должен принять участие представитель Национальной Академии наук Беларуси, который отрабатывал новейшие технологии использования этих технических алмазов, которые дают потрясающие результаты при изготовлении оборудования, инструментов для обработки металлов, камня и других материалов. При активном взаимодействии всех вершин «тетраэдра» может сложиться очень продуктивный альянс.

Мы ожидаем от предстоящих встреч конкретных решений и продвижения вперед, чтобы поручения Президента начали оформляться в конкретных договоренностях и документах.

Регистрация:

https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Мау, ректор РАНХиГС о трансформации образования:

Искусственный интеллект, так же как и дистант, и вообще цифра, уже стал чем-то вроде современной грамотности. С разным уровнем глубины погружения, но в вузах должны быть такие программы, доступные для всех специальностей: и технических, и гуманитарных. Причем для гуманитариев это даже более важно, чем для «технарей».

Курсы по ИИ в РАНХиГС включены во многие программы: «Прикладная математика в экономике», «Системы больших данных в экономике», «Финансы и технологии», «Digital Design в менеджменте»... И что важно: это и требование современных студентов, и огромный спрос экономики.

Есть онлайн-курс для всех желающих - «Введение в искусственный интеллект и разговорные боты». За последние два года на него пришли более десяти тысяч студентов только внутри академии.

А первые курсы по искусственному интеллекту мы начали разрабатывать еще в 2018 году совместно с Газпромбанком и Университетом Иннополис. Были лекции по темам цифрового государства, по квантовым технологиям и по цифровой экономике для развития цифровой грамотности у всех студентов. Кстати, сейчас у нас стартует новая программа «Наука о данных» - совместный проект с Росстатом, который тоже тесно связан с ИИ.

Я думаю, [чтобы учиться онлайн было удобнее], надо поддержать создание коворкингов: своего рода студенческих интернет-кафе, куда можно прийти с наушниками и дешево, а лучше - бесплатно посидеть за компьютером, позаниматься. Конечно, и сами университеты могут подключаться. Например, мы предлагаем тем, у кого есть необходимость, приходить в аудитории: не для того, чтобы очно поучаствовать в семинаре и послушать лекцию, а чтобы принять участие в дистантных занятиях, которые транслируются на всю академию. И это затрагивает не только тему пандемии.

Кстати, по-новому могут «заиграть» те же библиотеки. В последние годы много говорили о том, зачем они, когда скоро все будет оцифровано. Вот вам и новая роль библиотек: они становятся точкой коворкинга. Подчеркну: дистант создает огромные возможности, но и ставит новые задачи, о которых мы раньше не знали.

Президентская академия - прикладное социально-экономическое и гуманитарное образование, то есть образование с управленческими компетенциями. А большинство эффективных управленцев базово имеют как раз гуманитарное образование. Это очень важно, чтобы увидеть картину в целом. Участие в гуманитарном проекте [научного центра мирового уровня вместе с НИУ ВШЭ и МГИМО] для нас - источник новых квалификаций, новых программ. В основе - антропология, экономика, энергетика, демография. Речь о комплексном исследовании человека - одном из важнейших научных исследований в современном мире.

Подробнее: https://rg.ru/2021/03/14/rektor-ranhigs-rasskazal-chto-neobhodimo-ekonomike-i-vysshemu-obrazovaniiu.html
источник
Научно-образовательная политика
​​Ректор ЯрГУ им. П.Г. Демидова @uniyar Александр Русаков – о форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:

«В настоящее время территориальное развитие России с учетом цифровой трансформации и ведущей роли информационных технологий становится не делом одного региона, а хорошо интегрированной системой.

Именно поэтому вопросы, решаемые на территориях и одновременно глобально, в информационном мире, позволяют по-другому взглянуть и на новые рынки труда – как на уровне региона, так и групп регионов, и на новые прорывные технологии, которые создаются большими коллективами ученых, соединенными информационными технологиями».


Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» пройдет 18-19 марта в Якутске на базе СВФУ @svfunews при поддержке Минобрнауки РФ, РАН и Правительства Якутии @republic_sakha_yakutia14. Мероприятие запланировано как знаковое и масштабное событие – драйвер Года науки и технологий в России.

Форум откроет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, участие в дискуссиях примут председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, президент РАН Александр Сергеев, руководитель Росмолодежи @rosmolodez Александр Бугаев, представители руководства Минобрнауки @minobrnaukiofficial, Минпросвещения @bpshkola, главы регионов, первые лица корпораций, ректоры ведущих университетов России.

Официальный сайт форума https://svfu.mmco-expo.ru/

@rectorsofrussia
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения отмечает Министр просвещения Сергей Кравцов.

За каждым хорошим руководителем стоит не менее хорошая команда, которая «подхватывает» и укрепляет его инициативы и поручения.

У Сергея Кравцова именно так.
Не всё удаётся, но это - мелочи в сравнении с успехами.

Редакция НОП благодарна министру и его команде за чуткое отношение к замечаниям и предложениям с нашей стороны.

Не было ни одного случая (за период Сергея Кравцова в Минпросвещения), когда команда министра вела бы себя заносчиво.

От рядовых сотрудников отделов до замминистров и самого Кравцова - «машина» Минпросвещения работает как настоящая, слаженная команда.

А с хорошей командой любое море по плечу.

С днём рождения, Сергей Сергеевич!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В рамках форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» в Якутск прилетел Александр Сергеев, Президент РАН. Визит он начал с посещения Северо-Восточного федерального университета.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Завтра открытие Форума!

Спикеры форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» (18-19.03) о задачах мероприятия:

​​Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия):

Я рад, что в Год науки и технологий в столице нашей республики – городе Якутске, самом крупном городе мира, расположенном на вечной мерзлоте, состоится форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России.

Александр Сергеев, Президент РАН:

Этот форум по научно- технологическому развитию геополитических значимых регионов России.  Нам очень важно, чтобы эти регионы по понятным причинам развивались опережающими темпами науки в технологии.  Для Академии наук это важно, потому что миссия заключается в том, чтобы обеспечить как можно более быстрый переход знаний в технологии.

Александр Бугаев, руководитель Росмолодежи:

Очень правильно, что именно в Якутске, именно на Дальнем Востоке нашей страны состоится такой форум, который, я уверен, даст ответы на очень многие вопросы, связанные с развитием Дальнего Востока.

​​Лилия Гумерова, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

Кадровое обеспечение прорывных направлений развития страны – один из основных ресурсов реализации национальных целей и обеспечения достойного места России среди технологически развитых держав в будущем.

Считаю особенно важным, что форум проводится в Якутске – столице крупнейшего субъекта РФ, часть территорий которого находится в российской Арктике. Особое внимание государства к развитию АЗРФ, Дальнего Востока и других геостратегиически важных зон подчеркивает представительный состав участников форума.


Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система»:

Университеты и академические институты играют в этой трансформации ключевую роль, помогая бизнесу и регионам более эффективно решать задачи устойчивого социально- экономического развития страны. Такие форумы позволяют находить общий язык между наукой, индустрией и государством на пути достижения национальных целей.

​​Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург):

Дискуссионные площадки форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» помогут не просто обменяться лучшими практиками, а будут способствовать развитию таких коллабораций и консорциумов.

Особенно полезной будет презентация опыта федеральных университетов, ведь они создавались и развиваются как драйверы для своих регионов, а сегодня по многим параметрам авторитетны в стране и мире.


​​Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта:  

Считаю, что форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» станет для участников крайне полезной площадкой для обсуждения совместных проектов, которые направлены на достижение национальных целей.

​​Никита Анисимов, ректор Дальневосточного федерального университета:

Именно университеты выступают ключевыми площадками, связывающими науку и бизнес, а также определяют компетенции, которые позволят молодым людям эффективно строить экономику 21 века.

Максим Румянцев, ректор Сибирского федерального университета:

Форум в Северо-Восточном федеральном университете можно причислить к знаковым.

​​Александр Ларьяновский, управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng:

У Skyeng многолетний опыт работы с лучшими вузами страны, и мы отчетливо видим рост спроса на новые формы сотрудничества между высшим образованием и частным бизнесом. Мы считаем этот форум отличной площадкой, где нужно делиться лучшими практиками такого результативного взаимодействия.

Евгений Сжёнов, программный директор форума, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:

Задача форума – дать толчок и векторы движения важнейшим инициативам Года науки и технологий, экспертно обсудить задачи отрасли, включая механизм «больших коллабораций» и подготовку кадров для цифровой экономики России. Правильно, что мероприятие пройдет вдалеке от столиц, но с живым участием ключевых лиц, принимающих решение.

Регистрация на форум до 17.03:

https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
Всерьез и надолго

Сегодня, 17 марта, в Совете Федерации на «правительственном часе» выступил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Тема слушаний: «Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики».

В рамках подготовки к «правительственному часу» Валерий Фальков принял участие в ряде более кулуарных мероприятий. В частности, на расширенном заседании профильного Комитета СФ по науке, образованию и культуре, а также на заседании Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

«Правительственный час» Валерия Фалькова образовал логическую связку с прошедшим 16 марта в Совете Федерации Открытым диалогом с вице-премьером Татьяной Голиковой по стратегическим направлениям развития образования.

Фон встречи министра с сенаторами был задан несколькими обстоятельствами. Самое значимое – систематизация стратегических направлений научного развития и трансформация высшего эшелона структуры управления отечественной наукой, предполагающее «перезагрузку» Совета при Президенте по науке и образованию, а также создание правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию.

Если говорить о более широких общественных процессах – то как раз 16 марта Госдума в третьем и окончательном чтении одобрила законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании». Поправки касаются регламентации просветительской деятельности, а также усиления контроля за заключением международных договоров. В этом вопросе и сам министр, и Минобрнауки разумно заняли отстраненную позицию. Поскольку сами изменения лоббировались с точки зрения противодействия иностранному вмешательству. Вопросы суверенитета и безопасности здесь были поставлены во главу угла. Впрочем, и Совет Федерации обошел эту тему стороной что в рамках диалога с Татьяной Голиковой, что на «правительственном часе» с Валерием Фальковым.

Вместе с министром на «правительственном часе» в Совете Федерации присутствовали его заместители – Дмитрий Афанасьев, Петр Кучеренко (его отдельно приветствовали сенаторы как своего бывшего коллегу), Алексей Медведев и Андрей Омельчук. Счетную палату представлял аудитор Дмитрий Зайцев.

Работа с широкой сенаторской аудиторией была начата заранее – каждый экземпляр раздаточных материалов сопровождался персональным письмом с собственноручной подписью Валерия Фалькова. Подобное внимание однозначно понравилось всем членам верхней палаты.

Серьезных разногласий между Валерием Фальковым и сенаторами быть не могло – в фокусе внимания их всех находится региональное развитие. И именно регионам посвятил основную часть своего выступления министр. Он выделил пять ключевых блоков мер: контрольные цифры приема; развитие университетской науки и ее интеграция с академическим сектором и бизнесом; создание и обновление инфраструктуры и приборной базы; целевое обучение; содержание образования.

Среди ключевых сюжетов отчетливо звучала тема не только системной работы по поддержки регионов, но и ощутимый запрос на дифференциацию и специализацию. В частности, поступило предложение дополнительные цифры приема распределять не в признанные региональные центры науки и образования (Новосибирск, Томск и т.п.), а в те субъекты, где в них в наибольшей степени нуждаются. В качестве примера прозвучали Новгород, Псков, Смоленск и Тверь. С другой стороны, в контексте Омской области прозвучали и конкретные просьбы поддержать те сферы, в которых у региона есть особые компетенции.

В заключительном слове Валентина Мативенко особенно посетовала на то, что уж слишком часто меняются ответственные главы ведомств, координирующих науку и высшее образование. «Я надеюсь, что вы всерьез и надолго», - одной этой фразой были посрамлены все критики, которые упорно намекали на снижение политического веса Валерия Фалькова.

И сенаторы, и руководство Совфеда очень довольны работой министра. Во всех выступлениях, вопросах и ответах Валерия Фалькова легко считывалась главная мысль: все хотят продолжения плодотворной совместной работы. Это и есть главный результат «правительственного часа».

Краткий синопсис и видео-запись.
источник
Научно-образовательная политика
Наука и образования: ориентиры поручений

За февраль и первую половину марта произошло очень много событий в научно-образовательной сфере, которые вылились в соответствующие поручения. Суммируем и выделим основное.

Дополнительную поддержку получает геномная и генетическая сфера. Правительству поручено «обеспечить расширение научно-практических исследований, направленных на расшифровку (секвенирование) геномов циркулирующих в Российской Федерации и в мире возбудителей инфекционных болезней, и финансирование указанных исследований».

Это решение явно усилит ключевых акторов в этой области – в первую очередь, Михаила Ковальчука, но также Екатерины Тихоновой и Игоря Сечина. Также аналитики фиксируют повышенный интерес Дмитрия Медведева к биотехнологиям. Реализовать его он сможет в качестве председателя Президиума Совета при Президенте по науке и образования.

Продолжается осмысление опыта дистанта для научно-образовательных процессов. Самый сложный блок – практическая подготовка и научные исследования (в частности, аспирантами) – поручен Правительству и «Российскому союзу ректоров».

На фоне реализации нацпроектов продолжается упорядочивание метаструктуры российского высшего образования. Основные рамки задаст программа «Приоритет-2030», но также в рамках Стратегии инновационного развития предусмотрены большой набор мер поддержки для тех, кто не войдет в программу.

В свете всего этого создаются фреймы и для ведущих вузов. В частности, президент поручил правительству «выработать единый подход к разработке программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе к их структуре и содержанию, предусмотрев, что приоритетной задачей деятельности таких образовательных организаций является внесение ими вклада в достижение национальных целей развития Российской Федерации». Также кабинету министров будет необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Тематика «социальной миссии» университетов тесно сплетается с воспитательными сюжетами, которые поставлены в качестве ориентиров на всех уровнях образования. Также Правительству предстоит более внимательно посмотреть на ряд общественно-значимых функций федеральных органов исполнительной власти. Президент поручил кабмину «рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия, и представить соответствующие предложения».

На данный момент этот функционал в достаточно большой степени относится к Министерству просвещения. Однако, эта тематика достаточно обособлена, а решение указанных вопрос требует системного подхода. Вследствие чего вполне возможна концентрация всех указанных задач в рамках одного ведомства. Есть предложения создать для этого отдельный орган либо комплексно «перезагрузить» работу системы органов опеки.

Тема зарплат бюджетников, естественно, прямо соотносится с сотрудниками и работниками научно-образовательной сферы. В рамках распутывания «кейса Проскуриной» Правительству поручено четко увязать зарплату руководства с доходом сотрудников. А также развернуть многоуровневый и многовекторный мониторинг уровня заработной платы.

В целом кабинету министров также предстоит «представить предложения об установлении и дифференциации в субъектах Российской Федерации окладов (должностных окладов), ставок заработной платы научных работников государственных и муниципальных организаций в зависимости от замещаемой должности и уровня квалификации таких работников».
источник
Научно-образовательная политика
Энергоэффективные грузоперевозки

Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ) развивает взаимодействие с промышленными партнерами, участвуя в разработке беспилотных технологий.

На прошлой неделе стало известно, что ведущий российский разработчик систем беспилотного вождения на дорогах общего пользования BaseTracK приступил к апробации концепции высокоавтоматизированного грузовика на коммерческих рейсах транспортной компании ПЭК.

Уже с начала марта грузовик ПЭК проходит тестовые испытания на трассе М11, которую BaseTracK подготовил для всепогодного автономного движения, создав высокоточную цифровую модель скоростной автомагистрали. Один из ключевых разработчиков проекта – профессор МАДИ Сергей Шадрин.

«Основная цель проекта – повысить энергоэффективность грузоперевозок. Речь идет о внедрении программного обеспечения BaseTracK Logistics SF, позволяющего корректировать стиль вождения с учетом погодных условий, состояния автомобильной трассы, а также характера и веса груза,», - рассказал НОП Андрей Келлер, врио ректора МАДИ.

Реализация проекта планируется в несколько этапов. На первом этапе виртуальные ассистенты во время движения будут давать рекомендации водителю, как оптимально управлять транспортным средством, чтобы расход топлива был минимальным.

На втором этапе появится помощник с интеллектуальным управлением скоростным режимом. Водителю останется только с помощью рулевого колеса определять направление движения.

На третьем, финальном этапе управление полностью перейдет в автономный режим. Водитель будет играть роль пассивного оператора, не принимая участия в процессе движения грузовика по трассе.

Предполагается, что автоматизация грузоперевозок по концепции BaseTracK позволит добиться до 30% экономии топлива, а также повысить эффективность управления за счет комплексного анализа автопарка.

Развитие беспилотных технологий является одной из сквозных технологий. Беспилотные грузовики - это еще один шаг в сторону большей транспортной связанности страны, вслед за которой всегда следует социально-экономическое развитие.
источник
Научно-образовательная политика
Буткемп по веб-разработке

РТУ МИРЭА стал партнёром проекта Algoritmika Coding Bootcamp — интенсивной образовательной программы (буткемпа) по веб-разработке. Буткемп будет проходить в офлайн формате в Москве. Партнёром проекта также является компания Mail.ru Group.

Программа офлайн-буткемпа рассчитана как на людей без опыта веб-разработки, так и на тех, кто хочет систематизировать свои знания. Курс интенсивных занятий длится три месяца. За время обучения каждый студент приобретёт необходимый объём знаний по веб-разработке и создаст шесть приложений. Курс состоит из практических занятий (они составляют больше половины программы), лекций и еженедельных индивидуальных сессий с преподавателем. Также для студентов проводят тренинги и воркшопы по гибким навыкам, мероприятия с экспертами из ИТ-индустрии и другие неформальные активности.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА специально для НОП:

«Многие наши образовательные проекты и программы мы разрабатываем и осуществляем совместно с нашими партнёрами. В частности, с технологической компанией Mail.ru Group нас связывает плодотворное сотрудничество по целому ряду проектов. В данном случае сотрудничество реализовано на базе Института информационных технологий РТУ МИРЭА, который ведёт подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в основных инновационных и высокотехнологичных отраслях экономики России. Уверен, что Algoritmika Coding Bootcamp поможет участникам программы освоить новую профессию и трудоустроиться в сфере ИТ».Mail.ru Group нас связывает плодотворное сотрудничество по целому ряду проектов. В данном случае сотрудничество реализовано на базе Института информационных технологий РТУ МИРЭА, который ведёт подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в основных инновационных и высокотехнологичных отраслях экономики России. Уверен, что Algoritmika Coding Bootcamp поможет участникам программы освоить новую профессию и трудоустроиться в сфере ИТ».
источник