Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 17
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов и легендарный гроссмейстер Анатолий Карпов договорились сегодня о создании в вузе шахматной лиги и шахматной школы.

Шахматы - одна из самых старых и известных игр и полезна в образовательном процессе, так как способствует интуитивному и пространственному развитию способностей учащихся, формирует навыки стратегического и логического мышления, что безусловно очень важно в экономическом образовании (и не только в нем).

Уже сегодня шахматы пользуются большой популярностью у учащихся всех ступеней образования Плехановского университета - от лицеистов до студентов колледжей, бакалавриата и магистратуры.

В РЭУ созданы условия для шахматного спорта и принятое на встрече решение станет катализатором развития шахматного движения в университете.

По мнению НОП, развитие шахмат в вузах это прекрасное направление, которое пока сильно недоиспользовано.

Однозначно, надо начинать дискуссию. В ClubHouse, Аркадий Владимирович Дворкович?
источник
Научно-образовательная политика
Правила приема 2021

Министерство науки и высшего образования РФ модифицировало правила подачи документов в вузы и приема студентов.

С этого года каждое образовательное учреждение может самостоятельно определить количество направлений, для поступления на которые может подать документы один абитуриент: от двух до десяти.

Вуз может создавать группы смежных специальностей, и по результатам ЕГЭ распределять на специальности. Они вправе устанавливать разные минимальные баллы для поступления на бюджет и платное отделение, а количество обучающихся на платной основе вуз определяет самостоятельно.

Жесткий перечень экзаменов ЕГЭ теперь может варьироваться в удобную сторону для поступающих: они могут предоставлять те результаты экзамена, которые оказались успешней и подходят для этого направления.

С этого года образовательные учреждения самостоятельно устанавливают перечень дополнительных вступительных экзаменов (творческие вузы, МГУ им. Ломоносова и др.), всего дополнительных испытаний может быть от 1 до 3.

Дополнительные баллы принесут абитуриенту индивидуальные достижения: волонтерская деятельность, аттестат с отличием, статус чемпиона или призёра чемпионатов Европы и мира, золотой знак отличия ГТО, итоговое сочинение в 11 классе (вуз его проверяет и выставляет оценку). Этот список индивидуальных достижений теперь единый для всех образовательных учреждений, но каждый из них может выбирать за какие из них начислять от 1 до 10 баллов.

При поступлении победители и призеры олимпиад могут один раз воспользоваться льготой поступления и быть зачисленными вне конкурса, если их результаты ЕГЭ по профильному предмету не меньше 75 баллов.

Приемные комиссии начнут принимать документы в этом году не позже 20 июня. До конца июля будут зачислены льготные категории студентов, 3-5 августа поступающие по конкурсу. Если в вузе есть дополнительные вступительные испытания (творческие и профессиональные), то документы можно подавать с 7 и до 20 июля. Второй волны не будет.

В этом году все вузы обязаны организовать дистанционный прием документов, но на момент зачисления поступающему необходимо предоставить оригинал аттестата. Не отменены и все остальные способы подачи документов: лично, по почте, с помощью доверенного лица.

Вузы должны обновлять конкурсные списки не менее 5 раз в день, но абитуриенты в них увидят только СНИЛС или номер, присвоенный приёмной комиссией.

Текст приказа.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у Андрея Белоусова, первого вице-премьера правительства РФ.

Сложно переоценить степень влияния Андрея Белоусова на формирование нацпроектной карты России.

Он один из ключевых визионеров и "отцов" Больших идей на стыке НТИ, промышленности, образования и науки.

Андрей Рэмович, с днём рождения!

Больше сильных идей для нового времени!
источник
2021 March 18
Научно-образовательная политика
В числе проектов: исследование по оценке качества жизни населения, анализу образовательных и трудовых миграций и разработка индекса культурного развития региона

https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=148444
источник
Научно-образовательная политика
Перед официальным открытием Форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» состоялась встреча руководителей федеральных университетов. Каждый из участников хорошо понимает, что накопленный опыт федуниверситетов по формированию региональной экосистемы взаимодействия с промышленностью и академическими партнёрами,  сетевая работа с коллегами из других вузов: эта практика сегодня актуальна как никогда ранее.

https://t.me/svfunews/520
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Цифровой прорыв-3

О старте нового третьего сезона Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» 17 марта в ТАСС рассказали его организаторы и партнеры.

Проект входит в число флагманских проектов президентской платформы «Россия - страна возможностей». Мероприятия конкурса пройдут традиционно в формате хакатонов, задания останутся в формате кейсов. При этом кейсы будут иметь 2 направления - техническое и управленческое.

«Проект меняется, стремясь соответствовать тенденциям цифровизации каждой из индустрий. Теперь хакатоны будут привязаны не к федеральным округам, как раньше, а к отраслям и секторам экономики. Мы рассчитываем, что такой формат будет гораздо удобнее как для участников, так и кейсодержателей: отраслевой подход понятен и универсален. Всего у нас запланировано 8 тематических полуфиналов», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Темы полуфиналов этого года:
- Медицина и здравоохранение;
- Образование. Развитие кадров;
- Транспорт и логистика;
- Общество. Качество жизни и социальная поддержка;
- Сельское хозяйство. Охрана окружающей среды. Фудтех;
- Креативные индустрии. Коммуникации и контент;
- Умные города, ТЭК и промышленность;
- Финансы, банкинг, страхование.

В этом сезоне предусмотрена масштабная образовательная программа для команд, Она будет включать в себя онлайн-курсы, региональные интенсивы и тестирование, на основании которого участники смогут получить соответствующие сертификаты.

В рамках «Цифрового прорыва» 2021 года также состоятся два акселератора. Первый пройдет на базе Южного ИТ-парка на протяжении четырех месяцев, а принять участие в нем смогут победители прошлого сезона.

Второй – экспресс-акселератор - предназначен для тех конкурсантов, которые покажут хорошие результаты на полуфиналах этого сезона.

«Мы создаём «Школу кейсодержателей» – это образовательные программы, которые будут полезны в сферах цифровизации и цифровой трансформации. Будем интегрировать экспертов-партнеров в работу хакатона, независимая команда разработчиков будет валидировать каждый кейс, также мы окажем организационную поддержку внедрения разработок», – поделился директор РАЭК, руководитель проекта «Цифровой прорыв 2021» Сергей Плуготаренко.

В своем выступлении он также презентовал идею создания «ИТ-профсоюза».

Куратор проектной команды «Цифрового прорыва» Татьяна Голубовская, рассказывая о региональных ИТ-хабах, отметила, что в этом году они должны стать «франшизными точками притяжения ИТ-специалистов и экспертов со всей страны».

Партнеры и кейсодержатели конкурса рассказали о том, какие задачи для бизнеса решает «Цифровой прорыв». С их краткой презентацией на пресс-конференции выступили представители ГК «Росатом», ПАО «Россети», Mail.ru Group, ПАО «Ростелеком»

«Мы надеемся, что участники «Цифрового прорыва» станут новым поколением талантливых ИТ-предпринимателей — а мы им в этом поможем. Как генеральный партнер конкурса мы обеспечиваем менторскую поддержку и выделяем лучших участников в рамках специальной номинации. Конечно, мы надеемся найти целые команды перспективных специалистов для взаимодействия. Поэтому «Цифровой прорыв» отличный шанс проявить себя и получить конкурентные преимущества для трудоустройства», поделился Сергей Марданов, директора по работе с вузами Mail.ru Group.

Модернизированный и улучшенный уже в третий раз стартовал конкурс «Цифровой прорыв», который по-прежнему остается кузницей IT-кадров и окном возможностей для талантливых программистов любых возрастов. «Социальный IT-лифт» является важной составляющей в паззле «Цифровой России» наравне с увеличением числа мест для подготовки программистов в университетах, росте числа программ переподготовки и росте количества частных компаний, готовых обновить кадровый состав в интересах цифровой экономики. Конкурс богат уникальными специалистами, которые по праву могут считаться самородками в своей профессиональной области. И именно конкурс помогает им проявить свои самые сильные стороны на благо нашей страны.

Подробнее: https://tass.ru/press/12755
источник
Научно-образовательная политика
Приветствие от вице-премьера Дмитрия Чернышенко участникам форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России»:

«‎Уважаемые коллеги, участники форума, я рад приветствовать вас в Якутии, важнейшем для нашей страны регионе, с точки зрения заявленной темы форума: развитие геостратегических территорий.

Районы Крайнего севера, тем более Арктики – это зоны, где из-за низкой территориальной связанности и экономических и социальных диспропорций приходится решать особенно сложные задачи, огромная площадь, на которой проживает не так много людей, богатейшие запасы сырья, традиционный уклад жизни, который целенаправленно поддерживает государство и работающие здесь корпорации. И одновременно уникальные научные организации, десятилетиями изучающие вечную мерзлоту и поддерживающие своими открытиями перспективные территории хозяйствования. Наконец добывающие компании, производственные и строители, которые эти технологии используют. Это вся технологическая цепочка.

При всей специфике геостратегических территорий, а это и Крым, и Калининградская область, и Северный Кавказ - общим для них является приоритетный для государства статус, и социально-демографическое благополучие - фундамент, обеспечивающий целостность страны, а удовлетворенность проживающих на таких территориях людей и их желание профессионально расти в своем регионе, возможности получать лучшее образование - являются для государства приоритетами.

Сейчас правительство России разрабатывает фронтальную стратегию до 2030 года. Одно из ее направлений – это национальная инновационная система, такая система не может опираться только на Москву и Санкт-Петербург, геостратегические территории России также должны стать ее опорными точками. Сегодня мы решаем прикладную задачу: обеспечиваем цифровизацией все сферы жизни для дальнейшего успешного развития России.

Цифровая трансформация – одна из национальный целей, причем капиталоемкая, не только в финансовом смысле. Критичным для ее реализации оказался человеческий ресурс, профессиональные компетенции. При нарастающей скорости развития технологий мы столкнулись с дефицитом кадров, я уже озвучивал эту цифру, не хватает до 1 миллиона профессионалов. Ситуация в этой сфере требует скоординированных усилий наших образовательных организаций, профильных органов власти и бизнеса для подготовки IT-специалистов.

В начале марта во время встречи ректоров в Иннополисе мы определили основные ориентиры для достижения целей по подготовке профессиональных кадров. Эти предложения хорошо известны всем участникам форума. Они касаются профессиональных стандартов, формированию у преподавателей необходимых цифровых компетенций, назначение проректоров, ответственных за цифровую трансформацию в каждом вузе, появление соответствующих разделов в программах развития университетов и ряд других. Знаю, что здесь, в Северо-Восточном федеральном университете эту инициативу по определению цифровой трансформации уже поддержали. И я прошу всех участников форума обсудить практическое применение предложений, сформированных на совещании в Иннополисе.

В заключение отмечу, что форум проходит в особенное время, президент объявил 2021 год Годом науки и технологий. Мероприятия года непосредственно связаны с реализацией национальных целей, созданием современных условий для жизни и самореализации граждан во всех регионах страны. Желаю участникам форума плодотворных дискуссий, свежих идей и формирования практических моделей для реализации национальных целей».‎

Трансляция мероприятий форума: https://svfu.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Федеральная миссия гарантов

В Якутске на Форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России» продолжаются дискуссии о роли университетов, особенно – федеральных. Мы попросили Максима Румянцева, ректора самого первого федерального университета – Сибирского – поделиться с нами своим видением миссии федеральных университетов.

«Изначально федеральные университеты задумывались как масштабные интеллектуальные и ресурсные центры, созданные для формирования научно-образовательного каркаса под задачи развития критически важных отраслей национальной экономики.

Федеральные университеты выполняли функцию скелета государственной системы по кадровому наполнении и питанию промышленных экосистем стратегически важных регионов. Эта задача была решена успешно.  Параллельно   с этим в стране формировалась новая система ведущих вузов, в которую также вошли научно-исследовательские, опорные университеты, выполняющие схожие функции.  Однако, только у федеральных университетов помимо лидерства в научно-образовательной сфере в качестве стратегических задач с самого начала стояла социальная миссия.  

Кроме конкретных  научно-образовательных задач экономического развития субъектов, каждый федеральный университет выполнял важную функцию актора изменений социальной, культурной жизни субъекта. Федеральный университет изначально являлся государственной площадкой для апробации пилотных моделей по различным направлениям. Нельзя сказать, что задача для научно-исследовательских университетов была такой же.

Сегодня также повестка федеральных университетов отличается от повестки остального вузовского сообщества. Федеральные университеты продолжают быть ответственными носителями государственной политики в субъекте, в каком-то смысле миссионерами.  

Функционал федеральных университетов схож с функционалом федеральной структуры.  Всё, что касается социальной политики, в полной мере является задачами, которые должен решать в своём регионе федеральный университет: вопросы гуманитарного наследия, сохранения и приумножения культурных ценностей, сохранности здоровья, повышения качества жизни.

Любые инициативы, связанные с патриотическим воспитанием, антикоррупционными, антитеррористическими, антинаркотическими программами и др. изначально прорабатываются в федеральных университетах и только потом, усовершенствованные, тиражируются в другие вузы и регионы.

Именно федеральные университеты имеют необходимую инфраструктуру, опыт и компетенции для аналитического и экспертного сопровождения федеральных проектов, государственных задач, включая законотворческие инициативы.

Статус федерального университета заключается не только в стремлении к лидерству в научно-образовательной сфере, но и разделении обязательной ответственности за социально-экономическое развитие своего региона. Федеральный университет должен выступать гарантом обсуждения и поиска решений по ключевым и критичным вопросам развития территории, стоять во главе устойчивых позитивных изменений и выступать площадкой, где возможны любые коллаборации: науки и бизнеса, крупных промышленных групп и малых предприятий, профессиональных союзов и общественных организаций и т.д.»
источник
Научно-образовательная политика
Наука и технологии: план Года

Правительство утвердило план мероприятий, посвященных Году науки и технологий. Речь идет о федеральных события, но каждое ведомство и каждый регион должны разработаться собственные планы.

Организационное, экспертное и информационное обеспечение Плана передается в руки АНО «Национальные приоритеты». Это дает полную уверенность в том, что Год науки и технологий получит тот же уровень медиа-поддержки и освещения, что и национальные проекты. В информировании россиян и всего мира о мероприятиях и их значении «Национальным приоритетам» будет помогать Минцифры, которому поручено содействовать освещению событий в государственных СМИ.

Круг ответственных исполнителей чрезвычайно широк – Минобрнауки, РАН, АНО «Россия – страна возможностей», Минкультуры, Минпромторг, ОИЯИ, АНО «Национальные приоритеты», Курчатовский институт, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорт, «Сириус», Росатом, Сколково, Сбербанк, АСИ, НТИ, МГУ, ФМБА, Роскосмос, Фонд Бортника и РНФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах, «Волонтеры Победы» и даже Объединенная судостроительная корпорация. В выпуске памятных монет и марок поучаствуют Банк России и АО «Марка».

Сам план разделен на две части. Первая – это 36 уникальных событий, которые пройдут в рамках Года науки и технологий. Значительная часть из них – те, что были созданы специально для Года, но есть и те, что состоялись бы в любом случае, но органично ложатся в эту канву. Некоторые представляют собой разовые события, иные – растянуты по времени на весь 2021 год.

Формат мероприятий поистине уникален. Году науки и технологий будут посвящены реалити-шоу и тематические научные смены в детских лагерях, запуски реакторов и токомаков, всероссийские открытые уроки, закладка научно-исследовательских судов и спуск на воду одного из НИС, премии и фестивали. На днях уже состоялся запуск Байкальского нейтринного телескопа с участием министра науки и высшего образования Валерия Фалькова.

Второй крупный блок – это 50 регулярных событий, которые в 2021-м будут приурочены или получат важный компонент, связанный с Годом науки и технологий. Палитра очень богата – от трека «Наука» «Лидеров России» до Российской студенческой весны, а также два «маршрута» - Поезд Победы «Наука в годы Великой Отечественной войны» и «Поезд науки в метро». Научно-технологическую тематику будут включать все крупные форумные мероприятия либо станут прямо посвящены этим сферам – Архипелаг НТИ (2021), ПМЭФ и ВЭФ, Иннопром, Технопром и Вузпромэкспо, «Армия» и «МАКС», а также конкурсы и олимпиады – CASE-IN, Я – профессионал, чемпионат WorldSkills Russia.

Утвержденный Правительством План – это общая событийная схема. Безусловно, Году науки и технологий будут посвящено огромное количество мероприятий в университетах и научных институтах. Не менее мощно прозвучат ключевые научно-технологические ведомства – Минздрав, Минсельхоз, Минпромторг, ключевые высокотехнологичные госкорпорации – Росатом, Ростех, Роскосмос, а также регионы и созданные в последние пару лет «пространства прорыва» - научно-образовательные и научные центры мирового уровня, региональные математические центры и НОЦ, технологические долины (ИНТЦ). Конечно, подключатся школы и наукограды, общественные организации и бизнес.

Особая партия у Российской академии наук – насыщенная программа мероприятий дает прекрасную возможность еще больше усилить присутствие Академии в общественном и элитном дискурсе.

По содержанию Плана и настрою ключевых центров принятия решений можно сказать – страна будет жить наукой и технологиями весь этот год. Хочется верить, что СМИ и культурная сфера также активно включатся в Год науки и технологий. Мы очень ждем тематических передач и репортажей, серьезной аналитики и глубокой рефлексии, искрометного юмора и не риторических экзистенциальных дилемм.

План мероприятий Года науки и технологий.
источник
Научно-образовательная политика
Университеты и регионы: геостратегия развития (1/2)

На форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России» состоялась Пленарная дискуссия «Устойчивое развитие геостратегических территорий России: инициативы и проекты для достижения национальных целей».

Айсен Николаев, глава республики Якутии (Саха):
Для нас огромная честь принимать в республике свет отечественной науки высшего образования нашей страны. Огромная признательность Александру Михайловичу Сергееву, президенту РАН, впервые, после 25-летнего перерыва, президент Российской Академии Наук приехал в Якутию, это поистине историческое событие.

Очень символично, что мы начинаем дискуссию о развитии геостратегических территорий в День воссоединения Крыма и России, при этом находимся в Якутске, который всегда считался восточным форпостом Российской державы. Сегодняшнее мероприятие связывает ключевые геополитические точки России. Нет сомнений, что от темпов и качества развития стратегических территорий напрямую зависит социально-экономическое развитие всей страны, территориальная целостность и безопасность. Решающими ключевыми факторами национальной безопасности, качества жизни людей президент нашей страны, Владимир Владимирович Путин, назвал образование и науку и технологический суверенитет России. Сегодня у нас есть четкое понимание, что наука – это основной национальный ресурс, неизменная составляющая экономического процветания страны и региона.

Александр Сергеев, президент Российской академии наук:
Символ Якутии - мамонт, это символ не прошлого нашего, а символ будущего и будущего научно-технологического. Кстати, этим занимаются здесь, в Якутске.

Мы воспринимаем, что должны уделять особое внимание развитию этих регионов, про которые мы говорим «‎форпост»‎. Но, с другой стороны, если есть будущее, настоящее, конкурентное у нашей страны, оно возможно только на путях научно-технологического прогресса. И наше будущее возможно, если мы его достигнем через развитие научно-технологических форпостов. Одним из таких точно может быть Якутия. Почему так? мы привыкли, что у нас форпосты Москва, Питер, Томск, может быть. Но почему Якутия из геостратегических форпостов может превратиться в научно-технологический? Конечно, это бесконечная кладовая минерально-сырьевой базы. Это звучит несовременно, мы привыкли ругать нашу экономику за сырьевую направленность. Но мы же понимаем, что в раз организовать современную наноэлектронику, генетику это, в условиях такого отставания, которое мы допустили, это непросто. А опереться на, в новом смысле, осваиваемую минерально-сырьевую базу, это можно. Якутия это, может быть, лучший вариант того, как это можно сделать.

Второй момент, есть кладовая полезных ископаемых, а есть - кладовая холода. Холод для Якутии - это ваше богатство. Сейчас очень многие технологии связаны именно с тем, что мы должны и материалы, и живые системы исследовать, тестировать в экстремальных условиях.

И третье, люди должны видеть, что открываются возможности для креатива, для творчества. Численность населения Якутии растет не только потому, что созданы условия, для того, чтобы было достаточное количество детей в семье. Это обстоятельство, что Якутия в социальном плане очень интересный регион, в котором решаются правильным образом социальные вопросы, так что народ едет сюда. И вопросы языка, и вопросы культуры. Может быть это третье, важное обстоятельство, которое вкупе с двумя первыми может явиться основанием того, что Якутия может стать таким вот геостратегическим, или прорывным форпостом в плане будущего научно-технологического развития.
источник
Научно-образовательная политика
Университеты и регионы: геостратегия развития (2/2)

Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре:
Буквально вчера в Совете Федерации состоялся правительственный час с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Николаевича Фалькова. По итогам был сформулирован целый блок рекомендаций. Буквально на 3 хотела бы обратить внимание. Это программа «‎Приоритет-2030»‎ - по ней мы выработали рекомендации сосредоточиться на поддержке вузов, которые ориентированы на проведение научных исследований, направленных на социально-экономическое развитие регионов. Также меры по совершенствованию учета потребности субъектов РФ и крупнейших работодателей при формировании общих объемов контрольных цифр приема.

Сегодня региональные вузы на себе ощутили увеличение числа бюджетных мест, обязательно было гармонизировано, синхронизировано с требованием тех кадров, в которых сегодня нуждается реальный сектор экономики. Минобрнауки совместно с Минтрудом, Минцифры, безусловно, должны проработать вопросы содействия занятости выпускников российских вузов, чтобы мы не просто показывали те цифры, которые сегодня дают университеты, а именно тех выпускников, которые устроились по своей специальности, востребованы стали по своим специальностям и работают по тем направлениям, по которым получили образование. В проект постановления вошла рекомендация по специализированным мерам государственной поддержки высшего образования в регионах арктической зоны РФ и Дальнего Востока.

Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ:
Не только система высшего образования и профессионального образования важна для развития геополитических регионов, но и в целом вся система образования. Особенно мы это хорошо увидели во время пандемии, когда всем учреждениям образования пришлось искать подходы к организации качественного образовательного процесса. Важно понимать, что среднее профессиональное образование для развития таких территорий крайне важно. Мы видим, что система СПО сегодня стала очень интересна для людей, уже находящихся на рынке труда, вне зависимости от их возраста. Мы видим, что люди идут обучаться и получать дополнительные компетенции как за счет федеральных программ различных, так и приносящих за обучение свои деньги.

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:
Очень важная мысль - чтобы развивалась наука, образование и вообще происходило технологическое развитие таких особых регионов как Якутия, Севастополь и Камчатка – необходима кооперация. В силу важных причин мы не можем замыкаться на себе и на Камчатке мы это очень чувствуем. Для того, чтобы кооперация выглядела эффективной и успешной нам очень важно специализироваться.

Нам не нужно стремиться закрывать все потребности территории в высшем образовании на территории своего региона. Это вредно. Я считаю, что базовые отдельные направления высшего образования должны закрываться в кооперации, во взаимодействии с университетами других территорий.

Мы сейчас готовимся к запуску таких пилотных программ с ДВФУ и в следующем шаге проработки Новосибирский государственный университет. На первые два года студент отправляется учиться на остров Русский в ДВФУ, получает базовые навыки и представление о том, как правильно выстраивать свое высшее образование и научную деятельность. А затем, на последующие два года, возвращается на Камчатку и в кооперации с конкретным индустриальным партнером, с теми научными организациями, которые на территории Камчатки работают в специфических направлениях, уже получает практическую подготовку и потом интегрируется в экономику или научную сферу нашего региона.

В реализациях таких сетевых программ ключ к успеху особых территорий как Камчатка. Здесь мы очень остро понимаем возможности науки и высшего образования мирового уровня. Именно формирование научно-образовательного центра по арктическим исследованиям, по исследованиям наших геостратегических территорий и логически объединенных [пространств] должно стать и практическим выводом сегодняшнего форума, и нашей магистральной линией развития на ближайшие годы.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник