Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 March 02
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Оснащение школ современными IT-технологиями будет продолжено - Мишустин

Оснащение школ современными IT-технологиями будет продолжено, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время посещения школы номер 53  в Барнауле.

"Без сомнения. Мы в рамках целого ряда государственных проектов разработали соответствующие возможности. У нас в 15 регионах сейчас внедряется "Цифровая платформа", это пока экспериментальный процесс", - сказал Мишустин на встрече с учителями, отвечая на вопрос о планах по оснащению школ современными технологиями. Одна из преподавательниц попросила присоединиться к проекту, премьер пообещал решить этот вопрос.

Он также рассказал, что по всей стране сейчас создаются кванториумы и технопарки для углубленного изучения отдельных предметов. По его словам, до 2024 года в стране будет открыто порядка 224 технопарков. Кроме того, будут открыты точки роста для сельских школ.

"Предусматриваются соответствующие средства федерального бюджета, чтобы оснащать школы, соответствующие точки роста, технопарки и кванториумы современным оборудованием", - сказал Мишустин.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Программа "Земский учитель" будет существовать и в дальнейшем - Мишустин

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил во вторник, что программа "Земский учитель" будет существовать и в дальнейшем.

Соответствующий вопрос был задан премьеру во время встречи с учителями школы номер 53 в городе Барнауле. "Конечно, будет, - ответил Мишустин. - Во- первых, она не просто существует, а активно существует. Мы очень большое число фиксируем учителей, которые поехали по программе "Земский учитель".
источник
Научно-образовательная политика
Сельскохозяйственная экономика

Вопросы стратегических направлений взаимодействия Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова как основоположника научного товароведения сельскохозяйственного сырья, продовольственных товаров и пищевой микробиологии обсудили Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства РФ, и Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова.

На встрече обсуждались стратегические вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Научные исследования кафедры товароведения и товарной экспертизы, НИИ качества безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов и пяти лабораторий Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (биологических методов анализа, экспертизы товаров растительного происхождения им. Я.Я. Никитинского, спектрофотометрических и хроматографических методов исследования, продуктов животного происхождения, экспертизы продовольственных товаров им. Ф.В. Церевитинова), работающих в области создания новых продуктов питания с улучшенными свойствами, повышения сохраняемости пищевой продукции и сырья, выявления фальсифицированной некачественной и опасной продукции выступят основой для эффективного взаимодействия с Министерством сельского хозяйства РФ по подготовке специалистов в этих областях.

Дмитрий Патрушев и Иван Лобанов на встрече обсудили также реализацию совместных магистерских образовательных программ ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева» и ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»,  как один из вариантов совместного участия в программе «Приоритет 2030».

Запланированные направления сотрудничества будут реализованы в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 296-р от 10 февраля 2021 года и Доктриной продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года. В целях и задачах, поставленных Президентом, обозначены экономическая доступность продовольствия, повышение квалификации и подготовка кадров, обеспечение качества и безопасности продуктов питания, контроль за оборотом генномодифицированной продукции и др.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Тюльпаны или KPI?

Весенний месяц в «России - стране возможностей» открывается новыми проектами и программами. Знаменательно, что именно в марте, накануне Всемирного женского дня, стартовал второй поток образовательной программы «Женщина-лидер‎».

Заместитель председателя Совета Федерации РФ Галина Карелова отметила, что Валентина Матвиенко всегда инициировала образовательные проекты для женщин, но раньше не было такой команды, с которой была возможна успешная реализация подобных идей, а в 2020 году она появилась. 140 первых участниц представляли 42 региона России, и проектная деятельность, которая положена в основу образовательной программы - это традиция Совета Евразийского женского форума. За время работы первого потока образовательной программы «Женщина-лидер‎» участницами было разработано 26 проектов.

«‎Мы получили 150 заявок, которые можно было серьезно рассматривать, это заявки от женщин из 41 региона России,» - сказала Галина Карелова, отметив, что‎ перед всеми, кто участвует в реализации программы стоит амбициозная и масштабная задача - создать достойный кадровый резерв женщин для реализации государственной политики во всех сферах. Россия уже несколько лет занимает одно из первых мест по количеству женщин-руководителей. Запрос на женское лидерство продолжает расти.

Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «‎Сенеж»‎, на базу которой и реализуется программа, подчеркнула‎: «Участницы - это женщины, которые, в большинстве своем, имеют руководящую позицию или опыт в социальных проектах. И наличие управленческого опыта в этот раз было таким основанием для проработки нашего актива слушательниц, для того, чтобы обеспечить ту аудиторию женщин, которые будут учиться и обеспечивать обучение друг друга. Потому что сейчас одним из принципов обучения в современном мире является обучение друг с другом, знания, которые мы черпаем друг от друга порой в сообществе гораздо более ценны, чем те знания, которые нам дают великие гуру».

Каждая шестая участница нового потока - финалистка или победительница флагманского конкурса платформы «‎Россия - страна возможностей» «‎Лидеры России», а каждая седьмая лауреат других конкурсов платформы.

Три модуля образовательной программы пройдут в цифровом формате, следуя современным трендам развития, именно этот формат позволит сделать большой охват регионов. А финальный модуль пройдет в кампусе Мастерской управления «Сенеж».

Подробнее: https://tass.ru/press/12611
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: финал «а»

В свой эндшпиль вступает системная перезагрузка поддержки исследований и разработок. Работа движется в рамках общей «дорожной карты» реформы институтов развития и в частности – научных фондов. Происходит поступательное свертывание грантовых программ РФФИ с их передачей в ведение РНФ.

Особую тревогу научной общественности вызывала возможная ликвидация линейки грантов на инициативные исследования – в форме классического конкурса «а» РФФИ. Однако, еще до того, как реформа институтов развития развернулась в полную силу, уже была произведена «перезагрузка» этой линейки. Сделано это было с прицелом как раз на то, что в итоге в обновленном виде конкурс «а» войдет в обойму Российского научного фонда.

Основные издержки произошли из-за рассинхронизации двух процессов – грантовой ритмики и общей реформы институтов развития. Эта «перезагрузка» сектора инноваций была задумана и реализуется как пакетная – с выходом на несколько крупных платформенных решений. Одним из них как раз должен стать единый научный фонд.

Кстати говоря, именно этим обстоятельством был, в том числе, обусловлен тот самый годичный разрыв в обновленном конкурсе «а», на который сетовали многие представители научного сообщества. По сути – это была временная мера, чтобы один единственный раз получить «окно» для бесшовной передачи грантовой линейки в РНФ.

В итоге процессы в рамках реформы институтов развития и «разрубили» кампанию по подаче заявок на уже перезагруженный конкурс «а». Злого умысла здесь не было – просто «фондовая перестройка» является частью более общих процессов. И раз уж взят курс на то, чтобы наука больше интегрировалась с экономикой и промышленностью, значит ее трансформации должны происходить синхронно с изменениями в секторе инноваций и инвестиций. Это и есть причина, по которой 1 марта было объявлено об отмене конкурса «а» в соответствие с решением от 12 февраля.

В соответствие с «дорожной картой» «фондовой перестройки» прошло заседание Попечительского совета РНФ. И вот что нового будет делаться по «формату «а»:

1.  «В рамках нового приоритетного направления «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» - инициативные исследования, коллектив от 2-х до 4-х исследователей, включая руководителя, до 1,5 млн. рублей в год на 1 или 2 года. Цель – создание научных заделов по новым для научных коллективов тематикам и формирование исследовательских команд. Конкурсы планируется проводить ежегодно с 2021 года (начало финансирования – 2022 год). Финансовое обеспечение конкурсов будет соответствовать объемам средств, направляемым РФФИ на этот вид поддержки.

2.  (а) В рамках нового направления региональных конкурсов предлагается совместное с субъектами Российской Федерации на паритетной основе финансирование проектов отдельных научных групп (от 4-х до 10-ти исследователей) от 4 до 7 млн. рублей в год на 1,2 или 3 года и (б) проектов малых отдельных научных групп (коллектив от 2-х до 4-х исследователей) в объеме до 1,5 млн. рублей в год на 1 или 2 года. В конкурсе сможет принять участие любой регион, заявивший о своей готовности. Конкурсы планируется проводить ежегодно, начиная с 2021 года (начало финансирования проектов – 2022 год). Финансовое обеспечение конкурсов будет не менее объемов средств, направляемых РФФИ на этот вид поддержки.

Также предлагается увеличить финансирование некоторых других линеек РНФ – в частности, Президентской программы и молодежных грантов.

Итог
Процессы более высокого уровня – причем, нужные и важные – к сожалению, так и не дали провести конкурс «а» в формате РФФИ. Все равно образуется разрыв в один год по инициативным и региональным линейкам. С другой стороны, формируется несколько новых грантовых программ в рамках РНФ, которые и по объему финансов, и по своему содержанию вполне способны полноценно заменить конкурс «а», при этом – улучшив его.

Планы РНФ.
источник
2021 March 03
Научно-образовательная политика
Что для вас будет поводом для гордости в родном университете?

(опрос для учёных,исследователей преподавателей, студентов, аспирантов и абитуриентов не московских вузов)  Выберите три варианта ответа
Анонимный опрос
11%
Доступ к единому бесплатному marketplace: курсы от лучших профессоров, любые цифровые сервисы и т.д.
7%
Если вуз усилит работу с аспирантурамм, постдоками. Надо проще и понятнее. Тогда не уеду в Москву
16%
Если вуз серьёзно займётся цифровой грамотностью  преподавателей и "прокачает" инфраструктуру
13%
Если государство добавит вузу денег. Пока хватает только на з/п. Работаем на старой приборной базе
14%
Если мой вуз начнёт делать инновационные продукты. В паритете с ведущими вузами
20%
Если в вузе улучшится работа с молодежью: вся внеучебка, поддержка творчества студентов и т.д.
10%
Устал от кафедральных преподавателей. Где практики из бизнеса и обещанный дух предпринимательства?
9%
У нас президенту вуза за 80 и он учит нас работе в tik tok. Тут не до поводов для гордости.
Проголосовало: 1879
источник
Научно-образовательная политика
Выездное рабочее совещание вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко «Кадры для будущего» пройдёт 6 марта в Иннополисе при участии
министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова,
президента РТ Рустама Минниханова.

К совещанию присоединятся более 200 ректоров ведущих университетов страны, в том числе МГУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, ДВФУ, а также представители Яндекса, Mail.ru, Сбера, X5 Retail Group, РЖД, Аэрофлота и Росатома. Общее количество участников – свыше 1000 человек.

Участники совещания обсудят возможности консолидации системы высшего и среднего профессионального образования и потребностей индустриальных компаний для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, владеющими ИТ-компетенциями.

Также 6 марта в Иннополисе  параллельно пройдут 11 круглых столов, где обсудят цифровизацию приоритетных отраслей экономики.

Будьте на связи с НОП 6.03.
Только самый горячий и умный эксклюзив.
источник
Научно-образовательная политика
Институты развития – траектории работы и развития

«Ведомости» опубликовали большой материал, посвященный неудачам институтов развития. В фокусе внимания, конечно, Россйиская венчурная компания, Роснано и Сколково. Однако, есть и более конкретные научные сюжеты.

Напомним, научные фонды также считаются институтами развития. Хотя, конечно, формат и цель работы у них весьма отличаются от KPI тех структур, что занимаются инвестициями.

В материале «Ведомостей» вполне четко читается между строк именно это ощущение – фундаментальная наука все же является особым пространством деятельности со своими «законами природы». Потому и нет смысла сравнивать объемы средств, которые выделяются РФФИ (и дают отдачу в виде научных открытий и публикаций) и, например, Роснано для портфельных инвестиций (а тут нужда отдача в более финансово-осязаемой форме).

Собственно поэтому основные критические выводы слабо применимы к тому же Российскому фонду фундаментальных исследований. Отдельно встают вопросы – почему не учтено финансирование РГНФ и РНФ? Оставим это на совести авторов – ведь явно же далеки они от политики и экономики науки.

Зато из статьи мы узнали о том, что в РФФИ 217 сотрудников со средней зарплатой 135 000 рублей в месяц. При этом возникает новый вопрос – что это за «средняя зарплата по Российской академии наук», с которой сравнивается оплата труда сотрудников РФФИ. Это член-корровские и академические стипендии сложили и поделили? Или кого-то еще включили? Со средними показателями в 71 600 по людям, занятым исследованиями и разработками, тоже не все настолько просто и прозрачно.

Здесь авторы явно пытались натянуть «научную сову» на «глобус» разгромной критики непомерности зарплат руководства, а частично и сотрудников институтов развития.

Но основная «бомба» заложена далее по тексту: «Несколько экспертов отметили, что правильнее было бы укреплять РАН и подчинять институты развития ей, а не ВЭБу, имеющему меньше отношения к науке и инновациям».

Это очень интересная формула «РАН – метаинститут развития». Если разобраться, к тому есть очевидные предпосылки. Во-первых, статус высшего экспертного органа страны. Во-вторых, научное и научно-методическое руководство всеми фундаментальными научными исследованиями в стране. В-третьих, партнерские отношения с Министерством науки и высшего образования, которое, в числе прочего, отвечает за инновации. Плюс к тому – именно в РАН сосредоточены люди, которые знают, как функционировал полный инновационный цикл в СССР.

Также стоит напомнить, что к полномочиям Российской академии наук добавляется экспертиза всех закупок на НИОКР, которые проводятся главными распорядителями бюджетных средств. Это как раз одна из магистралей инноваций.

Есть еще один системный процесс – создание правительственной комиссии по научно-технологическому развитию (т.н. «ГКНТ 2.0»). Собственно, это «комиссия по прорыву». Равно как и Дмитрий Чернышенко, курирующий науку, высшее образование и цифру, это вице-премьер прорыва. Именно он возглавляет рабочую группу, которая должна запустить Национальную инновационную систему в рамках разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития. Кстати говоря, у президента Академии Александра Сергеева установились с Дмитрием Чернышенко хорошие деловые отношения.

Так ли нереален вариант передачи кураторства над институтами развития в руки РАН? Полный контроль, конечно, вряд ли возможен – те же портфельные инвестиции не входят в круг компетенций Академии. Однако, координация исследований и разработок (то есть генерации знаний и технологического трансфера) – эта задача, которую на высоком уровне РАН решать может.

Отдельно отметим, что институты развития должны будут иметь представителей в «ГКНТ 2.0», но и решения комиссия должны для них быть обязательны. Только тогда мы сможем говорить о системной инновационной политике.

Статья «Ведомостей»: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya
источник
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: конкурс «а» – преемственность и развитие

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований 2021 года, отмененный РФФИ в связи с реорганизационными процессами, в ближайшее время будет объявлен Российским научным фондом. Финансовое обеспечение поддержанных по результатам конкурсного отбора проектов будет проведено в планируемые сроки – начиная с 2022 года.

Поддержка проектов фундаментальных научных исследований РФФИ (конкурс «а») будет продолжена за счет расширения конкурсной деятельности РНФ по приоритетному направлению «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». Планируется увеличение числа победителей, введение нового типа поддерживаемых РНФ «задельных» проектов, предусматривающих проработку новых идей, формирование планов, определение методов и подходов исследований. При этом увеличенный размер грантов и срок проектов обеспечат грантополучателям возможность непосредственно в рамках реализуемого проекта и без необходимости поиска дополнительного финансирования осуществлять поездки на конференции, проведение экспедиционных и полевых исследований, получить доступ к уникальным установкам и научному оборудованию, издавать научные труды, оплачивать публикации результатов исследований.

Как отметил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, одним из основных принципов объединения РНФ и РФФИ является преемственность и использование «лучших практик» работы двух фондов:

«Объем грантовых средств, которые выделяют ученым, после объединения РФФИ и Российского научного фонда не сократится. Более того, РНФ приумножит работу, которую Российский фонд фундаментальных исследований проводил в регионах. Все эти вопросы подробно обсуждались с руководителями обоих фондов».

Глава Минобрнауки России также подчеркнул, что РФФИ будут в полной мере выполнены уже принятые обязательства по финансовому обеспечению действующих проектов, включая их мониторинг и экспертизу, а также обеспечена непрерывность грантовой поддержки.

В процессе объединения структур сохранится преемственность основных видов деятельности РФФИ по финансовой поддержке фундаментальных научных исследований, основанной на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований.

Источник: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=30405
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемая Марина Боровская, президент ЮФУ, президент Союза ректоров юга России, подтверждает старую житейскую мудрость, гласящую:

Заместитель федерального министра и куратор ДПО начинает понимать его ценность, лишь покинув госслужбу.

Марина Александровна, это сильно: держать повышение квалификации "в чёрном теле" в Минобрнауки, курируя его, и начать топить за него как госпрограмму Минтруда.

Надеемся, Ваш опыт и новое видение поможет Инне Константиновне:

Ректор ЮФУ Инна Шевченко:

В нашем быстро меняющемся мире педагогам как никогда необходимо понимать логику и выстраивать систему непрерывного образования. Именно поэтому в нашем РУМЦе огромное внимание уделяется вопросам повышения квалификации.

https://t.me/rectorsofrussia/864
Telegram
РЕКТОРЫ.РФ
​​Эффективная организация инклюзивного образования возможна только в сетевом партнерстве вузов

В Южном федеральном университете @sfedu_study состоялось совещание по результатам совместной деятельности Ресурсного учебно-методического центра ЮФУ и вузов-партнеров в 2020 году.

В совещании приняли участие представители более 30 вузов юга России.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко отметила важность реализации совместных научно-исследовательских и методических проектов, направленных на развитие инклюзивного образования:

«В нашем быстро меняющемся мире педагогам как никогда необходимо понимать логику и выстраивать систему непрерывного образования. Именно поэтому в нашем РУМЦе огромное внимание уделяется вопросам повышения квалификации.

Педагоги, прошедшие курсы, приобретают навыки и компетенции, необходимые современному специалисту. И весь этот образовательный комплекс возможен только в системе сетевого партнерства с учебными заведениями юга России.

Особую важность также приобретает эффективное трудоустройство выпускников…
источник
Научно-образовательная политика
«Премьера в школьной столовой сопровождали глава минтруда Котяков, министр просвещения Кравцов, глава минпромторга Мантуров, министр экономразвития Решетников и глава минфина Силуанов. А это еще пять котлеток! А зная Дениса Мантурова – все восемь! Но зная Антона Силуанова – по документам пять»
источник
Научно-образовательная политика
Моя страна – моя политика

На церемонии запуска 18-го сезона конкурса «Моя страна – Моя Россия», состоявшейся в Курчатовском институте, было очень много высоких и совершенно неслучайных гостей. И флюиды от их общения расходились не только те, что связаны с конкурсом, но и со значительно более системными уровнями политики.

Лариса Пастухова не только представила некоторые новации этого года. А одна из ключевых – это появление номинации для детей. Это важно, потому что самосознание человека, как мечты, ограняющие его лично, формируются именно в юном возрасте. И именно дети лучше всего смогут дать ответ, с чего начинается Родина и «Моя страна – моя Россия». Но кроме этого Лариса Пастухова подчеркнула важность в этом проекте коммуникационных площадок – в частности, Телеграма и совместной работы по примеру той, что ведет совместно конкурс и «Научно-образовательная политика».

Лилия Гумерова сделала однозначный реверанс в сторону Михаила Ковальчука, пригласив того активно включиться в работу Совета Федерации по поддержке талантов. Это все неслучайно – все же башкирский Евразийский международный научно-образовательный центр получил статус «мирового уровня», будучи скорее «темной лошадкой», чем однозначным фаворитом.

Сам Совет Федерации набирает все больше веса как по научно-образовательному вектору, так и в рамках программ и конкурсов «России – страны возможностей». Совсем неслучайно глава Роспатента Григорий Ивлиев столь явно подчеркивал, насколько востребован конкурс сенаторским конкурсом и какую большую подмогу его финалисты и победители смогут предоставить членам верхней палаты парламента.

Такое единство посылов в одном выступлении вполне четко намекает нам на то, что Григорий Ивлиев явно рассчитывает продолжить свою карьеру в сенаторском кресле.

Михаил Ковальчук чувствовал себя радушным хозяином, не забывая о необходимой системности в работе. С министром Валерием Фальковым они обменивались шутками – что неудивительно, ведь между Минобрнауки и Курчатовским институтом отличные отношения.

Также Михаил Ковальчук отдельно и дружески побеседовал с ректором РГГУ Александром Безбородовым. И это уже относится к «битвам за историю», то есть к формированию системной исторической политики. В этот треугольник конвергентных технологий входит также и Российское историческое общество. От РОИ присутствовал член Президума Константин Могилевский, однако всем ясно, что здесь ключевой является фигура Сергея Нарышкина.

В рамках исторической политики напомним еще о двух важных сторонах состязания – это Минобороны (Сергей Шойгу) плюс Российское военно-историческое общество (во главе с Владимиром Мединским), а также – митрополит Тихон и его проект «Россия – моя история».

Стоит заметить, что именно с историческими парками в их расширенном формате работы (включая подготовку к ЕГЭ по истории) лучше всего стыкуются историко-культурные смыслы и номинации конкурса «Моя страна – Моя Россия».

Как рыба в воде чувствовал себя Алексей Комиссаров – который равным образом приветливо пообщался с целым рядом гостей.

Очень примечательно, что от Администрации Президента был именно заместитель руководителя Магомедсалам Магомедов. Он отвечает за межнациональные отношения. И это позиционирование особенно важно как для конкурса, так и для всей президентской платформы «Россия – страна возможностей». «Единство нации, мир между народами, социальные лифты для каждого» - примерно так можно сформулировать тот лозунг, что наравне с иными не менее значимыми теперь реет над президентской платформой и ее проектами.

По словам и поведению Магомедсалама Магомедалиевича было хорошо видно, как он «горит» этим конкурсом и какое невероятное пространство возможностей тот формирует для выстраивания межнациональных отношений в России.

Вообще старт 18-го сезона «Моей страны – моей России» вышел очень теплым. Было видно, что в зале собрались единомышленники, которые работают в единой парадигме.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник