Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 18
Научно-образовательная политика
Академия – политика внутренняя и внешняя

В рамках старта Года науки и технологий «Поиск» взял интервью у Бориса Кашина – известного математика из МГУ и Стекловки, а также члена фракции КПРФ в Госдуме V и VI созывов.

Критическая часть интервью весьма традиционна – Борис Кашин критикует неудачную научную политику последних лет, призывает сосредоточиться на анализе ошибок и радикальных корректировках стратегических установок.

Неудивительна критика статуса РАН как федерального государственного бюджетного учреждения и призыв вернуть институты под ее крыло. Но здесь Борис Кашин отмечает правильную позицию президента Академии: «Глава РАН Александр Сергеев старается по максимуму применять демократические процедуры, вносит предложения об изменении правового положения академии».

Наиболее же примечательные те ответы, что касаются (внутри)академической научной политики.

«К сожалению, общественные структуры очень слабы, и их влияние весьма ограничено. <…> К сожалению, в общественной деятельности почти не участвует научная молодежь.

Что касается моего нежелания вступать в Клуб «1 июля», тут сказываются определенные различия с состоящими там коллегами в политических взглядах и подходах к развитию науки. При этом не могу не отметить, что клуб сыграл важную роль в борьбе против разгрома РАН, и тогда я с ним тесно сотрудничал. В дальнейшем члены клуба сосредоточились на второстепенных, с моей точки зрения, вопросах.
<...>
Я не вижу у моих либерально настроенных коллег понимания того, что ни российский олигархический капитализм, ни тем более западный капитализм не заинтересованы в процветании нашей науки. Вообще на Запад я бы не особенно рассчитывал, в том числе и на научную диаспору. Взаимодействовать с учеными из других стран необходимо, но нужно не забывать, что у них свои интересы, а у тех, кто работает в России, – свои. Десять лет назад с трибуны Думы я выступал категорически против законопроекта о создании центра «Сколково», который, видимо, из-за высокой его «эффективности» сейчас сливают с другими «институтами развития». Либералы в свое время подыграли власти, позитивно оценив это начинание. В итоге потрачены огромные средства на оплату западных экспертов. А где результаты? Преуспеть удалось разве что в выкачивании средств из бюджета».

Эти слова Бориса Кашина показывают, что внутри Академии действительно сформировались две научно-политические платформы. Первая – это государственники, которые заинтересованы в сильной власти и поступательном (в идеале – прорывном) развитии страны. Возглавляет эту группу президент РАН Александр Сергеев.

Их оппоненты – радикальные либералы. Они критикуют (часто – огульно) любые инициативы и решения власти, временами скатываясь в протест ради протеста. Либералы игнорируют реальные достижения и страны, и Академии, апеллируя к историческим или абстрактным конфигурациям взаимодействия.

«Я, кстати, не идеализирую РАН. Уверен, что нам надо намного активнее браться за решение собственных внутренних проблем и тоже вводить ответственность представителей руководства за последствия ошибочных действий», – отмечает Борис Кашин.

И эта позиция объективна, ее разделяет президент Александр Сергеев. Уже предпринимаются реальные шаги, чтобы обеспечить эффективное управленческо-бюрократическое функционирование Академии, а также ее цифровизацию.

Неудивительно, что многие замечания Бориса Кашина оторваны от реальности. Например, первоочередной мерой он считает возврат науки из «социалки» в реальный сектор экономики. При это забывает о том, что инновационная деятельность относятся к сфере ведения Министерства науки и высшего образования. У ведомства и РАН сложилось продуктивной и обоюдовыгодное сотрудничество. А курирующий вице-премьер – Дмитрий Чернышенко – является главным координатором цифрового развития, которое находится в основе прорывного развития экономики. Что придает дополнительной синергии взаимодействию науки–промышленности–цифры.

Полный текст интервью.
источник
Научно-образовательная политика
Премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами:

«Президент объявил наступивший год – Годом науки и технологий. Правительство уделяет поддержке этих направлений самое серьёзное внимание.

Именно наука определяет образ будущего. То, как станет развиваться Россия в ближайшее время. Как будут жить наши граждане. В конечном счёте – престиж нашей страны на международной арене.

Мы инвестируем в высокотехнологичные проекты класса «мегасайенс», такие как NICA. В запуске первого каскада этого комплекса мы участвовали в прошлом году. Направляем средства и на прикладные разработки в самых разных областях – в здравоохранении, образовании, промышленности, космосе. Всего на проведение прикладных научных исследований в федеральном бюджете на этот год предусмотрено свыше 350 млрд рублей.

Теперь будет оцениваться результативность деятельности организаций, которые получают субсидии и гранты из бюджета на научные исследования и экспериментальные научные разработки гражданского назначения. Открытия и изобретения, которые рождаются в таких институтах и лабораториях, должны иметь практическую значимость и быть защищены законодательством об интеллектуальной собственности. При этом не менее половины средств на их создание должно поступать из внебюджетных источников.

Информация о работах, для которых используются государственные деньги, будет включаться в единую государственную информационную систему.

Всё это позволит эффективнее контролировать, как расходуются бюджетные средства, поддерживать самые перспективные проекты».

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
О некоторых аспектах позиции редакции

Сегодня в редакции НОП горячо: наш пост по случаю дня рождения уважаемой Натальи Гвоздевой (директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки России) вызвал под сотню откликов.
С удовольствием ответим на вопросы.

1. Почему НОП «наехал» на Елену Колесникову?

Конечно же, мы не «наехали», а на протяжении всего периода работы Елены Николаевны во главе департамента поддерживали её (в т.ч. публично, в рамках эфиров, форумов, круглых столов) и защищали от инфоатак. Более того, именно мы неоднократно предлагали ей лично принять участие в эфирах НОП, чтобы снять вопросы и замечания от сети вузов. Даже в период, когда редакция НОП была категорически не согласна с отдельными решениями Елены Колесниковой, мы спорили с ней в «личке», и по-прежнему, предлагали выступить публично и тем самым снизить «градус напряженности». Потому что не было дня, чтобы не поступило десяток писем/звонков с конструктивной критикой работы департамента.

2. Разве при новом директоре департамента «старые» проблемы ушли?

Честный ответ - мы считаем, что Наталье Гвоздевой и её коллегам, бесспорно, ещё есть над чем работать в части повышения эффективности совместной работы с вузовским экспертным сообществом. Мы этой позиции никогда не скрывали и неоднократно выражали её руководству Минобрнауки, включая лично – Валерию Фалькову.

Вместе с тем (и на это обратили внимание многочисленные «подопечные» университеты), Наталья Михайловна всё более активно участвует в диалоге с вузами, часто за одним столом с ректорами и профильными проректорами. И это - вектор эффективности.

3. Какова позиция НОП, почему редко критикуете чиновников, которые плохо работают?

НОП – это не только ТГ-канал. Наши коллеги из экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» постоянно проводят исследования в части оценки эффективности научно-образовательных чиновников по всей стране. В оценке участвует элита нашей сферы – сотни, а иногда и тысячи экспертов.  Зачастую, в закрытом режиме, мы делимся нашей информацией с руководителями и кураторами тех чиновников, об эффективности работы которых идёт речь.

Многие большие начальники (федеральные замминистра и директора департаментов, региональные министры, ректоры и т.д.) на нас обижаются. Но мы всем прямо говорим: задача НОП – это содействие реализации Стратегии научно-технологического развития, госпрограммы НТР, Майского указа Президента России, правительственных поручений и постановлений, а итоге – достижению национальных целей. В этой части мы командно работаем с ответственными руководителями Правительства РФ, министрами Валерием Фальковым и Сергеем Кравцовым, президентом РАН Александром Сергеевым, координаторами отдельных нацпроектных направлений в АП и другими коллегами.

Бывает, что и с позицией министра не согласны, и прямо об этом пишем. Например, как было в случае отдельных решений Минпросвещения России.

НОП не делает тайны и от федерального министра, если к кому-то из заместителей есть обоснованные вопросы. Но и публичный «хайп» ловить на вываливании в паблик жаренных фактов нам не интересно. Это путь не решения проблем, а, скорее - обострения.

Мы умеем доносить сигналы «между строк». И все, кто должен их услышать – ежедневно читает НОП.

Слышат, правда, не все, но история традиционно расставляет всё на свои места.

https://t.me/scienpolicy/14410
источник
Научно-образовательная политика
Образовательный штурм «Цифровых вершин»

Гайдровский форум 2021 запомнился не только дискуссиями о будущем экономики, энергетики, лидерства и образования. 15 января 2021 года состоялся финал национального конкурса ИТ-проектов для повышения эффективности бизнеса и государственных структур «Цифровые вершины».

Лауреатами номинации «Лучшее решение для дистанционного обучения» стали проекты «Вышка Digital. Цифровой университет», InStudy, «Учи.ру», «ЯКласс» и Modeus.

Проект Modeus знаком НОП - в общем-то, он совсем не про дистант. Видимо, другой номинации по образованию не было, поэтому Модеус оказался в ней. Учи.ру закономерно на первом месте, Вышка - это частное диджитал-решение крупного вуза, InStudy - интересный коммерческий проект, а Модеус - по сути, единственная в списке масштабируемая платформа, на которой уже несколько вузов успешно работают.

Проект представлял Владимир Рахтеенко — генеральный директор ИТ-компании CUSTIS, разработавшей систему.

Modeus — это цифровая платформа для управления индивидуальными образовательными траекториями в вузах и структурах дополнительного образования. Она позволяет создавать индивидуальные расписания для тысяч студентов и формировать гибкие учебные программы под запросы студентов и потенциальных работодателей.

Ментором и идеологом проекта выступил Андрей Волков — профессор бизнес-школы «Сколково». Он помог привлечь к разработке платформы ведущих экспертов и методологов в области высшего образования. Сегодня платформа или ее сервисы уже внедрены в ведущих российских вузах: ТюмГУ, УрФУ, ТИУ, — а также пилотируются в МИФИ. Сервисом успешно пользуются более 20 000 студентов и преподавателей.

Это платформенное решение, которые уже успешно опробовали ведущие вузы, а значит - оно универсально и подходит для очень широкого круга образовательных организаций.

Таисья Погодаева, и. о. проректора Тюменского госуниверситета для НОП: «ТюмГУ одним из первых в России сделал индивидуализацию ключевым принципом образовательной политики. Сегодня более 8000 студентов учатся по индивидуальным траекториям, которые выстраивают самостоятельно. Процесс трансформации образовательного пространства мы осуществляли с технологическим партнером — CUSTIS. Совместно мы развиваем образовательную платформу, поэтапно запуская все новые и новые функции, расширяющие возможности для реализации каждого студента. Сейчас образовательное пространство университета организовано на этой платформе: от составления индивидуальных программ и расписаний студентов и преподавателей до описания каждой учебной встречи. Мы активно делимся с другими университетами логикой и содержанием своих инноваций в области образования, включая технологические решения, потому что это тиражируемая практика!».

Владимир Рахтеенко, генеральный директор CUSTIS для НОП: «Я работаю в ИТ-индустрии более 30 лет. Компании CUSTIS почти 25 лет. За это время мы реализовали более десяти проектов, сомасштабных Modeus. Все наши проекты объединяют высокий уровень сложности и необходимость работать в условиях неопределенности. Мы не занимаемся автоматизацией уже существующих и устоявшихся бизнес-процессов. Мы специализируемся на том, что сейчас называют цифровой трансформацией.

Modeus — это открытая и готовая к масштабированию платформа. В 2021 году мы ищем новых партнеров и переходим к выстраиванию сетевого взаимодействия с корпорациями, региональными властями и сетевыми университетами».

«Эвакуация в дистант» на фоне пандемии выявила необходимость создавать платформенные решения – причем не только содержащие информацию, просты и понятные, но и удобные, а также – дружелюбные к пользователю. А также четко поставила задачу форсированной, но продуманной цифровой трансформации университетов. В этом запрос системы высшего образования – и стоит только приветствовать, что в здоровой конкуренции рождаются действительно качественные решения.
источник
Научно-образовательная политика
«Климатические беженцы»

Период после 2025 года будет характеризоваться более значительными изменениями образа жизни. В этот период возникают угрозы появления «климатических беженцев».

На Форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» была представлена не только Карта будущего, обзор прогнозов которой публикуют коллеги. Выступая на Форуме, Владимир Путин призвал всех, у кого есть такая возможность – беречь здоровье и работать дистанционно.

Надо сказать, что пандемия COVID-19 заставила огромное количество людей по всему миру (в том числе, и в России) трудиться «на удаленке». По сути, единственным существенным условием для нового «офиса» стало наличие интернета и средства коммуникации.

Очень многие работники интеллектуального труда в этот период опробовали себя в роли «климатических беженцев». То есть, на длительный период времени перевезли семью в место, более защищённое от вируса, чем большой город и более благоприятное с точки зрения климата.

Для кого-то таким местом стала дача в Подмосковье, для других – Крым или Сочи. Редакция НОП знает около 10 хороших учёных из Москвы, которые с весны 2020 года работают «на удалёнке» в районе Красной поляны, изредка наведываясь в Москву на важные встречи и совещания. В похожем ритме стали жить многие руководители из EdTech-бизнеса: на «длинный weekend» многие уезжают из города куда подальше. А часто – и потеплее. Знаем реальную историю большого экс-чиновника из системы науки и образования, который так себя и называет – «климатический беженец».

Ушедший 2020-й стал, 2021-й во многом станет для многих в нашей сфере годом испытания – можно ли работать на большом расстоянии от коллег, но без потери качества и эффективности. Этот вызов, бесспорно, усиливает и мобильность человеческого капитала. Например, один наш московский коллега, выбрав для себя местом «побега» Нижний Новгород, активно развивает рабочие проекты с нижегородскими коллегами, чему рады и в Москве, и в Нижнем.

https://t.me/RF2035/125
Telegram
RF 20.35
Шанс на мечту. Конец антиутопий

Период после 2025 года характеризуется более значительными изменениями образа жизни. В этот период возникают угрозы появления «климатических беженцев» (череда экологических катастроф в экваториальном поясе, особенно на Индийский полуострове, приводит к резкому росту потока беженцев по экологическим причинам), а также создания новой кастовости с опорой на генотипы и образ жизни — появляются новые «племена», имеющие соответствующий статус и специализацию в зависимости от генотипа.

Но возникают и новые возможности:
•  «Марсианский» образ жизни — появляются группы/ сообщества, которые начинают готовиться к колонизации Марса и аскетичному образу жизни на другой планете
•   Новые азиатские решения по «еде для миллиардов» — в ответ на кризис начала 2020-х биотехнологические компании Китая, Индии и АСЕАН предлагают массовые дешевые решения проблемы голода (в т. ч. еда из насекомых, марикультура, городское фермерство и др.)
•   Пересборка мирового социал-демократического проекта — появление…
источник
Научно-образовательная политика
Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли РФ прямо сейчас находится в Омске. Дмитрий Маевский, Врио ректора ОмГТУ (Омский политех) представил ему новейшие разработки университета. Александр Бурков, губернатор Омской области, также принял участие во встрече.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Институциональное доверие как драйвер роста

Синтез науки, бизнеса и власти находится в центре внимания значительного числа муниципальных, региональных и федеральных руководителей различных ветвей власти. Особенно явно эта тама была актуализирована в рамках нацпроекта “Наука” и создания НОЦ. Сегодня она получает дальнейшее развитие в виде программы “Приоритет 2030”. Кооперация этих трех составляющих призвана, в том числе, существенно повысить рост экономики в различных аспектах как отдельных регионов, так и страны в целом.

В ходе экспертной дискуссии “Экономика доверия” на Гайдаровском форуме 2021 Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан обсудили тенденции и перспективы в мировой экономике сегодня.

Умозаключения Алексея Кудрина сводятся к тому, что сейчас институты, которые обеспечивали стабильность, утрачивают прежнее значение. Пандемия добавляет отдельные тренды в процесс глобализации. Мы переживаем, период когда на международной арене меняется лидер. Все больше обороты набирает Китай и становится лидером либерализации. При этом КНР не торопится открываться и вызывает низкий уровень доверия, оставаясь цифровым тоталитарным режимом.

Пандемия серьезно подстегивает процесс развала некоторых институтов и потребность в создании новых. Это касается и инноваций. На этом фоне становится актуальным тезис о том, что “судьба доверия = судьба институтов”.

Светлана Чупшева отметила, что в прошлом году, потеряв часть рынков, бизнес стал искать новые возможности. Опыт АСИ показал, что этот опыт был успешным: 40 проектов НТИ удалось вывести на глобальный рынок, преимущественно в Японии и странах БРИКС. Новые контракты удалось получить благодаря долговременной работе российских институтов развития, уверена генеральный директор АСИ. По ее прогнозам, сейчас предстоит период экономического эгоизма и индивидуализма, но это не означает конец глобализации. В ближайшее время стоит ожидать формирования новых институтов с новыми целями и задачами.

Особое внимание она обратила на то, что индекс приверженности выше в тех регионах, где выше уровень доверия к институтам. Жители не хотят покидать эти субъекты, что приводит к росту экономических показателей в регионе.

Напомним, что одна из задач в области научно-образовательной политики в настоящее время - сократить приток абитуриентов в столичные регионы. Такая тенденция в последствии приводит к недостатку высококвалифицированных кадров в субъектах РФ и снижает их экономический рост. В этой связи сегодня важно применять эффективные инструменты доверия.

Высокий уровень доверия в современном мире эксперты отметили у цифровых технологических платформ, которые обеспечивают прозрачность. Возникает вызов старым институтам. Мы можем наблюдать эффект замещения, потому что технологии и цифровые платформы значительно сокращают бюрократизм.

Алексей Кудрин считает, что уровень институционального доверия существенно влияет на рост ВВП. Особое внимание, по его мнению, в настоящее время стоит уделять прозрачности бюджетной системы, открытости министерств и ведомств (как показали данные опросов, сегодня 1/3 не отвечает на запросы граждан, 2/3 не отвечает на запросы журналистов), созданию общественных советов, в том числе в правоохранительных органах.

Стоит сказать, что университет в рамках Третьей миссии выполняет роль важного социального института. Уровень доверия к вузам напрямую влияет на государственной развитие в разных сферах. Так какое оно сегодня, доверие к вузам?

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/program/992/
источник
Научно-образовательная политика
Как развитие искусственного интеллекта повлияет на будущее людей? Как в этой связи будут развиваться традиционные институты? Сможет ли машина заменить в будущем человека?

На эти вопросы пытались найти ответы участники экспертной дискуссии «От прогнозов к реальности: что нас ждет в изменившемся мире» на Гайдаровском форуме. Дискуссия стала продолжением темы «Выход из тумана силами футурологов».

Проректор РАНХиГС и генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Комиссаров в своем выступлении сделал акцент на развитии искусственного интеллекта в обществе.

— Все, что связано с искусственным интеллектом, способно улучшать различные сферы жизнедеятельности человека. Меня поражает запрос на искусственный интеллект у органов государственного управления. Конечно, он целиком не заменит работу чиновников, однако поможет выполнить какие-то функции, — уверен эксперт.

English version.
источник
2021 January 19
Научно-образовательная политика
Интернет вещей - технологии вузам

Институт информационных технологий РТУ МИРЭА получил доступ к передовым технологиям связи для Интернета вещей от компании МТС.

Специализированная учебно-научная лаборатория информационных технологий Интернета вещей Института информационных технологий получила комплекты для разработчиков решений NB-IoT от ПАО «МТС». С февраля 2021 года данное оборудование будет использоваться для обучения студентов по курсу «Информационные технологии Интернета вещей» в рамках проекта IT-Академия Samsung.

Технология NB-IoT является перспективным направлением развития Интернета вещей и ориентирована на создание систем с большим количеством устройств. В отличие от существующих решений, она предоставляется оператором связи, что существенно снижает эксплуатационные затраты и время развёртывания.

К её преимуществам также относятся:
· Высокая энергоэффективность и длительное время автономной работы устройства без замены элементов питания (до 10 лет);
· Покрытие сети присутствует по всей стране;
· Высокая помехоустойчивость и улучшенное проникновение сигнала.

Сети NB-IoT развёртываются на базе существующих базовых станций LTE, а в дальнейшем на базе данной технологии будет строиться один из сценариев развёртывания сетей пятого поколения мобильной связи (5G) — массовая межмашинная связь (Massive Machine-Type Communications, mMTC). С 2019 года в России ведётся активное строительство таких сетей, и в настоящее время устойчивое покрытие NB-IoT имеется в большинстве крупных населённых пунктов. ПАО «МТС» является одним из ведущих операторов мобильной связи и одним из первых, открывших данные сети для коммерческого доступа.

«Цифровая экономика — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. Одной из важнейших областей этой экономики является Интернет вещей. Постоянно растет число устройств, формирующих эту сферу. Растет и потребность в специалистах, которые смогут обеспечить эффективное функционирование этих устройств,отметил для НОП ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж. – Мы рады, сотрудничеству с компанией МТС. Комплекты для разработчиков решений NB-IoT от ПАО «МТС» позволят на более высоком уровне готовить квалифицированные кадры, способные решать высокотехнологичные и комплексные задачи в быстроразвивающейся области информационных технологий – среде Интернета вещей. Информационные технологии сегодня являются основой развития всех отраслей экономики. «МИРЭА – Российский технологический университет» – это отличная площадка для внедрения новых технологий, уверены, что у нас получится добиться поставленных амбициозных целей».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Школьные аддитивные технологии

Участник Кружкового движения НТИ, российский производитель образовательной робототехники «РОББО» получил патент на одну из своих разработок – «РОББО 3D-принтер Mini», предназначенный для обучения детей 3D-моделированию и 3D-печати.

Принтер спроектирован как учебное пособие по 3D-печати и работает на базе открытого программного и аппаратного обеспечения. Любую модель, нарисованную ребенком, 3D-принтер превращает в реальный трехмерный предмет из безопасного биоразлагаемого пластика PLA. Дети могут создавать макеты изделий и механизмы размером до 170х100х100 мм. Аналогов образовательному 3D-принтеру «РОББО» на данный момент нет.

По мнению экспертов, в ближайшие годы аддитивные технологии будут широко распространяться в производстве, медицине, космической сфере. Появление в российских школах и центрах дополнительного образования «РОББО 3D-принтер Mini» позволит подготовить специалистов, способных в будущем вывести отечественную отрасль аддитивных технологий на новый уровень.

«Зачастую, в технологическом образовании школьников сложнее всего удержать внимание ребенка. У младших школьников сильнее всего развита эмоциональная память, поэтому такие продукты, как 3D-принтер от «РОББО», которые вызывают у детей неподдельный интерес и живые эмоции, – настоящая находка. Они помогают разнообразить технологические дисциплины и удержать фокус ребенка на занятии, – рассказал НОП лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. - Использование продуктов и технологий «РОББО» в школьной программе, кружках НТИ, центрах дополнительного образования поможет вовлечь больше школьников в сферу технологий и усилить подготовку нового поколения технологических лидеров России».

«По прогнозам, в ближайшие пять лет глобальный рынок 3D-печати вырастет почти в два с половиной раза, однако в отличие от других стран, где аддитивные технологии уже несколько десятилетий активно используются, например, в промышленности и на производстве, в России индустрия 3D-прототипирования находится лишь на стадии зарождения. Появление в российских домах и школах продукта «РОББО 3D-принтер Mini» позволит подготовить пул специалистов, способных в будущем вывести отечественную отрасль аддитивных технологий на качественно новый уровень. Тем более, аналогов нашему образовательному 3D-принтеру пока нет», — пояснил специально для НОП основатель и продюсер компании «РОББО» Павел Фролов.
источник
Научно-образовательная политика
В научно-образовательной телеграм-коммуникации прекрасно работает методология, которой с нами в свое время поделилась Кристина Потупчик.

С днём рождения, классик🥂👻

https://t.me/krispotupchik/2565
источник
Научно-образовательная политика
Дополнительное образование – особое внимание

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совместного заседания Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 23 декабря 2020 года.

Особого внимания заслуживает единственное образовательное поручение.

Пр-45ГС, п.5
5. Правительству Российской Федерации совместно с профильными комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации предусмотреть предоставление финансовой помощи субъектам Российской Федерации на развитие инфраструктуры дополнительного образования.

Доклад – до 1 марта 2021 г.

Ответственные: Мишустин М.В., председатели комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.

Важно, что дополнительное образование в формулировке поручения увязано отнюдь не с образовательными вопросами, а с отраслевым и региональным развитием. Дополнительное образование становится четко сфокусированным – от «плана по валу» зафиксирован переход к многоуровневой координации.

Не менее значим тот факт, что допобразование «замкнуто» не только на Правительство и Минобрнауки, но и на Госсовет – через комиссии по направлениям социально-экономического разрыва.

Сочетание Правительства и Государственного совета (то есть, исполнительных властей федерального и регионального уровней) – это крайне высокий уровень исполнителей, что лишний раз подчеркивает значимость человеческого и кадрового капитала для реального социально-экономического прорыва.

Реализация поручения в значительной своей части пойдет через университеты. Это еще больше сблизит их с региональными властями и рениональным бизнесом. Вузы смогут более эффективно реализовывать свои миссии, включая и «третью». А региональные экономики смогут более успешно функционировать, имея инструмент тонкой настройки кадрового потенциала.

По своей структуре дополнительное образование запущено по той же траектории, что и определение контрольных цифр приема (для обучения на бюджете) и квот целевого обучения. Теперь эти объемы определяются в тесной увязке с запросами регионов и бизнеса.

Напомним, в нацпроектах заложены очень высокие показатели переобучения населения. Этот вектор работы особенно востребован на фоне пандемии и вызванных ею серьезных экономических потрясений. Не менее значима работа на опережение – с целью отработать механизмы адаптации к новым условиям рынка труда тех, кто будет заменен цифровыми технологиями и искусственным интеллектом.

Полный перечень поручений: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64900
источник
Научно-образовательная политика
Пандемия коренным образом изменила мир. Наиболее актуальным сегодня является вопрос, как жить, когда вокруг COVID-19, и как защититься от вируса.

Массовая вакцинация - зачем она нужна и в чем ее преимущества? «Коронавирусным просвещением» сейчас заняты многие ученые мира. Свой доклад с наиболее популярными ответами по теме подготовил профессор, д.б.н. Михаил Щелканов, ведущий вирусолог ДВФУ, профессор Департамента фундаментальных исследований Школы биомедицины.

«Массовая вакцинация, объявленная в России Президентом Владимиром Путиным, широко обсуждается на всех уровнях общества. У вакцинирования против COVID-19 появилось множество сторонников, но и не меньшее количество активных противников. В своем докладе я хочу объяснить действие прививок, опираясь 15-летний опыт изучения коронавирусов и исследования, проведенные в лабораториях ДВФУ. Надеюсь, это поможет слушателям узнать обо всех плюсах вакцины и предупредит о ее возможных минусах»,- рассказал НОП профессор ДВФУ Михаил Щелканов.

Подробнее: https://t.me/fefudvfu/807
Telegram
ДВФУ
💉Все, что нужно знать о вакцинации от COVID-19, расскажет ведущий вирусолог ДВФУ, профессор Департамента фундаментальных исследований Школы биомедицины д.б.н. Михаил Щелканов. 21 января в 15:30 на Ученом совете ДВФУ он прочитает доклад «Вакцинация против COVID-19: от “бездумного отрицания” до “безумного обожания” —​ где скрыта истина?». Трансляцию все желающие могут посмотреть по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=qxb1WitDfz8.


В своем докладе Михаил Щелканов доступно ответит на самые популярные вопросы:

🔹как работает вакцина от коронавирусной инфекции и почему нужны две прививки;
🔹безопасно ли прививаться;
🔹что чувствует пациент после вакцинации;
🔹в чем разница между существующими сейчас вакцинами;
🔹кому нужно делать прививку в первую очередь;
🔹будут ли побочные эффекты, если у прививающегося есть коронавирус;
🔹какие могут быть противопоказания к вакцинации.

Михаил Щелканов является одним из ведущих ученых России в изучении коронавирусов. В марте 2020 года он подготовил научный доклад о коронавирусной…
источник
Научно-образовательная политика
Очень скоро конкурс «Моя страна – моя Россия» и «Научно- образовательная политика» @scienpolicy@scienpolicy представят вам новый совместный проект.

Будет горячо, ярко, содержательно и очень полезно.

https://t.me/stranavozmojnostey/4943
Telegram
Россия – страна возможностей
Познакомьтесь с конкурсом  «Моя страна – моя Россия»!

Презентация документального фильма о проекте прошла сегодня в в Российской академии образования.

«За семнадцатилетнюю историю конкурс «Моя страна – моя Россия» объединил вокруг себя тысячи людей, создав сообщество единомышленников, неравнодушных к судьбе нашей страны. В ближайшее время будет дан старт новому, XVIII сезону конкурса. И сегодня члены нашего сообщества, ставшие героями фильма, – студенты и педагоги, врачи и молодые ученые из регионов – как нельзя лучше могут рассказать о проекте будущим участникам, вдохновить их на созидательную деятельность личным примером. Мы, в свою очередь, сделаем так, чтобы работа в рамках образовательного маршрута конкурса и постконкурсного сопровождения выпускников, на которой сегодня концентрируется особое внимание, стала для них фундаментом к дальнейшему развитию», – рассказала руководитель конкурса «Моя страна – моя Россия» Лариса Пастухова.

Узнать больше

@stranavozmojnostey
источник