Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 15
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Человеческий капитал: ценности новой реальности

«Новую реальность человеческого капитала» сегодня на Гайдаровском форуме 2021 обсуждали Алексей Комиссаров (гендиректор АНО «Россия – страна возможностей» и проректор РАНХиГС), Павел Безручко (ЭКОПСИ), Юлия Ужакина (Корпоративная академия Росатома) и Андрей Шаронов (президент МШУ «СКОЛКОВО»). Дискуссия прошла при поддержке АНО «Россия – страна возможностей», а модерировал – руководитель департамента оценки и методологии Дмитрий Гужеля.

Ключевые тезисы и линии дискуссии

Эффективность онлайн обучения вызывает сомнения, хотя вовлеченность сотрудников на удаленной работе выше.

Три ключевых изменения в роли менеджера и лидера: сокращается социальная дистанция между начальником и подчиненным; изменился круг общения; возникает необходимость очеловечевания отношений.

Нужно уметь создавать доверие, оказывать сострадание, давать надежду и чувство безопасности. Нужно учить руководителей управлять смыслами.

У людей не просто усталость от дистанционного формата, у них тоска по личному общению. Сейчас происходит экзамен для корпоративной культуры, размывается социальные клей, который нельзя наработать в дистанционном режиме, есть острейший запрос на личные качества. Руководители просят научить, как выражать сочувствие или укреплять доверие.

Универсальная формула: чтобы попасть куда-то, надо знать предмет и быть хорошим человеком.

Глобальная миграция формата работы в дистанционный и смешанный формат – приходим к тому, чтобы перестать платить за время и начать платить за результат. Делал и сделал – две разницы. Процесс и результат – разные вещи. Смешанный и удаленный формат связан с оплатой по контролю и оплаты за результат. Это следующий шаг, который мы скоро сделаем.

Большинство организаций в России не готово к тому, чтобы организовывать работу по результатам, а не по процессам. Проблема – контролировать по результату хотим, получать результат хотим, а вот формулировать и платить за результат в большом масштабе не хотим.

Раньше конкурировали через территориальную экспансию и природные ресурсы – сейчас главное технологии. Выигрывают те страны, которые совершили переход в экономику знаний.

Самое главное – переход от обучения людей к обучению конкретного человека, персонализация образования.

В индивидуализации есть плюсы, но в нем очень много опасностей. При обучении в индвидуилизрованном режиме не создается общность, к которой тянется человек. Тут не должно быть максимализма. Это полезная история, но база должна быть в обучении в группе специалистов, соратников, тех, кто стремится к обучению.

В конкурсе Лидеры России будет возможность всем тем, кто уже поучаствовал в конкурсе – поработать с инструментами оценки, чтобы выстроить свою траекторию развитию. Это внеконкурсный трек, но это инструмент оценить свои сильные и слабые стороны.

Для компаний кроме профессиональных компетенций крайне важны ценности. А для страны ценности – это глобальный запрос.

Как можно больше талантов, как можно больше образованных людей – это нужно государству, причем независимо от того, в какой сфере они работают – в госуправлении, частном секторы или отраслях.

Таланты нужно: рожать, обучать, находить, отбирать, продвигать, привлекать и удерживать.

Успешны те компании и страны, которые вкладываются в людей.

Подробнее: https://telegra.ph/CHelovecheskij-kapital-cennosti-novoj-realnosti-01-15

Видео-запись дискуссии: https://gaidarforum.ru/ru/program/982/
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️ Платформа «Россия — страна возможностей» запустит трек развития в 2021 году. Первыми его  участниками станут «Лидеры России»

«Мне кажется, главный тренд, который есть сейчас в образовании — это переход от обучения людей к обучению отдельного человека, персонализация образования. Чтобы поработать в этом направлении, мы запускаем новый трек развития в конкурсе «Лидеры России»: у всех жителей России появится возможность оценить себя, свои компетенции, сравнить результаты с успешными участниками конкурса «Лидеры России». Трек нужен не для того, чтобы выиграть в конкурсе, а чтобы выстроить свою траекторию развития и получить советы по совершенствованию компетенций», сообщил руководитель конкурса «Лидеры России», генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров на Гайдаровском форуме 2021.

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж выступил с инициативой возмещения налогов несовершеннолетним предпринимателям. Предлагается, чтобы по достижении 18 лет они могли потратить всю сумму уплаченных налогов на своё же образование. Юные предприниматели уже давно не являются чем-то диковинным. По российскому законодательству бизнесом можно заниматься с 14 лет: подростки имеют право регистрироваться самозанятыми или ИП, для этого достаточно лишь письменного согласия их родителей или опекунов.

Подростки энергичны и изобретательны – все эти качества государству следует лишь поощрять. Кто не помнит историю 16-летнего Дани Шушарина из Тюмени, который придумал и запустил онлайн-сервис оценки недвижимости? Через год его проект был куплен крупнейшим риэлторским агентством страны. Кудж абсолютно верно говорит о том, что подобная предпринимательская инициативность должна максимально поощряться государством. Если ребята будут продолжать развивать свой бизнес и после достижения ими возраста совершеннолетия – инициатива не только окупится, но и принесёт казне дополнительную прибыль. Ну и главный плюс идеи, который должен прийтись по душе премьеру Мишустину, – выведение из тени молодёжного предпринимательства.

https://russian.rt.com/russia/news/822101-nalogi-nesovershennoletnie-predprinimateli-vozvrat?utm_source=argumenti.ru&utm_medium=news&utm_campaign=inside_link
источник
Научно-образовательная политика
Верно пишут Валерия Касамара и Ъ

“Наиболее важным событием Гайдаровского форума стало научно-административное мероприятие: ректоры ВШЭ Ярослав Кузьминов, РАНХиГС Владимир Мау, МГИМО Анатолий Торкунов и директор Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Функ подписали меморандум о создании консорциума для организации поддержанного бюджетом Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала“

https://t.me/vakasamara/1952
источник
Научно-образовательная политика
Компетенции 2021 - какие они?

Сегодня на Гайдаровском форуме 2021 состоялась дискуссия «Время для новых компетенций». Модератором дискуссии выступила проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина. «Сенеж» зарекомендовал себя как экспертная площадка в области развития личностных и командных компетенций. Во время беседы специалисты из разных профессиональных областей поделились взглядами о наиболее востребованных и актуальных компетенциях.

Всеволод Белоусов, и.о. директора Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России:

Можно про разные компетенции говорить, но главная компетенция, как мне кажется, современного человека, не только управленца, это быть здоровым. Мы, когда работали в перепрофилированном учрежднии, видели, что люди с хроническими заболеваниями, с диабетом, с лишним весом, страдали больше всего от коронавируса. Поддерживать себя в здоровом виде — это компетенция, которая сейчас вылезла и она является критичной. С этим же связана и такая компетенция, как умение правильно питаться. Это компетенции, о которых не принято говорить, но которые должны культивироваться на уровне государства.

Владимир Остроменский, главный врач родильного дома сети клиник «Скандинавия», победитель конкурса «Лидеры России»:

Запрос на аутентичность, на твою индивидуальность и лидерство, безусловно, важен, потому что ты сам вырабатываешь тот стиль, который тебе наиболее подходит. Он будет самым честным для тебя и для твоей команды.

Мы будем жить долго не меньше 80 лет, и это время надо жить хорошо, эффективно и счастливо. Для того, чтобы жить счастливо надо осваивать какие-то компетенции и возможности.

Руслан Вестеровский, заместитель Председателя Банка России:

Иметь несколько карьерных стратегий — это залог успеха. У менять есть любимое высказывание, что видение без реализации это галлюцинация. Можно стратегию сформировать, но нужно для этого делать правильные шаги.

Константин Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике:

Чтобы нам жить долго и счастливо, нам нужно цифровизация грамотная, регулируемая и финансируемая. Сегодня ровно год, как находится при исполнении своих обязанностей правительство Михаила Владимировича Мишустина, с чем я поздравляю коллег, этот не прошел даром, задел был сделан неплохой и перед пандемией в цифровой сфере и цифровой экономике. Пандемия нам показала, что надо двигаться дальше, об этом говорит и президент, и премьер.

Мы с полным основанием говорим о необходимости преодоления цифрового неравенства, и доступа всех семей к скоростному интернету к 2024 году. Без этих «железок» мы не решим задачу повышения уровня цифровой грамотности.

Мы в Совете Федерации уделяем очень большое внимание вопросу цифровизации.


https://gaidarforum.ru/ru/program/1005/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Максим Орешкин, помощник Президента Российской Федерации, на экспертной дискуссии «Цифровая трансформация = новое качество жизни» в рамках Гайдаровского форума 2021:

Как вы знаете, цифровая трансформация определена президентом как одна из стратегических целей на предстоящее десятилетие до 2030 года. И это не случайно, потому, и это мое мнение, что решить другие поставленные задачи, достигнуть целей по росту экономики, росту продолжительности жизни, снижению бедности, конечно, невозможно без глубокой цифровой трансформации всех этих сфер.

Цифровая трансформация — это один из ключевых глобальных трендов десятилетия
.

Для повсеместной цифровизации созданы все необходимые условия: есть технологии, есть кадровые ресурсы. Мы видим, что многие отрасли уже прошли такую цифровую трансформацию. Услуги такси, доставки, финансы - здесь мы уже видим глубокое проникновение.

Ряд отраслей особенно консервативных, таких как социальная сфера находятся еще на стартовом этапе цифровой трансформации.

Мое мнение, что во всем мире наибольший эффект от цифровой трансформации в предстоящем десятилетии даст здравоохранение, которое является одной из крупнейших отраслей мировой экономики и которое находится на стартовом пути глубокой цифровой трансформации.

Коронавирусная пандемия, конечно же, придала импульс движения здесь. В целом, коронавирусная пандемия не привела к кардинальным изменениям, но она ускорила все те тренды, которые были сформированы, а также она обострила все те противоречия, которые есть в нашем обществе, в мире.

Для цифровой трансформации - это такой дополнительный толчок, и мы видим, что это ускорило многие процессы.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/program/1002/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Прозрачный контроль высшего образования

О контроле и надзоре в сфере высшего образования на Гайдаровском форуме 2021 поговорили ректор ВАВТ Сергей Синельников-Мурылев и руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Основные опасения главы контрольно-надзорного ведомства сегодня связаны с риском повторения ошибок 1990-х годов, когда многие образовательные учреждения получали лицензии и становились конторами по выдаче дипломов.

В условиях пандемии была продлена аккредитация вузов, приостановлены проверки, сформирован перечень обязательных требований к образовательным организациям, упрощена процедура лицензирования и документооборот, снятие предписаний производилось в дистанционном формате. Нововведения 2020 года Рособрнадзор планирует практиковать и после отмены ограничений.

Одним из ключевых недостатков в настоящее время являются устаревшие требования и нормативная база. Они были разработаны еще в период объединенного министерства образования, поэтому многие пункты изжили себя.

Перечень обязательных требований в деятельности Рособрнадзора утверждается на год. В этом году проверки будут производиться в соответствии с требованиями текущего года. Основаниями для проведения контрольных мероприятий являются давность имеющихся сведений, наличие жалоб или решение недавно посетившего образовательную организацию ревизора. Анзор Музаев подчеркнул, что ведомство рассматривает вопрос о пересмотре требований к проверкам в связи с нецелесообразностью скорых повторных проверок в учреждениях при отсутствии жалоб и отклонений в деятельности. В этом случае нет необходимости проверять вуз, даже если срок давности лицензионных требований большой.

При этом важно, чтобы перечень требований к университетам формировался не только структурой-регулятором, но и учитывал мнение экспертов вузовского сообщества.

Анзор Музаев отметил недостатки в работе Рособрнадзора сегодня – мало используются имеющиеся большие данные. Когда речь идет о качестве подготовки, то ведомство обязательно должно вмешиваться в работу вузов, независимо от того, государственные они или нет.

Студент изменился: в современное время он четко осознает уровень зарплат и карьерных ожиданий от полученного образования. Представление о том, что «корочка» сможет открыть любую дверь, уходит в прошлое. В этом смысле важно определить предмет проверки. Ежегодно необходимо проверять вузы, которые вызывают опасения.

Проблема банка качественных верифицированных заданий в рамках отдельных направлений обучения для проверки знаний студентов - то, на чем заостряет сейчас внимание Рособрнадзор. В данном процессе требуется участие университетского сообщества. Такой подход обяжет профессорско-преподавательский состав работать на другом уровне (будет понимание, что через знания студентов будет оцениваться их работа). Цель банка заданий - унификация инструментов оценки, которая позволит определить наличие необходимого минимум предметного ядра.

При этом самостоятельно заниматься формированием банка заданий Рособрнадзор не готов, вдоволь «нахлебавшись» критикой ЕГЭ. Анзор Музаев иронично пошутил, что они не до такой степени смелые, чтобы взять на себя еще ответственность за аналогичную систему оценки знаний еще и у бакалавров. Он предложил эту инициативу вузам.

Примечательно, что частично система контроля передается на уровень вузов, и глава контрольного ведомства позитивно оценивает подобные меры. Это свидетельствует о росте доверия между структурами и открытости процессов. Факторы отражают зрелость общества и восприятия роли и важности образования в России сегодня.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/program/978/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
​​Как университету стать точкой роста региона?

Экспертная дискуссия «Как университету стать точкой роста региона?» прошла сегодня на Гайдаровском форуме @gaidarforum.

Модераторами выступили старший вице-президент ВЭБ. РФ Михаил Алашкевич и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» @scienpolicy Евгений Сжёнов.

В дискуссии приняли участие команды трех регионов:

• губернатор Томской области Сергей Жвачкин и ректор Томского государственного университета @tomskuniversity Эдуард Галажинский;

• губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и ректор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Владимир Богатырев;

• губернатор Калининградской области Антон Алиханов и ректор Балтийского федерального университета имени И. Канта @ikbfu Александр Федоров.

Видеозапись дискуссии можно посмотреть на сайте форума.

@scientificrussia
источник
Научно-образовательная политика
Кейс Вышки и РАНХиГС

Я очень рад, что принял участие в Форуме как Ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, по приглашению Владимира Мау.

У Вышки и РАНХиГС высочайший уровень кооперации, Кузьминов и Мау традиционно - ключевые  эксперты Гайдаровского форума.
А сам форум открылся со слов президента России и видео-обращения премьер-министра, собрав на площадке ключевых членов правительства РФ и десятки глав инновационных регионов (многие приехали на оба дня).
По уровню спикеров - это первый форум такого масштаба со времени начала пандемии covid 19.

https://www.kommersant.ru/doc/4642207
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Кейс Томский

Губернатор Сергей Жвачкин и ректор ТГУ Эдуард Галажинский - крепкая, сработанная команда, которая хорошо понимает ценность лидерской связки "регион -вуз". Экспертно обсудили задачи коллаборации большой науки, бизнеса и университетов Томска. И, конечно, договорились с губернатором и ректором в Год науки и технологий поработать вместе в Томске - во благо успеха томских Большого университета и НОЦ.
источник
Научно-образовательная политика
источник