2 министерских поколения о балансе 2 форматов образованияИнтересная встреча состоялась на Гайдаровском форуме 2021 во время экспертной дискуссии «Как найти баланс очного и дистанционного школьного образования?». Экс-замминистра Просвещения РФ Павел Зенькович и действующий заместитель министра Виктор Басюк с другими представителями сферы обсудили уроки и возможности дистанта.
Павел Зенькович был в числе тех, кто принял «удар на себя» во время первой волны пандемии и вырабатывал решения для экстренного перехода школ на удаленку. Он отметил, что в период онлайна все очень соскучились по живому общению. COVID-19 как явление в мире и в образовании, в частности, - стали возможностью оценить очевидные вещи, которые не ценились ранее.
В деле воспитания личности коммуникация является неотъемлемым элементом, школа здесь выступает как уникальный институт социализации. Родители смогли по-новому взглянуть на роль учителя, поскольку многим пришлось самостоятельно «сесть за парту», обучая дома собственных детей.
Павел Зенькович подчеркивает, что, когда мы говорим о дистанте, мы не говорим ни о чем новом: педагог, как и сотни лет до этого, должен проявлять индивидуальный подход к каждому и способствовать развитию талантов. «Цифра» расширяет возможности - образование становится более доступным и отвечает на запросы «потребителя». Важно соблюсти баланс запросов.
Пандемия дала толчок для новых обсуждений и решений в образовании, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе получат новую реализацию. Очное и дистанционное обучение являются форматами, которые не должны влиять на содержание.
Развитие идей своего предшественника перехватил Виктор Басюк. От отметил, что и года не прошло в условиях пандемии, но мы уже пережили много эволюционных моментов, в числе которых были страх и принятие.
Регламентно образование было готово к дистанту. Новые реалии научили быстро реагировать на происходящее. Проблемы, которые виделись министерству к началу пандемии, оказались в реальности несколько другими. Опасения, связанные с недостаточным количеством контента, оказались напрасными. Однако появилась другая проблема - верификация контента и его соответствие целям и задачам российского школьного образования.
Техническая оснащенность и разная доступность стали одними из главных сложностей дистанта.
При проявившихся всех трудностях, все стороны образовательного процесса вынесли важный урок во время пандемии - управлять разнообразием возможностей онлайна можно только через взаимодействие. Важно понимать друг друга и сопереживать. Виктор Басюк подчеркнул, что особенный момент ситуации заключается в том, что мы начали действительно ценить свободу не только пространства, но и выбора.
Новые условия подстегнули начало процесса трансформации учителя - у него появилась посредническая функция помощи ребенку при выборе информации и ее верификации. Речь идет о формировании особой субкультуры «ученик-учитель». Происходит другое осознание учителя в жизни ребенка.
Школа после пандемии будет другой - она будет наполнена новейшими технологиями, где невозможны жесткие регламенты.
«Мы живем в сложное, но интересное время»,- отметил Виктор Басюк.
Беседа прошла в дружественной обстановке. Все ее наполнение демонстрировало гармонию и преемственность взглядов старой и новой власти. Что достаточно непросто в эпоху быстрых и кардинальных решений. Символично, что во время беседы даже микрофон передавался по «министерскому старшинству» - от Павла Зеньковича к Виктору Басюку.
Фигура Ольги Васильевой на посту сначала главы объединенного министерства, а, впоследствии, Министра просвещения, вызывала много противоречивых экспертных оценок (и продолжает, в рамках РАО). Однако это не повлияло на возможность конструктивного диалога с членами ее бывшей команды, что демонстрирует конструктивный подход действующего состава руководства Министерства просвещения.
Подробнее:
https://gaidarforum.ru/ru/program/1014/