Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 14
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Карин Самюэль, вице-президент по международным отношениям и связям с общественностью Университета Гренобль Альпы, об уроках пандемии:

Мы стали более ловкими в умении комбинировать различные технологии.

Мы все стали более креативными от ректора до сотрудников административных подразделений.

Обучение стало гибридным.

Виртуальная мобильность найдет свое место в будущем постпандемийном мире.


Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Образование: настоящее и будущее – Сириус и Счетная палата

На Гайдаровском форуме 2021 директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина и руководитель «Сириуса» Елена Шмелева провели диалог на тему «Образование будущего для детей настоящего».

Светлана Меркушина: Вопрос для Счетной палаты и ОНФ – сколько будущего в настоящем образовании? Я бы предложила поговорить о школьном образовании. Кажется, что не хватало осознанности и самостоятельности школьников.

Как возможно перейти от парадигмы от вовлечения школьника, когда к нему относятся как к объекту, к другой – когда школьника ставят в центр экосистемы образования.

Елена Шмелева Этот год сложный для очень многих сфер, но и анализа имеющихся возможностей – для экономики, страны и ее развития. Они лежат в сфере образования. В первую очередь, я бы говорила об индивидуализации программ. У нас в Сириусе экспертные советы подстраивают программу день в день. Мне кажется, это ближайший вызов. Как научимся делать – так увидим раннюю специализацию. Она наступает очень рано, а не на 3-4 курсе вуза. Нельзя дать знания про запас. Вопрос – какими инструментами мы должны пользоваться? Что должно произойти с учебниками? Какие организационные и административные модели надо обсуждать, чтобы эти изменения закрепились? Как получить уникальные возможности?

СМ: Наша система образования досталась от советского времени. Она очень академическая, в ней не хватает компетентностного подхода, который позволит сделать систему индивидуальной для каждого ребенка. Изменяется роль педагога – это самое независимое, но самое важное, что есть в системе образования. Никакому ребенку не будет интересен предмет, если не интересен преподаватель.

Дистанционка открыла много возможностей, но важны смешанные программы обучения, поскольку чисто дистанционный формат невозможен для нынешних школьников.

Обсуждается концепция школа как хаб. В ней появляются эксперименты, проекты – такая коллаборация очень важна.

ЕШ: Очень интересно посмотреть, как надо объединять сильных педагогов и мотивированных учеников. Самая главная задача педагога – быть увлеченным предметом. У нас вчера на Ученом совете обсуждалась тема «наставник и учитель». Этот феномен будет изучаться и разрабатываться.

Хотелось бы отметить опыт Москвы, когда есть соединение сильных педагогов со школами, где интегрировано основное и дополнительное образование. У детей есть возможность выбрать профиль и проявить интерес – когда бы он не проявился, будет поддержан. Мы должны давать больше организационных рычагов талантливым педагогам, чтобы они создавали экспертную и методическую среду, служили центрами компетенций.

Опыт Сириуса и региональных центров по его модели – «Сириус. Лето – начни свой проект». Связывает школьников со студентами и региональными университетами, которые развивают критически важные для регионов технологии. Самое интересное – решать еще нерешенные задачи, когда отношение к тебе как к равному. Более 1000 команд на базе лабораторий будут работать над задачами бизнеса – международного, российского, регионального. Вот это воспитание – мотивирующее.

Это связано с выбором профессии. Здесь нужна стратегия, в которой видна роль всех партнеров.

Происходит концентрация инфраструктуры для реализации нацпроектов в регионах – они по горизонтали будут формировать исследовательские коллективы. Привлечение молодых ставит вопрос о стратегии.

СМ: Запретительные меры во вред образованию, оно всегда про творчество, эксперимент и креатив. История с развитием талантливых и, так скажем, «неталантливых» детей. Изучаем детей неуспешных в освоении школьной программы. Надо поддерживать таланты, но давать возможности и другим группам. Уровень функциональной грамотности – им обладают 25% школьников. Если мы говорим о прорыве, то надо здесь работать. Если мы говорим о внедрении компетентностного подхода в школах – это не означает, что надо прибавлять часы в графики, должны меняться новые формы, методы и методики. Преподаватель должен чувствовать себя комфортно в этой экосистеме.

https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Гайдаровский форум начался очень энергично, настроение у организаторов и участников отличное✊
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Мау, ректор РАНХиГС, в интервью ТАСС об образовательном векторе дискуссий Гайдарского форума.

Мы рассчитываем, что будет дискуссия о вкладе в карьерные успехи школы и вуза. Я думаю, что результатом дискуссии станет вывод, что главное это - детский сад и вообще семья в первые три года. Очень интересная сессия должна быть.

Сессия негосударственных университетов: у нас привыкли ругать, что частные вузы плохие. На самом деле вузы есть разные, раздел между хорошими и плохими не точно совпадает по линии государственные-негосударственные. У нас в стране есть порядка десятка очень сильных частных вузов с хорошей, длинной историей. Их ректоры тоже проведут дискуссию в рамках форума при участии Минобранауки.

Будут сессии, связанные с социально-культурным бэкграундом. Вообще пандемия создала очень много ситуаций, которые являются реальными вызовами, на них надо искать ответы. Как спонтанные, которые находятся непосредственно, немедленно, так и более отдаленные.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Приветствие Михаила Мишустина участникам XII Гайдаровского форума

Тема форума этого года – «Россия и мир после пандемии». Правительства многих стран сейчас ищут ответ на ключевой вопрос: каким будет мир после победы над новой инфекцией? И этот ответ будет определять суть долгосрочных стратегий – как в области экономики, так и многих социальных программ.

<…>

В основе долгосрочной стратегии Правительства лежат национальные цели развития, которые определил Президент на ближайшие десять лет. Для их достижения подготовлен единый план. Он одобрен и будет уточнён с учётом окончательных итогов прошлого года.

План связывает воедино национальные цели, проекты и госпрограммы. На его реализацию выделяется более 39 трлн рублей на ближайшие три года. Национальные проекты уже скорректированы в соответствии с обновлёнными целями. Сейчас такая же работа ведётся по государственным программам. Трансформируется и система институтов поддержки – устраняется дублирование функций. Все эти действия направлены на повышение эффективности государственных инвестиций.

<…>

В центре внимания нашей стратегии, безусловно, находится человек. Все мероприятия Правительства направлены на повышение качества жизни граждан нашей страны, в том числе через развитие здравоохранения, поддержку образования, улучшение жилищных условий и качества окружающей среды.

<…>

В рамках Гайдаровского форума премией «Цифровые вершины» будут отмечены самые перспективные проекты для бизнеса и государственного управления, созданные именно российскими разработчиками. Эффективное решение задач в сфере цифровизации привело к тому, что сегмент разработки передовых IT-решений стал одним из самых конкурентных в мире.

<…>

Коронавирус показал необходимость более активного внедрения цифровых форматов во все сферы нашей жизни. Это касается и социальной поддержки. И сейчас Правительство создаёт инструмент, который называют социальным казначейством.

<…>

Во многом за счёт цифровых технологий Правительству удалось повысить качество поддержки людей, которые потеряли работу в период распространения коронавирусной инфекции. И одновременно – сократить теневой, серый рынок труда, уменьшить размеры скрытой безработицы. Что можно отнести, конечно, к позитивным социальным результатам.

Безусловно, цифровизация позволит повысить эффективность и государственного управления, приблизиться к формату «сервисного государства». Чтобы люди могли получать все услуги проактивно. И госаппарат должен быть настроен под такие изменения.

В том числе и для этого мы сейчас проводим его реформу, которая должна завершиться до 1 апреля этого года. Нормативную базу Правительство уже подготовило. Утверждены предельная численность госслужащих и фонд оплаты труда.

<…>

Особое внимание Правительство уделяет высокотехнологичным направлениям, таким как «искусственный интеллект», «квантовые технологии», «технологии новых материалов и веществ» и целый ряд других. По каждому из них утверждается «дорожная карта», определяются целевые показатели и планы мероприятий по их развитию. Что важно – создаются профильные центры компетенций, в которых концентрируются соответствующие знания, экспертная и технологическая работа, а также происходит поиск новых способов решения задач. Всё вместе это призвано ускорить продвижение по технологическим направлениям.

Также Правительство реализует «дорожную карту» «Интеллектуальная собственность» в рамках трансформации делового климата.

<…>

Мы заложили в нашу стратегию возможность оперативного реагирования на новые вызовы, которые могут возникнуть в ближайшие десять лет. Очень важно не оставаться в плену у старых догм и привычных, а потому зачастую удобных решений.

В числе глобальных вызовов мы видим, например, начавшуюся структурную перестройку мирового энергобаланса. И хотя нефть и газ ещё долго будут играть в нём существенную роль, нельзя игнорировать смену акцентов в мировой хозяйственной системе.

<…>

На Гайдаровском форуме традиционно звучит немало интересных идей и предложений. Правительство их внимательно изучит и проработает.

Видео и полный текст.

https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
До начала дискуссии 3 минуты

https://t.me/minobrnaukiofficial/941
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Мау, ректор РАНХиГС, в интервью ТАСС о международном участии и форматах форумов

Мы его ограничивали. Потому что опыт других форумов последнего минувшего года, он говорит о том, что, когда включается иностранец на другом языке, на том же английском, даже с переводом, внимание резко ослабевает. Поэтому у нас будет несколько сессий с активным участием иностранных экспертов, в частности предполагается включение исполнительного директора Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой, которая будет рассуждать о перспективах глобального экономического роста. Кстати, Кристалина Георгиева хорошо говорит по-русски, мы еще не обсудили на каком языке она будет давать комментарий. Она была награждена нашим президентом Орденом дружбы. Она человек международной повестки, но очень дружески с нами сотрудничающий.

Будет несколько известных историков, экономистов, политологов: профессор Джозеф Най из Гарварда, известный тем, что именно он ввел понятие «мягкая сила». Из новых восходящих звезд — профессор истории Нил Фергюсон и Адам Туз, должен быть Стив Коткин.

Очень много пожеланий от участников нашего форума и других форумов, что все как-то идет в одном формате. Он был интересен 10 лет назад, но он исчерпывающий. Найдите новый формат, новые механизмы. И как часто бывает, когда все интенсивно начинают жаловаться, что надо придумать что-то другое, жизнь говорит: Хотели? Получите.

Теперь у нас основной вопрос как сохранить элементы традиционного формата в той новой реальности, в которой мы будем представлять наших докладчиков, наших участников. Это будет очень важный и перспективный опыт. Пандемия когда-то закончится, я думаю, что онлайный формат в значительной мере сохранится. И это повысит динамизм дискуссий.

Еще год назад выступление онлайн снижало уровень мероприятия, сейчас - это норма, я считаю, что это хорошо, потому насильственно расширяет возможности дискуссии.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

То,что является нормой в лучших бизнес школах, должно стать нормой в университетах и школах.
Возможность сделать выбор, возможность рисковать. Тут нужен разумный баланс.
Ребенок должен иметь возможность выбора. Ребенок понимает, диагностирует. Учебный процесс - это центральная нервная система: организация труда, пространства.

Интересные преподаватели там, где в университетах исследования, где есть наука.


Сергей Кравцов:

Влияние семьи на ребенка колоссальное. Мы должны смотреть как будет развиваться и система дошкольного образования. Хотим в ближайшее время сформировать 5000 предпрофильных классов для будущих учителей. Конкурс в педуниверситеты в этом году вырос.

Система школьного образования не должна быть закрытой, в нее должны приходить ученые, бизнесмены, политики - со своими примерами успеха.


Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Рубен Варданян:
В некоторые школы отбор ужасный👻

Сергей Кравцов:
В целом проколов нет

Валерий Фальков:
В разговоре "Школа или Вуз?" победила Семья

А внимательный читатель найдет среди камер СМИ внимательного слушателя - ректора ИТМО Владимира Васильева.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Образование будущего для детей настоящего — какое оно?
Почему важны смешанные форматы обучения? Зачем школьникам разбираться в бизнес-задачах? И почему запретительные меры в образовании не работают?

Интересное обсуждение сегодня на Гайдаровском форуме 2021:

https://t.me/scienpolicy/14272
Telegram
Научно-образовательная политика
Образование: настоящее и будущее – Сириус и Счетная палата

На Гайдаровском форуме 2021 директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина и руководитель «Сириуса» Елена Шмелева провели диалог на тему «Образование будущего для детей настоящего».

Светлана Меркушина: Вопрос для Счетной палаты и ОНФ – сколько будущего в настоящем образовании? Я бы предложила поговорить о школьном образовании. Кажется, что не хватало осознанности и самостоятельности школьников.

Как возможно перейти от парадигмы от вовлечения школьника, когда к нему относятся как к объекту, к другой – когда школьника ставят в центр экосистемы образования.

Елена Шмелева Этот год сложный для очень многих сфер, но и анализа имеющихся возможностей – для экономики, страны и ее развития. Они лежат в сфере образования. В первую очередь, я бы говорила об индивидуализации программ. У нас в Сириусе экспертные советы подстраивают программу день в день. Мне кажется, это ближайший вызов. Как научимся делать – так…
источник
Научно-образовательная политика
Гайдаровский форум в самом разгаре!
Подключайтесь к онлайн-трансляциям обсуждений:

14:15 – 15:00
👉🏼 Кадры для регионов: как и чему учить в эпоху изменений
Программа: https://gaidarforum.ru/ru/program/943/

15:30 – 16:15
👉🏼 Кадровое агентство для госслужбы
Программа: https://gaidarforum.ru/ru/program/940/

Гайдаровский форум прямо сейчас проходит на площадке РАНХиГС
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Комиссаров:

У нас национальная черта, мы всё делаем через подвиг

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник