Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 14
Научно-образовательная политика
Нацпроекты и счастье

В ходе дискуссии “Какими будут индикаторы национальных проектов для людей: “счастье”, “well being”, “благополучие”?” на Гайдаровском форуме 2021 генеральный директор АНО “Национальные приоритеты” София Малявина, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров и губернатор Калужской области Владислав Шапша обсудили, как измерить эффективность реализации нацпроектов. Ключевая задача нацпроектов состоит в том, чтобы улучшать жизнь граждан. Можно ли тогда внедрить индекс счастья оценивая госуправление?

Владислав Шапша уверен, что люди счастливы, когда им создают все необходимые для жизни условия: инфраструктуру, доступное образование, рабочие места, возможность зарабатывать. Лучшей обратной связью, по его мнению, является благодарность граждан. Опыт Калужской области говорит о высоком уровне счастья сегодня.

Наиболее чувствительным социальным показателем для госуправленца в настоящее время выступают соцсети. Они показывают интегрированное отношение людей. Все то, что раньше обсуждалось “на кухне” сейчас выплескивается в личных аккаунтах. Важно учитывать этот инструмент как повод для рефлексии и действий со стороны власти.

Социология в наше время тоже много думает о счастье. Данные исследований показывают, что для каждого понятие “счастье” имеет свое значение. Большая дифференциация зависит от массы факторов, однако общий срез показал, что в России уровень счастья достаточно высокий. Россияне считают, что постоянно испытывать чувство счастья нельзя, при этом есть базовые компоненты, без которых оно невозможно: семья/доверительный круг общения, дети, здоровье.

Все остальное относится к категории “благосостояние”. Именно этот показатель могут мониторить управленцы для того, чтобы отслеживать, как меняются ощущения людей, отметил Валерий Федоров. Таким образом, если стало возможным, например, получить качественное образование по доступной цене, значит, показатели благосостояния растут, у людей создаются комфортные условия проживания, в которых они счастливы.

Привычное восприятие нацпроектов как инструментов развития государства было рассмотрено с непривычной стороны - через измерение уровня счастья граждан. Подводя итоги обсуждения можно заключить, что нацпроекты планомерно делают россиян более счастливыми. Важно, чтобы заданный вектор и дальше эффективно развивался.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/program/937/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Успешность и нравственность: трансформации образовательных систем

Два главных образовательных министра – Валерий Фальков (Минобрнауки) и Сергей Кравцов (Минпросвещения) – приняли участие в дискуссии «Профессиональная и социальная успешность. Школа и вуз – чей вклад весомее?» на Гайдаровском форуме 2021. Модератором выступил предприниматель и филантроп Рубен Варданян.

Ключевые тезисы

Учить школьников и студентов нужно не только из расчета на имеющийся рынок труда, но и через те условия, что сложатся в экономике через 10-20-30 лет.

Основа успешности – нравственные принципы. Их должны прививать и школа, и вуз. Аспект воспитания становится все более важным в образовательных системах всех уровней – именно в его рамках формируются нравственные принципы, которые определяют не только успешность конкретного человека, но и всего общества.

Фундамент – семья, а также дошкольное образование. Именно в этом возрасте формируются все базовые черты характера и мировосприятия человека – то есть базис успешности.

Ключевые навыки, которые должно формировать образование: не бояться пробовать и ошибаться, рисковать, а следовательно – отвечать за свой выбор, уметь созидать и творить новое.

Чем старше ученик или студент – тем больше у него должно быть выбора.

Задача системы образования – создать в школе и вузе систему, в которой учащийся может рискнуть, попробовать что-то новое. Но без катастрофических последствий, которые могут произойти в реальной жизни.

Soft skills должны развиваться на прочном фундаменте базовых знаний.

Система, содержание и формы образования напрямую зависят от того, что спрашивается в системе контроля и оценки. В этом смысле – «экзамен – мера образования». Система экзаменов – в частности, школьных – будет меняться, но очень осторожно.

Чтобы учить по-новому, нужны новые учителя, которых также нужно обучать по-иному, чем сейчас.

Студенты пойдут учиться туда, где интересно. А для этого надо привлекать ученых и практиков. Исследователи готовы пробовать и экспериментировать – эти навыки они могут дать студентам. Практики – это также пример успешности, который должен воодушевлять. Интереснее всего в тех вузах, где сильная научная составляющая. Туда и идут выпускники школ.

Именно низкая «интересность» обучения в региональных вузов является одной из основных причин внутрироссийской миграции выпускников в крупные города и столицу.

Университет можно выбирать достаточно свободно, а школу – нет.

Престиж профессии учителя за последние годы вырос – она начала рассматриваться как успешная. Вырос средний бал поступающих в педагогические вузы. Система отбора учителей будет меняться – запускаются 5000 предпрофильных классов. В них будут отбираться дети, расположенные к профессии педагога.

Сейчас учитель и преподаватель не обладают монополией на знания. Но все равно их влияние на жизнь человека велико, а временами – судьбоносно.

Транскрипт основного содержания: https://telegra.ph/Uspeshnost-i-nravstvennost-transformacii-obrazovatelnyh-sistem-01-14

Сайт Гайдаровского форума: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Вадим Волков, ректор Европейского университета, об университете в эпоху перемен:

Правительства и бизнес стремятся “приземлить” университеты последние 50-100 лет.

Изначально университеты - это некий квазимонастырь, где люди производят “высокое”.


Университеты пытаются “приземлить” в том смысле, что возложить на него функции экономического роста, коммерциализации идей, участия в жизни общества и другие.  

Это амбиции, которые идут от внешнего мира, а не от университета. То есть университет - как некая фирма, которая должна показывать эффективность.

Чтобы был эффект, университет должен сам выполнять некоторые условия - иметь определенную систему управления, гибкость, свободу принятия решений, отсутствие излишних ограничений и стандартов.

Если университет хочет быть связан с жизнью, он должен эту жизнь в себя периодически принимать и интегрировать.

Нужно воспитывать новые университетские команды чтобы университет стал новым серьезным источником по развитию.

Если университет должен стать  источником по стартапам и идеям, которые должны развивать регион, он должен постоянно получать новые знания.

На каком языке будут разговаривать люди из разных дисцплин и сфер деятельности? - Это вопрос создания пространства коммуникаций, где люди могут что-то совместно делать. У нас дефицит таких пространств: нет площадок с общими формами жизни - университет является идеальной площадкой по созданию и производству новых форм коммуникаций и взаимодействия.

Университеты - место кристаллизации новых сообществ. Университет также - то место, которое создает новую полиэтничную единую образованную элиту.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, об университете в эпоху перемен:

В оценке вклада университета,
с одной стороны, важно, в каком горизонте мы меряем эффективность вуза.

С другой стороны, как мы оцениваем экономический эффект в перспективе.

Вопрос единой мерки - вопрос серьезного обсуждения. Проблема в том, что сеть слишком разнообразна.

В эпоху перемен никто не может сказать, какая модель может быть единственно эффективной в перспективе. Направления поиска Министерства сегодня - переход от административных-оценочных критериальных систем оценки к вещам репутационным. Неслучайно поставлена задача сформировать негосударственный профессиональный экспертный единый рейтинг университетов, который охватит всю образовательную сеть с учетом разнообразия моделей и акцентов каждого вуза.

Мы сформируем инструмент, который будет учитывать разнообразие университетских моделей и неопределенность будущего, но, с другой стороны, даст возможность развиваться этому многообразию в эпоху перемен, что даст совокупный эффект.

Когда моделей много, то какие-то из них станут более успешными в перспективе. Примером этого направления является программа “Приоритет-2030”.

Один из планов - разработать перечень целевых критериев эффективности. Когда сообщество вовлечено в формирование себя - оно избирает правильное направление. В эту работу включены и внешние заказчики - бизнес и регионы. Это будет компромис, но вместе с тем, оценка всегда носит формирующий характер.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, на презентации Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках Гайдаровского форума 2021.

Новостью является то, что впервые как центр мирового уровня поддержан государством центр исследований в области социальных, гуманитарных наук и антропологии. То есть центр, который фиксируется на человеке, проблемах общественного развития, а не на физике и математике. В круг интересов России исторически входит математика, физика, естественные науки, наверняка энергетика. И в обществе есть ощущение, что мы сильно отстали в области социальных наук, но это не так.

Если посмотреть на развитие науки в последние 10-15 лет, Россия сделала огромный шаг вперед именно в области социальных и гуманитарных исследованиях. Если сравнить наше представительство в мировых рейтингах, например, по публикациям в ведущих журналах, то мы увидим, что вслед за физикой и математикой на очень значительное место выдвинулись социальные науки. И к ним подтягиваются науки гуманитарные. Это удивительное дело для многих, но все мы – участники этого процесса, коллективы, которые мы возглавляем – тоже участники этого процесса. И это не только четыре присутствующих здесь коллектива, но и региональные университеты и научные центры. То есть, это замечательный пример того, что Россия может добиваться неожиданных успехов.

Россия – это развитая страна. Во-первых, страна высокообразованная и она совершает переход от командно-распределительной экономики к обществу свободному, обществу, организованному на основе рыночного выбора, обществу демократических принципов. Это колоссальный опыт и колоссальная база для исследований социологами, экономистами, антропологами. Это неожиданно и закономерно. Закономерно и то, что мы здесь вчетвером объединились. Наши организации очень давно работают вместе друг с другом.

Как университеты и институты вместе работают? Наши ученые вместе собираются и работают. Это же не мы встретились с [ректором МГИМО Анатолием] Торкуновым и говорим: «А давай, Толя, будем дружить».

Это тоже неплохо, мы это можем делать как эксперты, а не как руководители организаций. Такого рода сотрудничество развивается во всех областях: образуются коллективы, семинары, конференции. Мы учимся друг у друга и это естественный ход событий.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Презентация Центра междисциплинарного исследовании человеческого потенциала.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ:

Идея нашего центра мирового уровня была поддержана государством.
Россия сделала за последние годы огромный рывок в социально - гуманитарных науках. Это коллективная работа того, что Россия может добиваться неожиданных успехов.
Это неожиданно, но это закономерно. И то что наши ученые объединились. Мы ведь далеко не только как ректоры дружим и общаемся.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:
Тоже неплохо!

Владимир Мау, ректор РАНХиГС:

Это проект, который вырос из нашего сотрудничества, о чём только что сказал Ярослав Иванович. Этот проект ответит на вызовы междисциплинарные: антропология тут идет рядом с энергетикой. В рамках консорциума основные измерение человеческого потенциала, демография, занятость и новые навыки и компетенции,человек в эпоху технологических трансформаций, механизмы социального повеления, человеческий потенциал с точки зрения комплексной безопасности.

Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН:

Создание консорциума - прекрасный пример сотрудничества университетов и науки. Более 1000 международных согдашений, 40 междунарожных лабораторий у участников консорциума. В самом проекте 10% исследователей - это зарубежные ученые и исследователи. Проект должен иметь важное международнле измерение и с точки зрения нашей мягкой силы в социально - гуманитарных науках.

Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/program/951/
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО "Россия -страна возможностей",
проректор РАНХиГС:


Какие знания нужно осваивать современным управленцам?

Практикориентированность, инцидент-менеджмент и не забывать постоянно думать о людях, учиться распределять свои и их силы, понимая, что мы все нацелены на длинную дистанцию.


Подробнее: https://gaidarforum.ru/ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Гайдаровский форум, первый день. Моменты
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник