Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 04
Научно-образовательная политика
Общалась я тут с иностранцами из разных стран. При всей любви к Отечеству, ничего никуда этими способами "продвигать" не надо.

Все эти программы по изучению русского языка устарели позавчера. Мы ничего десятилетиями не делали, чтобы людям была интересна русская культура и русский язык. Так, есть по миру горстки сумасшедших.

А вот сделать себя интересными мы еще пока можем. Чтобы не по квотам учителей русского языка набирать для групп иностранцев, а самим делать современные культурно-просветительские программы на языках местных людей. О России, русских ценностях, русской литературе, русской культуре, русском искусстве, русской истории, русских традициях, религиях России.

Чтобы рассказывать о настоящих и современных русских людях, проживающих в регионах. Чтобы не демонстрировать лубочные картинки конца XIX века, вызывая "восхищения" а-ля рус. А говорить по-взрослому с современниками за рубежом.

Тогда, может, и продвинем что. И русскиий язык раскроется с новой стороны. И желающих соприкоснуться с русским менталитетом по всему миру станет больше.

P.S. Кстати, об этом был проект команды "Архитектура традиций" в завершившейся программе "Женщины-Лидеры" от @senezh_rsv
источник
2021 January 05
Научно-образовательная политика
Прорыв гибридной формы обучения для студентов и преподавателей вузов 1/2

До того, как COVID-19 сорвал образовательные поездки более 1,5 миллиарда студентам по всему миру, высшие учебные заведения уже изучали способы увеличения приема, охвата большего числа студентов и более активного вовлечения «цифровых аборигенов» поколения Z.

По данным Economist Intelligence Unit (EIU), преподаватели считают, что пандемия ускорила эволюцию цифрового образования на десять лет«В течение последнего десятилетия мы вступали в новую парадигму, и COVID-19 только ускорил этот прогресс. Он обеспечил бензином тенденции, которые уже открыли», - сказал Майкл Хорн, соучредитель Института революционных инноваций Клейтона Кристенсена.

Стремясь лучше понять влияние текущей динамики на высшие учебные заведения, сотрудников, преподавателей и студентов, Microsoft Education в партнерстве с EIU подготовила доклад: «Преодоление цифрового разрыва для привлечения студентов к высшему образованию». EIU проводил опросы и интервью с преподавателями и студентами в США, Великобритании, Австралии и Германии, а также с мировыми экспертами в области высшего образования.
Выводы показывают, что
дистанционное и гибридное обучение, скорее всего, станет не только краткосрочным решением, но и будущей операционной моделью для многих высших учебных заведений наряду с программами на территории кампуса. Хотя более 80 процентов опрошенных преподавателей заявили, что до пандемии менее половины курсов их учебных заведений были в формате онлайн, одна треть из них сообщила, что их вуз будет постоянно добавлять онлайн-варианты для всех или большинства курсов в будущем. 

Расширение доступности виртуального обучения потребует увеличения инвестиций в технологии и дополнительное обучение преподавателей, но эти инвестиции, наряду с более гибкими программами обучения, могут сделать высшее образование более доступным и справедливым. С учебным процессом, поддержанным технологиями, отвечающими потребностям разных учащихся, и гибкими программами с графиками. Возросшие возможности удаленного обучения также будут способствовать расширению географического охвата учебных заведений, привлекая студентов к наиболее инновационным программам, а не просто близким к дому.
Есть разница во взглядах между преподавателями и студентами на готовность к дистанционному обучению. В то время как 85 % опрошенных преподавателей сообщили, что они чувствуют себя готовыми эффективно удовлетворять потребности студентов с помощью имеющихся у них ресурсов, более 60 процентов студентов заявили, что они не чувствуют себя морально или академически подготовленными к учебному году осенью 2020 года. И почти 50% студентов утверждают, что пандемия ухудшила их способность сохранять концентрацию и активность.

Эксперты в области образования говорят, что пандемия привела к стрессу, тревоге, финансовым трудностям и социальной изоляции учащихся. Согласно исследованию, проведенному Hope College в июле 2020 года, 60 процентов из 38000 опрошенных студентов сообщили, что испытывают неуверенность в основных потребностях.

Джон Хэтти, профессор и директор Мельбурнского научно- исследовательского института образования, указал на чувство изоляции и отсутствия социальной связи, которое испытывают студенты: «Одним из важнейших факторов, влияющих на вовлеченность и успеваемость студентов, является их чувство принадлежности к высшей школе. Это то, что больше всего пострадало в результате COVID-19. У них больше нет того чувства принадлежности, которое было у них раньше».

Чтобы усилить чувство связи, эксперты рекомендуют преподавателям не ограничиваться простым чтением онлайн-лекций, а вместо этого создавать больше возможностей для активного обучения и взаимодействия. 

https://educationblog.microsoft.com/en-us/2020/12/the-acceleration-of-hybrid-learning-for-higher-ed-students-and-faculty/
источник
Научно-образовательная политика
Прорыв гибридной формы обучения для студентов и преподавателей вузов 2/2

«Новаторские школы, такие как Университет Святого Эдуарда, уже используют виртуальную анатомию, виртуальные стажировки, виртуальные консультации и виртуальное обучение студентов», - говорит доктор Ребекка Фрост Дэвис, заместитель вице-президента Университета Святого Эдуарда. Один преподаватель даже создал виртуальное место преступления с помощью 3D-камер, позволяя ученикам посещать места, куда они обычно не могли попасть. «Студенты, которые сначала выполнили симуляцию, показали лучшие результаты, потому что они меньше отвлекались во время обучения», - говорит доктор Дэвис.

Сегодняшние студенты университетов - это, в первую очередь, поколение Z, которое привыкло к технологиям и ожидает, что они станут частью их учебного опыта - 93% считают, что удаленное обучение пойдет на пользу их образованию. Но они также очень четко понимают, что они ищут: они хотят, чтобы их вузы ставили их потребности на первое место, обеспечивая физическую и виртуальную безопасность, и они хотят получить навыки, которые помогут им добиться успеха в работе и в жизни.

«В Соединенных Штатах существует стремление к высшему образованию, в частности, чтобы показать большую ценность и возврат инвестиций. В результате студенты ищут наилучшую ценность с точки зрения того, что они получают от своего высшего образования, и того, что они смогут делать на рабочем месте », - говорит д-р Стелла Л. Смит, заместитель директора Центра MACH III.

По мере того, как руководители высшего образования работают с разработчиками учебных программ и профессорами, чтобы переосмыслить курсы и отрегулировать педагогику, студенты и преподаватели соглашаются, что пандемия трансформирует высшее образование. Благодаря сотрудничеству и творчеству эта ускоренная эволюция может улучшить опыт студентов за счет интеграции новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, и создать новые возможности получения дохода для колледжей и университетов, поскольку они разрабатывают инновационные возможности для студентов, чтобы продолжить обучение на протяжении всей жизни с гибким графиком курсов или программами микростепеней в коллаборации нескольких высших учебных заведений.

https://educationblog.microsoft.com/en-us/2020/12/the-acceleration-of-hybrid-learning-for-higher-ed-students-and-faculty/
источник
Научно-образовательная политика
Свой вариант смешанной, гибридной формы обучения каждый российский университет должен (выбрать не более 2-х вариантов)
Анонимный опрос
20%
Формировать самостоятельно, ориентируясь на лучшие мировые практики
20%
Формировать в кооперации с ведущими российскими вузами. Например, часть лекций можно брать у них
30%
Делать однозначно в команде с бизнесом -именно тут место для включения практиков, можно и online
16%
Делать в формате индивидуализации обучения. В партнерстве с ведущими вузами и mooc-лидерами
7%
Не знаю. Но наш вуз просто не осилит держать высокое качество самостоятельно
8%
Я Александр Петрович Кулешов
Проголосовало: 550
источник
Научно-образовательная политика
Студенты лучшего вуза Турции Босфорского университета недовольны тем, что власти назначили извне «своего человека» в качестве ректора университета. С понедельника ученики вуза массово протестуют против этого решения. Мелих Булу был назначен Эрдоганом ректором университета в прошлую пятницу.

Протестующие считают, что Эрдоган этим назначением пытается «политизировать турецкие университеты и ограничить академическую свободу».

Назначенный ректор в 2015 году баллотировался в качестве кандидата в депутаты от Партии справедливости и развития (ak parti, партия Эрдогана) в Стамбуле на парламентских выборах 2015 года.

Недовольные назначением пишут о том, что вся деятельность Булу была связана с управленческой работой в муниципалитетах. Однако он имеет научную докторскую степень в области делового администрирования и до назначения Эрдогана Булу находился на посту ректора частного стамбульского университета Haliç.

*в комментариях скину видео и карикатуры, связанные с этой темой.
источник
Научно-образовательная политика
В 2020 году преподаватели по всему миру ломали головы над тем, как удержать внимание детей и заинтересовать их своим предметом в онлайне. Журналисты газеты Washingtonpost собрали несколько позитивных примеров из опыта школьных учителей Америки.
 
Рисование одеждой
 
Учитель рисования Эбигейл Диллингем придумала рисовать одеждой. Она установила веб-камеру в своей гостиной, на полу собрала из своего белья "Звездную ночь" Ван Гога, отредактировала видео и отправила его по электронной почте в качестве домашнего задания. Теперь ее ученики с большим энтузиазмом собирают из одежды произведения искусства. Это один из самых успешных и востребованных проектов в практике Эбигейл.  

Физкультура на велосипеде
 
Учитель физкультуры Алекс Кларк начал с того, что стал размещать свои тренировки в Instagram. Видео были неплохие, но дети быстро потеряли к ним интерес. Тогда Алекс придумал брать учеников на велосипедные прогулки по городу. Он организовал сбор средств на велосипеды и экипировку, и дело пошло. Дети приезжают на велопрогулки со своими братьями и сестрами, приводят друзей из других школ. Волонтеры помогают с обеспечением безопасности и соблюдением правил социального дистанцирования.
 
Музыкальный детектив
 
Учитель музыки Эйприл Шавьер создает в зуме театральные постановки. Каждую неделю она придумывает что-то оригинальное. Время от времени ее ученики бывают в роли музыкальных детективов, ищущих знания. А когда Эйприл знакомила их с "Зимой" из "Четырех времен года" Вивальди, они надевали пальто, сапоги, шляпы, а затем бегали, размахивая шарфами и лентами, воображая метель.
 
Учитель из домика на дереве
 
Нелли Уильямс ведет занятия по обществознанию и языку из домика на дереве, расположенного во дворе ее дома. Она подчеркивает уникальность своего рабочего пространства и помогает детям создавать свои рабочие зоны таким образом, чтобы им было весело и удобно.
 
Практические технологии
 
Учителю технологии Кевину Дэйни непросто, ведь его предмет в основном практический. Но он постоянно что-то выдумает. В числе его находок – прогулки по городу с целью фотографирования архитектурных объектов, изучение проектного метода на примере приготовления обеда, строительство купольного дома из соломинок и пенопласта. Иногда Дэйни просто рассказывает ребятам в зуме забавные истории из своей жизни. Эта часть урока особенно популярна.
 
Забираем роботов домой
 
Учитель математики Кэтрин Месснер добилась того, чтобы ученикам разрешили забрать собранных на уроках робототехники роботов домой. Оказалось, что дети гораздо охотнее вовлекаются в решение математических задач, когда они нужны для того, чтобы заставить роботов двигаться.
 
Грядут перемены
 
Учитель музыки Кристин Гаваза не только заинтересовала детей, но и сделала отличный новогодний подарок для их семей и всей школы. Она устроила в зуме массовый концерт, в котором каждый из учеников смог спеть часть композиции сольно или в компании своих одноклассников. "2020-й был непростым, но кое-что помогло нам преодолеть трудности", – под таким девизом в канун Нового года выступление состоялось на Youtube.
 
https://www.youtube.com/watch?v=79LHFgkNMMQ&t=56s
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Поздравление читателей и авторов НОП с Новым годом от Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, профессора МГИМО
источник
Научно-образовательная политика
В американском Forbes опубликована статья Michael T. Nietzel, почётного президента университета штата Миссури.

В ней Forbes рассказывает десять самых больших историй о высшем образовании за год. Ряд тезисов заслуживает внимания и в контексте вызовов пандемии для российской высшей школы.

Закрытие колледжей, переворот в системе управления и заявления о нехаатке финансирования.
Каждый сектор высшего образования один за другим испытал на себе тяжелые финансовые удары: сокращение набора, резкое падение государственной поддержки, сокращение пожертвований - все это усугублялось массой не предусмотренных в бюджете расходов. Потери доходов и сокращение бюджета оцениваются в десятки миллиардов долларов и продолжают расти.

Меры по сокращению затрат, такие как сокращение операционных расходов, сокращение командировочных бюджетов, отсрочка капитальных проектов и снижение заработной платы, оказались недостаточными для сбалансирования бюджетов.

От университетов «Лиги плюща» до местных общественных колледжей: десятки тысяч администраторов, сотрудников, спортивный персонал и вспомогательные рабочие были уволены.

Пандемия также привлекла новое внимание к эффективности дистанционного обучения. В целом оно получило нелестные отзывы. Студентам это обычно не нравилось. Большинство преподавателей были к этому не готовы. Колледжам пришлось потратить связку на его обновление. 

Пандемия ускорила тенденцию к тому, что учебные заведения отказываются от представления результатов стандартизированных тестов в качестве требования для приема. Многие университеты решили оставить зачисление абитуриентов без тестирования на постоянной основе или отменить требование в этом и следующем году.

Студенческие активности и протесты вышли на первый план.
Это был год, когда протесты студентов снова стали национальным движением. Ни разу с 1960-х годов, когда возникли массовые студенческие протесты, мы не видели такого всплеска активности среди американской молодежи.

Горячо оспариваемые президентские выборы 2020 года имели серьезные последствия для высшего образования. Большинство руководителей вузов приветствовали избрание Джо Байдена из-за обещания, что он будет продвигать прогрессивную программу высшего образования, включая списание / аннулирование студенческой ссуды, увеличение финансирования грантов, увеличение финансирования двухгодичных колледжей, усиление контроля над коммерческим сектором , более яркие перспективы для студентов, большее федеральное финансирование исследований и отмену нормотворческих и регулирующих полномочий Министерства образования. 


https://www.forbes.com/sites/michaeltnietzel/2020/12/18/the-years-ten-biggest-higher-education-stories/?sh=581cc4123f3f
источник
2021 January 06
Научно-образовательная политика
Учительская газета в первом номере в 2021 году задаётся вопросом "Что год грядущий нам готовит?"
Какие риски поджидают нас и что необходимо сделать, чтобы их минимизировать? Вернемся ли мы в привычное русло в ближайшее время? Своими прогнозами о том, каким будет 2021 год в российском образовании, делятся известные педагоги, политики, ученые, эксперты.
Спасибо главреду "УГ" Арслану Хасавову за возможность высказать и моё мнение.

https://ug.ru/chto-god-gryadushhij-nam-gotovit-2/
источник
Научно-образовательная политика
Итак, всех с "Приоритетом-2030", который остался "программой стратегического академического лидерства". Причём ПСАЛ Приоритет утверждёна в качестве межведомственной программы поддержки университетов - об этом сказано в п.2б. "дополнительная поддержка программ развития предоставляется образовательным организациям, включившим в программы развития мероприятия по объединению с другими образовательными организациями и (или) научными организациями независимо от их ведомственной принадлежности".
Есть и поддержка ДПО. На первый взгляд, не видно "промышленности и реального сектора экономики". И недостаточно просматриваются "люди". Ровно то, на чём сейчас делает акценты Президент России.

Но установленные сроки (до 1 марта 2021г.) позволяют Минобрнауки России учесть все важные акценты в проектах нормативно-правовых актов и в рамках иных поручений, согласно этому "новогоднему" распоряжению Правительства РФ 3697-р от 31.12.20г.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ – круто или нет?

Продолжаю отвечать на вопросы подписчиков с почты. Сегодняшняя тема, в принципе, актуальна для большинства регионов.
«У нас в области не создадут научно-образовательный центр. Насколько это плохо, что мы теряем и что теперь делать?»

Основная идея НОЦ мирового уровня – сотрудничество научных учреждений и промышленности. Всё та же идея точек прорыва, которую ранее уже пытались воплощать в разного рода технопарках. Отличие – в возможности кооперироваться между регионами (в т.ч. не соседними).

В этом году из 20 заявок прошли только пять, так что я бы не считал это каким-то вселенским позором. Не прошли заявки, например, Томска, Питера, Новосиба, Ростова.

Я внимательно посмотрел документы по победителям и аутсайдерам. Сделал следующие выводы:
🔵Все регионы, получившие НОЦ, системно и давно поддерживают свои вузы и плотно работают с ними. Дают гранты на исследования в нуждах регионах, создают совместные проекты. Пожалуй, самый яркий пример – Тюменская область.

🔵Чтобы победить, тематика НОЦ должна быть оригинальной. Логика федералов понятна – незачем создавать несколько НОЦ одного профиля. В нашей заявке из пяти направлений минимум четыре, увы, уже застолблены.

Ещё один момент. Если у нас уже одобрено создание ОЭЗ по нефтехиму, то создавать НОЦ с этим профилем довольно странно.

🔵Во всё большем приоритете – межрегиональная кооперация.

Судя по тому, что власти хотели сначала создать минимум 26 НОЦ, а теперь опустились до 15, будут экономить ресурсы. А это значит, что конкуренция будет жёстче. Но, думаю, есть смысл пытаться и в этом году (последние пять заявок).
источник
Научно-образовательная политика
Приоритет 2030

Правительство Российской Федерации определило, что конкурс на участие в новой федеральной программе поддержки университетов (Приоритет 2030), котрая прийдёт на замену "5-100", должен состояться в 2021 году. Министерство науки и высшего образования должно подготовить соответствующие документы до 1 марта.

В установленных правительством целях программы отсутствуют рейтинги как цель. А значит, рейтинговая гонка отойдёт на второй план. Хотя...

Кажется, что единожды введённые в деятельность, рейтинговые измерения никогда не отступят на второй план. Многое будет зависеть от критериев программы, от состава совета. Но университеты РФ так сильно настроились на рейтинги. Смогут ли они остановиться?

Почитать текст документа можно в посте НОП (@scienpolicy).
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня золотая свадьба (50 лет) Владимира Жириновского с супругой Галиной.
Жириновский уже был большим политиком, которого знал весь мир, когда некоторые члены правительства России изучали азбуку, а ряд глав регионов был в яслях.
И сегодня Владимир Жириновский на голову выше и современнее большинства молодых политиков (в том числе в части инициатив в образовании и науке) , включая уровень дисуссии  в соцсетях с поколением Z.

https://t.me/zhirinovskylive/1743
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Правительство России предприняло очередные конкретные шаги, направленные на омоложение ректоратов ведущих университетов, одновременно уточнив функционал президентов университетов. Например, проректоров и директоров филиалов МГУ, в также президента МГУ (в настоящий момент должность вакантна).
Очевидно, что "фактор 70" будет всё больше становится ключевым критерием при продлении контрактов - даже в университетах, для которых требуется отдельное Постановление Правительства РФ.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник