Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 January 06
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Руководители университетов при достижении возраста 70 лет "переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации".
А как быть с академиками РАН?
Анонимный опрос
20%
Для академиков сохранить льготы, но переводить в статус "почётных академиков". Но с 75 лет
18%
Идея про академиков верная, стоит её пообсуждать публично, послушать мнение РАН
37%
Давно пора ввести возрастной ценз для академиков и тоже 70 лет. Дорогу профессорам РАН!
24%
Нет. Это другое
Проголосовало: 525
источник
Научно-образовательная политика
Патриарх Кирилл сделал очень грамотное политическое заявление, сравнив неверие в коронавирус с неверием в Бога. Это знак того, что РПЦ полностью разделяет акцент государства на человекосбережение.

Коронавирусная карта разыгрывается не только в элитных пасьянсах или партийной политике, но и в церковной.

https://t.me/rt_russian/55820
источник
2021 January 07
Научно-образовательная политика
Владимир Путин поздравил россиян с Рождеством, пожелав успехов, благополучия, исполнения желаний. Президент отметил, что РПЦ и другие христианские конфессии "уделяют неустанное внимание вопросам нравственного здоровья общества, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения".
источник
Научно-образовательная политика
В США deep state столкнулся с глубинным народом
источник
Научно-образовательная политика
Гуманитарно-управленческое развитие (1/2)

Политико-экономическая система в настоящее время действительно предъявляет иной набор требований к специалистам.

Форсированная цифровизация, взлет «наук о жизни», в особенности – генетики, достаточно удивительным для «физиков» образом привел к обострению спроса на гуманитарное знание. Междициплинарный прогресс привел к осознанию его зависимости от осмысления «человеческой стороны». На важность этики, психологии, философии не раз указывает президент Владимир Путин, подчеркивая, что развитие технологий все больше и больше обгоняет стадию осмысления изменений.

«Цифра» сама по себе универсальна – ее уникальные возможности требуют практической проекции. И именно через digital-методы гуманитарная наука окончательно «отбила» свою объектную и предметную субъектность.

Важно не смешивать гуманитарные компетенции, например, с soft-skills. «Мягкие» навыки командной работы, межличностной коммуникации и презентации являются отдельным сектором навыков, разве что гуманитарии чуть более восприимчивы к работе со «словом».

Носители гуманитарного «взгляда» на процессы становятся все более и более востребованными – в том числе в рамках системного нацпроектного развития. В этой связи размывается достаточно серьезная «монополия» юристов и экономистов на управленческие позиции. В рамках социально-экономического прорыва заложено требование не только (и все более – не столько) к умению оперировать финансовыми потоками, сколько способностью действовать в «человеческом измерении». В научно-образовательной сфере этот процесс заметен особенно хорошо в связи с активизацией тематики «третьей миссии» - причем не только университетов, но и новых организационно-институциональных форм (наиболее ярко – в рамках научно-образовательных центров – как мирового уровня, так и региональных).

В этом смысле «гуманитарный» склад ума – такая же особенность, как и «технический» и требует не меньших усилия для развития. А цифровизация гуманитарной «отрасли» не менее требовательно к совокупности профильных и digital-компетенций, чем инженерно-техническая деятельность.

С управленческими компетенциями исторически сложилась достаточно сложная ситуация. Во всем мире управление в отраслях, как правило, сконцентрировано в руках профильных специалистов, которые, тем не менее, проявили достаточно навыков менеджмента. Так в составе Минздрава много врачей – и так далее.

Для советской действительности также было нормой, когда управленческий рост происходил по «партийной линии». В этом случае производилась очевидная подмена понятий – функционер КПСС далеко не обязательно оказывался способен к менеджменту.

https://t.me/russica2/35337
https://t.me/russica2/35338
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
В России сложилась порочная практика считать, что гуманитарии – это люди, не обладающие техническими компетенциями. При этом качество и наличие компетенций гуманитарных из данного уравнения опускается.

Тех же, кто не обладает ни техническими, ни гуманитарными компетенциями, принято зачислять в когорту универсальных управленцев. Тут вспоминается популярная ныне фраза: «Я не безработный, я – директор».

Такой подход к профессиональной ориентации является результатом заблуждения, что в каждом человеке (особенно если это друг, супруг или ребёнок) имеется «искра божия» – талант, достойный восхищения и в итоге коммерческого применения. Оттого подбор кадров в России напоминает кошачий театр: «Наблюдаем за тем, что кошка умеет, а потом ставим на основе этого номер». За кадром же остаётся, что кошки, которые ничего не умеют – не выступают в театре.

Но и универсальные компетенции, в том числе управленческие, не миф, обладатели таковых оставили свои имена в истории… античной философии. Геометр, инженер, астроном, который…
источник
Научно-образовательная политика
Гуманитарно-управленческое развитие (2/2)

Управленческие компетенции, как и любые другие, существуют только в приложении к конкретному администратору. И получить эффективного управленца можно, если брать глобально, двумя способами. Первый – отобрать отраслевого специалиста, способного к управлению, и надстроить его компетентностную модель навыками менеджмента. Второй – изначально готовить отраслевых управленцев (еще на уровне бакалавриата и магистратуры).

В первом случае явной проблемой является ограниченный набор кандидатов и достаточно короткая «скамейка запасных». Во втором – лишь на практике ликвидируемый разрыв между формально имеющимися компетенции и практическим опытом.

Если говорить об универсальных управленческих компетенциях – то здесь, в целом, речь идет именно о своеобразных soft-skills. И точно так же, как и в обучении любой деятельности, навыки, например, командной работы сами по себе особого значения не имеют – только в рамках конкретных проектов, коллективов и процессов.

Собственно, на решение этих дилемм кадровой политики и направлены усилия внутриполитического блока Кремля и Сергея Кириенко – «Лидеры России» и иные управленческие конкурсы. В их рамках происходит отбор и базовая «настройка» администраторов новой формации. Происходит это именно в рамках развития универсальных управленческих компетенций.

Важно, что сейчас сложился достаточно устойчивый консенсус относительно этого уровня навыков управленцев. К ним можно отнести: человекоориентированность, государственнический подход, акцент на эффективность, ответственную и качественную коммуникацию – с гражданами, сотрудниками, коллегами из других ведомств.

В итоге именно через вектор «универсальных» (т.е. базовых и фундаментальных) компонентом управленческого мировоззрения формируется новый класс управленцев – в том числе, в качестве «клуба» - то есть сетевого взаимодействия единомышленников.

И именно этот класс администраторов новой формации обеспечивает и управленческую связанность России в рамках единой публичной власти, а также придает Системе одновременно и прочность, и гибкость.
источник
Научно-образовательная политика
Группа Непоседы, песня про удалёнку.
Текст: команда EdCrunch.
источник
Научно-образовательная политика
Мои ТГ-предпочтения

Очередной небольшой рубеж – 600 подписчиков – мой канал преодолел быстро и с неплохими показателями. ERR – 1100%. 😊

В ознаменование хочу впервые поделиться каналами, которые читаю сам и которые могут быть интересны вам, уважаемые подписчики.

Незыгарь / @russica2 – законодатели мод, отцы. Первый канал, на который подписался.

Политбюро 2.0 / @politburo2 – крутая аналитика, что в ТГ, что на сайте. Отличные книги по выборам и развёрнутые аналитические отчёты.

Методичка / @metodi4ka – один из первых, на который я подписался. И до сих пор читаю. Разнообразные и интересные материалы.

Chesnok.mediaChesnok.media / @chesnokmedia – один из лучших авторских каналов. С чем-то можно не соглашаться, но качество постов неизменно высокое. Отдельное спасибо за хороший юмор.

Научно-образовательная политика / @scienpolicy – интересно и респектабельно о науке и её месте в развитии страны. Я ждал появления такого канала.

Политфорум / @politforum – агрегация, комменты экспертов, собственная аналитика.

Campaign Insider / @electionsquad – Павел Дубравский, self-made spin-doctor. Большой молодец, молодой политтехнолог, хорошо пишет о выборах в РФ и за рубежом, переводит зарубежные статьи и вообще развивается.

Медиатехнолог / @mediatech – наверное, единственный провластный канал, который приятно читать. Профессионально и выдержанно.

Трезвый политолог / @Drunkenpolitolog – будет в первую очередь интересен тем, кто уже в теме. Авторские комменты по актуальным событиям в мире политтехнологий.

Госдума 2021 / @duma_2021 – если интересен грядущий электоральный цикл, то вам сюда.

Bunin & Co / @BuninCo – один из российских think tank’ов. Традиционно глубокое понимание всех разбираемых вопросов.

16 негритят / @Gubery – хороший агрегатор региональных каналов со всей страны. Если хотите быть в курсе того, что происходит в разных концах России, то вам подходит.

Сибирский цирюльник / @sibcyrulik – сибирский канал, который приятно читать. Нет явной джинсы, своевременные и интересные материалы.

P.S. Если вам интересно, то могу сделать отдельную подборку по отраслям – PR, внутренняя политика, внешняя политика и пр.
источник
2021 January 08
Научно-образовательная политика
А чего вы, Марат, удивляетесь?
Во-первых, всё идёт по сценарию бестселлера про рутелегу.

Во-вторых, надо же кому-то поспорить с недавно прозвучавшим тезисом Дмитрия Пескова о Телеграме.

В-третьих, это нормальная эволюция медиаэмиграции в телегу. Не всем же быть в её первой волне.

Не очень хорошо только (в первую очередь, для кураторов медийки в Правительстве РФ), что пока событийный потенциал указанных ведомств/госкорпораций страшно далёк от представленного в телеге контента.

Не знаем как вы, а мы надеемся, что к модерации массы новых каналов подключат пресс-службы и pr-помощников первых лиц ФОИВов и госкорпораций.

Вот тогда станет горячо.

https://t.me/politjoystic/18257
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения у академика Юрия Балеги, вице-президента РАН, который имеет возможность вербальной дискуссии с Александром Сергеевым чаще чем другие коллеги.
С днём рождения!
источник
Научно-образовательная политика
14 и 15 января состоится Гайдаровский форум 2021 «Россия и мир после пандемии».

Все о главных тенденциях социально-экономического и политического развития, состоянии бизнес-среды и инвестиционного климата России, перспективы дальнейшего экономического роста и интеграции России в мировую экономику.

• 2 дня в режиме online
• 9 телестудий
• 110 дискуссий
• Более 350 экспертов и спикеров со всего мира

Впервые форум пройдет в гибридном формате: эксперты и спикеры примут участие в панельных дискуссиях на площадке центрального кампуса РАНХиГС, а участники будут наблюдать за ходом обсуждений онлайн.

Прямая трансляция бесплатна и доступна для всех на сайте.

Топовые российские и зарубежные спикеры будут обсуждать экономическую политику, вызовы для здравоохранения и образования, проблематику рынка труда и внешнеэкономической деятельности, государственное управление и цифровизацию, вопросы экологии, предпринимательство и региональное развитие, новые точки роста и другие актуальные темы.

Новый Гайдаровский форум станет самым доступным из всех ранее прошедших: предварительной регистрации для просмотра трансляции не потребуется – она будет без ограничений вестись на русском и английском языках.

Организаторами мероприятия традиционно выступают РАНХиГС, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР)

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнер – Mastercard.

Партнерв дискуссии – Магнит, Pepsi, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Takeda, EY.

Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт».

Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы».
источник
Научно-образовательная политика
Yuanfudao, ByJu’s, Zuoyebang - вам что-нибудь говорит название этих компаний из Китая и Индии?

Они занимаются онлайн-образованием, и их капитализация выше, чем бюджет 2021 года на всё образование и науку в России.

А эти китайские компании знаете?

HuJiang, Huike, Zhangmen?

Каждая из них стоит больше, чем совокупный годовой бюджет МГУ, ВШЭ, РАНХиГС.

https://t.me/laboratoria2030/125
Telegram
НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Единороги EdTech
 
По данным Holon IQ, в мире насчитывается 19 EdTech-единорогов – компаний стоимостью свыше $1 миллиарда. В 2020 году они привлекли более $8 миллиардов венчурного капитала и суммарно оцениваются более, чем в $64 миллиарда.
 
Yuanfudao (Китай) – репетиторство, $15,5 млрд (текущая оценка)
 
ByJu’s (Индия) – репетиторство, $12 млрд
 
Zuoyebang (Китай) – репетиторство, $10 млрд
 
VIPKid (Китай) – языки, $4,5 млрд
 
Udemy (США) – среднее образование онлайн/компетенции, $3,3 млрд
 
Coursera (США) – среднее образование онлайн/компетенции, $2,5 млрд
 
Duolingo (США) – языки, $2,4 млрд
 
Unacademy (Индия) – подготовка к экзаменам, $2 млрд
 
Zhangmen (Китай) – репетиторство, $2 млрд
 
ApplyBoard (Канада) – международный рекрутинг, $1,4 млрд
 
Course Hero (США) – обмен исследованиями, $1,1 млрд

Udacity (США) – среднее образование онлайн/компетенции, $1,1 млрд

Quizlet (США) – обмен исследованиями, $1 млрд
 
Guild Education (США) – среднее образование онлайн/работодатели, $1 млрд
 
Knowbox (Китай) – репетиторство…
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Имеет ли EdTech перспективы в России? Нужно ли Правительству России, институтам развития и различным фондам поддерживать российский бизнес, который развивает отечественные цифровые образовательные технологии? (можно выбрать несколько ответов)
Анонимный опрос
17%
Конечно, наши лидеры EdTech имеют прекрасные перспективы. Посмотрите на Учи.ру
8%
Поддержать на уровне государства надо лучших: Яндекс, Сбер,mail.ru и т.д.
17%
Прямых денег бизнесу выделять не нужно. Налоговый IT-манёвр даст рост
25%
Верю в совместные проекты ведущих вузов и лидеров EdTech
3%
В России лидер один и это Университет "Синергия"
7%
Нет смысла. Компании как Coursera или Udemy всегда будут впереди нас
22%
Я против развития EdTech
Проголосовало: 641
источник
2021 January 09
Научно-образовательная политика
Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года
 
👨🏻‍🔬Развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики – таковы основные задачи новой десятилетней программы, которую разработала РАН при участии министерств и
научных организаций.

👩🏼‍🔬Документ ориентирован на развитие всех направлений фундаментального научного знания, в том числе таких направлений, как компьютерные науки, нанотехнологии, клиническая и профилактическая медицина. Новая программа будет финансироваться по госпрограммам «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения». Общий объем финансирования – более 2,1 трлн. рублей.
источник
Научно-образовательная политика
Фундаментальные перспективы (1/2)

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Они являются базой для развития науки и технологий согласно Стратегии научно-технологического развития, а сам документ – неотъемлемая ее часть.

ПФНИ разработана Российской академией наук с привлечением министерств и ведущих научных институтов. Координатором программы выступает РАН. Это лишний раз подчеркивает ее ведущую роль в развитии фундаментальных исследований. Исполнители – помимо Академии, все ключевые министерства и ведомства, а также правительственные научно-образовательные подведы (МГУ, Курчатовский институт и пр.).

Цель – получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства в определении мировой научной повестки на долгосрочный период.

Формулировка акцентирует внимание на приоритет (ж) Стратегии НТР: «Обеспечение возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применения методов гуманитарных и социальных наук». Вследствие этого данный приоритет в итоге получает свое истинное звучание – как меж- и трансдисциплинарный, с акцентом в системной реакции на большие вызовы с использованием привносимых ими большими возможностями. Ранее этот приоритет в основном трактовался как «резервация» для общественно-гуманитарных наук, теперь же он, по сути, становится ключевым в научно-технологическом развитии.

Задачи можно сформулировать по нескольким векторам:
- эффективное управление для эффективных исследований;
- условия для свободного научного творчества;
- справедливая и честная конкуренция за поддержку;
- ответственность исполнителей за результат и технологический трансфер;
- распознавание больших вызовов и формирование системной реакции на них;
- работа в интересах обороны и безопасности (здесь реализован функционал РАН для ОПК);
- повышение статуса отечественной науки и привлечение иностранных партнеров;
- распространение научных знаний и популяризация науки.

Направления реализации ПФНИ сконцентрированы на системный анализ и целеполагание развития страны; формирования ресурсной базы для прорывных результатов, в том числе в рамках мегасайенс; развитие системы поддержки науки; интеграция в форме развития различных вариантов коллабораций (здесь и сотрудничество с реальным сектором экономики, и взаимодействие наука-образование; и международное измерение).

В Программу входит 6 подпрограмм:
1.  Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства РФ;
2.  Фундаментальные и поисковые научные исследования (далее – ФПНИ);
3.  ФПНИ, проводимые на крупных научных установках и объектах класса «мегасайенс»;
4.  ФПНИ по направлениям Стратегии НТР;
5.  Инициативные фундаментальные и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической и инновационной деятельности;
6.  ФПНИ в интересах обороны страны и безопасности государства (секретная).

Основной источник прямого финансирования ПФНИ – госпрограмма «Научно-технологическое развитие». А также – «непрограммное направление расходов «обеспечение деятельности отдельных ФОИВ». Это означает явное «собирание» всех средств на фундаментальную и поисковую науку, которая стартовала с аналитической консолидации бюджетных расходов, предпринятой в рамках госпрограммы НТР. Теперь сделан еще один шаг если не к выделению отдельных строк бюджетной классификации на науку, то как минимум – к «окрашиванию» части из расходов. Общий объём финансирования до 2030 года – более 2,1 трлн руб., без учета секретной подпрограммы 6.

Текст ПФНИ.
источник
Научно-образовательная политика
Фундаментальные перспективы (2/2)

Срок реализации Программы фундаментальных научных исследований – 2021-2030 гг. ПФНИ синхронизирована по своим срокам с нацпроектами, хотя сама Стратегия НТР охватывает период до 2035 года. При этом ПФНИ четко синхронизирована с госпрограммой «Научно-технологическое развитие РФ» (она тоже часть СНТР и действует до 2030 г.), а также Планом реализации второго этапа СНТР.

Целевые индикаторы Программы ожидаемы и традиционны: количественный и качественный состав исследователей, привлечение молодежи, научные публикации, коллаборации. Эти показатели четко сопряжены со Стратегией НТР и госпрограммой «Научно-технологическое развитие».

Первые три целевые индикатора обозначены в виде процента вклада ПФНИ в достижение целей нацпроекта «Наука и университеты», а также госпрограммы НТР. Это лишний раз подчеркивает сопряжение всех доктринальных документов научно-образовательной сферы.

Руководство ПФНИ стандартно – координационный совет как высший орган и координатор с широкими полномочиями.

РАН с помощью Программы получает подтверждение своей ключевой роли в научном развитии страны. В качестве первого принципа реализации ПФНИ указано «обеспечение Российской академией наук координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы с целью непрерывности получения и освоения научных знаний».

Особенно стоит отметить указанное использование единых подходов и инструментов реализации ПФНИ, в частности – «современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией <…> с учетом интеграции имеющихся и планируемых к созданию информационных систем, используемых для осуществления мониторинга, планирования научных исследований и представления отчетности». Научно-технологический прорыв четко сопряжен с цифровизацией.

Из этого следуют два вывода:
1.  Российской академии наук предстоит форсированная цифровизация. Это становится фактически последним крупным «экзаменом» на эффективность.
2.  В рамках цифрового управления идет формирование единых платформ с бесшовным переходом, а в идеале – формирование комплексных информационных систем. Очевидно, что для науки необходима разработка и внедрение функционала «одного окна», то есть единой точки предоставления данных для мониторинга, подачи заявок на гранты, а также формирования планов и отчетов.

По обоим этим векторам работы добавляет уверенности тот факт, что курирующий вице-премьер Дмитрий Чернышенко отвечает как за науку с высшим образованием, так и за цифру. В синергии усилий РАН, Правительства и Минобрнауки масштабная и эффективная цифровизации науки представляется вполне достижимой.

Важной частью ПФНИ является План ее реализации, который содержит детализацию в разрезе областей наук и перспективных направлений исследований. Основой для создания Плана является оценка Академией наук реализации ПФНИ РФ на 2013-2020 гг., а также ПФНИ государственных академий наук на 2013-2020 гг. Предусмотрено обновление Плана не реже 1 раза в 5 лет.  

Направления фундаментальных и прикладных научных исследований по верхним уровням иерархии достаточно четко соотносятся с новой номенклатурой научных специальностей. Это однозначно повысит эффективность мониторинга и оценки.

План реализации (содержащий направления научных исследований) в рамках Детализированного плана будет разбиваться через ожидаемые результаты и целевые показатели в их взаимосвязи с участниками, исполнителями, сроками и объемами финансирования. Детализированный план должен обновляться не реже 1 раза в 3 года, поскольку финансы рассчитываются именно на три года, что связано с бюджетным циклом.

Итог
ПФНИ предполагает рубрикацию и приоритизацию научных исследований, а также подчеркивает ключевую роль РАН в развитии российской науки. Все ключевые документы по научно-технологическому прорыву: Стратегия и госпрограмма НТР, а также ПФНИ и нацпроекта «Наука и университеты» - формируют единую смысловую матрицу. А все вместе они являются научным фундаментом для реализации других нацпроектов.
источник
Научно-образовательная политика
Переслано от Септимий Север...
А так с избирателями в VK общается депутат молодёжной Думы Ульяновска от «Единой России» Гафур Гасымов

Депутат от гопников Ульяновска
источник
Научно-образовательная политика
Переслано от Септимий Север...
источник