Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 28
Научно-образовательная политика
Университетская история – по спирали приоритетов развития

90 лет назад перед страной стояли не менее «большие» вызовы, чем сейчас. Они были иными по содержательному наполнению, но магистральные направления развития по вектору совпадали с приоритетными направлениями современной Стратегии научно-технологического развития.

В списке тех высших учебных заведений, которые были основаны в 1930-м году насчитывает более 60 позиций. По их перечню можно судить о тех приоритетах, что расставляла тогда советская власть. Годы и политические эпохи подтвердили ведущие позиции многих из тех университетов, что в этом году праздновали свои 90-летние юбилеи.

Было заложено много технологических и инженерно-технологических вузов. В их стенах продолжала формироваться советская инженерная школа. Принципиально важным для развития было создание и усовершенствование приборной базы и станков. Строились огромные заводы, с нуля запускались целые отрасли. Создание СТАНКИН (ныне – МГТУ «СТАНКИН») как раз было связано с острой необходимостью в средствах производства. Сегодня производство во всех отраслях переходит в «цифру» и аналогичный трансфер совершили компетенции СТАНКИНа. Сейчас университет находится на передовой внедрения робототехники и цифровых производственных технологий.

После лихолетья Гражданской войны СССР начал активно строиться (отсюда несколько архитектурно-строительных вузов) и осваивать пространства (вузы сельскохозяйственные и лесотехнические). Особый акцент был сделан на нефтегазовых ресурсах страны – основана «Керосинка» (РГУ нефти и газа им. Губкина).

Население росло – и его надо было кормить. Именно с 1930 года ведет свою историю Московский государственный университет пищевых производств. Флагман отечественной пищевой промышленности и сейчас работает на мировом уровне – особенно по вопросам продовольственной безопасности, функциональных и персонализированных продуктов питания, цифровизации пищи в широком смысле слова.

Связанность страны была важным приоритетом – именно с 1930 года ведет свою историю Московский автомобильно-дорожный университет, который был «поддержан» созданием аналогичных региональных вузов. МАДИ и сейчас продолжает работать на передовых рубежах научно-технологического и образовательного развития автодорожной и транспортной отрасли.

Активно осваивалось небо – летчики стали иконами геройства и ролевыми моделями. Был основан Московский авиационный институт, который был и остается одной из важнейших кузниц кадров для авиации и авиастроения.

Не была забыта и гуманитарная сфера. Именно в 1930 году был основан Московский государственный историко-архивный институт (ныне – РГГУ), на равных соперничал с легендарным истфаком МГУ. Многие управленцы в высшей страте госаппарата СССР и современной России заканчивали как раз ИАИ.

Оглядываясь в славное прошлое российской высшей школы, всегда продуктивно всмотреться в него через некий срез. 1930-й год оказался для университетов страны именно таким – были заложены многие вузы, которые стали флагманами целых отраслей. И сегодня они находятся на передовой научно-технологического прорыва уже по приоритетам Стратегии НТР. А по большому счету, вызовы остались те же – связанность страны и освоение ее территории, технологии производства, сельское хозяйство и продукты питания. Цифровизация лишь добавила новое измерение в компетенции этих учебных заведений.

Сейчас много говорится о том, что России нужен глобальный научно-технологический проект – и образцы видят в атоме и космосе. Но стоит напомнить, что в 2020 году свой вековой юбилей отметил план ГОЭЛРО. Значимость этой даты подтверждает праздничный концерт, показанный по Первому каналу.

И ровно через 10 лет после старта ГОЭЛРО на карте высшего образования страны появилась целая плеяда университетов. Не все они существуют сегодня, но объединяет их тот весомый вклад, что они внесли (а многие и продолжают вносить) в развитие страны.
источник
Научно-образовательная политика
Факторы отчисления

Очень много внимания всегда уделяется приему в вузы – каков проходной балл, откуда приехали студенты, какие направления наиболее популярны. Об отчислениях говорят значительно реже, хотя представляется очевидным, что сложные направления подготовки «потянут» далеко не все из поступивших. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и научный сотрудник Евгения Шмелева опубликовали научную статью о решающих факторах отсева студентов из вузов. Изучались факторы выбытия студентов инженерно-технических специальностей.

В России, по данным исследований, каждый пятый студент (21%) выбывает из вуза. Причины разные, но ключевая — неуспеваемость.

Учёным удалось установить, что вероятность выбыть ко второму курсу связана с уровнем довузовской подготовки. У студентов с самыми низкими баллами ЕГЭ — не более 50 — в полтора раза выше риск отсева по сравнению с другими (отношение шансов = 1,61). Особенно важно для инженерных специальностей – уровень подготовки по математике и физике. Многие студенты просто не могут «потянуть» вузовский уровень, который временами имеет серьезный разрыв даже с ЕГЭ.

Обучение в профильном классе и другие характеристики студентов (социально-экономический статус семьи, например) практически не связаны с риском выбытия. То же самое можно сказать и о соответствии фактического выбора вуза — желаемому. Студенты, поступившие отнюдь не в университет своей мечты, не входят в группу риска отчисления.

С направлением подготовки ситуация другая. Вероятность отсева оказалась вдвое ниже для тех, кто обучался на приоритетном для себя направлении: отношение шансов = 0,55.

И, наконец, академическая интеграция. У студентов, посещавших более 80% занятий, риск выбыть в 4,5 раза ниже по сравнению с «редкими гостями» (отношение шансов = 0,22). Чем чаще контакты с преподавателями, тем ниже вероятность отсева.

Уровень отсева среди студентов-«технарей» довольно серьёзный. По-видимому, вузы делают недостаточно для адаптации учащихся. Среди возможных мер помощи студентам могли бы быть, например, такие:

Мониторинг и поддержка группы риска — прежде всего тех, кто прогуливает занятия и не выходит на контакт с преподавателями.

Стимулирование преподавателей, работающих с отстающими. Нередко именно педагоги выступают за жёсткую политику отчислений. Что на фоне их высокой нагрузки вполне понятно. По-видимому, работа с проблемными студентами заслуживает дополнительной поддержки. Правда, она малоэффективна, если студент пересмотрел свои цели.

Развитие академических сервисов помощи неуспевающим — поддерживающих курсов (remedial courses), менторства и тьюторства. У студентов должны быть наставники, которые могут сориентировать их.

И, несмотря на результаты исследования, не стоит недооценивать и социальную интеграцию. Погружение в жизнь вуза, общение с другими студентами помогает почувствовать свою принадлежность к университету. И не спешить бросать его.

В целом исследование подтвердило интуитивно обоснованную позицию: реже выбывают подготовленные и мотивированные студенты, довольные своим выбором.

Важным фактором в динамике отчислений играет финансирование. Платников обычно отчисляют неохотно – поскольку они приносят «внебюджетное финансирование». А бюджетников в определенной степени «защищает» подушевое финансирование госзадания. Исследователи пришли к интересному выводу – селективность университетов не зависит от их уровня. Уровень выбытия в ведущих вузах не выше, чем в остальных.

Увеличение количества бюджетных мест на инженерные специальности имеет свою «темную сторону» - доступность у этих направлений становится выше, студентам проще туда поступить. Однако, сложность обучения никто не снижает – в этом одна из причин достаточно весомого объема отчислений в течение первых трех семестров.

Подробнее: https://iq.hse.ru/news/428637242.html
источник
Научно-образовательная политика
Вчитайтесь в формулировки, с которыми Владимир Путин наградил Алексея Комиссарова Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени:

за заслуги в научно-педагогической деятельности, подготовке квалифицированных специалистов и многолетную добросовестную работу.

Редакция НОП знакома с большим количеством руководителей топ-уровня. Среди них есть блестящие управленцы, великолепные организаторы, выдающиеся государственники.

И даже среди них Алексей Комиссаров заметно выделяется. Другого такого нет.

НОП гордится доверием Алексея Геннадиевича Комиссарова и поздравляет его с заслуженной наградой!
источник
Научно-образовательная политика
Пища для мира и безопасности

Московский государственный университет пищевых производств и Совет по науке и непрерывному образованию Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов в Евразии» выступили инициаторами проведения в 2021 году глобального продовольственного Форума «Повышение качества жизни, обеспечение продовольственной безопасности – дорога к миру».

Основными проблемами, стоящими перед человечеством в XXI веке, согласно Декларации Тысячелетия, принятой ООН в 2000 году, а также 17 целям устойчивого развития (ЦУР), принятыми Генассамблеей ООН в 2015 году, являются нищета и голод.  

Ежегодно более 700 млн человек не имеют доступа к полноценному питанию, рост голодающих с 2015 года – 10 млн. человек в год. При этом голод представляет главную угрозу здоровью человечества, ежегодно убивая больше людей, чем туберкулез, малярия и СПИД вместе взятые (по данным конца 2010 г.). По оценкам, в 2019 г. около 2 млрд человек в мире не имели регулярного доступа к безопасным, питательным и адекватным продуктам питания. Пандемия COVID-19 значительно усугубила вышеназванную проблему и число голодающих может удвоиться.

Эта тема 28 декабря, обсуждалась на встрече ректора МГУПП Михаила Балыхина с Генеральным Секретарем Ассамблеи народов Евразии Андреем Бельяниновым, заведующим кафедрой «Финансовые рынки» РЭУ им. Плеханова.

На фоне сложившейся ситуации в мире ректор МГУПП Михаил Балыхин отметил особую необходимость проведения глобального продовольственного форума и его актуальность: «Задача предстоящего форума это, прежде всего, активизировать механизмы гражданского общества, научного сообщества и образовательных организаций для поддержания физической и экономической доступности каждого человека к безопасным пищевым продуктам, необходимым для активного и здорового образа жизни, для  развития инноваций и подготовки кадров в области обеспечения продовольственной безопасности и безопасности питания и формирования межотраслевых и международных связей, механизмов межгосударственных диалогов в решении актуальных задач обеспечения продовольственной безопасности».

Среди задач форума также:
- формирование экономических механизмов развития АПК, продовольственного рынка и соответствующей сферы услуг;
- развитие малого и среднего бизнеса, в том числе кооперативного движения;
- обеспечение социальной и демографической стабильности;
- повышения здравосозидательных качеств экосистемы и городской среды;

Состав участников Форума – представители продовольственных и сельскохозяйственных организации (ФАО) ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВПП и других международных организаций, органов государственной власти различных уровней стран и регионов, бизнеса, научных и образовательных организаций, союзов, ассоциаций, НПО и других институтов гражданского общества, СМИ.

Проведение Форума планируется с 23 по 25 марта 2021 года.

«То, что именно МГУПП является одним из инициаторов проведения Форума, в очередной раз подтверждает актуальность Третьей миссии университета, в том числе и в международной повестке, в рамках решения не только задач города или страны, но и мирового сообщества в целом», - рассказал НОП ректор МГУПП Михаил Балыхин.

Устойчивое развитие, как оно определено ООН, имеет в своей основе не только гуманистические ценности, но и серьезный политический заряд. Бесспорным достижением ООН является то, что в рамках биполярного противостояния СССР и США не разразилась «горячая» Третья (Последняя) мировая война. Точно так же Организация объединенных наций пытается решить проблемы базового качества жизни.

Продовольствие также входит в список и «больших вызовов», и приоритетов в рамках Стратегии научно-технологического развития. Не менее значима одна из ее целей – обеспечить присутствие России и повысить положение в рамках международных форматов взаимодействия.

По всем этим векторам как раз и работает МГУПП, что делает его одним из ключевых акторов в процессе обеспечения продовольственной безопасности страны.

Подробнее: https://www.mgupp.ru/novosti/?ELEMENT_ID=12081
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 December 29
Научно-образовательная политика
Центры непрерывного образования
 
Разработаны методические рекомендации по созданию типовых моделей центров непрерывного образования в организациях высшего образования. Документ был представлен 24 декабря на вебинаре по распространению лучших практик реализации программ непрерывного образования в вузах в рамках реализации федерального проекта "Новые возможности для каждого".
 
Методические рекомендации включают разделы:
 
✔️Термины и определения;
✔️Цели и задачи;
✔️Организационно-управленческая модель;
✔️Нормативно-правовая основа;
✔️Типовые модели организационных структур;
✔️Управление деятельностью;
✔️Методическая основа;
✔️Информационное сопровождение деятельности;
✔️Образовательные программы ДПО;
✔️Проведение итоговой аттестации;
✔️Финансово-экономическая основа;
✔️Оценка эффективности работы.
 
В ходе вебинара рекомендации получили экспертную оценку руководителей сектора ДПО ведущих российских университетов. По итогам дискуссии было предложено:
 
🔻Расширить понятие стажировок таким образом, чтобы включить в него все возможные форматы;
🔺Прописать порядок организации общеразвивающих программ;
🔻Предусмотреть конкретные механизмы включения образовательных модулей ДПО в большие программы высшего образования;
🔺Максимально облегчить механизмы разработки и реализации образовательных программ, что позволит быстро и эффективно адаптироваться к рынку.
 
Отдельно поднимался вопрос создания информационной системы по непрерывному образованию, в которой планируется предусмотреть личные кабинеты слушателей с определенным функционалом, и механизмы взаимодействия с заказчиком. По словам заместителя директора департамента проектной деятельности министерства науки и высшего образования России Ивана Ефремова, такая платформа создается. Над этим работают специалисты Университета ИТМО (Санкт-Петербург).
 
🔹Методические рекомендации отправлены в университеты для сбора предложений.
 
Илья Коршунов, руководитель центра компетенций по развитию непрерывного образования взрослых, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ: "Дополнительное профессиональное образование сегодня выходит на первый план. Возможность включения образовательных модулей ДПО в большие программы фактически позволяет гражданам получать высшее образование без сдачи ЕГЭ. Это общемировой тренд, которые открывает перед нами абсолютно новые перспективы".
 
Ольга Петрова, проректор по учебной работе Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского: "Рынок высшего образования и получаемое нами финансирование, скорее всего, будет уменьшаться, в том числе из-за того, что уменьшается платежеспособность населения. В этой связи программы ДПО – хорошая возможность сохранить устойчивое финансовое положение. Центры непрерывного образования надо понимать как инструменты "третьей миссии" университетов. Мы перестраиваем систему высшего образования, встраивая модули в бакалавриат, ДПО интегрируется в высшее образование".
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и дистант: на рубеже лет

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал журналистам о некоторых итогах уходящего 2020 года.

Причины дистанта
У нас зачастую некоторые университеты закрывались в октябре, ректоры звонили мне, в ноябре, не потому что там вспышки заболевания, а [из-за] преподавателей, которые заболели, вынуждены были соответственно и студенты, и другие преподаватели уйти на двухнедельный карантин. Столько было [людей на карантине], <…> что не кому выходить к студентам, все сидят дома, и можно только дистанционно

Качество на дистанте
У нас всего 64% студентов обучаются дистанционно. 40 с чем-то процентов вузов дистанционно обучают студентов, то есть полностью удаленный формат.

Я вам так скажу общее правило: не бывает чудес. Если тяжелая эпидемиологическая ситуация в регионе, то университеты, как правило, перешли на дистант и количество тех, кто заболел, достаточно велико. Потому что это социум, университеты не в безвоздушном пространстве.

Да, качество удаленного образования отличается от качества очного образования, если оперировать большими цифрами, потому что в целом оно хуже. Потому что одно дело, когда мы с вами общаемся вживую, а другое дело, когда по телевизору. Но это вынужденная необходимость

Помощь вузам
Государство дважды такую поддержку оказало. Летом был первый транш, достаточно большой – 9,6 млрд, и вот в шесть с небольшим млрд была в декабре оказана поддержка. Поддержка оказывалась селективно, дифференцированно, в зависимости от финансового благополучия университета.

Оптимизм спроса
Спрос на высшее образование в этот пандемичный год, в этот коронавиурсный год, он не упал. В прошлом году мы приняли 101 тысячу [студентов на первый курс], а в том – 98 тыс. Три тысячи – это в пределах погрешности

Нацпроект «Наука»
У нас был очень успешный год по нацпроекту «Наука». По кассовому исполнению мы выше, чем в прошлом году. По сутевым задачам по нацпроекту - все знаковые вещи мы сделали. Синхротрон СКИФ проектируется и скоро будет строиться. Два судна неограниченного района плавания заложили и запустили модернизацию еще трех. Обновили приборную базу, и в этом поучаствовали университеты. Отобрали вместо трех 10 научных центров мирового уровня, провели большой конкурс и дали 43 гранта президиума Российской академии наук. Отобрали пять научно-образовательных центров [мирового уровня].
источник
Научно-образовательная политика
Грант-апгрейд: связь и цифра

В Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ) началась эксплуатация нового комплекса оборудования ведущих отечественных и зарубежных производителей в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ».

Министерство науки и высшего образования РФ предоставило МТУСИ грант в форме субсидий из федерального бюджета на приобретение специального анализатора и генератора. Анализатор предназначен для измерения параметров высокочастотных сигналов радиоэлектронного оборудования и систем мобильной связи, включая 5G, а генератор позволяет создавать радиотехнические гармонические сигналы и сигналы с амплитудной, частотной, фазовой, импульсной и комбинированной модуляцией. Данное оборудование внесено в Государственный реестр средств измерений, что позволяет использовать его не только в учебных и научных целях, но и при сертификации телекоммуникационного оборудования.

Всего в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» планируется обновить не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, а также создать передовую инфраструктуру для инновационной деятельности государства.

К 2024 году будет завершена оценка результативности деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, введена в эксплуатацию цифровая система управления сервисами научной инфраструктуры коллективного пользования.

«Исследования на новом оборудовании, в которых активно будут участвовать студенты и аспиранты университета, обеспечат реализацию передовых современных технологий, что, безусловно, отразится на качестве квалификационных и диссертационных работ. Обновление приборной базы МТУСИ позволит значительно повысить эффективность подготовки научных кадров», отметил специально для НОП проректор по научной работе МТУСИ Юрий Леохин.

Когда сегодня рассуждают о переходе к 5G, интернету вещей, качественно иных цифровых экосистемах, очень часто акцент делается лишь на том оборудовании, что будет работать в новых условиях. Много говорится о чипах и роутерах, антеннах и хранилищах данных. Однако, для запуска новых цифровых инициатив не менее важно то оборудование, которое будет измерять и анализировать показатели на всех этапах работы. Требуются эталоны для проверки и сертификации новых систем связи.

Понятно, что для развертывания «цифровой России» требуется большое количество IT-специалистов с широким кругом компетенций. При этом для получения нужных навыков им требуется оборудование – причем не любое, а именно то, что будет использоваться в широкомасштабных работах, где они примут участие. Приборы должны быть такими, чтобы не устарели за время обучения. Это хорошо понимают в МТУСИ, именно такой подход поддерживает Минобрнауки.

Обновление приборной базы МТУСИ в части средств измерений, позволяющих проводить исследования и испытания телекоммуникационного оборудования, обеспечит создание передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок. Новое оборудование также позволит университету активно участвовать в международных проектах и исследованиях, а также повысит качество подготовки студентов по всем направлениям. Уникальное оборудование будет активно использоваться во вновь созданном в университете центре радиомониторинга.
источник
Научно-образовательная политика
Помимо Алексея Комиссарова президентским предновогодним указам были награждены многие представители научно-образовательного сообщества.

Основные группы:

РАНХиГС – ключевой вуз в данном указе. Именно по этой «линии» указаны ключевые статусы Алексея Комиссарова. Награды получили проректора, директора институтов и замы.

МГУ – главный вуз страны также получил россыпь награждений.

Российская академия наук – ордена и медали получили вице-президенты РАН. Отметим, что именно Алексей Хохлов и Ирина Донник являются «классическими» оппонентами многих линий в процессе принятия официальных решений Академией наук (да и после них). А значит, президент РФ понимает и принимает разнополярность мнений ведущих ученых.

Сельское хозяйство – представители Тимирязевской академии и Воронежского аграрного госуниверситета.

Среди присвоенных званий отметим трех географов (двое из Института географии РАН и один из МГУ).

Поздравляем всех награжденных с орденами, медалями и званиями!

Текст указа.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Бесшовность поддержки

Шесть институтов развития подписали меморандум о запуске механизма бесшовной интеграции мер поддержки. Участниками соглашения стали Российский фонд прямых инвестиций, Российская венчурная компания, фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям, Фонд инфраструктурных и образовательных программ («дочка» Роснано), АНО «Платформа Национальной технологической инициативы».

«Запуск этого механизма является одной из ключевых задач в сфере развития высоких технологий на 2021 год. Бесшовная интеграция мер поддержки создаётся и реализуется в интересах технологического предпринимателя – это субъекты МСП, включая стартапы, индивидуальные предприниматели, физические лица и их объединения в технологические команды, другие организации, реализующие технологические проекты», – прокомментировал первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Проект нацелен на создание эффективного механизма акселерации – от подбора и формирования команд, а затем и компании, до коммерциализации и промышленного внедрения продуктов. На каждом этапе жизненного цикла компания может рассчитывать на соответствующий инструмент поддержки, прежде всего финансовой. Если компания демонстрирует успех, это даёт ей определённые преимущества при получении поддержки на следующем этапе роста. Одновременно инструмент позволяет решать задачи по снижению административной нагрузки на технологического предпринимателя, включая уменьшение количества запрашиваемой информации и документов, повышать качество предоставляемых услуг благодаря обратной связи.

Механизм работает за счёт эффективного информационного обмена между институтами развития – участниками соглашения – о командах, проектах и компаниях, об их развитии и успехах. Тем самым облегчается и ускоряется процесс принятия решения о поддержке (финансировании). При этом финальное решение о финансировании остаётся за институтом развития.

Меры бесшовной поддержки уже начали отрабатываться. В ноябре на онлайн-интенсиве «Архипелаг 20.35», организованном «Платформой НТИ» и партнёрами, институты развития апробировали процесс бесшовной работы с данными о проектах и командах (цифровой след), а также бесшовную оценку проектов.

Данное соглашение выдержано в логике реформы институтов развития. Происходит движение в сторону платформ поддержки – с единой информационной экосистемой. В ее рамках будут выстроены логичные и сквозные меры поддержки по разным траекториям.

Бесшовная интеграция мер поддержи шести институтов развития охватывает проекты на достаточно высоких уровнях готовности технологий. Со стороны исследований она будет дополняться в рамках Российского научного фонда.

В грантовой поддержке науки точно так же стоит задача обеспечения бесшовной поддержки и формирования сквозных траекторий. Данная логика заложена в процесс создания единой системы поддержки молодых ученых, которая уже создается на базе РНФ. «Фондовая перестройка» - то есть, вливание РФФИ в Российский научный фонд – имеет своей целью именно формирование единой экосистемы поддержки научных изысканий. Это не самый изящный, но весьма эффективный способ добиться единства платформы и бесшовности грантовых линеек.

На следующем этапе будет осуществляться стыковка двух этих платформ – для обеспечения господдержки на всех стадиях полного инновационного цикла.

В значительной степени новые институты, создаваемые в рамках нацпроекта «Наука» (научные и научно-образовательные центры мирового уровня) также являются распределенным платформенным решением. Методология их создания и функционирования задает матрицу универсальных приемов и методов интеграции науки, образования, бизнеса и власти. Та же логика заложена в «Приоритет-2030» - Программу стратегического академического лидерства.

Подробнее о соглашении шести институтов развития: http://government.ru/news/41235/
источник