Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 24
Научно-образовательная политика
Иностранные студенты: возможности закрытых границ

Вчера на базе РУДН состоялась встреча директора Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Натальи Трухановской с представителями вузов в связи с большим количеством вопросов по организации работы с иностранными студентами в условиях пандемии.

В ходе вебинара директор профильного департамента обозначила основную проблематику и планируемые направления работы по данному вопросу. Запланирована серия встреч в части организации работы и коммуникаций с иностранными студентами.

Все обращения, поступающие в Министерство, систематизированы и разложены по наиболее крупным тематикам. Сформировалось 2 больших блока тем: организация работы с теми, кто за пределами РФ; организация работы с теми, кто остался в России.

Министерство науки и образования РФ планирует обобщить весь собранный материал и на его основании направить вузам методические рекомендации. При этом организовать канал двусторонней обратной связи путем создания постоянно действующей площадки по обмену лучшими практиками.

Наталья Трухановская подчеркнула, что прежде чем требовать что-то от студента, вуз должен убедиться, что со его стороны работа отлажена четко. Только при этих условиях можно выносить какие-либо кардинальные решения.

Во время вебинара о тонкостях и нюансах взаимодействия с иностранцами поделились профильные эксперты РУДН. Так, основной круг вопросов встречи был посвящен проблемам оплаты обучения из-за рубежа, валютного контроля, таможенных ограничений, особенностей получения и продления паспортов и виз иностранных граждан в РФ, правил приема, перевода и отчисления иностранцев, а также условий проживания.

Представители РУДН, МИСиС, ЛЭТИ и МЭИ дали различные рекомендации, основываясь на собственном опыте.

В завершение встречи Наталья Трухановская отметила, что год выдался крайне противоречивым и сложным, однако каждый смог понять, на что способен в нестандартных условиях.
источник
2020 December 25
Научно-образовательная политика
О дистантном

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков рассказал Наиле Аскер-заде, о том, как проходит зимняя сессия и что высшую школу ждет в следующем году.

НАЗ: Как сейчас вузы работают? И все ли перешли на дистанционное обучение?

ВФ: 64% всех российских студентов сегодня обучаются в удаленном формате, это примерно 3 млн человек.

НАЗ: Зимняя сессия сейчас во всех вузах пройдет? Ведь есть некоторые дисциплины, по которым экзамены надо сдавать в лабораториях или творческие специальности.

ВФ: Есть ряд таких дисциплин в инженерных, медицинских вузах, где нет возможности преподавать в онлайн. В этом случае занятия либо переносятся, либо их проводят, как это иногда практикуют в инженерных вузах, на полигонах под открытым небом. [В том случае,] где есть необходимость проверить лично навыки, знания и умения. Если требуется присутствие студента на научном оборудовании, то это откладывается.

НАЗ: Как вузы будут бороться с жульничеством на экзаменах?

ВФ: Мы исходим из презумпции добросовестности студента, мы им доверяем.

НАЗ: В общежитиях продолжают жить студенты? Много их?

ВФ: Больше 900 тысяч мест занято в российских общежитиях, несмотря на сложность ситуации. В целом удается контролировать ситуацию.

НАЗ: Как складывается ситуация с иностранными студентами? Сколько учится? Сколько уехало домой?

ВФ: Треть иностранных студентов в силу разных причин не смогли приехать в Россию. Вузы сегодня перешли на удаленный формат работы. Естественно, приезжать в это время сюда лишено смысла.

НАЗ: Было рекомендовано рассмотреть вопрос снижения стоимости оплаты для тех студентов, которые преимущественно учатся онлайн. Стоит ли кому-то рассчитывать на какие-то скидки?

ВФ: По поручению Председателя Правительства РФ анализируем ситуацию, обсуждаем ее с ректорским сообществом. Стараемся, чтобы, с одной стороны, интересы студентов были защищены. В тех ситуациях, когда качество образования ненадлежащее либо вуз в силу ряда объективных причин не может обеспечить качественное преподавание или необходимое количество часов по дисциплине, это основа для того, чтобы поставить вопрос о снижении стоимости. Но в большинстве случаев вузы несут еще большие издержки в условиях пандемии: помогают с приобретением соответствующей компьютерной техники, обеспечивают проживание тем, кто не может уехать на родину, помогают оформлять необходимые документы. Сегодня мы по каждому заявлению студента или коллективному обращению отдельно смотрим по ситуации. Но ведь преподаватель все равно работает, он готовится к лекциям и семинарским занятиям, ему даже больше приходится делать - он работает со студентами.

НАЗ: Вступительная кампания в 2021 году пройдет в онлайн-формате?

ВФ: Мы очень рассчитываем, что она пройдет в традиционном формате, но с применением тех технологий, которые мы долгие годы нарабатывали. В частности, мы хотим суперсервис «Поступи в вуз онлайн» использовать применительно не только к 54 вузам, которые участвовали в эксперименте в 2020 году, а сделать его использование повсеместным.

НАЗ: Когда все студенты на 100% передут на очное обучение? Когда не будет дистанционного? Когда не будет ограничений для студентов?

ВФ: Я бы не хотел загадывать сейчас, но есть ощущение, что это будет достаточно скоро. Я надеюсь, что в 2021 году мы вернемся к привычному ритму жизни. Все то лучшее, что мы накопили в это непростое время, возьмем с собой.

Источник: https://youtu.be/93sxuksDjRQ
источник
Научно-образовательная политика
Что не удалось перевести в дистанционную форму обучения в первый в истории онлайн учебный год?

Что не нужно переводить в онлайн, даже если есть возможность?

От первых шагов в начале пандемии к осознанной стратегии: как не потерять качество учебного процесса в условиях дистанта?

Новые смыслы в системе образования: время подводить итоги.

Школа, колледж, университет: рефлексия очень непростого учебного года и рассуждения о том, как продолжится учебный год после новогодних каникул.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Александр Ездов, директор Московской школы 1788.
Михаил Сумбатян, директор коллежа IT Hub.
Елена Загайнова, ректор ННГУ (Университет Лобачевского)
Михаил Балыхин, ректор МГУПП

Модераторы:
Максим Казарновский, директор ММСО
Евгений Сжёнов, научный руковолитель ЭАЦ "Научно-образовательная политика".

Прямой эфир сегодня, 25 декабря, в 12:00 (мск):

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239305%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Академический образ науки

Российская академия наук провела комплексный опрос о том, как видит академическое сообщество научную политику, ее перспективы, а также роль РАН в оргуправленческой структуре.

Исследование проводилось в период с 18 по 22 декабря 2020 г., его участниками стали 1012 российских ученых, в том числе 296 академиков, 452 члена-корреспондента, 239 профессоров РАН (25 респондентов отнесли себя к другим категориям).

Далее представляем краткое содержание выводов. Все утверждения даны, исходя из ответов опрошенных.

Респонденты считают, что коронавирус привел к росту авторитета российских ученых. Оптимизм относительно будущего тем больше, чем оно дальше.

Большинство ученых понимает приоритеты научной политики, но активного участия в разработке государственных основ не принимает. Здесь, впрочем, стоило бы уточнить – они хотят, но не могут или не очень-то и хотят в принципе.

Восприятие влияния РАН на научную политику структурируется очень интересным образом. В первом приближении это 50 на 50. Половина считает, что в основном или никак не влияет. Остальные полагают, что влияние есть. Приблизительно та же картина и в восприятии востребованности экспертов из академического сообщества.

В вопросе о том, кто должен отвечать за научно-техническое развитие страны результаты достаточно удивительные. Не в том, что две трети респондентов полагают, что РАН. А как раз в той трети, что считает иначе. Примечательно, что примерно по 10% получили Министерство науки и высшего образования, а также Совет по науке и образованию. Также важно отметить, что в академическом сообществе сильно желание реанимировать ГКНТ.

В качестве способа повысить влияние РАН респонденты в основном видят улучшение коммуникации Академии как с обществом, так и с властью. Большинство респондентов в вопросе с несколькими возможными ответами выбрало «более активное информирование общества о позиции РАН по наиболее важным вопросам через СМИ и соцсети», а также «организация совещательных органов с участием представителей РАН при ФОИВах».

Возрастающая роль Академии в политических процессах требует усиления информационной работы. Здесь, очевидно, существует запрос на официальные аккаунты РАН в соцсетях и, например, канал в Телеграме. Именно в таких источниках все чаще черпают информацию и традиционные СМИ, и «новые медиа».

Исследование показало, что обязательным возврат научных институтов в подведомственность РАН считает не так много респондентов – всего лишь около 20%. Здесь имеются в виду те, кто выбрал вариант «Другое» в опросе о повышении влияния и прямо указал «возврат институтов». В целом, это важный сигнал – академическое сообщество вспоминает об этом не столь часто, как принято думать. В значительной степени оно сосредотачивается на повышении статуса академии и ее членов – об этом свидетельствует содержание предложений.

В вопросе о задачах РАН (несколько вариантов ответа) сформировалась интересная тройка лидеров – проведение фундаментальных (76%), а также поисковых и прикладных (54%) научных исследований; участие в формировании и реализации государственной научно-технической политики (57%). Экспертиза (а это сейчас основной формат работы Академии) получила лишь чуть менее 29%. Что, впрочем, тоже хороший результат – треть представителей академического сообщества считают ее важной задачей.

Авторы исследования делают следующий итоговый вывод, с которым можно согласиться:

«В целом проведенное исследование показывает, что академическое сообщество сегодня заинтересовано в тесном сотрудничестве с органами власти для решения масштабных государственных задач, готово вырабатывать и публично отстаивать собственный образ желаемого будущего управления российской наукой».

Картина мира в профессиональных сообществах обладает известной инерцией. РАН приобретает все большее значение в научной политики, выстраивает продуктивные отношения с другими акторами этой сферы, наращивает полномочия. Однако, восприятие следует за реальностью с запаздыванием.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Год науки и технологий - планы РАН

Об итогах работы РАН в 2020 году в ходе пресс-конференции рассказал Президент РАН Александр Сергеев.

Нужны ли российской науке новые реформы? Чему нужно посвятить Год науки и технологий? Стоит ли менять Стратегию НТР? Слышат и слушают ли ученых? А также о плюрализме, участии РАН в научной политике и противодействию утечки мозгов.

Слово Александру Сергееву: https://telegra.ph/God-nauki-i-tehnologij---plany-RAN-12-25
источник
Научно-образовательная политика
Президент Российской Академии наук Александр Сергеев всё больше закрепляется в высшем эшелоне акторов научной политики и укрепляет свои позиции в политике как таковой.

Президент Владимир Путин на заседании попечительского совета МГУ заявил:

«Не могу не согласиться вместе с тем и с Министром финансов, который говорил о том, что стратегия и план развития крупнейшего научно-образовательного центра нашей страны, Московского государственного университета, должен быть тесно увязан с национальными целями развития России. Я об этом всегда говорю, когда встречаюсь с нашими ведущими учеными, с руководителями в этой сфере, вот и президент Академии наук знает об этом, мы с ним на встречах всегда это обсуждаем».

Встречи эти в своей регулярности превосходят аудиенции многих других стейкхолдеров научно-технологического прорыва. Ведь «всегда обсуждать» можно только в рамках систематического общения.

Причём с ректорами и учеными Владимир Путин «обсуждает», а Александр Сергеев «знает». И следовательно, не подвергается сомнению роль РАН как института и персонально президента Академии в вопросах определения и сопряжения магистральных векторов развития науки, образования, технологий и инноваций.
источник
Научно-образовательная политика
Талантливо.
Редакция НОП за последние часы получила десятки писем с вопросом от ректоров и проректоров: "почему сейчас?!!?"

Отвечаем:
А у вас нет программы развития или даже её проекта?

https://t.me/scienceultras/187
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 18:00 (мск) состоится Рождественская лекция Дмитрия Пескова «Технологические заделы и человеческий капитал: с чем Россия входит в двадцатые годы»

https://youtu.be/XunN7IIwnNk
источник
Научно-образовательная политика
Научно-политическая спецоперация

В информационном пространстве последних дней разыгрывается увлекательная партия.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук 30 ноября 2020 года отправил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо. В нем он предлагал провести глобальную перезагрузку отечественного научно-образовательного ландшафта по примеру немецкой системы. В итоге должны быть созданы пять обществ, каждое со своим целеполаганием, особенностями функционирования и финансирования. На документе присутствовала виза Михаила Мишустина вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с поручением «разобраться и доложить».

Документ был обнародован газетой «Троицкий вариант – Наука» 22 декабря прямо во время последнего в этом году заседания Президиума РАН. Впрочем, бурную дискуссию он не вызвал – президент Академии Александр Сергеев апеллировал к тому, что необходимо спокойно изучить материалы.

Затем, 23 и 24 декабря состоялось два крупных политических события – совместное заседание Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, а также заседание попечительского совета МГУ. В обоих принимал участие президент России Владимир Путин. И на обоих никаких радикальных предложений озвучено не было.

Уже во второй половине дня 24 декабря на своей пресс-конференции президент РАН Александр Сергеев высказался хоть и достаточно жестко, но не радикально. Он призвал замедлить постоянный поток реформ, осваивать и улучшать те модели, которые существуют в настоящий момент.

На следующий день – 25 декабря клуб «1 июля» разразился гневным письмом в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, в котором яро критиковались все действия Михаила Ковальчука. Выходя за рамки не только академической дискуссии, но и норм приличия подписанты обвиняли президента Курчатовского института в стремлении уничтожить отечественную науку и незначительных научных успехах.

Под письмом поставили свои подписи 65 академиков, член-корреспондентов и профессоров РАН. Оно было оперативно опубликовано в «Троицком варианте – Науке».

Затем на страницах газеты 25 декабря 2020 года был опубликован «отклик» Минобрнауки, датированный 10 декабря 2020 года в виде письма министра Валерия Фалькова вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. В нем глава ведомства кратко и системно излагает те механизмы, которые сформированы в настоящее время (Стратегия НТР, госпрограмма, нацпроекты, ФИЦ и ФНЦ, НОЦ и НЦ МУ, федеральные научно-технические программы, механизм комплексных научно-технических программ и проектов и пр.). Министр подчеркивает, что они эффективно реализуют те направления работы, для которых Михаил Ковальчук предлагает формирование «обществ». Минобрнауки заняло взвешенную позицию и призвало ориентироваться на отечественный опыт, а не на заимствованные модели.

Что в итоге? Сам обмен предложениями и мнениями произошел в конце ноября – начале декабря. Никаких ярких событий он не вызвал. В январе должно состояться заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Но оно традиционно используется для обозначения намерений. Поскольку требуется выдерживать очередность действий, которые завершаются в виде исполнения поручений президента.

На сегодняшний день весь имеющийся расклад говорит о том, что мы имеем дело с командной работой Михаила Ковальчука, Александра Сергеева и Валерия Фалькова по улучшению системы научной политики России – в виде эффективной и достаточно масштабной донастройки. Поводом для нее послужит старт реализации нацпроекта второго поколения «Наука и университеты».

Очень похоже на тщательно выверенную информационную спецоперацию, что подтверждается временным разрывом перед публикациями документов, а также временем их выхода в свет. Целью является улучшение внутреннего администрирования Российской академии наук, а также подготовка научно-образовательного пространства для грядущих корректив. В них будет более рельефно отражена роль трех центров научной политики – Минобрнауки, Российской академии наук и Курчатовского института.
источник
Научно-образовательная политика
ИСП: системные достижения

10-11 декабря в Москве состоялась ежегодная Открытая конференция ИСП РАН им. В.П. Иванникова. В этом году она была посвящена 80-летию со дня рождения основателя и первого директора ИСП РАН – академика В.П. Иванникова, чья научная школа стала основой экосистемы института. Он был одним из основоположников системного программирования в СССР и в России и разработчиком шести операционных систем.

Конференция частично прошла в онлайн-формате. Для удобства участников и посетителей была организована трансляция конференции на сайте online.isprasopen.ru. За два дня его посетили более 1200 человек из разных стран.

«В этом году мы начали новое направление, связанное с применением искусственного интеллекта в программной инженерии, причем с ведущей мировой компанией – Samsung. Начали работы, связанные с развитием операционных систем и формальных методов, а также компиляторных технологий с такой компанией, как Huawei, − рассказал перед открытием конференции директор ИСП РАН Арутюн Аветисян. − Я горжусь нашим совместным проектом с МИАНом − это загоризонтные исследования в области кибербезопасности федеративных ЦОДов, объединенных квантовыми коммуникациями. И еще один знаковый проект с пятилетним горизонтом планирования – это проект с Сеченовским университетом в области цифровой медицины… В жизни всё это выразилось в том, что за год мы нарастили коллектив на 20%, а финансирование увеличилось на 30%. Тем самым мы прошли этот год достаточно оптимистично».

«Институт находится в очень хорошей форме,
− отметил на пленарной сессии вице-президент РАН Валерий Козлов. – Те принципы, которые были заложены организатором института, академиком Иванниковым, работают и развиваются. Он бы с большим удовольствием и гордостью смотрел на нынешнее состояние института. ИСП РАН демонстрирует удивительную эффективную взаимосвязь различных направлений. Это и научные исследования, и образовательная активность, и что чрезвычайно важно – инновационная составляющая работы».

«Институт системного программирования – один из самых ярких, самых динамичных, на мой взгляд, научных институтов нашей страны,
− заявил Григорий Трубников, директор ОИЯИ. – Вы действительно пример и образец не только академической организации с хорошими, правильными традициями, но и образец организации, которая необыкновенно динамично развивается».

«За 26 лет своего существования созданный Виктором Петровичем Иванниковым Институт системного программирования РАН добился признанного лидерства в области анализа и оптимизации программного обеспечения. Отдельные созданные специалистами института средства не имеют аналогов»,
– подчеркнул президент Академии криптографии РФ Александр Шойтов.

«Несмотря на все сложности, которые мы все испытываем в 2020 году, нам удалось выйти на качественно новый уровень взаимодействия для решения сложных задач. Результатом нашей совместной работы было подписание соглашения о сотрудничестве между ИСП РАН и МАИ, − рассказал Михаил Погосян, ректор МАИ. – Это соглашение носит комплексный характер и охватывает, с одной стороны, вопросы, касающиеся совместных научных исследований, а с другой – вопросы подготовки кадров».

В числе других участников пленарной сессии выступили представители университетов, научных институтов, высокотехнологичных компаний и объединений.

После пленарной сессии программу конференции продолжил круглый стол по цифровой медицине. Центральной темой стала организация работы научного центра мирового уровня, созданием которого занимается Сеченовский университет совместно с ИСП РАН и другими партнерами.

Участники круглого стола обсудили также вопросы цифровизации в научных медицинских организациях, проблемы создания IT-центра ЭКГ, возможности телемедицинских консультаций.

Далее программу конференции продолжил круглый стол по кибербезопасности. Главной темой стало внедрение инструментов безопасной разработки ПО, а также квантовые технологии для информационной безопасности.

Три секции научных докладов по анализу программ, анализу данных и математическому моделированию полностью прошли в онлайне.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» специально для НОП (в связи с проведением финала конкурса Sprint Up в МИСиС) :

«НИТУ «МИСиС» как ведущий технический университет страны заинтересован в коммерциализации своих разработок и уделяет особое внимание развитию у студентов навыков технопредпринимательства, помогающих конвертировать результаты научного и инженерного поиска в бизнес-проекты.

Сегодня в университете формируется инновационный пояс, в котором более 30 малых предприятий, основанных выпускниками университета. Базируясь в своей деятельности на собственных научных разработках, они успешно занимаются созданием новых материалов, промышленным дизайном, робототехникой и другими направлениями, востребованными цифровой экономикой».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Слона в трёх березах не заметили коллеги.

Актор молодёжной политики номер один - Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

https://t.me/russica2/35176
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Представляем рейтинг влиятельности акторов молодежной политики — 2020.
1/2

При составлении рейтинга учитывались личное влияние, ресурсные и лоббистские возможности его участников.
В рейтинг не вошли популярные у молодёжи и акторов молодёжной политики категории (блогеры, мыслители, эксперты, исследователи), однако их влияние нельзя недооценивать.

1-2 Алексей Комиссаров

Возглавляет президентскую платформу проектов социальной мобильности «Россия — страна возможностей», которая охватывает уже более 4 млн участников из 85 регионов. На правах сопредседателя ОНФ участвует в контроле за реализацией нацпроектов, а также в формировании актуальных законотворческих новелл. Курирует инициированную Владимиром Путиным школу подготовки кадрового резерва, выпускники которой регулярно получают важнейшие государственные назначения (среди них федеральные министры; губернаторы; генеральный прокурор РФ). Входит в Совет директоров ряда крупных компаний (Яндекс, Сибур). При этом активно участвует в различных форматах прямого диалога…
источник
2020 December 26
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Под флагом кибербезопасности

19 декабря в онлайн-формате на базе МТУСИ состоялся M*CTF 2020. Соревнования CAPTURE THE FLAG являются топовыми студенческими межвузовскими соревнованиями по информационной безопасности.

Сильнейшие команды школьников и студентов ежегодно доказывают своё мастерство и приобретают навыки, востребованные ведущими работодателями в сфере ИБ. МТУСИ является базовым вузом по проведению межвузовских соревнований MOSCOW CAPTURE THE FLAG (M*CTF) по информационной безопасности среди университетов Москвы.

В этом году в финальных соревнованиях M*CTF, которые были организованы в формате attack-defense (classic), участвовало 10 сильнейших команд московских вузов, прошедших отборочный этап.

Одновременно в специальном турнире M*CTF SCHOOL приняли участие 30 команд из школ, лицеев и колледжей из 5 регионов РФ.

Задания для соревнований разрабатывались совместными усилиями преподавателей в области информационной безопасности с лучшими студентами МТУСИ и посвящены в этот раз важнейшей задаче – защите сервисов «Умного города».  В этом году официальным спонсором соревнований выступил Код безопасности, партнерами соревнований – Лаборатория Касперского, Mail.ru Group, Воентелеком, а информационными партнерами – ComNews и Системный администратор.

В связи с ограничениями из-за коронавируса студенческие и школьные соревнования M*CTF 2020 прошли в дистанционном формате. Но слаженная работа при подготовке позволила МТУСИ провести их на высочайшем уровне.

Мнением об M*CTF 2020 с НОП поделился ректор МТУСИ Сергей Ерохин: «Стремительно развивающийся рынок информационных технологий требует все больше высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности.

МТУСИ является ведущим отраслевым вузом, готовящим таких специалистов, которые по окончании вуза принимаются на работу в специализированные структуры российских силовых ведомств, в крупные ИТ компании, банки и организации.

В этом контексте соревнования М*CTF – прекрасная возможность для студентов ведущих вузов Москвы показать свои умения в условиях, максимально приближенных к реальным.

Для студентов МТУСИ М*CTF – это важная составляющая дополнительного профессионального образования, которое предоставляется университетом наиболее активным студентам, связывающим свою профессиональную карьеру с сферой Cyber Security».

Соревнования – это прекрасный формат для того, чтобы в «приближенных к боевым условиям» не только выявить самые сильные команды, но и отработать внутрикомандное взаимодействие. В жесткой и бескомпромиссной борьбе за информационную безопасность, тем не менее, крайне важны именно эти soft skills.

Помимо этого участники знакомятся с образом мысли и кода своих соперников – это дополнительно сплачивает «киберсиловое» сообщество столичных вузов.

МТУСИ является одной из основных кузниц кадров, которые в рамках цифрового прорыва будут заниматься вопросами безопасности. Очень важно, что поиск, отбор и поддержка талантливых IT-специалистов ведется системно – не только в рамках учебного процесса, но и на таких мероприятиях как M*CTF.
источник
Научно-образовательная политика
Представляем новый проект нашей большой команды⚡️

Канал НОП- Лаборатория Непрерывного Образования @laboratoria2030@laboratoria2030.

Всё о проблемах и задачах развития системы непрерывного образования (включая и ДПО, конечно) в России.

Начнём с интервью с Михаилом Свердловым, контект-директором Skyeng. В нём поговорили о том, как онлайн школа английского языка завоевывает новые позиции на рынке дополнительного профессионального образования, какие инструменты она при этом использует, о сотрудничестве с университетами и главных образовательных трендах.

https://t.me/laboratoria2030/80
источник
Научно-образовательная политика
Рождественская лекция Дмитрия Пескова «Технологические заделы и человеческий капитал: с чем Россия входит в двадцатые годы» (1/2)

Лекция про будущее - это такая ответственная штука. Потому что, действительно, когда ты ее начинаешь, ты не понимаешь, из чего исходишь. Где этот глубокий фундамент, по которому ты этот прогноз делаешь.

В 2012 году, еще до «Форсайт-флота», мы сделали прогноз про будущее российской системы образования. И в нем у нас двадцатый год был годом, когда в России должна была появиться система дистанционного образования, стать массовой, национальной. Прям так было написано: Россия переходит на дистант. Но кто же тогда знал, что мы так точно попадем. Ты можешь не знать каких-то факторов. Будущее иногда очень странно преобразуется. Но тем не менее, метод, с которым мы работаем, иногда позволяет очень четко прогнозировать будущее, а иногда его создавать.

Мы сделали некоторые упражнения, собрали глобальные прогнозы, карту времени, географическую карту территорий, наши собственные прогнозы и положили их на общую карту времени. И собрали серию наиболее вероятных сценариев. Сценарии начали с пугающей точностью сбываться То есть, двадцатый год, если обратиться к карте будущего: все идет в онлайн, введение глобальных протоколов безопасности, требование программ безусловного основного дохода, появление, так называемых, «чистых зон» и введение паспортов иммунности. В том, или ином виде мы наблюдаем массово именно эти мероприятия, как они происходят сегодня.

Если сделать выжимку двадцатых годов, то, конечно, мы видим очень высокую волну того, что мы назвали новым левым национализмом. То есть, мы видим, что ключевые страны мира, с одной стороны, уходят в левую повестку, С другой стороны, выходят в повестку, которую в каком-то смысле можно назвать националистической. Это тезис: America first, India first, China first и т.д. Набор этих повесток  оказывает очень сильное влияние на развитие технологий. Он приводит на коротком горизонте к попыткам массовой национализации экономик, к разделению технологических гигантов, к закрытию рынков, к появлению новых корпоративных форматов. Если говорить грубо, рассчитывать на либеральную модель, в которой есть ВТО и глобальные правила регулирования больше невозможно.

Нам придется в двадцатые годы, всем компаниям, работать в другой логике, работать в гораздо более тесной логике связи с государством и с государствами.
Мы входим в период распада глобальной ситуации на ряд крупных техноэкономических блоков.

Принципиально важными направлениями становится конкуренция в новых пространствах. Конкуренция в космосе. Космос становится дешевым, доступным для большого количества частных игроков и захламленным. В ближний космос будут запускать очень много разных аппаратов, их надо будет растаскивать по орбитам, сводить с орбит. Соответственно, возникает целый ряд бизнесов, связанных с массовым запуском, с растаскиванием объектов по орбитам, и массовой их утилизацией. Это большие новые рынки. Они будут упираться, не только как сейчас на геоданные как ключевой рынок, но и на рынок доступа к интернету и рынок безопасной связи, в том числе, безопасной квантовой коммуникации через ее космический сегмент. Это другая большая новая реальность.

Вторым таким новым пространством глобальной конкуренции становится океан. Подводные и надводные автономные роботы, умеющие собираться в рой, умеющие образовывать сеть и умеющие добывать самостоятельно энергию, приводят к тому, что через 3-4 года появляются первые реальные проекты поселения на воде. Давняя мечта большого количества людей, уставших от гнета государства, уплыть куда-нибудь подальше в океан и сделать там себе плавучее поселение. До сих пор технологически было малореально, но ключевые барьеры падают один за другим.

У нас, действительно, возникает SpaceNet, как в прямом смысле NET, как INTERNET большое количество узлов связи, и такой же подлинный, настоящий MariNet. По нему наши коллеги создали ключевые технологии, которые позволяют делать очень точное картографирование, очень точную навигацию, очень точную связь.
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня день рождения отмечает Дмитрий Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, член совета директоров VEB Ventures, «Аэрофлот», «Российские железные дороги».

Дмитрий Николаевич, пусть говорят. Жгите дальше!

С днём рождения!
источник
Научно-образовательная политика
источник