Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 23
Научно-образовательная политика
Не догоняй и не проси

Владимир Путин 21 декабря посетил Национальный центр управления обороной, где принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства обороны. Выступление верховного главнокомандующего и министра обороны лишний раз подтвердили глубокую и многовекторную связь научно-образовательной и оборонной сфер.

Не отставай, не тормози
Владимир Путин несколько раз подчеркнул, сколь важным является поддержание высоких темпов работы:

«Стоять на месте сегодня абсолютно недопустимо. Скорость изменения во всех критически важных для Вооружённых Сил сферах необычайно высока. Это даже не «Формула-1», скорости изменения космические. Остановимся хотя бы на одну секунду и сразу начнём отставать».

Примечательно, что Владимир Путин оперирует столь образными сравнениями – все же успехи россиян в Формуле-1 и несколько Гран-при в Сочи дают о себе знать. А вот с космосом проблемы есть и достаточно серьезные – как в области недофинансирования космической науки, так и в сомнительной эффективности функционирования Роскосома.

«Народ и армия – едины»
Президент крайне высоко оценил работу Минобороны по противодействию коронавирусу. Особенно – самоотверженность военных медиков. Сергей Шойгу действительно продемонстрировал себя эффективным хозяйственником – было построено 30 медцентров и в особо пострадавших регионах развернуто 8 мобильных госпиталей. Причем строят военные быстрее, больше и дешевле, чем гражданские.

Минобороны и Сергей Шойгу по итогу всерьез улучшили свой имидж. И даже не столько в международном измерении, но во внутреннем – репутация армия как защитника народа в очередной раз укрепилась.

«Оборонка» - локомотив прорыва
Президент выделил 5 ключевых задач. Из них две непосредственно связаны с научно-технологическим прорывом.

– Необходимость развивать военную науку, усиливать прогностику, а также «учитывать появление в армиях ряда зарубежных государств оружия на новых физических принципах».

– Особый акцент – на искусственный интеллект: роботы, беспилотники, системы управления.

Из первого сюжета следует, что военная наука должна захватывать стадию не только прикладных, но и поисковых, и даже фундаментальных исследований. Это лишний раз сближает программу мегасайенс и оборонку. Тем более, что у нее и так весьма много пересечений – через Росатом и Курчатовский институт.

В рамках второго сюжета лишний раз обозначены технологии искусственного интеллекта в качестве важнейшего вызова-возможности. Напомним, что в целом суперкомьютерная программа будет реализовываться при весомом кураторстве со стороны Минобороны. Следовательно – и работы в области искусственного интеллекта.

Общие проблемы и решения
Министр обороны Сергей Шойгу в своем докладе рассказал о тех же проблемах и решениях, которые роднят военное и гражданское образование – переход в дистант, особая приемка.

Военная наука имеет много общего с гражданской – например, повсеместна проблема приборной базы. Сергей Шойгу отметил вклад 48-го НИИ войск РХБЗ в создание вакцины «Спутника-V», но посетовал, что приборы не обновлялись с 1992 года.

Министр обороны также заявил, что военно-научный потенциал Вооружённых Сил повышается военнослужащими 17 научных рот.

В открытой части Коллегии не прозвучал военный технополис «ЭРА» - однако о нем говорили уже за закрытыми дверями. Что означает – работает и эффективно.

Не уступать ни в чем
Владимир Путин, подводя итог открытой части, еще раз подчеркнул, сколь много иностранные государства тратят на свои армии и сколь быстро их развитие: «Ведущие армии мира тратят огромные, не сопоставимые с нами ресурсы, для того чтобы обеспечить своё превосходство. У нас нет шансов им уступить ни в чём.

Вы знаете мудрость народную? Самое плохое – это что делать? Чего нельзя допустить? Это догонять и просить. А если нам снова не придётся догонять, то тогда и просить не нужно будет».

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/64684
источник
Научно-образовательная политика
Университетский профэкзамен

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам пленарного заседания форума автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоявшегося 13 ноября 2020 года.

Ключевым для научно-образовательной политики является пункт 3 (Пр-2177, п.3).

3. Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и автономной некоммерческой организацией «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» создать механизм реализации проекта по развитию практических навыков самозанятых граждан, в том числе выпускников профессиональных образовательных организаций, определив источники финансирования такого проекта.

Срок – 15 февраля 2021 г.

Ответственные: Мишустин М.В., Чупшева С.В., Уразов Р.Н.

Именно Роберт Уразов возглавит масштабный проект по глобальной переподготовке россиян – в первую очередь, практическим компетенциям.

Данная задача будет решаться параллельно с внедрением профессиональных экзаменов в программы высшего образования. Проект «Профэкзамен для студентов» реализует Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК) при поддержке Минпросвещения и Минтруда. К ним подключается Минобрнауки.

Смысл идеи в том, чтобы в рамках получения высшего образования студенты могли сдать профэкзамен и получить подтверждение квалификации. Это значительно облегчит трудоустройство после выпуска и даже в процессе учебы.

Новые гибкие образовательные стандарты, которые будут внедряться в России, как раз предусматривают возможность гибридов – включения элементов стандартов иного направления или уровня, а также получения нескольких квалификаций.

Логичным образом интеграция профэкзаменов проецируется на модель «2+2», при которой вполне возможно сдача требований на квалификацию как раз после второго года обучения.

Для этого логичнее всего формировать модульные программы. В них студент может оценить свои силы и при желании избрать ту траектория, что включает усиленное формирование практических навыков. А в итоге – на 2-3 курсе сдать профэкзамен и получить подтверждение квалификации. Это откроет дорогу к трудоустройству по профилю – причем, и в рамках вуза, и у внешних работодателей.

Стоит отдельно отметить – профэкзамен, как и гибкие программы, и формат «2+2» способствует все большей интеграции высшего образования и СПО. В случае с профессиональным экзаменом – в значительной степени формируется единый уровень требований независимо от вектора их получения – в качестве надстройки школьного уровня или выделения траекторий в рамках высшего образования.

Отсюда вполне логичным видится упрочнение связки СПО-вузы – выпускники колледжей и техникумов, сдав профэкзамен, вполне могут получить возможность поступления в вузы с зачетом аналогичного объема образовательной программы.

Главным экспертом в вопросах профессиональных и демонстрационных экзаменов является возглавляемое Робертом Уразовым движение WorldSkills Russia. Была проделана огромная работа, которая сделала возможным настоящий прорыв СПО в России. Подтверждение тому не только медали и высокие места на чемпионатах, но в большей степени – выбор школьников. Все больше тех, кто видит в траектории СПО прагматику, которая связана с возможностью быстрого и эффективного выхода на рынок труда. Подтвержденные квалификации в этом только способствуют.

Конечно, схема с профэкзаменом годится не для всего высшего образования. Для историков и философов она вряд ли возможна. Но вот экономисты, документоведы, инженеры, да и многие другие направления подготовки вполне подходят для вычленения определенного объема навыков, которые могут быть подтверждены квалификацией, строящейся на профстандарте.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
По доброй предновогодней традиции для студентов и преподавателей ДВФУ Приморская сцена Мариинского театра подготовила гала-концерт.

В этом году концерт посвящен 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена, поэтому симфонический оркестр под руководством дирижера Павла Смелкова исполняет его лучшие произведения.

А тех, кто сейчас не в кампусе на острове Русский, я приглашаю посмотреть прямую трансляцию: https://www.youtube.com/watch?v=MUNT5SexZPs&feature=emb_logo
источник
Научно-образовательная политика
ОНФ on!

При рассмотрении состояния и перспектив Общероссийского народного фронта многие аналитики попадают в ловушку «партийности». Оценки Фронту даются по лекалам политической партии - действующей или находящейся в процессе создания.

Значительно важнее функциональность ОНФ как достаточно универсальной экосистемы. Фронт уже доказал способность адаптироваться к разноплановым политическим вызовам - общественный контроль за исполнением нацпроектов, мобилизация двух «референдумных» циклов, интеграция с волонтерским движением.

Общественный народный фронт – это, конечно, не противоположность «всероссийской политической партии». Однако, это два различных явления, у каждого - свой функционал.

Важно, что именно в формате ОНФ гибкая структура позволяет всерьёз усилить и добавить политических граней сильным сторонам своих руководителей. При этом не загоняя их в жесткие рамки внутрипартийной политики.

Отметим двух сопредседателей Центрального штаба ОНФ.

Алексей Комиссаров – стоит во главе президентской платформы «Россия - страна возможностей», в рамках которой внутриполитический блок Кремля под руководством Сергея Кириенко проводит новую кадровую политику.

Формирование нового управленческого класса набрало обороты. Важно, что единая методология восприятия оргуправленческих процессов «заряжена» не только государственничеством, но также приматом интересов и проблем каждого конкретного человека, всех социальных групп, всего российского общества.

В этом смысле важнейшим критерием оценки губернаторов выступает умение общаться с гражданами страны – этот компонент «вшит» практически во все иные KPI. И даже результаты выборов во многом являются производными от способности главы региона грамотно оперировать информационными процессами. Именно здесь ОНФ служит проводником между рядовыми россиянами и управленцами.

Через Фронт, а также волонтеров, действуют сквозные каналы связи – это, в частности, всерьез усиливает вес добровольцев. Поскольку они являются одной из немногих групп населения, что могут напрямую говорить с главой государства. А само движение напрямую, в том числе – в словах президента, связано с ОНФ.

Елена Шмелева – глава сочинского «Сириуса» и самый очевидный кандидат на высший пост в одноименной федеральной территории.

В создании ФТ «Сириус» заключен новый формат взаимоотношений центра и регионов. Ранее оно строилось по процедурным вопросам, контролю и надзору, а также разделения предметов ведения с определением областей ведения совместного. Теперь образуется очень жесткая сцепка «центр – федеральная территория». Это совершненно новый федерализм, в котором происходит системная пересборка прав субъекта, в которые включаются полномочия по функциональному признаку (что нужно для развития ФТ), а не в рамках существующих моделей. По сути, это один из крайних вариантов регуляторной гильотины – в рамках отдельно взятой территории реализуются те административно-управленческие процессы, которые нужны. Где есть проблемы согласования уровней полномочий – появляются сквозные права федеральной территории.

Конституция претерпела серьезное обновление после общероссийского голосования по поправкам. Однако, в меньшей степени они затронули федеративное устройство. Однако, отношения в рамках федерации включены в единую систему публичной власти – во главе ее Госсовет, а «на местах» - муниципальные органы управления.

Добавим к этому прямое финансовое администрирование ряда регионов страны. В итоге мы получим абрис новой модели федерализма. Или серьезного пересмотря отдельных положений модели старой.

В обоих процессах – кадровом и территориальном – есть прямая связка с ОНФ. Причем, не только по должности руководства Фронта, но и по содержанию.

Это еще раз подчеркивает ценность ОНФ и ограниченность рамок партии для него. У Фронта есть своя задача в рамках Большого трансфера. И она совсем не исчерпывается формализованным участием в партийной перезагрузке.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️⚡️ 2021 В РОССИИ- ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

По нашей информации, на подписи у Президента России находится
Указ "О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий"

Из текста документа:

В целях дальнейшего развития науки и технологий в Российской Федерации постановляю:
1. Провести в 2021 году в Российской Федерации Год науки и технологий.
2. Администрации Президента Российской Федерации до 25 декабря 2020 г. образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий и утвердить его состав.
3. Назначить сопредседателями организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. и помощника Президента Российской Федерации Фурсенко А.А.
4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года науки и технологий.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
сопредседателями организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. и помощника Президента Российской Федерации Фурсенко А.А.
4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года науки и технологий.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня, 23 декабря 2020 года в РТУ МИРЭА  состоялось открытие Ситуационного центра Минобрнауки России.  
Площадкой и основным оператором ситуационного центра стал РТУ МИРЭА, на базе которого создано единое информационное хранилище, интегрированное с системами операторов сбора данных, включающих в себя федеральные статистические наблюдения, отраслевые мониторинговые сборы, оперативные аналитические данные, в том числе по динамике заработных плат в сфере образования в регионах.  
На открытии присутствовали Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков.  

Валерий Фальков:

«Мы живем в эпоху цифровизации, которая как общемировая тенденция развития современного общества охватывает все сферы человеческой деятельности. В условиях нового технологического цикла такая наука как статистика приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что предлагает универсальные инструменты измерения, анализа и оценки всех аспектов жизни общества.  Всем нам предстоит не только перенастроить все методы и процессы под новую цифровую реальность, но и сделать так, чтобы технический прогресс был принят людьми как благо и новая возможность для развития и процветания, а не как угроза для жизни текущего и будущих поколений. Во многом это определяется статистикой».  

Павел Малков:

«Росстат сейчас меняется. Один из декларируемых нами лозунгов – цифра должна работать. Наши данные должны использоваться для принятия управленческих решений. Здесь мы как раз совместно представляем первый такой проект обмена информацией. Разработана юридическая основа, налажена техническая часть - теперь ничего не мешает развивать сотрудничество и использовать данные для принятия решений. Хочу поблагодарить Минобрнауки и РТУ МИРЭА за то, что предоставили такую возможность».

По каждому субъекту федерации в ситуационном центре будет накапливаться широкая статистическая информация. В «паспортах» регионов соберутся сведения об учреждениях высшего и дополнительного образования, а также организациях, выполняющих научные исследования и разработки.
СЦ позволит получать информационно- справочные отчеты о приеме, текущей численности и выпуске студентов по направлениям подготовки и специальностям, об обучении в рамках квоты целевого приема, распределении численности студентов по возрасту и полу. Отчёты также будут содержать данные о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности организации высшего образования и многое другое.

«Создание ситуационного центра продиктовано целями нацпроектов «Наука» и «Образование». Это мощный современный ресурс, объединяющий передовые технологические возможности и 20-летний опыт наших аналитиков, который позволит повышать качество высшей школы по разным направлениям – от приёмной кампании до трудоустройства выпускников. По технической оснащенности аналогов такого ситуационного центра в сфере образования нет», – отметил ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как быть школьному учителю в 2021 году?
Анонимный опрос
17%
1. "Держаться" до последнего. Пандемия пройдёт, ученики вернутся, а слово "цифра" станет бранным.
19%
2. Готовиться к худшему: смириться с  уроками в цифре и повышать свою цифровую грамотность.
22%
3. Не ныть! Надо уметь быть Учителем и в дистанте. Будем работать с оптимизмом!
32%
4. Цифровые инстументы расширили педагогические возможности. Смешанная форма-годится!
6%
5. Кто не чувствует былой мотивации, лучше уйти из профессии.
5%
6. Чувствую небывалую мотивацию! Буду загружать учебный контент в Tik Tok, Youtube, заведу тг-канал.
Проголосовало: 231
источник
Научно-образовательная политика
Минпросвещения будет работать гораздо эффективнее в 2021 году, если будет укреплять командную работу с:
Анонимный опрос
27%
1. Минобрнауки России
13%
2. Российской Академией Наук
3%
3. Издательским домом "Просвещение"
15%
4. АСИ , АНО "Россия - страна возможностей", World Skills Russia
18%
5. Лидерами IT-индустрии: Яндексом, Сбербанком, Skieng, Учи.Ру и т.д.
4%
6. ОЭСР
21%
7. Я - Ольга Юрьевна Васильева
Проголосовало: 295
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки будет работать гораздо эффективнее в 2021 году, если будет укреплять командную работу с:
Анонимный опрос
10%
1. Коллегами - Минпросвещения, Минцифры, Минтруда
25%
2. Российской Академией Наук и научными институтами
2%
3. ТПП, РСПП, Опорой России
14%
4. Сетью подведомственных университетов
17%
5. СМИ, блогерами, экспертным сообществом
24%
6. Ведущими мировыми университетами и научными центрами
6%
7. АСИ , АНО "Россия - страна возможностей", World Skills Russia
Проголосовало: 650
источник
Научно-образовательная политика
Чья позиция и управленческий стиль из курирующих вице-премьеров (бывших и действующих) вам нравится больше?
Анонимный опрос
13%
1. Ольга Голодец
25%
2. Татьяна Голикова
42%
3. Дмитрий Чернышенко
20%
4. Аркадий Дворкович
Проголосовало: 215
источник
Научно-образовательная политика
Телеграм - главная дискуссионная площадка научно-образовательной элиты. Вы хотите, чтобы лидеры нашей сферы вели свои личные ТГ-каналы?
Анонимный опрос
20%
1. С большим интересом буду читать личные каналы коллег- ректоров/проректоров, но сам не заведу
30%
2. С большим интересом буду читать каналы ведущих учёных и популяризаторов науки, но сам не заведу
10%
3. У меня уже есть личный ТГ-канал или планирую скоро завести
6%
4. Анонимно сотрудничаю с известными телеграм-каналами, пишущими о науке и образовании
35%
5. Нет, мне достаточно существующей экосистемы в телеграм-сообществе
Проголосовало: 188
источник
Научно-образовательная политика
МТУСИ: цифра, дистант, партнеры

Связь и информатика – неотъемлемые черты цифровой экономики. О новых технологиях, проектах с бизнесом, а также о человеке как мере беспилотников – в эксклюзивном интервью НОП с ректором МТУСИ Сергеем Ерохиным.

Подробнее: https://telegra.ph/MTUSI-cifra-distant-partnery-12-23
источник
Научно-образовательная политика
ГосНацпроектСовет (1/2)

Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции прошло совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Президент озвучил два постулата – «коронавирус не отменяет повестки развития» и «движение – жизнь»:

«Для нашей страны качественное, непрерывное движение вперёд имеет абсолютно стратегическое, принципиальное, жизненно важное значение. Учитывая при этом всю совокупность демографических, геополитических, экономических и технологических факторов, мы не можем себе позволить остановиться, в разных форматах мы постоянно об этом говорим, паузы в развитии, как бы ни складывалась текущая обстановка, не можем себе позволить ни на минуту».

Премьер-министр Михаил Мишустин обрисовал формулу развития и восстановления: Единый план = нацпроекты + госпрограммы. Содержание плана по науке и образованию можно представить в рамках суммы нацпроекта «Наука и университеты» (стартует с 1 января 2021 года) и госпрограммы «Научно-технологическое развитие». Основной парадигмальной рамкой в этих вопросах выступает Стратегия научно-технологического развития. Это особенность нашей сферы.

Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила те установки, которые являются универсальными для любого уровня образования – дистанционные технологии будут развиваться как мощный вспомогательный ресурс к очному обучению. А ключевым во всех прорывах и процессах является учитель. На подготовку и поддержку педагогов выделяются значительные ресурсы – например, в рамках программы «Земский учитель». Отметим, что в различных формах уже реализуются некоторые «прекурсоры» возможного «Земского ученого».

Президент в качестве реакции на выступление Татьяны Голиковой заострил внимание на формировании инфраструктуры для дополнительного образования детей. Заметим, что именно оно лежит в основе сквозных траекторий непрерывного образования. Речь не только о творческих кружках. Например, на базе «Кванториумов» идет привлечение детей к инженерно-техническому творчеству (то есть – соответствующим профессиям), а в «Базовых школах РАН», головном «Сириусе» и его региональных «филиалах» - проводится серьезная «агитация» за сферу исследований и разработок.

В рамках сопряжения образования и социально-экономического развития все больше усиливается положение WorldSkills Russia и Роберта Уразова. В частности, вице-премьер Андрей Белоусов в своем докладе сделал отдельный акцент на вопросах образования – на необходимости развития системы (пере)подготовки рабочих кадров вместе с рационализаторством. Причем, что было четко зафиксировано Андреем Белоусовым – именно в рамках WorldSkills Russia.

Выступление вице-премьера Дмитрия Чернышенко было в наибольшей степени заряжено научно-образовательными вопросами. Он обозначил две ключевых проблемы в рамках цифровизации (и дистантизации социально-экономических процессов): цифровое неравенство и цифровой суверенитет.

Первое – это неравномерность обеспечения граждан качественным интернетом и «железом» для дистанционных практик. Второе – зависимость России от иностранного программного обеспечения.

Дмитрий Чернышенко в обобщенном виде начал презентовать кейс непродления лицензии для вузов, но Владимир Путин уже был в курсе – и очень активно и с явным возмущением по поводу сложившейся ситуации пояснял – «Бауманка! Бауманка!». Судя по всему, именно МГТУ им. Баумана предстоит стать форпостом суверенизации «железа» и софта в цифровом прорыве.

Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/64736
источник
Научно-образовательная политика
ГосНацпроектСовет (2/2)

Вопросы образования глубоко интегрированы в один из ключевых интегрированных показателей в достижении «цифровой» цели развития – цифровой зрелости.

Первый блок – цифровизация и цифровая зрелость отраслей и регионов. Здесь особое внимание онлайнизации, дистантизации и цифровизации науки и высшего образования.

Отдельно подчеркнем – в сжатые сроки вице-премьер Дмитрий Чернышенко (безусловно в рамках поручений президента и премьер-министра) создал одну из очень немногих структур, которые бы пронизывали как уровни власти, так и все отрасли. Руководители цифровой трансформации (РЦТ) теперь есть во всех ФОИВах и регионах, а их проникновение уже доходит до муниципального уровня. Очевидно, что «нервная система» системы единой публичной власти будет именно цифровой.

Второй блок – развитие человеческого капитала. В 2,5 раза наращивается количество бюджетных мест по «цифровым» направлениям. А во все образовательные программы (без исключения) и курсы будет погружена подготовка по цифровым компетенциям.

Третий блок – массовая цифровая (пере)подготовка. Дмитрий Чернышенко объявил, что в 20 самых сильных вузах сейчас внедряются инновационные программы с акцентом на новые технологии, искусственный интеллект, робототехнику, квантовые вычисления и т.п.

Также вице-премьер прорыва озвучил интересный вариант кэшбэка – разрабатывается механизм, по которому гражданам будет компенсирована половина стоимости цифровой переподготовки в случае успешной сдачи контрольных тестов. Кажется, Дмитрий Чернышенко нашел еще один гениально простой и эффективный способ удерживать слушателей программ ДПО и повышения степени их освоения.

В целом сфера непрерывного образования становится «становым хребтом» цифровизации и цифровой экономики. В частности, один из важных векторов работы, обозначенной вице-премьером – переподготовка (в том числе – цифровая) тех кадров, что будут высвобождаться как раз в процессе цифровизации процессов.

Отдельно Дмитрий Чернышенко выделил важный блок по информационной безопасности. Государство, как он подчеркнул, обязано защитить гражданина в цифровой среде. Важны два взаимосвязанных компонента - защищенность систем и цифровая осведомленность граждан. Необходимо создание доверительных защищенных каналов коммуникации граждан и бизнеса.

Также Дмитрий Чернышенко подтвердил – в следующем году все школы (как и фельдшерско-акушерские пункты) будут подключены к качественным каналам интернета.

Кейс Бауманки лишний раз подчеркнул, что цифровизация будет идти под флагом суверенизации «железа» и технологий. Именно так планируется развивать технологии 5G – остается надеяться, что это будет не в формате замены шильдиков. А инвестиции в отечественный IT сейчас - в процессе роста в 4 раза.

С 1 января 2021 года начнется эра нацпроектов версии 2.0. В них будут пересобраны, переосмыслены и дополнены мероприятия, которые реализуются в настоящее время. Научно-технологическое и научно-образовательное развитие ответственно за формирование фундамента, базы, стартового стола для всех нацпроектов. Единый план и национальные цели развития «скрепляются» в различных своих компонентах сквозными технологиями, образовательными траекториями и цифровизацией.
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Иная сторона прорыва

#словоРАН – Иная сторона прорыва

Резкие суждения, острые формулировки и масса поводов задуматься – в интервью академика Роберта Нигматулина.

Виноваты и мы, учёные. Тихо сидим, молчим, пытаемся не вмешиваться ни во что, оправдываясь тем, что это политика и мы в ней не специалисты. Виновато и руководство страны. Общество и руководство страны должны понимать, что стратегию страны должны разрабатывать не чиновники, а высшие лица совместно с учёными. А если руководители не опираются на науку – это верный признак того, что они наделают принципиальных ошибок.

В экономике преобладают непрофессионалы.

Всякое может быть, учёные не святые. Но зачем месяцами вести следствие и месяцами держать людей в тюрьме, мучить их?

В наших условиях президент несёт ответственность за [чиновников], что может создать нестабильность в обществе. Чтобы этого не произошло, во-первых, необходима ответственность назначенных министров перед парламентом и другими представительными органами. Во-вторых, необходима система действенной критики высших чиновников со стороны общества. Только при этих условиях государственная власть устойчива в историческом масштабе. А я за устойчивость критикуемой власти.

Когда я начинаю говорить что-то поперёк общего славословия, мне говорят, что я всё очерняю. Нет! Это вы враги нашей власти! Те, которые всё хвалят и не прислушиваются к критике.

Знаете, я не хочу [Андрея Фурсенко] критиковать. <…> Я уважаю Андрея Александровича, он мой коллега по науке и здравый человек. Я бы не хотел всё сваливать на него. Наверное, надо было бы ему более активно отстаивать интересы науки. Но приближённость к власти людей меняет. У нас все, кто во власти или около неё, боятся ставить коренные вопросы и говорить о провалах.

У нас во власти люди, наверное, не глупые, раз достигли таких высот. Но они же начинают ратовать за то, в чём вообще мало что понимают. Вот и довели наше народное образование по американским лекалам до плачевного. Получается – всю эту ересь придумывают те, кто дорвался до власти и на этом основании считает, что умнее академиков. А академики сидят тихие и смирные.

Мы так воспитаны десятилетиями. Наш народ привык робеть перед властью. Нам действительно очень тяжело прийти к руководителю государства и сказать ему прямо о наболевшем. Это очень тяжело, когда тебе надо что-то попросить и даже выпросить. Ты всегда боишься сказать что-то лишнее, потому что это может сказаться на твоей корпорации, на твоих коллегах, за которых ты отвечаешь. Это наш цивилизационный русский недостаток, сформировавшийся за ХХ век. Мы боимся критиковать власть. Вся Европа и Америка критикуют. А у нас всегда первые лица почти святые. А на самом деле они должны быть заинтересованы в правде без прикрас и славословий.

Когда ослабевает государство, ослабевает и наука. При советской власти, несмотря на все репрессии и страшные жертвы, страна росла, власть усиливалась. Росла мощь, и учёные поддерживались, была поддержка науки. За счёт научных достижений власть ещё больше усиливалась, причём в созидательном направлении. Это взаимосвязанные процессы. Сильная наука – сильная власть для созидания. Слабая власть – слабая наука.

Науку нужно уважать и любить. Наука – это искусственное создание, как домашнее растение. Если вы не будете его поливать и ухаживать, оно зачахнет. Если государственный деятель жалуется, что от науки нет пользы, значит, он никуда не годен. Наука может быть эффективной. Надо, во-первых, в неё вкладывать ресурсы и, во-вторых, настоятельно обращаться к ней за ответами на важнейшие вопросы. Только тогда от науки может быть отдача.

Пусть правительство критикует нас. Пусть критикует наш президиум. Но оно же ничего не критикует! Оно просто нас не слушает.

Так что на главный вопрос нашей беседы «кто виноват?» ответ такой. Виноваты мы, учёные, потому что сидим тихо и миримся с происходящим, и виноваты власть, руководители государства. Нам всем нужно меняться. <…> И совместно поднимать нашу цивилизацию, укреплять нашу экономику и технологический суверенитет.
источник