
Чиновники, ректоры и эксперты в области высшего образования и подготовки кадров встретились на площадке WorldSkills, чтобы обсудить перспективы развития движения: его механизмы, которые встают в программы высшего образования, расширяя компетенции студентов и повышая их конкурентоспособность на рынке труда еще до окончания вуза, а также взглянуть на задачи, которые ставятся перед системой высшего образования в этом ключе.
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования, отметил, что сейчас в Министерстве есть представление, что консенсус между образованием и работодателями все-таки начал складываться. Традиционная система подготовки имеет свои нюансы, и это связано с поздним погружением обучающихся в практическую деятельность. Поэтому необходимо расширять долю практического образования. Реализация любых практических задач может быть как на базе самих вузов, так и на базе их партнеров.
Замминистра подтвердил значимость инструментов WorldSkills в практико-ориентированной подготовке специалистов вузов. План развития движения на ⅓ связан с организациями образования высшего образования. А Future Skills уже сейчас развивается в 61 вузе.
Роберт Уразов, Генеральный директор Союза “Молодые профессионалы” (ВорлдСкиллс Россия), подтвердил необходимость особого внимания компетенциям будущего. Мир слишком быстро меняется, чтобы жить в перечне стандартных профессий. Сейчас проще создать стандарт, чем его актуализировать.
Шикарный инструмент для рефлексии младшекурсников - паспорт потенциала (Skills pasport) становится все более востребованным и у работодателей.
Особенно важно участие вузов в программах ДПО. Из модуля WorldSkills легко можно делать короткие учебные пронраммы, то, что надо на рынке здесь и сейчас.
Владимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета, отметил, что Политех стоял у истоков движения WorldSkills в России, одним их первых вводил стандарты WorldSkills, это связано с тем, что еще в советские годы вуз работал по программе дуального обучения. И компетенции будущего нужны уже сегодня. Поэтому так важно ввести демонстрационный экзамен, как часть проектов.
Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), согласился с коллегами о необходимости внедрения демонстрационного экзамена как одного из лучших инструментов.
Существует элемент госполитики, всегда есть проблемы ширины и глубины. Проекты, которые получают поддержку, при переходе к массовому охвату испытывает эти сложности. Необходимы какие-то конкретные механизмы мотивации руководства университетов к внедрению соответствующих подходов и технологии WorldSkills.
Ректор Санкт-Петербургского ГУАП, Юлия Антохина рассказала, что уже сейчас в университете развивается 18 компетенций Future Skills, но уже без навыков Universal Skills совершенно невозможно подготовить современного кадрового инженера.
Элементы структуры, модели, методики, которые применяются в чемпионатных линейках хорошо входят в учебный план и оседают в учебных навыках студентов.
В образовательном пространстве Future Skills формируется уникальная экосистема для подготовки кадров, которая строится на постоянном взаимодействии обучающихся с экспертами вуза, страны и мира.
Научный руковолитель Инобра НИУ ВШЭ Исак Фрумин удивился результатам прошедшего во время сессии опроса. Перед образованием стоит нетривиальная задача: как сохранить фундаментальность высшего образования, его содержательную широту и формирование практических навыков. Нужны нормативные возможности, как отразить это в стандартах и рутинах преподавательской деятельности. И необходимо понимание, как связаны практические навыки с общим профилем компетенций. У исследователей нет ответа на этот вопрос.
Англичане выдвинули инициативу, чтобы разрешить университетам формировать микростепени внутри своих курсов ориентируясь на навыки, в которых заинтересованы конкретные работодатели. Давайте вместе смотреть и обобщать то, что происходит.