Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 03
Научно-образовательная политика
Пленарная сессия “План развития 2021-2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки”

Чиновники, ректоры и эксперты в области высшего образования и подготовки кадров встретились на площадке WorldSkills, чтобы обсудить перспективы развития движения: его механизмы, которые встают в программы высшего образования, расширяя компетенции студентов и повышая их конкурентоспособность на рынке труда еще до окончания вуза, а также взглянуть на задачи, которые ставятся перед системой высшего образования в этом ключе.

Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования, отметил, что сейчас в Министерстве есть представление, что консенсус между образованием и работодателями все-таки начал складываться. Традиционная система подготовки имеет свои нюансы, и это связано с поздним погружением обучающихся в практическую деятельность. Поэтому необходимо расширять долю практического образования. Реализация любых практических задач может быть как на базе самих вузов, так и на базе их партнеров.
Замминистра подтвердил значимость инструментов WorldSkills в практико-ориентированной подготовке специалистов вузов. План развития движения на ⅓ связан с организациями образования высшего образования. А Future Skills уже сейчас развивается в 61 вузе.

Роберт Уразов, Генеральный директор Союза “Молодые профессионалы” (ВорлдСкиллс Россия), подтвердил необходимость особого внимания компетенциям будущего. Мир слишком быстро меняется, чтобы жить в перечне стандартных профессий. Сейчас проще создать стандарт, чем его актуализировать.
Шикарный инструмент для рефлексии младшекурсников - паспорт потенциала (Skills pasport) становится все более востребованным и у работодателей.
Особенно важно участие вузов в программах ДПО. Из модуля WorldSkills легко можно делать короткие учебные пронраммы, то, что надо на рынке здесь и сейчас.

Владимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета, отметил, что Политех стоял у истоков движения  WorldSkills в России, одним их первых вводил стандарты WorldSkills, это связано с тем, что еще в советские годы вуз работал по программе дуального обучения. И компетенции будущего нужны уже сегодня. Поэтому так важно ввести демонстрационный экзамен, как часть проектов.

Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ), согласился с коллегами о необходимости внедрения демонстрационного экзамена как одного из лучших инструментов.
Существует элемент госполитики, всегда есть проблемы ширины и глубины. Проекты, которые получают поддержку, при переходе к массовому охвату испытывает эти сложности. Необходимы какие-то конкретные механизмы  мотивации руководства университетов к внедрению соответствующих подходов и технологии WorldSkills.

Ректор Санкт-Петербургского ГУАП, Юлия Антохина рассказала, что уже сейчас в университете развивается 18 компетенций Future Skills, но уже без навыков Universal Skills совершенно невозможно подготовить современного кадрового инженера.
Элементы структуры, модели, методики, которые применяются в чемпионатных линейках хорошо входят в учебный план и оседают в учебных навыках студентов.
В образовательном пространстве Future Skills формируется уникальная экосистема для подготовки кадров, которая строится на постоянном взаимодействии обучающихся с экспертами вуза, страны и мира.

Научный руковолитель Инобра НИУ ВШЭ Исак Фрумин удивился результатам прошедшего во время сессии опроса. Перед образованием стоит нетривиальная задача: как сохранить фундаментальность высшего образования, его содержательную широту и формирование практических навыков. Нужны нормативные возможности, как отразить это в стандартах и рутинах преподавательской деятельности. И необходимо понимание, как связаны практические навыки с общим профилем компетенций. У исследователей нет ответа на этот вопрос.
Англичане выдвинули инициативу, чтобы разрешить университетам формировать микростепени внутри своих курсов ориентируясь на навыки, в которых заинтересованы конкретные работодатели. Давайте вместе смотреть и обобщать то, что происходит.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Информбезопасность ИИ

Искусственный интеллект и информационная безопасность – одни из главных тем глобальной цифровой трансформации, которую переживают Россия и мир. В дистант переместились многие привычные процессы – от обучения до показа квартир риэлторами, от научных конференций до родительских собраний. Это еще больше обострило проблемы цифровой безопасности, а форсированное развитие технологий – в первую очередь, ИИ, ставит задачи обеспечения безопасности в новых условиях.

И если ранее чрезвычайной ситуацией в основном называли природные и техногенные явления (ледяной дождь, пожары, выбросы ядовитых веществ), то теперь «цифровой шторм» способен нанести не меньший вред. Неудивительно, что вопросы инфобезопасности интересуют не только научные институты, университеты или спецслужбы, но и Министерство по чрезвычайным ситуациям.

30 и 31 октября МЧС России и Московский технический университет связи и информатики провели совместный онлайн-хакатон «Искусственный интеллект в информационной безопасности».  Мероприятие проведено в рамках заключенного соглашения между МЧС России и МТУСИ. Финал состоялся со 2 по 5 ноября.

Участникам была поставлена задача разработать программное обеспечение на базе методов машинного обучения выявляющий алгоритм, способный наиболее точно отличать подложные и искусственно сгенерированные домены (DGA-домены) от легитимных. Над задачей работало 7 команд по 2 человека в каждой.

Тематика хакатона была выбрана не случайно. «Навыки обнаружения вредоносного программного обеспечения на базе DGA – одни из важнейших для современного специалиста по информационной безопасности. Риск «заразиться» так называемым «банковским трояном» особенно актуален для многомиллионной армии владельцев мобильных устройств, использующих банковские приложения.  Зловреды умеют подделывать интерфейсы десятков различных мобильных банков и платежных систем и воруют деньги с банковских счетов пользователей планшетов и смартфонов», - пояснил кандидат технических наук, доцент, декан факультета кибернетики и информационной безопасности Олег Иевлев.

Говоря о важности подобных мероприятий, заместитель Министра МЧС России Виктор Ничипорчук отметил: «Целью хакатона всегда является поиск инновационных решений в том или ином направлении. Ведомством активизирована деятельность в рамках цифровой трансформации, что позволяет усовершенствовать систему своевременного выявления вероятных мест возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также оперативного реагирования на них. Искусственный интеллект позволяет моделировать последствия возможных аварий. И здесь, безусловно, важно обеспечивать информационную безопасность всего процесса».

Стоит отметить, что мероприятие будет способствовать созданию умной, автономной системы безопасности, а также внесет значительный вклад в процесс подготовки высококлассных IT-специалистов.

«Использование технологий искусственного интеллекта в интересах обеспечения информационной безопасности делает первые шаги, и мы осознаем свою ответственность за подготовку современных профессиональных кадров в сфере информационной безопасности  и IT, готовых к защите интересов государства, бизнеса и граждан в информационно – цифровой среде. Мы выражаем благодарность МЧС России, за успешно проведенное мероприятие, открывающее новые перспективы в подготовке кадров», – пояснил Сергей Ерохин, кандидат технических наук, доцент, ректор Московского технического университета связи и информатики.

Победители отбирались по наивысшему значению метрики ROC-AUC. Они награждены ценными призами и сертификатами об участии в хакатоне.

Стоит подчеркнуть важность работы МТУСИ по вектору противодействию чрезвычайным ситуациям цифрового характера – актуальность данной темы только нарастает. Также отметим важную эволюцию стратегического мышления МЧС – цифровые угрозы всерьез рассматриваются как угроза безопасности профильным ведомствам, а не только органами правопорядка и спецслужбами.
источник
Научно-образовательная политика
Интервью Андрея Себранта «Научно-образовательной политике»

Интервью Андрея Себранта – одного из первых деятелей Рунета, российского учёного, директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс», к.ф.-м.н., профессора НИУ ВШЭ. Он поговорил с «Научно-образовательной политикой» в преддверии EdCrunch on Demand.

НОП: Soft-skills в мире высоких технологий. Какие компетенции становятся востребованными? Как компенсировать риск снижения уровня коммуникативных навыков и навыков публичных коммуникаций?

АС: Умение работать в команде всегда было востребовано в IT: никакие серьезные проекты не делаются одиночками; это всегда командная работа, а хорошая команда складывается из людей, которые умеют понимать друг друга, сопереживать друг другу, поддерживать друг друга в трудные моменты (а они опять же неизбежны в судьбе любого большого проекта)

Про риск потери коммуникативных навыков я не очень понимаю: во всем мире уже много лет существует опыт удачной работы распределенных команд: если люди умеют общаться и ценят общение, то ограничения среды не очень большая проблема. А те люди, для которых общение и другие люди не является ценностью, и в отсутствие ограничений общаются неуклюже и неэффективно.

НОП: Роль учителя/педагога/наставника в процессе обучения с использованием дистанционных технологий? Так ли важно личное общение с учеником? По какой причине?

АС: Роль человека – неважно как его называть – в процессах образования велика, потому что результатом этого процесса является жизнь и трудовая деятельность человека – а там общения обязательно. Дистанционные технологии совершенно не мешают личному общению; скорее, наоборот, помогают – если умело совмещать синхронный и асинхронный режимы общения. Так что любая образовательная среда – это не просто технологическая подложка, но и контент + общение внутри.

НОП: Цифровизация образования и объективность: как повысить эффективность контроля знаний обучающихся на удалёнке?

А не надо проверять знания, это древний и не совсем нынче актуальный критерий. Проверять надо умения применить знания и быстро их найти при необходимости. Поэтому технологии прокторинга – из прошлого, они дают ответ не на тот вопрос

НОП: Экосистема цифрового образования: как сделать процесс развития личности последовательным и целостным, начиная со школьной скамьи?

АС: Позволить личности учащегося развиваться в непрерывном контакте с другими сильными и яркими личностями – и технологии в состоянии этому помочь.
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Чернышенко провёл заседание наблюдательного совета университета «Иннополис»
http://government.ru/news/41028/
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 4 декабря, в 09:00 (мск) в пресс-центре РИА «Томск» в Томске пройдет круглый стол «Среда обучения: воспитательный потенциал урока» по тематике онлайн-курсов «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Целью курса «Среда обучения» является формирование в современной школе единой образовательно-воспитательной среды, которая будет способствовать развитию человека, способного самореализоваться в современном мире и стать частью гармонично развивающегося общества, создание профессионального сообщества молодых педагогов, способных стать проводниками новых форматов и технологий в процесс воспитания гармонично развитой личности.  

В разговоре примут участие:

Наталия НАУМОВА, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России

Андрей БОГДАНЦЕВ, руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей»  

Мария АФОНИНА, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей»  

Андрей МАКАРЕНКО, ректор Томского государственного педагогического университета

Дмитрий НАСОНОВ, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Томского государственного педагогического университета  

Ирина ГРАБЦЕВИЧ, начальник департамента общего образования Томской области

Ирина САХАРОВА, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения школа «Перспектива» г. Томска

Ольга ЧУБЫКИНА, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49

Глеб БАЛАБАЕВ, заместитель директора Центра патриотического воспитания Томского государственного педагогического университета, учитель истории и обществознания лицея №7 г. Томска.

Модератор:

Евгений СЖЕНОВ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»


https://www.youtube.com/channel/UCRqmv_KE3W6ekJjjb2keyjg
источник
Научно-образовательная политика
источник
2020 December 04
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Рейтинг ТОП-25 ректоров за ноябрь 2020 года согласно данным НОП и «Медиалогии» (публикации/ инфоповоды с 1 по 30 ноября):

1. Виктор Садовничий, ректор МГУ 977-226
2. Николай Цискаридзе, ректор Академия русского балета им. Вагановой 962-241
3. Владимир Мау, ректор РАНХиГС 855-126
4. Ярослав Кузьминов, НИУ «Высшая школа экономики» 567-163
5. Андрей Рудской, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого 338-58
6. Анатолий Торкунов, ректор Московский государственный институт международных
отношений 327-99
7. Ильшат Гафуров, ректор Казанский (Приволжский) федеральный университет
326-74
8. Виктор Кокшаров, ректор Уральский федеральный университет им. Ельцина 317-59
9. Владимир Стромов, ректор Тамбовский государственный университет им.Державина 199-38
10.Людмила Скаковская, и.о. ректора Тверской государственный университет 188-45
11.Иван Слепцов, ректор Арктический государственный агротехнологический
университет 177-22
12.Андрей Фалалеев, ректор Крымский федеральный университет им. Вернадского
167-29
13.Михаил Эскиндаров, ректор Финансовый университет при Правительстве РФ 154-41
14.Виктор Игнатенко, врио ректора Байкальский государственный университет 152-27
15.Елена Илалтидинова , врио ректора Нижегородский государственный
педагогический институт им. Козьмы Минина 145-29
16.Валентин Павлов, ректор Башкирский государственный медицинский университет 137-5
17.Сергей Мирошников, ректор (с 12 ноября) Оренбургский государственный университет 135-30
18.Олег Ястребов, ректор Российский университет дружбы народов 133-33
19.Александр Яковенко, ректор Дипломатическая академия МИД России 120-38
20.Жанна Ермакова, ректор (до 12 ноября) Оренбургский государственный университет 112-22
21.Михаил Корняков, ректор Иркутский национальный исследовательский технический университет 110-26
22.Константин Маркелов, ректор Астраханский государственный университет 98-39
23.Александр Гуляков, ректор Пензенский государственный университет 87-27
24.Дмитрий Едновицкий, ректор Воронежский государственный университет 77-29
25.Александр Новиков, ректор (до 26 ноября) Новосибирский государственный университет экономики и управления НИНХ 6-4.
источник
Научно-образовательная политика
Экспорт образования: СТАНКИН, ресурсные центры, мягкая сила

В рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта Российской Федерации «Образование» с 2019 года реализуется инициатива по созданию за рубежом сети ресурсных центров российского образования. Для координации совместных усилий по созданию центров был создан Консорциум ведущих университетов под председательством Российского университета дружбы народов.

Первого декабря 2020 года на Общем собрании участников Консорциума МГТУ «СТАНКИН» был принят в состав сообщества.

Сегодня СТАНКИН является одним из признанных лидеров экспорта российского образования. Среди уникальных международных проектов университета Российско–сирийский научно–образовательный исследовательский центр «СТАНКИН – Аль–Баас» в Сирии, совместные образовательные проекты с университетами Китая, сетевые программы подготовки специалистов с вузами Узбекистана и др.

«Создание ресурсных центров российского образования как задача была поставлена в рамках федерального проекта «Экспорт образования». Консорциум университетов, на которые возложена эта ответственная миссия, был организован в ноябре 2019 года, и сегодня СТАНКИН присоединяется к этому сообществу. Потенциал университета, наш опыт работы с зарубежными партнерами позволит нам активно включиться в работу», - специально для НОП прокомментировала Елена Катаева, ректор МГТУ «СТАНКИН».

Членство в Консорциуме позволит СТАНКИНу продолжить совместно с ведущими университетами страны работу по привлечению и подготовке талантливых иностранных абитуриентов к обучению в российских университетах, реализации программ профильных предметов для учащихся профильных старших классов за рубежом, а также повысить престиж университета в мире и увеличить численность талантливых иностранных студентов.

Экспорт образования ценен не только сам по себе – через привлечение студентов в вузы России. Не менее значима та «мягкая сила», которую через науку и образование проецирует Россия. Университеты, а также подобные ресурсные центры, становятся теми инструментами, которые способны всерьез влиять на восприятие страны за рубежом.

Сейчас время битвы умов (поскольку наука и технологии становятся краеугольным камнем успешности, независимости и безопасности страны), а также битвы за умы. Потенциал для этих сражений у России только нарастает.

СТАНКИН выступает как проводник отечественной инженерной школы. Причем и со стороны традиций (что позволяет эффективно «стыковаться» с технической элитой многих стран), и со стороны инноваций (что выдвигает и вуз, и Россию на передний край мирового научно-технологического фронта).
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов о форуме «Новая образовательная среда».

‼️Напомним, в эти минуты в МИСИС проходит Всероссийский форум «Новая образовательная среда».
источник
Научно-образовательная политика
Цель – врачи и инженеры

Будущих врачей в России продолжат готовить преимущественно по целевому набору. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами, а выпускникам даст гарантии трудоустройства. Квоты приёма на целевое обучение в вузах в 2021 году утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Об этом сообщает официальный портал Правительства.

Каждый год Правительство определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Они в свою очередь поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трёх лет в организации, которая его направила.

Распределение целевых бюджетных мест по своей структуре не изменилось с прошлым годом. Остро необходимы медики – потому акцент сделан на подготовке ординаторов.

В предстоящем учебном году большинство бюджетных мест по медицинским специальностям останутся целевыми. В частности, по специальности «Лечебное дело» их доля составит 70%, по «Педиатрии» – 75% (специалитет), а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры – 100%. В их числе – «Анестезиология», «Рентгенология», «Кардиология», «Пульмонология», «Неврология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Бактериология», «Инфекционные болезни».

Увеличить квоты на целевой набор по медицинским специальностям поручил Президент по итогам Послания Федеральному Собранию в 2020 году.  

Среди других направлений самые большие квоты выделены для специальностей «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов». Доля целевых бюджетных мест по ним составит 70%.

Отметим, что по всем остальным направлениям подготовки и специальностям также определены квоты целевых мест. Они составляют, как правило, 10-30%. Трудоустраиваться выпускники-целевики могут только в определенный перечень регионов – для основной массы это все субъекты РФ, но в ряде случаев возможна фокусировка вплоть до одного отдельного региона. Например, по магистратуре «Теологии» выделено всего 5% квот для целевиков, но все они поедут работать в Саратовскую область. Кстати, туда же наравне с Адыгеей и Амурской областью смогут трудоустроиться 10% целевиков-бакалавров «Религиоведения». А вот у Кемеровской области – Кузбасса особый спрос на представителей артистических профессий – туда поедут целевики-дизайнеры, дирижеры и их коллеги по смежным направлениям.

Ранее Михаил Мишустин утвердил новое положение о целевом обучении в колледжах и вузах. Оно вступает в силу 1 января и устанавливает ответственность для образовательных организаций, которые направляют абитуриентов на целевое обучение, а после обязуются взять их к себе на работу. В случае отказа в трудоустройстве такие организации будут возмещать бюджету расходы на обучение целевика.

Сейчас эти нормы действуют для всех организаций, которые направляют абитуриентов на учёбу, за исключением образовательных. С нового года единые требования будут действовать для всех.

Эти изменения вводят ответственность за процесс целевого обучения для всех трех сторон – заказчика, студента, университета.

Кроме того, по новым правилам количество бюджетных мест на целевое обучение, выделяемое регионам, будет согласовываться с органами государственной власти субъектов. Эта норма принята также по поручению Президента. По новой модели и КЦП, и доля целевиков будут определяться с особым вниманием к запросам и потребностям регионов. Заодно это позволит выявить и исправить дисбалансы, когда регион, испытывая недостаток, например, во врачах, просит себе целевое обучение для художников по костюму.

Подробнее: новость на сайте Правительства и текст Распоряжения.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey:
https://youtu.be/rcNl00mBbrE
источник
Научно-образовательная политика
В рамках совещания у Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова приняли участие:

Директор Департамента международного сотрудничества Игорь Ганьшин

Директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Наталья Трухановская

Заместитель директора Департамента координации деятельности организаций высшего образования Виталий Гришкин

В числе приглашенных участников- иностранных студентов:

Генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) Анисет Габриэль Кочофа

Президент московского филиала Ассоциации иностранных студентов Исса Шаабо

Аспирант 4-го курса кафедры растениеводства и луговых экосистем Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, член Ассоциации иностранных студентов Абиала Адевале Аурель

Студент 1 курса магистратуры института мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А.Н. Костякова Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, член Ассоциации иностранных студентов Акбарова Саидумара Иброхим Угли

Студентка 2 курса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М Губкина, член Ассоциации иностранных студентов Чимбо Апугльон Лус Александра

Подробнее: https://t.me/minobrnaukiofficial/815
Telegram
Минобрнауки России
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков встретился с представителями Ассоциации иностранных студентов и Международного координационного совета выпускников учебных заведений

На встрече Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал подробные разъяснения о ситуации с иностранными студентами.

❓ Можно ли будет продлить учебный год для иностранных студентов, оказавшихся за рубежом и не имеющих возможность пройти онлайн-обучение?
🔹Вузы несут ответственность за охрану здоровья и безопасность студентов;
🔹Студенты имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану;
🔹Вузы используют персональный подход к обучающимся, различные формы подачи материала в зависимости от технических возможностей и места нахождения студентов.

❓ Иностранные студенты, которые окончили обучение в прошлом году, но не смогли уехать, могут жить в общежитиях?
🔹Вузы получили разъяснения о недопустимости выселения студентов из общежитий, в том числе и иностранных граждан;
🔹Вузы в индивидуальном порядке…
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник