Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 01
Научно-образовательная политика
Уже через час в Нижегородском областном информационном центре пройдет круглый стол «Среда обучения: цифровое образование: как сохранить качество» по тематике образовательной программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Эксперты обсудят инструменты для вовлечения школьников в образовательный процесс в дистанционном режиме, правила цифрового этикета во время занятий в онлайн-формате, роль учителя, родителей и учеников в режиме обучения на «удаленке» и другое.


Среди участников круглого стола:

Андрей БОГДАНЦЕВ, руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей»

Мария АФОНИНА, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей»

Сергей ЗЛОБИН, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области

Ольга ПЕТРОВА, проректор по учебной работе Университета им. Н.И. Лобачевского и другие.


Модераторы дискуссии:

Евгений СЖЕНОВ, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»

Елена ОРЛЕНКО, руководитель направления SMM холдинга Нижегородский областной информационный центр.


Присоединяйтесь к трансляции по ссылке: https://vk.com/video-61126185_456241407
источник
Научно-образовательная политика
Начинаем через 3 минуты:

https://t.me/stranavozmojnostey/4345
источник
Научно-образовательная политика
Импульсы для развития науки и вовлечения в неё талантливой молодёжи приходят не только из "высоких кабинетов" и с форумов федерального масштаба.
Всё чаще молодёжь в науке выступает инициатором изменений. Когда ко мне на днях обратились студенты с просьбой поддержать их инициативу фестиваля "ТехноИнновации", я долго не раздумывал.

Чем активнее и "бесшовнее" будет коммуникация молодых учёных с их старшими товарищами и профильными чиновниками, экспертным и бизнес-сообществом,  тем больше молодых талантов будет видеть своё научное будущее в стенах российских научных институтов и ведущих университетов.

Почитайте и поддержите ребят!

https://xn--80adimca4abahd5b2bw.xn--p1ai/
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️Внедрение системы квалификаций идет успешно и отвечает реалиям рынка труда - Путин

Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам шестого всероссийского форума "Национальная система квалификаций России", который проходит в этом году 1 и 2 декабря в онлайн- формате. Телеграмма опубликована во вторник на сайте Кремля.


Глава государства в частности подчеркнул: благодаря передовым технологиям профессиональный экзамен может стать единым доступным инструментом оценки квалификации как для граждан, имеющих опыт работы, так и для выпускников системы профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей.

"Уверен, что ваш форум пройдет в конструктивном ключе, а его решения обязательно найдут воплощение в практической деятельности", - добавил президент.

Ежегодно форум собирает представителей органов государственной власти и субъектов РФ,Минпросвещения, Минобрнауки, Минтруда, советов по профессиональным квалификациям, компаний и работодателей, профессиональных сообществ.
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Балыхин, ректор МГУПП, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Университет соблюдает все меры профилактики в условиях распространения коронавирусной инфекции, проводится тестирование сотрудников и студентов.

Учебный процесс реализуется онлайн в полном объеме в соответствии с расписанием. В МГУПП создана единая образовательная информационная среда E-learning.

Обучение в университете носит, в том числе, прикладной характер, поэтому разработанные еще год назад цифровые двойники (учебные виртуальные симуляторы) реальных производств позволяют студентам удаленно отрабатывать практические навыки.

В университете решена и проблема занятости, научного развития и проектной работы. Студентами МГУПП разработана проектная социальная сеть Skadle. Разработанная сеть позволяет всем, вне зависимости от местоположения, реализовывать проекты, принимать  участие в научных разработках и стартапах, что также расширяет горизонт взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей.
источник
Научно-образовательная политика
Качество образования в цифре: нижегородский вектор  «Сенежа»

В рамках круглого стола «Цифровое образование: как сохранить качество» от Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» очень живо обсудили баланс сил в вопросах цифровой трансформации школы. Подобно системе высшего образования, в школах не обойтись без коллабораций ключевых игроков.

Поэтому наши коллеги из «Сенежа» собрали в Нижнем Новгороде вузы (проректоры Ольга Петрова и Елена Илалтдинова из ННГУ и Мининского университета), представителей власти (Сергей Злобин, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области), IT-партнёра (Дмитрий Растворов, директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании Яндекс), школьных учителей и педагогов допобразования.

От президентской платформы РСВ тон задавали друзья и коллеги НОП  Андрей Богданцев, руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия — страна возможностей» и Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей».

Модерировали дискуссию Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»  и Елена Орленко, руководитель направления SMM холдинга Нижегородский областной информационный центр.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дистанционное воспитание

Представители органов власти, вузов, школ и проектов президентской платформы «Россия - страна возможностей» образовательной тематики, на площадке пресс-центра ТАСС в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола «Среда обучения: воспитание через инициативы школьников» обсудили возможности и значение поддержки инициатив школьников на удаленке.

Напомним, программа «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж» включает в себя разделы: «Воспитание во внеурочное время», «Воспитание через инициативы школьников», «Воспитательный потенциал урока», «Цифровое образование: как сохранить качество» и другие.

Воспитательная работа в современных реалиях приобретает все более индивидуальный характер, дистанционные технологии позволяют делать ее адресной. «Дистанционное воспитание» должно строиться на доверии между учителем и учеником и на инициативах самих школьников. Если у школьников есть возможность самореализации и доступ к поддержке, то у них формируется восприятие школы как безопасного и дружелюбного пространства.

Орнанизаторы конференции поделились с НОП ключевыми мыслями относительно «дистанционного воспитания».

Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» АНО РСВ Мария Афонина специально для НОП:

«Дистанционное обучение нужно использовать как новые возможности. Гаджеты могут стать нам хорошими помощниками в организации интересного цифрового пространства обучения.  Есть очень много ресурсов, где можно мгновенно реагировать на слова учителя, создавать смысловые «облака», выдвигать инициативы и так далее. Если качественно дополнять те процессы, которые уже считаются устоявшимися, мне кажется, это будет способствовать развитию инициатив и творческих идей ребят, а школа станет не просто местом получения знаний, а действительно пространством для самореализации».

Руководитель проекта «Учитель будущего» АНО РСВ Андрей Богданцев специально для НОП:

«Учитель в век цифровых технологий не только передает знания, но и выполняет функцию наставника: его основная функция не столько передача знаний, сколько ценностей. В конкурсе «Учитель будущего» мы через командность, работу педагогов вместе, включенность учителей, родителей, иллюстрируем, что именно командная работа позволяет наиболее эффективно передать от поколения к поколению сформированные традиционные ценности.

Также мы говорим о воспитании через детские общественные объединения. И Санкт-Петербург является одним из лидеров в поддержке детских инициатив, в городе почти 20 лет существует «Союз юных петербуржцев», - большая организация, которая дает инициативы, которые впоследствии ученики реализуют в своих школах и учреждениях дополнительного образования.

Это и Российское движение школьников, и большая выстроенная система студенческого самоуправления в колледжах, вузах – когда школьники, привыкшие к тому, что система готова слышать их инициативы и принимать, приходят в университеты и находят поддержку со стороны вузовской среды и администрации. Эта выстроенная система в городе показввает, что детская инициатива может являться одним из тех инструментов построения воспитательной системы школы, когда инициатива идет не только от взрослых, госинститутов, а идет именно от детей
».

Тема образования тесно переплетается с вопросами воспитания. Трансформация процессов обучения в условиях пандемии не могла не затронуть и воспитательный процесс, роль и важность которого закреплены с начала учебного года в поправках к закону «Об образовании». Адаптация этих двух системообразующих элементов  находятся в центре внимания многих экспертных площадок. Все они заинтересованы в том, чтобы проводники этих знаний и навыков воспринимали дистант не как причину «не делать», а как причину «сделать по-новому».
источник
Научно-образовательная политика
Что в местоимении тебе моем?

Команда Университета Иннополис разработала алгоритм, автоматически меняющий местоимения в документах полиции

Сотрудники Центра искусственного интеллекта российского ИТ-вуза победили в хакатоне «Цифровой прорыв», разработав решение для кейса Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД РФ. За 1 место в соревновании они получили 750 тысяч рублей.

От участников хакатона требовалось разработать алгоритм, который проводит лингвистический анализ документов, после чего преобразует повествование от первого лица в текст от третьего лица: например, из сочетания «Я увидел, что Иванов подошёл ко мне» в «Он увидел, что Иванов подошёл к нему». Команда Университета Иннополис обучила нейронную сеть на датасете новостных сводок объёмом 12 Гб, она размечает принадлежность сказуемого к нужному подлежащему, определяет форму слова и морфологические категории.

Результаты нейросети использовались для написания Python-алгоритма на основе эвристик и правил русского языка. Решение учитывает специфику ведомственных текстов, а также способно обрабатывать художественные тексты. Алгоритм обрабатывает местоимения, глаголы, предлоги, цитаты, прямую речь, определяет принадлежность местоимений к именам и выделяет героев, даты, суммы денег, локации.

Сотрудники российского ИТ-вуза предложили внедрить алгоритм в комплексный сервис с веб-интерфейсом, куда пользователь может вставить текст, загрузить текстовые файлы разных форматов, аудио-файлы для распознавания речи и изображения с текстом. Также разработан плагин для LibreOffice с выделением измененных частей текста.

«Разработанное решение протестировали эксперты из МВД РФ. Алгоритм показал отличные результаты на их примерах. Мы за 48 часов разработали кросс-платформенный автономный продукт, который готов к внедрению в ведомство и способен избавить сотрудников органов внутренних дел от рутинных задач», — объясняет лидер команды, сотрудник Центра искусственного интеллекта Университета Иннополис Семён Киселёв.

«С 2014 года Университет Иннополис ведёт разработки с использованием технологий искусственного интеллекта для промышленности, нефтегазовой отрасли, энергетики, медицины, лесного и сельского хозяйства. "Цифровой прорыв" — ещё одна возможность для наших специалистов сверить часы с индустрией. Победы в таких масштабных конкурсах подтверждают, что мы движемся в верном направлении», — рассказал специально для НОП Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис.
источник
Научно-образовательная политика
И ещё под 30% - критика состава меню, организации питания и соблюдения санитарных норм.

Проблема есть, надо решать.

https://t.me/onf_front/3659
источник
Научно-образовательная политика
Наши коллеги из ведущего университета России (входит в top-5, участник проекта "5-100") обратились к НОП с просьбой информационной подсветки публикации в ТГ-канале вуза. Пост содержит информацию о попадании университета на одну из топ-позиций в рейтинге, который делает российская компания.
Уставной капитал компании (ООО) 20 000 рублей, принадлежит физическому лицу. В практике компании - рассылать ректорам вузов коммерческие предложения о сотрудничестве. На условиях анонимности НОП переговорил с рядом ректоров вузов, у которых имеются договорные отношения с компанией - составителем рейтинга.

Коллеги прямо сообщили - высокие места ряда вузов в данном рейтинге являются условием сотрудничества этих вузов с компанией-составителем на коммерческих условиях. При этом, респондентами НОП было отмечено, что это касается около 40% университетов из топ-списка рейтинга.
источник
Научно-образовательная политика
Ваше отношение к рейтингованию университетов в рамках коммерческих отношений с компанией-организатором рейтингов:
Анонимный опрос
53%
Без сомнения, это позор для вузов. Теряется смысл рейтинга.
18%
Если есть спрос со стороны вузов, есть и предложение. Но это маркер тщеславия, а не успеха.
7%
Гордиться попаданием в такой рейтинг не стоит, но для отчётов вуза сойдёт.
10%
Не вижу проблемы, организаторы ведущих международных рейтингов тоже имеют контракты с вузами.
11%
А разве попадание в рейтинги это не главное для вуза и ректора? Нас так учили визионеры.
Проголосовало: 264
источник
Научно-образовательная политика
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совфеда по образованию, науке и культуре (сегодня, 01.12.2020г.):

Правительству следует сделать обучение в России основанием для въезда иностранных студентов в страну. Обучение в нашей стране не является основанием для въезда в Россию иностранных студентов. Мы договорились, что будем с Правительством прорабатывать такую возможность.

https://t.me/scienpolicy/13302
Telegram
Научно-образовательная политика
Бюджетные иностранцы

В информационном пространстве последних дней явно «разгоняется» тема «отчисления иностранных студентов из вузов России». Неслучайно и небезвозмездно «вброшенная» проблема описывается обычно следующим образом: иностранцы не могут въехать в Россию, просят, но не могут; а вузы фактически «за прогулы» отчисляют их.

При этом страдают и те, кто платит за свое обучение, и обучающиеся за счет российского бюджета по квотам, распределяемым государством.

Разберем ситуацию по существу.

Границы закрыты не волей Минобрнауки, Минпросвещения, Минкульта или ректоратов вузов, а вследствие сложной эпидемиологической ситуации решением Правительства РФ. В принятии решений основные полномочия принадлежат Минздраву, Роспотребнадзору, МИД и МВД.

В сложившейся ситуации российские университеты (в том числе, в рамках творческих специальностей) и научные институты пытаются хоть в какой-то форме сохранить минимальный объем лабораторных и практических занятий.

Мы из первых рук знаем, что Минобрнауки держит "руку…
источник
Научно-образовательная политика
«Мы с тобой одной крови, ты и я»

Сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом. Тема актуальная и важная, сегодня ВИЧ в России признан эпидемией, число инфицированных, по оценкам ООН, приближается к 1,5 млн человек.

За последние 10 лет заболеваемость выросла в 3 раза. Эти цифры требуют принятия срочных эффективных мер.

Проблема ВИЧ/СПИД среди прочих нашла отражение в создании Центра фундаментальной вирусологии и Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций при активном участии РАН.

Вирусы и инфекции начинают восприниматься государством как угроза национальной безопасности.

Для России ключевой проблемой остается проблема невежества в вопросах ВИЧ. И если доступ к информации в век интернета есть практически у каждого, то мало у кого возникает желание узнать о том, что это и как с этим жить.

Здесь явный диссонанс - проблема может коснуться каждого, но пока это не произошло, никто не хочет о ней знать.

Незнание особенностей болезни, стереотипное мышление и страх перед риском заразиться заставляют многих отворачиваться от людей с ВИЧ-положительным статусом. Болезнь стигматизируется обществом, как и сами больные.

В данном вопросе особую роль играют образование и воспитание. Обширная просветительская работа экспертов позволит сформировать правильную культуру мышления о вирусах и инфекциях, о способах защиты от них, о ВИЧ-инфицированных людях.

Важно понимать, что отказ от проблемы не означает ее отсутствие. Одним из последних, кто провел анализ ситуации о текущем состоянии ВИЧ в России, стал Юрий Дудь. Его документальный фильм заслужил внимания многих представителей высшей государственной власти.

Важно, чтобы популяризацией знаний о вирусах и инфекциях занимались организации и ведомства с высоким уровнем доверия. Экспертные оценки РАН, Минздрава, Минобрнауки, вузов способны побороть страх общественности перед болезнью, которая в сознании многих воспринимается с ужасом.

Эпидемия коронавируса может косвенно способствовать большему просвещению общественности в вопросах вирусных угроз, в частности - ВИЧ.

«Мы с тобой одной крови, ты и я», - гласит закон Джунглей в произведении Ричарда Киплинга о Маугли. Помните, что ВИЧ-инфицированный человек не перестаёт быть человеком из-за своей болезни.
источник
Научно-образовательная политика
Отлично поговорили с Алексеем Комиссаровым.
На сайте президентской академии плохого не напишут.

https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/prorektor-rankhigs-aleksey-komissarov-prinyal-uchastie-v-otkrytom-razgovore-moskovskogo-mezhdunarodn/
источник
Научно-образовательная политика
Обнаружил на страницах «Незыгаря» (@russica2) цитату из моего фейсбука. Чтобы редакторам этого уважаемого канала было проще избежать недопонимания, привожу здесь краткое содержание моих сообщений о ситуации на Русском:

1. ДВФУ уже неделю не имеет сухопутного сообщения с Владивостоком. Раз в два часа курсирует паром «Босфор Восточный» вместимостью 200 человек и 50 машин примерно.

2. При этом в университете есть свет, тепло, интернет. Кампус ДВФУ запитывается электроэнергией и теплом от мини-ТЭЦ, расположенной на острове, кабельные линии проложены под землей. Поэтому в ночь ледяного дождя нас затронули только кратковременные веерные отключения, вызванные перепадами напряжения. Больше отключения энергии не повторялись. Тем не менее на случай возможных отключений у нас есть три резервных дизель-генератора (для Медцентра, основной ИТ-инфраструктуры и лабораторного корпуса) с запасом топлива на 4-5 суток. Кроме того есть 5 ДГУ, которые были установлены при подготовке Восточного экономического форума 2018 года для энергетической автономности и при необходимости могут быть использованы университетом.

3. Еда и вода тоже есть, работают магазины и столовые, сам ими пользуюсь. В первый день после закрытия моста возник ажиотажный спрос: студенты запасались. Это было неделю назад, но репосты заметок до сих пор вводят в заблуждение общественность. На самом деле в первый же вечер университет обеспечил бесплатную раздачу воды во всех жилых корпусах, а на следующий - организовал доставку товаров в магазины, продлил время работы столовых.

4. Медицинский центр ДВФУ по просьбе Минздрава края во время ЧС обслуживает всех жителей острова. Если помощь нельзя оказать на острове, у главврача есть возможность вызвать санавиацию. С завтрашнего дня судно Доброфлота будет доставлять врачей и персонал для проведения операций в медцентр ДВФУ (до этого они вынуждены были стоять в общей очереди на паром).

5. В кампусе постоянно проживает 12 000 студентов и сотрудников университета. С момента объявления чрезвычайной ситуации университет дополнительно разместил более 700 человек: оставшихся без света студентов и сотрудников, живущих на материке; сотрудников аптек и магазинов, строителей, электрикой, водителей муниципального транспорта. Тех, кто работает сейчас на острове 24/7. Вчера, по решению ректора университет изыскал еще 400 комнат для семей острова Русский, которые остались без электричества, отопления и воды.

6. На время ЧС занятия переведены в онлайн-режим, часть сотрудников – на дистанционный формат работы. Продолжают свою деятельность научные коллективы, для нужд которых университет закупает оборудование. В частности, в университете работает один из сильнейших в России центр разработки ПО для виртуальной реальности, которое используется в разных сферах, от медицинской реабилитации до образования. Оборудование для его работы закупается по целевому гранту на исследования и разработки, эти средства нельзя потратить на дизель, к примеру.

Иными словами, в кампусе есть все необходимое, ситуацию университет контролирует, но все мы очень ждем открытия моста.
источник