Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 02
Научно-образовательная политика
Посмотрел запись шикарного круглого стола о роли университетов в развитии ДПО на Сочинском форуме в 2014 году.

Выступают Климов (на тот момент замглавы Минобрнауки, курировавший вузы), Инюцын (замминистра энергетики), Шаронов (МШУ Сколково), губернаторы, ректоры, я.
Модерирует Исак Фрумин.

Мы говорим о том, что необходимо внедрять онлайн-технологии учебного процесса, дистанционное обучение, укреплять коллаборации и сетевое взаимодействие между вузами, бизнесом и регионами.

До большого дистанта-2020 оставалось 6 лет...

https://m.youtube.com/watch?v=_w6cd_GdJJg
источник
Научно-образовательная политика
2 декабря состоится "Цифровой Петросалон" — международное междисциплинарное научно-популярное мероприятие о присутствии и истории нефтедобычи и нефтекультуры в Западной Сибири и на постсоветском пространстве. Оно организовано международной исследовательской группой "Красота нефти" / "Beauty of Oil" совместно с Оксаной Тимофеевой, сотрудниками Центра “Человек, Природа, Технологии" ТюмГУ и Гете Института (Новосибирск).

Участники:

— Бенджамин Штайнингер, постдок Института Макса Планка по истории науки. Культуролог и теоретик медиа, историк науки и технологий, куратор, соучредитель международной исследовательской группы "Красота нефти" / "Beauty of Oil".

— Александр Клозе, свободный культуролог, куратор и публицист. Сооснователь международной исследовательской группы "Красота нефти" / "Beauty of Oil".

— Илья Калинин, кандидат филологических наук, СПбГУ, НИУ ВШЭ

— Оксана Тимофеева, профессор и ведущий научный сотрудник кафедры социологии и философии Европейского университета в С.-Петербурге, участник-основатель проекта "Воображаемый Антропоцен: производство и передача экологических знаний в Сибири в XX-XXI веках”.

— Евгений Гололобов, доктор исторических наук, проректор СурГПУ.

— Федор Корандей, ст. научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионоведения ТюмГУ.

— Александр Сорокин, зав. кафедрой отечественной истории, руководитель сетевого центра “Человек, природа, технологии” ТюмГУ.

— Игорь Чубаров, доктор философских наук, директор института социально-гуманитарных наук ТюмГУ.

— Игорь Стась, ст. научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионоведения, исследователь проекта “Воображаемый Антропоцен: производство и передача экологических знаний в Сибири в XX-XXI веках” ТюмГУ.

Мероприятие на английском и русском языках состоится 2 декабря с 14.00-17.00 по мск на платформе Zoom. Гугл-форма для участия: https://docs.google.com/forms/d/14Mirn4Ch4NoMFj_2rikiNf2J5xY37cDcQp7w2isF8vQ/edit

❗️Адреса и пароли будут разосланы незадолго до начала мероприятия.
источник
Научно-образовательная политика
Евгений Рыбнов, ректор СПбГАСУ, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Образовательный процесс в СПбГАСУ осуществляется онлайн через личные кабинеты студентов и преподавателей. Занятия проводятся в формате видео-конференц-связи.
 
В вузе и общежитиях соблюдаются необходимые меры предосторожности распространения коронавирусной инфекции. Студенты, преподаватели, сотрудники обеспечены многоразовыми масками.

Иностранным студентам рекомендовано оставаться на дистанционном обучении в своей стране. У проживающих в общежитии при отъезде есть право на возмещение стоимости билета до места постоянного жительства.

Ведётся ежедневный мониторинг заболеваемости. В социальных сетях организовано информирование о пользе профилактических мер, прививок, здорового образа жизни.
 
Медико-профилактический центр вуза проводит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости.
 
Специально для абитуриентов проводятся вебинары «Дни факультетов СПбГАСУ», работают социальные сети вуза.
источник
Научно-образовательная политика
Атомные траектории

В год 75-летия атомной промышленности регулярно поступают новости о новых программах и проектах в этой и сопредельных областях. Две атомные твердыни – Росатом и Курчатовский институт – штурмуют все новые вершины. Это собственно атомные технологии с перспективами перехода к термоядерной энергетике и полному топливному циклу. По первому вектору идет тесное взаимодействие с программой мегасайенс в рамках нацпроекта «Наука» (с 1 января – «Наука и университеты»).

Развитие атомной отрасли заложено в комплексной программе, которая по содержанию, масштабу и финансированию составляет полноценный «нацпроект «Атом».

В рамках недавнего визита президента Владимира Путина в Саров лишнее подтверждение получила верность решения назначить «атом» одним из двух локомотивов научно-технологического прорыва (наравне с «оборонкой»). Также вновь президент подтвердил верность действий внутриполитического блока Кремля во главе с Сергеем Кириенко. В первую очередь, по науке и образованию, региональной и кадровой политике. Эти три вектора все больше сплетаются в единую спираль.

Результаты поездки первого лица не заставили себя ждать. Правительство всерьез расширяет финансирование реактора «ПИК» (входит в структуру Курчатовского института), которому предстоит не простое переоборудование, а полноценная реконструкция. Напомним, что ПИК также является составной частью программы мегасайенс.

Помимо этого, в рамках визита был дан старт двум проектам не менее насыщенным с точки зрения политики.

«Президент одобрил создание в Сарове Национального центра физики и математики и открытие филиала МГУ им. Ломоносова, который даст совершенно другую динамику кадрового дополнения физиками, теоретиками, экспериментаторами,  - отметил заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов. — Глава государства также поддержал предложение руководства ядерного центра о проведении работ в области фундаментальных исследований, в том числе на установках класса мегасайенс. Они открывают новую страницу в истории ВНИИЭФ».

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев резюмировал: «[П]ринят ряд принципиальных решений по дальнейшему развитию конкретных производственных программ и города в целом. Президент поддержал развитие Сарова как Национального центра физики и математики. Как и тогда, в 1946 году, этот день даст импульс развития на несколько десятилетий вперед».

Саров представляет собой классический пример ЗАТО и наукограда. Переосмысление города как Национального центра физики и математики означает апробацию нового формата институционального развития в рамках прорыва. Происходит это параллельно с созданием федеральной территории «Сириус», ядром которой выступает научно-технологический университет.

По сути, цель обоих процессов приблизительно одинакова, просто заход на нее предпринимается с разных сторон. В «Сириусе» - через университет, научные лаборатории мирового уровня, технологическую долину и масштабные программы форсированной научной (пере)подготовки. В Сарове – через градообразующий научный институт. При этом вниманием не обойден и вектор высшего образования – в рамках своего визита президент Владимир Путин одобрил открытие филиала МГУ.

В этом событии пересекаются несколько политических линий. Усиливается взаимопроникновение между «группой прорыва» (ядро по науке и высшей школе – Михаил Ковальчук и Сергей Кириенко) и «полком МГУ» «старой гвардии» научной политики. Подобная сцепка помимо вполне конкретной пользы в виде подготовки специалистов для атомного локомитива прорыва имеет и четкое научно-политическое предназначение – это лишний элемент взаимозависимости, а следовательно – баланса сил, сдержек и противовесов.
Telegram
Научно-образовательная политика
Саров президентский

Президент Владимир Путин посетил Саров. Чем больше нюансов – тем больше политики.

Это первый за долгое время региональный вояж главы государства. Он планировался именно в Саров. Из-за плохой погоды визит был перенесен, но четко был удержан курс на то, чтобы он состоялся и именно первым после паузы и именно в Саров. Ради этого всерьез перетряхивали график первого лица, что случается крайне редко и никогда без крайней на то необходимости, подкрепленной желанием самого Владимира Путина.

Саров – город атомный. Визит главы государства – важный знак одобрения ядру «группы прорыва». Сергею Кириенко и Михаилу Ковальчуку – за максиму научно-технического прорыва и ее эффективную реализацию, а отдельно – за атомную отрасль – Росатому и Курчатовскому институту. Отечественному атому в этом году исполняется 75 лет, точно так же, как и Победе.

Отдельно визит Владимира Путина является выражением поддержки Сергею Комиссарову по вектору архитектуры политической системы и кадровой политики (преимущественно…
источник
Научно-образовательная политика
Волонтеры как часть зрелого общества (1/2)

О подведении итогов и финале всероссийского конкурса волонтерских инициатив «Доброволец России - 2020» президентской платформы «Россия - страна возможностей» рассказали организаторы конкурса на онлайн пресс-конференции ТАСС.

Подробностями о конкурсе поделился генеральный директор АНО РСВ Алексей Комиссаров. Статистика показывает, что по всей России вовлечено более 3 млн волонтеров, 210 проектов попали в финал конкурса. Особенностью этого года стало то, что более 1500 проектов были посвящены борьбе с коронавирусом и помощи гражданам. Наиболее популярной тематикой участия традиционно остаются помощь детям, благоустройство городов и сел, помощь животным. Победители получат обширную информационную поддержку своих проектов и попадут в общественный кадровый резерв.

Глава Росмолодежи Александр Бугаев подчеркнул, что нацпроекты «Образование» и «Социальная активность» поддерживают развитие волонтерского движения.
Активно развиваются такие проекты, как «Регион добрых дел», программа мобильности для волонтеров, портал волонтер.рф, окружные добровольческие форумы. Все эти инструменты призваны дать возможность добровольцам и волонтерам себя реализовать. В этом году наблюдается серьезный подъем волонтерского движения, что отражает традиции морально-нравственных ценностей, свойственных всем конфессиям. Инициативы этого года были консолидированы на портале «МыВместе».

Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина отметила, что в каждом нацпроекте и ведомстве предусмотрены гранты для НКО. Волонтеры культуры объединились в рамках нацпроекта “Культура”, волонтеры-медики объединились еще до нацпроекта «Здравоохранение». Сейчас формируется движение волонтеров-экологов, важность этого направления регулярно демонстрируют природные и техногенные катастрофы. Так одним из последних событий, вызвавших тревогу общественности, стали, так называемые, «красные приливы» на Камчатке, из-за которых пострадали представители местной флоры и фауны. Также функционирует сервис «Навигатор», разработанный совместно с Ассоциацией волонтерских центров. С его помощью можно узнать о мерах поддержки НКО и волонтеров, организации и ведомства получают возможность анализировать информацию о действующих проектах и планировать распределение ресурсов.

Председатель Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев рассказал, что 4-5 декабря состоится ежегодное награждение волонтеров, в мероприятии примет участие первый заместитель Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

Источник: https://tass.ru/press/11905
источник
Научно-образовательная политика
Волонтеры как часть зрелого общества (2/2)

Популярность волонтерских инициатив, направленных на помощь животным, которая была упомянута Алексеем Комиссаровым, отражает реальный запрос общества на назревшую потребность в переменах в законодательстве. Важно, что проект «Доброволец России» стал своеобразной воронкой отбора, которая дает некий срез общественных настроений, что позволяет их контролировать и принимать своевременно необходимые управленческие решения.

Психологи доказывают, что развитие ребенка происходит быстрее, если он растет с домашними животными. Общение с питомцем развивает целый ряд важных социальных навыков личности. Animal-терапия положительно зарекомендовала себя для реабилитации после определенных травм и заболеваний. Животные учат нас также гуманности, ответсвенности и бережному отношению к природе. Таким образом, взаимодействие с представителями фауны является важной частью воспитания.

На государственном уровне роль воспитания сегодня рассматривается как стратегически важная функция становления общества, нравственно ориентированного на подъем социально значимых сфер.

Животные и обращение с ними имеют самое прямое отношение к воспитанию с момента рождения человека. При этом сегодня отсутствуют эффективные механизмы регулирования данной сферы, это влечет за собой безнаказанность за преступления против братьев наших меньших и безответственность в их отношении. Рост числа бездомных животных, возможность выбросить питомца на улицу, обидеть его или даже лишить жизни - явления, которые представляют в настоящее время норму. В этих реалиях растут молодые россияне, что оказывает определённо негативное влияние на их становление.

Любые добровольческие проекты выступают показателем зрелости общества. Длительное время в России доминировало представление о волонтерстве как о пустой трате времени: ты не получаешь от этого финансового обогащения или карьерного развития. Сейчас происходит тектонический сдвиг в сознании россиян - оно становится отражением устоявшихся духовных ценностей.

Спорным однако остается другой вопрос: насколько системным является волонтерство в России? Ведь количество зарегистрированных пользователей на различных добровольческих платформах вовсе не означает, что человек «сделал доброе дело» больше 1 раза. При этом официально он уже считается волонтером. Что и в каком объеме должен делать доброволец, чтобы по праву им называться? Переход ценностей на новый уровень пока не сформировал устоявшуюся культуру добровольчества. Многие проекты АНО РСВ так или иначе вовлечены в волонтерские инициативы, но важно также, чтобы они приобрели системный характер.
источник
Научно-образовательная политика
Центры прорыва: региональный эшелон

Научно-технологический прорыв, который вместе с цифровым и социально-экономическим должен привести к качественно иному уровню жизни как всей страны, так и каждого из ее граждан, имеет сетевой характер.

Создаются институты, которые вследствие своей «прорывной гравитации» приводят к перестройкам различных пространств – научных, образовательных, инновационных, политических. Все эти центры роста создаются в единой парадигме – это облегчает сетевое взаимодействие между ними.

К таким точкам прорыва относятся центры мирового уровня – научные и научно-образовательные, а также «технологические долины» (ИНТЦ) и экосистемы, возникающие на базе и вокруг проектов класса мегасайенс.

Самая «региональная» история – это НОЦ. Изначально, еще до объявления первой пятерки научно-образовательных центров мирового уровня в соответствие с нацпроектом «Наука» стало понятно, что в наиболее выигрышной ситуации окажутся те инициативы, которые запущены в региональном масштабе. Это означает, что губернаторы и их команды, а также ректоры университетов и директора научных институтов готовы использовать новую парадигму развития и прорыва саму по себе – в качестве способа перестройки науки-образования-инноваций с целью форсированного развития региона. Не ориентируясь целиком и полностью на возможные средства федерального бюджета.  

В предварительном варианте нацпроекта «Наука и университеты» произошло разведение двух проявлений НОЦ – федерального (мирового уровня) и регионального эшелонов. Вся матрица центров как точек прорыва общероссийского уровня проецируется на развитие в рамках субъектов федерации.

Таким образом, у научных и научно-образовательных центров мирового уровня появляются свои региональные аналоги. Широкое распространение получают региональные НОЦ.

Минобрнауки инициирует создание региональных научно-образовательных математических центров, а также научных центров по приоритетам Стратегии научно-технологического развития.

«Начиная со следующего года, региональные научно-образовательные математические центры, их сейчас девять, включены в результаты нацпроекта «Наука и университеты». И мы также должны создать 11 НОМЦ, которые, безусловно, должны взаимодействовать с математическими центрами мирового уровня. И естественно, поскольку математика является основой, на которой развиваются и другие науки, то должны взаимодействовать и с научными центрами мирового уровня (НЦМУ) по приоритетам, и в какой-то мере с центрами геномных исследований», - сообщил начальник отдела организации научно-технической связности территории РФ и ее международной интеграции Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России Кирилл Борисов в понедельник в ходе Всероссийского научного форума «Наука будущего – наука молодых».

Таким образом, формируется два эшелона научных центров – мирового уровня (три геномных, 4 математических, десять по приоритетам Стратегии НТР) и региональные (на конкурсной основе предполагается с 2022 г. создать не менее 14 центров, в том числе – региональные научно-образовательные математические).

Вместе с региональными НОЦ будет образована комплексная сеть – где центры различных форматов и уровней будут взаимодействовать друг с другом.
источник
Научно-образовательная политика
Новая мегагрант-волна

Реализация 43 новых научных проектов по программе мегагрантов, по каждому из которых в российских университетах и научных организациях будут созданы новые лаборатории, начнется в России в 2021 году. Соответствующее решение принято Советом по грантам правительства РФ, заседание которого состоялось на площадке форума «Наука будущего – наука молодых» под председательством министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, сообщили 1 декабря в пресс-службе Минобрнауки.

Мегагранты выделены в целях создания под руководством ведущих ученых в структурах вузов или научных организаций России лабораторий мирового уровня для проведения актуальных и перспективных научных исследований в 2021-2023 годах. Основными задачами научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских университетах и научных организациях, являются получение прорывных научных результатов, решение конкретных задач в рамках направлений, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров.

«Важно поддерживать и развивать как фундаментальные, так и прикладные исследования. Но для их успешного развития необходимо не только достаточное количество ресурсов, но и заинтересованные специалисты, которые глубоко погружены в данную тематику и готовы доводить идеи до успешной реализации. Сегодня общество ожидает от науки конкретных прикладных решений. Так, например, в связи с пандемий перед учеными стояла задача как можно быстрее разработать вакцину против COVID-19. И они, безусловно, вошли в историю, так как первая в мире зарегистрированная вакцина создана именно нашими учеными», - приводит пресс-служба слова Валерия Фалькова.

На конкурс было подано 465 заявок из 57 регионов России, в том числе 362 заявки от вузов и 103 заявки от научных организаций. В нем приняли участие ведущие ученые из 50 стран мира совместно с 222 российскими организациями.

Совет по грантам отобрал 43 проекта под руководством ведущих ученых из 20 стран мира, совместно с 21 вузом и 12 научными организациями России. Новые лаборатории будут созданы в 14 регионах страны, в том числе впервые в Омской и Ивановской областях. Руководить проектами будут ведущие ученые из США, Германии, Великобритании, Франции, Италии и других стран. Всего победителями восьмого конкурса стали 32 иностранных ученых, три российских исследователя, а также восемь соотечественников, работающих и проживающих за рубежом.

За 10 лет реализации программа мегагрантов продемонстрировала свою достаточно высокую эффективность. Нельзя сказать, что выстрелили все проекты за все очереди конкурса, но средний уровень результатов как минимум равен среднемировому. А как правило – превышает его. Особенно значимо, что мегагранты нацелены на те научные области, в которых Россия в данный момент отстает от передовой мирового научного фронта.

Отметим, что в рамках мегагрантов особое внимание уделяется привлечению молодежи – за 10 лет возмужало целое научное поколение, которое прошло через лаборатории ведущих ученых.

Заметим, что в самой архитектуре программы мегагрантов изначально было много новаторского – того, что затем было воспринято в рамках админинстрирования научной политики, а также институциональных форматов нацпроектов.

В частности, это акцент на лаборатории как ключевые элементы научной инфраструктуры (хотя, конечно, изначально акцент на них был сделан совсем из иных, утилитарных аргументов), «советская» система коллективного управления, солидный размер грантов (но на сегодня они уже далеко не самые крупные), привлечение молодежи.

Немалое влияние на развитие науки оказало и сообщество мегагрантников, особенно из числа соотечественников. Именно их усилиями, например, была запущена Президентская программа РНФ.

Мегагранты сохранились в рамках нацпроекта «Наука», что доказывает их научную живучесть и эффективность.

Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/10145439
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Мау, ректор РАНХиГС:

Говорить о профессиональных квалификациях и профессиональных стандартах в наше время достаточно сложно, поскольку современные технологии резко усиливают непредсказуемость нашей жизни, и мы понимаем, что большая часть прорывов как в науке, так и в бизнесе, и в управленческих квалификациях находятся в зоне интеграционных стыков.
В современном мире успешные люди меняют свои квалификации. Речь не о том, чтобы врач работал юристом или юрист – врачом. Но все-таки, говоря о квалификациях, надо иметь в виду этот очень важный сдвиг: мы давно ушли от мира, где можно гордиться, как говорили в советское время, единственной записью в трудовой книжке.

Дополнительное образование – бессмысленный, а главное дезориентирующий термин. Очень часто то, что относят к дополнительному образованию, является гораздо более важным в карьере и в жизни, чем образование, которое когда-то было получено в вузе, ориентируясь на иллюзии и представления семнадцатилетнего человека, выбирающего вуз после школы
Дополнительное образование – бессмысленный, а главное дезориентирующий термин. Очень часто то, что относят к дополнительному образованию, является гораздо более важным в карьере и в жизни, чем образование, которое когда-то было получено в вузе, ориентируясь на иллюзии и представления семнадцатилетнего человека, выбирающего вуз после школы.

Комментарий НОП:
Идея начала публичной дискуссии о замене термина дополнительное образование впервые прозвучала в кулуарах форума "Университеты 2030: наука- компетенции- молодёжь" 6 ноября в Нижнем Новгороде от представителей НОП и НИУ ВШЭ, в присутствии Валерия Фалькова, Александра Сергеева, Глеба Никитина, Владимира Мау, Ярослава Кузьминова и ряда экспертов.

Редакция НОП выражает благодарность Владимиру Александровичу Мау за выражение позиции: публичная дискуссия о смысловом наполнении термина "дополнительное образование" может считаться открытой.

https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rektor-rankhigs-vladimir-mau-v-sovremennom-mire-uspeshnye-lyudi-menyayut-svoi-kvalifikatsii/
источник
Научно-образовательная политика
Тюменский государственный университет – один из лидеров Проекта «5-100».
В очередной стажировке Минобрнауки РФ, Ассоциации "Глобальные университеты" и НОП обсудим педагогический дизайн и инструменты диагностики компетенций студентов, их тьюторское сопровождение, кейсы управленческих решений по расчету нагрузки преподавателей и цифровой трансформации ТюмГУ. А также - создание предпринимательской среды в вузе.

Стажировку откроет Наталья Трухановская, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России.

3 декабря в 12:00 (мск).

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RjhNg

Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=0Nc3Ktdexr4&feature=youtu.be будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Используете ли вы специальные инструменты диагностики универсальных компетенций студентов? Если да, то какие? (выбор нескольких вариантов):
Анонимный опрос
15%
Структурированное интервью
20%
Эссе
9%
Ассессмент-центр
19%
Симуляции и игры
37%
Диагностика универсальных компетенций не осуществляется
Проголосовало: 188
источник
Научно-образовательная политика
Какую цифровую платформу поддержки образовательного процесса вы используете? (выбор нескольких ответов):
Анонимный опрос
29%
Moodle
15%
MS Teams
31%
Zoom
0%
iSpring
0%
WebTutor
7%
Skype
3%
Коммерческая система прокторинга (Экзамус и др.)
3%
Собственная разработка системы прокторинга вуза
11%
Собственная платформа вуза по поддержке учебного процесса
Проголосовало: 626
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента, неоднократно говорил о перспективах Telegram как коммуникационной платформы поддержки учебного процесса.
Анонимный опрос
30%
Согласен(а) с Дмитрием Николаевичем, Telegram-чаты удобнее, нам очень помогают
27%
Используем чаты Telegram и WhatsApp
20%
Преимущественно WhatsApp
22%
Иное
Проголосовало: 287
источник
Научно-образовательная политика
Индивидуализация обучения в университете (выбор нескольких ответов):
Анонимный опрос
23%
Должна быть предметом диалога студента и его преподавателей
17%
Индивидуальная образовательная траектория - это вопрос тактики и стратегии на уровне факультета
11%
Должна фокусироваться на формах и методах обучения
38%
Может и должна быть вопросом стратегии вуза, в т.ч. вместе с его бизнес-партнерами
11%
Это то, о чём ректорат нашего вуза не в курсе
Проголосовало: 392
источник
Научно-образовательная политика
Приветствие Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова к участникам  финала национальной премии «Студент года — 2020»:

Дорогие друзья!

Приветствую вас на финале национальной премии «Студент года — 2020». Сегодня здесь собрались более тысячи самых активных и целеустремленных студентов из 65 регионов страны.  

Студент года – это не только конкурс, но и уникальный образовательный проект, в рамках которого участников ждут насыщенные дни – мастер-классы, дебаты, решения кейсов. Лучшие из вас получат заслуженные награды по 14 номинациям конкурса в сфере науки, спорта, международного сотрудничества, творчества и самоуправления.

Отдельно хочу отметить, что в этом году премия проводится в рамках Года памяти и славы. Именно поэтому в программу была включена новая командная номинация - "Патриотическое объединение года".

Желаю всем участникам финала удачи и успешной работы!
источник
Научно-образовательная политика
Красивая картинка. Но неточная.
Начиная с первого же столбца. В котором РВК, переданная РФПИ - почему-то у ВЭБ.РФ

https://t.me/russica2/34623
источник
Научно-образовательная политика
2020 год стал настоящим вызовом для конкурса: мы смогли расширить свою географию, обрасти партнерами, открыть новые инструменты и пути развития, которые найдут свое применение и в грядущем сезоне. Большинство финалов тематических номинаций были переведены в онлайн. Именно дистанционный формат защит проектов позволил расширить географию конкурса – мы вышли на международный уровень, приняв заявки от конкурсантов из 15 зарубежных стран. Сегодня мы можем говорить о том, что практика онлайн-защит найдет свое отражение в XVIII сезоне конкурса. 2020 год также был ознаменован началом сотрудничества с Грантовым конкурсом молодежных инициатив Росмолодежи, благодаря которому десятки победителей получили возможность в ближайшее время реализовать свои проекты, направленные на развитие российских территорий.
Вместе с НОП в 2020 году мы начали реализацию проекта #УчимсяВместе, зрителями которого стали более 1,5 млн человек. В 2021 году мы планируем  вовлечь университетских лидеров в ещё более тесный диалог.
Вместе с НОП в 2020 году мы начали реализацию проекта #УчимсяВместе, зрителями которого стали более 1,5 млн человек#УчимсяВместе, зрителями которого стали более 1,5 млн человек. В 2021 году мы планируем  вовлечь университетских лидеров в ещё более тесный диалог.
источник
Научно-образовательная политика
Традиция мотивировать

С переходом на дистант появилось много вопросов как лучше всего мотивировать к работе и учебе на дому. У РУДН есть хороший лайфхак с огромным стажем.

Вот уже 45 лет университет проводит слет отличников. Ежегодно за высокие академические успехи студентов отмечают наградами и премиями. А те, кто проучился 10 семестров на «отлично», принимают участие в розыгрыше автомобиля. Нововведением этого года стал приз в виде бизнес-завтрака с ректором вуза. Результат у традиции сугубо положительный: число отличников за последние 5 лет выросло более, чем в 2 раза.

Руководство университета справедливо считает, что чем больше отличников, тем выше качество образования. И это стратегически значимо.

Торжественную церемонию 2020 года провел президент РУДН Владимир Филиппов. Обращаясь к студентам-отличникам, он отметил: «Слово «отличник» означает отличие от других. Это очень высокое звание в Университете дружбы народов. Неслучайно эта традиция родилась, когда ректором университета был профессор Владимир Станис, он был вторым ректором университета. Он тогда, создавая эту традицию, придя в университет, провозгласил лозунг о том, чтобы была культура качества образования. Тогда родился впервые этот слет отличников».

Лучшие студенты получают не только призы. Слова напутствия им приезжают сказать именитые гости, состав которых тоже неслучаен. Управленческая команда университета приглашает тех, кто сможет рассказать о том, как образование помогло построить успешную карьеру. В этом году в церемонии принял участие Максим Зайцев, депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета ГД РФ по науке и образованию, выпускник РУДН. Молодой и состоявшийся государственный деятель личным примером показывает студентам, что стать успешным можно и в молодом возрасте, но для этого надо много и интенсивно работать.

«Чем всегда отличался Российский университет дружбы народов? Это представители и люди со всех стран мира. Начиная с первого курса, мы учимся взаимодействовать, находить общий язык со многими людьми, представляющими самые разные государства, а ведь это разные культуры, разные знания, разное воспитание. Благодаря этим знаниям, знаниям общения, которое мне удалось, совершенствуя в себе, достигнуть, я вступил в карьеру публичного политика, достаточно долго возглавляя аппарат фракции ЛДПР. Вуз дал мне достаточно большой багаж знаний и опыта. Я могу со всей уверенностью сказать, что все, что я достиг, я достиг только благодаря команде профессорско-преподавательского состава, благодаря коллегам и друзьям из РУДН», - рассказал слушателям Максим Зайцев. Он также предложил учредить стипендию Государственной Думы РФ.

Одна из функций образования - улучшать социально-экономический статус людей, получивших его.

Живые истории, примером которых стала в этом году студентка 2 курса магистратуры Юридического института РУДН Полина Игнатьева, выигравшая автомобиль, служат лучшим инструментом мотивации для тех, кто продолжает учиться.

Источник: http://www.rudn.ru/media/news/life-in-rudn/studentka-yuridicheskogo-instituta-polina-ignateva-stala-obladatelnicey-glavnogo-priza-sleta-otlichnikov-ucheby---avtomobilya-lada-vesta
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в ряде СМИ и популярных ТГ-каналах прошла информационная атака в адрес Президента РАН Александра Сергеева.

Исходным темником стала публикация "Независимой газеты", в которой Сергееву "припоминают" его обещания сделать РАН более информационно-открытой организацией.

По информации НОП, одной из причин атаки стала борьба за контролем над информационными процессами РАН и связанными с ними финансовыми потоками. Об этом же прямо пишет "Независимая газета" :

"Достаточно посмотреть на сайт РАН, выполненный в стилистике начала 90-х, сравнить его с сайтами хотя бы Стэнфордского университета или Массачусетского технологического института, чтобы понять, насколько РАН не стремится быть ближе к обществу".

На самом деле, инициаторы публикаций очень сильно не хотят чтобы Сергеев строил открытую Академию наук.

Вот вам конкретика. На днях в НОП "стучались" критики Александра Сергеева, очень сильно хотели убедить нас не поддерживать открытый диалог с РАН. Скажем больше. Мы непосредственно от академика Сергеева знаем, что он "двумя руками За" решение проблем, которые тормозят развитие РАН.

Какие ещё "пруфы" нужны, если анонимный телеграм-канал подтверждает: проблемы, которые ставят в названных публикациях Сергееву в вину, ему хорошо знакомы и над их решением ведется системная работа.

И такая решительность Президента РАН, конечно же, нравится далеко не всем.

https://www.ng.ru/science/2020-12-02/100_184401122020.html
источник