Стандарты и оценки
Этим двум явлениям в высшем образовании на «Профессорском форуме 2020» была посвящена секция «Повышение качества высшего образования. ФГОС 3++: проблемы внедрения и сопряжения с профессиональными стандартами. Профессионально-общественная аккредитация и независимая оценка качества образования».
Если начинать с основ, то поколение 3++ является самым либеральным и лояльным из всех своих предшественников (3 и 3+). Ключевой проблемой с этим поколением были не его изъяны, а наложение в переходный период нескольких стандартов – каждый со своими требованиями, компетенциями и пр. После процесс может быть оценен как раз на ту «тройку с двумя плюсами», то есть не идеал, но и не провал.
Коронавирус резко стимулировал перемены в вопросах аккредитации и лицензирования – стало ясно, что можно спокойно продлить срок действия документов на год, и мир при этом не рухнет, как и качество образования сохранится на том же уровне. Кроме того, появилась возможность протестировать систему в максимально дистанционном режиме. Оказалось, что практически все процедуры можно проводить удаленно.
Эти выводы должны наталкивать на мысль о том, что совсем необязательно гонять по стране группы экспертов, чтобы они сами лично проверяли какую-то документацию – они это могут делать удаленно, а если потребуется – интерактивно.
Вскользь на секции упомянули о развитии электронных информационных систем вузов – а ведь именно их взрывной и качественный рост дают возможность перевести в дистант многие процедуры. Предоставить доступ экспертов к этому цифровому следу не трудно.
Также эпидемия на деле продемонстрировала, что учебный процесс не настолько зависит от физических характеристик, как то заложено в ФГОСах. Сетевые и дистанционные режимы работы показывают, что качественное образование возможно и в условиях, когда недоступны искомые квадратные метры аудиторий или экземпляры бумажных учебников в библиотеке.
Рособрнадзор в целом настроен на либерализацию требований – в 2021 году будут сняты требования по материально-техническому обеспечению программ в дистанционном режиме или электронной форме. Также по многим параметрам многостраничные документы могут быть заменены гарантийным письмом от ректора.
Этот пункт еще более усиливает персональную ответственность руководителя университета за качество обучения – а также за эффективность информационной системы вуза, ведь именно через нее эксперты смогут проверить реальное положение вещей.
С 1 июля 2021 года по новому закону о контроле и надзоре будет сформирован «дружелюбный режим», а проверки превратятся в изучение документации без выездов на места.
Если все будет так, как запланировано, то в вузах могут наконец-то прекратиться регулярные иммерсивные спектакли по «Ревизору». Нельзя не отметить, что минимизация очных выездных проверок встречает некоторое сопротивление – причем не только со стороны Рособрнадзора (поскольку формально уменьшает его возможности), но и университетов. Очевидно, что очные проверки были одним из инструментов «черного рынка» аккредитаций и лицензий. Теперь ему приходит конец.
Впрочем, сильно легче университетам не станет – ведь наравне с государственной существует профессионально-общественная аккредитация, а также независимая оценка. Например, рейтинги (при всех их недостатках) являются весьма весомой оценкой качества работы университета и образования. Их становится все больше, появляются рейтинги и рэнкинги отечественного «производства», а также результаты всех этих оценок сводятся в агрегированные форматы.
С другой стороны, в России сформировался рынок общественных и профессионально-общественных аккредитаций. При этом формируется парадоксальная ситуация – часто репутация вуза на много порядков превышает таковую у той или иной «аккредитационной организации».
Для аккредитации, лицензирования, мониторинга и рейтингования в идеале должна быть создана единая методологическая база и цифровая инфраструктура. В настоящее время этот процесс находится в самом начале.
О ходе и содержании дискуссии.