Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 17
Научно-образовательная политика
Только что общался с Владимиром Александровичем.
Полон сил, идей, планов✊

https://t.me/mainranepa/789
источник
Научно-образовательная политика
«Киберзона»: Министры в МИРЭА

Сегодня в РТУ МИРЭА открылась «Киберзона» - центр киберспорта. На церемонии открытия присутствовали министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, которые посетили РТУ МИРЭА в ходе рабочего визита в Российскую Федерацию.

Министры дали старт соревнованиям по киберспорту между студентами из РФ и Белоруссии.

Сначала с приветственным словом выступил Валерий Фальков: «Мы живем в 21 веке и хорошо, что такие центры есть. Сегодня пройдут состязания между командами России и Беларуси, и я надеюсь, что победит дружба. И я надеюсь, что в этих стенах дружба будет царить всегда». 

Затем собравшихся приветствовал Игорь Карпенко: «Сегодня мы провели несколько официальных встреч, обсуждался вопрос подготовки совместного заседания коллегий Министерства образования Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси, Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования России, которое состоится в Минске в первой половине декабря. Открытие Центра - это всего лишь небольшое мероприятие в масштабе тех глобальных проблем, которые нам предстоит решить. Но оно займет достойное место в ряду мероприятий, которые сближают, объединяют наши страны».

Затем гости в сопровождении ректора РТУ МИРЭА Станислава Куджа осмотрели современный буткемп, который создан для отдыха и проведения соревнований по различным дисциплинам. Студентам будут доступны на выбор 30 мощных компьютеров, две Playstation 4 Pro с набором различных игр, аэрохоккей, настольный футбол, аркадные автоматы, VR-аттракционы, различные симуляторы и многое другое. Затем министры расписались на стене в знак открытия Центра киберспорта «Киберзона».

«Первый раз расписываюсь на стене университета», - пошутил Валерий Фальков. 

Ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж отметил: «В конце 2019 года на вручении Российской национальной премии «Студент года» РТУ МИРЭА был признал лучшим киберспортивным вузом. Внутривузовские турниры вышли на новый уровень: помимо трансляций и комментирования появились интервью с участниками, новые игровые рубрики, аналитика прошедших игр. Наш клуб создает контент для VK, Youtube, Instagram, Twitch и Discord. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Буткемп позволит киберспортивному клубу начать развиваться в других направлениях».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня, 17 ноября, отмечается Международный день студентов. Или, как он еще называется, День международной солидарности студентов. История у памятной даты трагичная и связана с протестами чехословацкой профессуры и учащихся против немецкой оккупации в 1939 году.

В наши дни солидарность студентов не менее важна. Конфликтность международной среды усиливается, страны вступают в «холодные» и «горячие» конфликты. Студенческие сообщества, конечно, тоже радикализируются. Но в них, тем не менее, скрыт огромный потенциал для создания конструктивных трансгосударственных отношений.

Эпидемия коронавируса также стала большим испытанием для солидарности студентов. Не раз от наших партнеров мы слышали, какие баталии протекают в некоторых студенческих группах – в те дни, конечно, когда дистант был по выбору. COVID обнажил и хорошее, и дурное в людях.

Но не было бы счастья, да дистант помог – на глазах поднялась искренняя волна добровольчества среди студентов. В «красной зоне» или доставляя продукты пенсионерам, помогая создавать цифровые экосистемы или ответственно подходя и к обучению, и к охране здоровья – студенты объединяются и начинают творить добро.

Говоря об именно Международном дне студента, нельзя забыть о значительных усилиях, которые предпринимаются многими государствами по экспорту высшего образования и усилению мобильности – студенческой и академической. Да, коронавирус данные процессы почти остановил, но тем не менее – после эпидемии (которая обязательно закончится) они возродятся с новой силой.

Хочется пожелать студентам – сил пережить дистант и использовать новые возможности, чтобы узнать что-то новое. Педагогам – закрепить полученные навыки и обратить их в эффективные образовательные решения. Администраторам – не забывать, какими вы были в студенческие годы. Ведь только так возможно выстроить и университетскую, и молодежную политику.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Руководителям университетов ⚡️

Виртуальная стажировка по обмену практиками вузов «Траектория студента в УрФУ: цифровые практики»

Продолжаем семинары по обмену вузовскими практиками «Виртуальные стажировки в университетах: «Университет: какой он?».

Вниманию участников стажировки будет представлено разнообразие тематических кейсов по управлению образовательным процессом в университете, обеспеченных цифровыми сервисами, среди которых: управление образовательными программами, взаимодействие с партнерами, проектное обучение, индивидуальные образовательные траектории, организация онлайн-обучения, финансовая модель университета.

В работе семинара примут участие директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская и директор департамента проектной деятельности Минобрнауки России Наталья Гвоздева, которые дадут экспертное заключение по тематическим кейсам УрФУ.

Семинар состоится в режиме онлайн в четверг, 19 ноября, в 12:00 мск.

Организаторы семинара:
Министерство науки и высшего образования РФ
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ
УрФУ

В начале семинара научный руководитель ЭАЦ «НОП», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов представит результаты исследования по обсуждаемой теме.

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/Rjgyz.

Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка https://www.youtube.com/watch?v=h0gNMHuryGk&feature=youtu.be будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
источник
Научно-образовательная политика
Как, по вашему мнению, индивидуализация влияет на студентов? (выбор нескольких ответов)
Анонимный опрос
18%
Студенты становятся более самостоятельными
20%
Студенты чувствуют ответственность за своё образование
11%
Студенты тщательно выбирают преподавателей
10%
У студентов снижается уровень профессиональных знаний и навыков
26%
Студенты выбирают предметы, которые легче сдать
14%
Студенты теряют связь с университетом
Проголосовало: 555
источник
Научно-образовательная политика
Какова, на ваш взгляд, оптимальная модель использования онлайн-курсов в учебном процессе вуза (выбор одного ответа):
Анонимный опрос
49%
Смешанное обучение с применением онлайн-курса, разработанного преподавателем своего вуза
17%
Смешанное обучение с применением онлайн-курса от преподавателя другого российского вуза
13%
Смешанное обучение с применением онлайн-курса, разработанного преподавателем зарубежного вуза
2%
Полностью электронное обучение, построенное преимущественно на курсах преподавателей своего вуза
4%
Полностью электронное обучение, построенное на курсах преподавателей разных вузов
15%
Не применять электронного обучения ни в каком виде
Проголосовало: 344
источник
Научно-образовательная политика
Для каких групп дисциплин внутри образовательной программы бакалавриата, по вашему мнению, онлайн-курсы целесообразны (выбор нескольких ответов):
Анонимный опрос
38%
Дисциплины для формирования общекультурных компетенций
19%
Общепрофессиональные дисциплины
7%
Специализированные дисциплины
22%
Вариативные дисциплины
14%
В бакалавре онлайн курсы неэффективны
Проголосовало: 496
источник
Научно-образовательная политика
В каком случае, по вашему мнению, важна индивидуализация в образовании? (выбор наиболее значимого ответа)
Анонимный опрос
13%
Для развития общих компетенций всех студентов
21%
Если только учитывает способности и желания студентов
16%
Важна, но не применима к ряду программ (например, инженерные)
30%
Крайне важна в связи с быстро меняющимися внешними условиями
20%
Не важна и даже опасна, поскольку разрушает систему классической подготовки профессионалов
Проголосовало: 367
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем Telegram-канал "Большая перемена" @bpshkola с 3К подписчиков!

Мы не всегда согласны с решениями отдельных руководителей Минпросвещения и часто спорим с коллегами, а они с уважением относятся к конструктивной критике.

Редакция "Большой перемены" - друзья и партнёры НОП, с которыми мы регулярно делимся мнениями как в виртуальном пространстве, так и офлайн.

Мы с вами работаем в лучшей сфере на свете - в образовании.

Коллеги, желаем вам ещё больше драйва, инсайдов, иронии, смелых экспериментов, новых умных подписчиков, горячих инфоповодов и только хороших Больших перемен.

t.me/bpshkola
источник
2020 November 18
Научно-образовательная политика
#НОЦвости: Вторая волна – промежуточные итоги

#НОЦвости: Вторая волна – промежуточные итоги

Минобрнауки опубликовало протокол результатов экспертизы документов в составе заявок на НОЦ мирового уровня. Данные оценки сугубо предварительные и даны по форме поданных материалов, а не по их содержанию. Все итоговые решения принимает исключительно Совет по НОЦ.

Баллы в порядке убывания
Уральский межрегиональный НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (Свердловская, Челябинская, Курганская области) 81,25

«Инженерия будущего» (Самарская, Пензенская, Ульяновская, Тамбовская области, Мордовия) 78,75

«Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса» (Ростовская обл.) 72,50
«Сибирский биотехнологический НОЦ» (Новосибирская обл.) 71,25
«Искусственный интеллект в промышленности» (Санкт-Петербург) 71,25
«Циркулярная экономика» (Татарстан) 70,00
Евразийский НОЦ (Башкирия) 70,00
«Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» 67,50
«ТулаТЕХ» (Тульская область) 66,50
«Биоэкономика Дальнего Востока» (Приморский край) 66,25

НОЦ Томской области 65,00

Цифровые инновации в экономике» (Воронежская обл.) 58,75
«Морские науки, технологии и региональные экосистемы» (Севастополь) 56,00
«Байкал» 55,50
«Север: территория устойчивого развития» (Якутия) 51,75
НОЦ Омской области 49,50
НОЦ СКФО «Комплексная безопасность социально-экономических и природно-техногенных систем» (Чечня) 47,50
«Экосистема жизнедеятельности человека в условиях Севера» (Коми) 46,75
«Биополис» (Кировская обл.) 45,00
«Биотехнологии и санаторно-курортная реабилитация» (Крым) 36,00

В целом, можно выделить три группы. Первая – очевидные лидеры. Это два межрегиональных НОЦ – Уральский и «Инженерия будущего». У них неплохие шансы на победу.

Однако, все эти ранжирования и предварительные оценки вполне могут разбиться о более жесткую логику – геостратегическую. НОЦ рассматриваются как инструменты развития (макро)регионов – и чем ниже старт, тем более весом вклад центра в рамках «третьей миссии».

В логике Стратегии пространственного развития можно выделить иных фаворитов: «Биоэкономику Дальнего Востока» и «Российскую Арктику». Они и по предварительным оценкам в первой десятке. Тем более, что создание центров в этих двух макрорегионах прямо предусмотрено поручениями президента. Отметим, что в «арктическом зачете» проект Архангельска на данный момент на голову выглядит намного сильнее, чем якутский «Север».

В данной геостратегической логике стоит обратить внимание на заявку от Северо-Кавказского федерального округа. Несмотря на ее скромные баллы, сама задумка и позиционирование НОЦ смотрятся очень выигрышно.

Наши рассуждения о силе и перспективах заявок в целом подтвердились. И еще раз подчеркнем – итоговые решения будет выносить Совет по НОЦ, который будет руководствоваться качеством поданных документов, пожалуй, в последнюю очередь.

Стоит помнить, что сейчас идет отбор 5 из оставшихся 10 НОЦ, еще пять отберут в третью волну. И при этом существует поручение Президента о расширении масштабов поддержки центров, а оно может привести к увеличению итогового количества научно-образовательных центров мирового уровня. В общем ведущие 10-12 заявок можно рассматривать как реальных претендентов, если не на отбор во вторую волну – так в третью.

Предварительный анализ участников от НОП: https://t.me/scienpolicy/13011
Протокол конкурсной комиссии: https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2020/11/main/Protokol_N_2020-15-NOTS-1-2.pdf
Telegram
Научно-образовательная политика
#НОЦвости: Вторая волна – участники (1/2)

В «битве за НОЦ» 20 участников. Именно столько заявок поступило на вторую волну отбора научно-образовательных центров мирового уровня по нацпроекту «Наука».

Познакомимся с участниками гонки.

«Север: территория устойчивого развития» (инициатор – Якутия) – претендует на НОЦ по «арктическому зачету». Точка сборки – СВФУ. Несмотря на все заверения в межрегиональности – заявка подана только от одного региона.

«Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская и Мурманская области, Ненецкий АО) – очевидный фаворит на право создать НОЦ в Арктической зоне РФ. Точка сборки – С(А)ФУ. Проект поддержан в элитах – со стороны Росатома и Курчатовского института, а также Алексея Кудрина.

«Биоэкономика Дальнего Востока» (Приморский край) – единственный претендент на победу в «дальневосточном зачете». Точкой сборки является ДВФУ, а базой – экосистема острова Русский (университет, ИНТЦ, центр цифрового развития, инжиниринговые центры).

«Инженерия…
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник