Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 16
Научно-образовательная политика
«Отдельно не могу обойти вниманием национальную цель – возможности для самореализации и развития талантов. Президент России создал целую систему по поиску и продвижению талантов, в которую вовлечены и Сириус, и АСИ, и наша платформа «Россия – страна возможностей», и ОНФ, и др. организации. Мне кажется, что без этого важнейшего направления, без талантов, не будет возможности реализовать все остальные задачи, которые перед нами стоят. Мы планируем предложить проработать все эти положения плана на наших профильных тематических площадках совместно с экспертным сообществом с обязательным учетом мнения людей на местах», – отметил на встрече первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями ОНФ и Обществ. палаты РФ Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

В заключение Алексей Комиссаров высказал слова благодарности министру экономического развития Максиму Решетникову и зам. министра Петру Засельскому за эффективное взаимодействие.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
❤️ Большое спасибо нашим друзьям и партнерам: https://t.me/minobrnaukiofficial/450
источник
2020 November 17
Научно-образовательная политика
Сибирская РАНа

Коммерсант пишет, что суд арестовал имущество, принадлежащее семье бывшего председателя Сибирского отделения РАН (СО РАН) Александра Асеева, подозреваемого в мошенничестве с приватизацией коттеджа.

В сентябре Следственный комитет возбудил дело в отношении бывшего главы СО РАН 74-летнего Александра Асеева. Его заподозрили в незаконной приватизации коттеджа, ущерб от которой следствие оценило почти в 46 млн руб. Особняк площадью 600 кв.м в Академгородке, где академик якобы обещал сделать резиденцию СО РАН для приема иностранных делегаций, оказался в собственности его дочери. Уголовное дело, в основу которого легли материалы ФСБ, расследуется по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

По мнению десятков экспертов НОП в РАН (включая членов Президиума и академиков), "кейс Асеева" - это позор, который незаслуженно бросает тень на всю Академию.

"Пармон (Валентин Пармон - председатель СО РАН) сводит личные счёты, а страдает вся Академия Наук",- отмечает для НОП академик РАН, пожелавший остаться анонимным.

"Эта история - буквально "вынесение сора из избы", это скандал, который начался при поддержке большого руководителя Минобрнауки прошлого состава. Мы неоднократно обращали внимание действующего руководства СО РАН, но коллеги просто дистанцируются",- отмечает член Президиума РАН, пожалавший сохранить анонимность.

Чем бы не закончилась история с "особняком Асеева", очевидно что Сибирское отделение РАН в последнее время всё больше привлекает внимание общественности историями, более подходящими не для новостей из мира науки, а для желтой прессы.

https://www.kommersant.ru/doc/4574183
Коммерсантъ
Арестовано имущество экс-главы Сибирского отделения РАН академика Александра Асеева
Как стало известно “Ъ-Сибирь”, суд арестовал имущество, принадлежащее семье бывшего председателя Сибирского отделения РАН (СО РАН) Александра Асеева, подозреваемого в мошенничестве с приватизацией коттеджа. Как рассказали источники, знакомые с ходом расследования дела, под арестом оказались особняк в новосибирском Академгородке на улице Мальцева, оформленный на дочь ученого Ольгу, проживающую во Франции, а также автомобиль Peugeot 407 выпуска 2009 года, зарегистрированный на самого академика РАН Александра Асеева. Отметим, что суд запретил только сделки с указанным имуществом, пользоваться им собственники могут. Об аресте коттеджа и иномарки ходатайствовало следствие.В сентябре Следственный комитет возбудил дело в отношении бывшего главы СО РАН 74-летнего Александра Асеева. Его заподозрили в незаконной приватизации коттеджа, ущерб от которой следствие оценило почти в 46 млн руб. Особняк площадью 600 кв. м в Академгородке, где академик якобы обещал сделать резиденцию СО РАН для приема иностранных делегаций…
источник
Научно-образовательная политика
Прошло время экспериментов и laissez-faire в дистанте – настало время обязательств и контроля.

Минобрнауки берет под жесткий контроль исполнение приказа по дистанционному обучению и формату работы.

Ректоры вузов Москвы и Санкт-Петербурга несут персональную ответственность за все нарушения. Ситуация сложная, поэтому решения будут приниматься быстро и жестко – без расшаркиваний под замену будут отправляться и ректоры и их команды.

Обращаем особое внимание руководства ряда вузов – самоуправство с самозабвенным «набиванием» сотрудников в пустые здания и засильем очных совещаний – известно в Министерстве и очень негативно воспринимается. Также, как и практика принудительных очных дежурств в помещениях кафедр и деканатов.

И отдельно подчеркиваем – сотрудники, которые необходимы для функционирования вуза – это только те, без которых работа на самом деле встанет. А не те, которые нужны, чтобы ректору было удобно (по доковидной старинке) работать, словно ничего и не произошло. Члены ректората, кто не может или не хочет работать в цифровом и дистанционном режиме, могут уже сейчас начать думать над жизнью после работы в вузе.

https://t.me/minobrnaukiofficial/729
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас, на заседании РСР:

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования России (о дистанте):

Нет понимания и закономерности, где и как люди становятся инфицированными. Где очаги? В студенческих общежитиях? Нет. В студенческих лабораторных корпусах? Нет. На транспорте, скорей всего тоже нет. И это аргумент, чтобы снизить риски.

Виктор Садовничий, ректор МГУ, Президент РСР:

Мы даем слово, что мы не должны снизить качество образования. Необходимо выложиться нам, преподавателям, профессорам, ученым, то отношение к науке, фундаментальной науке, учебе, которое мы создавали упорным трудом после 90х.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Три аргумента (за дистант - НОП): понимание того, как может складываться ситуация по крупным агломерациям сегодня. Второе: непонимание, как происходит инфицирование. Мы действуем в условиях неопределенности.
И ответ на просьбы студентов - учитывая 3 этих фактора, принималось решение, которое не было спонтанным. Мы его обсуждали и согласовали с главой Оперативного штаба по РФ.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Для студентов, которые остаются в общежитии, должны быть оборудованы дополнительные места для занятий и условия для дистанционной учебы. Конечно, нужно освободить от оплаты, если они выехали. Это, конечно, рекомендации. Кроме индивидуального подхода к студентамКроме индивидуального подхода к студентам, другого у нас нетдругого у нас нет. (Допускаем -НОП), что у студентов нет возможности обучаться дома, например, в деревне нет интернета. Мы должны интересоваться, когда они выезжают домой, есть ли у них возможность учиться.И разделить с ними ответственность.
источник
Научно-образовательная политика
"Студенты должны самостоятельно принимать решения остаться в общежитии или уехать домой", - заявил глава Минобрнауки России Валерий Фальков в ходе заседания Совета Российского союза ректоров
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Иностранные студенты хотели бы приехать, но не имеют возможность. И мы уже не готовы их принимать. Для первокурсников должна быть отдельная работа по социализации, необходимо дойти до каждого.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Абсолютному большинству университетов будет оказана финансовая поддержка до конца учебного года. Мы сейчас с Минфином заключаем последние согласования по объемам. Мы хотели бы больше для вас, и охватить всех без всяких исключений. Это будет субсидия на иные цели.Мы хотели бы больше для вас, и охватить всех без всяких исключений. Это будет субсидия на иные цели.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Дистанционное обучение остается очным. Мы понимаем, что оно не может быть дешевле. Но в обществе широкий дискурс развернулся, к которому подключился ряд экспертов, политиков, о том, чтобы снизить стоимость обучения. Весомым аргументом в этом диалоге, который должны вести мы с вами: ректоры, вузовские команды, это как раз меры поддержки социальной, связанные с компенсацией за транспорт, с компенсацией за оборудование дополнительных специальных мест в общежитиях по интернету. А ведь есть огромное количество мер, которые вы, не афишируя, сами индивидуально прорабатываете.Дистанционное обучение остается очным. Мы понимаем, что оно не может быть дешевле. Но в обществе широкий дискурс развернулся, к которому подключился ряд экспертов, политиков, о том, чтобы снизить стоимость обучения. Весомым аргументом в этом диалоге, который должны вести мы с вами: ректоры, вузовские команды, это как раз меры поддержки социальной, связанные с компенсацией за транспорт, с компенсацией за оборудование дополнительных специальных мест в общежитиях по интернету. А ведь есть огромное количество мер, которые вы, не афишируя, сами индивидуально прорабатываете.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

По поводу качества образования. Мы призываем вас консолидировано выступать. Когда кто-то из вас демонстрирует, может быть из благих побуждений, особую заботу о качестве образования, то в обществе и СМИ складывается впечатление, что остальные готовы пожертвовать этим качеством, а вот есть те, кто хранит традиции образования, и, в том числе, этот "ненавистный дистант" всячески ему сопротивляется. Решение по дистанту - это решение не между плохим и хорошим. Это решение между плохим и худшим. Мы понимаем, что издержки по качеству мы несем, и все бы их хотели минимизировать, но я призываю ректоров принимать решения консолидированно. И исходить из того, что некоторые ваши решения громко могут обсуждаться, и в итоге они вредят не только вам, но и всему сообществу вузовскому, поскольку запускают пирамиду разных смыслов и интерпретаций.Это решение между плохим и худшим. Мы понимаем, что издержки по качеству мы несем, и все бы их хотели минимизировать, но я призываю ректоров принимать решения консолидированно. И исходить из того, что некоторые ваши решения громко могут обсуждаться, и в итоге они вредят не только вам, но и всему сообществу вузовскому, поскольку запускают пирамиду разных смыслов и интерпретаций.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Интерпретации в СМИ пошли и это неправильно, мы очень быстро отработали с этими университетами, чтобы исключить неправильные трактовки, но здесь нам всегда надо выступать сообща.

Университеты не закрылись, полного локдауна у нас нет, но, если у нас нет студентов, то присутствие преподавателей должно быть оправданно чем-то. Многие преподаватели обеспечены нормальными средствами коммуникации и могут преподавать из дома. Если такой возможности нет, университет должен предоставить возможность на площадке самого университета. Но, строго говоря, мы должны минимизировать возможности передвижения преподавателей не только из групп риска.
мы должны минимизировать возможности передвижения преподавателей не только из групп риска.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Давайте составим перечень полный университетов и всех мер поддержки и покажем обществу, сколько делается. Потому что в основном идет речь о каких-то крупных решениях: решение о неповышении стоимости, решение по оплате проживания за общежития, компенсация за проезд. Но огромное количество вы принимаете решений по помощи оплаты интернета, покупке гаджетов, оплате питания. Нам нужно лучше информировать, что такая работа идет.
источник
Научно-образовательная политика
Ярослав Кузьминов:

Меры, которые мы предпринимаем, чтобы студенты полностью понимали, что у них дистантное-очное. Есть общественная установка, что удаленное - это заочное. У нас издан приказ, по которому каждый преподаватель должен выделить время онлайн, когда он присутствует для консультаций  индивидуальных, групповых. Это очень большой элемент очного образования. Сейчас студенческий совет мониторит, как коллеги это соблюдают. Во время сдачи онлайн экзаменов студентов напрягало, что им не доверяют. Одно дело, ты на ЕГЭ, на каком-то экзамене с незнакомым тебе человеком сталкиваешься, естественно ты должен проверить, что это он, что он не подсматривает, но если ты со студентом работаешь полгода-год, ты его знаешь. Избыточное применение формальных технологий защиты на экзаменах, на наш взгляд, желательно избегать. Это улучшит атмосферу. Я бы советовал применять технологии прокторинга, когда преподаватель не знает студента.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Об отъезде в регионы студент сам должен принять решение и не надо его подталкивать. Свобода воли, насильно мил не будешь. Давайте посмотрим на практику нашей работы со студентами, как только мы начинаем подталкивать студента, воплощение может быть конфликтным. Не надо прилагать особые усилия к тому, чтобы выталкивать студентов из общежитий. Необходимо усилить индивидуальную работу со студентами, и университет несет ответственность даже в том случае, когда он принял решение уехать в регион. Все мы видим ролики, когда студенты на березах, студенты из отдаленных поселков, можно было бы отстраниться, но университет заканчивается там, где находится его студент, наша задача не вытолкнуть студента вообще, а дать качественное образование. Оставляя студентов в общежитии, решения, которые мы приняли, должны работать. Студент должен быть загружен и социализирован, у него должны быть условия. В этом направлении молодежную политику и работу со студентами усилить, понимая, где каждый из них находится. Не считая, что перевели на дистант, а дальше и "трава не расти".
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Вы находитесь на острие атаки, я хочу поблагодарить за стойкость, за корпоративную солидарность, за умение слушать и слышать друг друга. Призвать, чтобы в это непростое время продемонстрировать высокий уровень управленческой культуры. Умение вырабатывать сообща решения быстрые, своевременные, точные, которые ведут к миру и согласию.
источник
Научно-образовательная политика
Стажировка в УрФУ — приглашает команда Глобальной университетской лаборатории.

🗓 Четверг, 19 ноября;
🕐 14:00 по Екатеринбургу.

Регистрация.

Виртуальные стажировки — это возможность познакомиться с оригинальными практиками, управленческими решениями и цифровыми сервисами российских университетов.

Организаторы:
📌 Минобрнауки России;
📌 Ассоциация «Глобальные университеты»;
📌 Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
источник
Научно-образовательная политика
​​Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» @scienpolicy Евгений Сжёнов – о дискуссионных площадках для думающей элиты, специально для @rectorsofrussia:  

Буквально вчера участники панельной дискуссии «Медиа и социальные коммуникации и их роль в продвижении российской науки» обсуждали преимущества коммуникации ректоров в Telegram.

Стоит отметить, что относительно важности этой площадки были солидарны и модератор дискуссии, врио ректора РЭУ им. Плеханова Иван Лобанов, и коллеги из Минобрнауки и АНО «Национальные приоритеты».

Коллектив ЭАЦ «Научно-образовательная политика» и редакция telegram-канала «НОП» уже пару лет системно формирует дискуссионную площадку думающей элиты.

О важности персональной коммуникации первых лиц (включая ректоров) много говорили в эфирах и публикациях НОП, а также на форумах с участием руководителей науки, образования и ректоров университетов.

Только за последние две недели состоялось несколько мероприятий: форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» (с участием министра Фалькова и президента РАН Сергеева), стратсессия ректоров ведущих вузов в Правительстве Москвы, форум «Сильные идеи для нового времени» (с участием Президента РФ Владимира Путина), Профессорский форум 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество» (с участием министров Валерия Фалькова и Сергея Кравцова).

Каждый раз речь заходила о том, как важна открытость коммуникаций первых лиц вузов.

Выбор темы неслучаен. В конце лета Счетная палата РФ на совещании заместителей министров представила доклад об открытости власти.

Вывод: российские ФОИВ (включая и научно-образовательные, в том числе подведомственные университеты) все еще очень закрыты, а их руководители недостаточно коммуницируют в социальных медиа (и особенно в Telegram).

Но есть и исключения. Самым активным образом telegram-каналы использует, например, АСИ и (особенно) президентская платформа «Россия – страна возможностей».

С командой создателей канала
РЕКТОРЫ.РФ мы знакомы очень давно – это наши верные сотоварищи в работе по вовлечению ректоров в telegram-пространство. Много форумов и «ректорских» дискуссий мы в последние годы сделали «рука об руку» с коллегами.

Искренне надеемся, что новая дискуссионная площадка позволит сделать разговор думающей элиты в Telegram более содержательным, насыщенным, сфокусированным на задачах научно-образовательной политики России.

@rectorsofrussia
источник