Дороги и контекст
Продуктивно осмысливать реальность через тот контекст, в котором она существует. И исторические обстоятельства, которые повлияли на ее формирование. Люди живут так, как им удобно, а решения по преобразованию среды принимают, исходя из огромного количества соображений.
Илья Варламов вчера решил устроить «разгром» выступлению Михаила Якимова на конгрессе Road Traffic Russia. Само по себе это, конечно, было изначально нечестно.
Михаил Якимов – профессор кафедры «Организация и безопасность движения» на факультете управления МАДИ, доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта, эксперт ООН, главный редактор Агентства транспортной информации. А Илья Варламов – блогер. Силы явно неравны.
О чем говорил Михаил Якимов? Нельзя рассматривать те или иные решения (будь то управленческие, архитектурные, строительные) в отрыве от того контекста, в котором они существуют – исторического, культурного, ментального. Не стоит просто брать готовые иностранные решения и механистически переносить на отечественную почву. Это универсальная формула, годная и для политической системы, и для дорог.
Дороги, переходы, развязки, светофоры – со всем этим россияне встречаются каждый день. И конструкция этих сооружений, а также поведение как автомобилистов, так и пешеходов обусловлены не только конструктивными особенностями, но и, например, «культурой вождения».
По сути, здесь идет выплеск глубинности на весьма будничные практики. И то, как себя ведет человек в потоке людей или водитель в потоке машин – связано и с политической системой, и с культурой, и с общим состоянием общественной среды.
Прежде чем заимствовать что-то – нужно понять, почему оно стало именно таким.
Президент России Владимир Путин со всех трибун предостерегает от слепого копирования и заимствования иностранных практик. Ровно о том же самом говорил и Михаил Якимов.
Не менее важен вопрос о границах любых изменений. У каждого процесса есть объективные пределы – причем изменить поведение весьма проблематично, а обстоятельства временами невозможно. Это как раз история про сужение полос. Да, это позволит увеличить пропускную способность дорог. Но если сделать полосы слишком узкими – движение встанет. Если машины становятся все шире, длиннее и мощнее – это надо учитывать. Бесполезно спорить с динамикой общественного сознания – ее изменение является делом долгим и трудоемким. Это не значит, что данную работу можно не вести – напротив, есть многие вещи, которые было бы очень недурно изменить, например, в российской «культуре вождения». Только делать это нужно с помощью тех методов, которые будут восприняты в обществе.
Возвращаясь к основной теме – дороги и поведение на них в каждой стране определяется не только конструкцией, но и общественным сознанием – сформированным за годы и века мировоззрением, на основании которого те или иные сооружения, здания или объекты выглядят именно так, а не иначе.
Однако, Илья Варламов решил выкинуть все эти умственные конструкции и свел все к формуле: в России нельзя строить хорошие дороги, потому что у нас запрещены однополые браки и марихуана. И заодно продемонстрировал уровень своей культуры – нелестно высказавшись о всех тех, кто не разделяет точку зрения Ильи Варламова (а точнее – его спонсоров).
Так что это не Михаил Якимов все свел к геям и травке, а сам Илья Варламов. Хотя речь шла о дорогах.
Опус целиком:
https://varlamov.ru/4097054.html