Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 19
Научно-образовательная политика
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специально для НОП о работе университета и поддержке студентов:

Здоровье студентов и преподавателей для нас превыше всего, поэтому мы приняли решение ввести особый режим работы: студенты учатся дистанционно, а преподаватели и сотрудники работают по комбинированному графику. Дистанционный формат работы, включая экзаменационные сессии и защиту выпускных квалификационных работ, был налажен в Политехническом университете еще в первую волну дистанта, поэтому он не повлияет на качество образования.

Мы компенсируем расходы на дорогу домой иногородним студентам, проживающим в общежитиях, при отъезде с 15 ноября до 1 декабря. Для тех, кто не сможет уехать в родной город и останется в общежитии, предусмотрели возможность доставки комплексных обедов из столовых университета. Более того, мы усилили контроль масочного режима и времени отсутствия проживающих в общежитиях. Для общежитий приобрели специальную дезинфицирующую технику.
Мы компенсируем расходы на дорогу домой иногородним студентам, проживающим в общежитиях, при отъезде с 15 ноября до 1 декабря. Для тех, кто не сможет уехать в родной город и останется в общежитии, предусмотрели возможность доставки комплексных обедов из столовых университета. Более того, мы усилили контроль масочного режима и времени отсутствия проживающих в общежитиях. Для общежитий приобрели специальную дезинфицирующую технику.
источник
Научно-образовательная политика
«Мой первый бизнес»: о старте конкурса для юных предпринимателей

Сегодня стартовал 4 сезон конкурса для юных предпринимателей «Мой первый бизнес» президентской платформы «Россия - страна возможностей». По сравнению с прошлыми сезонами возрастная планка для участия поднялась: заявку смогут подать как школьники, так и студенты до 23 лет. Экспертами проекта в этом году станут «Лидеры России» – клуб «Эльбрус» – и Бизнес-платформа Общероссийского народного фронта.

В церемонии открытия конкурса в онлайн-режиме принял участие первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, он обратился к участникам со словами напутствия: «Приятно видеть, что ребята, которые участвовали в первых трех сезонах конкурса, уже смогли реализовать свою мечту, свой проект. Конкурс дает вам возможность проверить себя, пройти обучение, получить экспертную поддержку от лучших профессионалов отрасли, сформировать настоящую команду единомышленников, с которыми вы сможете вместе реализовывать проекты.

Кстати, обычно у нас в таких конкурсах к более старшим участникам присоединяются более младшие, а здесь наоборот. Конкурс «Мой первый бизнес» первые три года был ориентирован только на школьников, но в этом году возрастная планка для участников поднимается с 18 лет до 23 лет. Кем бы вы потом ни стали, этот опыт точно пригодится в жизни. В этом конкурсе могут быть победители, но не может быть проигравших, потому что сам опыт участия, программа обучения, совместная работа в команде – все это даст вам в жизни очень много»
.

Кроме того, он отметил, что был принят ряд решений по поддержке молодежного предпринимательства со стороны Правительства РФ. «Решением Президента с этого года статус самозанятых присваивается уже не с 18, а с 16 лет, а к нему добавляется еще и налоговый вычет. Неплохое подспорье для начала своего первого проекта. Ну, а случае победы, вы добавите к нему еще и соответствующую грантовую поддержку», – добавил Сергей Кириенко.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров рассказал об особенностях конкурса в этом году: «После регистрации ребят ждет тестирование, которое поможет определить, в чем они могут добиться наилучших результатов – в социальном направлении предпринимательства или коммерческом. Затем им нужно будет описать свои проекты. На третьем этапе ребята, успешно справившиеся с тестами и описанием проектов, будут приглашены на онлайн-интервью, по итогам которых и определятся полуфиналисты конкурса».

Алексей Комиссаров отметил: «Мы хотим, чтобы у ребят были все ресурсы для получения знаний, компетенций и опыта в реализации проектов. В этом году у них будет возможность все это получить на региональном этапе, на котором их ждет акселерационный бизнес-курс и серия образовательных интенсивов. Всего таких интенсивов будет больше ста, и именно там они смогут доработать свои проекты. И самое ценное – получить обратную связь от экспертов и уже опытных предпринимателей».

НОП удалось узнать мнение Алексея Комиссарова: «Многие участники конкурса «Мой первый бизнес» запускают действительно классные проекты – от блогерства и интернет-магазина до серьезных социально ориентированных инициатив и даже оборудования для переработки пластика. Например: Проект «PlaRab» в сезоне 2019-2020 годов вышел в финальную битву проектов фестиваля CapFest. Команда организует мастер-классы для школьников по экологии и производит демонстрационное оборудование для переработки пластика. Участники рассказывают, как заботиться о природе, как вести себя «экологично», не вредить окружающей среде. Сейчас «PlaRab» ищет партнеров для сотрудничества. Это новое поколение, которое только начинает свой путь в бизнесе. И мы стараемся сделать конкурс таким, чтобы в нем было интересно участвовать как можно большему числу ребят».

Регистрация на конкурс продлится до 27 января 2021 года на сайте https://myfirstbusiness.ru/.
источник
Научно-образовательная политика
🔎 Югорский, Тюменский и Нижневартовский госуниверситеты примут участие в новой программе University Alliance, инициированной Британским Советом. Цель - объединение молодых ученых Великобритании и России путем создания партнерских отношений и возможностей для профессионального развития.  

Сейчас вузы формируют междисциплинарные группы, обсуждаются темы. В основном они связаны с климатическими изменениями, в частности, фокус - изучение болот (в Западной Сибири они распространены как нигде в мире, а состояние болот во многом определяет погоду на планете). Исследования пройдут в таежной и тундровой зонах Западной Сибири и на севере Британии. Проект рассчитан на 3 года.
https://rg.ru/2020/11/19/reg-urfo/shest-vuzov-sibiri-i-britanii-obediniatsia-dlia-izucheniia-izmenenij-klimata.html
источник
Научно-образовательная политика
Вместе с Ириной Карелиной, исполнительным директором Ассоциации "Глобальные Университеты" открыли очередной Семинар-стажировку на базе Уральского Федерального Университета (в экспертном сообществе наши семинары давно прозвали "Вебинарами Минобрнауки", так как в них регулярно принимают участие представители руководства Министерства). Тема очень своевременна и актуальна - индивидуализация образования.
Этот разговор мы обязательно продолжим, ведь индивидуальные траектории особо важны именно в дистанционном и смешанном форматах обучения.

В этом направлении хороший опыт и идеи для масштабирования есть в ТюмГУ (Таисия Погодаева, Андрей Щербенок).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Елена Катаева, ректор МГТУ СТАНКИН, специально для НОП о работе Университета и поддержке студентов:

Студенты хорошо адаптировались к дистанционному формату и ориентируются в электронных сервисах.

Для качественной организации удаленного обучения преподавателям СТАНКИНа потребовалось максимально наполнить образовательный контент, который был загружен в электронную образовательную среду МГТУ «СТАНКИН».

Единый деканат в режиме онлайн ежедневно взаимодействует с обучающимися.

Для студентов, принявших решение уехать, будет произведен перерасчёт стоимости проживания в общежитии либо осуществлён возврат денег. В индивидуальном порядке вуз рассматривает обращения обучающихся по поводу бесплатного проезда к месту проживания.

Рассматриваются вопросы о материальной поддержке студентов- бюджетников, которые остаются в общежитии.

Переход на дистанционный формат, будет насыщен также участием в различных мероприятиях, которые пройдут в онлайн формате.
Для студентов, принявших решение уехать, будет произведен перерасчёт стоимости проживания в общежитии либо осуществлён возврат денег. В индивидуальном порядке вуз рассматривает обращения обучающихся по поводу бесплатного проезда к месту проживания.

Рассматриваются вопросы о материальной поддержке студентов- бюджетников, которые остаются в общежитии.

Переход на дистанционный формат, будет насыщен также участием в различных мероприятиях, которые пройдут в онлайн формате.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас Министр науки и высшего образования Валерий Фальков вручает премии "ректор года" Российского профессорского собрания.

А ещё - редчайший кадр, когда два министра (действующий и бывший) рядом за одним столом:
Валерий Фальков и Владимир Филиппов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков
(в разговоре с Ларисой Пастуховой):

Воспитательную работу в университете надо организовать таким образом, чтобы она была органическую частью присутствия студентов в университете.
источник
Научно-образовательная политика
Отвечая на вопрос о введении показателя по воспитательной работе в KPI руководителей, Валерий Фальков предупредил, что надо избегать формализма: Начнется гонка за показателями. Я предлагаю не торопиться и посмотреть, что будет интегральным показателем оценки качества работы в университете.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Одно из самых наших приоритетных направлений – студенческое самоуправление. Самоуправление позволяет  самореализоваться тем, кто имеет лидерские качества.
Это приоритетная работа на будущий год и ресурсно поддержим, смотрим, где есть передовые практики.
Университеты крепки своими "низами", университет начинает меняться, когда есть запрос оттуда. Там происходит самая интересная работа. Качество, масштаб такой работы все-таки дают преподаватели.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Широкая добровольческая акция "Мы вместе" не только студенческая, но я хотел бы особо отметить роль студентов и поблагодарить всех студентов, кто участвовал бескорыстно, исходя из благих побуждений. Это хороший пример воспитательной работы.
Как только нам удастся побороть ковид, а нам обязательно удастся, мы будем помогать университетам развивать новые форматы добровольчества по другим направлениям. Очень большой интерес связан с помощью животным, детям.
источник
Научно-образовательная политика
Лариса Пастухова:

Мы в течение ноября построили очень интересную работу, дискуссионную, с обратной связью. Сегодня активно работаем с профильными департаментами министерства. Завтра презентации практик и встреча с общественниками.
Получая обратную связь, мы понимаем, что вопросы воспитания и продолжения этого разговора очень важны. Вузы и их специалисты, которых отвечают за воспитательную работу заинтересованы совершенствоваться, развиваться и делать работу эффективней. Основной признак эффективности воспитательной работы: она незаметная, а результат есть. Это очень деликатная и непростая сфера, мы убедились, что в условиях пандемии важней не обучение выстроить, а именно организовать невидимый воспитательный процесс и каждый день быть на связи.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков:

Мы вдруг поняли, что само присутствие в коллективе, оно воспитывает. Именно поэтому важны коллективные формы деятельности: спортивные команды, и участие в добровольческих объединениях, и игра в квн, и многое другое. Потому что это нормальная  социализация. Это позволяет нам соотнести кто мы есть, как выстраиваются взаимосвязи и лучше быть готовыми к взрослой жизни. Хотя мое глубокое убеждение, что взрослая жизнь начинается уже в школе, а уж студенты это точно самостоятельные, взрослые люди.
источник
Научно-образовательная политика
Дороги и контекст

Продуктивно осмысливать реальность через тот контекст, в котором она существует. И исторические обстоятельства, которые повлияли на ее формирование. Люди живут так, как им удобно, а решения по преобразованию среды принимают, исходя из огромного количества соображений.

Илья Варламов вчера решил устроить «разгром» выступлению Михаила Якимова на конгрессе Road Traffic Russia. Само по себе это, конечно, было изначально нечестно. Михаил Якимов – профессор кафедры «Организация и безопасность движения» на факультете управления МАДИ, доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта, эксперт ООН, главный редактор Агентства транспортной информации. А Илья Варламов – блогер. Силы явно неравны.

О чем говорил Михаил Якимов? Нельзя рассматривать те или иные решения (будь то управленческие, архитектурные, строительные) в отрыве от того контекста, в котором они существуют – исторического, культурного, ментального. Не стоит просто брать готовые иностранные решения и механистически переносить на отечественную почву. Это универсальная формула, годная и для политической системы, и для дорог.

Дороги, переходы, развязки, светофоры – со всем этим россияне встречаются каждый день. И конструкция этих сооружений, а также поведение как автомобилистов, так и пешеходов обусловлены не только конструктивными особенностями, но и, например, «культурой вождения».

По сути, здесь идет выплеск глубинности на весьма будничные практики. И то, как себя ведет человек в потоке людей или водитель в потоке машин – связано и с политической системой, и с культурой, и с общим состоянием общественной среды.

Прежде чем заимствовать что-то – нужно понять, почему оно стало именно таким.

Президент России Владимир Путин со всех трибун предостерегает от слепого копирования и заимствования иностранных практик. Ровно о том же самом говорил и Михаил Якимов.

Не менее важен вопрос о границах любых изменений. У каждого процесса есть объективные пределы – причем изменить поведение весьма проблематично, а обстоятельства временами невозможно. Это как раз история про сужение полос. Да, это позволит увеличить пропускную способность дорог. Но если сделать полосы слишком узкими – движение встанет. Если машины становятся все шире, длиннее и мощнее – это надо учитывать. Бесполезно спорить с динамикой общественного сознания – ее изменение является делом долгим и трудоемким. Это не значит, что данную работу можно не вести – напротив, есть многие вещи, которые было бы очень недурно изменить, например, в российской «культуре вождения». Только делать это нужно с помощью тех методов, которые будут восприняты в обществе.

Возвращаясь к основной теме – дороги и поведение на них в каждой стране определяется не только конструкцией, но и общественным сознанием – сформированным за годы и века мировоззрением, на основании которого те или иные сооружения, здания или объекты выглядят именно так, а не иначе.

Однако, Илья Варламов решил выкинуть все эти умственные конструкции и свел все к формуле: в России нельзя строить хорошие дороги, потому что у нас запрещены однополые браки и марихуана. И заодно продемонстрировал уровень своей культуры – нелестно высказавшись о всех тех, кто не разделяет точку зрения Ильи Варламова (а точнее – его спонсоров).

Так что это не Михаил Якимов все свел к геям и травке, а сам Илья Варламов. Хотя речь шла о дорогах.

Опус целиком: https://varlamov.ru/4097054.html
источник
Научно-образовательная политика
Не каждый день друзья и спикеры "Научно-образовательной политики" встречаются в одном эфире, чтобы обсудить самое важное: увлечения, путешествия, музыку и всё то, что влияет на внутренний мир профессионалов.

Смотрите прямо сейчас:

https://t.me/rosmolodez/2808
источник