Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 13
Научно-образовательная политика
Невзирая на плотность и масштаб новостной повестки в эту пятницу, наш герой дня сегодня - Виктор Сенюков, начальник управления научных исследований МИФИ.

Виктор Алексеевич принимал участие в ректорской стратсессии в онлайн - режиме.
источник
Научно-образовательная политика
И смех, и грех:
"Студент Омского института водного транспорта, чтобы докричаться до губернатора, влез на 8-метровую березу".

Студент Алексей Дудоладов, о котором идёт речь, выложил в сеть видеообращение к губернатору, в котором интересуется, как деревенским студентам получать знания на дистанционном обучении, без доступа к высокоскоростному интернету.

Печальная реальность заключается в следующем: на дистанционку отправили, а интернета нет, не было и не будет!

И не один Алексей взволнован этим вопросом. Многие ТГ- каналы поднимают эту тему. Студенты возмущены. Но по факту задают вопросы в пустоту!
Нигде, и ни от кого я ещё не услышал ни одного внятного ответа по поводу решения проблемы с присутствием и скоростью интернета в глубинках необъятной.

Old Сritic Сat
источник
2020 November 14
Научно-образовательная политика
Крысы-алкоголики подсказали ученым, как можно лечить печень: https://tayga.info/161497

Наконец-то ученые занялись действительно важным делом!
источник
Научно-образовательная политика
Воспитание и образование в законе (1/2)

В ходе прошедшего 10 ноября заседания экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете ГД РФ по образованию и науке были определены направления деятельности и созданы рабочие группы.

Рабочая группа по цифровизации образования
Выбранный вектор особенно актуален во время пандемии: образование массово переместилось в дистант, при этом не всегда с сохранением качества. Удаленное обучение требует внедрения лучших технологий и их мониторинга. Отдельное внимание будет уделено вопросам адаптации и доступности образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. Большая дифференциация по онлайн-подготовке к ЕГЭ станет еще одним предметом изучения.

Рабочая группа по профилактике распространения молодежных деструктивных субкультур
Ранее рабочая группа уже продемонстрировала свою эффективность: результаты работы привели к решению генпрокуратуры о признании АУЕ экстремистской идеологией 17 августа 2020 года. Среди приоритетных задач в краткосрочной и среднесрочной перспективе - скулшутинг, группы смерти, футбольные хулиганы. Дискуссию участников заседания вызвала последняя задача. Среда болельщиков требует более тщательного изучения, в частности, содействие готова оказать общественная площадка Совета ГУВД г. Москвы. Эксперты отметили, что законопроекты по всем темам требуют обязательного участия специалистов в сфере образования и воспитания.

Рабочая группа по вопросам воспитания обучающихся
Куратором группы выступает Первый заместитель председателя Экспертного совета, почётный работник сферы молодежной политики, Михаил Николаев.


«Необходимо внести изменения в части воспитательной деятельности во ФГОС всех укрупненных групп подготовки будущих специалистов и в структуры основных профессиональных программ специалитета и бакалавриата. В частности, о целевой направленности  примерных рабочих программ воспитания, их структуре, об  использовании воспитательного потенциала изучаемых модулей, учебных дисциплин, основных требований к условиях реализации программ в условиях смешанного обучения. Следует усилить гуманитарный компонент образовательной программы, выделить большее количество зачетных единиц, особенно в технических вузах. В предложенных изменениях федерального закона в части воспитания совсем упущены такие уровни образования как магистратура и аспирантура, нет категории молодых учёных», - отметил Михаил Николаев.

Есть запрос на четкие показатели и критерии оценки реализации рабочих программ воспитания, которые будут внесены в аккредитационные показатели и показатели эффективности работы ректора.

Многие члены экспертного совета вошли в состав рабочих групп по воспитанию в ГД РФ и Минобрнауки РФ. Опасения вызывает тот факт, что внесение поправок в закон «Об образовании» в части воспитания затронет вузы и систему высшего образования, при этом многие образовательные организации не участвуют в процессе создания системы воспитания. Важно учитывать при этом специфику негосударственного сектора, отраслевых субъектов РФ, вузов-подведов Минпросвещения РФ и другие. Проект предложений в части патриотического воспитания граждан в отношении целевой группы студенческой молодежи был направлен членами экспертного совета Министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову.

Проблемой является тот факт, что воспитательная работа создает дополнительную нагрузку на преподавателей в большинстве случаев и бюрократизирует систему образования. Сейчас воспитание создает угрозу бюрократизации. РГГУ выступил инициатором, объявив конкурс-мониторинг лучших воспитательных практик.

А сегодня Правительство утвердило План мероприятий в рамках Стратегии развития воспитания до 2025 года.
источник
Научно-образовательная политика
Воспитание и образование в законе (2/2)

Рабочая группа по вопросам военно-патриотического образования и воспитания
При этом программа патриотического воспитания должна отличаться от создаваемых ранее. В числе предложений: проведение субъектного форума, когда студент воспитывает студента; информационное сопровождение новой системы патриотического воспитания. Сегодня существуют разрывы в части перехода от общего образования к высшему, по мнению экспертов, здесь необходимо сформулировать соответствующую отчетность, наиболее компетентны в этом вопросе люди, которые занимаются воспитательной работой на практике.

Отмечается также, что воспитание в законе «Об образовании» представлено как мировоззрение и часть межнациональных отношений. Поэтому важно, чтобы программа государственной молодежной политики в области воспитания не сводились исключительно в проектам Росмолодежи, поскольку тема намного глубже и шире.

Военно-патриотическое воспитание активно развивают ветеранские общественные организации. Ведется деятельность по аккумулированию инициатив по изменениям в законодательство. Сейчас проводится работа по изучению и систематизации лучших практик в сфере военно-патриотического воспитания в РФ и СНГ. Из-за пандемии особое внимание уделяется информационной безопасности и социальным сетям. Военно-патриотическое воспитание позволяет заменять деструктивный контент.

Рабочая группа по межнациональным, межконфессиональным отношениям и устойчивому развитию
Комфортная среда и адаптация иностранных студентов также выступает отдельным элементом воспитательной работы.

Основной приоритет - научно-педагогическое и образовательное сопровождение воспитательной работы. Важно обеспечить преемственность и согласованность программ воспитания на всех уровнях. До 1 декабря должны быть утверждены соответствующие документы.

Созданные в рамках экспертного совета рабочие группы будут работать над анализом и экспертизой законопроектов, которые поступают в ГД РФ. Системное понимание сложности вопроса и его многогранности делает необходимым диалог различных органов власти. Эффективные решения должны стать эффективными практиками. В связи с чем возникает запрос на практический опыт для формирования органичной экосистемы воспитания от «закона» до «воспитанного» в соответствии с целями развития государства гражданина. Экспертный совет продемонстрировал явную открытую к коммуникациям позицию, что позволяет прогнозировать выработку законопроектов, которые максимально учтут все общественные точки зрения по обсуждаемым вопросам.
источник
Научно-образовательная политика
Максим Зайцев, депутат ГД РФ, член комитета ГД РФ по образованию и науке, куратор Экспертного совета, специально для НОП:

Прошло заседание Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся. По итогам заседания можно сделать следующие выводы:

- Достаточно активная и серьезная работа была проведена по экспертному составу.
- Круг проблем, который был поднят экспертами, достаточно широкий: касались дистанционного образования, воспитательной работы, в том числе в магистратуре и аспирантуре, поскольку, по мнению экспертов, в принятом законопроекте недостаточно корректно указаны стадии по воспитательной работе с молодыми людьми.
- Поднималась проблема по последнему законопроекту по повышению возраста молодых людей до 35 лет. Какие-то воспитательные программы возможно будет и на них распространять.
- Достаточно серьезно обсуждался вопрос по необходимости тиражирования лучших практик в области цифровизации образования, использования дистанционных технологий в связи с ухудшением в области эпидемиологической ситуации.

Был поднят вопрос обучения и образования иностранных студентов, которые также находятся сейчас на удаленке и фактически не могут приступить к удаленным занятиям. На сегодняшний день для реализации нацпроектов и стратегических инициатив необходимо вовлечение всех участников образовательных процессов: студенты, ППС, административные работники, работодатели, общественность и эксперты в сфере образования и науки.

Один из важнейших моментов дискуссии - снижение бюрократической нагрузки на педагогов и образовательные организации. Здесь бюрократия лишь расширяет свои щупальца и распространяет их на новые области. Фактически законопроект по воспитанию, принятый государственной думой, во многих учреждениях тоже воспринимается лишь как написание дополнительных отчетов.

Есть сложности с реализацией законопроекта в контексте ведомственных вузов. Например, медицинские и технические вузы по-разному видят реализацию воспитания.

На сегодняшний день дети и молодежь остаются важнейшим приоритетом госполитики, и государство должно создавать условия, которые будут способствовать всестороннему интеллектуальному развитию детей и молодежи, а не устанавливать бюрократические требования.

С другой стороны, для нас не совсем понятно, по каким критериям написаны воспитательные программы, и как будут использоваться в конкретных примерах. Получается, что каждое образовательное учреждение или муниципальное образовательное учреждение пишет программы так, как считает нужным. Это приведёт к тому, что будут достаточно серьезные различия в программах как между субъектами, так и в условиях концессий.
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сачков, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «За качественное образование», председатель Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете ГД РФ по образованию и науке специально для НОП о заседании Экспертного совета:

Для нас было важно вобрать в состав Экспертного совета представителей различных сфер: руководителей и представителей образовательных организаций высшего образования, в том числе из отраслевых, негосударственных вузов, системы дополнительного профессионального образования, руководства федеральных, региональных государственных учреждений, представителей Ворлдскиллс, Общественной палаты РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, экспертных сообществ, некоммерческих организаций. Важность обусловлена тем, чтобы высказывались мнения разных сторон - это сильно поднимает качество проработки вопросов.

Хотел бы отметить, что для системы высшего образования при обсуждении вопросов качества образования, воспитательной деятельности, как и по всем темам, связанным с развитием науки и образования, в том числе государственной политики и законодательства, принципиально важно учитывать мнения максимально широко с привлечением отраслевых вузов (Министерства здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, транспорта и др.) и ведомств, где есть подведомственные вузы, в том числе негосударственных вузов. Это необходимо для того, чтобы шире видеть проблематику и принимать сбалансированные правильные государственные решения. Нельзя создавать одинаковые критерии оценки для крупных гуманитарных вузов, технических, оснащенных лабораториями или производством, и  узкоспециализированных, например, культуры и искусства. Поскольку учебный процесс в каждой из групп устроен по-разному. Важно принимать во внимание все тонкости и детали при принятии государственных решений.
источник
Научно-образовательная политика
Как российским университетам стать конкурентоспособными в глобальной среде и создавать свои правила игры? Об этом на форуме «Сильные идеи для нового времени» рассказал спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. 

🎥 Смотреть трансляцию: https://youtu.be/RwFGFVSli_E 

⁉️В чем проблема:
• В отличие от своих глобальных конкурентов, наши университеты почти не занимают активную позицию в общественном дискурсе и в дискурсе технологического развития. 
Вузы проекта 5-100 сосредоточились на выполнении формальных показателей, забывая о том, что эти показатели должны быть следствием прорывов, а не целью. В итоге неизвестны международные инициативы, которые были бы выдвинуты российскими университетами на глобальном уровне и поддержаны.
• Университеты вышли на глобальные позиции, но вынуждены играть на чужом поле. Мы не устанавливаем собственные стандарты
Цифровизация пока крайне поверхностна. Не проведена глубокая работа с данными, со стороны руководителей отсутствует осознание системы образования как экосистемы, построенной на людях и данных. Ключевые инфраструктурные задачи не выполнены и не осознаны.

‼️Что делать:
• Любые формирующиеся институты должны быть сетевыми, цифровыми и глобальными. 
• Необходимо разработать единый цифровой ID студентов и преподавателей.
• Необходимо достроить модель университета как института развития. У нас должна появиться сеть институтов развития, созданная в сетевой цифровой логике, на учете данных и энергии участвующих в ней людей. 
• В этом году Университет 20.35 и движение WorldSkills выдадут более 300 тыс. сертификатов, удостоверений и дипломов людям, прошедшим через их программы. 95% сертификатов Университет 2035 выдаст через вузы-партнеры. Это воплощение сетевой формы работы, принципиально другая модель, ориентированная на кооперацию, а не конкуренцию. 
• Нужно на порядок больше компетентных специалистов, которые участвуют в повестке развития. Привлечь к этому необходимо не только вузы-лидеры, но и все региональные университеты. 
Переход к сетевому и цифровому формату позволит избежать жесточайшего дефицита кадров. Нужно решать поставленные перед страной задачи технологического развития. Если не начать меняться, в бой идти будет не с кем.
YouTube
Высшая школа: ледниковый период
Позвоночные, особенно крупные млекопитающие, мужественно переносили суровые климатические условия ледникового периода. Многие не вынесли холода и вымерли. А Homo sapiens в тяжелой ситуации вечных холодных температур начал развивать мозг, что и помогло выжить. О жизни и развитии университетов в эпоху пандемии: как вузы начали учебный год, как справляются с вызовами COVID-19 и что ждёт систему высшей школы в будущем?
Модераторы:
Дмитрий Гужеля — руководитель департамента оценки и методологии, АНО «Россия – страна возможностей»
Евгений Сжёнов — научный руководитель, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Выступающие:
Ярослав Кузьминов — ректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Дмитрий Песков — директор направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ); генеральный директор, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам…
источник
Научно-образовательная политика
Ничего необычного. Просто Антониу Гутерриш поздравил УрФУ со столетием, листайте дальше 💯
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
‼️Друзья, вчера состоялся масштабный форум «Сильные идеи для нового времени» организованный Агентством стратегических инициатив.

Очень здорово, что было заключено соглашение между Минпросвещения и АСИ о сотрудничестве в сфере образования, мы писали о подробностях этого соглашения: https://t.me/bpshkola/6987

В форуме принял участие президент страны Владимир Путин и подчеркнул его значимость, что безусловно говорит о том, что это не было собранием для «галочки» и принятые на форуме решения точно будут реализованы.

‼️Представляем фотоотчет с мероприятия.
источник
Научно-образовательная политика
Теоретически, Вован&Лексус, а также их коллеги-пранкеры, при соответствующей координации с "гласом государевым", могли бы помочь системе науки и образования выполнить десятилетний план по нацпроектам за пару лет. Возможно, даже без финансирования мероприятий нацпроектов из федерального бюджета😁

https://t.me/irk01/188
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги, вы Ленина не уважаете?! ☭☭☭

https://t.me/scienpolicy/12962
источник